Научная статья на тему 'Международный контроль за соблюдением экономических, социальных и культурных прав осужденных в Российской Федерации'

Международный контроль за соблюдением экономических, социальных и культурных прав осужденных в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNATIONAL CONTROL / HUMAN RIGHTS / COMMITTEE ON ECONOMIC / SOCIAL AND CULTURAL RIGHTS / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КОМИТЕТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ / СОЦИАЛЬНЫМ И КУЛЬТУРНЫМ ПРАВАМ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перрон Ю. В.

Статья посвящена анализу международного контроля за соблюдением экономических, социальных и культурных прав осужденных в Российской Федерации. В соответствии с международными актами определены основные органы контроля экономических, социальных и культурных прав осужденных. Обозначены основные проблемы при обеспечении прав осужденных во время исполнения уголовных наказаний, выявленные на основании периодической отчетности, представляемой Российской Федерацией в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, и на основании сообщений в Европейский суд по правам человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Перрон Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL CONTROL OVER THE OBSERVANCE OF ECONOMIC, SOCIAL AND CULTURAL RIGHTS OF CONVICTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to analysis of the international control over the observance of economic, social and cultural rights of convicts in the Russian Federation. In accordance with international acts, the main bodies for control over the economic, social and cultural rights of convicted persons have been identified. The main problems in ensuring the rights of convicts during the execution of criminal sentences identified on the basis of periodic reports submitted by the Russian Federation to the Committee on Economic, Social and Cultural Rights, and on the basis of communications to the European Court of Human Rights are described.

Текст научной работы на тему «Международный контроль за соблюдением экономических, социальных и культурных прав осужденных в Российской Федерации»

УДК 343.829

Ю. В. ПЕРРОН

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, майор внутренней службы

Вологда

YULIA V. PERRON

Lecturer, Department of Public Law Disciplines, VILE of the Federal Penitentiary Service of Russia, Major of Internal Service

Vologda

Международный контроль за соблюдением экономических, социальных и культурных прав осужденных в Российской Федерации

International control over the observance of economic, social and cultural rights of convicts in the Russian Federation

Аннотация. Статья посвящена анализу международного контроля за соблюдением экономических, социальных и культурных прав осужденных в Российской Федерации. В соответствии с международными актами определены основные органы контроля экономических, социальных и культурных прав осужденных. Обозначены основные проблемы при обеспечении прав осужденных во время исполнения уголовных наказаний, выявленные на основании периодической отчетности, представляемой Российской Федерацией в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, и на основании сообщений в Европейский суд по правам человека.

Ключевые слова: международный контроль, права человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Европейский суд по правам человека.

Abstract. The article is devoted to analysis of the international control over the observance of economic, social and cultural rights of convicts in the Russian Federation. In accordance with international acts, the main bodies for control over the economic, social and cultural rights of convicted persons have been identified. The main problems in ensuring the rights of convicts during the execution of criminal sentences identified on the basis of periodic reports submitted by the Russian Federation to the Committee on Economic, Social and Cultural Rights, and on the basis of communications to the European Court of Human Rights are described.

Key words: international control, human rights, Committee on Economic, Social and Cultural Rights, European Court of Human Rights.

Реализация международных стандартов обращения с заключенными является актуальным направлением политики по соблюдению прав и сво-

бод человека в современных государствах. Это связано в первую очередь с тем, что «правовое положение осужденного служит негласным индикатором состоя-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2020

43

ния прав и свобод человека в стране в целом. Поэтому многими учеными права и свободы осужденных справедливо рассматриваются как часть прав и свобод всех граждан, а контроль - как средство охраны правового статуса лиц, отбывающих наказания» [1].

Традиционно к социально-экономическим правам относят право на труд, на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, на социальное обеспечение, на жилище, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь; к культурным - свободу языка, свободу литературного, научного и других видов творчества и преподавания. В соответствии с частью первой статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний» [2], при этом в соответствии со статьями 19-24 УИК РФ гарантирует контроль за их соблюдением во время исполнения наказаний.

Международный контроль за соблюдением экономических, социальных и культурных прав осужденных в Российской Федерации предусмотрен в рамках универсальной и региональной систем защиты прав человека. На универсальном уровне в соответствии с резолюцией Экономического и социального совета ООН от 28.05.1985 1985/17 [3] в рамках Совета по правам человека ООН учрежден Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (далее также - КЭСКП, Комитет). Данный Комитет является органом, состоящим из независимых экспертов, наблюдающих за исполнением части IV Международного

пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (далее также - МПЭСКП, Пакт) [4].

Комитет следит за осуществлением экономических, социальных и культурных прав: на труд и справедливые условия труда, на социальное обеспечение, на защиту семьи и достаточный жизненный уровень, включая питание, одежду и жилище, охрану здоровья и прочее (статьи 6-15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Для лучшего обеспечения исполнения государствами обязательств по Пакту в 1986 году разработаны Лимбургские принципы осуществления Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [5]. В них отмечается, что права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы, поэтому следует с равным вниманием рассматривать вопросы осуществления, поощрения и защиты экономических, социальных и культурных прав наравне с гражданскими и политическими. Независимо от уровня экономического развития на национальном уровне государство, участвующее в Пакте, обязано обеспечить всем людям уважение минимума жизненно необходимых прав, используя все надлежащие средства, включая законодательные, административные, судебные, экономические, социальные и образовательные меры, с целью выполнения своих обязательств по Пакту.

На указанный Комитет возложена функция по контролю за соблюдением экономических, социальных и культурных прав граждан государствами - участниками ООН. В качестве одного из методов контроля в рамках Комитета действует процедура представления государством периодических докладов каждые пять лет.

44

[email protected] www.or.fsin.su

Первые три доклада России в Комитет по экономическим социальным и культурным правам напрямую не касались контроля прав осужденных. Впервые с 1978 года данная тема была затронута в четвертом периодическом докладе Российской Федерации от 27.11.2001 Е/С.12/4МЛ^10 [6] в связи с раскрытием содержания статьи 11 МПЭСКП о праве на достаточный жизненный уровень. Было упомянуто, что в рамках оказания социальной помощи и в соответствии с пунктами 1, 4, 7 и 8 Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы был подготовлен проект Федерального закона «О социальной помощи лицам, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы».

В пятом периодическом докладе Российской Федерации от 25.01.2010 Е/С.12/ КиБ/5 [7] уделено внимание наличию контроля за исполнением наказания. Была поднята тема недопущения телесных наказаний в отношении несовершеннолетних в уголовно-исполнительной системе.

В шестом докладе 2016 года акцент был сделан на политике государства относительно помощи в трудоустройстве отдельным категориям граждан. Так, в статье 13 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» установлены дополнительные гарантии занятости для лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, и испытывающих трудности в поиске работы. В качестве дополнительной защиты от использования принудительного труда отмечено, что наказание в виде принудительных, обязательных или исправительных работ не применяется одновременно с наказанием в виде лишения свободы [8].

С целью уточнения представленной информации Комитет запросил в ходе последующего диалога информацию о судебных делах, при рассмотрении которых в судах Российской Федерации применяли или ссылались на закрепленные в Пакте права [9]. В информации об отдельных делах, рассмотренных судами Российской Федерации и связанных с применением ими положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, было отмечено, что до сведения судей, работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации, нижестоящих судов постоянно доводится информация о практике иных межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, включая Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по правам инвалидов, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Европейский суд по правам человека. Документы, принимаемые этими органами, включая принятые по результатам рассмотрения индивидуальных жалоб (сообщений, заявлений) решения (постановления, мнения, соображения), размещаются на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в разделе «Обзор судебной практики» [10].

Следующий периодический доклад Российская Федерация должна представить в КЭСКП 31.10.2022.

В связи с представлением докладов Российской Федерацией следует отметить растущую с 2010 года активность международных общественных организаций, предоставляющих в Комитет альтернативные отчеты по вопросам соблюдения экономических, социальных и культурных прав граждан в России. Основное внимание в такого рода докладах уделяется обеспечению трудовых прав осужденных. Для снижения количества альтер-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2020

45

нативных докладов в ООН, содержащих негативные оценки деятельности УИС, следует привлекать международные организации к формированию доклада Российской Федерации еще на стадии предварительного сбора информации до представления в Комитет.

Помимо процедуры представления и рассмотрения докладов Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, вступивший в силу 05.03.2013 [11], закрепляет полномочия Комитета получать и рассматривать сообщения индивидуальных лиц, утверждающих, что их права, установленные в Пакте, были нарушены. При определенных обстоятельствах Комитет может также проводить расследование грубых или систематических нарушений экономических, социальных и культурных прав, закрепленных в Пакте, и рассматривать межгосударственные жалобы.

Обратившись к практике ратификации указанного Факультативного протокола, отметим, что в настоящий момент участниками протокола являются 24 государства, подписали - 25, не участвуют - 149. Однако следует отметить, что в тех странах, где Факультативный протокол не ратифицирован, действует система правосудия, при которой осужденные имеют возможность напрямую обращаться в верховные судебные органы, минуя нижестоящие суды. Данное право предоставлено ввиду того, что верховный суд при рассмотрении спора об экономических, социальных и культурных правах, в отличие от нижестоящих судов, решает вопросы права, а не факта.

Осужденные Российской Федерации не могут подавать жалобы на нарушение культурных, экономических и социаль-

ных прав вследствие того, что Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах не ратифицирован. В этой связи актуальным является предложение о необходимости его ратификации нашей страной и признания наряду с процедурой расследования фактов нарушения прав человека при исполнении наказаний права осужденных отправлять в КЭСКП сообщения о таких фактах. Следует отметить, что перед ратификацией Факультативного протокола к МПЭСКП необходимо произвести оценку текущего обеспечения реализации экономических, социальных и культурных прав осужденных. Процедура предварительного мониторинга осуществления прав является стандартной практикой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В рамках европейской системы защиты прав человека следует отметить Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года [12] с последующими изменениями от 1998 года, касающимися деятельности ЕСПЧ, являющегося фактически высшей судебной инстанцией по правам человека. Решения ЕСПЧ, будучи по своей юридической природе прецедентными, тем не менее оказывают значительное влияние на формирование и развитие российского законодательства. Под действием решений ЕСПЧ Российская Федерация обязана вносить изменения в законодательную и административную практику.

По официальным данным ЕСПЧ, ежегодно от российских граждан поступает порядка 10 тысяч индивидуальных обращений в ЕСПЧ, 10-я часть этих обращений направляется осужденными. За 2018 год судом рассмотрено 2 705 дел,

46

[email protected] www.or.fsin.su

из них в отношении Российской Федерации - 385 [13]. Чаще всего в постановлениях против Российской Федерации фиксировались нарушения статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод - о праве на справедливое судебное разбирательство (21 %), статьи 2 - о праве на жизнь, статьи 3 - о запрете на пытки (15 %). Отметим, что лишь 2 % поступающих жалоб признаются приемлемыми (200 жалоб), из них завершаются вынесением постановления ЕСПЧ по существу - 94 %, завершаются решением или остаются без рассмотрения - 4 %, завершаются мировым соглашением - 1 % жалоб [14]. Размер компенсации по постановлениям ЕСПЧ в 2018 году составил 13 115 481 €, по сравнению с 2017 годом указанная сумма уменьшилась на 1 442 495 €.

Исполнение решений ЕСПЧ демонстрирует проявление эффективной системы контроля за обеспечением прав и свобод человека, которые до учреждения международного механизма находились в исключительной сфере государственного суверенитета.

Предметом международного контроля в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод являются основные личные права осужденных, проявления рабства и принудительных работ, безосновательного и незаконного заключения под стражу, дискриминации в осуществлении прав и свобод (около 30 общепризнанных прав).

Основную часть обращений в ЕСПЧ составляют жалобы:

1) на бытовые условия: переполненность камер, отсутствие у заявителя спального места, необходимость делить спальное место с другими людьми, ограничения в гигиене, ограничение в прогулке, неприемлемые условия размещения,

пребывание в течение суток без пищи, воды, доступа к туалету, отсутствие приватности, содержание некурящих лиц вместе с курящими, совместное содержание больных и здоровых заключенных, ограничение прогулок и физических упражнений, отсутствие освещения и вентиляции, наличие насекомых и грызунов в помещениях;

2) медицинское обслуживание: отсутствие надлежащей медицинской помощи по острым и хроническим заболеваниям, непроведение специалистами осмотра и обследования;

3) режим: применение слишком сурового наказания за нарушение;

4) условия этапирования: непредоставление доступа к пище и воде;

5) внешние контакты: отказ в направлении жалобы заявителя в суд, запрет иметь в камере фотографии и письма, запрет на свидания, проведение свидания на русском языке;

6) применение физической силы, жестоких видов обращения и наказания, пыток.

Согласно указанию директора ФСИН России, по делам, рассмотренным ЕСПЧ, несмотря на их прецедентный характер, Российская Федерация должна принимать меры по недопущению подобных нарушений в дальнейшем [15].

К таким мерам со стороны ФСИН России относятся:

1) создание осужденным к лишению свободы и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права и федеральных законов;

2) создание возможности свободной переписки подозреваемых, обвиняемых и осужденных с международными органами и организациями по защите прав и свобод человека;

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2020

47

3) обеспечение своевременности вручения осужденным писем из ЕСПЧ в запечатанном виде (под подпись);

4) при направлении жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ЕСПЧ проведение проверки соблюдения их прав и законных интересов с приобщением к их личным делам документов о соблюдении их прав для последующей защиты интересов Российской Федерации в ЕСПЧ;

5) организация изучения сотрудниками УИС соответствующих постановлений ЕСПЧ с целью принятия мер по недопущению указанных в тексте постановления нарушений.

Для улучшения ситуации с обеспечением экономических, социальных и культурных прав в целом следует наметить направления совершенствования деятельности по обеспечению подобного рода прав с помощью: Ф 1) признания неделимости и взаимо-

зависимости гражданских, политических и экономических, социальных и культурных прав;

2) определения в соответствии с международными пенитенциарными стандартами того минимального показателя уровня обеспечения каждого из прав, который свидетельствовал бы о соблюдении данного права; разработки и использования как количественных, так и качественных показателей при контроле

за осуществлением экономических, социальных и культурных прав; повсеместного использования чек-листов для проверки соблюдения того или иного права;

3) устранения недопонимания особого характера экономических, социальных и культурных прав и обязательств государства уважать, защищать и осуществлять эти права;

4) привлечения общественности к формированию периодических докладов в КЭСКП для снижения общего количества альтернативных докладов и представления единой позиции по вопросам доклада;

5) создания эффективного механизма расследования жалоб о нарушениях экономических, социальных и культурных прав, позволяющего привлекать потенциальных нарушителей к ответственности за их действия и побуждать их отказываться от совершения таких нарушений в будущем; Ф

6) устранения пробелов в правовой и судебной системе; содействия признанию судебными органами возможности отстаивания экономических, социальных и культурных прав в судебном порядке;

7) мониторинга экономических, социальных и культурных прав путем сбора и анализа данных, включая не только официальную статистику, но и при возможности данные наблюдений и расследований на местах. ф

1. Селиверстов В. И. Международный контроль как средство охраны правового статуса лиц, отбывающих наказания // Правовые и организационные основы функционирования органов, исполняющих наказания. М. : Академия МВД России. 1995. С. 3-20.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 02.12.2019). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Обзор состава, организации и административных мероприятий Сессионной рабочей группы правительственных экспертов по осуществлению Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах : резолюция ЭКОСОС ООН от 28.05.1985 1985/17. URL: https://undocs.Org/ru/E/RES/1985/17 (дата обращения: 25.10.2019).

48 [email protected] www.or.fsin.su

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах : принят резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 16.12.1966 2200A (XXI) . URL: https://www.ohchr.org /RU/ProfessionalInterest/Pages/CESCR.aspx (дата обращения: 25.10.2019).

5. Лимбургские принципы осуществления Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1986) // Университет Миннесоты. Библиотека по правам человека : [сайт]. URL: http://hrlibrary.umn.edu/instree/RLimburguidelines.html (дата обращения: 25.10.2019).

6. Четвертый периодический доклад Российской Федерации о реализации положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в Экономический социальный совет от 27.11.2001 E/C.12/4/Add.10. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15 /treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=E%2fC. 12%2f4%2fAdd. 10&Lang=ru (дата обращения: 05.09.2019).

7. Briefing from global initiative to end all corporal punishment of children. Peter Newell. INT_CESCR_NGO_RUS_46_9983_E. April, 2011. URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts /treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT%2fCESCR%2fNGO%2fRUS%2f46%2f9983&La ng=ru (дата обращения: 05.09.2019).

8. Шестой периодический доклад Российской Федерации о реализации положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в Экономический и Социальный Совет от 16.09.2016 E/C.12/RUS/6. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15 /treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=E%2fC.12%2fRUS%2f6&Lang=ru (дата обращения: 15.10.2019).

9. Перечень вопросов в связи с рассмотрением шестого периодического доклада Российской Федерации от 09.03.2017 E/C.12/RUS/Q/6. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15 /treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=E%2fC. 12%2fRUS%2fQ%2f6&Lang=ru (дата обращения: 15.10.2019).

10. Информация об отдельных делах, рассмотренных судами Российской Федерации и связанных с применением ими положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. от 25.09.2017. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15 /treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT%2fCESCR%2fARL%2fRUS%2f28002&Lang=ru (дата обращения: 15.10.2019).

11. Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах : резолюция Совета по правам человека ООН от 18.06.2008 8/2. URL: https: //www.ohchr.org/RU/ProfessionalInterest/Pages/OPCESCR.aspx (дата обращения: 15.10.2019).

12. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. 1950 // СЗ РФ. 1998. № 20, ст. 2143.

13. 12th Annual Report of the Committee of Ministers. 2018. URL: https://rm.coe.int/annual-report-2018/168093f3da (дата обращения: 15.10.2019).

14. Европейский суд по правам человека. Статистика. URL: http://www.echr.coe.int /Documents/Stats_violation_1959_2010_ENG.pdf (дата обращения: 15.10.2019).

15. О выполнении решения Европейского суда по правам человека : письмо ФСИН России от 17.12.2010 № 10/1-4376 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 2. С. 65-84.

1. Seliverstov, V. I. (1995) International control as a means of protecting the legal status of persons serving sentences. Legal and organizational basis for the functioning of bodies for execution of sentences. Moscow, Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, pp. 3-20.

2. The Criminal and Executive Code of the Russian Federation of 08.01.1997 No. 1-FZ (as amended on 27.12.2019). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

3. Review of the composition, organization and administrative arrangements of the Sessional Working Group of Governmental Experts on the Implementation of the International Covenant on Economics, Social and Cultural Rights: UN ECOSOC Resolution of 28.05.1985 1985/17. URL: https://undocs.org /ru/E/RES/1985/17 [Accessed 25th October 2019].

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2020 49

4. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights: adopted by the UN General Assembly resolution of 16.12.1966 2200A (XXI). URL: https://www.ohchr.org/RU/ProfessionalInterest /Pages/CESCR.aspx [Accessed 25th October 2019].

5. Limburg Guidelines on Implementation of International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights. (1986) University of Minnesota. Human Rights Library : [website]. URL: http://hrlibrary.umn. edu/instree/RLimburguidelines.html [Accessed 25th October 2019].

6. Fourth periodic report of the Russian Federation on the implementation of the provisions of the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights in Economic and Social Council dated 27.11.2001 E/C.12/4/Add.10. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal /Download.aspx?symbolno=E%2fC.12%2f4%2fAdd.10&Lang=ru [Accessed 5th September 2019].

7. Peter Newell. Briefing from global initiative to end all corporal punishment of children. INT_CESCR_NGO_RUS_46_9983_E. April, 2011. URL: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts /treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT%2fCESCR%2fNGO%2fRUS%2f46%2f9983&La ng=ru [Accessed 5th September 2019].

8. Sixth periodic report of the Russian Federation on the implementation of the provisions of the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights in Economic and Social Council dated 16.09.2016 E/C.12/RUS/6. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal /Download.aspx?symbolno=E%2fC.12%2fRUS%2f6&Lang=ru [Accessed 15th October 2019].

9. List of issues in relation to the sixth periodic report of the Russian Federation dated 9.03.2017 E/C.12/RUS/Q/6. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?s ymbolno=E%2fC.12%2fRUS%2fQ%2f6&Lang=ru [Accessed 15th October 2019].

10. Information on individual cases examined by the courts of the Russian Federation and related to the application of the provisions of the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights, 1966. Dated 25.09.2017. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download. aspx?symbolno=INT%2fCESCR%2fARL%2fRUS%2f28002&Lang=ru [Accessed 15th October 2019].

11. Optional Protocol to the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights: UN Human Rights Council resolution of 18.06.2008 8/2. URL: https://www.ohchr.org/RU /ProfessionalInterest/Pages/OPCESCR.aspx [Accessed 15th October 2019].

12. European Convention on Human Rights, 1950. (1998) ^de of laws of the Russian Federation. 20, art. 2143.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. 12th Annual Report of the Committee of Ministers. (2018) URL: https://rm.coe.int/annual-report-2018/168093f3da [Accessed 15th October 2019].

14. European Court of Human Rights. Statistics. URL: http://www.echr.coe.int/Documents/Stats_ violation_1959_2010_ENG.pdf [Accessed 15th October 2019].

15. On the implementation of the decision of the European Court of Human Rights: letter of the Federal Penitentiary Service of Russia dated December 17, 2010 No. 10/1-4376. (2011) Bulletin of the penal system. 2, 65-84.

50 [email protected] www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.