Научная статья на тему 'Международные связи Горьковского государственного педагогического института им. М. Горького в 60-е гг. Хх в'

Международные связи Горьковского государственного педагогического института им. М. Горького в 60-е гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / ВУЗОВСКОЕ СООБЩЕСТВО / ЗАРУБЕЖНАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирницкий Александр Евгеньевич

В статье исследуются основные направления и особенности международного сотрудничества ГГПИ им. М.Горького в 60-е гг. ХХ в. На основе архивных источников и региональной периодической печати автор делает вывод об активном участии ГГПИ им. М.Горького в укреплении международного сотрудничества между нашей страной и зарубежными странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Смирницкий Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LINKS OF GORKY STATE PEDAGOGICAL NAMED OF A.M. GORKY IN THE 60-TH OF THE XX CENTURY

The article considers the basic directions and features of international cooperation of pedagogical institute in the 60-th years of XX century. On the basis of archival documents and regional periodical the author makes a conclusion about the active participation institute in the strengthening of international cooperation between our country and foreign countries.

Текст научной работы на тему «Международные связи Горьковского государственного педагогического института им. М. Горького в 60-е гг. Хх в»

УДК Г 378.4

А.Е.СМИРНИЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина, e-mail: ya. alex-smir 1974 yandex.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ГОРЬКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. М.ГОРЬКОГО В 60-Е ГГ. ХХ В.

A.E. Smirnitsky

INTERNATIONAL LINKS OF GORKY STATE PEDAGOGICAL NAMED OF A.M. GORKY IN THE 60-TH OF THE XX CENTURY

В статье исследуются основные направления и особенности международного сотрудничества ГГПИ им. М.Горького в 60-е гг. ХХ в. На основе архивных источников и региональной периодической печати автор делает вывод об активном участии ГГПИ им. М.Горького в укреплении международного сотрудничества между нашей страной и зарубежными странами.

Ключевые слова: международные связи, вузовское сообщество, зарубежная делегация.

The article considers the basic directions and features of international cooperation of pedagogical institute in the 60-th years of XX century. On the basis of archival documents and regional periodical the author makes a conclusion about the active participation institute in the strengthening of international cooperation between our country and foreign countries. Keywords: international connection, society of academy, delegation of foreign.

В условиях глобализации современного мира и в частности вузовского сообщества анализ развития международных связей отдельных вузов весьма актуален. На примере отдельного вуза можно выявить специфические особенности этих связей, понять их в контексте определенной эпохи. Исследование международных связей нашего вуза в указанный период времени позволяет опровергнуть расхожий стереотип, прочно укоренившийся в общественном сознании о пресловутом советском «железном занавесе».

Период 60-х гг. ХХ в. был временем налаживания прочных дипломатических связей с самыми различными странами мира. Тысячи советских квалифицированных специалистов отправлялись на работу в зарубежные страны. Этот масштабный процесс не обошел стороной и наш вуз. Его связи с зарубежными странами развивались в 60-е гг. ХХ в. по трем направлениям: подготовка учителей для зарубежных стран, прежде всего для социалистических стран и стран «третьего мира», многие из которых лишь недавно встали на путь независимого развития и научное сотрудничество преподавателей с зарубежными коллегами. Особо следует выделить факультет физической культуры, отдельные преподаватели и студенты которого регулярно участвовали в спортивных соревнованиях за рубежом.

Материалы о жизни и профессиональной деятельности бывших студентов ГГПИ появлялись в вузовской малотиражке «За учительские кадры». Так, выпускница физико-математического факультета ГГПИ В.Ущина по окончании вуза была направлена на работу в республику Гана в качестве учителя математики в колледже Секондари - Скул в местечке Абури. Она поделилась своими впечатлениями о стране и ее людях с читателями газеты. «Для них странно почти все: что у нас бесплатное образование, бесплатное лечение, что у нас нет безработицы. Они очень удивились, что наши ученики не ходят в церковь и что мы не изучаем Библии». [1;2]Оценивая жизнь в Гане, автор в духе того времени резюмирует: «Дома, говоря, что у нас нет безработицы, произносишь эту фразу, почти не задумываясь. Сравниваешь сейчас: как у нас все-таки здорово!»[2;2].

Летом 1964 г. выпускники института Л.Б.Акимова, В.П.Ломакина, Л.Е.Кузьмина, В.С.Демидова были отправлены на работу в Камбоджу в качестве преподавателей русского языка сроком на два года. На тот же срок были отправлены на педагогическую работу в Республику Гана А.С.Лузин и Н.С.Поляков [3;49].

Прочные связи с учеными зарубежных стран имели и преподаватели ГГПИ. Так, доцент кафедры физической географии, кандидат педагогических наук Михаил Васильевич Студеникин свободно владел немецким языком, свободно читал по-польски, по-чешски, по-болгарски, регулярно ездил в научные командировки в ГДР, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Польшу [4;3].

Как отмечал ректор ГГПИ А.Д.Саблин в письме начальнику ГУВУЗа Н.В.Александрову 18 февраля 1964 г.: «Только за последние 5 лет институт систематически направлял в страны народной демократии лучших преподавателей русского языка и литературы, как на короткое, так и на длительное время, в том числе Е.Г.Сорокина, Е.В.Ухмылину, Л.М. Устратову. Институт по письму начальника отдела международных связей от 25 декабря 1963 г. выделил старшего преподавателя русского языка Л.Н.Изволенскую для командировки в ГДР в июле 1964 г. сроком на один месяц» [5;6].

В 1966 г. в заграничную командировку сроком на один месяц были отправлены старший преподаватель кафедры русского языка, кандидат филологических наук И.К.Зданевич (в Венгрию) и старший преподаватель той же кафедры, кандидат филологических наук М.А.Гавриленко (в ГДР) [6; 16].

Следует отметить повышенный спрос на преподавателей русского языка в зарубежных странах. Это была не дань моде, а устойчивая тенденция: благодаря активной международной политике СССР и всесторонней экономической помощи развивающимся странам, русский язык стал языком международного общения.

Специалисты должны были удовлетворять требованиям, которые с предельной полнотой были изложены начальником ГУВУЗа Н.В.Александровым в письме к ректору ГГПИ А.Д.Саблину от 25 января 1964 г. «При оформлении партийно-производственной характеристики следует иметь в виду, что в ней указывается на то, что данный кандидат политически развит, морально устойчив, характеристика на него обсуждена на парткоме или на партсобрании. Характеристика должна быть согласована с городским или районным комитетом КПСС (ставится печать и подпись секретаря), а также с обкомом КПСС. Не следует рекомендовать одиноких мужчин или без семьи. Просим рекомендовать женщин только одиноких, или имеющих свидетельство о расторжении брака» [7;33]. Подобные строгости ныне принято рассматривать как проявление идеологического диктата, однако, на наш взгляд, не последнее место занимали соображения престижа нашей страны в мире. Не следует также забывать, что г.Горький был закрытым городом.

О значении фактора престижа, которому советское руководство придавало исключительное значение, свидетельствуют «Некоторые рекомендации по подготовке членов делегаций к выезду в зарубежные страны». Этот документ свидетельствует, что советский человек, отправлявшийся за рубеж, рассматривался руководством страны не только как специалист в определенной сфере, но и как представитель первой страны социализма, носитель передовых гуманистических идеалов. Члену делегации, отправляющемуся за рубеж, рекомендовалось ознакомиться с материалами о политическом строе и экономике страны пребывания, искусством и культурой ее народа, быть в курсе международного положения и основных решений КПСС и Советского правительства по вопросам внутренней и внешней политики, подготовиться к беседам с зарубежными коллегами о культурной жизни нашей страны, продумать и определить свое участие в художественной самодеятельности. Кроме того, членам делегации рекомендовалось иметь при себе сувениры, отражающие культурное развитие СССР (открытки, значки, книги).

Особое внимание уделялось внешнему виду членов делегации, который должен был подчеркивать достоинство советского человека. «Одежда женщины может быть любого цвета, но не очень яркая и без излишних украшений. На случай возможных вечеров и

приемов, женщины должны обязательно иметь одно однотонное выходное платье, а также туфли (желательно на высоком каблуке, но не лакированные); мужчины - темный костюм, белую рубашку и черные ботинки. Вес ручного багажа не должен превышать 20 кг [8;37]. Можно сколько угодно иронизировать над требованиями, которое советское руководство предъявляло к членам зарубежных делегаций, однако в целом они создавали позитивный образ советского человека в общественном мнении зарубежных стран.

Большим событием не только для нашего вуза, но и для всей страны была победа студента IV курса факультета физического воспитания Гария Напалкова на соревнованиях по прыжкам с трамплина в Высоких Татрах (Чехословакия). Он завоевал золотую медаль и стал чемпионом мира по прыжкам с трамплина, прыгнув на 84 м [9;1].

Таким образом, ГГПИ им. М.Горького имел довольно прочные связи с зарубежными странами и принимал посильное участие в подготовке специалистов для развивающихся стран. Ряд преподавателей вуза активно сотрудничали с учеными зарубежных стран, отдельные преподаватели отправлялись на стажировки за границу. С момента создания спецгрупп по углубленному изучению английского, немецкого и французского языков работа по подготовке специалистов для развивающихся стран приняла целенаправленный характер. Следует отметить, что работа 11 ПИ им. М.Горького по развитию международных связей проходила в крайне неблагоприятных условиях. Преподаватели были перегружены текущей учебно-методической работой. Нагрузка преподавателя пединститута была вдвое выше, чем у университетского преподавателя. В этих условиях не все преподаватели имели время и возможности налаживать связи с зарубежными учеными. В 1960 г. ГГПИ им. М.Горького был переведен во вторую категорию пединститутов в связи с недостаточным количеством преподавателей, имеющих ученую степень. Кроме того, следует отметить, что ГГПИ им. М.Горького находился в закрытом городе оборонного значения, что не способствовало укреплению связей с зарубежными странами. Особый статус г.Горького как закрытого города придавал им односторонний характер. Однако, несмотря на все трудности преподаватели, выпускники и студенты нашего вуза достойно представляли свою «alma mater» за рубежом. Связи с зарубежными странами в сфере образования, налаженные в 60-е гг. ХХ в., позволили удержаться «на плаву» многим вузам в «лихие 90-е» за счет приема иностранных студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. «За учительские кадры»,1964,8 февраля.

2. Там же.

3. ЦАНО,ф.2734, оп.9, д.428, л.49.

4. «За учительские кадры»,1969,30 апреля.

5. ЦАНО,ф.2734, оп.9,д.428, л.6.

6. ЦАНО,ф.2734, оп.9,д.604,л.16

7. ЦАНО,ф.2734,оп.9,д.428,л.33

8. ЦАНО,ф.2734,оп.9,д.428,л.37

9. «За учительские кадры», 1970, 20 февраля.

© Смирницкий А.Е., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.