Научная статья на тему 'Международный аспект развития национального исследовательского университета'

Международный аспект развития национального исследовательского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY / THE INTERNATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев А. А.

На основе результатов анализа показателей международного признания определены приоритеты и задачи международной деятельности в целях выполнения программ развития национально-исследовательских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The parameters of the international recognition of National Research Universities are analyzed. Priorities and problems of the international activity for performance of programs of development of National Research Universities are considered.

Текст научной работы на тему «Международный аспект развития национального исследовательского университета»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 37.072

А. А. Васильев

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ключевые слова: национальный исследовательский университет, международная деятельность.

На основе результатов анализа показателей международного признания определены приоритеты и задачи международной деятельности в целях выполнения программ развития национально-исследовательских университетов.

Keywords: National Research University, the international activity.

The parameters of the international recognition of National Research Universities are analyzed. Priorities and problems of the international activity for performance of programs of development of National Research Universities are considered.

Становление и развитие нового явления для российской системы высшего образования

- национального исследовательского университета (НИУ), рассматриваемого в качестве одного из действенных средств модернизации сектора науки и образования, невозможно без анализа и поиска новых подходов в осуществлении международной деятельности вуза. В тоже время статус НИУ существенно расширяет возможности вуза для эффективного международного сотрудничества в целях реализации стратегических задач и стратегических приоритетов развития. Такие возможности определяются исходя из основной задачи государственной поддержки НИУ - «вывода на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки и профессионального образования, а также внедрение высоких технологий в производство» [1] - одной из частных задач, которые на федеральном уровне

рассматриваются в ракурсе общего осуществления перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.

Достижение стратегических целей НИУ предполагается осуществлять на основе расширения конкурентоспособного потенциала вуза и наращивания его лидирующих позиций в образовании, науке и технологиях. Конкурентоспособность НИУ может быть достигнута на основе реализации, в том числе и стратегии международного сотрудничества, которое должно стать как значимым показателем развития, так и прибыльной статьей бюджета университета. Международная деятельность как процесс должна быть направлена на обеспечение репутации и повышения престижа университета на международном уровне для формирования устойчивого положительного имиджа вуза за рубежом как части российского научнообразовательного пространства.

На институциональном уровне международная деятельность рассматривается как совокупность организационных мер университета по осуществлению равнопрочных и взаимовыгодных образовательных, научных, экономических, гуманитарных и других связей и взаимоотношений с зарубежными или международными субъектами. При этом международная деятельность университета занимает особое место в общевузовской системе управления, обусловленное необходимостью применения международных норм и правил, зачастую отличающихся от российских стандартов [2].

Для современного университета типично существование «многопрофильной» международной образовательной деятельности, например наличие системы довузовского обучения иностранных граждан на русском языке [3]; постоянного контингента иностранных

студентов, аспирантов и стажеров, обучающихся на коммерческой основе (в том числе по договорам с зарубежными производственными организациями, грантам международных организаций, партнерским связям), а также стабильного приема на подготовку специалистов для зарубежных стран по международным договорам Российской Федерации; филиалов и представительств за рубежом.

В тоже время, для НИУ характерным становится обучение иностранных граждан с доминантой на очную форму, поскольку именно очное высшее образование по международным стандартам считается полноценным и учитывается в международных показателях численности иностранного студенческого контингента («international mobile students»); нацеленность на «третичное образование» иностранных студентов (в особенности уровней 5А и 6 по Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО), а также ориентация международного образовательного процесса на программы, обеспечивающие приоритетные направления развития (ПНР) НИУ. Поскольку последнее является одним из фиксированных показателей международного признания программы развития НИУ, стоит рассмотреть этот вопрос подробнее.

Анализ стартовых индикаторов международного признания программ развития 28 национально-исследовательских университетов (рис.1) показывает, что среднее относительное значение иностранных учащихся по ПНР составляет 4,12% (из них 1,85% - доля обучающихся из стран «дальнего» зарубежья, 2,27% - доля учащихся из стран СНГ).

Рис. 1 - Показатели обучения иностранных граждан по ПНР на начало реализации программ развития

Вместе с тем, от вуза к вузу разброс значений достаточно велик - от 0,2 до 13,9 % от общего количества обучающихся. Конечно, такая неоднородность связана как с дифференциацией университетов по общему контингенту обучающихся, со спецификой образовательных программ ПНР каждого НИУ (регионально-ориентированных, «оборонных» и др.), сдерживающей прием иностранных граждан, так и с рядом других ограничительных факторов (история вуза, его месторасположение, рейтинг и т.п.). Но даже при этом, долю иностранных обучающихся менее 2% трудно назвать показателем международного признания, поскольку средний показатель иностранных граждан, обучавшихся в российской высшей школе по программам бакалавриата, дипломированных специалистов и магистратуры среди

всех российских студентов-очников составил в 2008-2009 учебном году 2,1% [4]. Очевидно, что НИУ как ведущие российские вузы должны характеризоваться более высокими показателями зарубежного академического компонента. По данным российских экспертов в сфере международного образования [5] доля иностранных учащихся менее 1% свидетельствует о случайности международных связей университета либо о переходном этапе развития его международной деятельности, а оптимальные показатели иностранных учащихся современного университета находятся в диапазоне 5-15%.

В целом к 2018 (2019) году НИУ намечают удвоение иностранного контингента (среднее значение роста по всем НИУ составляет 234%), однако только 16 из 28 рассматриваемых НИУ планирует увеличение контингента иностранных обучающихся более чем в 2 раза, при этом в ряде вузов число иностранных студентов должно увеличиться 17-30! раз (рис.2.), таким образом, каждый пятый - седьмой обучающийся вуза будет иностранцем. В тоже время парадоксальным является тот факт, что ряд НИУ не запланировал целевые индикаторы обучения иностранных граждан даже на уровне значения в 5%, которое рассматривается в качестве целевого ориентира «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Рис. 2 - Планируемые показатели обучения иностранных граждан по ПНР к 2018(2019) г.

В проекте Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 - 2020 гг. отмечены основные причины, определяющие выбор иностранными учащимися университета для обучения, которые напрямую зависят от политики вуза в области международной деятельности: язык обучения, репутация вуза, стоимость программ и проживания, гибкость программ и сопоставимость квалификационных требований, меры по поддержке иностранных учащихся. Очевидно, что инвестиции федеральных средств в развитие НИУ следует направлять на разработку инновационных образовательных программ, интеграцию науки и образования, повышение качества образовательного процесса с обязательным учетом вышеперечисленных факторов выбора вуза иностранными гражданами. Вместе с этим, выполнению показателей НИУ будет способствовать разработка и реализация совместных образовательных программ с зарубежными вузами и программ на иностранных языках, что отмечено в программах развития 15 из 27 НИУ.

Создание условий для привлечения в Россию иностранных студентов отмечено как одна из приоритетных задач в деятельности Министерства образования и науки Российской

Федерации и самих российских высших учебных заведений с тем, чтобы к 2020 году доходы от обучения иностранных студентов составляли не менее 10% от объема финансирования системы образования. При этом одним из резервов экспорта образовательных услуг может стать «коммерческое образовательное присутствие» путем создания и рационального использования ресурсов филиалов и представительств за рубежом, поскольку это один из самых распространенных способов поставки услуг, на который в мировом рынке услуг приходится больше половины притока прямых иностранных инвестиций. Кроме того, экспорт образовательных услуг необходимо рассматривать как не только получение средств от предоставления образовательных услуг иностранным (и международным) физическим и юридическим лицам, но и косвенных доходов (проживание, питание и др.), которые зачастую сопоставимы с прямыми доходами.

Практически во всех программах развития НИУ в качестве одной из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство отмечена академическая мобильность - процесс обмена научными и образовательными ресурсами и технологиями в ходе трансграничного (пересекающего юридические установленные государственные границы) перемещения участников научнообразовательного процесса (обучающихся, преподавателей, ученых). В структуре академической мобильности НИУ преобладающие цели командирования определяются функциями высшей школы: обучение, преподавание (чтение лекций), научная работа и научная стажировка (переподготовка или повышение квалификации).

Особо необходимо отметить выезды сотрудников НИУ за рубеж с целью повышения квалификации в ведущих научно-образовательных центрах. Прежде всего, повышение квалификации за рубежом должно быть нацелено на оптимизацию интеграционных процессов с зарубежными партнерами, а результатом должны стать долгосрочные научнообразовательные связи с базовыми зарубежными центрами (стратегическими партнерами), выраженные в реализации совместных исследований, публикаций, образовательных программ по приоритетным направлениям развития. Очевидно, что этих результатов невозможно добиться «образовательным туризмом» - необходимо применить к повышению квалификации приоритетно-ориентированный подход, сбалансировать структуру этой категории академической мобильности в сторону «омоложения» участников, а сроки профессиональной переподготовки - в сторону увеличения. Кроме того, требуется создание «внутренней» системы повышения квалификации - дальнейшего сетевого распространения в самом вузе полученного за рубежом опыта. Международная компонента должна проявиться и во внутривузовской системе повышения квалификации, например в разработке и реализации программ МВА, проведении научно-образовательных школ по ПНР с привлечением зарубежных ученых и преподавателей и т.п.

Важным источником академической мобильности НИУ является постоянное участие в проектах институциональных программ Европейского Союза (ЕС), что, с одной стороны, требует инициативы со стороны структурных подразделений вуза, а, с другой стороны, учитывая специфику международных конкурсных документов, опыта образовательного фандрайзинга. 9 НИУ в своих программах развития прямо заявили о необходимости участия в крупных международных научно-образовательных проектах. Резервом индивидуальной академической мобильности является активизация взаимодействия сотрудников университета с грантообразующими организациями и участия в международных программах на конкурсной основе.

В качестве ресурса студенческой мобильности необходимо отметить такие формы как: обмены, включенное обучение, учебная практика за рубежом. В этой связи для НИУ необходимо более полно использовать потенциал прямых договорных связей, в первую очередь за счет реализации совместных образовательных программ различных уровней, краткосрочных программ обучения, проведения совместных исследований аспирантами. Наряду с этим требуется развитие межинституционального партнерства - участия вуза в

академических сетях поддержки межуниверситетского сотрудничества, международных программ стажировок и обмена.

Активизация академической мобильности неразрывно связана с углублением знания иностранных языков, поэтому иноязычная лингвистическая подготовка и образовательные ресурсы НИУ на иностранных языках должны быть направлены на реализацию профессионально-ориентированного подхода в изучении иностранного языка и создания иноязычной среды для развития межкультурной коммуникативной компетенции студентов и преподавателей.

19 НИУ считают важным элементом международной деятельности международную аккредитацию и сертификацию как в целом системы менеджмента качества, так и отдельных образовательных программ, в особенности разрабатываемых по собственным стандартам.

Одной из форм вузовской международной деятельности НИУ становится создание международных научно-образовательных центров (МНОЦ) или международных научнообразовательных лабораторий (МНОЛ), цель которых можно охарактеризовать как осуществление на основе комплексного использования материально-технических и кадровых возможностей совместных исследований, развитие инновационной деятельности и вывод наукоемкой продукции и услуг на международные рынки. О намерениях создания или развития созданных МНОЦ или МНОЛ заявили в своих программах 11 НИУ. Развитие МНОЦ и МНОЛ строится на основе соглашений с международными партнерами и предусматривает совместное финансирование проектов. Немаловажный вклад должна внести и образовательная деятельность МНОЦ и МНОЛ, направленная, в первую очередь на переподготовку и повышение квалификации кадров, производственную практику студентов.

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по заказам иностранных организаций является не только одним из показателей международного признания программы развития НИУ, но и весомой частью внешнеэкономической деятельности вуза, которая, как правило, характеризуется наиболее наукоемким и высокотехнологическим уровнем. Среднее исходное значение объема НИОКР по ПНР в рамках международных научных программ, рассчитанное из показателей 27 НИУ (рис.3) составляет 15,8 тыс.рублей в расчете на одного научно-педагогического работника. В ближайшие десять лет предполагается увеличить это значение в 8,6 раз (до 135 тыс. рублей), в основном за счет модернизации материально-технической базы, коммерциализации результатов исследований и разработок, создания МНОЦ и МНОЛ. Вместе с тем, как и в случае с другими показателями международного признания в зависимости от конкретного НИУ наблюдается значительное варьирование, как стартового значения этого индикатора, так и конечного ориентира, при этом только 12 из 27 вузов планируют повышение объема НИОКР выше среднего, а 3 университета не предполагают даже его удвоения.

Рассматривая показатели международного признания, можно заключить, что их достижение их планируемых значений осуществимо при условии выполнения целевой программы международной деятельности вуза. При этом приоритетным направлением развития НИУ в международной сфере должно стать углубление интеграции в международное образовательное и научное пространство, которую следует рассматривать как неотъемлемую часть «интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций, активного выхода на рынок образовательных услуг, широкого участия учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ» [6].

Усилению интеграции должны оказать содействие конкретные приоритеты развития

НИУ:

- подготовка специалистов (в том числе и для зарубежных стран), способных обеспечивать опережающие исследования мирового уровня и работать, используя современные высокие технологии и оборудование;

- выведение на качественно новый уровень академической мобильности;

- создание эффективной системы переподготовки кадров и повышения квалификации за рубежом, направленной на дальнейшую диссеминацию полученного опыта и выработку устойчивых партнерских связей;

- устойчивое позиционирование университета в международных институциональных сетях и интегрированных программах мобильности и сотрудничества;

- рассмотрение внешнеэкономической деятельности как стабильного и весомого источника дохода в бюджет вуза;

- развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальную адаптацию академической мобильности.

Рис. 3 - Показатели международной научно-технической деятельности НИУ

Решением активизации международной деятельности университета должно стать участие всех структурных подразделений в международном аспекте деятельности, создание системы стимулов для руководителей и сотрудников подразделений по развитию международного сотрудничества в научно-образовательной сфере, учета потенциальной активности в международном сотрудничестве при конкурсном приеме сотрудников, назначении и избрании руководителей подразделений университета, оценке результатов деятельности и материальном поощрении сотрудников и руководителей подразделений. Таким образом, «интернационализация» - процесс, при котором цели, функции и организация образовательной и научно-технической деятельности университета приобретают международное измерение, включая причастность к осознанной и планомерной международной деятельности подавляющей части коллектива образовательного учреждения, будет выступать необходимым механизмом достижения стратегических приоритетов развития вуза как НИУ.

Литература

1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Комитет по образованию и науке. Рекомендации круглого стола на тему «Законодательное обеспечение процесса интеграции образования, науки и наукоемкого производства как ключевого фактора инновационного развития Российской Федерации», 23.11.2010 //Администратор образования - 2011. - № 2. - С. 11-18.

2. Арсеньев, Д. Г. Организация международной деятельности вуза: учеб. пособие / Д. Г. Арсеньев, А. М. Алексанков, В. В. Кораблев ; под ред. Д. Г. Арсеньева, А.М. Алексанкова: - СПб.: Изд-во Политехи.ун-та, 2007. - С. 5.

3. Исаева, Л.Б. Обучение иностранных студентов в технических российских вузах: актуальность, проблемы/ Исаева Л.Б. // Вестник Казан. технол.ун-та. - 2010. - №11. - С.427-431.

4. Арефьев, А. Л. Состояние и перспективы экспорта российского образования / А. Л. Арефьев. -М.:РУДН, 2010. - С. 46.

5. Акимов, Ю. П. Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития / Ю. П. Акимов, К. Х. Акмаев, А. И. Богуш; под ред. А.М. Кондакова. -М. :Радио и связь, 1999. - С.11.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751 / М-во образования Рос. Федерации. - М.: Изд-во МГУП, 2000. - С. 10.

© А. А. Васильев- канд. хим. наук, декан факультета международных образовательных программ КГТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.