Научная статья на тему 'Международные транспортные коридоры России: влияние на экономику страны'

Международные транспортные коридоры России: влияние на экономику страны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1522
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ / СЕВЕР-ЮГ / ПАНЪЕВРОПЕЙСКИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / ТРАНЗИТ / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ПЕРСПЕКТИВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / TRANSPORT CORRIDOR / TRANS-SIBERIAN RAILWAY / NORTH-SOUTH / PAN-EUROPEAN TRANSPORT CORRIDOR / TRANSIT / TRANSPORT LOGISTICS / PROSPECT / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коршунов И.К., Карпов А.В., Шматков Р.Н.

Российская Федерация обширное государство, граничащее с 18 странами. Чтобы поддерживать экономику страны производится импорт и экспорт различных товаров. Для осуществления эффективной перевозки грузов используются различные транспортные коридоры. Но Россия не останавливается на достигнутом и производит модернизацию процесса грузоперевозок, а также увеличивает объемы поставок. Эти действия направлены на основные транспортные коридоры «Транссиб», «Север-Юг» и Панъевропейский транспортный коридор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Коршунов И.К., Карпов А.В., Шматков Р.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS OF RUSSIA: IMPACT ON COUNTRY ECONOMY

The Russian Federation is a vast state, bordering on 18 countries. To support the country’s economy, import and export of various goods is carried out. For the implementation of the effective transportation of goods using various transport corridors. But Russia does not stop at what has been accomplished and is modernizing the process of transportation, as well as increasing the volume of deliveries. These actions are aimed at the main transport corridors Transsib, North-South and the Pan-European transport corridor.

Текст научной работы на тему «Международные транспортные коридоры России: влияние на экономику страны»

Коршунов И. К., Карпов Л. В., Шматков Р. Н.*

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ РОССИИ: ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

Korshunov I. K., Karpov A. V., Shmatkov R. N.**

INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDORS OF RUSSIA: IMPACT ON COUNTRY ECONOMY

Аннотация: Российская Федерация обширное государство, граничащее с 18 странами. Чтобы поддерживать экономику страны производится импорт и экспорт различных товаров. Для осуществления эффективной перевозки грузов используются различные транспортные коридоры. Но Россия не останавливается на достигнутом и производит модернизацию процесса грузоперевозок, а также увеличивает объемы поставок. Эти действия направлены на основные транспортные коридоры «Транссиб», «Север-Юг» и Панъевропейский транспортный коридор. Ключевые слова: транспортный коридор, Транссибирская магистраль, Север-юг, Панъевропейский транспортный коридор, транзит, транспортная логистика, перспектива, модернизация.

Abstract: The Russian Federation is a vast state, bordering on 18 countries. To support the country's economy, import and export of various goods is carried out. For the implementation of the effective transportation of goods using various transport corridors. But Russia does not stop at what has been accomplished and is modernizing the process of transportation, as well as increasing the volume of deliveries. These actions are aimed at the main transport corridors Transsib, North-South and the Pan-European transport corridor.

Key words: transport corridor, Trans-Siberian Railway, North-South, Pan-European transport corridor, transit, transport logistics, prospect, modernization.

Под транспортным коридором принято понимать определенное направление или маршрут массовых перевозок пассажиров и грузов. На различных участках этого выделенного направления работает в сочетании несколько видов транспорта, а для его эффективного функционирования создается развитая инфраструктура.

Транспортный коридор создается для согласования всех видов транспорта на приоритетных направлениях перевозок грузов и пассажиров. Интермодальный транспортный коридор проходит по территориям соседствующих

* Шматков Руслан Николаевич - кандидат физико-математических наук, зам. декана факультета «Мировая экономика и право», Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС). Коршунов Илья Константинович - студент, СГУПС. Карпов Антон Вячеславович - студент, СГУПС.

** Shmatkov Ruslan Nikolaevich - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Deputy. Dean of the Faculty of World Economy and Law, Siberian State University of Communications (SSUPS). Korshunov Ilya Konstantinovich - student, SGUPS. Karpov Anton Vyacheslavovich - student, SGUPS.

государств. Одна из главных целей создания транспортных коридоров состоит в том, чтобы наземный, водный и воздушный виды транспорта не конкурировали друг с другом, а последовательно взаимодействовали и обеспечивали снижение транспортных издержек в цене конечного продукта. Концепция транспортных коридоров предполагает максимальное использование уже существующих транспортных коммуникаций, способных обеспечить возрастающие объемы перевозок грузов и пассажиров. Это снижает потребность в создании и модернизации транспортной инфраструктуры. Для обеспечения конкурентоспособности транспортного коридора по сравнению с альтернативными маршрутами помимо цены транспортировки важное значение имеют сроки перевозки грузов или пассажиров, а также показатели качества транспортной услуги, в частности сохранность груза, комфорт пассажиров, своевременность доставки, безопасность и информационное обеспечение. Финансирование обустройства транспортных коридоров осуществляется за счет стран, по территории которых они проходят, а также международными финансовыми организациями [2].

Международный транспортный коридор Север-Юг является наиболее оптимальным маршрутом с экономической точки зрения. Грузовая база маршрута - это торговля Индии и стран Персидского залива с Россией, Скандинавией и странами Северной Европы. Соглашение о создании международного транспортного коридора Север-Юг было подписано между Россией, Ираном и Индией 12 сентября 2000 г. в Санкт-Петербурге, в настоящее время ведется интенсивная работа между странами, участвующими в проекте для полного ввода этого транспортного коридора в эксплуатацию.

Президент Ильхам Алиев сказал, что «с начала 2018 г. объем грузов, перевозимых через территорию Азербайджана через транспортный коридор Север-Юг, увеличился более чем в 100 раз. И это только начало. В настоящее время мы ведем со странами-партнерами очень серьезные переговоры для полной реализации данного проекта. Азербайджан обладает и техническим опытом, и специалистами, и финансовыми ресурсами. Все работы на территории Азербайджана мы проделали сами, можем привлечь наши финансовые возможности и в другие места, с тем чтобы этот коридор работал в полную мощность и приносил нашей стране дополнительную валюту. Такова наша основная цель» [6].

В политический вес, и политические возможности транзитных стран растут. Возрастает роль этих стран в развитии сотрудничества в регионе. Мы хотим, чтобы наша роль росла. Мы хотим, чтобы с Азербайджаном больше считались. Мы хотим, чтобы от Азербайджана зависело больше вопросов, и добиваемся этого», - сказал президент. Говоря о текущей работе по созданию этого транспортного коридора, С. Гадирова сказала: «В рамках развития маршрута была построена железная дорога Астара (Азербайджан) - Астара (Иран). Азербайджанские железные дороги ввели в эксплуатацию первый этап грузового терминала в Иране, заложили основу зернового терминала. Железная дорога Решт-Астара является важным звеном для завершения этого

транспортного коридора» [6]. Грузы, экспортируемые из стран Юго-Восточной Азии по железной дороге, будут транспортироваться через Иран и Азербайджан в Европу. И в противоположном направлении товары будут транспортироваться по тому же маршруту. Этот коридор будет играть важную роль в развитии других стран региона, которые увеличивают свою торговлю по этому маршруту.

С запуском железной дороги Решт-Астара будет оповещена основная часть международного транспортного коридора Север-Юг. Используя этот маршрут, Индия и Китай смогут перевозить свои товары в Центральную Азию, Азербайджан, Россию и Европу. Когда коридор начнет функционировать полностью, на первом этапе по этому маршруту будет перевозиться 5 млн т. груза; в будущем объем трафика будет увеличен до 10 млн т. или более. Основным преимуществом этого коридора является сокращение времени транспортировки товаров более, чем в 2 раза.

Международный транспортный коридор «Север-Юг» в настоящее время находится в пробном режиме. Этот маршрут главным образом транспортирует грузы из Российской Федерации и Беларуси в Иран, такие как дерево, древесноволокнистая плита, зерно и продукты питания, а также фрукты и овощи, кафель, арматура, цементный клинкер и черепица транспортируются из Ирана в Россию, Грузию и Азербайджан перевозятся фрукты и овощи, цементный клинкер, кафель, метлах, арматура и другие грузы [3,1].

Международный транспортный коридор «Транссиб». Транссибирский коридор является важнейшим компонентом сети международных транспортных коридоров, и его значение для мирового экономического сообщества в развитии торговых и внешнеэкономических связей между странами Европы и Азии очевиден. Транссибирская магистраль является наиболее рациональным маршрутом для объединения Евразийского континента как единого инфраструктурного проекта мирового значения. Сегодня это самый быстрый и доступный способ доставки товаров с Востока на Запад и с Запада на Восток, что может и должно стать катализатором для многократного увеличения обменного курса товаров между странами Европы и Азии.

Главное преимущество «Транссиб» - короткое транзитное время доставки груза, несомненно, но не является единственным. Сегодня спектр транспортных и логистических услуг, предлагаемых «Транссиб», соответствует самым высоким международным стандартам. Многие современные историки сравнивают строительство Транссибирской магистрали с завоеванием космоса в середине двадцатого века.

В соответствии с Транспортной стратегией развития Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации до 2030 г., эффективное осуществление транзитного и транспортно-логистического потенциала страны на основе интеграции российских железных дорог в мир, прежде всего Евразийско-Азиатская транспортная система, является одним из приоритетов ОАО «РЖД». Общий объем железнодорожных перевозок на Транссибирской магистрали в международном движении неуклонно

растет. Магистраль проходит через территорию 20 субъектов Российской Федерации и 5 федеральных округов. Эти богатые ресурсами регионы обладают значительным потенциалом экспорта и импорта. Здесь сосредоточены основные природные ресурсы, включая нефть, газ, уголь, древесину, руды черных и цветных металлов и т. д. Транссиб соединяет 87 городов, из которых 14 являются центрами субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации и ОАО «РЖД» разработали и осуществляют комплекс мер по дальнейшему увеличению транзитного потенциала всего транспортного коридора между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, сформированного на базе Транссиба:

• в восточной части Транссибирской магистрали реализуются крупномасштабные инвестиционные проекты для обеспечения роста железнодорожных перевозок и транзита между Россией и Китаем; продолжается разработка железнодорожных станций на границе с Монголией, Китаем и КНДР;

• расширяются подходы к морским портам; контейнерные терминалы модернизируются в соответствии с международными стандартами;

• ведется комплексная реконструкция участка Карымское - Забайкальск, чтобы обеспечить увеличение объема грузовых перевозок в Китай (прежде всего нефть);

• формирование систематического подхода к развитию транссибирских контейнерных перевозок на железных дорогах, морских участках, в портах с участием ассоциаций экспедиторов грузов Европы, России, Республики Корея, Японии, Австрии, а также транспортно-экспеди-торских компаний; разработка и применение конкурентных тарифов на перевозку внешнеторговых и транзитных грузов с учетом направлений грузовых перевозок и условий перевозки грузов по альтернативным маршрутам; дальнейшее совершенствование технологии и организация транзитных и внешнеторговых грузовых перевозок по Транссибирскому маршруту (ТСМ); улучшение условий и принципов совместной деятельности железных дорог, судоходных компаний, портов, экспедиторов и операторов - членов КСТП для привлечения товаров в ТСМ;

• обеспечение высокого качества обслуживания с целью привлечения товаров в ТСМ на основе координации на международном уровне деятельности участников транссибирской транспортировки товаров (сроки доставки, безопасность грузов);

• информационная поддержка процесса транспортировки по ТСМ (предоставление клиентам информации о перемещении товаров в режиме реального времени до места назначения);

• увеличение пропускной способности портов на востоке и западе России; создание в московском центре, в других промышленных центрах и на Дальнем Востоке современных логистических центров со складскими комплексами;

• дальнейшее развитие транспортных связей между странами Азии, России, стран СНГ, Центральной и Восточной Европы, Скандинавии и стран Балтии [1,3].

Панъевропейский транспортный коридор. Панъевропейский транспортный коридор - система транспорта в Центральной и Восточной Европе. В 1994 г. были определены десять основных транспортных направлений -«критских коридоров», обеспечивающих оптимальные транспортные связи западноевропейских стран между собой с выходом в страны Балтии, европейские страны СНГ (на Москву, Санкт-Петербург, Минск, Львов, Киев), к портам Черного моря (Одесса, Констанца, Варна) и в Турцию (Стамбул). Из всех критских коридоров три коридора имеют прямое отношение к Российской Федерации, и два - к Республике Беларусь. Кроме того, они могут быть продолжены и в другие страны Сообщества. В 1997 г. эти коридоры были продлены по территории России по направлениям:

1. Балтика (Санкт-Петербург) - Центр (Москва) - Черное море (Ростов-на-Дону, Новороссийск).

2. Москва - Астрахань.

3. Запад (Берлин - Варшава - Минск) - Центр (Москва) - Нижний Новгород - Урал (Екатеринбург - Челябинск).

4. Северный морской путь (Санкт-Петербург - Мурманск и далее морским путем на восток).

5. Водный путь - из региона Черного и Азовского морей через Волго-Донской канал в Каспийское море.

Наибольший интерес в разрезе ЕврАзЭС представляет Второй панъевропейский (Критский) транспортный коридор протяженностью 1830 км, пролегающий от Берлина (Германия) через Варшаву (Польша), Минск (Беларусь) в Москву и Нижний Новгород (Россия). Развитие Второго Критского коридора завершено в 2010 г. По этому коридору курсирует регулярный контейнерный поезд «Восточный ветер» между Берлином и Москвой. Второй Критский транспортный коридор необходим не только странам, по территории которых он проходит (Россия и Беларусь), но и другим государствам-членам ЕврАзЭС, обеспечивающим транзитные перевозки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также ввоз и вывоз товаров в Западную Европу.

С использованием этого коридора, Казахстан, совместно с Россией, может предложить перевозки в направлении Китай - Западная Европа (а это, помимо китайских, - японские, корейские, малазийские, индонезийские, сингапурские, таиландские и другие грузы). В этом направлении на протяжении многих лет развивался транспортный коридор Москва - Екатеринбург - Омск - Новосибирск - Иркутск с выходом на порты Находка и Ванино, а также через станции Забайкальск, Гродеково и Наушки в Китай. С открытием в 1992 г. пограничного железнодорожного перехода Дружба-Алашанькоу, между Казахстаном и Китаем появилась возможность значительно сократить расстояние перевозок в этом направлении. Так, расстояние перевозок от порта Ляньюньган (Китай) до Москвы через станцию Дружба на 670 км короче,

нежели через ст. Наушки, а от Гонконга - на 860 км. Кроме того, к данному маршруту также тяготеют грузоперевозки из Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в Москву и далее по Второму Критскому коридору в Европу. В первую очередь, это традиционно экспортируемый товар этих стран - хлопок, а также нефтеналивные грузы из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана [5].

Роль и влияние транспортных коридоров на экономику России. На сегодняшний день Россия предлагает мировому сообществу, наряду с нефтью, газом и металлом, новый национальный продукт - экспорт транзитных транспортных услуг. Россия готова реализовывать этот продукт на взаимовыгодных условиях вместе с зарубежными партнерами. Немаловажно, что транзит через РФ осуществляется по единой таможенной территории, на которой действуют единые законы. Экспорт транзитных транспортных услуг принесет России, прежде всего, прямые денежные поступления в виде оплат транспортных и сопутствующих услуг. Кроме того, в транзитные страны направляются инвестиции на развитие транспортной инфраструктуры, и они становятся полигонами внедрения современной транспортной техники и технологий, т. к. все участники сложившихся и функционирующих коридоров заинтересованы в его устойчивой работе и снижении логистических издержек [4].

Все это, в свою очередь, создает условия для развития национальной внешней торговли и внутренних перевозок и влечет за собой развитие тех регионов, по которым проходят транзитные коридоры. Так же транзит является надежным средством усиления влияния России на международной арене.

Российская Федерация в силу своего стратегического положения в центре Евразийского континента должна играть связующую роль между Востоком и Западом в сфере транспортных перевозок. Однако для того, чтобы эта цель могла быть достигнута, необходимо как совершенствование законодательства Российской Федерации, так и гармонизация законов между странами, по территории которых проходят международные транспортные коридоры.

Литература / References

1. Как сделать транспортный коридор Север-Юг привлекательным [How to make the North-South transport corridor attractive]. URL: http://transport.ru/V3/ i77_34572p0.htm (дата обращения 02.11.2018).

2. Международный транспортный коридор «Север - Юг» [International North-South Transport Corridor]. URL: http://cargo.rzd.ru/static/public/ ru? STRUC-TURE_ID=5130(дата обращения 08.11.2018).

3. Международный транспортный коридор «Север - Юг» в приоритете Азербайджана, но не в интересах США [The North-South international transport corridor is a priority for Azerbaijan, but not in the interests of the United States]. URL: https://x-true.info/71044-mezhdunarodnyy-transportnyy-koridor-sever-yug-v-pri-oritete-azerbaydzhana-no-ne-v-interesah-ssha.html (дата обращения 14.11.2018).

4. Об основных направлениях развития Международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации [On the main directions of development of international transport corridors in the Russian Federation]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/rso/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/ 600144(дата обращения 17.11.2018).

5. Панъевропейский транспортный коридор [Pan-European Transport Corridor]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1085397(дата обращения 22.11.2018).

6. Транспортный коридор Север - Юг - самый оптимальный маршрут с экономической точки зрения [The North-South transport corridor is the most optimal route from an economic point of view] .URL: https://news.rambler.ru/ caucasus/41054167/?utm_content = rnews&utm_medium = read_more&utm_ source=copylink (дата обращения 03.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.