Научная статья на тему 'Международный опыт обеспечения безопасности территорий и населения: современное состояние и пути решения в странах ЕС в условиях кризиса'

Международный опыт обеспечения безопасности территорий и населения: современное состояние и пути решения в странах ЕС в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / РИМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / КРИЗИС / МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БЕЖЕНЦЫ / ТЕРРОРИЗМ / ОХРАНА ГРАНИЦ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Ольга Владимировна

В данной статье рассматривается состояние Евросоюза в современный период с 2008 года по настоящее время. Европейский Союз продолжает позиционировать себя как место стабильности в мире. Правительство ЕС оперативно вносит практические и законодательные предложения, обозначает новые цели развития, пытаясь помочь Евросоюзу справиться с актуальными вызовами, обеспечить дальнейшее процветание и безопасность Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт обеспечения безопасности территорий и населения: современное состояние и пути решения в странах ЕС в условиях кризиса»

Conseil du 31 mars 2004 portant coordination des procédures de passation des marchés dans les secteurs de l'eau, de l'énergie, des transports et des services postaux // Journal officiel n° L 134 du 30/04/2004 p. 0001 - 0113.

7. Directive 2004/18/EC of the European Parliament and of the Council of 31 March 2004 on the coordination of procedures for the award of public works contracts, public supply contracts and public service contracts // Journal officiel n° L 134 du 30/04/2004 p. 0114 - 0240.

8. 6 EGVOB/A - Vergabe -und Vertagsordnung fur Bauleistungen Teil

Положение о передачи госзаказа и заключение договора строительного подряда

9. WTO Government procurement - The plurilateral Agreement on Government Procurement (GPA) [Electronic resource]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/gproc_e/gp_gpa_e .htm (дата обращения: 22.04.2016).

УДК 327.7

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ И НАСЕЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В СТРАНАХ ЕС В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

О.В. Алексеева1

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21.

В данной статье рассматривается состояние Евросоюза в современный период с 2008 года по настоящее время. Европейский Союз продолжает позиционировать себя как место стабильности в мире. Правительство ЕС оперативно вносит практические и законодательные предложения, обозначает новые цели развития, пытаясь помочь Евросоюзу справиться с актуальными вызовами, обеспечить дальнейшее процветание и безопасность Европы.

Ключевые слова: безопасность, Римская декларация, Европейский союз, кризис, миграция, миграционная политика, беженцы, терроризм, охрана границ.

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN ENSURING THE SECURITY OF TERRITORIES AND POPULATION: THE CURRENT SITUATION AND SOLUTIONS IN THE EU

COUNTRIES IN TIMES OF CRISIS

A.V. Alekseeva

Saint-Petersburg state economic University (SPbGEU), 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya street, 21

This article discusses the state of the European Union in the modern period from 2008 to the present. The European Union continues to position itself as a place of stability in a troubled world. The EU government promptly makes practical and legislative proposals, identifies new development goals, trying to help the European Union to cope with pressing challenges, ensure the prosperity and security of Europe.

Keywords: security, the Rome Declaration, the European Union, unity, crisis, migration, migration policy, refugees, terrorism, border protection.

Эпоха масштабного расширения ЕС закончилась в 2004 году, в результате Евросоюз предстал как разнородное объединение стран (произошла трансформация интеграции: от западноевропейской к европейской), присоединились страны Центаральной и Восточной Европы. В 2009 году вступил в силу Лиссабонский Договор о Европе, принято считать, что с этого момента период стремительного успешного развития евроинтеграции сменился новым периодом кризисов (Еврокризис). Так в 2008 году Евросоюз впервые столкнулся с серьезным финансовым кризисом, за которым по

настоящее время следует целая череда сложноразрешимых проблем. К таким проблемам следует отнести глобальный и экономический кризис, системный кризис, терроризм, вышедшая в 2015г. из под контроля иммиграция, проявление сепаратизма в «старой» Европе, социально-экономическое неравенство стран-членов, возросшая популярность национализма.

Правительство ЕС, утверждает, что порознь страны-члены не справятся с динамикой глобального развития, поэтому единство стран является, как никогда, осознанной необходимостью.

1 Алексеева Ольга Владимировна - кандидат географических наук, доцент СПбГЭУ, тел.: +7 911 9384742, e-mail: okrukova@smail.com

Председатель Еврокомиссии Ж-К. Юнкер призывает все государства-члены ЕС-27 к более тесному сотрудничеству, особенно в таких областях, как миграция, безопасность, защита, пограничный контроль [1].

На саммите ЕС в Риме 25 марта 2017 года, приуроченном к празднованию 60-летия евроинтеграции, представителями Европейского совета, Европейского парламента и Европейской комиссии была подписана Римская декларация. В условиях кризиса, участники саммита, осознавая современные вызовы и озабоченность граждан ЕС, в Римской декларации постарались выделить новые актуальные цели, которые соответствуют текущей ситуации Европейского союза. Приоритетными являются следующие четыре цели 1) безопасная Европа; 2) Европа устойчивого развития; 3) социально справедливая Европа; 4) сильная Европа на мировой арене [1].

Согласно содержанию декларации, первостепенной и основной целью является обеспечение безопасности Европы, путем применения эффективной миграционной политики, защиты внешних границ, и борьбы с терроризмом. Представляется необходимым более подробно рассмотреть предпринятые практические и законодательные меры. По инициативе Ж-К. Юнкера были созданы в короткие сроки новые наднациональные силовые структуры: Европейская пограничная и береговая охрана, Европейское агентство по предоставлению убежища, Европейское агентство по борьбе с терроризмом (Антитеррористический евро-центр) [2].

Безопасность союза достигается при условии применения эффективной миграционной политики. Со времен Второй мировой войны в ЕС наблюдается самый крупный кризис беженцев, в 2015 году ЕС принял 1,2 млн. беженцев [3].

Согласно Соглашению ООН от 1951 г., беженец определяется как лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие опасений» [5]. Страны, подписавшие документы Соглашения, приняли на себя обязательства по предоставлению им постоянного или временного места жительства. Организации, занимающиеся беженцами, особенно Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев

(УВКБ), стремятся провести разграничение между беженцами и другими типами мигрантов;

Ищущие убежища - люди, которые пересекают границы в поисках защиты, но не соответствуют полностью строгим критериям беженца, установленным Соглашением 1951 г.Принято подразделять миграционные потоки на основе определяющих факторов, заставляющих их перемещаться. Исследователи подчеркивают сложность в четком разделении факторов миграции. Большинство экспертов выделяют среди ведущих факторов экономические и социальные. В. А. Ионцев отмечает, «какие бы причины ни определяли современную миграцию населения, главенствующая роль среди них принадлежит экономическим. Миграция населения имеет ярко выраженный экономический характер, обусловленный, в первую очередь, поисками нового места «приложения труда», при этом «другие миграционные потоки (политические, этнические, семейные) аккумулируют в себе, как правило, наиболее трудоспособное население, попадающее в конечном итоге на национальные или мировые рынки рабочей силы». [6]

■ Млн.чело...

I I I I I

1965 1985 2000 2005 2017 Годы

Рисунок 1 - Тенденция роста международных мигрантов. Составлено по данным ООН ДЭСВ [4].

На диаграмме (рис. 1) наблюдается стремительный количественный рост международных мигрантов. Только в 21 веке число мигрантов возросло на 49% и составило 258 млн.чел. Приведенная динамика свидетельствует о глобальном характере развития миграции. В современной Европе глобальные тенденции проявились в небывалом наплыве беженцев, в силу, прежде всего, своей экономической составляющей и территориальной близости к неспокойным регионам. В результате миграционная проблема в Евросоюзе породила ряд вопросов относительно ответственности и

О.В. Алексеева

солидарности между странами - членами. Однако, это не помешало странами-членами собраться экстренно вместе. Так, в ответ на кризисную ситуацию главы государств и правительств ЕС на экстренном саммите ЕС 23 апреля 2015 г, для приостановки наплыва нелегальных иммигрантов и предотвращения их гибель приняли ряд оперативных мер.

1) Усилить морские операции Европейского пограничного агентства Фронтекс: «Тритон» и «Посейдон» в Средиземном море. Также был составлен новый стратегический документ Европейской комиссии «Европейская повестка дня по миграции». [7]

2) Миграционная проблема преодолевается и увеличением гуманитарной помощи из Евросоюза странам Среднего Востока, Балканского полуострова, и особенно Турции и Сирии, через которые большинство беженцев попадает в Европу.

3) Усовершенствуется общая иммиграционная политика, которая имеет следующие цели: 1) защиту внешних границ; 2) пресечение незаконной миграции; 3) укрепление общей политики убежища; 4) усовершенствование политики управления законной иммиграции.

4) Совместно Брюсселем и Берлином согласовано и зафиксировано официальными решениями Евросовета, о лидирующей роли Германии в поиске общеевропейского разрешения кризиса с беженцами. Реализуется, так называемый, «план Меркель», который подразумевает защиту внешних границ, сохранение режима Шенгена, борьбу с нелегальной миграцией, возвращение беженцев на родину. [8]

5) Для регулирования миграционного кризиса в том же 2015 г. Евросовет утвердил на 2 года обязательное распределение 160 тыс. беженцев по квотам между странами-членами ЕС. Однако Словакия, Венгрия, Чехия, (страны Вышеградской группы, за исключением Польши) отказались принимать беженцев [9]. В мая 2016 г. началось реформирование системы предоставления убежища, было предложено штрафовать страны, которые отказались принимать беженцев. Выплаты составляли 250 тыс. евро за каждого мигранта в пользу той страны, которая принимала этого мигранта. Состоятельность системы квотирования беженцев не оправдалась. План по перемещению беженцев, реализован лишь частично, согласно официальной статистике на сегодняшний день программа квотирования закончилась, из 160 тысяч Брюсселю удалось расселить лишь 9 тыс. мигрантов. Такие страны, как Хорватия, Болгария за 2 года приняли лишь 2% от своей квоты. Из всех стран-членов полностью выполнили

свои обязательства только Финляндия и Мальта.

6) Ранее существовавшая Дублинская система по предоставлению убежища (существовавшая с 1997 г.), заключалась в предоставление легального убежища мигранту в той стране, через которую он попал в ЕС. С началом масштабного миграционный кризиса Дублинская система перестала быть эффективной. По решению Европейского агентства по предоставлению убежища, в 2016 г. принято дополнение к Дублинской системе. В результате реформирования, мигранты теперь могут просить убежища во всех странах ЕС. Далее Европейское агентство по предоставлению убежища решает, в какой стране предоставить убежище. При этом учитывается ВВП страны, численность и структура населения, а также существующие квоты по расселению беженцев. Согласно статистическим данным, Европейского агентства по предоставлению убежища, уже сегодня можно наблюдать результат реформирования Дублинской системы по предоставлению убежища и укрепления внешних границ. Так, в 2017 году наблюдалось снижение числа прощений о предоставлении убежища в странах ЕС на 43 % (740 тыс. человек) относительно предыдущего 2016 года 1,3 млн. человек) [10].

Рассмотрим более подробно основные страны-доноры и количество прошений об убежище в 2017 году. Лидирующие позиции пятый год подряд занимает Сирия - 98 тыс. прошений, но эта цифра на 69% ниже, чем в 2016 году. Из Ирака, Афганистана, Нигерии приходится более 40 тыс. прошений на каждую из стран, далее следуют Пакистан, Эритрея, Албания [7].

90 80 70 60 50 40 30 20 10

83

■ тыс.человек

% от общего количества мигрантов прибывших по морю

Рисунок 2 - Главные страны, поставляющие беженцев в ЕС

0

Составлено по данным EASO, [17]

Следующим важным фактором, который позволяет поддерживать безопасность в Европе, несомненно, является защита внешних границ. Председатель Еврокомиссии, напоминает о том, что НАТО будет гарантировать большую безопасность для государств ЕС, но Европе пора позаботиться о своей собственной безопасности. В октябре 2016 г. приступила к действиям единая Европейская служба пограничной и береговой охраны. Создание данного агентства вынужденная мера, явилось ответной реакцией на миграционный кризис 2015 года. В обязанности данной наднациональной силовой структуры входит, прежде всего, помощь внешним государствам Евросоюза в охране границ, предотвращение нелегальной миграции и трансграничной преступности, сотрудничество с погранслужбами с сопредельными государствами. В качестве временных мер вновь введен контроль на некоторых внутренних границах в Европе. Страны-члены также оказывают финансовую поддержку для миссий ЕС за рубежом и более тесно сотрудничают для эффективной береговой и пограничной охраны.

Борьба с терроризмом также обязательное современное условие для поддержания безопасности в странах ЕС и в Европе, в целом. За последние 15 лет влияние исламского фундаментализма и масштабы его террористической деятельности существенно возросли и на территории ЕС. На экстренном саммите ЕС в 2015 году приняты ряд мер. Они включают: усиление обмена данными, систематическое отслеживании информации об иностранных террористах, обмене данными о лицах, вовлеченных в террористическую деятельность и в организованную преступность, улучшение взаимодействия между государствами-участниками Евросоюза. После парижских терактов в ноябре 2015 г., при Европоле в экстренном порядке создана наднациональная структура Европейское агентство по борьбе с терроризмом, которая начала функционировать 1 января 2016 года. На базе этого агентства происходит эффективный обмен информацией, расследуются финансирование террористической деятельности, координируются международные операции по борьбе с террористами. Так агентством, разработаны новые механизмы защиты доступу к взрывчатым веществам, к химическим, биологическим, и другим ядерным материалам. Для защиты от кибератак создана совместная программа членов ЕС и критическая информационная инфраструктура.

Попытки разрешения вышеизложенных проблем, несомненно, предпринимались ранее,

но с меньшим вовлечением всех стран-участников Европейского проекта. В результате, Европейская комиссия, несмотря на существенные ограничения и сложные условия: экономический, системный кризис, подъем ев-роскептиков и крайне правых сил, дефицит доверия избирателей к институтам Евросоюза, смогла предпринять срочные и кардинальные меры для сохранения Безопасности в Европе.

В заключение укажем, что в статье рассмотрены новейшие цели Европейского Союза следующего десятилетия, закрепленные в Римской декларации 2017 года. Из четырех приоритетных целей 1) безопасная Европа; 2) Европа устойчивого развития; 3) социально справедливая Европа; 4) сильная Европа на мировой арене, более подробно разобрана первая цель. Проанализированы практические и законодательные предложения Европейской комиссии, Европейского Совета и других структур для достижения этой цели.

Литература

1. The Rome Declaration. European Commission -Statement.режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_STATEMENT-17-767_en.htm

2. Agencies of the European Commission. Режим доступа: https://ec.europa.eu/home-affairs/what-we-do/agencies_en#3

3. Annual Report on the Situation of Asylum in the EU. P.126-133 Режим доступа: https://www.easo.europa.eu/sites/default/files/public/EN _%20Annual%20Report%202015_1.pdf

4. ООН Департамент по экономическим и социальным вопросам// Режим доступа: https://www.un.org/ development/desa/ru/news/population/international-migrants.html (дата обращения 03.03.2018)

5. Annual Activity Report of FRONTEX 2016 Режим доступа: https://frontex.europa.eu/ assets/Key_ Docu-ments/Annual_report/2016/Annual_Activity_Report_20 16.pdf

6. Современная демография / Под. ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева. - М., 1995. - 159 с.

7. Беженцы в Африке. -М.:РАН Институт Африки, 2004.- 130 с

8. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, A European agenda on migration, COM(2015)240 final of 13.05.2015.

9. Потёмкина О.Ю. Вишеградская группа и «гибкая солидарность». Современная Европа, 2016, № 6. С. 43-52.

10. ЕС зафиксировал двукратное снижение запросов об убежище в 2017г. Риа новости: Режим доступа^: //ria.ru/world/20180201/1513784636.html (дата обращения 01.04.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.