УДК 725.949
Саляхова Маргарита Ракифовна
старший преподаватель
E-mail: [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Шульпина Юлия Викторовна
техник-архитектор
E-mail: yulya_shulpina@mail. ru
ООО «МостафПроектСтрой»
Адрес организации: 420124, Россия, г. Казань, пр-т. Хусаина Ямашева, д. 37Б
К вопросу об актуальности формирования временной архитектуры как способа преобразования общественных пространств в зимнее время
Аннотация
Постановка задачи. Цель исследования состоит в анализе проблем и перспектив совершенствования общественных пространств в зимнее время, а также в выявлении типологических особенностей временных сооружений, воплощающих в себе новые прогрессивные направления и отвечающих принципам формирования комфортной городской среды нового типа в соответствии запросами будущих поколений.
Результаты. Основные результаты исследования состоят в комплексной оценке инновационных подходов при проектировании временной архитектуры в структуре общественных пространств в зимнее время. Проведен анализ примеров использования временной архитектуры в мировой практике проектирования общественных пространств. Обоснована актуальность развития такого типа сооружений в соответствии с современными тенденциями архитектурно-образного решения. В работе отражено влияние архитектуры сезонных сооружений на формирование городских пространств в холодный период времени.
Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в актуальности перспектив развития комфортных общественных пространств, на формирование которых не оказывает влияние климатический фактор, а задает параметр для создания эффективных и эргономичных решений. Определена типология, классификация временных сооружений. Выявлены инновационные подходы в формировании временной архитектуры как важного средового объекта, обладающего большими возможностями для быстрого реагирования на социально-экономические и художественно-эстетические запросы общества.
Ключевые слова: временная архитектура, общественное пространство, климатический фактор.
Введение
Сегодня происходит переосмысление градостроительной политики с целью будущего процветания, безопасности и устойчивого развития городов. Принятие эффективных мер по управлению городскими пространствами проводится на основе постоянного мониторинга ключевых индикаторов, практических исследований, способствующих появлению современных архитектурных решений общественных пространств. Изменились подходы к проектированию и реализации концепций на основе партисипативных практик или соучаствующего проектирования1.
Соучастие в данном контексте рассматривается как взаимодействие различных сил: жителей, власти, бизнеса, общественных организаций и движений для совместного
1Партиципация (от франц. participation - соучастие, сопричастность) - понятие, введённое Люсьеном Леви-Брюлем для обозначения основного закона «пралогического мышления». «Соучаствующее проектирование» значится в Рекомендациях по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды.
принятия решений. Цель партисипативных практик - создание условий, при которых все заинтересованные стороны (стейкхолдеры) могут обсуждать ситуацию офлайн.
Это может быть совет горожан, публичные слушания, специальные платформы и.т.д. Диалог с горожанами по вопросу полноценного круглогодичного функционирования парков, в том числе и в зимнее время, дает еще один вектор для переосмысления отечественной практики планирования пространств.
Общественные пространства в контексте стратегии города
По мнению А.Л. Гельфонд, «общественное пространство - это пространство общения и социальной активности, организованное в соответствии с доминирующей функцией» [1]. Среда у Линча, теоретика и практика городского планирования, выступает как нечто целостное, почти не подающееся расчленению. В современном контексте стратегии развития города общественное пространство рассматривается не просто как дополнительный элемент города, а как компонент, меняющий его облик. Парки, скверы и другие типологии, грамотно интегрированные в городскую структуру, создают единый общественно-реакреационный каркас, формируя образ города, преобразуя прилегающие территории и оказывая положительное влияние на его экономику. Вместе с тем, такая трактовка городской среды направлена, прежде всего, на улучшение экологии и снижение негативного воздействия мегаполиса. У Джейн Джекобс «жизнеспособность городской экосистемы, так же как и природной, обеспечивается совокупностью разнообразных компонентов»2. Их взаимосвязанность, в первую очередь визуальная, обеспечивается различными способами, в том числе при помощи объектов городской среды, включая и временные архитектурные сооружения.
Формирование понятия «временная архитектура» как инструмента преобразования общественных пространств
Понятие «временная архитектура» достаточно условно. Существование временных сооружений как архитектурного объекта на определенном месте всегда ограничено временем. В зависимости от габаритов и продолжительности существования архитектурного сооружения, формируются его понятия как «архитектурный объект» и «малая архитектурная форма» или «объект дизайна» (например, объекты информационного дизайна). И чем меньше временной параметр, тем мобильнее само сооружение.
Концептуальная основа статьи по данной теме базируется на исследованиях в следующих областях:
- история развития кочевой архитектуры: работы И.В. Швецовой, Н.А. Сапрыкиной, Д. Майдара, Е.М. Израилева;
- теоретические концепции и исследования: изучение городской проблематики в советское время в работах Т.Ф. Сваренской, А.В. Бунина и др.; в период 60-х годов работы Р.Б. Фуллера, П. Меймон, И. Фридмана, Ж.Ф. Лиотара, С. Прайса; с середины 90-х годов исследования о временной мобильной архитектуре Р. Кроненбурга (автор 26 книг) [4]. Время возникновения теории архитектуры как временной и мобильной, основными взаимозависимыми понятиями которой являются время и движение, можно считать середину 1960-х годов, когда британский архитектор-теоретик Седрик Прайс развивает свой критический подход к архитектуре. Его теория о возможности движения в архитектуре с последующим воплощением своих идей стала реакцией, в первую очередь, на военный контекст: когда в период военных действий сооружения (казармы) собирались и разбирались. Следуя теории Сендрика Прайса, архитектура должна быть отзывчивой на все происходящие изменения своей эпохи, быстро реагировать и меняться [5].
- проблемы формирования архитектурной среды отражены в работах А.Э. Гутнова, И.Г. Лежавы, А.В. Иконникова, А.Г. Раппопорта, Е.В. Асса, В.Т. Глазычева, А.А. Гаврилина, В.Т. Шимко, и др.
2Джейн Джекобс (Jane Jacobs) - канадско-американская писательница, активистка, теоретик городского планирования и одна из основоположниц движения нового урбанизма. Более 50-ти лет назад с позиции городского исследователя сформулировала принципы разнообразной городской жизни, которые актуальны и сегодня.
В 2018 году вышел двуязычный альбом, созданный на основе каталога к выставке «Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана» (2012). Альбом появился благодаря инициативе директора Музея «Гараж» Антона Белова, предложившего продолжить исследование временных сооружений в Парке Горького и дополнить издание дополнительными разделами о новых сооружениях [6].
Преимущество временной архитектуры отмечают многие современные архитекторы, являясь авторами построек такого типа - это Шигеру Бан, Ф. Гери, Р. Коолхас, Ж. Нувель, К. Кума, З. Хадид и др. Именитые архитекторы и известные архитектурные бюро соревнуются за возможность участвовать в престижных архитектурных конкурсах: возведение временных павильонов в Кенсингтонском саду Лондона (Галерея Serpentine); международная выставка EXPO; фестиваль лэнд-арта и ландшафтных арт-объектов «Архстояние» в Парке «Никола-Ленивец» Калужской области и др. Участие архитекторов в конкурсах такого уровня стимулируют архитектурную мысль не только на поиск необычного образа сооружения, но и на новые конструктивные решения [7].
Понятие «общественное пространство» в данной статье рассматривается как открытое общественное пространство: площади, пешеходные променады, парки, набережные, территории перед общественными зданиями, скверы, внутридворовые пространства. Включение временных сооружений различного назначения в то или иное пространство не только дополняют городские ансамбли, но и усиливают значимость событийного места, подчеркивают его айдентику и в дальнейшем могут дать импульс для развития прилегающей территории города.
Сущность стратегического управления городскими пространствами
Стремление города к всесезонному обеспечению высокого уровня комфорта городской среды для горожан требует грамотных и оптимальных решений со стороны управленческих структур с позиций ухода, программирования и дальнейшего развития территории. Сьюзен Холдсворф (Susan Holdsworth), специалист по городской среде и планированию муниципалитета Эдмонтона (Канада)3, отмечает, что развитие города в зимний период с точки зрения формирования позитивного восприятия городских пространств возможно при создании продуманного дизайна, инфраструктуры, а также при проведении ярких событий и фестивалей (рис. 1) [8]. Еще более эффективны «модели управления на основе сотрудничества городского менеджмента с интеллектуальными лидерами креативных групп и профессиональных сообществ» [9].
а) б)
Рис. 1. Дизайн общественных пространств: а) арт-объект перед торговым центром West Edmonton Mall, Канада, Эдмонт [8]; б) интерактивная инсталляция Loop на фестивале Luminotherapie-2016, Канада, Монреаль.
Концепция арт-студии Ekumen (https://generiquedesign.com)
Таким образом, положительные примеры управления пространствами показывают, что воплощение инновационных проектных идей становится возможным, а значит, создаются все условия для появления креативных комфортных пространств в зимний период, развитие которых инициируют сооружения с временным параметром.
3Сьюзен Холдсворф (Susan Holdsworth) является одним из создателей стратегии Winter City Strategy.
Факторы, влияющие на архитектурно-пространственное формирование временных сооружений
Группу обуславливающих (потенциальных) факторов, отвечающих за актуальность исследования, формируют следующие факторы: природно-климатический, временной, ресурсный и социально-экономический.
К группе формирующих (моделирующих) факторов, влияющих на типологию и структуру временных сооружений, относятся такие факторы как: градостроительный, архитектурно-пространственный, функционально-планировочный, конструктивно-планировочный и художественно-композиционный.
Поэтому формообразование временных сооружений можно рассматривать как многофакторное с доминированием природно-климатического и временного факторов.
Природно-климатический аспект предусматривает атмосферные условия, оказывающие огромное влияние на проектирование сезонных временных объектов. К основным элементам, формирующим климат местности, относятся: температурный, влажностный и ветровой режимы, а также количество осадков (снега). Существенное значение на архитектуру сезонных объектов может оказывать рельеф местности.
Временной фактор представляет собой продолжительность зимнего периода с низкими отрицательными температурами, позволяющие сохранять эксплуатационные характеристики льда и снега как строительных материалов для некоторых сооружений.
К преобладающим факторам можно отнести и конструктивно-планировочный, к которому относят все решения, касающиеся конструкций сезонного объекта из различных материалов, которые отвечают за прочность и жесткость. Устойчивость строения должна отвечать определенным требованиям, вне зависимости от конечного предназначения, способа построения, материалов и используемого оборудования. Кроме этого, конструкции такого типа сооружений должны позволять легко собирать и разбирать их по истечении срока эксплуатации.
Из года в год жители ряда стран, в том числе и на большей части территории России, переживают продолжительные и суровые зимы. Создаваемые общественные пространства должны отвечать этим условиям, они должны оставаться такими же привлекательными и комфортными для жителей. В зимнее время городу надо решить сразу несколько проблем в отношении общественных пространств: низкие температуры, осадки, ветер, дефицит солнечного света, мрачность и серость окружающей среды. Временная архитектура обладает большими возможностями для быстрого реагирования на факторы, оказывающие на нее влияние, в соответствии с меняющимися запросами общества.
Стоит отметить, что многие эскизы проектов благоустройства трактуются в основном в летнее время. Поэтому актуальность исследования обусловлена низкой степенью проработанности подходов к проектированию сезонной архитектуры. Проблематику можно проиллюстрировать примерами мировой и отечественной практики, которая доказывает, что суровые природные условия не всегда являются помехой для создания привлекательного общественного пространства. Более того, яркая смена сезонов дает еще больше возможностей для интересных проектных решений с переосмыслением базиса проектирования. Запрос горожан на качественную среду усиливается в связи с появлением необычных современных решений рекреационно-парковых зон, так как есть возможность их сравнивать.
Поэтому, на сегодняшний день, использование традиционных подходов в оформлении городского пространства в зимний период с включением временных объектов требует переосмысления.
Временные сооружения как элементы городских событий в зимнее время. Зарубежный опыт
Известен многолетний опыт проведения снежных фестивалей многими странами. Япония и Китай - это те страны, где были заложены основы традиций для создания сооружений изо льда и снега. Тематика этих конкурсов ежегодно меняется. К созданию, как отдельного объекта, так и огромных архитектурных комплексов приглашаются профессиональные архитекторы, дизайнеры, скульпторы и художники.
Международный фестиваль ледяных и снежных скульптур в Харбине (Harbin International Ice and Snow Sculpture Festival) можно отнести к самым крупномасштабным мероприятиям такого типа в мире (рис. 2) [10]. В период проведения фестиваля в 2019 году на площади более 600 тыс. м2 было создано около 2000 различных арт-объектов, отличающиеся масштабностью и сложностью воспроизведения. Всего за месяц экспозицию посетили более 18 миллионов туристов. Поэтому очевидна и экономическая эффективность создания таких уникальных сооружений, так как при этом расширяются туристические рамки, и повышается культурно-познавательная привлекательность Китая. Харбин, город, основанный русскими в 1898 году, вот почему в архитектурно-пространственных и композиционных решениях фестивальной площади и сооружений прослеживаются характерные черты архитектуры Санкт-Петербурга и Москвы.
а) б)
Рис. 2. Международный фестиваль ледяных и снежных скульптур в Харбине (Harbin International Ice and Snow Sculpture Festival), Китай, 2019 г. [10]: а) общий вид на ледяную горку; б) общий вид ледяного сооружения
Архитектурные сооружения изо льда, формирующие объемно-пространственную композицию площадей зимних фестивалей, можно рассматривать как основные средообразующие компоненты, которые привлекательны не только с точки зрения туристического аспекта, но и с точки зрения культурно-исторического.
Другие примеры дизайнерских решений временных сооружений как арт-объектов представлены в рамках фестивалей другого тематического направления и решают проблему недостатка света зимой в северных широтах. Это ежегодный Winter Lights Festival («Фестиваль зимних огней») в Рейкьявике, Исландия. Такой же фестиваль проводится в Портленде, США. Получил популярность среди жителей Канады и фестиваль Luminotherapie («Светотерапия») в Монреале, где многие инсталляции авторов выступают не просто как арт-объекты, а как эксклюзивные концепции. Причем, многие из них созданы с применением генеративного дизайна, который позволяет по заданным параметрам создавать оптимальный вариант архитектурных решений. Усиливают восприятие световых инсталляций музыкальное сопровождение и лазерное шоу, превращая городские пространства в период проведения фестиваля в мультимедийные спектакли и цветомузыкальные представления. Таким образом, освещенное пространство, оригинальный дизайн арт-объектов, преобразуют улицы, площади города в более динамичные и привлекательные общественные пространства в зимнее время.
Временные сооружения как элементы городских событий в зимнее время. Отечественный опыт
В России с 2017 года в рамках Федерального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» ежегодно преображаются общественные пространства российских городов. Масштабная работа по созданию и преобразованию таких территорий идет и в Татарстане, работа проводится в соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [11]. Свое переосмысление найдут 140 общественных пространств республики, еще около 30
объектов будут модернизированы. Все реализуемые проектные решения проводятся с использованием современных тенденций, направленных, прежде всего, на повышение качества жизни человека, создание комфортной среды и усиление визуальной привлекательности территорий.
Исследования временных сооружений из отечественной практики показывают возросший интерес населения к таким объектам как к точкам городского комфорта в зимнее время. Накопился достаточный опыт создания городских пространств в России, где интересны образные решения временной архитектуры в их структуре.
Также как и западные, российские архитекторы продолжают поиск форм временной архитектуры с использованием новых материалов, конструкций и технологий. Площадками для реализации смелых идей являются:
- архитектурный Фестиваль «Города». Проводится с 2009 года, место проведения ежегодно меняется. За весь период построено 635 архитектурных объектов и сооружений;
- ежегодный зимний архитектурный фестиваль «БухАрт». Организован в 2007 году по инициативе команды КМА;
- Международный архитектурный фестиваль «О'Город». Проводится на протяжении 9 лет, за этот период реализовано более 80 объектов на общественных пространствах различных городов;
- фестиваль российского дизайна Sretenka Design Week. Ежегодно проводится в Москве;
- архитектурный фестиваль «Архстояние». Проводится два раза в год с 2006 года в Парке «Никола-Ленивец» (Дзержинский район Калужской области);
- территория курорта «Пирогово» Московской области. С 2002 года является уникальным местом проведения архитектурных экспериментов для многих известных зарубежных и российских архитекторов;
- выставка «Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана». Место и время ее проведения - «Центральный парк культуры и отдыха им. Горького», 2012 год. Экспозиция раскрывает историю создания временных сооружений и представляет проекты современных построек известных архитекторов.
Однако, если в летний период тематика проведения конкурсов и фестивалей достаточно разнообразна, то в зимний период она, в основном, ограничивается проведением снежных фестивалей, конкурсов и мероприятий. Несмотря на это, в России надо отметить многолетний положительный опыт организации конкурсов и фестивалей сооружений из снега и льда, сопровождающийся ростом спроса туристов на событийный туризм и на туризм впечатлений. Самые значимые мероприятия с участием зарубежных и российских команд это: фестиваль снежных и ледовых скульптур «Гиперборея» на Онежском озере в Петрозаводске; фестиваль снежных и ледовых скульптур «Хрустальный Томск»; Красноярский фестиваль ледяных и снежных скульптур «Волшебный лед Сибири»; Международный фестиваль ледовой скульптуры «Европа-Азия» в Екатеринбурге; Кубок России по снежной и ледовой скульптуре «Зимний вернисаж» в Перми и т.д. В пермском конкурсе ежегодно принимают участие только титулованные профессионалы - победители, призеры российских и зарубежных международных конкурсов снежной и ледовой скульптуры в Китае, Канаде, Мексике, Франции, США и др. [12]. Поэтому, с ростом заинтересованности горожан к таким мероприятиям, возрастают потребности в комфортной среде, в удовлетворении эстетических запросов через повышение качества архитектурно-художественных решений, не только объектов ледовой архитектуры, но и окружающей временной инфраструктуры как компонентов объемно-пространственных композиций зимних городков.
Использование других территорий: парков, площадей, скверов как части уличной ткани в зимний сезон традиционно сопровождается размещением на них катков, лыжных трасс и горок. Они отличаются между собой масштабами, местоположением в структуре города и функциональным содержанием. Так, открытый каток в Казани протяженностью 1000 м, расположен в центре города - на Кремлевской набережной, близ Казанского Кремля. Примечательно то, что, на сегодняшний день, он является самым длинным катком в Европе. Прилегающая к конькобежной трассе сервисная инфраструктура (кафе,
рестораны, торговые павильоны) обеспечивает комфортность и привлекательность территории. Но, наряду с этим, необходимо создавать альтернативные современные благоустроенные пространства для жителей не только в центральной части, но и в периферийных районах города.
Временные сооружения как элементы городских пространств. Зарубежный опыт
Архитекторы шведского бюро иМА4 представили ряд инновационных проектов, основанных на концепции максимального использования потенциала городского пространства и его популяризации в условиях сурового климата [13].
С целью организации разнообразия досуга горожан в холодное время года архитекторы бюро иМА предложили проводить ежегодные фестивали скалолазания, используя естественные склоны одного из островов Стокгольма Кунгсхольмен. Особенность проекта в том, что затраты на этот проект минимальны - основным материалом служит снег и лед, расположенный на самих склонах. Используя цвет, архитекторы добились яркой выразительности пространства, преобразовав его в своеобразное арт-пространство города. Цветодизайн в этом проекте несет еще и смысловую нагрузку - определенный окрас соответствует разному уровню сложности прохождения трассы альпинистами. Помимо этого, архитекторы учли еще один из неблагоприятных факторов зимнего периода - ветер. Поэтому ветрозащитные укрытия из цветного льда представлены не отдельными средовыми элементами, а компонентами общей концепции проекта.
В одной из концепций архитекторы представляют временное сооружение -павильон с функцией обогрева как некий арт-объект пространства, который решает не только эстетические задачи формирования окружающей среды, но и решает проблему холода в зимний период. Такое нестандартное решение сооружения в виде водяного радиатора, выполненное из изолированных стальных труб, может вписаться в любое общественное пространство города (рис. 3) [13].
а) б)
Рис. 3. Зимний павильон в г. Виннипег, Канада, 2015 г. (https://www.u-m-a.se/filter/Featured/RADIATOR): а) проект павильона; б) общий вид павильона
Проведение конкурсов дает еще больше возможностей для смелых архитектурных решений временных сооружений и арт-инсталляций. На Конкурс Warming Huts (согревающие хижины)5 архитекторы, дизайнеры, художники и студенты-архитекторы ежегодно представляют свои концепции «согревающих хижин» вдоль трассы катка на реке Ассинибойн в канадском городе Виннипег (рис. 4). По условиям организаторов конкурса, проекты должны отвечать следующим критериям: оригинальное образное решение, взаимосвязь с окружающим ландшафтом, доступность и экологичность
4Шведское бюро UMA основано в 2014 году Ульфом Мейергреном (Ulf Mejergren).
5Конкурс Warming Huts поддерживается Ассоциацией архитекторов Манитобы (Канада) и
проводится с 2009 года.
материалов, простота монтажа, мобильность конструкции, надежность, а для временных сооружений еще и обеспечение основной функции - защита от холода.
Рис. 4. Проекты, представленные на конкурс Warming Huts, Канада (https://www.warminghuts.com/gallery): а) концепция укрытия, Бюро UMA, Швеция, 2014 г.;
б) «Бытовка», арх. Фрэнк Гери, 2012 г.
Конкурс Warming Huts стал площадкой, аккумулирующей лучшие концептуальные идеи временных сооружений. Стимулом для участия в данном конкурсе является и то, что три лучших проекта в дальнейшем реализуются при участии самих конкурсантов. Концепции малых архитектурных форм тоже находят свое воплощение; конструктивно простые, яркие по цвету, интересные по форме они дополняют и оживляют городские зоны. На сегодняшний день стало очевидным, что благодаря конкурсу данное общественное пространство в структуре города Виннепег становится для жителей и туристов еще более привлекательным не только с эстетической точки зрения, но и в отношении обеспечения комфортных условий.
Цвет - еще один из факторов, влияющий на формирование имиджа городского пространства. В зимнее время особенно остро ощущается недостаток ярких красок, серая цветовая гамма окружающего пространства действует угнетающе на человека. Решая эту проблему, архитекторы дизайн-студии Atomic3 (Канада) предложили свое решение преобразования городских территорий посредством инсталляций в виде стендов с цветными стеклами. Так, благодаря такому проекту, в 2011-2012 годах площадь Эмили Гамелен в Монреале стала имиджевым пространством не только летом, но и зимой [12].
Временные сооружения как элементы городских пространств. Отечественный
опыт
С развитием темы устойчивых городов и устойчивой среды в зимнее время произошли существенные перемены к лучшему - появились современные смелые трактовки общественных пространств. Многие решения основаны на заимствовании принципов природы в архитектуре с учетом различных аспектов: эстетического, функционально-пространственного и конструктивного. Парки стали привлекательными, разнообразными по своему функциональному содержанию. В зимнее время одним из немаловажных факторов обеспечения комфортных условий является безопасность. С учетом короткого светового дня, городское пространство, в том числе и парков должно быть равномерно освещено в вечернее время по всей его территории, что обеспечивает безопасное нахождение посетителей. Ежегодно, с целью быстрого реагирования на возникающие проблемы, в парках, проводится мониторинг общественного мнения, по результатам которого составляется рейтинг парков по многим показателям. Так, в 2018 году было выявлено, что не во всех московских парках была достаточная освещенность. В один из таких рейтингов попал парк Фили из-за полного отсутствия света на его территории. Сегодня решили эту проблему - стало гораздо безопаснее, увеличилась его посещаемость. Диалог с горожанами выявил еще одну, сопутствующему зимнему
а)
б)
периоду, проблему - отсутствие ветрозащитных и отапливаемых мест, где посетители могут бесплатно погреться и укрыться от ветра. Поэтому есть основание полагать, что размещение временных сооружений поможет справиться с этой задачей. На примере лучших реализованных проектов общественных пространств российских городов, возникших на постсоветском пространстве за последние десятилетия с включением оригинальных решений временных сооружений можно сделать вывод, что проектный потенциал огромен для современной трактовки общественных пространств и их реализации в дальнейшем. У архитекторов появляется очередная возможность для воплощения смелых концепций объектов такого назначения.
Анализ и исследования мирового и отечественного опыта проектирования и строительства сезонных временных сооружений дают возможность классифицировать их по некоторым признакам, например:
- по месту расположения:
- центральные (площади, пешеходные пространства, парки, набережные);
- периферийные (зоны перед общественными зданиями, скверы, внутридворовые пространства).
- по функциональному назначению:
- объекты, как часть общественного пространства;
- объекты, как элементы городских событий (фестивали, конкурсы, праздники, выставки и др.).
- по материалам:
- материалы, составляющие остов сооружения: дерево, металл;
- материалы, применяемые в качестве ограждающих конструкций и покрытий сооружений: дерево, стекло, лед, металлические листы, пластик, тентовые и тканевые покрытия и др.
Заключение
На основе сравнительного анализа временных сооружений, как структурного элемента общественных пространств в отечественной и мировой практике, была выявлена многовариантность типологических особенностей, обусловленная природно-климатическим, временным, ресурсным и социально-экономическим факторами. Наряду с этим, определены общие принципы их архитектурно-пространственной и функционально-планировочной организации по подобию форм и функций, а также по включению их, как непосредственных участников, в структуру различных социально-экономических и культурно-массовых мероприятий.
Несмотря на сезонность архитектуры, перспективность применения временных рекреационных сооружений в структуре городских пространств очевидна, так как они, во-первых, являясь биопозитивными по содержанию, оказывают влияние на качество работы всего городского механизма; во-вторых, служат точками притяжения инвестиций и человеческих ресурсов, и, в конечном итоге, участвуют в благоустройстве общественных пространств, повышая их качество, делая более привлекательными, доступными и комфортными в зимний период, обеспечивая тем самым повышение уровня жизни человека. А архитектурно-образные решения временных сооружений на основе современных мировых тенденций будут способствовать повышению эстетических и градостроительных параметров городской среды в ближайшем будущем.
Список библиографических ссылок
1. Гельфонд А. Л. Общественное здание и общественное пространство. Дуализм
отношений // Academia. Архитектура и строительство. 2015. № 2. С. 20-33.
2. Lynch K. The image of the City. Cambridg: The MIT Press, 1960. 194 p.
3. Джейн Джекобс. Смерть и жизнь больших американских городов. М. : Новое
издательство, 2011. 460 с.
4. Kronenburg Robert. Architecture in Motion: The History and Development of Portable
Building. Abingdon : Routledge, 2013. 328 p.
5. Шевченко А. Седрик Прайс: антиархитектор № 1 // Русский журнал: ежедн. интернет-изд. 08.02.2013. URL: http://www.russ.ru/pole/Sedrik-Prajs antiarhitektor (дата обращения: 11.10.2019).
6. Сергей Колузаков, Марианна Евстратова. Временная архитектура Парка Горького. М. : Музей современного искусства «Гараж», 2018. 256 с.
7. Временно доступные. Павильоны как лаборатории для экспериментов // archsovet.msk.ru: «Архсовет Москвы». Сайт главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. 2013. URL: https://archsovet.msk.ru/article/gorod/vremenno-dostupnye-pavil-ony-kak-laboratorii-dlya-eksperimentov (дата обращения: 06.10.2019).
8. Downtown Public Places Plan // edmonton.ca: the official website the city of Edmonton. URL: https://www.edmonton.ca/projects_plans/downtown/downtown-publicplacesplan. aspx?utm_source=virtualaddress&utm_campaign=downtownpublicplacestheofficial website (дата обращения: 11.10.2019).
9. Набиуллина К. Р. Фактор культурных традиций, интеллектуального и информационного ресурсов в управлении инновациями в градостроительном развитии // Теория и практика общественного развития. 2017. № 9 (116). С. 25-27.
10. Photos of the 2019 Harbin Ice and Snow Festival // The Atlantic: ежемес. интернет-издание. 2008. URL: https://www.theatlantic.com (дата обращения: 02.10.2019).
11. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года // KZN.RU: официальный сайт мэрии г. Казань. 2016. URL: https://www.kzn.ru/o-kazani/strategiya-kazani-2030/ (дата обращения: 05.10.2019).
12. Как обустроить Россию зимой? // varlamov.ru: автономный блог. 2006. URL: https://varlamov.ru/3189919.html (дата обращения: 05.10.2019).
13. Fredh4ll ice falls // u-m-a.se : the official website Bureau UMA. 2014. URL: https: //www.u-m-a.se/filter/Public/FREDHALL-ICE-FALLS (дата обращения: 11.10.2019).
Salyakhova Margarita Rakifovna
senior lecturer
E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya str., 1
Shulpina Yuliya Viktorovna
technician architect
E-mail: yulya_shulpina@mail. ru
LLC «MostafStroyProekt»
The organization address: 420124, Russia, Kazan, Khusain Yamashev ave., 37B
To the question of the relevance of the formation of temporary architecture as a way to transform public spaces in winter
Abstract
Problem statement. The purpose of the study is to analyze the problems and prospects of improving public spaces in the winter, as well as to identify typological features of temporary structures that embody new progressive directions and meet the principles of creating a comfortable urban environment of a new type in accordance with the needs of future generations.
Results. The main results are a comprehensive assessment of innovative approaches in the design of temporary architecture in the structure of public spaces in the winter. The analysis of examples of the use of temporary architecture in the world practice of designing public spaces is carried out. The relevance of the development of this type of structures in accordance with modern trends of architectural and figurative solutions is substantiated. The work reflects the influence of the architecture of seasonal structures on the formation of urban spaces in the cold period of time.
Conclusions. The significance of the obtained results for architecture is the relevance of the prospects for the development of comfortable public spaces, the formation of which is not
influenced by the climatic factor, but sets a parameter for creating effective and ergonomic solutions. The typology and innovative approaches to the formation of temporary architecture as an important environmental object with great potential for quick response to socio-economic and artistic-aesthetic needs of society are determined.
Keywords: temporary architecture, public spaces, climate factor.
References
1. Gelfond A. L. Public building and public space. Dualism of relations // Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo. 2015. № 2. P. 20-33.
2. Lynch K. The image of the City. Cambridg : The MIT Press, 1960. 194 p.
3. Jane Jacobs. The death and life of big American cities. M. : Novoye izdatel'stvo, 2011. 460 p.
4. Robert Kronenburg. Architecture in Motion: The History and Development of Portable Building. Abingdon : Routledge, 2013. 328 p.
5. Shevchenko A. Cedric Price: antiarchitecture № 1 // Russian journal: a daily. Internet ed. 08.02.2013. URL: http://www.russ.ru/pole/Sedrik-Prajs-antiarhitektor (reference date: 11.10.2019).
6. Sergey Koluzakov, Marianna Evstratova. Temporary architecture of Gorky Park. M. : Muzey sovremennogo iskusstva «Garazh», 2018. 256 p.
7. Temporarily available. Pavilions as laboratory for experimentation // archsovet.msk.ru «the Archuleta has Moscow». Website of the chief architect of Moscow Sergey Kuznetsov. 2013. URL: https://archsovet.msk.ru/article/gorod/ vremenno-dostupnye-pavil-ony-kak-laboratorii-dlya-eksperimentov (reference date: 06.10.2019).
8. Downtown Public Places Plan//https: // edmonton.ca: the official website of the city of Edmonton. URL: https://www.edmonton.ca/projects_plans/downtown/downtown-publicp lacesplan.aspx?utm_source=virtualaddress&utm_campaign=downtownpublicplacesthe official website (reference date: 11.10.2019).
9. Nabiullina K. R. Factor of cultural traditions, intellectual and information resources in innovation management in urban development // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2017. № 9 (116). P. 25-27.
10. 2019 Photos of the Harbin Ice and Snow Festival The Atlantic: a monthly. online edition. 2008. URL: https://www.theatlantic.com (reference date: 02.10.2019).
11. Strategy of social and economic development of the municipality Kazan until 2030 // KZN.RU: official website of Kazan city hall. 2016. URL: https://www.kzn.ru/o-kazani/strategiya-kazani-2030/ (reference date: 05.10.2019).
12. How to equip Russia in winter? // varlamov.ru: offline blog. 2006. URL: https://varlamov.ru/3189919.html (reference date: 05.10.2019).
13. Fredh^ll ice falls // u-m-a.se: the official website Bureau UMA. 2014. URL: https:// www.u-m-a.se/filter/Public/FREDHALL-ICE-FALLS (reference date: 11.10.2019).