УДК 378.22
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ (ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ГРАНТОВОЙ ПРОГРАММЫ «ТЕМПУС»)
С.А. Носков, Л.Г. Кирьянова*, И.А. Колупанова**
Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск
* Томский политехнический университет, г. Томск **Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул E-mail: [email protected]
На примере проекта «Международная магистерская программа по туризму для сибирских регионов», реализованного в рамках программы TEMPUS, рассматриваются модернизаци-онные процессы, происходящие в российских высших учебных заведениях - в частности, реализация компетентностного подхода в образовательной среде. Авторам статьи представляется особо актуальным выявление компетенций, востребованных на современном туристическом рынке, с последующей разработкой учебного плана подготовки магистров по туризму, который позволяет сформировать выявленные компетенции у выпускников магистерской программы.
Ключевые слова:
Высшее образование, компетентностный подход.
Высшие учебные заведения занимают ключевые позиции в процессе перехода к экономике и обществу, основанному на знаниях, обеспечивая подготовку нового поколения руководителей. Университеты становятся центрами экспертизы и развития людских ресурсов, они играют значительную роль в осуществлении реформ в странах ЕС и странах-партнерах, способствуя развитию и повышению конкурентоспособности человеческого капитала.
Процесс модернизации высшего образования является основным условием успешной реализации Лиссабонской стратегии, начатой в марте 2000 г., с целью реструктурировать социально-экономические системы, существующие в рамках ЕС. Одновременно, идет процесс ратификации Болонской Декларации странами-партнерами, желающими привести свои системы высшего образования в соответствие с общеевропейской моделью.
Программа TEMPUS помогает странам-партнерам в реформировании систем высшего образования согласно принципам Болонского процесса [1], который направлен на создание единого европейского образовательного пространства и является единой «отправной точкой» как для стран ЕС, так и для стран-партнеров.
Поддерживая и развивая институциональное взаимодействие, программа Tempus направляет свои усилия на реформирование и модернизацию высшего образования в странах-партнерах. Она участвует в формировании области сотрудничества в сфере высшего образования стран ЕС и стран, представляющих регионы добрососедства.
TEMPUS - одна из программ Европейского сообщества, направленных на оказание содействия процессу социально-экономических реформ и/или развитию в странах-партнерах. В
Носков Сергей Анатольевич, канд. пед. наук, доцент кафедры сервиса и туризма Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск.
E-mail: [email protected] Область научных интересов: развитие регионального туризма.
Кирьянова Лилия Геннадьевна, канд. филос. наук, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ.
E-mail: [email protected] Область научных интересов: модернизация высшей школы, формирование туристических дестинаций.
Колупанова Ирина Алексеевна, канд. ист. наук, доцент кафедры сервиса и туризма Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул.
E-mail: [email protected] Область научных интересов: развитие регионального туризма.
число стран-партнеров в настоящее время входят страны Западных Балкан, страны Восточной Европы (включая Россию) и Центральной Азии, а также ряд стран Средиземноморья.
Программа TEMPUS финансирует межуниверситетское сотрудничество в области развития учебных планов, управления университетами, взаимодействия научных кругов и гражданского общества, а также структурные реформы в области высшего образования. Мобильность студентов, преподавательского и административного состава вузов как из стран - членов ЕС, так и из стран-партнеров может стать частью проекта в рамках программы Tempus.
В 2009 г. международный консорциум университетов (3 российских и 3 европейских университета) получил поддержку программы TEMPUS для реализации проекта «Международная магистерская программа по туризму для сибирских регионов». Проект предполагает использование лучших европейских стандартов и опыта для разработки и реализации магистерской программы по туризму в трех университетах: Югорском государственном, Томском политехническом, Алтайском государственном техническом.
Одна из основных характеристик современного европейского образовательного пространства в целом и проектов TEMPUS в частности - максимальная приближенность образовательных программ к нуждам и потребностям рынка. Компетентностный подход к проектированию образовательных программ предполагает, что программа должна формировать компетенции выпускников, которые востребованы на современном рынке [2]. Для разработки структуры и содержания новой магистерской программы «Туризм» для сибирских университетов был проведен социологический опрос среди специалистов сферы туризма трех Сибирских регионов: Алтайского края, Томской области и Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Целью опроса было выявление ключевых компетенций будущих выпускников магистерской программы.
Опросом были охвачены специалисты, имеющие отношение к различным сферам деятельности:
• Органы управления сферой туризма;
• Турагентства;
• Туроператорские компании;
• Средства размещения;
• Объекты питания;
• Объекты показа (музеи).
В общей сложности в опросе приняли участие 218 специалистов, из них:
50 - Алтайский край;
114 - Ханты-Мансийский автономный округ-Югра;
54 - Томская область.
Оценка респондентами потенциала развития сферы туризма и гостеприимства в сибирских регионах (табл. 1) наглядно демонстрирует, что Сибирский регион имеет высокий потенциал развития туризма и может сыграть значительную роль в его социально-экономическом развитии.
Таблица 1. Потенциала развития сферы туризма и гостеприимства в сибирских регионах (%)
Регион Оценка потенциала
Высокий Средний Низкий
Алтайский край 65 22 13
Томская область 55 26 19
ХМАО-Югра 52,6 26,3 21,1
Ответы на вопрос о существующей потребности региона в управленческих кадрах дали 73 % опрошенных. При ранжировании по степени значимости предложенных в анкете универсальных компетенций (навыков, знаний, умений) выпускников магистерской программы были получены следующие результаты:
• способность к креативному мышлению, разработке и реализации инновационных проектов;
• свободное владение иностранным языком;
• навыки и опыт проектной деятельности;
• опыт и способность к эффективной межкультурной коммуникации;
• способность работать в команде;
• способность к анализу и созданию моделей развития;
• управленческие навыки;
• способность творчески применять информационные технологии;
• способность использовать углубленные знания правовых и этических норм;
• готовность к организации и руководству научными исследованиями.
При ранжировании по степени значимости представленных в анкете профессиональных компетенций были получены следующие результаты:
• способность управлять действующим предприятием сервиса, трудовым коллективом, обеспечивать оказание качественных и конкурентоспособных услуг;
• способность к организации предпринимательской сервисной деятельности нового предприятия, проектированию контактной зоны для работы с потребителем услуги;
• способность к построению моделей развития конкретных секторов туризма и гостеприимства;
• готовность к анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса, возможных траекторий его развития в зависимости от конъюнктуры рынка;
• способность выявлять современные производственно-технологические проблемы функционирования предприятий и индустрии туризма и гостеприимства.
• способность к обоснованию и разработке технологии, выбору материалов и технических средств для процесса оказания услуги;
• готовность к анализу эффективности деятельности предприятия сервиса как объекта управления;
• готовность к диагностике и анализу вариантов управленческих решений;
• способность к разработке и оптимизации процессов оказания услуги.
Наиболее важными, по мнению экспертов научно-исследовательскими компетенциями явились:
• готовность к организации и проведению исследований социально-психологических особенностей потребителя услуги с учетом национально-региональных и демографических факторов;
• готовность к анализу и синтезу научно-технической и организационно-экономической информации, отечественного и зарубежного опыта сервисной деятельности;
• готовность к проведению мониторинга рынка услуг и прогнозированию развития предприятия сервиса.
• способность к моделированию и оптимизации технологических процессов оказания услуги;
• готовность к обоснованию и разработке новых форм и методов оказания услуги на основе
системного подхода и современных достижений науки.
Несколько разделились мнения экспертов в оценке форм участия представителей тур-бизнеса и органов власти в образовательном процессе магистерской программы: (табл. 2)
Таблица 2. Оценка форм участия представителей турбизнеса и органов власти в образовательном процессе магистерской программы (%)_______________________________________________________
Формы участия Алтайский край Томская область ХМАО- Югра
Чтение отдельных лекций как интегрированной части курса, читаемого преподавателем университета 43 83 14,9
Проведение практических занятий 30 19 43,9
Руководство выпускными и курсовыми проектами 6 0 11,4
Экспертиза выпускных, курсовых и других проектов 3 63 24,6
Экспертиза проектов по результатам практики на предприятиях сферы туризма 3 24 78,1
Организация и сопровождение практики магистрантов 40 28 70,2
Проведение мастер-классов по конкретным узким проблемам 15 55 28,9
Обеспечение полного курса по предмету 10 0 0,9
В ходе опроса было установлено, что в работе магистерской программы в качестве эксперта или преподавателя согласны принять участие более 73 % экспертов.
Контент-анализ ответов на вопрос о том, какие предметы должны обязательно быть включены в магистерскую программу дал следующие результаты:
• Правовое обеспечение туризма;
• Финансовый менеджмент;
• Менеджмент в туризме;
• Маркетинг в туризме;
• Информационные технологии в туризме;
• Международный туризм;
• Проектная деятельность;
• Стратегическое планирование туризма;
• Иностранный язык.
По итогам проведенного исследования были определены ключевые компетенции, на основании которых сформирован учебный план подготовки магистров по туризму, который включил следующие дисциплины (без учета федерального компонента).
Модуль 1. Менеджмент
• Проектный менеджмент
• Коммуникационный менеджмент
• Финансовый менеджмент
• Менеджмент в туризме
• Экономика ощущений
• Информационные технологии в туризме Модуль 2. Развитие туристских дестинаций
• Политика в сфере туризма
• Маркетинг и брендинг туристских дестинаций
• Устойчивое развитие в туризме
• Социальные и антропологические аспекты туризма
• Право и международные стандарты в туризме
• Бизнес-планирование в туризме
• Event манеджмент Модуль 3. Инновации в туризме
3.1. Развитие туризма в сибирском регионе
• Инновации в туризме
• Сибирь как туристская дестинация
• Сибирские дестинации в контексте международного туризма
3.2. Развитие туристской инфраструктуры
• Гостиничный менеджмент
• Ресторанный менеджмент
3.3. Сибирские дестинации и виды туризма
• Деловой туризм и MICE индустирия
• Научный и образовательный туризм
• История и культура как туристские ресурсы
• Оздоровительный туризм
Учебный план прошел экспертизу и одобрение 3-х европейских университетов, членов консорциума проекта, - Ольборгский университет (Дания), Венский университета прикладных наук (Австрия), Университет Корвинус (Венгрия). В структуре учебного плана помимо результатов исследования учтен и опыт реализации программ по туризму европейскими университетами. На настоящий момент преподавателями сибирских университетов-партнеров ведется разработка подробных рабочих программ по всем курсам плана, а также полного комплекта учебно-методических материалов. В сентябре 2010 г. в Национальном исследовательском Томском политехническом университете и Алтайском государственном техническом университета нача-
лась реализация магистерской программы на основе разработанного плана. С сентября 2011 г. апробация учебного плана также началась в Югорском государственном университете.
Таким образом, совместные образовательные проекты гранта TEMPUS, в основе которых лежит многосторонние партнерства университетов ЕС и стран-партнеров, направленные на разработку совместных образовательных программ, улучшение управления высшими учебными заведениями, помогают решить вопросы подготовки научных специалистов - профессионалов сферы туризма, актуальные не только для системы высшего образования, но и всего общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 536 с.
2. Столбова И.Д. Организация предметного обучения: компетентностный подход // Высшее образование в России. - 2012. - № 8-9. - С. 10-20.
Поступила 13.08.2012 г.