Научная статья на тему '«Чем люди сплоченнее, тем они сильнее» (о проблемах корейцев Крымской Республики)'

«Чем люди сплоченнее, тем они сильнее» (о проблемах корейцев Крымской Республики) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
560
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕЙЦЫ / КРЫМ / КОРЁ / МИР / СОГЛАСИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УКРАИНА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КРЫМСКАЯ РЕСПУБЛИКА / РЕФЕРЕНДУМ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / KOREANS / CRIMEA / KORYO / PEACE / HARMONY / INTERACTION / UKRAINE / RUSSIAN FEDERATION / CRIMEAN RE PUBLIC / REFERENDUM / FORCED RELOCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бугай Николай Федорович

Предлагаемая статья посвящена вопросам жизнеобу-стройства корейцев Крыма, которым в условиях трансформации отношений между Украиной и Российской Федерацией, принявших исключительно негативный характер, приходится пережить ожесточенную конфронтацию в контактах во всех сферах жизнеобеспечения, которая не может не влиять на состояние общества как на Украине, так и в соседних государствах. На основе итогов проведенного референдума в Крымской Республике в марте 2014 г. жители полуострова возвратились в состав Российской Федерации. В новых условиях отстраивались отношения корейской общности в республике. Во главе этих преобразований надежными партнерами органов государственной власти выступали общественные объединения, как институты гражданского общества. В конкретном случае эту функцию осуществляла Корейская ассоциация Крымской Республики «Корё». Правильное понимание ситуации позволяло четко определиться в приоритетных направлениях деятельности, в первую очередь формировании самосознания и национального сознания граждан, сохранении самобытной корейской культуры, усилении роли этнической общности в подержании стабильности в республике, в достижении мира и гражданского согласия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«MORE UNITED PEOPLE ARE STRONGER» (about the problems of Koreans of Crimean Republic)

The proposed article is devoted to living arrangements of Koreans of Crimea, which in the conditions of transformation of relations between Ukraine and the Russian Federation, adopted exclusively negative, you have to survive the fierce confrontation in contacts in all walks of life support, which cannot affect the state of society in Ukraine and in neighboring States. Based On the findings of the referendum in the Crimean Republic in March 2014, residents returned to the Russian Federation. In the new environment rebuilt the relationship of the Korean community in the country. At the head of these transformations is a reliable partner of public authorities spoke of a public Association, as the institutes of civil society. In the specific case of this function was carried out by the Korean Association of the Crimean Republic "Koryo". Correct understanding of the situation allowed the right to decide priorities, primarily the formation of identity and national consciousness of citizens, the preservation of the indigenous Korean culture, strengthening the role of the ethnic community in the maintenance of stability, peace and civil consent.

Текст научной работы на тему ««Чем люди сплоченнее, тем они сильнее» (о проблемах корейцев Крымской Республики)»

УДК 930.1

БУГАЙ Николай Федорович, Институт Российской Истории РАН, Москва, Россия nikolay401@yandex.ru

«ЧЕМ ЛЮДИ СПЛОЧЕННЕЕ, ТЕМ ОНИ СИЛЬНЕЕ» (о проблемах корейцев Крымской Республики)

Предлагаемая статья посвящена вопросам жизнеобу-стройства корейцев Крыма, которым в условиях трансформации отношений между Украиной и Российской Федерацией, принявших исключительно негативный характер, приходится пережить ожесточенную конфронтацию в контактах во всех сферах жизнеобеспечения, которая не может не влиять на состояние общества как на Украине, так и в соседних государствах.

На основе итогов проведенного референдума в Крымской Республике в марте 2014 г. жители полуострова возвратились в состав Российской Федерации. В новых условиях отстраивались отношения корейской общности в республике. Во главе этих преобразований надежными партнерами органов государственной власти выступали общественные объединения, как институты гражданского общества. В конкретном случае эту функцию осуществляла Корейская ассоциация Крымской Республики - «Корё». Правильное понимание ситуации позволяло четко определиться в приоритетных направлениях деятельности, в первую очередь формировании самосознания и национального сознания граждан, сохранении самобытной корейской культуры, усилении роли этнической общности в подержании стабильности в республике, в достижении мира и гражданского согласия.

Ключевые слова: корейцы, Крым, Корё, мир, согласие, взаимодействие, Украина, Российская Федерация, Крымская Республика, референдум, принудительное переселение.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-30-40

BUGAY Nikolay F., Institute of the Russian History of Russian Academy

of Sciences (RHI RAS), Moscow, Russia nikolay401 @yandex. ru

«MORE UNITED PEOPLE ARE STRONGER» (about the problems of Koreans of Crimean

Republic)

The proposed article is devoted to living arrangements of Koreans of Crimea, which in the conditions of transformation of relations between Ukraine and the Russian Federation, adopted exclusively negative, you have to survive the fierce confrontation in contacts in all walks of life support, which cannot affect the state of society in Ukraine and in neighboring States. Based On the findings of the referendum in the Crimean Republic in March 2014, residents returned to the Russian Federation. In the new environment rebuilt the relationship of the Korean community in the country. At the head of these transformations is a reliable partner of public authorities spoke of a public Association, as the institutes of civil society. In the specific case of this function was carried out by the Korean Association of the Crimean Republic - "Koryo". Correct understanding of the situation allowed the right to decide priorities, primarily the formation of identity and national consciousness of citizens, the preservation of the indigenous Korean culture, strengthening the role of the ethnic community in the maintenance of stability, peace and civil consent.

Keywords: Koreans, Crimea, Koryo, peace, harmony, interaction, Ukraine, Russian Federation, Crimean Republic, referendum, forced relocation.

Информация о проживании российских корейцев в Крыму (Республике Крым) была скудной. Мало обращалась к этой проблеме украинская историография, ограничиваясь, как правило, справочным материалом этнографического плана. Подобного характера сведения можно встретить и в российских научных изданиях, включая публикации статистического характера. В связи с трансформациями в советском обществе, в формировавшихся на базе Союза ССР новых самостоятельных государственных образованиях заметным было усиление этнической мобильности, включая и корейцев России, Казахстана, Узбекистана, Украины, Белоруссии, стали отчетливо проявлять себя этнические меньшинства, обозначилась их роль в разных сферах экономики и культуры.

Естественно, это вызывало необходимость более глубокого изучения истории этнических меньшинств в определенной степени, игравших также заметную роль в расширении международных контактов, в активизации перехода хозяйствования, базирующегося на принципах рыночной экономики, возрождении культур народов.

Уже в 1990-е гг. появляются публикации в периодической печати, носившие статейный информационный характер [1].

В последующее время объем информации заметно расширялся. Авторы публикаций стали обращать внимание на такие стороны в жизни этнических меньшинств, как их участие в преобразованиях экономического сектора в государстве и особенно аграрного сектора. Дело в том, что на территории Крымской Республики, по данным Е. Королевой, от всего трудоспособного корейского населения в разных сферах экономики заняты 90%.

Не оставались без внимания и вопросы о расширении связей той или иной общности, в том числе и корейской, с исторической родиной, контактов в сфере культуры [2], об уровне трансляции самобытной корейской, а также культур других этнических общностей в многонациональных сообществах, к категории которых относилась и Крымская Республика. Он оставался не высоким.

Корейцы Крымской Республики также принадлежат к тем этническим общностям, которые были подвергнуты в 1920-1940-е гг. деструктивным воздействиям со стороны государственной власти, сопровождавшимся принудительным переселением. С территории Дальнего Востока, Еврейской автономной области, Читинской и Амурской областей принудительным порядком были переселены в Казахстан и республики Средней Азии более 172 тыс. граждан корейской национальности. Поэтому вопрос о принудительных переселениях в полной мере относится и к ним.

В связи с этим своим содержанием привлекает научный труд О. Полякова, изданный в конце 1990-х гг., когда многие аспекты этой сложной проблемы уже были известными в российской и украинской историографии. Вероятно, у автора отсутствовала возможность всесторонне ознакомиться с другими работами. В связи с этим отдельные его заключения вызывают иное суждение. Так, автор, рассматривая переселение народов в масштабе Союза ССР, стремится найти различие между переселением, проводившимся по национальному и классовому признакам. Ко второй категории он причисляет переселение в СССР кулаков. Это не совсем соответствует действительности, так как кулаки представляли по своему составу многие национальности в государстве.

На основе принятого 20 февраля 1930 г. ЦК ВКП(б) постановления «О коллективизации и борьбе с кулачеством в экономически отсталых районах» только с территории Северного Кавказа были в принудительном порядке переселены в перовой группе (т.е. до 10 февраля) 20 тыс. человек -представителей разных национальностей. Затем численность переселявшихся кулаков была увеличена до 23 тыс. человек. По планам переселения они направлялись на Урал, Север и другие отдаленные регионы страны. Из Северного Кавказа (без Дагестана) можно было отправить в феврале только 10 тыс. человек. Эти процессы охватывали также регион Закавказья и носили плановый характер.

Начиная с конца 1920-х гг. с территории Северокавказского края последовали на Север, Урал и в другие регионы Союза ССР, по данным ОГПУ, 10 595 семей (51 577 кулаков), принадлежавших к различным национальностям, но в значительной части - русской. К началу 1933 г., когда выселение кулачества с территории регионов в основном было завершено, в местах поселений было 1317000 кулаков. Одним словом, эта категория людей была по своему составу многонациональной [3].

Интересно толкование автором и самого понятия «депортация». Он полагает, что оно характерно в целом для всего советского общества и не могло быть подвергнуто какому-либо сомнению. Несогласие автора вызвано с определением понятия в «Кратком словаре иностранных слов» (М.: Советская энциклопедия, 1968). В нем констатируется, что депортация характерна для буржуазного общества. О. Поляков возражает против такого подхода и в связи с этим замечает: «А у нас, несмотря на то, что уже был развенчан культ личности, несмотря на то, что уже началась "оттепель", никаких депортаций, оказывается, не было. Не будем лукавить», - пишет автор.

По нашему мнению, О. Поляков проявляет весьма упрощенный подход. С изложенной точкой зрения не согласны как многие историки, так и особенно юристы, утверждая, что на территории одного государства, единого пространства, единого юридического поля не может быть применимо понятие «депортация». Базируясь на этом, они считают верным употребление понятия «принудительное переселение», осуществлявшиеся на практике меры по этому направлению самим этим государством, его возможностями, соответствовавшими формировавшимся условиям времени. Вопрос рассматривается в форме дискуссии.

Подобные факты имели место в Союзе ССР, США и других государствах. Они вызывают дискуссии как в плане изложения вопроса, так и применительно характеристике самой сути государственности, якобы «приверженности ее к действиям на территории советской страны в отношении многих этнических сообществ». И это проводится без учета международного опыта, существующей практики принудительных переселений во всемирной истории, формировавшихся реалий.

«Чем люди сплоченнее, тем они сильнее», - так гласит корейская пословица, и следует заметить, что в этом заложен глубокий смысл. В связи с воссоединением Крыма с Россией на практике просматривается принципиальный вопрос. Он как раз и обусловлен важным политическим событием - восстановлением исторической справедливости по отношению к территории, и к людям, на ней проживающим. Они принадлежали России несколько столетий, и она не передаривала свои земли и людей другим государствам. Подобное явление - исключительно производная некоторых нерадивых политических деятелей.

Территория Крымского полуострова была всегда многонациональной по составу населения. В этом плане представляет интерес появление в качестве самостоятельной составляющей в Крыму общности корейцев.

Однако корейское движение на территории Крыма на постсоветском пространстве начиналось не с нуля. Первым источником являются Всесоюзные переписи населения, как и последующие. Источники свидетельствуют о том, что с Крымом вначале свою судьбу связали только 13 корейцев, которые и были зафиксированы в материалах Всесоюзной переписи населения 1926 г. Затем численность корейцев в структуре населения Крыма претерпевала изменения. По данным переписи населения 1979 г., корейцев уже было 1 535 человек, в 1989-м — 2 423 чел. и в новых условиях [4], в декабре 2001 г., в Автономной Республике Крым насчитывалось 2 870 корейцев. На 2007 г. корейцев числилось около 4 тыс. чел. А по данным П. Волкова, на первую половину второго десятилетия XXI в. - уже около 5 тыс. чел. [5]. Судя по всему, количественные данные весьма условны. Дело в том, что они сильно разнятся у авторов публикаций. Так, по данным Владимира Кима, в республике числится около 5 тыс. корейцев на 2015 г., а Е. Королева приводит сведении о численности - около 3 тыс. [6].

Вероятно, что Е. Королева приводит первые попавшиеся ей под руку данные. Дело в том, что официальный орган власти республики - Департамент общественных связей - представил в середине 2000-х гг. иные сведения. В частности, им указывалось, что на Украине проживает около 15 тыс. корейцев. И здесь же конкретно сообщалось, о том, что более 4 тыс. живут в автономии (крымская диаспора - самая большая в Украинском государстве) [7]. Тем не менее эти разночтения повторились и в сентябре 2007 г. на мероприятии, приуроченном к выпуску первого номера корейской газеты «Мугунхва». Некоторые из выступавших сообщили о расселении на территории Украины 15 тыс. корейцев, а по информации выступавшего на этом мероприятии с приветствием Посла Республики Корея, была озвучена цифра - 30 тыс. человек [8].

Конститутивный фактор развития корейского движения в Республике Крым связан с первой половиной 1990-х гг. В связи с тем, что к этому времени корейское население составляло около 1 800 чел. и отмечалось усиление его этнической мобильности, необходимо было инсти-туциализировать это направление [9]. Подобная особенность в этот период была характерной и для других этнических общностей на Украине. Не была исключением в этом отношении и Республика Крым.

Постепенно формировалась и система корейских ячеек на местах, то есть там, где расселение корейцев было компактным. Первоначально она объединяла 15 низовых ячеек. Корейцы проживали в Джанкое, Севастополе, Симферополе, а также в таких районах, как Джанкойский, Красноперекопский, Севастопольский, Сакский, Советский, Симферопольский. Сеть их расширялась и возросла численно до 23 ассоциаций. Постепенно формировался их управленческий аппарат, решались многие вопросы организационного характера, взаимодействия с органами власти, местного самоуправления, с другими этническими общностями.

9 марта 1995 г. состоялась регистрация Крымской ассоциации корейцев - «Корё» [10]. Председателем ассоциации корейцев был избран Владимир Алексеевич Ким 1.

1 Ким Владимир Алексеевич родился 2 августа 1972 г. в селе Менделеево Красногвардейского района Республики Крым. После окончания средней школы отслужил в Советской Армии (1990-1992), получил высшее экономическое образование в Симферопольском государственном университете им. М.В. Фрунзе. Затем окончил магистратуру Одесского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины. В последующем работал начальником отдела в ООО «Линг-Биг» г. Симферополя и фирмы «Апэкс Крым». Занимал должности директора фирмы «Бэлла» и частного предприятия «Тиарэ-С». Назначался управляющим делами исполкома Киевского районного Совета также в г. Симферополе. Три года являлся первым заместителем председателя Симферопольской районной государственной администрации. Общественную деятельность начал с 1995 г. координатором молодежного движения в Крымской ассоциации корейцев «КОРЁ». С 1998 г. по настоящее время - президент Крымской ассоциации корейцев «КОРЁ». С 2000 г. - вице-президент Ассоциации корейцев Украины. В 2007 г. был избран председателем Крымского республиканского

Спустя три года после регистрации Крымской республиканской ассоциации корейцев была подготовлена и своеобразная программа национального возрождения общности корейцев в автономной Крымской Республике. В качестве программных задач, как отмечается в литературе, выступали: изучение вопросов взаимодействия с другими общественными объединениями, проведение серии социальных опросов с целью облегчения процесса адаптации и интеграции корейцев в многонациональный крымский социум, анализ миграции корейцев на территории Крыма, выявление демографической обстановки, решение вопроса о представительстве корейцев в органах власти, местного самоуправления, поднятие на более высокий уровень культуры путем формирования творческих художественных коллективов корейцев с целью трансляции достижений корейской культуры, проведение первого Всеукраинского фестиваля культуры (1998 г.), ставшего в последующем традиционным [11].

Следует заметить, что некоторые из общественных объединений проводят большую просветительскую работу и зарекомендовали себя как в рамках республики, так и города, района, пользуются признанием и уважением со стороны населения, и не только корейцев. Особенно высоко оценивается работа низовой ассоциации корейцев в г. Евпатории (рук. Флорида Кан). В городе проживает 120 корейских семей, однако они сплочены и организованны, хотя общественное объединение «Кореана» юридически значится только с 2005 г. Творческий потенциал его высок, большую роль играет и лидер ячейки.

На счету ассоциации - организованное в 2009 г. с помощью Посольства РК на Украине Корейское агентство международного сотрудничества KOICA бизнесмена корейца из Германии, организация обучения корейскому языку как взрослых, так и молодежи. Устраиваются концерты, показ конкурсных корейских фильмов. Проведен фестиваль «Евпаторийской диаспоре корейцев "Кореана" - 5 лет», осуществляется большая просветительская работа в плане патриотического воспитания с использованием эпизодов участия корейцев - жителей Крыма в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В республике отмечаются корейские национальные праздники, в которых принимают участие и другие известные творческие коллективы - национального танца Джанкоя, Красноперекопска, Симферополя.

С этой же целью был сформирован и фольклорный ансамбль, занявший 3-е место среди корейских коллективов республики. На счету ассоциации «Корё» и организация благотворительных концертов (Фонд помощи детскому приюту, 1998 г.), устройство торжеств, приуроченных к историческим датам, а также общественным праздникам.

Одним словом, Ассоциация корейцев автономной Республики Крым проявляла и проявляет себя как активная ячейка общества, занимаясь решением такой важной в государственном плане задачи, как формирование самосознания, национального сознания корейской общности в новых условиях государственности после распада Союза ССР. Крымская область становилась составной частью Ассоциации корейцев Украины.

Все это содействовало установлению истинно партнерских отношений между Ассоциацией корейцев и местными органами власти. Этим определялся и уровень финансовой поддержки проводимых общественно-массовых мероприятий в республике. Многие из них осуществлялись за счет республиканского бюджета через Республиканский комитет по делам национальностей и депортированных граждан Автономной Республики Крым. Важным подспорьем были и членские взносов, и спонсорская помощь.

Привлекательны фестивали корейской культуры, одиннадцатый по счету из которых Крым уже в третий раз принимает у себя. Для проведения фестиваля предоставляются самые лучшие в республики центры культуры. Церемония II Всеукраинского фестиваля культуры про-

объединения межнационального согласия, в состав которого входили более 30 национально-культурных обществ Крыма. В том же году назначался заместителем председателя межнационального Совета при Совете министров Автономной Республики Крым. В 2009 г. получил звание Заслуженного работника культуры Автономной Республики Крым. С 2014 г. - внештатный советник зам. председателя Совета министров Республики Крым. Награждался почетными грамотами и дипломами. С 20 февраля 2015 г. - председатель Комитета Крымского регионального отделения политической партии «Патриоты России». Женат. Имеет двоих детей.

В городах и районах республики пользуется заслуженным авторитетом. (См. подробно о нем: Волков П. Корейская диаспора Крыма // Корё синмун (Уссурийск), 19 сентября 2012; URL: http://www.patriot-rus.ru/regionalnyie-otdeleniya/krym.html/ 17 сент. 2015).

ходила в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького с участием дипломатов РК, в том числе Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Корея на Украине господина Хо Сун Чол, а также ведущих общественных и политических деятелей автономии.

Фестиваль корейской культуры организован Министерством иностранных дел Республики Корея, Посольством Республики Корея на Украине, Ассоциацией корейцев Украины, Крымской Ассоциацией корейцев «Корё» при поддержке Национального комитета по делам национальностей и миграции Украины, Республиканского комитета по делам национальностей и депортированных граждан АРК, а также Симферопольского городского совета.

Численность корейцев на территории Крымской Республики постепенно возрастала. На начало 2000 г. их насчитывалось в Крыму 2 877 человек [12]. Правда, количественные величины подвергались частым изменениям. Вероятно, в Крымской Республике это было связано в первую очередь с характером трудовой деятельности корейцев. Их работа в своей основе носила сезонный характер.

Таким образом, в начале 2000-х гг. Ассоциация корейцев Крыма «Корё» выступала как сплоченная общность. Она имела свои первичные ячейки как в городах (Севастополь, Феодосия, Ялта, Красноперекопск и др.), так и в семи административных районах республики [13].

Председатель ассоциации «Корё» В.А. Ким в это время формулировал приоритетные задачи деятельности, которые включали как международную составляющую, так и внутреннее направление. Планом работы предусматривалось: укрепление торговых, экономических и культурных связей между Украиной и двумя государствами на Корейском полуострове, создание сети воскресных школ, в том числе и с целью изучения родного языка, возрождение творческих начал этнической общности на прочной основе культур народов Крыма и Украины, формирование коллективов художественной самодеятельности, налаживание связей в сфере культуры с общественными объединениями корейцев в Москве, Санкт-Петербурге, Ташкенте, Алматы, где оставались на проживании многочисленнее сообщества корейцев. В целом меры носили общественно-просветительский характер.

Особое значение Ассоциацией корейцев республики придавалось укреплению отношений с общественными церковными организациями, в целях расширения возможности корейцам исповедовать свою веру. Однозначно религия объединяет людей в рамках общих социальных, этических и духовных ценностей. Любая религия освящает сложившиеся нормы и существующие порядки и тем содействует социальной, идейной и политической интеграции.

В значительной степени корейцы оставались приверженцами православной веры. Христианское вероучение находило все большее число своих последователей со стороны корейцев. И это было особенно ощутимо после Корейской войны 1950-1953 гг. Число христиан, например, среди корейцев Крымской автономии составляло 45%, католиков - 10%, протестантов - 34% [14].

Корейцы в вере Богу находят уверенность, жизненную силу и готовность к испытаниям. И в наши дни в православной вере корейцы видят ожидание Мессии и веру во спасение, также постулат продолжения жизни после смерти, возможность индивидуального общения со Всевышним.

Корейцы Крымской Республики остаются последовательными хранителями своих традиций и обычаев, своей самобытной культуры. Они отмечают свои традиционные праздники: День уважения людям преклонного возраста, 60-летия и 70-летия со дня рождения, годовщину рождения ребенка в семье («Доль»), сто дней после рождения ребенка и др.

Особо почитается праздник 60-летия родителей («Хвангап»), который устраивается для них, как правило, старшим сыном. Этот праздник воспет во многих стихах поэтов - Кимом Со-волем и другими. Так, Тен Чор в связи с этим праздником выражал свое отношение к такому знаменательному событию в жизни родителей:

Пока живы мать с отцом твои.

Их почитай, как требуют того обычаи.

Что толку в сожалениях посмертных,

В словах, которых не услышать им...

Свой дом, что ты родителям не отдал,

Оплакиванием не ответить.

Не оставалась без внимания жизнедеятельность корейской общности на Украине, включая и Крымскую Республику, со стороны представителей исторической родины - государств Корейского полуострова. Эта сторона получила заметное проявление в 1990-е гг. и в первом десятилетие XXI в., в связи с усилением, прежде всего, отношений между Республикой Корея и

Украиной, проявлением внимания к экономическом сектору Украины со стороны Республики Корея, в том числе и в плане вложения инвестиций в разные сферы экономики Украинского государства, включая и Крымскую Республику.

В связи с этим заметной становилась деятельность в этом направлении дипломатического корпуса на Украине, в частности Чрезвычайных и Полномочных послов Республики Корея -Ким Ын Чжун, Чанг Шин (1995 г.), Пак Ро Бёк (начало 2000-х гг.), Сол Кен Хун, Хо Сун Чол и других.

Известно, что Посольство Республики Корея на Украине еще в середине 1990-х гг. инициировало создание поселков корейцев на территории Крыма, а также ряда других регионов страны - мест компактного проживания корейцев. Данный вопрос непосредственно связывался с возможностью привлечения южнокорейских инвестиций в украинскую экономику. В частности, корейские власти предлагали создать для этнических корейцев на Украине три населенных пункта, в том числе один поселок в Крыму, выделить на эти цели 5-10 тыс. га земли в автономии. Среди прочего, рассматривалась возможность создания такого населенного пункта на территории Джанкойского района Республики Крым.

Начиная с 2000-х гг. усиливались контакты между корейцами, проживавшими в разных областях Украины. В прессе осуществлялась трансляция материалов о жизни корейцев, их подвижнической деятельности, обмене опытом работы, достижениях в жизни многонационального государства, в Республике Крым.

В конце 2010-х гг. около 400 корейцев прибыли в Николаевскую область Украины, где они расселились в Жовтенском, Снегирьевском, Вознесенском и Ново-Одесском районах и были задействованы наряду с аграрной сферой также в образовании, коммунальном хозяйстве, в органах государственной власти и др. сферах [15], передавая свой опыт работы и обогащаясь опытом других.

С подробной информацией о жизни корейцев, их достижениях выступают и корейцы Республики Крым. В первую очередь следует отметить информацию, представленную Владиславом Кимом. Он не только анализировал изменения, происходившие в среде своей этнической общности и связанные в первую очередь с появлением широкой возможности возвращения к глубоким корням корейской культуры, ее сочетания и с русской, и с украинской культурой. Им предпринята попытка сравнить конечные цели этих культур - формирование новой личности, той или иной этнической общности, воспитание самосознания и национального сознания граждан. По мнению Владислава Кима, в этом плане важная роль наряду с национальными праздниками отводится расширению знакомства с национальной кухней, взаимодействию с кухнями других народов, ее популяризации [16].

Итоги в решении организационных вопросов жизнеобустройства корейцев Крыма были озвучены и в публикации интервью Владислава Кима газете «Боспор» (№ 189, 10 мая 2007) в связи с открытием Всеукраинского корейского культурного центра в Крыму.

Важным событием в жизни корейцев Украины, включая и корейцев Республики Крым, было появление в это же время первой газеты «Мугунхва», ставшей периодическим изданием Корейского культурного центра. Потребность в печатном органе испытывали и в Республике Крым с ее более 4 тыс. корейским населением [17].

Одним словом, корейцы Украины и Республики Крым получали возможность более широкого общения, трансляции своей культуры среди жителей Украины и Крымской Республики, достижений в разных сферах хозяйствования.

В это время отмечалось значительное расширение контактов с Республикой Корея, оживилось инвестиционное движение, в том числе в Республике Крым. Подтверждением этому были последовавшие многочисленные мероприятия на территории Республики Крым. Представленная на территории полуострова корейская община выполняла почетную работу, выступая в качестве связующего звена между Республикой Корея, Украиной и Республикой Крым. Тем самым и корейцы вносили вклад в упрочение контактов между государствами, выполняя эту благородную миссию. Они проявляют беспокойство об улучшении сфер хозяйствования, культурно-просветительской работы среди населения. К решению этих задач был призван и состоявшийся визит в Автономную Республику Крым в августе 2011 г. вице-губернатора провинции Чхунчхон-Намдо, отличающейся высокотехнологическим производством, БонЧун Ку совместно с членами правительственной делегации Республики Корея. В провинции был накоплен богатый опыт организации хозяйственной и просветительской работы.

В итоге встречи было положено начало более тесного сотрудничества по разным направлениям. И как доказательство этим предпринятым шагам было установление побратимских отношений между Симферопольским районом и одним из крупных регионов Чхунчхон-Намдо, проведение совместных фестивалей корейской культуры, усиление инвестиционных потоков, развитие инфраструктуры хозяйствования на территории Крымской Республики, реконструкция аэропорта «Симферополь», морских сооружений, транспортных узлов и др. [18].

Что касается мероприятий хозяйственного уклона, то проводилась работа и по подготовке проекта, связанного со строительством в Джанкойском районе учебного центра по выращиванию сельскохозяйственных культур в закрытом грунте. Этот вопрос корейская сторона готовила совместно с руководством Джанкойского района при непосредственном участии и Ассоциации корейцев Крымской Республики «Корё». Крымское руководство оказывало всяческую поддержку в реализации этого проекта, направленного на эффективное развитие аграрного сектора. Между прочим, подобные мероприятия проводились и Ассоциацией корейцев Ростовской области (АКРО). С этой целью молодые специалисты аграрной сферы, корейцы-аграрники направлялись для стажировки в аграрные районы Республики Корея [19].

Повышение этнической мобильности, развертывание хозяйственной и общественной деятельности в конечном срезе в очередной раз вызывает к жизни вопрос о создании единого печатного органа в масштабе Республики Крым - газеты «Корё», необходимость оживления работы в сфере возрождения культур «украинских корейцев», как и корейцев, проживавших на территории Крыма.

Ощущалась также необходимость усиления руководства процессами в едином органе -Всеукраинском культурном центре. Решением этой задачи занимался президент Корейской ассоциации «Корё», вице-президент Ассоциации корейцев Украины, член Президиума Межнационального совета при Совете Министров Крыма В. Ким.

Во второй половине 2010-х гг. заметно оживляется просветительская работа корейцев Крыма. Известность и признание получает в республике творческий коллектив - художественный ансамбль «Нежность» (руководитель - Ислам Камалов, г. Красноперекопск). В последующем ансамбль становится непременным участником всех торжеств республиканского масштаба.

С 1998 г. традиционными становятся «Дни корейской культуры в Крыму», включавшие широкую трансляцию корейской культуры - концерты коллективов художественной самодеятельности, конкурсы, в том числе и конкурс «Мини-мисс - кореянка». Проводятся многие мероприятия не только в масштабе районов, но и в масштабе Республики Крым. В целом они направлены на взаимодействие культур народов, их взаимообогащение и приумножение.

Вряд ли можно встретить корейца в России, Украине, который не занимался бы спортом. Многие из корейцев-спортсменов приобрели мировую известность. И здесь корейцы Крымской Республики не являются исключением. В Крыму получил признание национальный корейский вид спорта - тхэквондо. Этой техникой корейского единоборства увлекаются и представители молодежи других этнических общностей.

В условиях современной России становятся известными имена таких патриархов этого вида спорта, его признанных мастеров, как Вениамин Александрович Пак, депутат Новосибирского областного законодательного Собрания, и Владислав Ким в Крымской Республике. Лидер Ассоциации корейцев «Корё» Владимир Ким в связи с этим констатирует: «В Крыму очень сильная школа тхэквондо. Мой друг Владислав Ким — тренер по тхэквондо международного класса, призер международного турнира «Кубок Петра Великого», имеет черный пояс четвертого дана. У Кима занимаются около трехсот учеников. С десяток его лучших воспитанников - в составе сборной Украины по тхэквондо» [20].

В столице Крыма возможности для занятия спортом предоставлены Симферопольским спортивным клубом. Корейцы Крымской Республики активно пропагандируют виды национального спорта, выступают участниками различных соревнований государственного, республиканского и районного масштабов.

Пока не заявило о себе молодежное движение корейцев Крымской Республики, слабо просматривается его политическая составляющая. Только в 2005 г. корейская молодежь Украины заявила об организации молодежного движения в масштабе государства. Однако оно развивалось в разных городах по-разному. Руководитель молодежного корейского движения в г.

Харькове А. Хван признавал, что «молодежные центры имеются и в других городах Украины, однако их активность находится на низком уровне» [21].

Конечно, такое состояние в молодежном движении имело свои причины. И обусловлены они были распыленностью молодежи, неорганизованными действиями, отсутствием общих лозунгов в условиях новой расстановки сил, наличием слабых контактов, когда молодежь могла бы обмениваться своими идеями, а не только ограничиваться общением в период фестивалей корейской культуры на Украине. В Крымской Республике корейская молодежь также проживает и в городах, и в сельской местности. По имеющимся данным, например, в г. Керчь на середину 2010-х гг. числилось только 96 граждан корейской национальности. Такая же ситуация была и по другим промышленным центрам республики, где проживают незначительные по численности группы корейской молодежи, и они не объединены.

Поэтому необходимой была культурно-просветительская работа, чтобы превратить движение корейской молодели в Крымской Республике в заметную политическую силу, и в качестве составной части молодежного движения в Российской Федерации оно может играть заметную роль, приобретая и познавая разные формы общественной работы.

Февраль-март 2014 г. явились поворотными не только в судьбах всех народов Республики Крым, но и в жизни этнических общностей, ее населяющих. 18 марта 2014 г. был подписан Договор о приеме Республики Крым в состав Российской Федерации. В этот период ощущалось заметное усиление этнической мобильности. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» от 21 апреля 2014 г. № 268 был определен целый комплекс мер. Несомненно, эти меры затрагивают и другие этнические меньшинства, например, те же корейцы России, которые процесс реабилитации на основе принятых нормативно-правовых актов прошли еще в первой половине 1990-х гг. Эти меры предпринимались также в Казахстане и других государствах на постсоветском пространстве.

Корейцы Крымской Республики стали также равноправной этнической общностью России, получив возможность обучения в любом вузе страны, решения вопросов социальной политики, возрождения своей самобытной культуры, активного участия в преумножении экономического потенциала страны проживания и Крымской Республики, в комплексном развитии городов и районов, формировании Крыма как своеобразной туристской Мекки Российской Федерации.

Примечательным событием в жизни Крымской Республики стал визит Президента Российской Федерации В.В. Путина в августе 2015 г. [22]. В центре внимания был вопрос о межэтнических отношениях в республике. Мероприятия проходили с участием представителей религиозных конфессий. И не случайно Президент В.В. Путин провел неформальную встречу с представителями национальных общественных объединений республики как институтов гражданской власти.

В Перечне Крымской Республики значится 175 этнических общностей. 84% «крымчан», включая корейцев, назвали русский родным языком, а в целом им владеют 99,8% населения полуострова [23]. Президент России поставил задачу перевода проблемы межэтнических отношений с вербального состояния на правовую основу. В связи с этим он призвал уделять самое пристальное внимание укреплению мира и гражданского согласия, соединению усилий государства и гражданского общества, восстановлению исторической справедливости, баланса интересов разных народов.

В республике ведется работа по решению такой проблемы, как формирование корейской элиты, которая могла бы сыграть роль в воспитании самосознания и национального сознания среди корейской общности на территории Крымской Республики. И в этом плане отмечена определенная попытка в формировании такого корпуса. В современных условиях лидерам общественных организаций оказывают помощь преподаватели школ (г. Евпатория), активисты, волонтеры. Ощущается острая нехватка преподавателей корейского языка.

Несомненно, в новой ситуации Ассоциации корейцев Крымской Республики «Корё» необходимо определять свои приоритетные направления деятельности с целью активного участия в общественной жизни не только республики, но и Российской Федерации. Постоянного внимания к себе требует и решение проблемы по вовлечению представителей корейской общности не только в республиканские, но и всероссийские мероприятия. В этой ситуации было бы полезным и своевременным усиление контактов Ассоциации корейцев Крымской Республики с Общероссийским объединением корейцев (ООК), возглавляет которое член Общественного совета по национальным отношениям при Президенте Российской Федерации

Василий Иванович Цо. ООК накоплен богатый опыт взаимодействия институтов гражданского общества.

Разумеется, было бы полезным Общероссийскому объединению корейцев и Ассоциаций корейцев Крымской Республики «Корё» подготовить общий проект в области защиты прав и свобод в государствах путем участия в конкурсе на получение грантов.

Ассоциации корейцев Крымской Республики следовало бы расширить границы контактов с соседними субъектами, в частности Краснодарским краем и Ростовской областью. В Краснодарском крае накоплен богатый опыт Краевого дома национальностей, пользуются большой популярностью и признанием корейские ассоциации и НКА корейцев.

Зарекомендовали себя лидеры корейских общественных объединений Александр Николаевич Ким, Владимир Ильич Хан, Вениамин Хан (Краснодарский край), Сергей Иннокентьевич Тен, почетный консул Республики Корея в Ростовской области, Афанасий Николаевич Сон, Вячеслав Чан-Сунович Нам, Александр Николаевич Эм, Илья Сим (Ростовская обл.) и др.

По мнению президента страны, усилия лидеров национальных движений должны получать поддержку и со стороны государства. Для Крымской Республики, как и других регионов Российской Федерации, очень важны межэтническое согласие, гармоничное развитие отношений между народами. Патриарх Всея Руси Кирилл, отмечал, что «когда мы говорим об отношениях между людьми, то мы должны понимать, что эти отношения могут быть крепкими, здоровыми и счастливыми».

Таким образом, корейские общественные объединения в Крымской Республике представляют собой консолидированные сообщества, способные решать многие вопросы общественно-политической жизни, заботиться о состоянии дел в воспитания молодежи, культурно-просветительской работе граждан. Они, как и общественные объединения корейцев в других субъектах Российской Федерации, выполняют почетную миссию по установлению и поддержке контактов с аналогичными организациями за рубежом, вносят заметный вклад в развитие прочных контактов во имя мира и содружества. Ассоциации корейцев республики «Корё» с достоинством выполняют обязанности института гражданской власти в масштабе республики и опираются в своей работе на низовые ассоциации. Ассоциации корейцев Крымской Республики уделяют внимание поддержке отношений и их приумножению с государствами Корейского полуострова как исторической родиной в плане развития контактов в сфере экономики, обмена передовыми технологиями, совершенствованию работы в агарной сфере, организации обучения родному языку.

Несомненно, заметно возрастет интерес к жизни корейцев в Крымской Республике и в других субъектах России. Появится возможность обмена накопленным опытом с целью сделать жизнь корейских ассоциаций еще интереснее и привлекательнее. Усилия ассоциаций корейцев будут подчинены упрочению мира и гражданского согласия. Для реализации этих приоритетных направлений у крымских корейских ассоциаций имеются все возможности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Захарченко И. Город на реке Хан (Сеул - столица корейского чуда // Эхо планеты. - 1994. - № 4; Поляков О. Крым. Судьбы народов и людей. - Симферополь, 1998; Крымская ассоциация корейцев «Корё» // Национально-культурные объединения Республики Крым. - Вып. 1. - Симферополь, 1999; Королева Е. Кое-что из жизни корейцев // Время. - 16 сент. - 2015.

2. Потехин В.Е., Потехина Д.В. Корейцы // Крым многонациональный. - Севастополь, 2001; Петров В.П. Национально-культурные объединения автономной Республики Крым // Информационное агентство Crimea.ru 15 сент. 2015; Ким Вл. Не упустить удачу // Крымские известия. - № 243 (3473). - 29 декабря. - 2005; он же: Всеукраин-ский культурный центр в Крыму // Боспор. - № 19. - 10 мая. - 2007; Этническая история Крыма в таблицах... по данным переписей населения. - Симферополь, 2007; Пономарева О. О николаевских корейцах // Урядовый курьер. - № 23. - 8 лютого. - 2011; Волков П. Корейская диаспора Крыма // Корё синмун (Уссурийск). - 19 сентября. - 2012; Королева Е. Указ. соч. и др.

3. Земсков В.Н. Кулацкая ссылка в 30-е годы // Социологические исследования. - № 1. - 1991. - С. 6; Казачество России. Историко-правовой аспект: документы, факты, комментарии. 1917 - 1940 гг. - Нальчик: Эль-Фа, 1999. / Сост. Н.Ф. Бугай, А.М. Гонов; Бугай Н.Ф., Гонов А.М. Кавказ: народы в эшелонах (20-е годы). - М.: Инсан, 1998. - С. 100-102 и др.

4. Этническая история Крыма в таблицах по данным переселений населения. - Симферополь, 2007. - С. 10-11.

5. Волков П. Корейская диаспора Крыма // Корё синмун (Уссурийск). - 19 сентября. - 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. См. Волков П. Указ. соч.; Королева Е. Указ. соч.

7. Корейцы «оторвутся» в Крыму // Информационное агентство. Last24.info 6 октября 2006.

8. См.: Мугунхва. - № 1. - Сентябрь. - 2007.

9. Национально-культурные объединения Автономной Республики Крым. - Симферополь, - Вып. 1. - 1999. - С. 25-26.

10. Там же. - С. 25.

11. Национально-культурные объединения Автономной Республики Крым. - Симферополь, - Вып. 1. - 1999. - С. 25.

12. Крым. Соцветие национальных культур. Традиции, обычаи, праздники, обряды. / Сост. Н.В. Малышева, Н.Н. Во-лощук. - Симферополь, 2003. - С. 51-82.

13. Там же.

14. Крым. Соцветие национальных культур... - С. 58.

15. См. подробно: Пономарева О. О корейцах Николаевской области // Урядовой курьер. - № 23. - 8 февраля. -2011. - С. 8.

16. Ким Вл. Не упустить удачу // Крымские известия. - № 243(3473). - 29 декабря. - 2005. - С. 5.

17. Ким Вл. Всеукраинский корейский культурный центр в Крыму // Боспор. - № 19. - 10 мая. - 2007. - С. 5.

18. Ким В. Визит корейской делегации в Симферополь. 7 августа 2011 г. // Сельский труженик. - 7 августа. - 2011.

19. Бугай Н.Ф. Российские корейцы: перемены, приоритеты, перспектива. - М., 2014; он же: Корейцы Юга России: межэтническое согласие, диалог, доверие. - М., 2015 и др.

20. Цитир. по: Королева Е. Указ. соч.

21. Хван А. В мае планируется форум // Ариран. - 2005. - № 1(26). - С. 2; См. также: Бугай Н.Ф. Корейцы стран СНГ: общественно-«географический синтез» (начало ХХ1 века). - М., 2007 и др.

22. Президент России посетил Крым // Боспор. - № 14. - 20 августа. - 2015. - С. 5.

23. Там же.

REFERENCES

1. Zakharchenko I. the City on the Han river (Seoul - the capital of the Korean miracle. Echo planet. 1994, No. 4; O. Polyakov Crimea. The fate of Nations and people. Simferopol, 1998; Crimean Association of Koreans "Kore". National-cultural associations of the Republic of Crimea. Vol. 1. Simferopol, 1999; Koroleva E. Decree. Op.

2. Potekhin V.E., Potekhina D.V. Koreans. Crimea multinational. Sevastopol 2001; Petro V. P. National-cultural associations of the Autonomous Republic of Crimea. news Agency Crimea.ru 15 Sept. 2015; Kim VL. Don't miss your luck. Crimean news. No. 243 (3473). December 29, 2005; aka: Ukrainian cultural center in the Crimea. Bosporus No. 19. 10 may 2007; Ethnic history of the Crimea in the tables... according to the census. Simferopol, 2007; Ponomareva O. O Nikolaev Koreans. governmental courier. No. 23. 8 fierce 2011; P. Volkov Korean Diaspora of the Crimea. Russ said (Ussuriysk), 19 September 2012. Queen E. Something from the life of Koreans. Time. 16 cent. 2015.

3. Zemskov V.N. Kulak link in the 30-ies. Sociological researches. No. 1. 1991. 6; The Cossacks Of Russia. Historical-legal aspect: documents, facts, comments. 1917 - 1940 Nalchik: "El-FA". 1999. Comp. Bugay N. F., The Gons,M.; Bugay N. F., The gons A. M. the Caucasus peoples in echelon (20 years). M.: "Insan", 1998. P. 100 - 102, etc.

4. Ethnic history of the Crimea in the tables according to the resettlement of the population. Simferopol, 2007. P. 10 -11.

5. Volkov P. Korean Diaspora of the Crimea. Russ said (Ussuriysk), 19 September 2012.

6. See: Volkov P. Decree. Op.; Queen E. Decree. Op.

7. Koreans "come off" in Crimea. news Agency. Last24.info on 6 October 2006.

8. Mugunghwa No. 1. September 2007.

9. National-cultural associations of the Autonomous Republic of Crimea. Simferopol, Vol. 1. 1999. Pp. 25 - 26.

10. ibid. S. 25.

11. National-cultural associations of the Autonomous Republic of Crimea. Simferopol, Vol. 1. 1999. S. 25.

12. Crimea. Inflorescence of national cultures. Traditions, customs, holidays, rituals. Comp. N. In. Malysheva, N. N. Voloshchuk. Simferopol, 2003. Pp. 51 - 82.

13. ibid.

14. The Crimea. Inflorescence of national cultures... P. 58.

15. See detail: Ponomareva O. On Koreans Nikolaev area. Governmental courier. February 8, 2011. No. 23. P.8.

16. Kim V.L. Don't miss your luck. Crimean news. No. 243 (3473). December 29, 2005. P.5.

17. Kim V.L. Ukrainian Korean cultural center in the Crimea. Bosporus. No. 19. 10 may 3 2007, P.5.

18. Kim V. the Visit of the Korean delegation to Simferopol. August 7, 2011. Rural worker. August 7, 2011.

19. Bughay N. F. Russian Koreans: changes, priorities, perspective. M., 2014; aka: the Koreans Jung Russia: inter-ethnic harmony, dialogue and trust. M. 2015.

20. Ibid. by: Queen E. something from the life of Koreans. Time. September 16, 2015.

21. A. Hwang In may it is planned forum. Arirang. 2005. No. 1 (26). P. 2; see also: Bugay N. F. Koreans CIS: social and"geographical synthesis" (the beginning of XX1 century). M., 2007, etc.

22. The President of Russia visited Crimea. Bosporus. No. 14. August 20, 2015. P.5.

23. ibid.

Information about the author

Бугай Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник ИРИ РАН, действительный государственный советник российской истории РАН, Москва, Россия nikolay401@yandex.ru

Получена: 01.10.2015

Для цитирования статьи: Бугай Н. Ф. «Чем люди сплоченнее, тем они сильнее» (о проблемах корейцев Крымской Республики). Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. №7. Часть 2. с. 30-40.

с1о1: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-30-40

Информация об авторе

Bugay Nikolay F.,Doctor in History, Professor, Principal Research Fellow, Institute of the Russian History of Russian Academy of Sciences (RHI RAS), Acting Russian Federation Councilor of State of Third Grade, RHI RAS, Moscow, Russia nikolay401 @yandex.ru

Received: 01.10.2015

For article citation: Bugay N.F., «More united people are stronger»

(about the problems of Koreans of Crimean Republic). [«Chem lyudi splocheniye, tem oni sil'neye» (o problemakh koreytsev Krymskoy Respubliki)]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. No. 7 vol-2. Pp. 30-40.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-30-40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.