Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
201
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание детей и молодежи / международный детский центр «Артек» / традиции и инновации. / patriotic education of children and youth / International Child Centre "Artek" / traditions and innovations.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Федоренко Константин Альбертович

В статье рассматривается роль международного детского центра «Артек» в государственной системе патриотического воспитания детей и молодежи в современных российских условиях. Автор определяет специфические характеристики субъектной деятельности «Артека», основанные на интеграции традиций и инновационных технологий. Традиции, которые возникали в процессе эволюции Артека как института в системе воспитания детей и молодежи, стали неотъемлемой содержательно-ценностной (идеологической) частью символического, инфраструктурного, событийного пространства международного детского центра. Автор приходит к выводам о том, что «Артек» является гибким и саморазвивающимся социальным институтом, который, сохраняя преемственность в воспитании молодого поколения и формирования гражданской позиции, внедряет и использует в своей практической деятельности инновационные подходы и технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL CHILDREN'S CENTER "ARTEK" IN THE STATE SYSTEM FOR FORMING THE ALL-RUSSIAN CIVIL IDENTITY: TRADITIONS AND INNOVATIONS

The article discusses the role of the international children's center "Artek" in the state system of patriotic education of children and youth in modern Russian conditions. The author defines the specific characteristics of the subject activity of "Artek", based on the integration of traditions and innovative technologies. The author defines the specific characteristics of the subject activity of "Artek", based on traditions and innovative technologies. The traditions that arose during the evolution of Artek as an institution in the system of educating children and youth have become an integral content-value (ideological) part of the symbolic, infrastructural, event space in the international children's center. The author concludes that Artek is a flexible and self-developing social institution, which, while maintaining continuity in the education of the younger generation and the formation of citizenship, introduces and uses innovative approaches and technologies in its practice.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ»

https://doi.org/10.23672/HSCP.2023.93.17.016

УДК: 323.2

Федоренко Константин Альбертович

аспирант кафедры государственной политики и государственного управления, Кубанский государственный университет [email protected] Konstantin A. Fedorenko Postgraduate student of the Department of Public Policy and Public Administration, Kuban State University

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

INTERNATIONAL CHILDREN'S CENTER "ARTEK" IN THE STATE SYSTEM FOR FORMING THE ALL-RUSSIAN CIVIL IDENTITY: TRADITIONS AND INNOVATIONS

Аннотация. В статье рассматривается роль международного детского центра «Артек» в государственной системе патриотического воспитания детей и молодежи в современных российских условиях. Автор определяет специфические характеристики субъектной деятельности «Артека», основанные на интеграции традиций и инновационных технологий. Традиции, которые возникали в процессе эволюции Артека как института в системе воспитания детей и молодежи, стали неотъемлемой содержательно-ценностной (идеологической) частью символического, инфраструктурного, событийного пространства международного детского центра. Автор приходит к выводам о том, что «Артек» является гибким и саморазвивающимся социальным институтом, который, сохраняя преемственность в воспитании молодого поколения и формирования гражданской позиции, внедряет и использует в своей практической деятельности инновационные подходы и технологии.

Ключевые слова: патриотическое воспитание детей и молодежи, международный детский центр «Артек», традиции и инновации.

Abstract. The article discusses the role of the international children's center "Artek" in the state system of patriotic education of children and youth in modern

Russian conditions. The author defines the specific characteristics of the subject activity of "Artek", based on the integration of traditions and innovative technologies. The author defines the specific characteristics of the subject activity of "Artek", based on traditions and innovative technologies. The traditions that arose during the evolution of Artek as an institution in the system of educating children and youth have become an integral content-value (ideological) part of the symbolic, infrastructural, event space in the international children's center. The author concludes that Artek is a flexible and self-developing social institution, which, while maintaining continuity in the education of the younger generation and the formation of citizenship, introduces and uses innovative approaches and technologies in its practice.

Key words: patriotic education of children and youth, International Child Centre "Artek", traditions and innovations.

Формирование гражданственности в условиях нарастающих геополитических рисков становится комплексным целевым ориентиром при реализации таких отраслевых направлений государственной политики как национальной, образовательной, молодежной, политики по патриотическому воспитанию.

Субъекты, институциональные механизмы и технологии, которые интегрированы в государственную систему по формированию общероссийской гражданской идентичности, направлены выработку и принятием различными группами общественности социальной нормы как многомерной модели социализированного гражданина России. Данная многомерная модель социальной нормы гражданственности включает как «когнитивные, ценностно-мотивационные, эмоциональные и поведенческие компоненты личности и выражается в ее взаимоотношении с государством и обществом» [1, с. 101], так и институциональный механизм передачи социокультурных норм и ценностей индивидам [2, с. 73]. Гражданственность становится основой для политического определения индивида и важным результатом политической социализации в виде позитивного восприятия индивидами сотрудничества государства, граждан и различных сообществ.

Сложность формирования всеми разделяемыми группами граждан (различающихся социально-демографическими, социально-экономическими и социокультурными характеристиками) нормативной модели заключается в существующей дифференциации массового сознания в отношении понимания общероссийской гражданской идентичности. Российские школьники являются одной из наиболее уязвимых социальных групп населения, которые попадают под информационные и манипулятивные воздействия различных социально-политических акторов, способствующих

формированию у них противоречивых ценностей и установок по отношению к собственной стране и государству.

В современных условиях важное значение приобретают институты, которые включаются в решение государственных задач по формированию гражданственности, сохраняя накопленные традиции, в том числе, закрепившихся в советский период, и внедряя инновационные технологии при работе с детьми и молодежью. Воспитание гражданственности невозможно без передачи и освоения традиций, что способствует успешной политической социализации детей и молодежи.

Таким институтом, интегрированным в систему государственной образовательной и молодежной политики, является Международный детский центр «Артек». Он имеет 100-летнюю историю комплексной работы со школьниками, одним из приоритетных направлений которой является формированию гражданственности. Открытие первого опытного пионерского лагеря РСФСР, инициированное Красным Крестом, состоялось 16 июня 2024 года. В нем высококвалифицированный медицинский персонал совместно с пионерскими работниками и воспитателями создавали новую систему не только летнего отдыха, но и политической социализации детей и молодежи. В двухлетний период система оздоровления и воспитания школьников получила высокую правительственную и общественную оценку, так как дети и вожатые не просто приобретали привычки здорового образа жизни, коллективной трудовой и творческой деятельности, гражданского просвещения, но и уезжали распространять полученный опыт на территориях большой страны. Например, положительный опыт Артека после его посещения оценила немецкая коммунистка К. Цеткин, которая в интервью газете «Пионерская правда» поделилась своими впечатлениями «Хотите ли вы видеть свободных счастливых детей? Посетите летний лагерь, устроенный Красным Крестом в «Артеке» ... Я не нашла ни одного пионера, который не имел бы гордого горячего желания идти по Ленинскому пути и для этого учиться, стать здоровым, крепким, умным, ловким, чтобы строить новую, коммунистическую жизнь» [3].

Дальнейший толчок для развития Артек получил после выступления в ноябре 1927 года на совещании Центрального комитета Российского Общества Красного Креста, куратора «Артека» Я. Смолярова, председателя ЦБ ЮП. Он доложил о том, что опыт детского пионерского лагеря был настолько успешен, что стал основой для строительства «10 лагерей в разных местах Союза...по типу Артека...» [4, а 100]. Институциональная среда Артека и специфика его деятельности по политической социализации детей и молодежи трансформировалась под влиянием изменения политической повестки Советской России, способствуя формированию нового поколения, которые могут решать поставленные перед страной стратегические задачи. В

1930-ее годы в стране взят курс на индустриализацию и коллективизацию крестьянских хозяйств, а «Артек» становится площадкой для встреч пионеров-передовиков. Благодаря произведению «Тимур и его команда» А.П. Гайдара, в стране зародилась новая традиция «тимуровских отрядов». «Артек» стал центром тимуровского движения и, по сути, первого масштабного добровольческого движения в СССР. Артековские традиции тимуровцев, в свою очередь, получили свое распространение в практиках повседневности пионеров большой страны, особенно в годы Великой Отечественной войны. Тимуровцы оказывали помощь семьям фронтовиков, инвалидам и пенсионерам, работали в госпиталях, на фермах, в полях. В 1945-м в Советском Союзе насчитывалось около трех миллионов тимуровцев, а в 1973 г. в «Артеке» был организован первый всесоюзный слёт тимуровцев, на котором была принята программа тимуровского движения [5]. Наряду с традициями тимуровского движения исторические события, памятные даты, и герои Артека периода Великой Отечественной Войны стали особой частью социокультурного и мемориального ландшафта Артека; ценностными ориентирами для многочисленного артековского сообщества разных поколений, объединенных общим видением истории и настоящего России.

Особое место в социокультурной системе Артека занимают традиции, связанные с исторической памятью и преемственностью в развитии российского государства, защитой исторической правды. Эти традиции поддерживаются в течение всего периода существования «Артека», закрепляются в архитектурных и скульптурных объектах мемориального комплекса, посвященного увековечиванию подвига и памяти артековцев-героев, защитников «Артека» в годы Великой Отечественной войны. Военно-исторический комплекс «Артека» включает «Аллею героев-артековцев, мемориал Славы, памятник Неизвестному матросу и Холмик Славы в лагере «Лазурный». В этом символическо-памятном пространстве «Артека» проходят мероприятия, посвященные памятным датам истории Отечества с возложением цветов и зажиганием свеч. «Здесь вожатые рассказывают своим отрядам о самой длинной смене в истории лагеря, которая длилась 1301 день; о том, как «Артек» пережил оккупацию в годы Великой Отечественной войны и как в кратчайшие сроки был восстановлен после войны» [6].

В 1950-60-е гг. «Артек» становится столицей Страны Пионерии -Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, что было закреплено, в 1957 году резолюцией ЦК ВЛКСМ по реорганизации пионерского лагеря «Артек» имени В.И. Ленина в «лагерь пионерского актива...» [4, с. 391].

В данный период формируются пионерские тематические смены и профильные отряды по интересам, включая сообщества отрядов юных

автолюбителей, стрелков, разведчиков, космонавтов-авиаторов, связистов, моряков, медиков, юных друзей Советской Армии, юных друзей милиции. Начинают формироваться приоритеты в отношении военно-патриотического воспитания детей и молодежи, формирование тесных республиканских и международных связей в пионерском движении. Так, в ноябре 1962 года в Артеке проходит I Всесоюзный слет юных друзей пограничников с девизом «Учится на 5, трудится на 5, родную Отчизну на 5 охранять». Мероприятия (тревоги, ночные дозоры изучение Уставов, торжественные линейки, смотры, встречи с пограничниками) в рамках Слета были максимально приближены к реалиям пограничной службы; при участии пограничной заставы на охрану государственной границы СССР создана специальная инфраструктура (вышка наблюдательного пункта, контрольно-следовая полоса, линия телефонной связи по маршрутам движения пионерских дозоров и пограничных нарядов) [4, а 398].

Начиная с 1967 по 1991 гг., «Артек» становится площадкой для проведения финалов Всесоюзной игры «Зарница», в которой в различные годы принимали участие от 6 до 16 млн. школьников из республик СССР и дружественных социалистических стран, а флаг «Зарницы» представлен в фондовой коллекции Артека. Участие в игре требовало от школьников знаний и навыков военной тактики, топографии и спортивного ориентирования, первичной медицинской помощи и самостоятельного выживания в открытой (лесной, полевой) местности. Игра стала одной из самых массовых военно-патриотических игр в СССР, отражающих результаты военно-спортивного и патриотического воспитания школьников

[7].

Значимыми событиями в истории Артека, начиная с сентября 1961 года, благодаря которым получили свое развитие традиции истории космонавтики, стали визиты космонавтов - Ю. Гагарина и Г. Титова. В течение нескольких лет Ю. Гагарин приезжал в Артек для участия в разных мероприятиях, активно общаясь с пионерами, принимал участие в артековских делах, участвовал в спортивных соревнованиях, вручал награды победителям. По его инициативе, в Артеке создана первая в мире космическая выставка, которая в последствие была преобразована в постоянно действующий музей космонавтики [4, а 483].

В 1958 году Артек, получив официальный статус международного [8], становится центром международного детского движения. «В «Артек» приглашают представителей детских пионерских организаций разных стран, становятся популярны эстафеты Мира и Дружбы. Самым масштабным международным событием становится Международный детский фестиваль «Пусть всегда будет солнце!» (1977г), на который приехали представители национальных детских и юношеских организаций 103 стран мира» [9]. В

День Мира на торжественных линейках поднимаются флаги стран, представляющие делегации отдыхающих в «Артеке» детей, в различных творческих и спортивных форматах происходит интеграция школьников из разных стран мира. Заключительные всесоюзные пионерские слеты IX (1987г.) и X слеты (1990 г.) IX слет пионеров в «Артеке» назвали «перестроичными», включая варианты проекта перестройки Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина [4, с. 609].

С распадом СССР «Артек» утратил статус передового детского центра, а в 2014 году с присоединением Крыма в качестве субъекта РФ началась новая страница в его истории, где продолжая лучшие традиций, рожденные в пионерской жизни, стали реализовываться государственные задачи, в том числе, направленных на формирование гражданственности и патриотического воспитания [10]. Стратегическое позиционирования Артека как интегративного института государственной образовательной и молодежной политики, политики по формированию общегражданской идентичности нашло свое отражение в Программах развития Артека на долгосрочный период.

Уникальность современного Артека как международного детского центра заключается в нескольких ключевых моментах, характеризующих систему его деятельности.

Во-первых, «Артек» является нетиповым федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением, подведомственным Министерству просвещения РФ, в котором осуществляется комплекс социальных, культурных, образовательных и воспитательных функций, а также, поддержка и развитие детей, имеющих значимые результаты в различных сферах деятельности: творчестве, спорте, науке, активной общественной жизни. Международный детский центр «Артек» представляет собой образовательную организацию, объединяющую в едином образовательном процессе воспитание, обучение и развитие. В «Артеке», благодаря активному взаимодействию структур детских лагерей, школы, центра дополнительного образования, управления по физической культуре и спорту, управления детских лагерей сформировалось целостное воспитательное пространство, которое является средством присвоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум растущего человека, удовлетворения его базовых потребностей в самовыражении, личностном росте и гражданской идентичности.

Во-вторых, «Артек» является участником и одновременно публичной площадкой партнерского взаимодействия на уровне Российской Федерации с различными субъектами (коммерческими, некоммерческими, государственными структурами), в том числе и субъектами государственной молодежной политики, что позволяет успешно достигать целевые ориентиры

в деятельности учреждения, организовывать тематические смены и проектные форматы. Например, Ассоциация общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России» на ресурсной площадке Артека реализует в 2023 году международную программу для школьников из стран СНГ «Молодёжь СОДРУЖЕСТВА». Программа направлена на формирование представлений у ее участников об общем культурно-историческом наследии государств-участников проекта, а также установок на взаимодействие молодежи этих стран [11]. Партнер «Артека» автономная некоммерческая организация «Большая Перемена», которая в рамках масштабного федерального конкурса реализует в течение четырех лет постоянные тематические смены «Время больших перемен». При этом организаторами конкурса также выступают Агентство по делам молодежи («Россмолодежь») и АНО «Россия - страна возможностей» [12]. Данный проект является комплексным, так как нацелен на решения разнообразных задач: формирование компетенций у школьников социального проектирования и командной деятельности; актуализация лидерского потенциала у детей и молодежи; раскрытие их ресурсного потенциала для формирования активной гражданской позиции; создание сообществ «лидеров изменений с установками на саморазвитие, ответственности за конструктивное преобразование окружающего мира и поддержание их деятельности за пределами артековской программы и др.

В-третьих, уникальной характеристикой Артека является его человеческий, кадровый и организационный потенциал как субъекта формирования гражданственности и патриотизма, сохранения преемственности в осуществлении данных функции на уровне Российской Федерации. Традиции, которые возникали в процессе эволюции Артека как института в системе воспитания детей и молодежи, стали неотъемлемой содержательно-ценностной (идеологической) частью символического, инфраструктурного, событийного пространства международного детского центра. Традиции поддерживаются как в архитектурно-скульптурном и инфраструктурном облике через символические образы и объекты, отражающие историю Артека и страны, так и через артековский уклад жизни, которые ведут многочисленные сотрудники и школьники.

Носители «артековской» идентичности бережно хранят и воспроизводят традиции, связанные с историей и настоящим российского государства. В 2022 году военно-политические события, участником которых стала Российская Федерация, потребовали переосмысления деятельности «Артека» и способствовали расширению спектра деятельности гражданско-патриотического воспитания в условиях новых геополитических вызовов. Например, в честь празднования 77-летия Победы в Великой Отечественной войне сотрудниками детского международного центра был разработан

артековский урок «Герои-артековцы», где освещена история и биография артековцев, вставших на защиту нашей Родины, а также деятельность «Артека» в период немецко-фашистской оккупации полуострова Крым. Начиная с 3-ей смены 2022 года «Полюс дружбы - Артек», в детских лагерях МДЦ «Артек» проводится отрядная деятельность, в рамках которой дети имеют возможность написать письма в поддержку российским солдатам, участвующим в проведении специальной военной операции на Украине. Данные письма с рисунками и стихами направляются в военные госпитали и в зону боевых действий в поддержку наших солдат.

Важным направлением работы стал прием детей из зон военных действий, это дети Донецкой и Луганской народных республик. Педагоги-психологи организуют индивидуальные и групповые встречи с детьми по оказанию психологической помощи, проведению бесед по снятию психологических барьеров. Вожатые «Артека» уделяют особое внимание формированию благоприятной обстановки в отрядах, благодаря чему дети адаптируются к новым условиям, социализируются во временном детском коллективе и создаются условия для доверительного общения между детьми.

Начиная с весны 2022 года, значительно расширены исторические объекты и достопримечательности полуострова Крым, которые посещаются артековцами. Так, в рамках акции «Дорога к обелиску» артековцы всех детских лагерей выезжают к памятникам, памятным знакам и обелискам, посвященным Великой Отечественной войне, где участвуют в реквиемах и линейках памяти, а также в знак почтения подвига советских героев возлагают цветы и Артековскую Гирлянду Славы. Для артековцев организуется выезд на территорию Мемориала жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 гг. «Концлагерь красный», где дети знакомятся как с художественными средствами выражения патриотической идеи мемориала, так и с трагической судьбой узников лагеря, уничтоженных и замученных фашистами и их пособниками. В «Артеке» опробован формат знакомства школьников с мужеством и героизмом советских воинов Великой Отечественной войны посредством просмотра советских фильмов. По итогам просмотра, вожатые организуют обсуждение с детьми для формирования положительного отношения к подвигам советского народа и мотивации к знакомству с советским кинематографом, который позволяет расширять кругозор детей, просвещает и воспитывает, позволяет анализировать события, сравнивать поступки героев. Новые форматы патриотического воспитания детей и молодежи, не вступают в противоречие, а продолжают традиции Артека

В-четвертых, «Артек» является гибким и саморазвивающимся социальным институтом, который сохраняя преемственность в воспитании молодого поколения и формирования гражданской позиции, внедряет и

использует в своей практической деятельности современные подходы (программные и проектные) и технологии (игровые, информационно -коммуникативные, событийные, экскурсионные и другие) В организационной структуре «Артека» функционирует проектный офис, созданный в 1918 году, для проектирования и реализации образовательных программ артековских смен. Проектный офис, будучи «точкой сборки» всей программной деятельности МДЦ «Артек», осуществляет разработку, реализацию и оценку успешности реализуемых мероприятий и проектов, взаимодействует с организациями-партнерами.

История и современная жизнь Артека репрезентуется в цифровом публичном пространстве через официальный сайт (http://www.artek.org/), социальную сеть «Вконтакте» (сообщество МДЦ «Артек» https://vk.com/artekrussia) и месседжер Телеграмм (https://tme/artek1925). Цифровые ресурсы, с одной стороны, становятся каналом репрезентации и продвижения общегражданских и артековских ценностей через трансляцию содержательного и событийного контента; с другой - дают возможность поддерживать связь между представителями артековского сообщества разных возрастов и проживающих на разных территориях. Это способствует укреплению артековской идентичности и общероссийской гражданской идентичности.

На сегодняшний день Артек представляет собой современный в инфраструктурном, цифровом, кадровом и управленческом аспектах международный детский центр. Несмотря на масштабные технологические и социальные инновации, Артек сохраняет, благодаря человеческому и социальному капиталу, преемственность в истории страны, поколений и развитии института образовательной, молодежной политики, политики по формированию общероссийской гражданской идентичности и патриотическому воспитанию школьников.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Рецензия Review

Все статьи проходят рецензирование в All articles are reviewed in the double-blind peer review

формате double-blind peer review (рецензенту format (the reviewer does not know the name and

неизвестны имя и должность автора, автору position of the author, the author does not know the

неизвестны имя и должность рецензента). name and position of the reviewer). The review can be

Рецензия может быть предоставлена provided to interested persons upon request. заинтересованным лицам по их запросу.

Литература

1. Селезнева А.В., Азарнова А.А. «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских

старшеклассников // Полис: Политические исследования. 2020. № 5. С. 101113.

2. Смирнов В.А. Молодежная политика: опыт системного описания // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 72-80.

3. #ПионеркаОбАртеке: 1926-1930 гг.: из архивных данных МДЦ «Артек» [Электронный ресурс]. URL: https://artek.org/press-centr/news/pionerkaobarteke-1926-1930-gg/

4. Оконова Н.Д., Пронина Н.М. Крым. Артек. Страницы документальной истории 1920-2020. М.: РОССПЭН, 2020. C.100

5. Тимуровское движение: прошлое и настоящее первых добровольцев СССР [Электронный ресурс]. URL: https://sn.ria.ru/20180613/1522388802.html

6. #ПриветАртек: знакомимся с местами воинской славы [Электронный ресурс]. URL: https://artek.org/press-centr/news/privetartek-znakomimsya-s-mestami-voennoy-pamyati-i-slavy-v-detskom-centre/

7. Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» им. В.И. Ленина. Отдел методической работы. Документ Всесоюзного финала военно-спортивной игры «Зарница». 1970 г. (из архива ФГБОУ МДЦ «Артек»)

8. МДЦ «Артек», Хроника «Артека», стр.28 (из архива ФГБОУ МДЦ «Артек»)

9. #ПионеркаОбАртеке: фестиваль "Пусть всегда будет солнце" [Электронный ресурс]. URL: https://artek.org/press-centr/news/pionerkaobarteke-festival-pust-vsegda-budet-solnce/

10. О создании в республике Крым федеральное государственное бюджетное учреждение «Международный детский центр «Артек»»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.06.2014г. № 1061-р // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/13111/

11. Дополнительная общеразвивающая программа Международная программа «Молодёжь СОДРУЖЕСТВА» [Электронный ресурс]. URL: https://media.artek.org/media/partners/partnerfiles/35/80/35803eea-a92d-4c11-bdcf-146814db0979.pdf

12. Большая Перемена: грант от Россмолодежи [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aabraa2blkdnn4h9b6b.xn--80asehdb/#rec572773313

13. Тужба Э.Н. Адаптация личности в условиях новой социальной среды: теория исследования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №11. С. 117-121.

References

1. Selezneva A.V., Azarnova A.A. "Birth of A Citizen": Political and Psychological Analysis of Russian High School Students' Civic Consciousness // Polis. Political Studies. 2020. No. 5. P. 101-113. DOI: 10.17976/jpps/2020.05.08

2. Smirnov V.A. Youth Politics: A System Description // Sociological Studies. 2014. No. 3. P. 72-80.

3. #PionerkaObArteke: 1926-1930: From The Archival Data of the MDC "Artek" [Electronic resource]. URL: https://artek.org/press-centr/news/pionerkaobarteke-1926-1930-gg/

4. Okonova N.D., Pronina N.M. Crimea. Artek. Pages of Documentary History 1920-2020. Moscow: ROSSPEN, 2020.

5. Timur Movement: Past and Present of the First Volunteers of The USSR [Electronic resource]. URL: https://sn.ria.ru/20180613/1522388802.html

6. #PrivetArtek: Getting Acquainted with The Places of Military Glory [Electronic resource]. URL: https://artek.org/press-centr/news/privetartek-znakomimsya-s-mestami-voennoy-pamyati-i-slavy-v-detskom-centre/

7. All-Union pioneer camp "Artek" named after V.I. Lenin. Department of methodical work. Document of the All-Union final of the military sports game "Zarnitsa". 1970 (from the archive of FSBEIICC "Artek")

8. MDC "Artek", Chronicle of "Artek", p. 28 (from the archive of FSBEI ICC "Artek")

9. #PionerkaObArteke: The Festival "Let There Always Be Sun" [Electronic resource]. URL: https://artek.org/press-centr/news/pionerkaobarteke-festival-pust-vsegda-budet-solnce/

10. On the establishment of the Federal State Budgetary institution "Artek International Children's Center" in the Republic of Crimea: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1061-r dated 06/16/2014 // Government of Russia [Electronic resource]. URL: http://government.ru/docs/13111/

11. Additional General Development Program International Program "Youth of the COMMONWEALTH" [Electronic resource]. URL: https://media.artek.org/media/partners/partnerfiles/35/80/35803eea-a92d-4c11-bdcf-146814db0979.pdf

12. Bolshaya Peremena: A Grant from Rosmolodezh [Electronic resource]. URL: https://xn--80aabraa2blkdnn4h9b6b.xn--80asehdb/#rec572773313

13. Tuzhba E.N. Adaptation of personality in a new social environment: research theory // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2019. No. 11. Pp. 117-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.