Научная статья на тему 'Международный исследовательский центр по изучению Корё-сарам - это уже реальность. . . г. Чончжу, республика Корея'

Международный исследовательский центр по изучению Корё-сарам - это уже реальность. . . г. Чончжу, республика Корея Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
244
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / КОНСОЛИДАЦИЯ / СПЛОЧЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВИДЫ ИДЕНТИЧНОСТИ / IDENTITY / IDENTIFICATION / INTERNATIONAL COMPONENT / CONSOLIDATION / COHESION / NATIONAL POLICY / TYPES OF IDENTITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бугай Николай Федорович

В предлагаемом читателю обзоре кратко изложены точки зрения ученых России. Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизстана, Австрии, США по вопросу о роли и месте корейцев, подвергшихся деструктивным воздействиям со стороны партийных и советских органов власти еще в 30-е годы прошлого столетия в ходе государственных процессов современных преобразований. Однако и в настоящее время проявляется отзвук тех времен в жизни корейцев России и других государств СНГ. В основе отношение ученых к понятию идентичности, классификация которой включает уже более 20 видов. Тем не менее научная разработанность этих видов неравнозначна. По нашему мнению, слабо изученной остается как вид территориальная идентичность, которая по своей природе может быть как позитивной, так и негативной. Именно об этом сделали вывод ученые Дальнего Востока А.С. Ващук и Г.Г. Ермак [1; 2]. Множество отрицательных примеров остаются характерными и для северокавказского региона России, и для Крыма. Поэтому непреложен тот вывод, что территориальная идентичность сплачивает и консолидирует народы. И это положение будет занимать все больше разработчиков этого социального явления. Проблема по своей сути актуальная, и не случайно к ней проявляется повышенный интерес. Разумеется, не обходится и без острых научных дискуссий по разным аспектам этнической принадлежности. В центре обсуждения повышенное внимание идентичности корейской общности России и других государств СНГ. Эта тема стала приоритетной и на состоявшейся Международной научной конференции, заседании круглого стола редакторов корейских СМИ в Университете Чончжу. Она обсуждалась в рамках событий, приуроченных к открытию Международного исследовательского центра по изучению истории Корё-сарам. Церемония, проходившая в Университете Чончжу 28 сентября 2018 г., как раз и завершилась созданием нового Международного исследовательского центра, который возглавил известный ученый, д.и.н., профессор Юн Сан Вон. Формирование нового центра по истории Корё-сарам стало знаковым событием и реальностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL RESEARCH CENTER FOR THE STUDY OF KORYO-SARAM IS ALREADY A REALITY... CHONJU, REPUBLIC OF KOREA

The review presented to the reader summarizes the points of view of Russian scientists. Uzbekistan, Kazakhstan, Tajikistan, Kyrgyzstan, Austria, the United States on the role and place of Koreans who were subjected to destructive influences by the party and Soviet authorities back in the 30s of the last century in the state processes of modern transformations. However, the echo of those times in the life of the Koreans of Russia and other CIS countries is now also manifest. The basis of the attitude of scientists to the concept of identity, the classification of which already includes more than 20 species. Nevertheless, the scientific development of these types is uneven. In our opinion, the kind of territorial identity remains poorly studied, which by its nature can be both positive and negative. This was the conclusion drawn by the scientists of the Far East A.S. Vashchuk and G.G. Yermak [1; 2]. Many negative examples remain characteristic of the North Caucasus region of Russia and the Crimea. Therefore, the conclusion that territorial identity unites and consolidates peoples is immutable. And this position will occupy an increasing part of the developers of this social phenomenon. The problem is inherently relevant and it is no coincidence that there is a heightened interest in it. Of course, it does not do without sharp scientific discussions on various aspects of ethnicity. The discussion focuses on the identity of the Korean community in Russia and other CIS countries. This topic became a priority at the International Scientific Conference, a meeting of the "round table" of editors of Korean media at Chonju University. It was discussed in the framework of events dedicated to the opening of the International Research Center for the Study of the History of Koryo-Saram. The ceremony, held at Chonju University on September 28, 2018, ended with the creation of a new International Research Center, which was headed by a famous scientist, Doctor of Historical Sciences, Professor Yong Sang Won. The formation of a new center on the history of Koryo-Saram became a landmark event and a reality.

Текст научной работы на тему «Международный исследовательский центр по изучению Корё-сарам - это уже реальность. . . г. Чончжу, республика Корея»

УДК 930.01

БУГАЙ Николай Федорович

Институт российской истории Российской

академии наук

г. Москва, Россия

nikolay401@yаndex.гu

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ КОРЁ-САРАМ - ЭТО УЖЕ РЕАЛЬНОСТЬ... г. ЧОНЧЖУ1, РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

В предлагаемом читателю обзоре кратко изложены точки зрения ученых России. Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Киргизстана, Австрии, США по вопросу о роли и месте корейцев, подвергшихся деструктивным воздействиям со стороны партийных и советских органов власти еще в 30-е годы прошлого столетия в ходе государственных процессов современных преобразований. Однако и в настоящее время проявляется отзвук тех времен в жизни корейцев России и других государств СНГ. В основе - отношение ученых к понятию идентичности, классификация которой включает уже более 20 видов. Тем не менее научная разработанность этих видов неравнозначна. По нашему мнению, слабо изученной остается как вид территориальная идентичность, которая по своей природе может быть как позитивной, так и негативной. Именно об этом сделали вывод ученые Дальнего Востока А.С. Ващук и Г.Г. Ермак [1; 2]. Множество отрицательных примеров остаются характерными и для северокавказского региона России, и для Крыма. Поэтому непреложен тот вывод, что территориальная идентичность сплачивает и консолидирует народы. И это положение будет занимать все больше разработчиков этого социального явления. Проблема по своей сути актуальная, и не случайно к ней проявляется повышенный интерес. Разумеется, не обходится и без острых научных дискуссий по разным аспектам этнической принадлежности. В центре обсуждения - повышенное внимание идентичности корейской общности России и других государств СНГ. Эта тема стала приоритетной и на состоявшейся Международной научной конференции, заседании круглого стола редакторов корейских СМИ в Университете Чончжу. Она обсуждалась в рамках событий, приуроченных к открытию Международного исследовательского центра по изучению истории Корё-сарам. Церемония, проходившая в Университете Чончжу 28 сентября 2018 г., как раз и завершилась созданием

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/1-13-23

Nikolai F. BUGAI Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences Moscow, Russia nikolay401@yandex.ru

THE INTERNATIONAL RESEARCH CENTER FOR THE STUDY OF KORYO-SARAM IS ALREADY A REALITY... CHONJU, REPUBLIC OF KOREA

The review presented to the reader summarizes the points of view of Russian scientists. Uzbekistan, Kazakhstan, Tajikistan, Kyrgyzstan, Austria, the United States on the role and place of Koreans who were subjected to destructive influences by the party and Soviet authorities back in the 30s of the last century in the state processes of modern transformations. However, the echo of those times in the life of the Koreans of Russia and other CIS countries is now also manifest. The basis of the attitude of scientists to the concept of identity, the classification of which already includes more than 20 species. Nevertheless, the scientific development of these types is uneven. In our opinion, the kind of territorial identity remains poorly studied, which by its nature can be both positive and negative. This was the conclusion drawn by the scientists of the Far East A.S. Vashchuk and G.G. Yermak [1; 2]. Many negative examples remain characteristic of the North Caucasus region of Russia and the Crimea. Therefore, the conclusion that territorial identity unites and consolidates peoples is immutable. And this position will occupy an increasing part of the developers of this social phenomenon. The problem is inherently relevant and it is no coincidence that there is a heightened interest in it. Of course, it does not do without sharp scientific discussions on various aspects of ethnicity. The discussion focuses on the identity of the Korean community in Russia and other CIS countries. This topic became a priority at the International Scientific Conference, a meeting of the "round table" of editors of Korean media at Chonju University. It was discussed in the framework of events dedicated to the opening of the International Research Center for the Study of the History of Koryo-Saram. The ceremony, held at Chonju University on September 28, 2018, ended with the creation of a new International Research Center, which was headed by a famous scientist, Doctor of Historical Sciences, Professor

1 Чонджу (Choniu), Чончжу, город в Южной Корее, в 280 км к югу от Сеула, на р. Мангёнган. 571 тыс. жителей (2003). Основан в 57 г. до н.э., был военным и административным центром (на окрестных холмах возведены замки).

нового Международного исследовательского цен- Yong Sang Won. The formation of a new center on

тра, который возглавил известный ученый, д.и.н., the history of Koryo-Saram became a landmark

профессор Юн Сан Вон. Формирование нового event and a reality. центра по истории Корё-сарам стало знаковым событием и реальностью.

Ключевые слова: идентичность, идентифика- Keywords: identity, identification, international

ция, международная составляющая, консолида- component, consolidation, cohesion, national policy,

ция, сплочение, национальная политика, виды types of identity идентичности

Для цитирования: Бугай Н.Ф. Международный For citation: Bugai N.F. The international research

исследовательский центр по изучению корё- center for the study of koryo-saram is already a real-

сарам - это уже реальность... г. Чончжу*, Респуб- ity... Chonju, Republic of Korea. Historical and Social-

лика Корея. Историческая и социально- Educational Idea. 2018. Vol. 10. no.5 -1. Pp. 13-23.

образовательная мысль. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/1-13-23. (in

2018. Том. 10. № 5 -1 . с.13-23. Russ) doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/1-13-23.

28-30 сентября 2018 г. в городе Чончжу (Республика Корея) состоялась Международная научная конференция по теме «Идентичность Корё-сарам», приуроченная к открытию «Международного исследовательского центра Корё-сарам», который будет действовать при Университете Чончжу.

Конференция проходила на базе университета. В ее работе приняли участие ученые из вузов и научных центров России, Республики Корея, Узбекистана, Казахстана, Киргиз-стана, Таджикистана, Австрии, США. На конференции присутствовало более ста слушателей, среди которых преподаватели вузов Республики Корея, работники административного государственного аппарата управления г. Чончжу, музеев городов Инчхона и Чончжу, Института военной истории Министерства обороны Республики Корея.

Перед участниками конференции выступили главным образом ученые, которые или конкретно занимались разработкой темы, или частично касались ее составных частей.

В целом научная конференция характеризовалась конструктивным подходом и позитивным настроем, поддержанными модератором конференции Университета в Сеуле, к.и.н., профессор Хон Ун Хо. Большую помощь в проведении конференции оказали волонтеры университетского движения. С российской стороны ощутимую организаторскую поддержку оказала к.и.н. Ж.Г. Сон (НИУ ВШЭ).

Многогранной и насыщенной была работа конференции. После заслушанных 15 научных докладов, сообщений по различным проблемам рассматриваемой темы развязалась дискуссия по таким аспектам, как употребление самих понятий, выражающих тему исследования, об институтах гражданского общества в реалиях времени, а также по вопросам, вызвавшим бурный всплеск выступлений участников. В частности, предпринималась попытка дать ответ на вопрос о роли и месте сахалинских корейцев на территории одноименной области, их топонимике, историчесих названиях, идентичности, отличной от других контингентов корейцев, населяющих Россию. Не остались без внимания и толкование таких понятий, как «депортация», «принудительное переселение», итоги обсуждения этого вопроса в ходе Международной конференции, приуроченной к 80-летию принудительного переселения (Владивосток), юридическая база переселявшихся сахалинских корейцев в Республику Корея, их социальное положение.

На пленарном заседании выступил д.и.н., профессор Института российской истории РАН Н.Ф. Бугай. Его доклад посвящен теме «Территориальная идентификация Корё-сарам: приоритетные составляющие понятия, исторический смысл», в котором на богатом фактическом материале с привлечением анализа практик, социальных технологий регулирования национальных отношений были раскрыты многие процессы формирования территориальной идентичности, ее органичное единство с другими составляющими классификации этого научного направления, государственной национальной политики, национальной этничности.

На конкретных примерах работы Правительства Москвы была раскрыта практическая деятельность по анализу идентичности в Москве как городе, на территории которого проживают представители 152 этнических общностей.

Автором сделан вывод, который сводится к следующему: проблема территориальной идентичности слабо разработана исторической наукой. Тем не менее констатировалось, что территориальная идентичность позволяет точно раскрыть историческую связь поколений, обращаясь при этом к истории прошлого. В современном мире идентификация с территорией становится инструментом, мобилизующим население, и осознанием важности этого в жизни народов.

Содержательный информационный и познавательный доклад о патриоте Цой Чже Хёне был сделан госпожой Мун Ен Сук (Фонд памяти патриота). Повествование направлено в целом на неразрывную связь Цой Чже Хёна с Корё-сарам, особенно рабочими. Всю свою жизнь патриот посвятил борьбе за улучшение жизненных условий людей, проводил большую работу с рабочими по защите их прав, выступая в качестве адвоката. Где бы ни находился Цой Чже Хён, он помнил о Корее.

Будучи в Китае, построил школу для молодых. Вернувшись в Приморье, он вновь проявляет заботу не только о рабочих, занятых на строительстве железной дороги, но и о молодых людях, в частности о создании сети школ, организации сети образования. С этой целью в Приморье создавалась сеть обучения молодежи из 32 школ. В будущем образованном обществе он видел и успешное будущее страны. Японская оккупация помешала осуществлению задуманных планов. В 1921 г. Цой Чже Хёна не стало. Его дело продолжала супруга и соратники по борьбе.

В центре внимания к.и.н. Ж.Г. Сон (НИУ ВШЭ, Россия) было рассмотрено Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О реабилитации российских корейцев», опубликованное 1 апреля 1993 г. за подписью председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова [6, с. 192-193]. Автор при этом обратился к такому социальному явлению, как доверие. Ж.Г. Сон рассматривает его как один из ингредиентов этнической идентификации, характеризующейся комплексом факторов. Автором предпринималась попытка проследить проявление этого фактора в деятельности корейцев, представлявших элиту народа в прошлом.

Этот контингент населения представлен докладчиком в трех временных срезах как в досоветском, так и советском периоде, а также в новых рыночных условиях России. В связи с этим Ж.Г. Сон обращает внимание на тот факт, что в русском истеблишменте, особенно в современный период развития государственности, проявилась и дает о себе знать часть представителей корейской этнической общности.

Несомненно, определенный расклад в плане формирования идентичности был представлен корейским населением, проживавшим в разных субъектах Российской Федерации, в части Среднего и Нижнего Поволжья, южно-российских регионов (к.и.н., доцент Игорь Ким, Волгоградский социально-педагогический ун-т). Что касается названных регионов, то И.К. Ким приходит к выводу, что ментальность старшего поколения является симбиотической на основе советского воспитания и базового конфуцианского мышления. Он также полагает, что в целом симбиоз патриотического мышления как явления советской эпохи с конфуцианским мышлением становится двигателем всей советской и постсоветской позитивной этнической идентичности.

Под разными углами развивалась идентичность и на других этапах обустройства корейцев как на Юге России (Ильгиза Ким), а также в условиях постмиграционной адаптации. Автор стремится выявить особенности, которые были характерными в условиях проходивших миграций корейцев в России. Конечно, каждый из миграционных периодов отличался своей особенностью, требовал определенных адаптационных процессов.

Автор приводит интересные сведения о коллективном авторитете корейцев, проявляя тем самым не только их восприятие, но и доверие к корейцам, в частности в южнороссийском регионе.

Особое внимание привлекает проведенный И. Ким анализ положения русского народа, русских, проживавших совместно с российскими корейцами, их взаимодействие,

проявление в связи с этим самой идентификации, этнической и гражданской идентичности как в масштабе своей страны, так и государств СНГ.

К.и.н. Е.Н. Закирова в своем выступлении рассмотривала вопрос о месте и роли со-циобиологических и социометрических методов, преследуя при этом цель - выявление национально-культурной идентичности и наполнение этого понятия применительно к российским корейцам. При этом автор пытался раскрыть эту тему на примере корейцев Сибири и Урала, для чего ею были проведены опросы представителей корейского населения названных регионов. Выводы автора позволяют заявить о продолжении комплексного изучения проблемы.

В этом же ключе проработал изучаемую проблему и д.и.н. В.С. Бойко (Алтайская Республика, г. Барнаул). Его интересы касались корейцев, проживающих в Сибири, особенно в поселениях Горного Алтая. При этом В. Бойко придает особое значение институтам гражданского общества - корейским НКА, которые, по его мнению, «являются мотором инициатив» в плане формирования и изучения менталитета современных корейцев, а также анализа их контактов с исторической родиной, что можно рассматривать в качестве самостоятельного ингредиента национальной идентичности корейского сообщества в России.

Как заявляла к.и.н. Т.Г. Троякова, автор доклада «Корейская диаспора на российском Дальнем Востоке: состояние и перспективы», в центре внимания которой выступала международная составляющая, она «приоритетная в качестве основы для демонстрации разных сторон корейской диаспоры и ее идентификации». Автор полагает, что при всестороннем анализе проблем развития отношений между Россией и государствами Корейского полуострова следует все же опираться на корейское сообщество Дальнего Востока.

В связи с этим важным аспектом в ее исследовании выступает и развитие отношений между государствами-соседями - Республикой Корея и КНДР, а соответственно этому, и вопрос о формировании идентичности корейцев. И автор делает основной упор на базу самоидентификации российских корейцев с учетом «расположения исхода корейцев, развития связей с материнским этносом». Конечно, в данном случае отметим, что все же речь идет не о материнском этносе (сменились десятки поколений в самой Корее), а об исторической родине, территории проживавших предков. Ее научный доклад вызвал интерес со стороны аудитории и определенную постановку дискуссионных вопросов.

В связи с этим автором была представлена и такая форма идентичности, как региональная гражданская идентичность, идентичности с россиянами, проживающими в регионах совместного обитания. Т. Троякова глубоко анализировала международный аспект проблемы с целью раскрыть, тем самым, роль и место корейцев России в этих процессах.

Из российских ученых к сложной научной проблеме обращалась к.и.н. Ю. Дин (Сахалинский областной краеведческий музей). Объектом ее внимания в докладе «Идентичность Корё-сарам на Сахалине и Я» «были потомки насильственно мобилизованных или завербованных рабочих (корейцев. - Н.Б.) периода японского правления на Сахалине».

Ю. Дин, опираясь на архивную базу, делает вывод, что корейцы Сахалина идентифицируют себя как «потомки переселенцев японского периода в южной части Корейского полуострова». Более того, по мнению ученого, именно приведенное название направлено на то, чтобы отделить себя от других субэтнических групп корейского населения. Ю. Дин обосновывает своей вывод демонстрацией отношения корейцев Сахалина к этому сложному вопросу. При этом автор опирается и на свои собственные наблюдения, что позволяет ей выработать отношение к изучаемой теме, сложной по своему содержанию и направленности.

Тема Ю. Дин явилась основой для дискуссии между учеными и практиками сферы политики межэтнических отношений и непосредственно жителями республики Корея (г. Ансан, где проживает большая группа русскоговорящих корейцев). Центр корейской культуры в г. Ансане помогает также в решении многих спорных вопросов жилищной проблемы, налоговой политики, обустройства, воспитании детей.

На перспективу определена и цель по формированию на территории Республики Корея движения русскоговорящих корейцев. Отмечалась необходимость изучения бога-

того в этом плане накопленного Израилем и Германией опыта, где также образованы подобные формы движения русскоговорящих российских евреев и немцев.

Из ученых других стан СНГ выступал с докладом «Судьба Корё-сарам в культурном многообразии в Казахстане» д.и.н. Д.В. Мен. В основе сообщения автор предпринял попытку выяснить роль и место корейцев стран СНГ в глобализационных процессах, в формировании экономического сектора в государствах проживания, в ходе процесса адаптации корейцев из государств СНГ в Республике Корея, взаимодействия с другими этническими общностями. По мнению автора, и экономика, и культура органичны. Их сбалансированному развитию придается особое значение, они содействуют и идентификации членов сообщества.

Расширенное научное представление идентичности корейцев в философском плане рассмотрел в своем выступлении по теме «Дивергенция идентичности (на примере корейцев Узбекистана)» к.ф.н. В.С. Хан (Узбекистан). Последовательное изучение этой темы позволило автору рассматривать вопрос с разных точек зрения.

На убедительных примерах он показал значение причин, направленность самого исхода корейцев. У В.С. Хана возникают обоснованные им опасения в том, что корейцы в условиях современного разделения и проживания в разных государствах могут создать ситуацию, в которой произойдет процесс трансформации в новое субэтническое образование, то есть может быть сконструирована и новая идентичность. В этой ситуации автор опирается на имеющуюся реальность, что позволяет ему сделать подобный прогноз.

Что касается Корё-сарам, то, по мнению В. Хана, «несмотря на все различия, Корё-сарам, все-таки, представляет единую... общность - один язык (русский), традициями, сформированными в Союзе ССР общим советским прошлым для стран СНГ» [5, с. 100].

По-разному подошли к рассмотрению темы идентичности Стелла Пак (КГУ, Киргизия, г. Фрунзе) и В. Ким (Институт изучения проблем стран Азии и Европы). При этом С. Пак раскрывает тему посредством исторического портрета представителя Кыргызстана, прибегая при этом к просопографическому методу исследования. Это позволило ей как выяснить картину условий, происходящего, формирования идентичности, ее эволюции на примере юноши, проживавшего как в семье, так и вне ее, в частности в детском доме, в армии. Предложенная новация, несомненно, воспринимается свежо.

B.М. Ким решает проблему путем исследования эволюции корё-сарам на советском пространстве с теми трансформациями, которые пришлось пережить корейскому сообществу и в 1937 г., и в последующее время. В связи с этим автором создан и этнический портрет корейцев Таджикистана, перечислены все те меры, которые помогли сформировать идентичность самой этнической общности и ее составляющих, раскрыть условия для прохождения названных этапов. Долг ученых, по мнению автора, сохранить самобытную культуру, традиции, все необходимое для формирования идентичности Корё-сарам.

Светлана Ким (Университет, г. Вена, Австрия) обратилась в своем выступлении к слабо представленному в историографии стран СНГ вопросу об идентичности Корё-сарам в Европе. Что касается Европы, то известен историографический анализ проблемы, проведенный учеными Турции, Германии (один из авторов кореец), но они не касались идентичности [3]. К этой стороне в 1970-е годы обращался ученый из США Эриксон. Он базировался в своих выводах главным образом на примерах формирования идентичности у молодого, а также старшего поколений. Затем вопрос получил развитие в трудах таких социологов, как Аллардт, Хаарман и др.

C. Ким, опираясь на итоги проведенных социологических исследований (Германия, Дания, Австрия, Республика Корея), приходит к собственным выводам и открывает для себя другой мир: восприятие корейцев в Европе, оценка их осознания себя этническим меньшинством.

По мнению С. Ким, в формировании идентичности корейцев в Европе основная роль принадлежит языку в процессе интеграции. Он формируется, как заключает С. Ким, прежде всего, «принадлежностью к определенной группе через коммуникативную связь между ее членами» [5, с. 123]. Важную роль приобретают и межэтнические контакты. В

ходе изучения проблемы С. Ким приходит к выводу, что, «несмотря на активную и позитивную интеграцию, корейцы не следуют по пути полной ассимиляции в принимающей стране».

В ходе дискуссии по изучаемой теме выступили ученые к.и.н. Сим Хонг Ён (Институт военной истории), д.и.н. Им Ён Сан (Институт иностранных языков РК). Они обращались к проблеме иностранных рабочих (гастарбайтеры) и к такой категории рабочих, как соотечественники. Сим Хонг Ён поставил перед аудиторией вопрос: иностранные рабочие, кто они? И проанализировал это понятие. По его мнению, в данном случае отношение к ним в государстве, куда они прибыли, должно регулироваться нормативно-правовыми актами в трудовой сфере. Одновременно необходим и учет государственных интересов, рациональность применения этой рабочей силы. Если потребность в ней существует, то и государство должно проявлять заботу об условиях их пребывания.

Подобная позиция получила поддержку и со стороны д.и.н. Им Ен Сана, который выступил как сторонник усиления внимания к своим соотечественникам. Он также выразил несогласие с заниженными количественными характеристиками по пребыванию соотечественников в РК. Данные о 17 тыс. соотечественников не соответствуют действительности. В настоящее время, по его сведениям, на территории РК трудятся 50 тыс. русскоговорящих корейцев. Им был сделан вывод и о полезности изучения этой проблемы.

Свое отношение к проблеме излагалось также и практиками сферы политики межэтнических отношений применительно к корейцам Приморья, Сахалина В.Н. Ким (исполнительный директор ООК, Россия), редакторы интернет-сайтов Д. Шин («Ариран», Россия), Валерия Ким и др. Их призыв сводился к содействию формированию и консолидации единства корейской общности, информационного пространства. Вл.С. Хан (интернет-портал «Корё-сарам», Узбекистан) изложил приоритетные направления проживания корейцев в странах СНГ. Участниками четко излагалась собственная позиция по этим аспектам темы.

Детализировались отдельные аспекты и в ходе работы круглого стола представителей корейских СМИ государств СНГ [4]. Руководители издаваемых газет представляли свое видение проблемы идентичности, ее возможности трансляции в широкую аудиторию. Кроме организационных вопросов работы, сотрудники редакций проявили живой интерес и к разработке проблем идентичности. Об этом говорили в выступлениях редакторы газет «Российские корейцы» В.С. Чен (Россия), В. Ким (Уссурийск), В. Бя (Южный Сахалин), Ким Брут (Узбекистан), Лариса Ли (Киргизстан), Е. Ким (НКА Приморского края).

Ярко выступила Э. Бажора («Российские корейцы», г. Москва). Она призвала коллективы национальных газет расширить границы информации на газетных полосах о жизни других общественных объединений на территории стран, не замыкаться в одном поле проблемы, проявлять интерес к жизни других народов, не забывая о главной стратегической задаче - формировании самосознания и национального сознания населения государств.

* * *

Важным событием в ходе конференции явилась церемония открытия в Университете Чончжу «Международного исследовательского центра по изучению Корё-сарам». На импровизированной площадке во дворе университета собрались многочисленные группы ученых, участники Международной научной конференции, студенты, ученые из других научных центров Республики Корея, ведущие исследования обозначенной конференцией темы.

Перед собравшимися с клятвенной речью выступил ректор Университета господин Ли Нам Хо [Lee Nam Xo], затем будущий директор Центра, известный ученый, д.и.н., профессор Юн Сан Вон, специалисты по истории России, а также многие коллеги по вузам, представители ректората.

Будущий директор Центра Юн Сан Вон также зачитал клятву на верность служения науке. Церемония проходила по строго установленным традициям проведения подобных

мероприятий. Это действительно было знаковое событие, когда проблема истории корейцев приобретает особое значение в международном масштабе. После клятвы состоялись денежные подношения в качестве первоначального капитала для деятельности Центра. Прозвучали приветствия от Департамента истории Администрации провинции Чончжу, руководителя делегации Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Казахстана, России.

* * *

Самостоятельной частью мероприятий явилось посещение Центра корейской культуры в Ансане. Он был создан инициативной группой сахалинских корейцев уже в условиях проживания на территории Республики Корея (г. Ансан) накануне 150-летия добровольного переселения корейцев в Россию (2014). Был не только открыт Центр, но и организована в нем вечерняя переходящая школа. Организаторы и возглавили общественную организацию, призванную сохранять самобытную корейскую культуру и традиции. Было положено начало массово-политической работе среди корейского населения, переселенцев с о. Сахалин.

В современных условиях под влиянием Центра, по приблизительным данным, уже значится около 80 тыс. корейцев (в Ансане - 15 тыс. корейцев), прибывших как из России, так и других государств СНГ. Вокруг Центра функционирует также волонтерское движение, набирающее силу. Между корейскими общинами, сформированными из сахалинских корейцев в других городах Республики Корея (Инчхон и др.), поддерживаются тесные контакты. Как информировали Александр Но, Игорь Лим, другие активисты Центра, движения русскоговорящих корейцев, на базе Центра проводится работа с детьми школьного возраста и молодежью, организованы секции по интересам.

* * *

Увлекательной была и культурная программа для участников конференции. Она проходила в корейской деревне в окрестностях Чончжу с ночевкой в доме янбана (дворянина), простоявшем 130 лет. После церемонии приема хозяевами гостей (одновременно и обучения этому ремеслу) состоялось угощение водкой, грецкими орехами, строганиной. Затем гости в одеждах корейских янбанов обучались стрельбе их лука, а после были устроены соревнования в стрельбе между командами: с одной стороны - «хозяева», а с другой - гости. Победила дружба.

Надо полагать, что созданный Международный исследовательский центр по изучению Корё-сарам - это прочная основа для изучения жизни корейцев, проживающих в разных странах. Это основа и для консолидации ученых, научной молодежи вокруг центра, более тесных контактов между учеными разных стран. Все эти усилия направлены и на решение задачи по воссоединению государств Корейского полуострова, превращения его в зону мира и благополучия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Ващук А.С. Дальневосточная политика постсоветской России в конце ХХ - начале XXI в.: концепции, экспертные мнения и точки зрения публицистов. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 3-1 . с.30-45.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-30-45.

Available at: https://www.hist-edu.ru/hist/article/view/3041/2889

2. Ващук А.С., Ермак Г.Г. Принимающее сообщество и трудовые мигранты на российском Дальнем Востоке: междисциплинарный анализ исторической ситуации начала ХХ1 в. // Региональные проблемы. Биробиджан, ИКАРП ДВО РАН, 2016. Т. 19. № 4. С. 117-124.

3. Динер А. Казахстанские корейцы и немцы: компаративистское исследование «принадлежности» // Известия корееведения в Центральной Азии. - Алматы, 2007. - Вып. 5 (123).

4. Круглый стол редакторов корейских газет и интернет-порталов стран СНГ. - Чончжу, 2018.

5. Международная научная конференция «Идентичность Корё-сарам». - Чончжу, 2018. - С. 100.

6. Реабилитация народов России. Сб. документов. - М., 2000. - С. 192-193.

REFERENCES

1. Vashchuk A. S .Far Eastern policy of the post-soviet Russia in the end of the XX century and the beginning of the 21st century: concepts, expert opinions and publicists' viewpoints. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. no.3-1. Pp. 30-45.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-30-45. (in Russ) Available at: https://www.hist-edu.ru/hist/article/view/3041/2889

2. Vashchuk A.S., Ermak G.G. Host society and labor migrants in the Russian Far East: an interdisciplinary analysis of the historical situation of the beginning of the 21st century. // Regional problems. Birobidzhan. 2016. Vol. 19, Vol. 4. Pp. 117-124.

3. Diener A. Kazakhstan's Koreans and Germans: A Comparative Study of "Affiliation" / / News of Korean Studies in Central Asia. Almaty, 2007. Vol. 5 (123).

4. Round table of editors of Korean newspapers and Internet portals of the CIS countries. Jeonju, 2018.

5. International Scientific Conference "Identity of Koryo Saram". Jeonju, 2018. P. 100.

6. Rehabilitation of the peoples of Russia. Sat documents. M., 2000. Pp. 192-193.

ФОТОДНЕВНИК УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ. ЧОНЧЖУ. 27-30 СЕНТЯБРЯ 2018 г.

Группа ученых из Москвы прибыла на Корейский полуостров. Аэропорт Инчхон. Далее предстоит преодолеть путь до г. Чончжу

Наше «жилье» на 9 часов полета по маршруту Внуково - Инчхон. Расстояние -около 38 тыс. миль. Высота полета -около 12 тыс. м.

Особая благодарность компании «Кореан Эйр»

Суета в аэропорту Инчхон. Подготовка к отправлению автобусом до г. Чончжу

Участники Международной конференции (г. Чон-чжу). Сентябрь 2018 г. Д.и.н. Д.В. Мен (Казахстан), В.С. Чен (редактор газеты «Российские корейцы», Москва), В.Н. Ким (Исполнительный директор Общственного объединения корейцев Российской Федерации, Москва)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидание самолетов из республик Средней Азии и Австрии. Встреча в аэропорту Инчхон с профессором университета в Сеуле, к.и.н. профессор Хон Ун Хо (первый слева)

29 сентября 2018 г. Университет г. Чон-чжу. Пленарное заседание. Выступление на Международной конференции «Идентичность Корё-сарам» д.и.н., гл.н.с., профессора Института российской истории РАН Н.Ф. Бугая

Модератор Международной конференции «Идентичность Корё-сарам» к.и.н., профессор Хон Ун Хо. Руководитель интернет-портала «Корё-сарам» (Узбекистан) Вдадислав Хан (в центре), руководитель интернет-портала «Корё-сарам» Дмитрий Шин (слева)

29 сентября 2018 г. Чончжу, РК. Участники Международной конференции к.и.н. Светлана Ким (Университет, г. Вена, Австрия), к.и.н. Игорь Ким, к.и.н. Ильгиза Ким (Волгоград. университет). Все выступали с научными докладами

Университет Чонбок

(г. Чончжу). Церемония открытия Международного исследовательского центра по изучению

Корё-сарам с участием ректора университета, господина Ли Нам Хо (5-й слева)

Известный ученый, д.и.н., профессор Юн Сан Вон утвержден директором Международного исследовательского центра по изучению Корё-сарам 29 сентября 2018 г. на церемонии создания в Университете Чончжу

Информация об авторе:

Культурная программа конференции. Выезд в корейскую деревню с ночевкой. Прием гостей. Угощения. Обучение церемонии. В заключение уроки по стрельбе из лука

Участники конференции ощутили себя корейскими дворянами. Янбаны на протяжении столетий были образованной правящей элитой страны. В конце позапрошлого века все сословные привилегии в Корее были упразднены. Однако янбаны стараются жить так, как жили их предки, и даже зарабатывают на этом деньги... Янбаны не кичатся своим дворянским происхождением - они им с тихим достоинством гордятся. Как гордятся янбанами и большинство корейцев, для которых они - живое культурное наследие страны

Information about the author:

Бугай Николай Федорович, доктор историче- Nikolai F. Bugai, Doctor of Historical Sciences, Pro-

ских наук, профессор, главный научный со- fessor, Chief Scientific Researcher, Institute of Rus-

трудник, Институт российской истории Рос- sian History of the Russian Academy of Sciences,

сийской академии наук, действительный госу- State Class III Counselor of the Russian Federation,

дарственный советник Российской Федерации Moscow, Russia

III класса, nikolay401@yandex.ru г. Москва, Россия nikolay401@yаndex.ru

Получена: 30.09.2018 Received: 30.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.