Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЕКЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЕКЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / АНТИКРИЗИСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сидоренко А.С.

В условиях нестабильной политической обстановки и трудной предсказуемости экономической ситуации возникает необходимость формирования комплекса мер по регулированию социально-экономической политики регионов РФ, а также поиска инструментов по преодолению новых угроз. Многие зарубежные страны с высокоразвитой рыночной экономикой опытным путем сформировали механизм по предупреждению различных типов кризисов. Анализируя исторические особенности развития и социально-экономические аспекты образования кризисных ситуаций, обратимся к опыту данных стран с целью улучшения региональной антикризисной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT IN PROJECTS OF RUSSIAN PRACTICE

In the conditions of unstable political environment and the difficult predictability of the economic situation there is a need for the formation of a complex of measures on regulation of social and economic policy of regions of the Russian Federation, as well as the search tool for combating new threats. Many foreign countries with highly developed market economies have experienced the formation of a mechanism to prevent various types of crises. Analyzing the historical features of development and socio-economic aspects of the formation of crisis situations, we turn to the experience of these countries in order to improve the regional anti-crisis policy.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЕКЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ»

УДК 332

Сидоренко А. С. аспирант

кафедра таможенного дела и мировой экономики ФГБОУ ВО «Юго-западный государственный университет»

Россия, г. Курск

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЕКЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация: в условиях нестабильной политической обстановки и трудной предсказуемости экономической ситуации возникает необходимость формирования комплекса мер по регулированию социально -экономической политики регионов РФ, а также поиска инструментов по преодолению новых угроз. Многие зарубежные страны с высокоразвитой рыночной экономикой опытным путем сформировали механизм по предупреждению различных типов кризисов. Анализируя исторические особенности развития и социально-экономические аспекты образования кризисных ситуаций, обратимся к опыту данных стран с целью улучшения региональной антикризисной политики.

Ключевые слова: экономический кризис, социально-экономическое развитие, антикризисное управление, экономические угрозы, региональная экономика, антикризисная региональная политика.

Sidorenko A.S.

Federal State Budgetary Institution of Higher Education «Southwest State

University»

Postgraduate student of the department of customs affairs and world economy

Russia, Kursk

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT IN PROJECTS OF RUSSIAN PRACTICE

Abstract: in the conditions of unstable political environment and the difficult predictability of the economic situation there is a need for the formation of a complex of measures on regulation of social and economic policy of regions of the Russian Federation, as well as the search tool for combating new threats. Many foreign countries with highly developed market economies have experienced the formation of a mechanism to prevent various types of crises. Analyzing the historical features of development and socio-economic aspects of the formation of crisis situations, we turn to the experience of these countries in order to improve the regional anti-crisis policy.

Keywords: economic crisis, social and economic development, anti-crisis management, economic threats, regional economy, anti-crisis regional policy.

Возникновение нестабильных экономических ситуаций в нашей стране, связанных с антироссийскими санкциями со стороны стран ЕС, падением цен на энергоносители, изменением спроса мирового рынка, а

также неэффективным менеджментом, указывает на то, что действующая система экономического регулирования России оказалась неспособной эффективно и своевременно реагировать на внешнеполитические угрозы [4].

Несбалансированность макроэкономической политики и экономических решений в наибольшей мере проявляется на региональном уровне. Именно поэтому в условиях мирового экономического кризиса и постоянной трансформации экономики современные модели регионального развития требуют разработки эффективной системы антикризисного управления [3].

Комплекс мер государственного антикризисного управления субъектами представляет собой многоуровневый процесс реагирования на существенные изменения внешней среды на основе заранее разработанных альтернативных вариантов, предусматривающий различные изменения в экономике региона и позволяющий предвидеть и вовремя устранить возможные будущие проблемы.

Экономика многих зарубежных стран за период своего исторического развития перенесла бесчисленное количество финансовых потрясений, кризисов и политических конфликтов, которые не могли не отразиться на социально-экономическом состоянии субъектов. Массовая безработица и спад производства требовали применения комплекса мер, направленных на преодоление кризисных явлений. Если некоторые страны в короткие сроки и без значительных издержек справлялись с экономическими и социальными потрясениями, то другие - длительное время и с большим трудом преодолевали острое кризисное состояние.

Обратимся к зарубежному опыту антикризисной региональной политики с целью улучшения российского механизма её осуществления. Вместе с тем не следует бездумно копировать антикризисные меры более развитых стран, так как условия образования кризисных ситуаций различны.

Среди основных целей антикризисного управления экономикой субъекта РФ можно выделить:

- снижение негативного воздействия изменений экзогенного и эндогенного характера;

- повышение эффективности хозяйственной деятельности;

- стабилизация деятельности рынков;

- обеспечение социальной стабильности общества.

Для российских условий наиболее подходящим будет использовать опыт антикризисной региональной политики таких стран как Германии, Великобритании, Франции и Италии [1].

В каждой стране применяется индивидуальный подход по выводу регионов из кризисного состояния.

В истории Великобритании социально-экономическая нестабильность особенно остро проявилась в регионах угледобывающих, производства стали и текстиля. Так, Центральная Шотландия, оказавшись в депрессивном состоянии, нуждалась в оказании финансовых услуг, стимулирующих рост

производства: выпуск гарантий, займов, предоставление налоговых льгот, материальное стимулирование работников. Кроме того, требовались меры по развитию производственной и социальной инфраструктуры.

В Германии кризисные процессы затронули промышленный район Рур с угольно-металлургической специализацией. Стремительное развитие информационных технологий требовали оказания поддержки фирм данного направления в виде налоговых льгот и средств материального стимулирования, способствующих развитию занятости и инфраструктуры региона. С целью поддержки традиционных отраслей (металлургическое производство) производилось государственное инвестирование.

Французская система поддержки регионов основана, прежде всего, на комплексе мероприятий по осуществлению мониторинга и оценки качества экономического развития, а также по улучшению условий деятельности малых предприятий путем предоставления грантов и пособий.

Для стран сельскохозяйственной и аграрной ориентации (Италия) характерен следующий комплекс мер:

- мероприятия по созданию благоприятной "бизнес-среды" и развитию инфраструктуры;

- поддержка структурно слабых регионов;

- поддержка рынка труда, создание дополнительных рабочих мест.

Если рассматривать систему регионального антикризисного

управления в регионах США, то следует отметить ориентацию на законодательные и стратегические основы. Так, в регионах с высоким уровнем безработицы и низким уровнем доходов активно обсуждается изменение законов в сфере занятости. Для каждого штата характерна своя законодательно установленная политика занятости, направленная на борьбу с безработицей. В рамках программы предусмотрен рост числа занятых в государственном и частном секторах, пересмотр процедуры страховых выплат по безработице, а также осуществление профессиональной переподготовки кадров. Главная цель антикризисной политики регионов США - предоставление рабочих мест населению и формирование эффективной программы развития штатов.

Общая концепция антикризисной политики, проводимой в депрессивных регионах, у многих стран схожи. Так, региональная политика стран Евросоюза нацелена на выравнивание диспропорций и ускорение экономического роста отстающих регионов. Стимулирование производства и бизнеса, в свою очередь, должно способствовать повышению занятости и росту доходов населения.

В настоящее время большинство стран ЕС в качестве основного инструмента региональной антикризисной политики используют финансовое стимулирование. Такие инструменты, как субсидии, кредиты, дотации и т.п. призваны заинтересовать фирмы инвестировать в отрасли проблемных регионов и развивать производство.

Если одни страны проводят комплекс мер антикризисного управления

во всех регионах одновременно, то другие - больше поддерживают экономически отсталые регионы. Важная институциональная особенность такой политики — соблюдение принципа субсидиарности, то есть передача функций управления и распоряжение ресурсами на наиболее низком территориальном уровне управления. Роль региональных властей в регулировании экономического развития территории повышается практически до уровня федерального.

Однако проецируя зарубежный опыт антикризисного управления с позиций его полезности на российскую экономику необходимо иметь в виду, что реализация децентрализованной региональной экономической политики возможна не при любых условиях.

Например, главные цели политики «развития снизу» в Греции 80-х гг. не были достигнуты в связи с отсутствием квалифицированного персонала, научно-технической и инфраструктурной базы [2].

Особый интерес антикризисной политики стран ЕС вызывает создание так называемых «еврорегионов», призванных обеспечить снижение трансграничных барьеров между людьми и бесперебойное движение товаров и услуг.

Данная политика нацелена на размывание границ уровня «бизнес-население» и организацию единого пространства соседних регионов отдельных государств. Такого рода контакты крайне перспективны, так как формируют благоприятные условия для модернизации периферийных территорий.

Приграничное положение регионов стран с переходной экономикой позволяет взаимодействовать с экономически активными субъектами соседних стран, что может привести к стимулированию местной экономики. Примером такого взаимодействия может стать штат Сонора в Мексике, который благодаря близкому расположению с США достиг ускоренного промышленного роста.

Положительный эффект трансграничного сотрудничества сохранится лишь в том случае, если отстающий регион будет привлекателен для инвесторов.

Для российской практики данный механизм приемлем лишь для северных регионов страны.

Антикризисная теория и практика зарубежных стран использует различные способы борьбы с нестабильностью экономики. Но не следует ориентироваться лишь на инструменты определенного государства или его региона. Кризис — процесс динамический, каждое его проявление индивидуально и имеет свои причины. Общий комплекс мер должен учитывать специфику и возможности каждого отдельного субъекта.

Еще несколько десятилетий назад основные территориальные программы были нацелены на инвестиционную деятельность, что, в конечном итоге, привело к усугублению региональных диспропорций. Были даже предприняты попытки создания законодательной базы в отношении

кризисных регионов. Но вскоре стало очевидно, что государство не может финансово стимулировать многочисленные депрессивные субъекты РФ.

Так, в кризисный период 2008-2009гг. на федеральном уровне была оказана лишь поддержка регионального рынка труда. Проблема занятости частично была решена. Однако регулирование или стимулирование сферы производства не осуществлялось ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе.

В связи с вышеизложенным возникает необходимость одновременной координации всех факторов антикризисной политики региона.

Инструментом эффективной системы регулирования территории должна стать комплексная государственная программа развития региона с эффективным механизмом обнаружения проблем и комплексом мер по их решению. Результативность данной программы возможна лишь при взаимодействии органов региональной власти и предприятий - лидеров. Формирование эффективной антикризисной программы возможно лишь при объединении регионов в группы со схожей проблематикой.

К большому сожалению многие субъекты РФ если и обладают комплексом мер преодоления кризисных процессов, то не используют инструменты для его обнаружения и предотвращения. Требуется создание региональных стратегий социально-экономического развития территорий.

Использованные источники:

1. Горбов В.А. Адаптация зарубежного опыта антикризисного управления к отечественной практике регионального развития // Экономика и управление. - 2012. - №2. - С.154-158.

2. Зуева С.В. Зарубежный опыт социально-экономического развития территорий // Вестник НГИЭИ. - 2012. - №2. - С.51-59.

3. Сидоренко А.С. Методологические подходы к анализу социально -экономического развития региона в условиях нестабильности внешней среды // Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологи. - 2016. - № 4 (55).

4. Френкель А.А. Кризис как реальность: итоги и перспективы социально-экономического развития // Вопросы статистики. - 2016. - №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.