современной версии колониализма, он оценивает его как специфический политико-управленческий инструмент. В общемировом масштабе этот инструмент позволяет элиминировать реальные проблемы из сферы публичной политики, возникающие вследствие неравноправного и негармоничного взаимодействия восточной и западной цивилизаций. Более того, по своей природе мультикультурализм враждебен системе национальной государственности, основанной на суверенитете и на национальном единстве как этнокультурной, религиозной и территориальной общности. В рамках современного социального государства мультикультурализм позволяет как оставить в неприкосновенности ситуацию с неравноправным владением ресурсами и неравенством в предоставлении базовых социальных услуг, так и легально отказаться от выполнения социальных обязательств в отношении де-факто дискриминируемых групп, артикулировав культурный фактор.
Таким образом, противоречивая природа мультикультурализма в среднесрочной перспективе проблематизирует как формирование общеевропейской идентичности, как консолидирую-
щей секуляризованной постмодернистской идео-логемы, так и перспективы и жизнеспособность европейского интеграционного проекта, артикулируемого значительной частью современного белорусского общества.
Библиографический список
1. Куропятник А. И. Мультикультурализм: идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000. - Т. Ш. - № 2 - С. 53-66.
2. Хомяков М. Б. Брайан Бэрри: либеральный универсализм против мультикультурализма и национализма // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2007. - Т. X. - № 1. - С. 74-100.
3. Семененко И. С. Идентичность в системе координат мирового развития / И. С. Семененко, В. В. Лапкин, В. И. Пантин // Политические исследования. -2010. - № 3. - С. 40-59.
4. Жижек С. Казус Брейвика, или чего хочет Европа? // Русский Журнал. - URL: http://russ.ru/ Mirovaya-povestka/Kazus-Brejvika-ili-chego-hochet-Evropa - Дата доступа: 15.08.2011
5. Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока / пер. с англ. А. В. Говорунова. - СПб. : Русский Мiръ, 2006. - 640 с.
Naumov D. I., Lomov S. A. MULTICULTURALISM IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF EUROPEAN IDENTITY
The article analyzed the phenomenon of multiculturalism.
Keywords: multiculturalism, European identity and tolerance.
УДК 334.021
Токунова Г. Ф. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Автором анализируется современные тенденции государственно-частного партнерства. Приводятся количественные и качественные характеристики международных ГЧП проектов. Отдельно продемонстрированы положительные стороны проектов и представлен перечень основных барьеров на пути их реализации.
Ключевые слова: государство, бизнес, государственно-частное партнерство, концессии.
В последние десятилетия мировая экономика Варнавский В. Г. отмечает, что происходящие
потребовала пересмотра традиционных форм вза- процессы можно свести к двум основным направ-
имоотношений государства и частного сектора, лениям: во-первых, изменение пропорций распре-
что выразилось в поиске новых институциональ- деления национального дохода в пользу предпри-
ных форм, взаимосвязей и систем регулирования. нимательской прибыли и, во-вторых, снижение
барьеров на пути свободного предпринимательства, от которого, в конечном итоге, зависит экономический рост и успех экономических преобразований [3, с. 11].
Наиболее успешными формами взаимодействия государства и частного сектора начале 90-х годов прошлого века в Великобритании стали модель частной финансовой инициативы и модель государственно-частного партнерства (ГЧП), которые позволили в короткие сроки успешно реализовать как крупнейшие проекты: строительство Евротеннеля и лондонского метрополитена, так и менее масштабные, а именно, строительство школ, больниц, тюрем и др. Сам механизм такого рода взаимодействия государства и бизнеса не носит принципиальной новизны, новшество заключается в отношениях между субъектами, которые стали равноправными и партнерскими, а также в сферах деятельности частного сектора, которые ранее были только прерогативой государства (например, строительство тюрем). Вели-
кобритания до сих пор остается лидером в реализации проектов на принципах ГЧП (табл. 1).
Большинство стран, реализующие проекты на принципах ГЧП, используют механизм, разработанный в Великобритании. Так, в Австралии к 2002 г. большинство юрисдикций разработали политику и руководящие принципы ГЧП, которые по своей сути схожи с теми, что применяются в Великобритании [10]. Тоже можно сказать и об Индии.
Общая цель проектов ГЧП - найти пути решения проблем, в которых преимущества частного сектора (такие как наличие финансовых активов, эффективное управление, склонность к инновациям и предпринимательству) сочетается с преимуществами государственного сектора (например, социальные вопросы и забота об окружающей среде). Чтобы быть экономически целесообразным, проект ГЧП должен генерировать сочетание эффективности распределения ресурсов с эффективностью производства, что полностью
Таблица 1
Стоимость проектов, реализуемых на принципах ГЧП в Европе в 2001-2008 гг.*
№ п/п Страна Стоимость проектов, евро Количество сделок
1. Великобритания 61131 536
2. Испания 4127 38
3. Франция 4093 34
4. Италия 3563 20
5. Республика Ирландия 3253 19
6. Г реция 2398 8
7. Г ермания 2029 40
8. Бельгия 1780 6
9. Нидерланды 1733 9
10. Польша 1520 2
11. Австралия 899 6
12. Финляндия 700 1
13. Болгария 654 6
14. Венгрия 556 11
15. Кипр 500 1
16. Португалия 450 7
17. Другие страны 977 7
Источник: Gunnigan L., Rajput R. Comparison of Indian PPP Construction Industry and European PPP Construction Industry: Process, Thresholds and Implementation // Conference Papers. Paper 4. 2010. - URL: http://arrow.dit.ie/beschconcon/4 (дата обращения 10.08.2011).
превосходит отдельно взятые государственный или частный проект.
В целом, преимущества государственно-частного партнерства выражаются в следующих моментах [4, 6, 9]:
1. Улучшение качества обслуживания. Реализация проекта происходит под тщательным контролем государства в области качества. Конкурентный характер предоставления контрактов может создать стимулы для повышения качества с помощью внедрения управленческих и технических инноваций;
2. Снижение стоимости проекта. Проекты, реализуемы на принципах ГЧП, как правило, включают широкий спектр деятельности: проектирование, строительство, эксплуатация. Объединение всего комплекса мероприятий в одном проекте позволяет экономить на масштабе, что в результате приводит к общему снижению стоимости проекта;
3. Разделение рисков. В результате реализации проекта происходит частичная или полная передача рисков от государственного сектора к частному. Это связано с большей эффективностью частных фирм в области управления строительными проектами по ряду ключевых моментов, связанных с обеспечением прибыльности. Ряд рисков остается только в компетенции государства;
4. Сокращение сроков строительства. В случае реализации социально-значимых проектов, когда государство не имеет необходимых финансовых ресурсов для их реализации, допускается совместное с частным сектором финансирование. Как правило, это влияет на сроки реализации проекта. По данным британского исследования, только 24 % всех новых проектов реализуемых на принципах ГЧП заканчиваются в поздние сроки, тогда как государственные приходится 70 %;
5. Лучшее бюджетное исполнение. Когда частный сектор отвечает за проектирование, строительство и дальнейшую эксплуатацию, государственный сектор может быть уверен, что цели проекта будут достигнуты в соответствии с ценой, согласованной на момент подписания контракта, так как снижается риск перерасхода ресурсов. Кроме того, исследования показали, что проекты, реализуемые на принципах ГЧП, сохраняют свои бюджеты гораздо чаще, чем чисто государственные. В отношении первых перерасход наступал лишь в 22% от
запланированного бюджета, в отношении государственных этот показатель увеличивается до 73%. Другое исследование 48 проектов, реализуемых по схемам ГЧП, проведенное Европейской экономической комиссией ООН [4, с. 55], показало, что в 80 % случаев они были закончены досрочно, при улучшении сервиса и уменьшении платы за пользование ресурсами;
6. Развитие рынка капитала, привлечение частных и международных инвестиций, содействие экономическому росту и развитию местной промышленности, за счет достижения баланса интересов в вопросах экономического, экологического и социального характера.
В международной практике разделяют элементы, которые составляют схемы ГЧП на четыре части: строительство, эксплуатация (управление), финансы и собственность (табл. 2).
Исходя из сочетания представленных элементов, в рамках концепции ГЧП сформировалось пять основных моделей сотрудничества государственного и частного сектора, выражающиеся в особых формах собственности, финансирования и управления, а именно, модели оператора; кооперации; концессии; договорная модель; модель лизинга.
В развитых и развивающихся странах проекты, реализуемые на принципах ГЧП, призваны, в первую очередь, заполнить образовавшийся дефицит в инфраструктурных объектах, который невозможно ликвидировать с помощью ограниченных государственных ресурсов. Доминирующим и наиболее успешной сферой деятельности в странах Южной Европы (около 60 % всех реализуемых проектов) является строительство дорог. И хотя кризис 2008 г. привел к некоторой задержке в реализации проектов, их доля остается высокой. В Индии, как и в Европе, также широко распространены проекты, реализуемые на принципах ГЧП, где на строительство дорог приходится около 62 %.
Государственная поддержка ГЧП проектов осуществляется в двух направлениях:
- финансовая - предоставление прямой или косвенной финансовой помощи;
- административная - предоставление гарантий, определение срока концессии, протекционистские меры и т.д.
В Румынии, согласно принятому Закону 50/ 1991, предусмотрен ряд случаев, когда строительная концессия предоставляется без проведения тор-
Таблица 2
Элементы различных моделей ГЧП*
Аутсорсинг Частные финансовые инициативы Концессии Аренда ВОТ (Строительство-управление/ эксплуатация-передача)
Управление/ эксплуатация Услуги по управлению / эксплуатации Х Х Х Х Х
Финансы Инвестиции частного сектора Х Х
Компенсация издержек потребления Х Х
Компенсация по договору с муниципалитетом Х Х Х
Строитель- ство Строительство недвижимости частными компаниями Х Х Х
Владение Г осударст-венное до и после контракта Х Х Х Х
Частное в течение контракта и государствен-ное после его завершения Х Х
Неограниченное частное
Источник: David Hall, Robin de la Motte, Steve Davies. Terminology of Public-Private Partnerships (PPPs). -L. : University of Greenwich, 2003.
гов [7]: строительство благотворительных и общественно-полезных объектов; строительство жилья, принадлежащего Национальному Жилищному Агентству; строительство жилья для населения моложе 35 лет; перемещение жилья, пострадавшего во время стихийных бедствий; расширение строительства на прилегающую недвижимость по желанию владельца или с его согласия; работы, проводимые для защиты исторических памятников. Минимальная плата за концессию устанавливается местным или окружным советом с учетом того, что за 25-летний период на рынке продажная цена земли плюс расходы на создание и поддержание инфраструктуры окупятся.
Другой пример - это Франция, где государство в первую очередь финансирует созданные при университетах муниципальные технопарки, использующие конверсионные разработки. Такие сотрудничество осуществляется в рамках модели «государственная разработка - технопарк с участием частного бизнеса - группа ученых» [4, с. 54].
Специфическими чертами любого государственно-частного партнерства являются: требования, продиктованные бюджетным учетом; различный правовой статус субъектов, отвечающих за реализацию проекта; соответствие критериям Маастрихтского договора при регулировании
задолженности государственного сектора; ограничения в принятии решений по проекту; формальные требования к их процедуре принятия; различные правила и нормы в области государственных заказов и закупок необходимых для реализации проекта.
Несмотря на высокую социальную значимость проектов, нельзя сказать, что они находят реализацию в ста процентах случаев. Международные эксперты отмечают на их пути ряд барьеров:
1) отсутствие признания со стороны заинтересованных сторон, как профессионального сообщества, так и широкой общественности;
2) отсутствие согласованности в отраслевых и территориальных документах, регулирующих подобные проекты. Особенно часто возникают при реализации международных проектов;
3) трудности в финансировании долгосрочных проектов, каковыми являются ГЧП проекты;
4) трудность учета технических характеристик, при реализации проектов по созданию социальной инфраструктуры;
5) иногда отмечаются высокие трансакционные издержки.
Так, в Индии существует серьезная оппозиция гражданского общества к ГЧП проектам, что приводит к увеличению расходов, и в целом препятствует их реализации. Главная причина этого в отсутствии «прозрачности» проектов, в результате чего общественность и заинтересованные лица слабо информирована о их целях и планируемых результатах.
В Великобритании столкнулись с другой проблемой. Британцев волнует значительный рост государственных обязательств, который в ближайшие 30 лет потребуют 50 фунтов стерлингов в год на каждого налогоплательщика в стране. Кроме того, для реализации проектов привлекаются менее квалифицированные работники из развивающихся стран, а высококвалифицированный отечественный персонал попадает под сокращение [5].
Бывшие социалистические страны столкнулись с иными сложностями. Варнавский В.Г. отмечает, что существенным препятствием для реализации государственно-частных проектов в бывших соцстранах является низкая культура рыночных отношений [2, с. 18]. Из их числа наиболее успешными в реализации концессионных программ стали Югославия, Болгария,
Венгрия, Польша и Чехия. Вместе с тем, серьезные затруднения испытали Украина, Молдова и Казахстан.
Успех проектов зависит от их тщательной структурированности и проработанности планов. Кроме того, успешные проекты в Европе имеют общую особенность - они управляются специализированными экспертными группами, самостоятельными централизованными подразделениями «one-stop», выступающими для инвесторов связующим элементом, способствующим сотрудничеству между различными правительственными учреждениями.
На сегодняшний день в России уже имеется опыт успешной реализации ГЧП проектов, среди них: строительство станции очистки сточных вод «Южное Бутово» в Москве, на этих же условиях строилась подобная станция в г. Зеленограде, в Санкт-Петербурге построен Западный скоростной диаметр и ряд других. Однако эти проекты носят единичный характер. Причины низкой активности, кроме указанных выше, по мнению ряда экспертов [1], в низком уровне квалификации и отсутствии опыта у чиновников, курирующих проекты ГЧП от лица государства. Игнорирование необходимости использования инструментов ГЧП приводит к тому, что ряд проблем в социальной сфере так и остается нерешенным.
Библиографический список
1. Барьеры развития механизма ГЧП в России. -М. : НПФ «Экспертный институт», 2010. - 32 с.
2. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство : В 2 т. Т. 2. - М. : ИМЭМО РАН, 2009. - 192 с.
3. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / В. Г. Варнавский; Ин-т мировой экономики и международных отношений. - М. : Наука, 2005. - 315 с.
4. Ларин С .Н. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии // Государственно-частное партнерство в инновационных системах / под общ. ред. С. Н. Селиверстова. - М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 312 с.
5. Хасанов Р. Х. Партнерство государства и бизнеса в рамках кластерных взаимосвязей: монография / Р. Х. Хасанов. - Омск : Изд-во Омского филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская финансово-промышленная академия», 2010. - 240 с.
6. Alexandersson G., Hulten S. Prospects and pitfalls of public-private partnerships in the transportation sector -theoretical issues and empirical experience. - URL:
http://www.thredbo-conference-series.org/downloads/ thredbo10-papers/thredbo10-themeC-Alexandersson-Hulten.pdf (дата обращения 10.08.2011).
7. Concession of state private-domain assets for construction purposes. - URL: http://www.iflr.com/ (дата обращения 10.08.2011).
8. David Hall, Robin de la Motte, Steve Davies. Terminology of Public-Private Partnerships (PPPs). -London: University of Greenwich, 2003. 8 с.
9. Gunnigan L., Rajput R. Comparison of Indian PPP Construction Industry and European PPP Construction Industry: Process, Thresholds and Implementation / Conference Papers. Paper 4. 2010. - URL: http:// arrow.dit.ie/beschconcon/4 (дата обращения 10.08.2011).
10. Key Issues in Procurement through Public Private Partnerships (PPPs) : Discussion Paper / Australian Procurement and Construction Council Inc. (APCC), 2002. -URL: http://www.apcc.gov.au (дата обращения 11.08.2011).
Tokunova G. F.
INTERNATIONAL EXPERIENCE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS
The author analyzes current trends in public-private partnership. In the articles quantitative and qualitative characteristics of international PPP projects are given. Moreover the author demonstrated the positive aspects of the projects and submitted a list of the main barriers to their implementation.
Keywords: government, business, public-private partnerships, concessions.
УДК 330.1
Иванова М. Г., Тихонов А. В. О РЕГУЛЯЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В статье рассматривается влияние социальных условий на формирование и осуществление законов. Ключевые слова: экономика знаний, интеллектуальная собственность, процессы институционализации.
Социология управления - отрасль социологического знания, изучающая закономерности рационального построения и функционирования механизмов регуляции спонтанных процессов, развивается во многом благодаря введению в свое проблемное поле новых объектов исследования [1, с. 256]. Эти объекты порождаются общественной жизнью, трудностями и противоречиями экономического, политического и духовного развития общества.
В сферу социологического знания новые объекты попадают дважды. Вначале как явления, требующие описания, объяснения и прогнозирования, чтобы в итоге предусмотреть возможные последствия действий социальных субъектов, вовлеченных в те или иные события. Этим занимается значительный и все расширяющийся корпус отраслевых социологии, среди которых можно назвать социологию знаний, конфликта, экономическую со-
циологию, социологию права, политики, инноваций, средств массовой информации и др.
Второй раз эти объекты попадают в поле зрения социологии, когда возникает потребность в регуляции, сознательном и целенаправленном вмешательстве в происходящие процессы с тем, чтобы ввести их в институционально заданные рамки управляемости, подконтрольности, Тогда появляется необходимость в новой методологической интерпретации объекта с позиции дисциплины, рассматривающей их в аспекте регуляции. Одним из новых объектов является интеллектуальная собственность.
Интеллектуальную собственность (ИС) традиционно относят к области права (авторского, смежных прав). Соответственно все основные определения ИС и механизмов регуляции относятся к правовым категориям. В международной практике ИС определена в Конвенции, учредив-