Научная статья на тему 'Международные связи технического университета на современном этапе'

Международные связи технического университета на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желбаков Игорь Николаевич, Слепцов Михаил Александрович

Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются технические университеты РФ при осуществлении международного сотрудничества в области науки и образования. Приводятся сведения о международных связях Московского энергетического института (ТУ) с крупными известными иностранными компаниями и зарубежными высшими учебными заведениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Желбаков Игорь Николаевич, Слепцов Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL RELATIONS OF TECHNICAL UNIVERSITY AT MODERN STAGE

The article deals with the problems of technical universities in Russia at carrying out international collaboration in the field of science and education

Текст научной работы на тему «Международные связи технического университета на современном этапе»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 116

УДК 378.1

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

И.Н. ЖЕЛБАКОВ, М.А. СЛЕПЦОВ

Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются технические университеты РФ при осуществлении международного сотрудничества в области науки и образования. Приводятся сведения о международных связях Московского энергетического института (ТУ) с крупными известными иностранными компаниями и зарубежными высшими учебными заведениями.

Современные тенденции развития цивилизации со всей очевидностью свидетельствуют о возрастающей роли знания, как необходимого условия устойчивого развития - обеспечение необходимого качества жизни нынешнего поколения людей без ущерба для будущих поколений из-за возможного исчерпания природных ресурсов Земли или необратимой деградации окружающей среды. В этом контексте не будет преувеличением отметить, что будущее человечества зависит от университетов - центров знаний, исследований и культуры. Миссия технического университета предполагает развитие и передачу знаний в области техники и технологий для обеспечения промышленного и сельскохозяйственного производства на основе рационального и эффективного использования природных ресурсов и энергии, бережного отношения к природе. Наряду с этим, технические университеты, как и классические, призваны воспитывать своих студентов в духе высокой культуры, гражданственности, этики и морали, патриотизма и толерантности сознания, способности и умения умножать духовные ценности и высокие идеалы человеческого общества.

Международное сотрудничество в области образования, предоставляя участникам широкие возможности доступа к знаниям, научным исследованиям и межкультурным коммуникациям, служит весьма эффективным средством достижения отмеченных выше высоких целей университетов.

Развитие информационно-коммуникационных технологий в конце ХХ века и усиливающиеся тенденции глобализации мировой экономики оказывают существенное влияние на высшее образование. Значительно возрастает мобильность студентов, причем не только в реальной, но и в виртуальной среде (Интернет) развиваются программы транснационального образования, обновляется содержание образовательных программ с ориентацией на интернациональные составы обучающихся, расширяется информатизация высшего образования. В этих условиях интернационализация высшего образования и стремление к развитию международных связей технических университетов становятся реакцией на быстроменяющиеся процессы в экономике и технологиях, усиливающуюся конкуренцию на рынках труда, столкновение интересов разных государств в определенных регионах мира. Не претендуя на полноту анализа в рамках отмеченного процесса интернационализации можно отметить, по крайней мере, три возможных и желательных направления международного сотрудничества российских технических университетов.

Во-первых, совершенно необходимо усиление влияния российского высшего образования в странах СНГ. Существует реальная опасность утраты общего образовательного пространства, когда системы высшей школы стран СНГ оказались перед выбором самых разных моделей: от существующих национальных до подражания системам различных стран мира.

Во - вторых, для российских технических университетов важно присутствие в так называемом «европейском измерении», особенно в условиях активного развития Болонского процесса, полноправным участником которого Российская Федерация, как государство, стало с 2003 года.

Однако среди высших учебных заведений России существуют до сих пор самые разные, подчас полярные позиции и мнения о целесообразности Болонских реформ и участия в них.

Наконец, в - третьих, технические университеты России должны наращивать свою конкурентоспособность на мировом рынке и находить способы участия в процессах глобализации.

Сотрудничество со странами СНГ является безусловным приоритетом для России практически во всех сферах человеческой деятельности. В настоящее время МЭИ имеет договора о сотрудничестве с техническими университетами Таджикистана, Киргизии, Украины, Казахстана. Интерес наших партнеров направлен в первую очередь на приглашение лекторов из МЭИ, регулярное получение современных учебников и учебных пособий, научной литературы и журналов, повышение квалификации своих преподавателей, направление студентов на обучение в МЭИ на бюджетной основе, за счет грантов или в форме безвалютных молодежных обменов. Однако достаточных источников финансирования таких форм взаимодействия в нужных объемах на регулярной основе привлечь не удается, что снижает эффективность сотрудничества.

К сожалению, приходится констатировать, что уровень государственной поддержки сотрудничества в образовательном пространстве СНГ явно недостаточный, а собственные интересы российских университетов в международном сотрудничестве с развитыми странами зачастую предпочтительнее, чем в рамках СНГ. На наш взгляд, государственная поддержка сотрудничества с СНГ в нормативно-правовом, организационном и финансовом отношениях могла бы значительно усилить позиции России в образовании, науке, культуре государств СНГ, обеспечивая, тем самым, поддержку геополитических интересов нашей страны.

В качестве отдельных примеров можно отметить усилия МЭИ по развитию своих образовательных программ в университетах - партнёрах стран СНГ с выдачей двойных дипломов, или дипломов МЭИ, по схемам типа образовательного «франчайзинга». В стадии разработки формируется проект «ТЕМПУС» для создания учебных программ и оснащения учебного процесса по энергосбережению, малой энергетике на основе ветра, солнца, подземного тепла в консорциуме университетов Европейского Союза, России, Казахстана.

Не останавливаясь на многообразии проблем, связанных с участием технических университетов России в Болонском процессе, отметим важное обстоятельство, имеющее значение собственно для развития международных связей с европейскими университетами. Программы высшего профессионального образования в нашей стране строятся на основе государственных образовательных стандартов (ГОС). В соответствии с ними образовательная программа технического университета состоит из дисциплин, определяемых на федеральном и региональном уровнях, на уровне вуза, а также факультативных дисциплин и дисциплин по выбору студентов. На уровне вуза формируются, как правило, специальные дисциплины и они во многом определяют уровень и качество подготовки инженеров. Можно констатировать, что степень самостоятельности технических университетов в рамках существующих ГОС для современных условий недостаточна, задаваемый ими «скелет» учебного плана очень жесткий. Это приводит к трудностям при разработке образовательных программ на модульной основе, ориентированных на интернациональный состав студентов, косвенным образом влияет на академическую мобильность студентов, нередко создавая трудности с перезачетом изученных в зарубежном университете дисциплин.

Инженерное образование современной России основано на длительных традициях почти двухвекового периода его развития в Российской империи и Советском Союзе. Соединение фундаментального естественно-научного потенциала с глубоким постижением теоретических и практических основ разных инженерно-технических специальностей представляется одним из важнейших качеств отечественного инженерного образования, оно в значительной мере определило высокий уровень науки и техники в СССР в ряде высококонкурентных областей - исследование Земли и космического пространства, математика и информатика, применение лазеров, высокочастотная плазма, гидравлические и газовые турбины.

Однако жёсткая иерархичная административная система управления наукой и технологией оказалась не готовой принять вызовы развития постиндустриальной экономики, бурно развивающейся с конца прошлого столетия. Последовавший в 90-е годы экономический спад в Российской Федерации и резкое сокращение финансирования образования и науки стали причиной серьёзных трудностей в системе высшего образования, в том числе и инженерно-технического. Вместе с тем, надо отметить, что важные политические решения, принятые после 1992 г., способствовали открытости общественной системы страны и демилитаризации экономики.

Преодоление экономического спада и устойчивое повышение уровня промышленного производства и объёма ВВП в Российской Федерации с 2000 г. способствовали росту общественного интереса к инженерно-техническому образованию. Численность выпускников по инженерным специальностям и направлениям подготовки в общем объёме выпуска высших учебных заведений в 2000-2004 гг. составила 20 %. Растёт и конкурс на вступительных экзаменах в инженерные вузы, в 2003/2004 гг. в среднем он составлял от 2 до 4 человек на одно место. Наибольшим спросом пользуются энергетика и энергомашиностроение, приборостроение, информатика и автоматическое управление, электронная техника, химическая технология. Большинство инженеров после обучения идут работать на предприятия по производству нефтепродуктов, металлургических изделий и транспортных средств, а также в сферу крупного и среднего бизнеса.

В настоящее время одним из официально провозглашенных приоритетов в деятельности Правительства РФ стало развитие инновационной деятельности. В подготовленной в октябре 2004 г. Министерством образования и науки «Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций» на первом этапе необходимо развитие среды “генерации знаний”, опережающее развитие фундаментальной науки и повышение восприимчивости отечественной экономики к технологическим инновациям. Университеты, органично сочетающие обучение студентов и научные исследования, имеющие постоянный доступ к новинкам международного образования, представляются важнейшим инструментом для решения указанных задач и создания потенциала для будущего развития страны.

В настоящее время многие отрасли промышленности России выдвигают амбициозные планы своего развития. Для Московского энергетического института представляют большой интерес программы ввода новых мощностей в тепловой и атомной энергетике, развития энергетического машиностроения, электрического транспорта. Очевидно, что эти программы должны сопровождаться адекватным выпуском квалифицированных специалистов-инженеров, способных проектировать и эксплуатировать современные машины с интеллектуальным управлением и диагностикой, рациональным энергопотреблением, обеспечивающим эффект энергосбережения. К сожалению, длительное, в течение последних 15 лет, отсутствие государственной поддержки отечественного образования, в том числе и высшего, вызывает серьезные опасения в возможности масштабного увеличения выпуска инженеров для обеспечения инновационного развития отечественной экономики. Сохраняющийся унизительно низкий уровень зарплаты в высшей школе, низкий уровень общественного престижа преподавателя университета, устаревшее лабораторное и научное оборудование вызвало отток из технических университетов талантливых выпускников.

Анализ инновационного потенциала российских вузов, проведенный в 2000-2001 г. г. по заказу Министерства образования и науки и охвативший 101 университет, показал, что в научной инфраструктуре вузов наиболее слабым компонентом являются конструкторские и производственные базы, что снижает качество подготовки инженерных кадров и эффективность реализации инновационной деятельности. Лишь 10 % технических университетов России имеют развитую инновационную структуру. В число вузов - лидеров вошли вузы Москвы и Санкт - Петербурга. По инновационной активности МЭИ находится в первой десятке технических университетов. В целом, по научно-инновационной инфраструктуре технические университеты России представляют собой резко неоднородную группу.

Преодоление этих проблем требует большого комплекса мер. В их системе немаловажную роль могут сыграть и международные связи технических университетов при условии их поддержки на разных уровнях органов власти.

Международное сотрудничество МЭИ стабильно осуществляется и развивается с 1946 г. Оно реализуется по следующим направлениям: обучение иностранных студентов и аспирантов, работа по договорам с университетами и научно-производственными компаниями зарубежных стран, выполнение научных исследований по контрактам с иностранными заказчиками, международные обмены преподавателей, аспирантов и студентов, организация и участие в международных конференциях, чтение лекций и проведение научных исследований в учебных и научных центрах разных стран.

Международное сотрудничество МЭИ даёт возможность актуализировать наши знания о путях развития высшего технического образования в мире, актуальных проблемах научного поиска и развития различных областей знания, расширении академической и профессиональной мобильности, развитии мирового рынка международного образования и науки, получать необходимую научно-техническую информацию, которая используется в учебном процессе и научной работе.

Высокий авторитет МЭИ в современном мире как образовательного учреждения и научного центра подтверждается значительным числом двусторонних международных договоров, заключенных с ведущими зарубежными вузами и крупными научными и производственными компаниями. В настоящее время МЭИ имеет партнерские отношения с 73 вузами из 37 стран. Многие из них имеют длительную историю, измеряемую десятками лет. Наиболее стабильно осуществляются различные формы совместной учебной, научной и методической работы с университетами Польши, Германии, Франции, Италии, Китая, Монголии, Чехии, Словакии, Киргизии, Казахстана, Таджикистана.

Развитые международные связи МЭИ позволяют обеспечить регулярное командирование студентов и аспирантов на обучение в зарубежные учебные и научные центры. Так, за период 2000-2005 гг. для включенного обучения выезжали за рубеж 150 студентов и 51 аспирант (в основном в вузы-партнеры).

Преподаватели и научные сотрудники МЭИ ежегодно выезжают за границу для выполне -ния совместных работ по межвузовским программам сотрудничества, для научной работы и чтения лекций, участия в международных научных конференциях, съездах и симпозиумах. Ежегодно с этими целями МЭИ командирует 150-200 своих сотрудников. На долгосрочной преподавательской работе профессора МЭИ работают в Тунисе, Монголии, Польше.

Последние годы в МЭИ несколько активизировалась работа с крупными известными иностранными компаниями. Помимо выполнения научных исследований по контрактам с ними используются и другие формы. Так, в 2006 году фирма АВВ пригласила на летнюю практику в течение одного месяца 12 студентов МЭИ на свои заводы в Европе. Компании Siemens и Schneider Electric также предоставляют возможности стажировки, поддерживают совместные образовательные программы МЭИ с европейскими университетами, передают образцы современного оборудования для использования в учебном процессе. При поддержке компании Siemens и ДААД в МЭИ в течение 10 лет осуществляется совместная программа с Техническим университетом Ильменау (ФРГ) по специальности «Информатика». Студенты МЭИ на первых курсах наряду с обучением по существующему учебному плану изучают немецкий язык, на старших курсах слушают отдельные дисциплины на немецком языке, которые читают преподаватели из Г ермании. Заключительный этап обучения они проходят в Техническом университете Ильменау, выполняя дипломный проект. Таким образом, они становятся обладателями двух дипломов (МЭИ и ТУ Ильменау), на

хорошем уровне овладевают техническим немецким языком и имеют неплохие перспективы профессиональной деятельности в рамках двустороннего научно-технического сотрудничества России с ФРГ и другими странами. Многолетний опыт реализации этой программы обеспечил возможность открытия в МЭИ российско-германского инженерного факультета, подготовка к открытию которого в сентябре 2007 года сейчас активно ведется.

В МЭИ есть программа обучения иностранных студентов на английском языке по специальности Computer Science (с 1995 г.). С 2004 г. открыта программа дополнительного обучения на французском языке, у которой есть перспектива поддержки французской формой Schneider Electric.

Фонд профессора К. Ридле, лауреата российской премии «Глобальная энергетика», обеспечивает командирование в ФРГ одаренных студентов и аспирантов МЭИ для обучения и проведения научных исследований в университетах и на предприятиях ФРГ.

Однако в нынешних условиях для повышения качества подготовки инженеров, развития научных исследований и сохранения талантливых выпускников в преподавательском составе существующие инструменты международного сотрудничества необходимо развивать и поддерживать. Ключевое значение имеет финансовая поддержка международного сотрудничества. Студенческие обмены МЭИ в последние годы осуществляются в объеме 40-60 человек ежегодно. Так, в 2006 году было командировано в страны Западной Европы 44 студента, принято в МЭИ 12 студентов (не считая иностранных учащихся на полном сроке обучения). По масштабам академической мобильности в странах Европейского Союза, США, Китая это очень низкий уровень. Студенты и аспиранты МЭИ командируются за рубеж либо за счет собственных средств университета в рамках договоров о сотрудничестве с университетами-партнерами, либо по стипендиям и грантам зарубежных организаций и фондов, в том числе, наиболее широко по линии DAAD. Практически прекратились поездки наших студентов и аспирантов в США, так как предоставляемые американскими организациями гранты для российских студентов доступны лишь для гуманитарных и экономических специальностей. Возможности студенческих обменов по межправительственным соглашениям Российской Федерации в области образования и культуры незначительны по объемам и также не охватывают студентов и аспирантов технических вузов. Основной объем командирования студентов по квотам Федерального агентства по образованию охватывает студентов-филологов для совершенствования знаний иностранных языков. Для сравнения можно привести примеры Китая и Казахстана. Китай выделяет ежегодно средства для направления на учебу за границей десятков тысяч своих граждан. Казахстан по программе «Болашак» командирует в разные страны, в том числе и в Россию, несколько тысяч студентов на средства из фонда Президента Республики. В нашей стране уже более десяти лет действует программа стипендий Президента Российской Федерации для обучения за рубежом (10 месяцев). Она весьма привлекательна по своим параметрам, однако ограничена всего 100 победителями открытого конкурса ежегодно. Этого явно недостаточно для поддержки одаренных студентов и аспирантов и обеспечения притока молодых специалистов в необходимом количестве для преподавательской и научной работы в высшей школе. Известно, что возможность полноценной научной работы и устойчивых контактов с иностранными коллегами может быть хорошим стимулом для работы в университете даже при сохраняющемся пока низком уровне зарплаты. К тому же, по окончании стажировки президентские стипендиаты возвращаются в Россию, имея многочисленные контакты в стране своего обучения, и обеспечивают тем самым развитие международного сотрудничества российского университета. В свете сказанного представляется весьма актуальным пересмотр количественных параметров программы президентских стипендий и резкого увеличения числа командируемых по ней российских студентов и аспирантов.

До 1992 года ежегодно несколько сотен преподавателей и научных работников университетов СССР за счет средств госбюджета командировались за границу для участия в международных конференциях и конгрессах, поддерживалось постоянное участие известных ученых в ав-

торитетных международных организациях. В настоящее время такая практика полностью прекращена, что, на наш взгляд, совершенно ошибочно.

В течение нескольких десятилетий советские технические вузы имели возможность командировать в ведущие учебные и научные центры Западной Европы, США, Канады, Японии своих преподавателей и ученых для стажировки и научной работы, чтения лекций на период от 1 -2 месяцев до года. Такие поездки включались в межгосударственные планы научно-технического сотрудничества и финансировались из госбюджета. В МЭИ более 60% ныне работающих преподавателей имеют опыт подобного международного сотрудничества. Представляется крайне необходимым на современном этапе найти организационные и финансовые возможности для постоянной поддержки поездок преподавателей технических университетов для повышения своей квалификации в зарубежные университеты в объемах, значительно больших, чем сейчас могут обеспечить университеты за счет только собственных средств. В последнее время проблемы возникают и с использованием собственных средств, которые зарабатывают технические университеты за платные образовательные услуги и научные исследования. При направлении этих средств на финансирование международных связей МЭИ при действующей системе налогообложения отчисляет четверть заработанных денег в бюджет, что заметно снижает возможности академической мобильности студентов и преподавателей. В этой связи можно отметить, что после проведения реформы органов управления исполнительной власти в Российской Федерации государственное влияние на формирование нормативной правовой базы по поддержке международного сотрудничества в области высшего образования и развитию академической мобильности заметно ослабло.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что потенциал высшего образования России и сохраняющийся интеллектуальный ресурс технических университетов сможет поддержать переход российской экономики с сырьевого пути на инновационное развитие.

INTERNATIONAL RELATIONS OF TECHNICAL UNIVERSITY AT MODERN STAGE

Zhelbakov I.N., Sleptsov M.A.

The article deals with the problems of technical universities in Russia at carrying out international collaboration in the field of science and education.

Сведения об авторах

Желбаков Игорь Николаевич, 1952 г.р., окончил МЭИ (1976), проректор по международным связям, заведующий кафедрой информационно-измерительной техники, доктор технических наук, профессор, автор 90 научных работ, область научных интересов - информационно-измерительная техника, международное образование и сотрудничество.

Слепцов Михаил Александрович, 1940 г.р., окончил МЭИ (1963), профессор кафедры электрического транспорта, начальник отдела международного сотрудничества, кандидат технических наук, доцент, автор 65 научных работ, область научных интересов - электрический транспорт, экологические проблемы энергетики, международное образование и сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.