«Научные междисциплинарные исследования»
УДК 343
Сизова Олеся Сергеевна Sizova Olesya Sergeevna
Студентка Юридический институт им. М. М. Сперанского ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых The law institute named after М. М. Speransky of the VLSU named after A. G. and N. G. Stoletov
Научный руководитель: Гачава Мария Леонтьевна Доцент кафедры «Уголовно-правовых дисциплин» Юридического института им. М. М. Сперанского ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых Scientific adviser: Gachava Maria Leontievna,
Associate Professor of the Department of "Criminal Law Disciplines" of the Law Institute named after М. М. Speransky of the VLSU named after A. G. and N. G. Stoletov
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМИНЕНИЯ ЭТИХ МЕТОДОВ В РОССИИ
INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE FIGHT AGAINST CORRUPTION AND THE POSSIBILITY OF APPLYING THESE METHODS IN RUSSIA
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся международного опыта борьбы с коррупцией и возможность применения указанных методов в России. При этом выявляются перспективы практики применения в Российской Федерации зарубежного опта противодействия коррупции.
Annotation: This article discusses issues related to the international experience in the fight against corruption and the possibility of applying these methods in Russia. at the same time, the prospects for the practice of applying the foreign anti-corruption opt in the russian federation are revealed.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, индекс восприятия коррупции, международный опыт борьбы.
Keywords: corruption, anti-corruption policy, corruption perception index, international experience of struggle.
VIII Международная научно-практическая конференция Проблема коррупции в России в контексте происходящих современных
рыночных реформ, а также попыток построения правового государства очень
велика и актуальна. Это неудивительно, поскольку масштабы коррупции
настолько высоки, что к ней необходимо относиться очень серьезно.
Рост коррупции в России в последние годы вызывает растущее
беспокойство общественности. Опасность этого явления для дальнейшего
развития нашей страны неоднократно обсуждалась на самом высоком уровне.
Вопросы, касающиеся противодействия коррупции постоянно поднимаются и
обсуждаются в органах государственной власти, в первую очередь в
Государственной думе и Правительстве РФ. Кроме этого президент РФ - Путин
В.В. на заседаниях коллеги Генпрокуратуры постоянно акцентирует свое
внимание на том, что на сегодняшний день одним из главных направлений
современной политики является борьба с коррупцией. [4]
Перед тем как начать говорить о международном опыте борьбы с
коррупцией, хотелось бы обратиться к статистическим данным международной
неправительственной организации «Transparency International», которая
занимается исследованием уровня коррупции во всех странах мира. Так
называемый индекс восприятия коррупции формируется путем опроса среди
деловых кругов бизнеса. Главной целью неправительственной организации
«Transparency International» является выявление бизнес-климата и состояния
государственного управления. Итак, в современных условиях различных странах
мира выявлен следующий индекс восприятия коррупции (Таблица 1).
Таблица 1. Индекс восприятия коррупции за 2019-2017 год и 2014-2012 год
Место в 2019 году Страна 2019 2018 2017 2014 2013 2012
год год год год год год
1 Дания 87 88 88 92 91 90
2 Финляндия 86 85 85 89 89 90
3 Швейцария 85 85 85 86 85 86
4 Сингапур 85 85 84 84 86 87
20 Япония 73 73 73 76 74 74
21 ОАЭ 71 70 71 70 69 44
23 США 69 71 74 74 73 73
«Научные междисциплинарные исследования»
Продолжение Таблицы 1
24 Франция 69 72 70 69 71 71
39 Корея, Южная 59 57 54 55 40 39
137 Россия 28 28 29 27 28 28
179 Южный Судан 12 13 12 15 14 13
180 Сомали 9 10 9 11 4 8
Из приведённых статистических данных мы видим, что Россия, к большому сожалению, является одной из самой коррумпированной страной мира. Так в 2019 году Россия получила 28 баллов и заняла 137-е место из 180 возможных, при этом совершено не большая разница с такими странами как Южный Судан и Сомали. Данный вопрос требует, как можно скорейшего урегулирования. [3]
На сегодняшний день ни одна страна в мире не может быть застрахована от коррупции, она может появиться в любое время и в самых различных масштабах. Одними из самых низко коррумпированных стран мира является Дания, Швейцария, Сингапур, Китай, США и некоторые друге страны. Рассмотрим антикоррупционную политику некоторых стран, у которых успешно, получается, бороться с таким явлением, как коррупция.
Самой не коррумпированной страной в мире по праву считается Дания, индекс восприятия коррупции на протяжении более 10 лет в данной стране самый высокий и варьируется от 87 до 92. Основным способом борьбы с коррупцией в Дании выступает превентивный метод. Данный метод заключается в том, среди населения создается абсолютная нетерпимость к коррупции во всех ее проявлениях. Каждый гражданин Дании считает своим долгом помочь государству избавиться от коррупции. Все организации, работающие на территории страны, в обязательном порядке заключают договора и контракты, которые включают антикоррупционные пункты. Таким образом, правительство Дании исходит из того, что в первую очередь необходимо менять внутренние отношение людей к коррупции и у них это успешно получается.
Китай также накопил не маленький опыт в борьбе с таким пагубным явлением как коррупция, однако в отличии от Дании они видят источник
VIII Международная научно-практическая конференция появления коррупции совершенно в другом. Главным источником
возникновения коррупции, по мнению, как китайскового руководства, так и
обычных граждан являются чиновники, поэтому на них оказывается
существенное давление, выраженное в суровых наказаниях за совершение
действий, носящих коррупционную направленность. На сегодняшний день
китайский способ «жестких наказаний» является одним из самых эффективных
в мире.
В Японии также главным направлением в борьбе с коррупцией является, так называемая кадровая политика. Огромное внимание уделяется этичному поведению сотрудников государственных учреждений. Япония строит свою антикоррупционную политику на таких принципах, как достоянная оплата труда, поощрение и материальное стимулирование работников, обеспечение гражданских свобод и меры политической экономии. Все эти принципы нашли отражение в существующем в государстве законодательстве.
В целом сингапурские власти придерживаются такой же политики. Главный посыл антикоррупционной политики Сингапура выражается в устранение всех условий, побуждающих людей к коррумпированным действиям любого рода. Это достигается за счет соблюдения ряда антикоррупционных принципов: заработная плата государственных служащих определяется исходя из среднего заработка людей, успешно работающих в частном секторе;
В целом такую же политику едут и власти Сингапура. Основная идея антикоррупционной политики Сингапура - стремиться исключить условия, создающие склонность человека к совершению коррупционных действий.
Это достигается за счет соблюдения ряда антикоррупционных принципов: вознаграждение государственных служащих по формуле, привязанной к средней зарплаты людей, успешно работающих в частном секторе; для экономического развития устраняются всевозможные административные барьеры, полностью контролируется имущества, активы и долги государственных служащих, при этом прокурор имеет право проверять все банковские счета, акции и расчетные счета лиц, подозреваемых в нарушении закона о предупреждении коррупции;
«Научные междисциплинарные исследования» усиление жестокости дел о коррупции против высокопоставленных чиновников
с целью поддержания морального авторитета неподкупных политических
лидеров. Экономический успех Сингапура - это победа в борьбе с коррупцией.
Конечно, все указанные выше странны нельзя сравнить с Россией, у них намного меньше площадь территории, заселены они равномернее, численность населения по сравнению с нашим государством не так велика, а высокопоставленные чиновники имеют возможность полностью контролировать ситуации в стране. Однако международный опыт борьбы с коррупцией нельзя игнорировать и возможно успешность применять и н территории Российской Федерации.
Связи со всем выше изложенным, можно сделать вывод, что на сегодняшний день было бы целесообразно принять некоторые кардинальные меры по улучшению сложившейся ситуации, в России принимая во внимание международный опыт борьбы с действиями, носящими коррупционный характер, а именно:
1. На сегодняшний день наша сложившаяся правовая система нуждается в модернизации механизма ответственности за незаконные действия коррупционной направленности. В данном случае необходимо обратить внимание на Японскую и Китайскую модель борьбы с коррупцией.
2. В системе управления необходимо ввести персональную ответственность руководителей исполнительных органов за невыполнение Национального плана противодействия коррупции;
3. В экономической системе необходимо обеспечить контроль за движением средств предпринимателей и чиновник. Обеспечить прозрчное движение всех денежных средств в государстве и предусмотреть общественный контроль за деятельностью всех чиновников и бизнесменов.
Библиографический список:
1. Кудерский Р.М. Международный опыт борьбы с коррупцией // Новая наука: стратегии и векторы развития. - Уфа. - 2017 г. - С. 182-184
VIII Международная научно-практическая конференция
2. Гугкаева К.В., Хачатурова Э.Э. Международный опыт борьбы с коррупцией: правовой и экономический аспекты // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - Новосибирск. - 2016 г. - С. 16-21
3. «Трансперенси» - антикоррупционный центр: [сайт]. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html(дата обращения: 07.11.2020 года).
4. Заседание коллегии Генпрокуратуры: официальный сайт Президента России [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62998 (дата обращения: 07.11.2020 года).
УДК 349.6
Суркова Мария Александровна Surkova Maria Alexandrovna
Студент Student
Волгоградский государственный университет Volgograd state University
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ
В ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА
Аннотация. В статье автором рассмотрены основные проблемы, которые можно выявить в процессе анализа действующего законодательства РФ, в области определения вреда, причиненного окружающей среде. Рассмотрены существующие противоречия в законодательстве, препятствующих единообразию решений правоприменителя.