Научная статья на тему 'Международный опыт проектирования общественных пространств в условиях холодного климата'

Международный опыт проектирования общественных пространств в условиях холодного климата Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественные пространства / проектирование общественных пространств / общественные пространства в холодном климате / public spaces / design of public spaces / public spaces in cold climates

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бабарыкина Дарья Владимировна

В статье рассматриваются вопросы проектирования общественных пространств в условиях холодного климата. Особое внимание уделяется методам и технологиям, позволяющим создавать функциональные и эстетически привлекательные общественные пространства. В работе исследуются особенности организации открытых общественных пространств в трех странах: Канаде, Норвегии и Швеции, с целью выявления возможностей их адаптации к условиям российских регионов с холодным климатом. Актуальность статьи подтверждается вопросами дискуссии по вопросам проектирования общественных пространств в странах с холодным климатом, где климатические изменения последних десятилетий оказывают влияние на формирование городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Бабарыкина Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience in designing public spaces in cold climates

The article discusses issues of designing public spaces in cold climates. Particular attention is paid to methods and technologies that enable the creation of functional and aesthetically pleasing public spaces. The article examines projects of public spaces in Canada, Norway, and Sweden. The relevance of this article is undoubted in the context of modern architectural discussion on the design of public spaces in countries with cold climates, where climate changes in recent decades have influenced the formation of the urban environment.

Текст научной работы на тему «Международный опыт проектирования общественных пространств в условиях холодного климата»

Architecture and Modern Information Technologies. 2024. №2(67). С. 130-142

ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Научная статья!

УДК/UDC 725.1:711.61(100:212.3) DOI: 10.24412/1998-4839-2024-2-130-142

Международный опыт проектирования общественных пространств в условиях холодного климата

Дарья Владимировна Бабарыкина1

Новосибирский Государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова (НГУАДИ), Новосибирск, Россия d.babarykina@nsuada.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проектирования общественных пространств в условиях холодного климата. Особое внимание уделяется методам и технологиям, позволяющим создавать функциональные и эстетически привлекательные общественные пространства. В работе исследуются особенности организации открытых общественных пространств в трех странах: Канаде, Норвегии и Швеции, с целью выявления возможностей их адаптации к условиям российских регионов с холодным климатом. Актуальность статьи подтверждается вопросами дискуссии по вопросам проектирования общественных пространств в странах с холодным климатом, где климатические изменения последних десятилетий оказывают влияние на формирование городской среды.

Ключевые слова: общественные пространства, проектирование общественных пространств, общественные пространства в холодном климате Для цитирования: Бабарыкина Д.В. Международный опыт проектирования общественных пространств в условиях холодного климата // Architecture and Modern Information Technologies. 2024. №2(67). С. 130-142.

URL: https://marhi.ru/AMIT/2024/2kvart24/PDF/10 babarykina.pdf DOI: 10.24412/1998-48392024-2-130-142

CREATIVE CONCEPTS IN ARCHITECTURE

Original article

International experience in designing public spaces in cold climates

Daria V. Babarykina1

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts named after A.D. Kryachkova

(NGUADI), Novosibirsk, Russia

d.babarykina@nsuada.ru

Abstract. The article discusses issues of designing public spaces in cold climates. Particular attention is paid to methods and technologies that enable the creation of functional and aesthetically pleasing public spaces. The article examines projects of public spaces in Canada, Norway, and Sweden. The relevance of this article is undoubted in the context of modern architectural discussion on the design of public spaces in countries with cold climates, where climate changes in recent decades have influenced the formation of the urban environment. Keywords: public spaces, design of public spaces, public spaces in cold climates For citation: Babarykina D.V. International experience in designing public spaces in cold climates. Architecture and Modern Information Technologies, 2024, no. 2(67), pp. 130-142.

1 © Бабарыкина Д.В., 2024

Available at: https://marhi.ru/AMIT/2024/2kvart24/PDF/10 babarykina.pdf DOI: 10.24412/19984839-2024-2-130-142

Введение

Изучение опыта проектирования общественных пространств в странах с климатом, аналогичным Сибири, становится важным источником вдохновения, а сам опыт -примером для других регионов и стран. Это позволит градостроителям и архитекторам создавать более функциональные, практичные и комфортные общественные пространства, применяя лучшие практики и учитывая локальные климатические особенности. Эта статья представляет собой обзор успешных стратегий, технологических инноваций и подходов к архитектурному проектированию общественных пространств, которые могут быть применены в различных ситуациях, где сталкиваются с подобными климатическими вызовами.

Холодный климат - климат со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца -20 °С...-30°С 2. Он может быть обусловлен географическим положением, высокой широтой или преобладанием арктического влияния. Особенности холодного климата включают низкие температуры, частые снегопады и короткое лето. Зимы в холодных климатических зонах могут быть очень холодными, с температурами ниже нуля, в то время как летом температуры могут подниматься только до нескольких градусов выше нуля. Постоянный холод может представлять опасность для горожан и требует специальных архитектурных решений, чтобы обеспечить их безопасность и комфорт [1].

В современном мире, когда плотность городского населения увеличивается, а значимость учёта климатических условий становится все более важной, Вопрос проектирования общественных пространств при суровых зимах и перепадах температур приобретает особую актуальность. В частности, это касается регионов с резко континентальным климатом, таких как Сибирь, где длинные и суровые зимы создают вызовы не только жителям, но и местным архитекторам и градостроителям. В этом контексте проектирование общественных пространств в Сибири оказывается задачей, требующей комплексного подхода в решении, содержащем не только эстетические и функциональные аспекты, но и стратегии проектирования общественных пространств в холодных погодных условиях. В этой статье рассмотрена важность учета климатических факторов при проектировании общественных пространств в сибирском регионе, а также представлены современные подходы и практические рекомендации для создания востребованных, функциональных и комфортных общественных мест в суровых погодных условиях.

При обсуждении вопроса проектирования общественных пространств в холодном климате Сибири необходимо также рассмотреть аналогичные климатические условия в других регионах мира. Несомненно, ряд стран имеют схожие климатические характеристики, которые следует учитывать при разработке стратегий проектирования. К таким странам можно отнести Канаду, особенно ее северные регионы, где преобладает континентальный климат с длительными и суровыми зимами. Северные части Швеции и Норвегии могут иметь климат, близкий к резко-континентальному климату. Рассмотрение опыта этих стран может предоставить ценные примеры для разработки эффективных подходов к проектированию общественных пространств в сибирском контексте.

2 Терминологический словарь по бетону и железобетону. Москва: ФГУП «НИЦ «Строительство» НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, 2007 г. 110 с.

Проектирование общественных пространств в Канаде

В основном в Канаде преобладает умеренно-континентальный климат с коротким теплым летом и длинной холодной, снежной зимой. Среднемесячная зимняя температура может опускаться до -15°С даже в южной части страны, хотя там можно ожидать и температуры -40°С с сильными ледяными ветрами3. Среднегодовые осадки в виде снега могут достигать нескольких сотен сантиметров (например, в Квебеке - 337 см). Холода начинаются с ноября и длятся до конца февраля. Весна в Канаде короткая и наступает поздно. Из-за таких погодных условий в стране активно используется подземное пространство как место для защиты от холода, ветра и снегопадов. Например, монреальский «подземный город» - самый крупный в мире искусственно созданный комплекс подземных тоннелей, общая протяженность которых составляет 32 км4. Этот город обеспечивает людей укрытием от жары летом, и спасает от ветра и холода зимой (рис. 1).

В городе Калгари, наоборот, из-за высокого уровня грунтовых вод распространена сеть надземных пешеходных пространств [2]. Обычно, в крытых надземных переходах выделена полоса для велосипедистов, а по бокам находятся несколько выше по отметке пешеходные дорожки5. В темное время суток внутреннее пространство освещается сверху, а снизу установлена подсветка, отделяющая пешеходную зону от велосипедной (рис. 1).

Рис. 1. Использование надземного и подземного пространства: а) подземный город в Монреале; б) надземные переходы в Калгари

В городах Канады подземные и надземные пешеходные пространства представляют собой два подхода к обеспечению комфортного передвижения в условиях холодного климата. Подземные пешеходные системы, такие как PATH в Торонто или RESO в Монреале, предлагают защищенное от непогоды пространство, соединяющее различные здания, магазины и транспортные узлы, что особенно удобно в зимние месяцы. Надземные пешеходные пространства, такие как системы надземных переходов в Калгари, также обеспечивают защиту от холода и снега, при этом позволяя наслаждаться городскими видами и дневным светом. Оба подхода эффективно адаптированы к суровым климатическим условиям, предлагая жителям и гостям городов комфортные и безопасные маршруты для передвижения.

3 Атлас мира: Максимально подробная информация / руководители проекта: А.Н. Бушнев, А.П. Притворов. Москва: АСТ, 2017. 96 с. ISBN 978-5-17-10261-4.

4 Подземный город для пешеходов RESO. URL: https://undergroundexpert.info/opyt-podzemnogo-stroitelstva/realizovannye-proekty/stroitelstvo-podzemnogo-goroda-monrealya-reso (дата обращения: 27.02.2024).

5 Пешеходная сеть «+15» в Калгари. URL: http://zarubegom.com/kalgari-i-okrestnosti/peshehodnaya-set-15-v-kalgari/ (дата обращения: 29.02.2024).

Сравнивая подземные и надземные пешеходные пространства в городах Канады, становится очевидным, что оба подхода эффективно решают проблему комфортного передвижения в холодном климате. Однако, не менее важным аспектом городского планирования является создание открытых общественных пространств, таких как парки. Несмотря на суровые зимние условия, парки продолжают играть ключевую роль в жизни горожан, предлагая места для отдыха, спорта и социального взаимодействия. Рассмотрим, Торонто успешно интегрирует принципы ландшафтного дизайна и современные технологии в создание функциональных и привлекательных парков, способных оставаться востребованными круглый год.

Парк Ага Хан, расположенный на периферии центра Торонто, окружен интенсивными городскими магистралями и улицами. Парк, площадью почти в семь гектаров, включает в себя сады, пешеходные тропы, архитектурные сооружения, площадки для различных мероприятий. На его территории располагается Музей Ага Хана и общинный центр исмаилитов, которые являются основными точками притяжения посетителей парка (рис. 2). Задачей авторов6 проекта было не только объединить эти два здания, но и создать комфортное пространство.

При создании парка использовались принципы традиционных исламских садов - большие водные бассейны задействованы для визуального увеличения объемов зданий музея и общинного центра. Вокруг искусственных водоемов посажено множество деревьев и кустарников. Различного рода озеленение общественных пространств важно не только с эстетической точки зрения, но и функциональной, являясь эффективной ветрозащитой. В озеленении парка Ага Хан особое внимание уделено ирге7. Этот кустарник формирует переменчивый облик парка в течение года: от снежного цветения весной до богатства бордовых плодов летом, от золотисто-красной листвы осенью до скромных голых ветвей зимой. Такой подход к продуманному и круглогодичному озеленению парка делает его интересным для посетителей не только в летнее время.

Рис. 2. Музей Ага Хана в Торонто

Местами притяжения в общественном пространстве являются здания музеев, которые перетекают в парк, предоставляющий горожанам пространство для пробежек или пикников и служащий связующим звеном между двумя отдельными частями Торонто.

6 Американская студия VDLA.

7 На перекрестке культур: Архплатформа. URL: http://www.archplatforma.ru/index.php?act=1&nwid=3463 (дата обращения: 29.02.2024).

В то же время, центральная часть пространства также содержит два места для проведения культурных мероприятий, организованных командой центра. Эти мероприятия охватывают фестивали современного искусства и кинопоказы.

С наступлением вечера и ночи весь парк, музей и центр освещаются, что придает пространству совершенно новое «лицо» и создает атмосферу уюта и загадочности, привлекая посетителей игрой света и тени. Яркие цвета и креативное освещение не только подчеркивают архитектурные элементы, рельеф и озеленение, но и придают окружающему пространству своеобразие. Применение элементов визуальной стилизации выступает «магнитом» для людей, создавая интересные и запоминающиеся места, превращая обыденные пространства в уникальные точки притяжения, способствуя социальному взаимодействию и позитивным впечатлениям. Использование сценарного освещения в общественных пространствах не только делает окружающую среду более привлекательной, но и способствует формированию уютных и вдохновляющих общественных мест, где люди могут наслаждаться пространством в новом свете (рис. 3).

Рис. 3. Парк Ага Хан в вечернее время

Наряду с муниципальным проектированием, в развитии общественных пространств участвует и активное городское сообщество, в которое входят начинающие архитекторы, студенты архитектурных университетов и просто неравнодушные люди. Для этого каждый год в Канаде проводится конкурс Warming Huts по разработке теплых павильонов и арт-объектов, которые будут размещены на ледяном катке в Виннипеге [3]. Эти сооружения должны быть компактными и временными, обеспечивая посетителям возможность согреться и расслабиться в перерывах между катанием.8

Архитекторы предлагают создавать разнообразные небольшие павильоны, имеющие разные формы и размеры, которые обеспечат защиту от ветра и снега. Например, одним из таких проектов является деревянный «сом», в который можно зайти, удерживаясь за стилизованный «позвоночник». Внутри «сома» расположена длинная скамейка, где можно укрыться от ветра и завязать шнурки от коньков. Окна в форме глаза сома пропускают солнечный свет внутрь укрытия (рис. 4).

8 Конкурс Warming Huts. URL: https://www.warminghuts.com/competition/rules-and-resources (дата обращения: 27.02.2024).

Другие авторы предлагают размещать небольшие фетровые «димсамы»9 на поле катка, которые можно переворачивать и крутить. Кроме того, можно забраться внутрь «димсама» и спрятаться от ветра и холода (рис. 4).

Рис. 4. Победители фестиваля Warming Huts в 2023 году

Помимо обычных павильонов, есть павильоны с обогревателями: такими, например, как ледяная хижина. Внешняя обшивка хижины состоит из листов нержавеющей стали, окрашенных в холодный синий цвет, который создает впечатление холода окружающего снега, отражающегося от его поверхности. Напротив, внутренняя часть хижины обшита деревом, что создает ощущение тепла и, в отличие от нержавеющей стали, поглощает свет. В центре хижины стоит стол, от которого исходит оранжевый свет, мягко рассеивающийся и создающий теплую атмосферу в деревянном интерьере.

Стол и то, как обставленные вокруг него сидения имитируют огонь, создает скорее психологический, чем физический эффект тепла, но в любом случае в корпусе встроены обогревательные элементы. Внутреннее пространство хижины частично связано с внешним: дверной проем открывает вид на снег и мероприятия на свежем воздухе, а застекленное окно в верхней части хижины позволяет заглянуть в небо (рис. 5).

Рис. 5. Участник фестиваля Warming Huts в 2023 году Проектирование общественных пространств в Норвегии

В Норвегии царит типичный умеренный континентальный климат, который характеризуется прохладным летом и снежной зимой. Средняя минимальная температура в самом холодном месяце года - феврале - понижается до -22 градусов,

9 Димсам - китайские пельмени из рисового теста.

максимальная достигает -10 градусов. Самое теплое время года - июль. Средняя минимальная температура в это время понижается до +6 градусов, максимальная достигает +18 градусов. В большинстве регионов страны снег лежит с ноября до апреля. Рассмотрим столицу Норвегии - город Осло. Осло, вопреки своему статусу крупного города в Норвегии, по сравнению с российскими масштабами остается не таким большим. В его границах проживает лишь около 640 тысяч человек, что примерно соответствует населению Ижевска.

В городе пешеходные зоны остаются активными и функциональными как летом, так и зимой. В общественных пространствах установлены места с уютными уголками для отдыха, где можно укрыться под теплыми пледами и наслаждаться свежим воздухом даже при низких температурах. Важным элементом таких пространств стали системы искусственного обогрева, которые широко используются в странах с холодным климатом для поддержания комфортной температуры на открытых пространствах [4]. Кроме того, на пешеходных улицах установлены обогреваемые тротуары, которые легко удаляют снег при небольших осадках, обеспечивая безопасность и удобство для пешеходов [5].

При озеленении города предпочтение отдается морозоустойчивым растениям. Рододендрон, являющийся отличным примером, сохраняет свою зелень даже при суровых температурах, достигающих -15 градусов. Такие растения не только придают городским зонам зеленый акцент в холодные периоды года, но и продлевают визуальное наслаждение живописными оттенками в условиях низких температур 10(рис. 6).

Рис. 6. Рододендрон в городе Осло

Двигаясь немного западнее Осло, мы окажемся в городе Санднес, коммуне в губернии Ругаланн, Норвегия, где в 2021 году на месте бывшей автопарковки появился «Рутен парк». Парк «Рутен», расположенный в центре города, является транзитной развязкой. Инновационный план команды проектировщиков Space Group для парка «Рутен» помог решить проблемы, связанные с транспортными системами и моделями передвижения жителей11. Фундаментальная идея этого предложения - создать основу для открытых, гибких, камерных и крупномасштабных мероприятий (рис. 7).

10 Осло: полный запрет автомобилей и самый дорогой пешеходный мост. URL: https://varlamov.ru/2252991.html (дата обращения: 02.03.2024).

11 Ruten Park / SpaceGroup. URL: https://www.archdailv.com/969690/ruten-park-spacegroup (дата обращения: 03.03.2024).

ь

Рис. 7. «Рутен парк» в городе Саднес, Норвегия

Теневой навес в виде кольца символизирует грандиозные масштабы быстро развивающегося города на набережной. В качестве иконического архитектурного символа кольцо придает новую индивидуальность и способствует формированию новых связей, создавая уникальное общественное пространство как внутри кольца, так и снаружи. Плавающая волнистая конструкция, размещённая на высоте 5-6 метров над землей, устойчива к неблагоприятным погодным условиям, что позволяет более полно использовать ее в роли городского зонта (с учетом 228 дождливых дней в году). На территории парка располагаются несколько зон для спокойного отдыха, фонтаны, игровые площадки, скейтпарк, трасса для катания на роликовых коньках и различные зеленые зоны. Зимой площадь используется для новогодней и рождественской ярмарок. В центре площади размещается новогоднее дерево (рис. 8).

Рис. 8. Парк «Рутен» зимой. Норвегия

Скейтпарк расположен по периметру центрального кругового кольца, с хорошо проложенными дорожками, покрытыми деревьями и растительностью. По периметру парка проходит беговая дорожка, которая обеспечивает городским бегунам безопасное благоустроенное пространство, защищенное от дорожного движения. Зоны отдыха на открытом воздухе, расположенные по всей площади, служат различными местами для

встреч и торжеств. Эти зоны гармонично вписаны в ландшафтный дизайн, создавая тесную связь между пользователями и окружающей средой.

Проектирование общественных пространств в Швеции

Климат в Стокгольме зимой обычно холодный, с низкими температурами и снегопадами, в то время как летом он обычно прохладный, с относительно теплыми днями и прохладными ночами. Температура воздуха зимой в Швеции в среднем -5°C. Средняя минимальная температура составляет -13°C12. Средняя максимальная температура держится на отметке +5°C. На весну, лето и осень отводится всего по 2 месяца. Целых 6 месяцев - с середины октября по середину апреля - зима. И здесь не помогают ни Балтийское море, ни горы на западной границе с Норвегией, задерживающие холодные ветры с Атлантики.

Сегодня Стокгольм - город пешеходов и велосипедистов. Еще в 2006 году в Стокгольме была запущена программа «Vision zero» по развитию велосипедной инфраструктуры с целью создания безопасных условий движения пешеходов, автомобилей и велосипедистов. В городе проводится полная реконструкция транспортной системы с целью исключить пересечение данных видов передвижения и, таким образом, уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий [6]. Одним из уже реализованных шагов в рамках этой программы является создание отдельных переходов через дорогу: один для пешеходов, а другой - через пять метров - для велосипедистов. Еще одним важным аспектом безопасности для велосипедистов является наличие специальных знаков и светофоров на перекрестках, предназначенных для велосипедного движения.13

Например, на набережной Страндвеген (Strandvagen) велодорожки практически объединены с автомобильной дорогой. Велодорожка защищена от трассы небольшим участком тротуара (во избежание перемещения там людей), либо ограждением. Сами велодорожки могут быть одна-, двух- и даже трёхполосными (рис. 9).

Стокгольм показывает, что при грамотном планировании инфраструктуры зима, продолжающаяся шесть месяцев, не становится препятствием. В российских городах можно безопасно кататься на велосипеде круглый год, и спрос на это постоянен.

Рис. 9. Велодорожки Столькгольма, Швеция

12 Атлас мира: Максимально подробная информация / Руководители проекта: А.Н. Бушнев, А.П. Притворов. Москва: АСТ, 2017. 96 с. ISBN 978-5-17-10261-4.

13 Копенгаген. Преобразование города и водный автобус. URL: http://metroblog.ru/post/4456/ (дата обращения: 28.02.2024).

В общественных местах Швеции активно используется озеленение, оно может выступать в качестве теневого навеса над деревянными скамейками. Вдоль пешеходных улиц посажены деревья с приствольными решётками, что значительно уменьшает количество грязи во время дождя в осенний и весенний период времени года.

В шведском городе Гётеборге, где дождь выпадает почти 40% времени в году, решили использовать этот климат как одну из главных особенностей города. Например, в парке Renströmsparken в 2018 году создали детские игровые площадки, где можно наслаждаться играми даже во время сильного дождя14. Крыши в виде больших листьев обеспечивают защиту в дождливые дни, а также тень в солнечную погоду. Крыши также собирают дождевую воду, направляя её по воронкам для дальнейшего стока. Большая игровая площадка оснащена качелями, горкой и игровой конструкцией «Spön i backen», разработанной с учетом эффекта сильного дождя. Рядом с дорожкой и большим газоном земля модулируется таким образом, чтобы образовывались игровые лужи (рис. 10).

Рис. 10. Игровая площадка в парке Renströmsparken, Швеция

Заключение

Анализ опыта Канады, Норвегии и Швеции наглядно демонстрирует оптимальные подходы к проектированию общественных пространств в холодных климатических условиях. Углубленное исследование международных практик выявляет ряд инновационных подходов, способных обогатить способы формирования общественных пространств в Сибири:

- Важно использовать подземные и надземные пространства не только в качестве транзитных маршрутов для горожан, но и как общественные места, где люди могут проводить время в защищенной от погоды обстановке.

- Необходимо создавать отапливаемые павильоны, площадки, укрытия в общественных пространствах, где люди могут погреться при прогулке. Такие пространства могут обеспечить не только защиту и комфортное пребывание, но и создать гостеприимную атмосферу общественного пространства.

- Для создания необычного облика пространства рекомендуется использовать сценарное освещение. Освещение может настраиваться под времена года, мероприятия,

14 Regnlekplatsen, The Rain Playground by 02LANDSKAP. URL: https://landezine-award.com/regnlekplatsen-the-rain-playground/ (дата обращения: 03.03.2024).

праздники, создавая уникальное и привлекательное пространство. Такой подход не только трансформирует общественное пространство, но и привлекает пользователей.

- При проектировании озеленения в открытых общественных пространств необходимо учитывать климат, подбирать растения, которые будут менять свой облик в течение года. Такой подход приносит динамику и разнообразие в ландшафтном дизайне пространства.

- При проектировании в местах, где часто выпадают осадки вместо того, чтобы противостоять природе, можно использовать их в качестве основной идеи проекта, как это сделали авторы проекта игровой площадки в Renstromsparken (Швеция).

Отдельно стоит отметить также и необходимость развития сети велосипедных дорожек в городе, особенно когда город перегружен транспортными пробками. Возможность использовать альтернативу автомобилю - велосипед, переносит человека в общественное пространство, где он сможет передвигаться по городу (с учетом развития подземных и надземных пространств) беспрепятственно. Благодаря этому повышается спрос на общественные места среди горожан.

Источники иллюстраций

Рис. 1. а) URL: https://stranabolgariva.ru/foto/podzemnvi-gorod-toronto.html; б) URL: https://ru.wikipedia.Org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Plus 15 sign and walkway Calgary.jpg (дата обращения: 29.02.2024).

Рис. 2. © Kalloon Photography. URL: https://archi.ru/world/57498/osvoenie-naslediya (дата

обращения 29.02.2024).

Рис. 3. Парк Ага Хан в вечернее время. URL:

https://parkseason.ru/articles/aga khan toronto luchshie parki mira/ (дата обращения: 29.02.2024).

Рис. 4. URL: https://www.warminghuts.com (дата обращения: 27.02.2024).

Рис. 5. URL: https://www.warminghuts.com (дата обращения: 27.02.2024).

Рис. 6. URL: https://varlamov.ru/2252991.html (дата обращения: 02.03.2024).

Рис. 7. URL: https://www.archdaily.com/969690/ruten-park-spacegroup (дата обращения:

03.03.2024).

Рис. 8. URL: https://parametric-architecture.com/spacegroups-ruten-park-combines-an-urban-park-with-a-transit-interchange/ (дата обращения: 03.03.2024).

Рис. 9. URL: https://olgadrozdenko.ru/stockholm-bikelanes/ (дата обращения: 03.03.2024). Рис. 10. URL: https://landezine-award.com/regnlekplatsen-the-rain-playground/ (дата обращения: 03.03.2024).

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Сорохтин О.Г. Теория развития Земли: происхождение, эволюция и трагическое будущее: монография / О.Г. Сорохтин, Дж.В. Чилингар, Сорохтин Н.О. Москва: Издательство «ИКИ», 2010. 752 с.

2. Покка Е.В. Формирование архитектуры многоуровневых общественных пространств: из опыта зарубежных стран / Е.В. Покка, Е.С. Пономарев, В.А. Тимакова // Гуманитарные науки в XXI веке: Научный Интернет-журнал. 2022. №19. С.99-109.

3. Саляхова М.Р. К вопросу об актуальности формирования временной архитектуры как способа преобразования общественных пространств в зимнее время / М.Р. Саляхова, Ю.В. Шульпина // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. № 4(50). С. 120-130.

4. Андерсоне Д. Оценка новых комфортных общественных пространств в городе Осло Норвегии // Ландшафтная архитектура и природообустройство: от проекта до экономики - 2022: Материалы международной научно-практической конференции, Саратов, 07-08 апреля 2022 года / Под научной редакцией О.Б. Сокольской и

И.Л. Воротникова. Саратов: ООО «Центр социальных агроинноваций СГАУ», 2022. С. 36-41.

5. Белов М.И. Дизайн пешеходной улицы: учеб. пособие для вузов / Белов М.И., Михайлов С.М., Михайлова А.С. Казань: Дизайн-квартал, 2015. 188 с.

6. Зейналов Ф.Н. О применимости шведской программы повышения безопасности дорожного движения «Vision zero» к Российской действительности // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2020. №1(82). С. 92-98.

References

1. Sorohtin O.G., Chilingar Dzh.V., Sorohtin N.O. Teoriya razvitiya Zemli: proiskhozhdenie, evolyuciya i tragicheskoe budushchee [The theory of the development of the Earth: origin, evolution and tragic future. Monograph]. Moscow, 2010, 752 p.

2. Pokka Ye.V., Ponomarev Ye.S., Timakova V.A. Formirovaniye arkhitektury mnogourovnevykh obshchestvennykh prostranstv: iz opyta zarubezhnykh stran [Formation of the architecture of multi-level public spaces: from the experience of foreign countries]. Humanities in the XXI century: Scientific Internet journal, 2022, no. 19, pp. 99-109.

3. Salyakhova M.R. K voprosu ob aktual'nosti formirovaniya vremennoy arkhitektury kak sposoba preobrazovaniya obshchestvennykh prostranstv v zimneye vremya [To the question of the relevance of the formation of temporary architecture as a way to transform public spaces in winter]. News of the Kazan State University of Architecture and Civil Engineering, 2019, no. 4(50), pp. 120-130.

4. Andersone D. Otsenka novykh komfortnykh obshchestvennykh prostranstv v gorode Oslo Norvegii [Evaluation of new comfortable public spaces in Oslo, Norway. Landscape architecture and environmental management: from project to economy-2022: Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Saratov, 2022, pp. 36-41.

5. Belov M.I., Mihajlov S.M., Mihajlova A.S. Dizajn peshekhodnoj ulicy: ucheb. posobie dlya vuzov [Design of a pedestrian street: textbook. manual for universities]. Kazan, 2015, 188 p.

6. Zeynalov F.N. O primenimosti shvedskoy programmy povysheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya «Vision zero» k Rossiyskoy deystvitel'nosti [On the applicability of the swedish road safety improvement program "vision zero" to the russian reality]. Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova, 2020, no. 1(82), pp. 92-98.

ОБ АВТОРЕ

Бабарыкина Дарья Владимировна

Аспирант, доцент кафедры Коммуникационного Дизайна Новосибирского Государственного Университета Архитектуры, Дизайна и Искусств имени А.Д. Крячкова (НГУАДИ), Новосибирск, Россия; член Союза Архитекторов России d.babarvkina@nsuada.ru

ABOUT THE AUTHOR Babarykina Darya V.

Postgraduate Student, Associate Professor of the Department of Communication Design, Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts named after A.D. Kryachkova (NGUADI), Novosibirsk, Russia; Member of the Union of Architects of Russia d.babarykina@nsuada.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2024; одобрена после рецензирования 24.05.2024; принята к публикации 27.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.