Научная статья на тему 'Международные образовательные проекты Московского энергетического института (технического университета) с техническими университетами Европы и СНГ, направленные на реализацию программ "двойного диплома"'

Международные образовательные проекты Московского энергетического института (технического университета) с техническими университетами Европы и СНГ, направленные на реализацию программ "двойного диплома" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгачева Екатерина Александровна, Желбаков Игорь Николаевич, Замолодчиков Владимир Николаевич

Рассмотрено два международных проекта Московского энергетического института (технического университета), направленных на реализацию программ "двойного диплома". Первый проект позволяет российским студентам МЭИ получать диплом Технического университета Ильменау. Второй проект дает возможность студентам Киргизского государственного технического университета получать диплом МЭИ. Поскольку МЭИ выступает в этих проектах и как базовый университет, и как университет-партнер, накопленный опыт приводит к комплексному всестороннему анализу данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгачева Екатерина Александровна, Желбаков Игорь Николаевич, Замолодчиков Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROJECTS OF THE MOSCOW POWER ENGINEERING INSTITUTE (TECHNICAL UNIVERSITY) WITH TECHNICAL UNIVERSITIES OF EUROPE AND CIS DIRECTED TO THE REALIZATION OF THE "DOUBLE DIPLOMA" PROGRAMS

Two international "double diploma" projects of the Moscow Power Engineering Institute (Technical University) are considered. The first project allows the Russian students from MPEI to receive the diploma of TU Ilmenau. The second project enables the students from the Kirghiz State Technical University to receive the diploma of MPEI. MPEI acts in the first project as the university partner and in the second project as base university, so the stored experience leads to the complex overall analysis of this problem.

Текст научной работы на тему «Международные образовательные проекты Московского энергетического института (технического университета) с техническими университетами Европы и СНГ, направленные на реализацию программ "двойного диплома"»

2008

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№128

УДК 378.1:341.95

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ МОСКОВСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) С ТЕХНИЧЕСКИМИ УНИВЕРСИТЕТАМИ ЕВРОПЫ И СНГ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММ "ДВОЙНОГО ДИПЛОМА”

Е.А. ДОЛГАЧЕВА, И.Н. ЖЕЛВАКОВ, В.Н. ЗАМОЛОДЧИКОВ

Рассмотрено два международных проекта Московского энергетического института (технического университета), направленных на реализацию программ "двойного диплома". Первый проект позволяет российским студентам МЭИ получать диплом Технического университета Ильменау. Второй проект дает возможность студентам Киргизского государственного технического университета получать диплом МЭИ.

Поскольку МЭИ выступает в этих проектах и как базовый университет, и как университет-партнер, накопленный опыт приводит к комплексному всестороннему анализу данной проблемы.

В последние годы Болонские процессы активизировали интеграцию системы Российского образования в единое европейское и международное образовательное пространство. Развитие международных связей российских вузов, расширение академической мобильности сформировало у молодого поколения высокую заинтересованность и потребность в образовательных программах, направленных на выдачу двух дипломов вузов из разных стран. Международные образовательные проекты «двойного диплома» предоставляют их выпускникам дополнительные профессиональные преимущества и карьерные шансы в родной стране. Обладатели двух дипломов, выданных в разных странах, имеют хорошую языковую подготовку, имеют более глубокую и многогранную профессиональную подготовку, сочетающую лучшие черты национальных образовательных систем, лучше приспособлены для участия в международных научнотехнических инновационных проектах. Поэтому программы «двойного диплома» завоевывают все большую популярность на международном рынке образовательных услуг.

Необходимым условием реализации данных программ является наличие двух вузов партнеров, обладающих высокой репутацией в своих странах. Московский энергетический институт (технический университет), имея многолетний опыт сотрудничества с иностранными университетами, серьезно и целенаправленно проводил работу по проектам «двойного диплома» в разных регионах мира. Накоплен богатый опыт, который позволяет проводить сравнение различных проектов и делать обобщающие выводы.

Имеется широкий спектр возможных путей реализации международных программ двойного диплома, который определяется уровнем развития экономик, культурными различиями, особенностями национальных систем образования стран, где расположены ВУЗы партнеры. В этой связи интересно сопоставить два международных проекта МЭИ, которые направлены на выдачу двух дипломов, но имеют существенные различия в исходных объективных условиях их реализации.

Первый проект направлен на получение российскими студентами МЭИ диплома Технического университета Ильменау (Германия). Второй проект направлен на получение диплома МЭИ студентами Киргизского государственного технического университета имени Раззакова (КГТУ).

В этом году МЭИ и ТУ Ильменау отметили 40-летие своего сотрудничества. Начало совместной деятельности было положено состоявшимся в 1953 году визитом ректора МЭИ Михаила Чиликина к ректору-основателю Высшей школы электротехники профессору Хансу Штамму. В 1967 году был подписан Договор о сотрудничестве МЭИ и ТУ Ильменау. Все эти годы совместная работа в области науки и обучения постоянно расширялась и не прерывалась даже в сложный для России и Германии период изменений в политической, экономической, социальной сферах жизни.

С 1997 года долголетние контакты МЭИ и ТУ Ильменау приобрели новое качество, благодаря финансовой поддержке Германской Службы Академических Обменов (DAAD) и фирмы Siemens AG, а также поддержке Тюрингского Министерства науки, Союза немецкой науки и экономики. С этого момента сотрудничество сконцентрировалось вокруг совместного проекта "Обучение по направлению "Информатика и вычислительная техника" на немецком языке".

К 2001 году сотрудничество достигло новой качественной ступени и одновременно особой оценки в рамках программы DAAD "Экспорт германского образования". Под руководством профессора Вольфганга Фенглера (ТУ Ильменау) и профессора Игоря Николаевича Желбакова (МЭИ) началась реализация программы с целью получения двойного диплома МЭИ/ТУ Ильме-нау по направлению "Информатика и вычислительная техника". Исключительно позитивная оценка проекта комиссией DAAD послужила основой для дальнейшего расширения программы, которая с 2004 года координируется со стороны ТУ Ильменау Клаусом-Дитером Фритцем.

В 2007 году к программе добавлены еще два направления обучения - электротехника и машиностроение, а в сентябре 2007 года в Москве состоялось открытие "Г ерманского инженерного факультета МЭИ-ТУ Ильменау".

Целью проекта является предоставление профессиональных преимуществ в родной стране российским студентам путем частичного обучения в Германии. Возрастающее количество специальностей в рамках данного проекта показывает высокую заинтересованность российских студентов в дополнительном немецком образовании.

Эта программа позволяет выполнившим её студентам получить дипломы об окончании двух вузов - партнёров и уже 10 лет готовит дипломированных инженеров по специальности Инженерная информатика. Выпускники программы наряду с прекрасными знаниями по предмету в совершенстве владеют немецким языком и работают в российских и иностранных фирмах как посредники развития отношений между странами.

Студенты МЭИ, проходящие обучение по данной программе, получают возможность:

• пройти интенсивное обучение немецкому языку;

• принять участие в трехнедельной профессиональной и языковой практике в Германии (Технический университет Ильменау);

• сдать экзамен по немецкому языку в Институте Гете;

• изучать в МЭИ часть дисциплин на немецком языке;

• пройти производственную практику на немецких фирмах;

• обучаться в течение одного или двух семестров непосредственно в Техническом университете Ильменау;

• обучаться по скоординированным обоими университетами учебным планам, которые соответствуют немецким программам;

• писать и защищать часть курсовых проектов и выпускной дипломный проект на немецком языке.

В программе использована модульная концепция, которая несколько изменяет учебный план по сравнению со стандартным образованием. Целью при этом является получение второго диплома в рамках, особенно близких специальностей на основе включения в учебные планы МЭИ блоков дополнительного немецкого обучения. Дополнительно применен принцип частичного обучения в ТУ Ильменау в течение одного или двух семестров и обязательной практики.

ТУ Ильменау поддерживает МЭИ по следующим направлениям:

• пребывание сотрудников МЭИ в ТУ Ильменау с целью разработки учебных материалов и подготовки лекций на немецком языке;

• проведение краткосрочных лекционных циклов немецкими преподавателями в МЭИ;

• проведение полных лекционных циклов немецкими преподавателями в МЭИ;

• реализация дистанционного обучения в МЭИ по ряду курсов ТУ Ильменау;

• руководство курсовой или дипломной практикой студентов МЭИ, приезжающих в Иль-менау.

В рамках этой программы ТУ Ильменау при финансовой поддержке немецкой стороны ежегодно с 1998 года проводится летняя практика для 10-20 российских студентов. Во время практики студенты имеют возможность посещать занятия по немецкому языку, прослушать ряд лекций по техническим дисциплинам на немецком языке, посетить научные лаборатории, выполнять индивидуальные задания, побывать на немецких фирмах.

Об успешном развитии проекта свидетельствуют следующие результаты:

• В Программе приняло участие свыше 330 студентов МЭИ, из них около 100 продолжают обучение в 2007 году;

• 115 студентов прошли трехнедельную языковую и профессиональную практику в Германии;

• 22 германских преподавателя прочитали в МЭИ 25 курсов лекций на немецком языке по техническим дисциплинам, приняли у студентов зачеты и выдали сертификаты;

• разработаны и приобретены учебные материалы, программное обеспечение и технические средства для дистанционного обучения студентов МЭИ германскими преподавателями;

• 30 студентов обучались в ТУ Ильменау в течение одного учебного года. Большая часть из них сдала комплексные экзамены по германским программам, ликвидировав тем самым различие в учебных планах МЭИ и ТУ Ильменау, прошла 5-месячную производственную практику в Германии;

• 28 студентов окончили шестимесячную производственную практику на немецких фирмах;

• 23 выпускника МЭИ полностью выполнили Программу, написали и защитили на немецком языке дипломные проекты, прошли 5-месячную производственную практику и в 2003-2007 годах получили дипломы об окончании ТУ Ильменау;

• еще 7 студентов, выполнив к осеннему семестру 2008/09 учебного года все условия, получат диплом ТУ Ильменау;

• ряд выпускников МЭИ, прошедших обучение в рамках программы, работают в настоящее время в отделениях немецких фирм в Москве.

Таким образом, в основе успеха данного проекта лежат:

• долговременное эффективное сотрудничество и интернациональная направленность обоих университетов;

• финансовая поддержка со стороны DAAD, Тюрингского Министерства Культуры, Немецкого Фонда Науки и ряда фирм, в первую очередь фирмы Siemens AG;

• растущее взаимодействие экономик России и Г ермании, рост инновационного потенциала обеих стран и увеличение объективной потребности в высококвалифицированных специалистах, имеющих одновременно Российский и Германский дипломы;

• заинтересованность российской молодежи в получении элитного технического образования.

Московский энергетический институт (технический университет) получает в последние годы немало предложений об организации обучения в разных странах мира по учебным планам и программам МЭИ. Как правило, речь идет о совместном обучении с нашими партнерами - ведущими университетами в своих странах без дополнительной финансовой поддержки со стороны третьих организаций. Однако все попытки начать подобную работу неизменно откладывались из-за отсутствия финансовых возможностей у вузов партнеров для организации необходимого учебного процесса по учебным планам и программам МЭИ и невозможности выдачи студентам, успешно закончившим программу такого совместного обучения, диплома МЭИ.

Уникальность предложения о сотрудничестве, которое в 2006 году исходило от Киргизского государственного технического университета им. Раззакова, заключалось:

• в близости систем высшего образования России и Киргизии, имеющих общие корни;

• в наличии у МЭИ и КГТУ целого ряда одинаковых или очень близких направлений подготовки и специальностей, по которым осуществляется обучение студентов;

• в наличии собственных преподавателей КГТУ, обучавшихся на русском языке, в том числе в МЭИ;

• в наличии системы международных договоров, обеспечивающих равенство граждан двух стран в получении высшего образования;

• в восстановлении и развитии промышленных и научно-технических связей между двумя государствами;

• в практическом отсутствии языковой проблемы.

В результате в 2006 году между МЭИ и КГТУ был подписан Договор об организации совместной образовательной Программы подготовки специалистов. Целью Программы является предоставление возможности получения высшего профессионального образования гражданам Кыргызстана, на основе учебно-педагогического и научного потенциала двух университетов. Задачей Программы является реализация процесса совместного обучения граждан Кыргызстана по согласованным программам подготовки специалистов в соответствии с государственными стандартами России и Кыргызстана и на основе учебных планов и методик обучения в МЭИ и КГТУ.

Кратко технологию организации совместного обучения можно описать следующим образом.

• Обучение организуется на учебных площадях КГТУ в очной форме силами местных преподавателей.

• Обучение организуется по законченному циклу на уровне специалиста. Параллельно с основным процессом может проходить и организация краткосрочных курсов повышения квалификации по программам МЭИ силами местных или приглашенных преподавателей.

• Обучение проводится по тем специальностям, которые есть как в МЭИ, так и в КГТУ. Это позволяет минимизировать первоначальные инвестиции в проект, который осуществляется на принципах самоокупаемости.

• МЭИ передает КГТУ учебные планы, программы и необходимые методические материалы по выбранным специальностям по всем дисциплинам учебного плана.

• МЭИ может организовать повышение квалификации преподавателей КГТУ, которые будут задействованы в учебном процессе. В отдельном соглашении могут быть предусмотрены разные формы повышения квалификации, в том числе с выездом специалистов МЭИ.

• МЭИ контролирует готовность всех дисциплин учебного плана (постепенно, по годам обучения) - наличие квалифицированного персонала, помещений, литературы, лабораторной базы - и выдает письменное согласие на начало обучения на каждом курсе.

• Учащиеся зачисляются сразу в два университета. МЭИ также участвует в управлении контингентом учащихся - прием, отчисление, перевод на следующий курс и допуск к защите дипломного проекта.

• В учебном процессе в дополнение к традиционным технологиям используются дистанционные технологии для предоставления студентам КГТУ соответствующих ресурсов МЭИ.

• МЭИ постоянно контролирует качество обучения, командируя преподавателей для приема зачетов и экзаменов по ключевым дисциплинам.

• По окончании обучения все учащиеся, успешно выполнившие программу обучения и защитившие выпускную работу, получают диплом МЭИ и диплом КГТУ.

В 2006/2007 учебном году был проведен первый набор студентов по данной программе. 27 студентов, обучающихся в 2 группах по специальностям «Управление и информатика в технических системах» и «Электроэнергетические системы и сети», успешно завершили первый год обучения, причем экзамены по ряду дисциплин принимали ведущие преподаватели МЭИ.

В 2007 году спектр направлений совместной подготовки был расширен за счет добавления специальностей «Электроснабжение», «Радиотехника», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».

Несмотря на то, что с момента подписания договора прошло менее 2 лет, программа активно развивается и достигнуты существенные результаты. Проведена большая работа по согласованию учебных планов. Проект значительно активизировал связи между родственными кафедрами МЭИ и КГТУ. В рамках проекта происходят плановые рабочие визиты делегаций университетов на уровне руководства вузов, заведующих кафедрами, ведущих преподавателей. В настоящее время по данной программе на 2 курсах по 5 специальностям обучаются 112 студентов.

В заключение отметим, что опыт реализации двух рассмотренных проектов «двойного диплома» позволяет выделить основные предпосылки и условия их успешного развития, к которым относятся:

• актуальность программ «двойного диплома» в результате интеграционных изменений на международном рынке образовательных услуг, вызванных Болонскими процессами;

• поиск решений нормативно-правовых вопросов реализации программ «двойного диплома»;

• наличие вузов партнеров, имеющих опыт международного сотрудничества и взаимный интерес к развитию программ «двойного диплома»;

• поиск и четкое определение источников инвестиций в данные программы;

• при отсутствии внешних инвестиций поиск методов реализации программы на основе самоокупаемости;

• обоснованный выбор специальностей, по которым планируется организовать обучение, и согласование учебных планов в соответствии со стандартами обучения двух стран;

• определение методов и форм контроля качества обучения.

THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROJECTS OF THE MOSCOW POWER ENGINEERING INSTITUTE (TECHNICAL UNIVERSITY) WITH TECHNICAL UNIVERSITIES OF EUROPE AND CIS DIRECTED TO THE REALIZATION OF THE "DOUBLE DIPLOMA" PROGRAMS

Dolgacheva E.A., Zhlebakov I.N., Zamolodchikov V.N.

Two international "double diploma" projects of the Moscow Power Engineering Institute (Technical University) are considered. The first project allows the Russian students from MPEI to receive the diploma of TU Ilmenau. The second project enables the students from the Kirghiz State Technical University to receive the diploma of MPEI.

MPEI acts in the first project as the university - partner and in the second project as base university, so the stored experience leads to the complex overall analysis of this problem.

Сведения об авторах

Долгачева Екатерина Александровна, окончила МЭИ (технический университет) (2000), магистр техники и технологии, ассистент кафедры Информационно-измерительной техники института Автоматики и вычислительной техники, автор 5 научных работ, область научных интересов - совместные проекты обучения российских студентов в вузах ФРГ, цифровая обработка сигналов.

Желбаков Игорь Николаевич, 1952 г.р., окончил МЭИ (технический университет) (1976), доктор технических наук, профессор, проректор по международным связям, заведующий кафедрой Информационно-измерительной техники, чл.-кор. Академии электротехнических наук РФ, председатель правления консорциума «Московские вузы в Монголии», автор более 100 научных работ, область научных интересов - международное образование, измерение электрических сигналов сложной формы.

Замолодчиков Владимир Николаевич, 1950 г.р., окончил МЭИ (технический университет) (1989), кандидат технических наук, доцент, декан по работе с иностранными учащимися, автор 37 научных работ, область научных интересов - международное образование, анализ, синтез и моделирование радиотехнических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.