Научная статья на тему 'Международные университетские объединения в социокультурном взаимодействии стран мира'

Международные университетские объединения в социокультурном взаимодействии стран мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ АССОЦИАЦИИ / КОНСОРЦИУМЫ / СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / МЕЖВУЗОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / UNIVERSITY ASSOCIATIONS / CONSORTIUMS / NETWORK UNIVERSITY / INTERINSTITUTIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лачининский С.С., Зиновьев А.С., Морачевская К.А., Сорокин И.С.

В статье проанализировано состояние современных межвузовских объединений, принципы их организации и функционирования. Проведена типология университетских объединений по целям создания. Выделены объединения для повышения уровня региональной интеграции в сфере образования; объединения для повышения качества образования в определенной предметной области; объединения для совместного лоббирования интересов перед вызовами современного глобализирующегося мира; объединения для развития образовательной и научной деятельности в определенной предметной области; объединения для создания и продвижения совместных образовательных программ по сетевому принципу; объединения для развития межвузовской мобильности студентов и преподавателей. В заключение оценена роль подобных структур в развитии межуниверситетских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лачининский С.С., Зиновьев А.С., Морачевская К.А., Сорокин И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International university associations in the DEVELOPMENT OF SOCIOCULTURAL INTERACTIONS OF THE COUNTRIES

Internationalization is becoming increasingly important in the modern world: social, economic and political transformations of society in recent decades are actively bringing the world closer to the global post-industrial knowledge economy. Unlike economic globalization, the humanitarian internationalization of higher educational institutions is not a new phenomenon in world practice, continuing to develop at a rapid speed. Today, universities are no longer simply attracting foreign students, but are moving to developing pragmatic development strategies that include recruiting highly qualified personnel from around the world, collaborating in the scientific field, and building an innovative infrastructure. In this process, the governments of many countries actively began to join, taking appropriate state programs. This paper deals with the information on current inter-university associations, the principles of their organization and functioning. The typology of university associations according to the purposes of creation was designed. The types included associations to enhance regional integration in the field of education; associations to improve the quality of education in a particular subject area; association for joint lobbying before the challenges of today's globalized world; аassociation for the development of educational and research activities in a particular subject area; association for the establishment and promotion of joint educational programs on the network principle; association for the development of inter-university mobility of students and teachers. The presented typology of interuniversity associations emphasizes the diversity of not only the organized and legal forms of integration and cooperation, but also the differences in the functions performed. Thus, associations created within a single region are oriented, as a rule, to building a single information space in specified geographical boundaries. At the same time, organizations aimed at improving the quality of education in this or that sphere are concentrating on building a line of interaction between a student and a university-employer. Network universities are an example of the highest degree of integration, implying unified educational programs, but still underdeveloped in Russia.

Текст научной работы на тему «Международные университетские объединения в социокультурном взаимодействии стран мира»

Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 4 (14). Вып. 4. 2018 г. С. 220-227.

УДК 911.3:378 (470) Лачининский С. C.1 Морачевская К. А. Зиновьев А. С.

Международные университетские объединения в социокультурном взаимодействии стран мира *

Сорокин И. С.

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург e-mail: 1s.lachininsky@spbu.ru

Аннотация. В статье проанализировано состояние современных межвузовских объединений, принципы их организации и функционирования. Проведена типология университетских объединений по целям создания. Выделены объединения для повышения уровня региональной интеграции в сфере образования; объединения для повышения качества образования в определенной предметной области; объединения для совместного лоббирования интересов перед вызовами современного глобализирующегося мира; объединения для развития образовательной и научной деятельности в определенной предметной области; объединения для создания и продвижения совместных образовательных программ по сетевому принципу; объединения для развития межвузовской мобильности студентов и преподавателей. В заключение оценена роль подобных структур в развитии межуниверситетских отношений.

Ключевые слова: университетские ассоциации, консорциумы, сетевой университет, межвузовские отношения.

Интернационализация приобретает все большее значение в современном мире: социальные, экономические и политические трансформации общества в последние десятилетия активно приближают мир к глобальной постиндустриальной экономике знания. В отличие от экономической глобализации, гуманитарная интернационализация вузов не является новым явлением в мировой практике, продолжая развиваться быстрыми темпами. Сегодня университеты уже не просто привлекают иностранных обучающихся, а переходят к разработке прагматичных стратегий развития, которые включают в себя рекрутинг высококвалифицированных кадров со всего мира, коллаборацию в научной сфере и построение инновационной инфраструктуры. В этот процесс активно стали включаться и правительства многих стран, принимая соответствующие государственные программы11.

Ежегодное исследование Оксфордского университета «International Trends in Higher Education» отмечает, что интернационализация образования стала

11 Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 г. №211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров», The National Higher Education Strategic Plan «Vision 2020» (Малайзия), The National Research Universities Project (Тайланд) и др.

Введение

средством достижения широкого набора целей, начиная от студенческих стажировок за рубежом для лучшего овладения профессией до развития устойчивых транснациональных научных связей для повышения позиций в международных рейтингах и создания привлекательных брендов городов и регионов. Эти тенденции в дополнение к предметно-специфическим знаниям и навыкам, которое дает высшее образование, расширяют его характер на всех уровнях, включая саморазвитие, новые направления мышления, практико-ориентированную подготовку специалистов [7].

Одним из важнейших направлений интернационализации образования следует считать кооперацию и сотрудничество в рамках международных университетских объединений для развития межвузовских отношений. Актуальность данной сферы подтверждается хотя бы тем, что, по данным ЮНЕСКО, уровень международной мобильности студентов вырос за 25 лет на 300 %12

В настоящей статье мы ставим своей целью рассмотреть ключевые международные университетские объединения с участием вузов России, представить их типологию и выделить ключевые функции в развитии социокультурного взаимодействия стран мира.

Материалы и методы

В научной литературе до сих пор уделялось недостаточно внимания исследованию международных университетских объединений в развитии межвузовских отношений (например [1-5]), хотя предпринимались попытки систематизации связей вузов с зарубежными партнерами [6]. В частности, Н. К. Розова [1] выделила три качественных уровня интернационализации международной образовательной кооперации: фрагментарный (бессистемных международных образовательных контактов), организационно упорядоченный (научно-образовательной кооперации), системный (международных стратегических партнерств).

М. Н. Певзнер указывает, что на современном этапе развития интернационализации высшего образования наблюдается переход к высшему уровню - формированию международных стратегических партнерств, основными признаками которых являются следующие: наличие совместных стратегических целей, создание международной сети образовательных организаций-партнеров, интеграция ресурсов образовательных организаций-партнеров, взаимное признание партнерами документов о высшем образовании [2].

Роль международного сотрудничества также оценена в работах ряда авторов. Н. К. Розова справедливо отмечает, что международная кооперация вузов «дает партнерам целый ряд преимуществ, к числу которых можно отнести, например, создание дополнительных возможностей для импорта и экспорта научно-образовательных услуг; получение международного признания качества образовательной деятельности; улучшение международного имиджа; создание условий для совместной с партнерами реализации проектов в сфере своих интересов и т. д.» [1].

12 http://data.uis.unesco.org/Index.aspx?queryid=243

Изучению одной из форм межвузовских отношений - созданию консорциумов - посвящены работы Ю. П. Куликовой. При этом она полагает, что участие российских вузов в консорциумах является их стратегической перспективой развития, а возможно это после реализации задачи увеличения количества российских вузов, входящих в мировые рейтинги университетов [5].

В данной работе системно обобщаются современные межвузовские объединения, оценивается их роль в развитии межуниверситетских отношений как части социокультурного взаимодействия стран мира. Источниками данных были официальные сайты консорциумов, сетей, сетевых университетов, ассоциаций и других форм интеграции учреждений высшего образования, представленных в мире.

Под межвузовскими объединениями понимается неформальная или формальная сетевая площадка (или клуб) университетов, созданный в целях интернационализации образования и гармонизации межвузовских контактов университетов-партнеров.

Анализировались такие показатели и характеристики, как:

1. число участников и географический охват;

2. цели создания;

3. спектр направлений сотрудничества и приоритетный вид деятельности;

4. интенсивность кооперации и основные результаты работы.

Результаты и обсуждение

Базовую типологизацию межвузовских международных объединений можно провести по целям создания. По данному критерию выделяются следующие основные типы.

1) Объединения для повышения уровня региональной интеграции в сфере образования (включая внутрирегиональную мобильность, совместные научные и образовательные проекты и пр.). К таковым относятся созданные в разное время Европейская ассоциация университетов, Евразийская ассоциация университетов, Сеть университетов региона Балтийского моря, Сеть университетов Черноморского региона, Ассоциация университетов Азиатско-тихоокеанского региона, Сеть университетов шелкового пути, Coimbra Group и др.

2) Объединения для повышения качества образования в определенной предметной области. Примерами таких объединений могут быть Conference International Permanente D'Instituts Universitaires De Traducteurs Et interpretes (CIUTI) (развитие школ письменного и устного перевода), Informatics Europe (область информатики и информационных технологий), Ассоциация профессиональных школ международных отношений (Association of Professional Schools of International Affairs, APSIA), Международная ассоциация юридических школ (International Association of Law Schools), Глобальный альянс в области образования по менеджменту (CEMS, The global alliance in management education) и т. д. Например, последний создан в 1988 году для развития образования в области менеджмента, включая разработку глобального стандарта качества для этого направления. В его состав входят 30 стран мира, а Россию в альянсе представляет СПбГУ.

3) Объединения для совместного лоббирования интересов перед вызовами современного глобализирующегося мира. Самую крупную подобную группу

объединяет подписанный в 1988 году документ - Великая Хартия Университетов (Magna Charta Universitatum). Она определяет фундаментальные принципы развития высшего образования и университетов мира. К хартии присоединены более 800 вузов из 85 стран мира. Помимо данной организации, в 2002 году, например, была создана международная экспертная группа Observatory on Academic Ranking and Excellence с целью повышения осведомленности и понимания круга вопросов, связанных с укреплением позиций в мировых рейтингах университетов. Из российских вузов в состав объединения входят МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, Казанский федеральный университет и др.

4) Объединения для развития образовательной и научной деятельности в определенной предметной области. Предметная область при этом может варьировать от широкой (например, Международная ассоциация «Университет Арктики», занимающаяся развитием всех северных регионов и их инфраструктуры) до достаточно узкой (например, Международный Терагерцовый консорциум, занимающийся изучением свойств и возможностей применения излучений в терагерцовом диапазоне).

5) Объединения для создания и продвижения совместных образовательных программ по сетевому принципу. Помимо особой цели, такие объединения имеют еще и уникальную организационно-правовую форму, называемую «сетевой университет». Такая форма управления межвузовскими взаимодействиями подразумевает, в первую очередь, разработку и реализацию совместных образовательных программ. Примерами подобных структур являются Сетевой университет БРИКС, Сетевой университет СНГ и др.

6) Объединения для развития межвузовской мобильности студентов и преподавателей. Имеют разные организационно-правовые формы, начиная от программ, одной из самых известных из которых является Эразмус, до сети университетов (например, Европейская сеть университетов непрерывного образования).

В последней группе межвузовских объединений особо следует отметить их развитие в рамках проектного финансирования, действующего в интеграционных образованиях (например Европейский Союз). Подробно данный механизм рассмотрен в работе М. В. Сиговой [3].

Рассмотрим пример международного университетского объединения каждого типа подробнее, остановившись на их роли в межвузовской интеграции.

К первому типу относится сеть университетов региона Балтийского моря13. Организация была создана в 2000 году и в настоящее время объединяет 30 университетов - участников из России, Беларуси, Эстонии, Финляндии, Латвии, Литвы и Польши. Сеть регулярно проводит (или участвует в проведении) семинаров и конференций по вопросам образования и регионального развития. Одной из ключевых функций, которую выполняет сеть, является поиск партнеров для различных проектов. Каждый сотрудник одного из вузов - членов сети с помощью заполнения электронной формы на сайте организации может найти партнеров для реализации образовательных или научных инициатив. Представлен также сервис по публикации вакансий, имеющихся в вузах-партнерах, однако он активно не используется. Как видим, основной упор делается на единую

13 http://bsrun.org // Сеть университетов региона Балтийского моря

информационную политику внутри группировки стран, сформированной по региональному принципу.

Примером организации второго типа является Ассоциация профессиональных школ международных отношений14. Объединение было создано в 1989 году и включает около 30 высших учебных заведений Северной Америки, Европы, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока. Основными целями ассоциации является повышение качества образования в сфере международных отношений, распространение информации, проведение культурно-образовательных мероприятий с участием вузов-членов, проведение тренингов для выпускников таких высших школ, сбор информации о вакансиях в сфере международных отношений и т. д. Кроме этого, ассоциация ежегодно проводит форум, посвященный представлению всех образовательных программ университетов -членов ассоциации. Сайт ассоциации содержит сервис по поиску информации о грантах и стипендиях в сфере международных отношений, базу вакансий, сервисы для работодателей и рекрутеров (по поиску и запросу на поиск кандидатов на работу в сфере международных отношений). Таким образом, основной упор межвузовского объединения делается на построение глобальной сети взаимодействия по линии «студент - вуз - работодатель».

Одной из организаций третьего типа, как упоминалось выше, является международная экспертная группа Observatory on Academic Ranking and Excellence15. Сообщество объединяет порядка 40 структур (не только вузов) и было создано 2002 году, преобразовавшись в официальную некоммерческую организацию в 2009 году. Целью обсерватории IREG обозначено укрепление общественной осведомленности и понимания университетских рейтингов и их роли в отражении качества высшего образования. Организация проводит мониторинги существующих мировых рейтингов, их трактовку и критическую оценку и выносит рекомендации. Объединение также является организатором конференций. Тематикой последней из таких, проведенной в мае 2016 года, было обсуждение вопроса, является ли существование международных рейтингов инструментом развития или помехой в межвузовских отношениях.

Примером международной ассоциации четвертого типа является Университет Арктики16. Это сеть университетов, колледжей, научно-исследовательских институтов и других организаций, занимающихся вопросами образования и науки о Севере и на Севере. Она существует с 1998 года и включается около 200 организаций-членов. Организация выполняет множество функций, подкрепленных онлайн-сервисами: поиск требуемого оборудования по университетам-партнерам, поиск грантовых конкурсов, поиск публикаций по изучению Арктики и т. д. Для студентов на сайте Университета Арктики представлен каталог образовательных программ по северной тематике. Помимо этого, студенты из вузов - членов сети имеют возможность принять участие в специальном грантовом конкурсе по поддержке мобильности. Таким образом, при сужении спектра сотрудничества до конкретного отраслевого направления эффективность деятельности межвузовского объединения возрастает.

Организацией пятого типа является, например, сетевой университет БРИКС. Он был создан в 2014 году, объединив ряд вузов России, Бразилии, Китая,

14 http://www.apsia.org // Ассоциация профессиональных школ международных отношений

15 http://ireg-observatory.org // Observatory on Academic Ranking and Excellence

16 http://www.uarctic.org // Университет Арктики

Индии и ЮАР. Учитывая небольшой срок существования, оценить роль объединения в развитии межвузовских отношений затруднительно, но очевидно ключевое направление работы - разработка многосторонних совместных образовательных программ обучения, а также общих научно-исследовательских проектов в рамках 6 направлений (энергетика, информатика и информационная безопасность, исследования стран БРИКС, экология и изменение климата, водные ресурсы и нейтрализация загрязнений, экономика).

Наконец, примером организации последнего типа является Эразмус17. Эразмус - это программа ЕС по обмену студентами и преподавателями стран ЕС, а также Исландии, Лихтенштейна, Норвегии, Македонии, Турции. В ней участвуют около 4 тыс. учебных заведений, а с момента создания в 1987 году ее участниками стали около 2,5 млн чел. Встраивание в систему с регулярным источником финансирования (в данном случае - средства ЕС), а также пионерный характер проекта сделали эту программу успешной и значимой для развития межвузовских отношений.

Выводы

Таким образом, можно выделить несколько ключевых ролей международных университетских объединений в развитии межвузовских отношений как составляющей социокультурного взаимодействия стран: построение единого информационного пространства (базы вакансий, стипендий, грантов, образовательных программ, программ обмена, приборов и оборудования); синхронизация развития конкретного направления обучения в разных странах мира; создание площадок для коммуникации и обмена опытом; позиционирование и продвижение общих интересов перед работодателями и органами власти. Представленная типологизация межуниверситетских объединений подчеркивает многообразие не только организованно-правовых форм интеграции и сотрудничества, но и различия в выполняемых функциях. Так, объединения, созданные в пределах одного региона, ориентируются, как правило, на построение единого информационного пространства в заданных географических границах. В то же время организации, нацеленные на повышение качества образования в той или иной сфере, концентрируются на построении линии взаимодействия «студент - вуз - работодатель». Сетевые университеты являются примером наиболее высокой степени интеграции, подразумевая единые образовательные программы, но пока еще слаборазвитым в России. Рассмотренные случаи позволяют заключить, что при конкретизации направления сотрудничества до отдельной отрасли знания эффективность деятельности межвузовского объединения возрастает.

Исследование выполнено при поддержке гранта СПбГУ 18.39.1511.2016.

Литература

1. Розова Н. К. Сравнительный анализ международных практик интернационализации высшего образования // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). 2014. № 6.

17 http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/node_en // Программа Эразмус

2. Певзнер М. Н. Интернационализация как ведущая тенденция развития современного вуза // Вестник Новгородского государственного университета. 2005. № 31. С. 55-59.

3. Сигова М. В., Банников С. А. Международные консорциумы как форма реализации сотрудничества в сфере науки и образования // Известия СПбГЭУ. 2014. № 6. С. 114-117.

4. Горбашко Е. А. Стратегическое развитие международных образовательных программ в консорциумах европейских университетов // Интеграция образования. 2008. № 4. С. 91-94.

5. Куликова Ю. П. Особенности международного партнерства в сфере высшего образования в условиях глобализации (на примере Евразийского партнерства) // Известия высших учебных заведений. Серия: общественные науки. 2012. № 6 (172). С. 75-78.

6. Burley D., Gnam C., Newman R., et al. Leveraging higher education consortia for institutional advancement // International Journal of Educational Management. 2012. Vol. 26 Iss: 3. P. 274-283.

7. International Trends in Higher Education 2015. University of Oxford International Strategy Office, 2015. [Элетронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ox.ac.uk/sites/files/oxford/International%20Trends%20in%20High er%2.

Abstract. Internationalization is becoming increasingly important in the modern world: social, economic and political transformations of society in recent decades are actively bringing the world closer to the global post-industrial knowledge economy. Unlike economic globalization, the humanitarian internationalization of higher educational institutions is not a new phenomenon in worldpractice, continuing to develop at a rapid speed. Today, universities are no longer simply attracting foreign students, but are moving to developing pragmatic development strategies that include recruiting highly qualified personnel from around the world, collaborating in the scientific field, and building an innovative infrastructure. In this process, the governments of many countries actively began to join, taking appropriate state programs.

This paper deals with the information on current inter-university associations, the principles of their organization and functioning. The typology of university associations according to the purposes of creation was designed. The types included associations to enhance regional integration in the field of education; associations to improve the quality of education in a particular subject area; association for joint lobbying before the challenges of today's globalized world; aassociation for the development of educational and research activities in a particular subject area; association for the establishment and

Lachininskii S. S.1 Morachevskaya K. A. Zinovyev A. S. Sorokin I. S.

International university associations in the development of sociocultural interactions of the countries

Saint Petersburg State University, Russian Federation,

Saint-Petersburg

e-mail: 1s.lachinimky@spbu.ru

promotion of joint educational programs on the network principle; association for the development of inter-university mobility of students and teachers.

The presented typology of interuniversity associations emphasizes the diversity of not only the organized and legal forms of integration and cooperation, but also the differences in the functions performed. Thus, associations created within a single region are oriented, as a rule, to building a single information space in specified geographical boundaries. At the same time, organizations aimed at improving the quality of education in this or that sphere are concentrating on building a line of interaction between a student and a university-employer. Network universities are an example of the highest degree of integration, implying unified educational programs, but still underdeveloped in Russia.

Key words: university associations, consortiums, network university, inter-institutional relations.

References

1. Rozova N. K. Sravnitel'nyj analiz mezhdunarodnyh praktik internacionalizacii vysshego obrazovaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (ehlektronnyj zhurnal). 2014. Vol. 6 (in Russian).

2. Pevzner M. N. Internacionalizaciya kak vedushchaya tendenciya razvitiya sovremennogo vuza // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2005. Vol. 31. P. 55-59 (in Russian).

3. Sigova M. V., Bannilov S. A. Mezhdunarodnye konsorciumy kak forma realizacii sotrudnichestva v sfere nauki i obrazovaniya // Izvestiya SPbGEU. 2014. Vol. 6. P. 114-117 (in Russian).

4. Gorbashko E. A. Strategicheskoe razvitie mezhdunarodnyh obrazovatel'nyh programm v konsorciumah evropejskih universitetov // Integraciya obrazovaniya. 2008. Vol. 4. P. 91-94 (in Russian).

5. Kulikova Yu. P. Osobennosti mezhdunarodnogo partnerstva v sfere vysshego obrazovaniya v usloviyah globalizacii (na primere Evrazijskogo partnerstva) // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Seriya: obshchestvennye nauki. 2012. Vol. 6(172). P. 75-78 (in Russian).

6. Burley D., Gnam C., Newman R., et al. Leveraging higher education consortia for institutional advancement // International Journal of Educational Management. 2012. Vol. 26 Iss: 3. P.274-283 (in English).

7. International Trends in Higher Education 2015. University of Oxford International Strategy Office, 2015. [Electronic resource]. URL: https://www.ox.ac.uk/sites/files/oxford/International%20Trends%20in%20Higher% 2 (in English).

Поступила в редакцию 01.08.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.