Научная статья на тему 'Международный бизнес и международный менеджмент: особенности взаимосвязей'

Международный бизнес и международный менеджмент: особенности взаимосвязей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3950
833
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС / МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / МОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС / МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕТ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / АДАПТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уколов Владимир Фёдорович, Кострюков Владимир Александрович

В статье рассматриваются вопросы международного бизнеса как объекта международного менеджмента, который является управляемой системой, имеющей свою специфику. Данная специфика имеет характерные черты, привносимые национальными, культурными особенностями различных государств. Показано, что развитие международного бизнеса напрямую связано с глобальными изменениями, происходящими в мире, затрагивающими экономическую политику государств и процессы создания новых структур, адекватных осуществляемым переменам в организации и ведении бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL BUSINESS AND INTERNATIONAL MANAGEMENT FEATURES OF RELATIONSHIPS

The article considers questions of international business, international management as an object which is managed system that has its own specifics. This specificity has the characteristic features introduced by national and cultural peculiarities of different countries. Shown that the development of international business is directly related to global changes in the world, affecting the economic policies of the processes and the creation of new structures to implement adequately the changes in the organization and conduct of business.

Текст научной работы на тему «Международный бизнес и международный менеджмент: особенности взаимосвязей»

УДК 339.92+005.2(100)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС И МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы международного бизнеса как объекта международного менеджмента, который является управляемой системой, имеющей свою специфику. Данная специфика имеет характерные черты, привносимые национальными, культурными особенностями различных государств. Показано, что развитие международного бизнеса напрямую связано с глобальными изменениями, происходящими в мире, затрагивающими экономическую политику государств и процессы создания новых структур, адекватных осуществляемым переменам в организации и ведении бизнеса.

Ключевые слова: международный бизнес, международный менеджмент, транснациональные корпорации, мультинациональные корпорации, могонациональные корпорации, международная экономика, национальный бизнес, модели международного менеджмента, стратегический менеджмет, финансовый менеджмент, адаптация международного менеджмента.

INTERNATIONAL BUSINESS AND INTERNATIONAL MANAGEMENT FEATURES OF RELATIONSHIPS

Abstract. The article considers questions of international business, international management as an object which is managed system that has its own specifics. This specificity has the characteristic features introduced by national and cultural peculiarities of different countries. Shown that the development of international business is directly related to global changes in the world, affecting the economic policies of the processes and the creation of new structures to implement adequately the changes in the organization and conduct of business.

Keywords: international business, international management, multinational corporations, international economics, national business, model of international management, strategic management, financial management, adaptation of international management.

Международный бизнес как объект международного менеджмента является управляемой системой, имеющей свою специфику, которая, по сути, задает свои требования к управляющей системе -международному менеджменту. Данная специфика имеет характерные черты, привносимые национальными, культурными особенностями различных государств. Для России, по праву считающейся духовным сердцем мира, специфика управления международным бизнесом проявляется в использовании духовно-ориентированного подхода к управлению при целенаправленном воздействии на объекты менеджмента. При этом российские менеджеры, управляющие международными объектами бизнеса, должны быть ориентированы на то, чтобы используемая ими система менеджмента не отклонялась от базовых ценностей Российского государства и его народа [1, с. 15-37].

Следует отметить, что современные российские международные менеджеры начали работать в новых для них условиях - в условиях ВТО. К сожалению, пока нельзя сказать, что менеджмент перестроился и достаточно эффективен. Если судить по косвенным показателям результативности менеджмента, то можно отметить, что в России в 2013 г. произошло замедление общих темпов прироста импорта и экспорта [2, с. 4].

Международный бизнес - это всеобъемлющий и всепроникающий феномен современной международной экономики. Получение выгоды в виде прибыли в как можно больших размерах или иных результатов заставляет бизнес становиться международным, мультинациональным и предопределяет целесообразность выхода фирмы за пределы возможностей собственной страны. Международный бизнес имеет давнюю историю своего развития, которая связана с воздействием на него внутристрановых и внешних факторов. Прежде всего, уровень международности бизнеса фирмы зависит от исторических условий, степени вовлеченности фирмы в бизнес в стране, а также от уровня культурной схожести и различий стран, вступающих в деловое взаимодействие.

В.Ф. Уколов В.А. Кострюков

Vladimir Ukolov Vladimir Kostryukov

© Уколов В.Ф., Кострюков В.А., 2014

Международному бизнесу присущ ряд специфических черт, характеризующих и отличающих его от внутристранового бизнеса:

- является бизнесом мулътинационалъного характера в результате своего развития;

- обеспечивает деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах;

- ориентирован на обеспечивание вовлеченным в бизнес партнерам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своей стране;

- базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых отношений и операций;

- появляется с наступлением пределов развития национального бизнеса или получением меньшей выгоды от него по сравнению с международным бизнесом;

- является устойчивым при постоянном учете взаимных выгод и адаптации международного менеджмента к условиям их обеспечения.

Однако имеются и определенные черты схожести внутристранового и международного бизнеса, которые делают схожими и типичными для обоих бизнесов ряд функций менеджмента. Отметим некоторые черты схожести:

- оба бизнеса доступны и носят всеобщий характер, хотя в первом случае это происходит внутри страны, а во втором - в межстрановом пространстве. Как одним, так и другим бизнесом может заниматься любая фирма, изменяя свои стратегические и тактические перспективы. В то же время в этих бизнесах, как и в других сферах деятельности, есть и свои ограничения, реализуемые через систему международного менеджмента;

- как один, так и другой бизнес в процессе функционирования опираются на технологическую глобализацию, изменяя характер своей деятельности (на компьютеризацию, информатизацию, на новые возможности телекоммуникаций по охвату интересующие бизнес рынки товаров, капиталов и рабочей силы), приобретая принципиально новые возможности работы и использования современных технологий международного менеджмента;

- национальный и международный бизнесы зависят от глобализации, подвержены влиянию глобальных финансов, политических решений, мировых кризисов, предопределяя целесообразность развития и использования риск-менеджмента.

Перечисленные черты международного бизнеса, подтверждающие его природу и проверенные временем, во многом объясняют возникновение и развитие международного менеджмента как специальной управляющей системы, оказывающей целенаправленное воздействие на международный бизнес и обеспечивающей слаженную работу всех его звеньев. Поскольку международный менеджмент формируется и развивается как система целенаправленного воздействия на международный бизнес, то и все сущностные черты и характерные особенности международного менеджмента должны отображать черты и особенности самого бизнеса. Иначе говоря, в международном менеджменте должно быть столько же международности, сколько ее в самом международном бизнесе.

Принятие решения о начале международных операций является моментом перехода от стра-нового менеджмента корпорации к международному, соединяющему в единое целое управляемую и управляющую системы: международный бизнес и международный менеджмент. Оно осуществляется на основе побудительных мотивов бизнесменов и менялось в зависимости от этапов исторического развития цивилизации. В истории развития международного менеджмента выделяется значительное количество и разнообразие его моделей. Наиболее характерными моделями международного бизнеса, используемыми многими странами, были модели, применявшиеся в период концессий 19141945 гг., в период активного прихода в международный бизнес национальных государств 19451970 гг. и в период глобализации (с 1970 г. по настоящее время).

Модель, применявшаяся в период концессий, несла в себе мощную составляющую колониального воздействия на отношения партнеров вне зависимости от географического фактора. Управление по данной модели осуществлялось через обычные инструменты международного менеджмента и в значительной мере реализовывалось через абсолютную зависимость колонии от метрополии, насаждаемую не только зарубежными владельцами предприятий, но и нанятыми ими зарубежными менеджерами, которые полностью использовали присущие им страновые стереотипы поведения и привычные методы работы, не учитывая местных особенностей. Преимущественно их национальная модель автоматически превращалась в международную, исходя лишь из названия, а не содержания, заложенного в ее понимании. В историческом контексте перенесение национальных моделей государств на колониальную почву отражает не только реалии концессионной эры, но и постепенный переход к периоду активного вхождения в международный бизнес национальных государств. Модель международного менеджмента начинает меняться, когда колонии становятся независимыми государствами, а концессионные предприятия переходят в их частную или совместную собственность. Колониальный фон теряет свою основу и перестает действовать в менеджменте.

Данный период времени в развитии международного бизнеса привел к пониманию двух главных особенностей, которые можно считать его естественными основаниями: только тщательный учет взаимных выгод есть самая верная стратегия для эффективного взаимодействия; предприниматели и менеджеры разных стран должны понимать, что серьезный учет культуры и национальных стереотипов поведения партнеров делает их бизнес не только более эффективным, но и перспективным, существенно укрепляя долгосрочные конкурентные преимущества.

Так как международный менеджмент развивается как система управления международным бизнесом, то и все его черты должны отражать особенности международного бизнеса. Поэтому в международном менеджменте должно быть столько международности, сколько ее заложено в сути международного бизнеса. Данный подход особенно важен для периода глобализации, которая охватывает все сферы жизнедеятельности государств и пронизана высокой степенью международности отношений.

Развитие международного бизнеса напрямую связано с глобальными изменениями, происходящими в мире, затрагивающими экономическую политику государств и процессы создания новых структур, адекватных осуществляемым переменам в организации и ведении бизнеса. Такими структурами, хорошо зарекомендовавшими себя в международном бизнесе, являются транснациональные, многонациональные корпорации, управление которыми требует адекватного их специфике международного менеджмента. Транснациональная корпорация состоит из материнской компании, дочерней компании и филиалов. Характерной особенностью материнской компании является владение большинством акций. Она осуществляет контроль над другими, образующими ее компаниями. Дочерняя компания - это такая компания, которая принадлежит другой компании. Ее владельцем является та же группа компаний, или же она контролируется ею. В качестве филиала выступает часть компании, которая не учреждается как самостоятельное образование в государстве, где она осуществляет свою деятельность.

В современном бизнесе транснациональные корпорации являются важнейшими субъектами международных экономических отношений. Они играют важную роль в распределении мирового производственного потенциала и формируют определяющие тенденции в развитии глобальной мировой экономики, будучи транснациональными центрами принятия и реализации решений. На транснациональные корпорации и их зарубежные филиалы приходится половина объемов мирового производства и внешней торговли, они осуществляют свыше половины мирового внешнеторгового оборота. На долю транснациональных корпораций приходится подавляющий процент торговли высокими

технологиями. В рамках созданной единой сети транснациональный капитал владеет одной третью всех производственных фондов и производит почти половину общепланетарного продукта.

Внушительные масштабы международных финансовых операций транснациональных корпораций обеспечивают им привилегированное положение в качестве заемщиков или вкладчиков на рынке евровалют, поскольку в их распоряжении находится десятки трлн долл. Транснациональные корпорации контролируют до 90 % вывоза капитала, а совокупные валютные резервы транснациональных компаний в несколько раз превосходят резервы центральных банков всех стран мира.

Транснациональные корпорации создают ряд важных предпосылок для развития мировой экономики:

- организация международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капиталов, рабочей силы, научно-технических, консультационных и иных услуг;

- повышение конкуренции за счет создания условий для инновационной деятельности, ускорения научно-технического прогресса;

- повышение доступа к квалифицированным кадрам и возможностям их отбора для улучшения использования рабочей силы, экономического роста и развития, стимулирования глобализации мировой экономики, вовлечения все большего числа стран в международные экономические отношения;

- расширение доступа к природным ресурсам, результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по всему миру;

- горизонтальная диверсификация в разные отрасли или вертикальная технологическая интеграция в рамках одной отрасли с использованием процессного менеджмента.

Для оценки преимуществ и недостатков транснациональных корпораций используют их классификацию по признакам происхождения, отраслевой направленности, размеру и уровню транснационализации. Транснациональным корпорациям присущи и серьезные недостатки, такие например, как разрушение национальных экономик и снижение уровня безопасности представляющих их государств, существенная монополизация локальных рынков, вынос экологически вредных производств в менее развитые страны, развитие процессов глобализации, сокращение числа рабочих мест и рост безработицы на предприятиях транснациональных корпораций (ТНК). Нарастание тенденции к сокращению занятости на предприятиях ТНК особенно ярко проявляется в филиалах развитых стран, и происходит это под влиянием глобализации рынка трудовых ресурсов.

Многонациональные корпорации являются одной из современных и в тоже время наиболее сложных форм организации международного бизнеса. Они руководствуются глобальной философией бизнеса, ориентирующей хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами. Такие корпорации используют комплексный международный подход, учитывающий высоко прибыльное размещение производств и доходные рынки сбыта за рубежом. Многонациональные корпорации активно способствуют превращению мировой экономики в эффективное международное производство, дают новые импульсы развитию научно-техническоого прогресса, повышению технического уровня и качества продукции.

Как форма организации международного бизнеса многонациональные корпорации отличаются от других его форм. Многонациональным корпорациям присущи такие особенности, как корпоративная целостность, базирующаяся на акционерном участии, единая управленческая вертикаль, наличие центра контроля в виде группы взаимосвязанных компании либо в виде холдинговой компании или банка.

Корпорации, работающие в глобальном мировом пространстве, используют и адекватный им глобальный, международный менеджмент, ориентированный на решение управленческих задач. Особо следует выделить значение многонациональных корпораций с позиции совершенствования ме-

неджмента организации, управления ее коммерческим, производственно-технологическим, кадровым и информационным потенциалом. Это и риск-менеджмент, связанный с оценкой возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, и управление персоналом, предполагающее как поиск человеческих ресурсов, так и их использование в международном бизнесе.

Корпорации вынуждены применять стратегический, финансовый, менеджмент, обеспечивающие глобальный, интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей и закрепления присутствия корпорации на ключевых страновых и региональных рынках. Многонациональную корпорацию можно считать разновидностью холдинговой компании, осуществляющей хозяйственную деятельность на различных национальных рынках и стремящуюся через менеджеров дочерних подразделений адаптировать свои продукты и стратегию к страновым особенностям. Активное развитие национальных государств, расширение их открытости и возможностей выхода на международные рынки ускоряет процессы глобализации международного бизнеса. Это способствует формированию все большего числа мультинациональных корпораций, делая сферой деятельности международного бизнеса практически весь мир и обусловливая необходимость адаптации системы международного менеджмента к происходящим переменам.

Следует отметить устойчивые тенденции развития мультинациональности в международном бизнесе, обусловленные возрастанием числа межнациональных корпораций за счет постепенного вхождения в них фирм из развивающихся стран. Мультинациональные корпорации, представляющие интересы промышленно-развитых стран, располагающие большой свободой выбора видов бизнеса и накопившие опыт работы в условиях многообразия культур, выходят на самый высокий уровень международности и вовлеченности в международный бизнес. Они хорошо чувствуют себя в условиях глобализации, при которой международные экономические связи охватили практически все страны мира, поставив их в зависимость от международного бизнеса. Все это обуславливает информационные, функциональные, процессные, технологические, инфраструктурные и организационные перемены в международном менеджменте.

Система межнациональных корпораций, занимавшихся ранее производством и реализацией товаров, стала решать сложные и глобальные задачи, такие как создание и использование сети муль-тинационального банковского, глобального компьютерного, интеллектуального обслуживания бизнеса. Мультинациональное обслуживание гарантирует ему большую прибыль и высокую эффективность, хотя при этом происходит размывание национальных экономик, идентичности народов, их культур, образа жизни и нивелирование традиций, что негативно сказывается на личностных, индивидуальных, морально-нравственных качествах людей. Вместе с тем, транснациональные, многонациональные, мультинациональные корпорации дали мощный толчок развитию международного менеджмента, потребностям в изучении современных видов пространства его реализации, обновленной психологии, этики и культуры ведения бизнеса, институциональных основ и адаптации технологий менеджмента к постоянно изменяющимся объектам принятия управленческих решений.

Библиографический список

1. Научная школа духовно-ориентированного подхода к управлению профессора Уколова В.Ф. и профессора Быстрякова И.К. // Управление. - 2013. - № 2. - С. 15-37.

2. Стратегии российского бизнеса в условиях ВТО: мат. конференции. - М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.