Научная статья на тему 'Международный опыт использования института цифровизации в механизме государственно-правового регулирования '

Международный опыт использования института цифровизации в механизме государственно-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международный опыт / право / правовое регулирование / цифровизация / государство / international experience / law / legal regulation / digitalization / state

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антон Алексеевич Желещиков

Изменение правовых основ в связи с цифровизацией общественной жизни обусловливает актуальность рассмотрения международного опыта механизма государственно-правового регулирования. Индустрия 5.0 определила новый этап развития общественной жизни, в связи с чем возникает необходимость в формировании новых правовых основ, регулирующих цифровое пространство. Изучение международного опыта в данном контексте связано с построением гибкой и эффективной системы государственного управления в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антон Алексеевич Желещиков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience in using the institute of digitalization in the mechanism of state legal regulation

The change in the legal framework in connection with the digitalization of public life determines the relevance of considering the international experience of the mechanism of state legal regulation. Industry 5.0 has defined a new stage in the development of public life, so there is a need to form new legal foundations governing the digital space. The study of international experience on this issue is necessary in the context of building a flexible and effective public administration system.

Текст научной работы на тему «Международный опыт использования института цифровизации в механизме государственно-правового регулирования »

Государственная служба и кадры. 2024. № 2. С. 31—34. State service and personnel. 2024;(2):31 —34.

Научная статья УДК 34.096

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-31-34 NIION: 2012-0061-02/24-063

EDN: https://elibrary.ru/VCAXWK MOSURED: 77/27-008-2024-02-263

Международный опыт использования института цифровизации в механизме государственно-правового регулирования

Антон Алексеевич Желещиков

Государственный университет просвещения, г. Москва, Россия, anton051999@yandex.ru

Аннотация. Изменение правовых основ в связи с цифровизацией общественной жизни обусловливает актуальность рассмотрения международного опыта механизма государственно-правового регулирования. Индустрия 5.0 определила новый этап развития общественной жизни, в связи с чем возникает необходимость в формировании новых правовых основ, регулирующих цифровое пространство. Изучение международного опыта в данном контексте связано с построением гибкой и эффективной системы государственного управления в РФ. Ключевые слова: международный опыт, право, правовое регулирование, цифровизация, государство. Для цитирования: Желещиков A.A. Международный опыт использования института цифровизации в механизме государственно-правового регулирования // Государственная служба и кадры. 2024. № 2. С. 31—34. https:// doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-31-34. EDN: https://elibrary.ru/VCAXWK

Original article

International experience in using the institute of digitalization in the mechanism of state legal regulation

Anton A. Zheleshchikov

State University of Education, Moscow,

Russia, anton051999@yandex.ru

Annotation. The change in the legal framework in connection with the digitalization of public life determines the relevance of considering the international experience of the mechanism of state legal regulation. Industry 5.0 has defined a new stage in the development of public life, so there is a need to form new legal foundations governing the digital space. The study of international experience on this issue is necessary in the context of building a flexible and effective public administration system.

Keywords: international experience, law, legal regulation, digitalization, state.

For citation: Zheleshchikov A.A. International experience of using the Institute of Digitalization in the mechanism of state legal regulation // Civil service and personnel. 2024.№. 2. P. 31—34. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-31-34. EDN: https://elibrary.ru/VCAXWK

Мировая система цифрового развития предусматривает комплекс показателей, которые определяют уровень экономического развития страны. В данном аспекте правовое регулирование цифровизацией является неотъемлемой частью государственного регулирования. Поддержание международного регулирования правовых основ является определяющей частью системы государственной и международной безопасности, эффективного управления го-

© Желещиков А.А. М., 2024.

сударственной собственностью и повышением конкурентоспособности национальных экономик.

Многие страны трансформируют стратегию социально-экономического развития, что, в свою очередь, обусловливает разработку новой системы правового регулирования отношений. Внедрение цифровых технологий в общественную жизнь определяет появление нового направления правового образования [3].

Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в мировом пространстве определяет изменения законодатель-

№ 2/2024

ного характера между отдельными субъектами и объектами правоотношений. Влияние использования ИКТ увеличивают налоговые отчисления, позволяют развить новый формат технологического развития, усиливают экспортные отношения. Данное развитие предполагает формирование новых рисков и опасностей: конфиденциальность личных данных, трансграничное перемещение данных.

В рамках изучения данного вопроса считаем целесообразным рассмотреть практический опыт правового регулирования цифровизации на примере высокотехнологичных стран.

США. Следует отметить многовекторность государственного регулирования отрасли: цифро-визация финансовых услуг, система управления данными, расширение информационных технологий и т.д. Исследования в области цифровиза-ции осуществляются на основании предоставления грантов. Правовая система страны определяется специфической направленностью прецедентного права. Регулирование цифровизацией представляет собой сложную многоуровневую структуру. Значимость норм права не определена положением в иерархической структуре. Ведомством, ответственным за развитие цифровой экономической системы, является Министерство торговли. В деятельность ведомства входят разработка нормативных актов, технических регламентов, образовательная и информационная деятельность. Структура ведомства состоит из 12 подразделений и бюро. Планирование деятельности осуществляется в соответствии со Стратегическим планом Министерства торговли США. Регулирующая функция возложена на Федеральную торговую комиссию и Федеральную комиссию по связи. Торговая комиссия обеспечивает регулирование всех операций цифровой торговли, в том числе рекламную деятельность, соблюдение конфиденциальности покупателей. Результатом деятельности Комиссии является осуществление принудительных мер в контексте ограничения незаконных методов обеспечения безопасности данных. Деятельность Комиссии по связи заключается в урегулировании вопросов, касаемо национального и международного телерадиовещания, интернет-среды [6] и др.

Консультативные органы осуществляют разработку подходов и норм цифровизации. К ним относятся: Консультативная комиссия, Конгресс США, Совет по цифровой экономике Министерства торговли США и др.

Цифровизация государственных органов власти в США началась с ноября 2015 г., когда была разработана правительственная программа «Повестка дня в области цифровой экономики». Цель данной программы — реализация цифрового по-

тенциала предприятий в контексте расширения возможностей интернет-среды. Ключевыми аспектами программы являются [5]:

1) распространение доступности интернет-ресурсов по всему миру;

2) обеспечение высокой степени доверия к интернет-ресурсам, которые обеспечивают безопасность и конфиденциальность данных;

3) доступность широкополосных сетей;

4) разработка и продвижение инновационных технологий в контексте рационального соблюдения правил интеллектуальной собственности.

В 2016 г. был создан цифровой консультативный совет, который обеспечивает анализ и сбор информации об экономическом росте страны и влиянии цифровизации. В рамках данного совета было расширено использование социальных сетей в контексте дипломатической деятельности, что обусловило появление нового цифрового форма взаимодействия.

В январе 2017 г. была опубликована «Зеленая книга», которая определяет методы и подходы Министерства торговли в области формирования Интернета вещей.

В настоящее время Правительство США широко использует инструменты цифровизации в политической дипломатии: краудсорсинг, свободу Интернета, мобильные технологии, технические лагеря, программное обеспечение. Применение данных инструментов позволяет обеспечить высокую эффективность и гибкость взаимоотношений государства и общества [2].

Китай. В 2018 г. МИД КНР начал использование системы искусственного интеллекта для поддержки решений в области стратегического развития страны. Данная система предоставляет дипломатам ряд вариантов при принятии решения и осуществляет оценку рисков. Органы государственной власти разрабатывают нормативную документацию в определении этических стандартов использования систем искусственного интеллекта и машинного обучения, что способствует развитию правовых основ в аспекте использования методов цифровизации. Создание надзорного органа позволило стране отслеживать технологические разработки и обеспечивает соблюдение интересов общества, снижение потенциальных угроз [1].

Нидерланды. Для данной страны свойственно постоянное повышение уровня цифровизации в контексте государственно-правового регулирования, что обеспечивает динамическое сотрудничество и использование преобразующих инноваций. В настоящее время в стране создан прочный механизм доверия к цифровым технологиям. Государственные программы направлены на укрепление прозрачности, подотчетности и кол-

№ 2/2024

лективной ответственности. Одним из направлений государственного регулирования цифровизации является устранение мистификации технологий, которая негативно сказывается на чувстве личной эффективности пользователя. Органы государственной власти широко используют в своей деятельности анализ больших данных, системы искусственного интеллекта, социально- этические вопросы, обусловливающие использование персональных данных [4]. Деятельность государства направлена на демистификацию технологий и наделение пользователей компетенциями в контексте защиты своих данных в цифровой среде. Роль государства в данном направлении заключается в повышении прозрачности технологической сферы. Данное направление позволит не только защитить данные пользователей, но и повысить уровень доверия к цифровой среде.

Великобритания. По инициативе органов государственной власти в Великобритании был создан Фонд Good Things Foundation, который позволяет преодолеть критические барьеры граждан в аспекте цифрового взаимодействия. Фонд осуществляет деятельность по созданию и проведению онлайн-курсов по развитию навыков цифровой грамотности населения. Цифровая трансформация предполагает создание безопасной интернет-среды, что обусловило формирование правовой базы [5].

Основной проблемой цифрового пространства является обеспечение кибербезопасности, которая позволяет обычным пользователям Интернета быть осведомленными о безопасности своих данных. Защита киберпространства является основной задачей органов государственной деятельности. В Европейском Союзе были введены нормативные акты, регулирующие защиту частной жизни в интернет-среде. «Общее положение о защите данных» устанавливает строгие стандарты защиты данных и конфиденциальности. Данное положение было разработано в связи с повышением осведомленности отдельных лиц о цифровых правах. Нормативное регулирование направлено на стимулирование технологических компаний к поддержанию надежных мер кибер-безопасности, поощрительных мер использования систем сквозного шифрования, методов передачи данных о повышении подотчетности. Ряд нормативных актов имеет слабые стороны: создание дополнительного бремени для пользователей, блокировка интернет-ресурсов, которые не выполняют правил ЕС [6].

В новой политической реальности происходит активное развитие релевантных инструментов — IT-сервисов и финансовых онлайн-технологий, позволяющих индивидуальным инвесторам не только упростить свою деятельность и легче при-

нимать необходимые решения, но и осуществлять более эффективную, более совершенную трансформацию управления собственными ресурсами, оптимизировать их.

На примере Российской Федерации следует отметить, что на государственном уровне осуществляются мероприятия властных структур РФ по расширению и совершенствованию направлений индивидуального инвестирования. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» закрепляет основные категории квалифицированных инвесторов. На официальной электронной странице Банка России опубликованы указания Банка России «О порядке признания лиц квалифицированными инвесторами», согласно которому под квалифицированным инвестором понимается лицо, квалификационные данные которого позволяют ему самостоятельно осуществлять инвестиционную деятельности и оценивать риски. В России создан Институт квалифицированных инвесторов. Для данной категории существуют следующие особенности:

■ продажа паевых инвестиционных фондов;

■ иерархичность критериев квалификации инвесторов;

■ ограничительные барьеры на вход;

■ внутригрупповая дифференциация;

■ информационная ограниченность.

Инвестиционный рынок России терпит трансформацию не только цифрового формата, но и структурного характера. В связи с данным обстоятельством возникают новые возможности развития инвестиционного рынка и создание новой структуры его функционирования.

Таким образом, по результатам исследования можно прийти к следующим ключевым выводам.

Во-первых, современная политическая реальность ускоренно трансформируется. В условиях XXI в. эта реальность приобретает цифровые черты — цифровизуется. Данное обстоятельство актуализирует вопросы изучения IT-сервисов и инструментов цифровизации в области государственно-правового регулирования и в целом всей экономической деятельности.

Во-вторых, ресурсы IT-сервисов делают возможной оптимизацию и структуризацию управления политическими процессами, формируют релевантные стратегии для анализа необходимых данных, позволяя определить эффективность государственных решений.

В-третьих, инструменты цифровизации переформатируют политическое пространство, которое в этой оптике может быть пересмотрено в фокусе цифровизации. Интернет-технологии, он-лайн-ресурсы и иные методы цифровизации переструктурируют государственную деятельность, облегчая доступ к необходимой информации, и,

№ 2/2024

следовательно, минимизируют возможные нежелательные аспекты, которые могут быть связаны с ее отсутствием.

Современные мир — это не только мир технологий, Интернета, но и мир информации. Доступ к информации, который предполагают инструменты IT-сервисов и технологии, формирует широкие возможности для государственного развития и в целом для любой экономической деятельности.

Список источников

1. Бакирова Д.М. Развитие теории юридических фактов в аспекте динамики цифровизации правового пространства // Цифровые технологии и право: Сб. науч. тр. I Междунар. науч.-практ. конф.: В 6 т./ Под ред. И.Р. Бегишева и др. Казань, 2022. С. 44—50.

2. Боброва О.Г., Горлов К.В. Правовое регулирование отдельных видов цифровых активов в странах мира // Экономика. Право. Инновации. 2020. № 3. С. 37—42.

3. Бондаренко И.В., Фроловская Ю.И. Правовой аспект защиты персональных данных физических лиц: гарантии безопасности на пути к цифровизации общества // Научный аспект. 2023. Т. 11, № 11. С. 1300—1305.

4. Пантелеева Н.В., Колотилкин ЮЛ. Предпосылки к развитию цифровизации предпринимательства: правовые и социально-экономические аспекты // Вестн. Могилев. ин-та МВД. 2022. № 2 (6). С. 63—68.

5. Тихомирова ЮЛ., Кичигин Н.В., Цомарто-ва Ф.В., Бальхаева С.Б. Право и цифровая информация // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 2. С. 4—23.

6. Цифровая трансформация в государственном управлении [Электронный ресурс]: Кол. моногра-

фия / Н.Е. Дмитриева, А.Г. Санина, Е.М. Стырин и др.; Под ред. Е.М. Стырина, Н. Е. Дмитриевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023.

Referens

1. Bakirova D.M. Razvitie teorii yuridicheskih faktov v aspekte dinamiki cifrovizacii pravovogo prostranstva // V sbornike: Cifrovye tekhnologii i pravo. Sbornik nauchnyh trudov I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 6-ti tomah. Pod redakciej I.R. Begisheva [i dr.]. Kazan', 2022. S. 44—50.

2. Bobrova O.G., Gorlov K.V. Pravovoe reguli-rovanie otdel'nyh vidov cifrovyh aktivov v stranah mira // Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2020. № 3. P. 37—42.

3. Bondarenko I.V., Frolovskaya YU.I. Pravovoj aspekt zashchity personal'nyh dannyh fizicheskih lic: garantii bezopasnosti na puti k cifrovizacii obshchestva // Nauchnyj aspekt. 2023. T. 11, № 11. P. 1300—1305.

4. Panteleeva N.V., Kolotilkin YUA Predposylki k razvitiyu cifrovizacii predprinimatel'stva: pravo-vye i social'no-ekonomicheskie aspekty // Vestnik Mogilevskogo instituta MVD. 2022. № 2 (6). P. 63—68.

5. Tihomirova YUA., Kichigin N.V., Comartova F.V., Bal'haeva S.B. Pravo i cifrovaya informaciya // Pravo. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2021. № 2. P. 4—23.

6. Cifrovaya transformaciya v gosudarstvennom upravlenii [Elektronnyj resurs] : kollekt. monogr. / N.E. Dmitrieva, A.G. Sanina, E. M. Styrin i dr. ; pod red. E.M. Styrina, N. E. Dmitrievoj; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2023.

Информация об авторе Желещиков А.А. — аспирант Государственного университета просвещения

Статья поступила в редакцию 13.05.2024; одобрена после рецензирования 18.05.2024; принята к публикации 25.05.2024.

Information about the author Zheleshchikov A.A — PhD student at the State University of Education Additional information about the authors

The article was submitted 13.05.2024; approved after reviewing18.05.2024; accepted for publication 25.05.2024.

№ 2/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.