11.3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ
Тлюстангелов Батырбий Каральбиевич, аспирант кафедры административного и служебного права. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Южно-Российский институт-филиал. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена сравнительному анализу систем борьбы с правонарушениями в области оборота наркотических средств и психотропных веществ на международном уровне. В данной статье рассмотрены проблемы выявления и предупреждения правонарушений, а также контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в различных странах мира. Проанализированы характерные особенности подхода к выходу из сложившейся ситуации в области употребления наркотиков, использование в процессе пресечения противоправных действий различных методов противодействия данному негативному явлению. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования методов борьбы с общемировой проблемой всего человечества. На основе проведенного исследования автором предлагается обратить внимание на мировой опыт предупреждения правонарушений и привнести его к части, касаемо российского законодательства.
Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, незаконный оборот, наркотики, статистика о наркотиках.
INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE PREVENTION OF
OFFENSES RELATED TO NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND THEIR ANALOGS
Tlyustangelov Batyrbiy Karalbievich, postgraduate student at Administrative and public service law chair. Place of study: Russian academy of National economy and public service by President of Russian Federation, South Russian Institute-branch. E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with the comparative analysis of systems to combat crime in the trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances internationally. This paper considers the problem of identifying and preventing crime, and control traffic in narcotic drugs and psycho-tropic substances in different countries. Analyzed the characteristics of approach to resolve the situation in the field of drug use, the use of restraint in the illegal activities of various methods to counter this negative phenomenon. Identified and the necessity of sharing methods to combat global problems of mankind. Based on the research the author is referred to the world experience the prevention of offenses and bring it to the side, with regards to the Russian legislation.
Keywords: narcotic drugs, psychotropic substances, trafficking, drugs, statistics on drugs.
Управление любым социальным объектом означает воздействие на поведение людей. Возможность прямого воздействия на их поведение ограничена, прежде всего рамками «правового» суверенитета личности,
сфера которого очерчена содержанием и границами субъективных прав и свобод. Позитивное право, определяя объем и границы последних, очерчивает сферу «самогосподства» члена социума, в пределах которых он независим как от других членов, так и от публичной власти1. Выход за пределы данных границ государственного управления влечет неизбежно реакцию органа исполнительной власти на неправомерное поведение участника административно-правовых отношений.
В современном мире существует ряд негативно сказывающихся на обществе глобальных проблем. И ни для кого не секрет, что одной из них является злоупотребление наркотических веществ человеком.
На сегодняшний день ситуация, касаемо употребления наркотических средств, складывается следующим образом: по данным Всемирной организации здравоохранения ООН более 200 миллионов человек по всему миру хоть раз в год принимают наркотики.2 Во многих странах употребление наркотиков превратилось в настоящее национальное бедствие. Эта проблема не обошла стороной и Россию. Так, по сведениям, предоставленным Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков по состоянию на 1 января 2012 года, согласно официальным данным, составило 655 005 человек, или 457,86 на 100 тыс. населения. Диагноз «наркомания» поставлен 445 723 лицам (311,57 на 100 тыс. населения).3 А по экспертным оценкам, число наркопотребителей превышает 2,5 млн. человек. Эта цифра близка к критической.
За такой короткий период, как 10 лет, число больных наркоманией среди россиян выросло в 9 - 10 раз. Наша страна потребляет 20% мирового производства героина. Согласно докладу Международного комитета по контролю над наркотиками за 2011 год, по последней имеющейся информации, в Российской Федерации в 2010 году, по оценкам, насчитывалось 1,7 миллиона лиц, злоупотреблявших опиатами, которые потребили около 70 тонн из общего расчетного количества в 73 тонны опиатов, потребленных в Восточной Европе. Среди наркозависимых 65 - 70% это молодежь не старше тридцати лет, среди них 20 - 30% это лица, не достигшие совершеннолетия. Хотя бы раз в жизни, наркотики пробовали больше 50% российских школьников.
Рассмотрев приведенные данные, можно увидеть следующую картину: на лицо рост объема ввозимых и изготавливаемых на территории нашей страны наркотических средств и психотропных веществ. Как следствие и увеличение количества наркозависимых людей.
В последние годы именно рестриктивная антинаркотическая политика стала применяться в большинстве стран мира, в том числе в большинстве стран Западной Европы и в США. Это связано с тем, что практически все страны присоединились к Единой конвенции о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.), которая регулирует оборот опиатов, кокаина и канна-биноидов. Многие страны мира присоединились также
1 Шмалий О.В. Эффективность исполнительной власти как правовая категория: монография/ М.:Вузовская книга. 2011. С. 12-13
2 Всемирный доклад УНП ООН о наркотиках за 2012 год. С. 2. URL: http: //www.unodc.org/documents/data-and-analysis/WDR2012/ Executive_summary_russian.pdf.
3 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.URL: http:// fskn.gov.ru/pages/main/prevent/ 3939/4052/index.shtml.
к Конвенции о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.), которая касается оборота психостимуляторов и некоторых видов психотропных веществ. Принятые международные конвенции по обороту наркотиков отражают продолжительный опыт многих стран мира в их более или менее успешных попытках контроля за наркоситуацией.
Как же принятие данных международных Конвенций отразилось на мировой практике по борьбе со сложившейся наркоситуацией, и стоит ли обратить внимание на опыт работы различных стран по контролю за оборотом наркотиков?
Наиболее развитыми комплексами мер борьбы с наркоманией обладает ряд Скандинавских стран, США и др.
Поскольку Скандинавские страны, по оценкам ООН, признаны наиболее здоровыми, их социальная политика, в том числе и пути решения проблемы наркотиков, заслуживает более подробного рассмотрения. Например, известная Шведская модель.
Конечно, через Швецию не проходят основные пути наркоторговли, разница доходов населения не велика, что снижает уровень социальной дифференциации, уровень безработицы, включая безработицу среди молодежи, ниже среднеевропейского уровня. Эти социальные факторы снижают риск употребления наркотиков.
В отличие от большинства Европейских стран, самые проблемные наркотики в Швеции не героин, а амфетамины. Несмотря на прогресс в сокращении употребления амфетаминов, остающийся высоким уровень их использования вызывает наибольшее беспокойство в этой стране.
Национальный проект в рамках борьбы с наркозависимостью был принят правительством Швеции в 2011 году и был рассчитан на четыре года.
Его целями являются:
- активное проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня употребления наркотиков в детской среде, с широким привлечением к решению данной задачи гражданского общества, общественных организаций, а также родителей;
- эффективное преодоление наркотической зависимости и дальнейшее ограничение доступа к наркотическим и наркосодержащим веществам;
- обеспечение доступа наркозависимых к высококвалифицированному медицинскому обслуживанию в любом регионе страны.
- широкое использование международного опыта в борьбе с наркотиками.
Проект предусматривает усиленную ориентацию на снижение спроса на наркотики у населения путем осуществления более координированных мер на локальном, региональном и национальном уровнях. Для этих целей правительство назначило Координатора национального проекта по борьбе с наркотиками. Правительство предоставило дополнительные ресурсы для развития политики локального предотвращения, в т.ч. гранты, которые могли использоваться на разработку мер по предотвращению, включая найм локальных координаторов. В результате, большинство муниципалитетов в Швеции имеют в настоящее время таких координаторов, которые исполняют свои обязанности, исходя из шведской модели общественного здоровья и мер по предотвращению употребления наркотиков, основанных на модели интегрированного общества.
Координаторы стали агентами, способствующими мобилизации общества на всех уровнях в достижении одной цели: снижение употребление наркотиков и максимальное приближение к видению общества, свободного от наркотиков. Кроме того. Назначением Координаторов, шведское правительство достигло еще одного очень важного результата: абстрактные политические меры стали «персонифицированы». Этого не хватало в шведской политике до принятия проекта.
Вообще хочется отметить, что для реализации мероприятий, предусмотренных планом, шведское правительство ежегодно выделяет на предотвращение незаконного оборота наркотиков и сокращение спроса денежные средства в размере около 260 млн. шведских крон( почти 40 млн. долларов США), это в три раза больше средств, чем в среднем в странах Европейского союза. Этот показатель подтверждает целенаправленность и серьезность намерений правительства в борьбе с общественно опасным «врагом».
В Швеции большое значение уделяется именно профилактике наркомании. Весь комплекс мер разбит на три вида:
Первичная профилактика - предупредительная, ее цель - предотвратить потребление наркотиков вообще. В первичной профилактике главным методом борьбы является информация - подробная и конструктивная. Необходимо донести до общества знание и тем самым разрушить все мифы о безопасности наркомании. Кроме того, необходимо подавать положительный пример молодому поколению, создавать ориентир правильного поведения.
Наибольшее значение отводится вторичной профилактике. Она заключается в выявлении начинающих наркоманов и во вмешательстве, способном остановить дальнейшее потребление наркотиков. В этой стадии профилактики как раз и развивается основная борьба с проблемой.
Третичная профилактика - это уже непосредственное лечение больных наркоманией.
Как максимальное проявление наказанию при незначительных отклонениях от линии закона, отдыхающего может встретить тюремное заточение в течение 6 месяцев. Под незначительным отклонением понимается ситуация, когда человек был пойман в состоянии расслабления или просто имел при себе препараты способствующие этому расслаблению. Если же отдыхающий провинился серьезнее перед строгим ликом закона, то его неминуемо ждет лишение свободы от 2-х до 10 лет. Но здесь речь уже идет о распространении наркотических средств. Вот такой суровый шведский закон!!!
Еще одним мощным оружием в борьбе с наркоманией является само общество. Так, в Швеции очень сильными являются общественные организации, которые ставят своей целью проведение последовательной ограничительной антинаркотической и антиалкогольной политики. Большинство организаций в настоящее время концентрируется на борьбе с наркотиками. Так, например, с 1969г. в Швеции действует Союз общественных организаций «За общество без наркотиков».
«Общество без наркотиков» считает, что: решающая сила - это не только полицейские или врачи, но и общество. Их многолетний опыт говорит, что как только замолкает глас народа, все структуры власти начинают бездействовать. В борьбе с наркоманией для получения ощутимых результатов важно единство всех методов - всеобщее знание плюс реальные законные
меры пресечения. И эти меры, подчас жесткие, продиктованы любовью. В этом и заключается истинный гуманизм» - уверены общественники.
Деятельность самой организации «Общество без наркотиков» сохраняет исключительную важность в ужесточении шведской антинаркотической политики.
Анализ уголовного права США (как федерального, так и по отдельным штатам) показывает, что, традиционно позиционируя себя как наиболее гуманную и правозащитную страну, США имеют гораздо более жесткое, по сравнению с российским законодательство.
Американская Национальная стратегия контроля над наркотиками рассматривает проблему их употребления в качестве комплексной и долгосрочной, признавая огромное воздействие наркопотребления на национальное здравоохранение и безопасность граждан.
Меры противодействия развитию наркомании в США включают:
- Тестирование учащихся на употребление наркотиков.
Носящее некарательный характер тестирование учащихся используется в качестве профилактической программы. Если тестирование дало положительные результаты, информация об этом доводится только до родителей учащегося и специального консультанта. Ребенку предлагается пройти консультацию или, в случае необходимости, лечение. Результаты тестов не используются для наказания учащихся и никогда не сообщаются в правоохранительные органы.
- Общенациональная антинаркотическая медиакам-пания.
Кампания проводится путем платного размещения рекламной информации. С помощью своей идеи "Будь выше влияния", она обращается к чувству индивидуальности каждого подростка, чтобы противодействовать отрицательным посылам массовой культуры и "развенчать" идею употребления наркотиков. Ключевым партнером в этой работе являются средства массовой информации. Пропагандируемые в ходе медиа-кампании с помощью телевидения, журналов и газет, радио, Интернета посылы поддерживают более широкие социальные идеи, направленные на противодействие незаконному обороту наркотиков.
- Наркосуды.
В Соединенных Штатах наркосуды стали альтернативным способом вынесения наказаний, и предназначены специально для работы с лицами, допустившими незначительные правонарушения, связанные с наркотиками. Наркосуды обеспечивают наиболее всесторонний и эффективный контроль над преступниками, употребляющими наркотики. В качестве альтернативы тюремному заключению они предлагают лицам, совершившим правонарушения, связанные с наркотиками, возможность эффективного лечения, тестирования на употребление наркотиков, общественного наблюдения за ними, а также структурированного мониторинга.
На слушаниях по делам, связанным с ненасильственными преступлениями, предположительно на почве наркомании, помимо традиционных участников суда, присутствует так называемый "консультант" (assessor), не являющийся врачом, но имеющий лицензию на право оценивать готовность подсудимого к участию в программе лечения и последующей интеграции в общество.
- Программа "Местное сообщество, свободное от наркотиков".
Программа "Местное сообщество, свободное от наркотиков" объединяет различных членов с целью борьбы с наркопроблемами на местном уровне. Подобные объединения, финансируемые за счет небольших федеральных грантов, побуждают местных лидеров, профессионалов в области здравоохранения, работников правоохранительных органов, педагогов, представителей церкви и других предлагать решения по противодействию наркомании на местном уровне. Эти объединения сначала формулируют наркопроблематику, характерную для их жителей, а затем предлагают решения по противодействию этим проблемам.
- Скрининг, кратковременная интервенция и отсылка к лечению
Это программа профилактики и лечения, применяемая в учреждениях здравоохранения для выявления и оказания помощи лицам, испытывающим проблемы с наркотиками. Реализуется в госпиталях, больницах и университетских кампусах по всей стране.
Большая часть лиц, проблема зависимости у которых уже вышла на уровень, поддающийся диагностике, остается неизвестной для медиков. Эти люди зачастую не осознают степень развития своей проблемы зависимости и не обращаются за лечением. Медицинское сообщество, совместно с правительством США разработало данную программу. Если проблема обнаруживается, квалифицированный медик немедленно проводит кратковременную интервенцию.
- Доступ к восстановлению.
После прохождения лечебной программы лица, обратившиеся за помощью, могут воспользоваться программой "Доступ к восстановлению", которая предназначена для того, чтобы обеспечить конкретному человеку доступ к наиболее подходящей для него лечебной программе с помощью так называемых "лечебных ваучеров". Многие люди, испытывающие зависимость, встречают на своем пути к лечению такие преграды, как обеспечение ухода за детьми в то время, пока они участвуют в реабилитационной программе, проблемы с транспортом, не позволяющие им добраться до тех мест, где производится профессиональная переподготовка. Ваучер "Доступ к восстановлению", в частности, поддерживает такие услуги как уход за детьми, обеспечение транспортом, помощь реабилитируемым со стороны лиц, уже успешно прошедших реабилитацию. ATR концентрирует свое внимание на личности реабилитируемого, специализируя реабилитационные программы в соответствии с основными нуждами клиента.
- Анонимные пункты доверия и реабилитационные центры.
В крупных американских городах действуют сети анонимных пунктов доверия, оказывающих доврачебную консультационную помощь больным и их родственникам.
Помимо анонимных пунктов доверия, антинаркотическую профилактику осуществляют различные реабилитационные центры - специализированные клиники, в которых больные наркоманией живут от одного до трех лет, приобретают новую профессию, восстанавливают утраченные трудовые навыки. При реабилитационных центрах создаются предприятия, подсобные хозяйства, художественные промыслы. Все это позволяет больному рационально изменить ранее сложившиеся категории ценностей, порвать с бывшим криминальным окружением, сформировать установку на здоровый образ жизни в будущем. К моменту за-
вершения пребывания больного в центре реабилитации ему подыскивают место работы и жилье.
Программы по предотвращению наркомании среди молодежи отличаются широким диапазоном направлений работы, обеспечивающих решение проблемы девиантности (характеристика поведения, не совпадающего с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе) в молодежной среде в целом.
Большую роль играют программы, ориентированные на ровесников, родителей, общины, в которых живут молодые люди. Поскольку мнение молодежного окружения имеет большое влияние на поведение несовершеннолетних, разработаны программы, ориентированные на "личную молодежь" Обычно в такую программу включается взрослый координатор, организующий обсуждение различных вопросов и проблем, возникающих у подростков, например, при выборе альтернатив одурманивающим веществам, создании здорового климата в группе, развитии навыков общения и т. д.
США имеют достаточно жесткое законодательство в отношении потребителей наркотиков, так в соответствии с Drug Possession Penalty Act of 1986, ст. 21 Title 21 USC предусмотрено, что лицо, сознательно и незаконно владеющее наркотиком, несет гражданскую ответственность в виде штрафа до 10 000 долларов за каждое нарушение. Кроме того, если нарушение совершено повторно, то виновный может быть приговорен к тюремному заключению на срок от 15 дней до двух лет и штрафу (2,5 - 10 тыс. долл.), при отягчающих обстоятельствах - к лишению свободы от 90 дней до 3 лет и штрафу (5 - 25 тыс. долл.). Наказания могут налагаться одновременно - и штраф, и тюремное заключение.
Что же касается распространения наркотиков, то на федеральном уровне установлен институт "свободных от наркотиков зон" вокруг школ и иных детских учреждений. В соответствии с "Актом о школьном дворе" США предусмотрено более суровое наказание за продажу наркотиков в непосредственной близости от игровых площадок (до 1000 футов) или в пределах 100 футов от мест, где собираются дети. В этом случае срок тюремного заключения увеличивается вдвое.
Кроме того, согласно Закону США 1986 года о борьбе со злоупотреблением наркотиками при использовании распространителями наркотиков для своих целей лиц, не достигших 18 летнего возраста, срок заключения увеличивается вдвое (при первом вовлечении несовершеннолетних в свой бизнес). При повторном вовлечении несовершеннолетних срок утраивается. Аналогично прогрессирует ответственность и за продажу наркотиков лицам, не достигшим 21 года.
За продажу специальных веществ, находящихся под контролем, вблизи школ лицу, возраст которого ниже 19 лет, Законом США о марихуане 1977 года предусматривается ответственность в виде тюремного заключения на срок до 25 лет.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Международные исследования показывают, что население Швеции особенно сознательно относится к здоровью. В России в молодежной среде уровень самосохранительного поведения ниже. Среди опрошенных в возрасте до 35 лет 10-11 % считают потребление наркотиков допустимым или требующим снисхождения.
Достижения Швеции являются дополнительным доказательством того, что каждое государство несет от-
ветственность за размеры проблемы употребления наркотиков в своей стране.
Проблему незаконного распространения наркотиков и их немедицинского потребления невозможно решить одними только полицейскими методами без унификации национальных законодательств в этой сфере, постоянного обмена информацией, и установления доверительных отношений с обществом. Необходим контроль не только за наркотрафиком, но и за лицами, употребляющими наркотики. Очень важно предоставить обществу систему ценностей, как, например, в Швеции на уровень национальной идеи было поднято «общество, свободное от наркотиков». На государственном уровне, как показывает практика, это достижимо.
Важно помнить, что законодательству принадлежит важная, но не самая главная роль в борьбе с наркотиками. Наиболее эффективными будут те меры, которые воздействуют на причины появления проблемы непосредственно, т.е. реформируют систему уголовной юстиции, обеспечивают ее кадрами и финансами, совершенствуют систему профилактики.
Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов одновременно с мощной пропагандистской кампанией против наркотиков. В России, к сожалению, подобная система недостаточно развита, что усложняет мобилизацию всех сил общества в борьбе с этим тяжким недугом.
Там уже более 30 лет функционируют наркосуды, организовано недобровольное (альтернативное) лечение правонарушителей от наркомании, действует практически по всем штатам обязательное периодическое тестирование учащихся на предмет употребления ими наркотиков, законодательно установлен повсеместный запрет на курение в общественных местах с применением экономических санкций в отношении курильщиков.
Сравнительный анализ уголовного законодательства показывает, что в США предусмотрены более жесткие требования к признанию правонарушителя невменяемым, по сравнению с УК России, предусматриваются более серьезные наказания за аналогичные уголовные и административные правонарушения. В законодательстве большинства штатов сохранена в качестве уголовного наказания смертная казнь. По американскому законодательству, при совершении лицом нескольких правонарушений предусмотренное по каждому из них уголовное наказание суммируется. В Российской Федерации в аналогичной ситуации используется принцип поглощения меньшего срока наказания большим.
- репрессивная или запретительная политика;
- либеральная или незапретительно-поощрительная политика;
- рестриктивная или запретительно-ограничительная политика.
Целью репрессивной стратегии антинаркотической политики является формирование активной гражданской позиции неприятия наркотиков и наркобизнеса для максимально полного искоренения этого негативного социального явления. В соответствии с этим идеология репрессивной стратегии заключается в следующем:
- наркозависимый представляет социальную опасность;
- наркомания неизлечима и применение медицинских мер недостаточно;
- необходимы жесткие меры социального контроля за оборотом наркотиков (и легальным, и нелегальным).
Список литературы:
Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене 21.02.1971) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416 - 434.
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года (Заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 22. Ст. 2269. или Бюллетень международных договоров. 2000. № 8. С. 15 - 50.
Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. - Вып. XLVII. - М., 1994. - С. 133-157.
Иванов В.П. Одними полицейскими методами общество не спасти! // НаркоНет. Россия без наркотиков. -2013. - №1. - С.24-27.
Козьяков, Р.В. Опыт Швеции // НаркоНет. - 2013. - №
1. - С. 28-31.
Законодательство о наркотиках Тема 3.// Калинкина М.В. Программа мероприятий антинаркотической направленности «Антинаркотическая неделя» / М.В. Калинкина // Классный руководитель.- 2012.- №6.- С. 99101.
Всемирный доклад УНП о наркотиках за 2012 год. С.
2. URL: http: //www.unodc.org/documents/data-and analysis /WDR2012/ Executive _summary _russian.pdf.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. URL: http:// fskn.gov. ru/pages/main/prevent/3939/4052/index.shtml.
Drug Possession Penalty Act of 1986, ст. 21 Title 21 USC URL: http://www.unodc.org/doc/enl/1986-30-E.pdf.
Шмалий О.В. Эффективность исполнительной власти как правовая категория: монография/ М.:Вузовская книга. 2011. С. 12-13
Literature list:
The Convention on Psychotropic Substances (concluded in Vienna on 21.02.1971) / / Collection of existing treaties, agreements and conventions signed by the USSR and foreign countries. MY. XXXV. Moscow, 1981. P. 416 -434.
Single Convention on Narcotic Drugs of 1961 as amended, as amended by the 1972 Protocol Amending the Single Convention on Narcotic Drugs, 1961 (concluded in New York on 03.30.1961) // Collected Legislation of the Russian Federation. 2000. Number 22. Art. 2269. Bulletin or international treaties. 2000. Number 8. P. 15 - 50.
Convention against Illicit Traffic in Narcotic Drugs and Psychotropic Substances (Vienna, December 20, 1988) / / Collection of International Treaties of the USSR and the Russian Federation. - Issue. XLVII. - Moscow., 1994. - P. 133-157.
Ivanov VP One police methods to save society! / / Narkonet. Russia without drugs. - 2013. - № 1. - P.24-27. (in Russian)
Koziakov, RV The Swedish experience / / Narkonet. -2013. - № 1. - P. 28-31. (in Russian)
Drug laws Theme 3. / / MV Kalinkina Anti-drug program of activities "anti-drug week" / MV Kalinkina / / The class teacher. - 2012. - № 6. - P. 99-101. (in Russian)
UNODC World Drug Report for 2012. C. 2. URL: http://www.unodc.org/documents/data-and analysis / WDR2012 / Executive _summary _russian.pdf.
Federal Service of the Russian Federation for Control of narkotikov.URL: http:// fskn.gov.ru/pages/main/prevent/ 3939/4052/index.shtml.
Рецензия
на статью Тлюстангелова Батырбия Каральбиевича
«Международный опыт предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов»
Существование в международном праве комплекса установлений, которые можно рассматривать как основу формирования правовой политики противодействия наркотизму, несомненно, заслуживает внимания и оценки со стороны российской науки. Практически сразу в силу ряда объективных обстоятельств государства осознали необходимость объединения усилий в процессе противодействия неконтролируемому обороту наркотиков и создания для этого правовой базы. Первые достаточно робкие попытки ее формирования были предприняты в первой половине XX в., что объективировалось в подписании ряда международно-правовых актов соответствующей направленности. Это положения Шанхайской опийной комиссии 1909 г, Гаагская международная опийная конвенция 1912 г., Женевская конвенция 1925 г. о запрещении изготовления, внутренней торговли и использования очищенного опиума, Женевская конвенция 1931 г. об ограничении изготовления и регулировании распространения наркотиков. Наряду с этим, необходимо отметить, что вопросам предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов административно-правовыми средствами в научной литературе практически не уделяется внимания.
Таким образом, актуальность данной темы неоспорима, разработка данного направления в контексте исследования международного опыта предупреждения наркотизма, по нашему мнению, является весьма перспективным.
Автор, обобщая статистические данные полученные им в результате исследования заявленной проблематики обоснованно подчеркивает в своей статье, что в стране неуклонно растет объем ввозимых и изготавливаемых на территории нашей страны наркотических средств и психотропных веществ. В этой связи представляется весьма интересным анализ законодательства Швеции, где применяется трехуровневый метод превенции в сфере профилактики наркотизма. В исследовании предлагается авторская конструкция шведской модели предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
На основании изложенного, необходимо отметить, что обобщения и выводы автора вполне корректны и отличаются самостоятельностью и научной новизной. Это дает основание рекомендовать статью Тлюстан-гелова Батырбия Каральбиевича «Международный опыт предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.» к опубликованию.
Доктор юридических наук, профессор кафедры административного и служебного права О.В.Шмалий