УДК 94(44)
Дмитрий ШМЕЛЁВ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ФРАНЦУЗСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ В XX ВЕКЕ
Аннотация. Автор анализирует историю международных контактов французской христианской демократии в XX веке. Она начинается после Первой мировой войны и развивается в течение столетия. В центре внимания автора находятся основные межпартийные структуры, которые использовала французская христианская демократия для установления контактов со своими партнёрами в Европе, её подходы к их функционированию, главные темы дискуссий. Несмотря на сложные отношения с европейскими христианскими демократиями, координация связей оставалась важным звеном стратегии французской христианской демократии на международной арене. Статья основана на архивных данных, свидетельствах участников этих процессов и результатах, полученных автором в ходе работы над данной проблемой.
Ключевые слова: Франция, христианская демократия, Европейская народная партия, Европейский союз христианской демократии.
Внешние контакты французской христианской демократии на протяжении столетия прошли сложный и подчас драматичный путь. Начало им было положено после Первой мировой войны, когда во Франции возникают первые партии христианско-демократического толка и когда в рамках их функционирования ставится задача налаживания тесных контактов с аналогичными партиями Европы. Особенность французской позиции состояла в оригинальных исторических истоках и обстоятельствах рождения и развития христианской демократии.
Принципы французской христианской демократии: опора на христианские и гуманистические ценности, взаимосвязь христианства и демократии, приверженность моральным принципам в политике, социальному реформаторству и критика "дикого" капитализма, антикоммунизм, антитоталитаризм. Это позволило ей играть роль баланса между правыми и левыми политическими силами, добиваться реализации части своих требований и распространять собственную политическую культуру.
© Шмелёв Дмитрий Викторович - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и связей с общественностью, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ). Адрес: РФ, 420111, г. Казань, ул. К. Маркса, 10. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520164146
Отличие от других европейских вариантов заключалось в политической "разбросанности" католического электората, отказе от политических контактов с церковью
(по сравнению с биконфессионализмом немецкого Христианско-демократического союза и явно выраженным католицизмом итальянской Христианской демократии). Из логики внутриполитической борьбы во Франции проистекал отказ от христиан-ско-демократической этикетки (во многом из-за сложной истории взаимоотношений католиков и республики, политической ситуации и давления антиклерикализма), относительная слабость христианско-демократических структур в политической жизни (за исключением короткого периода после Второй мировой войны), сложные отношения с церковными кругами. Эти обстоятельства привели к тому, что французская христианская демократия всегда оставалась слабым звеном в общеевропейском раскладе.
Вопросы германо-французского примирения, антикоммунизм и приверженность европейской интеграции можно назвать главными причинами установления международного сотрудничества христианских демократий после Первой мировой войны. Опираясь на французские архивы и исследования ряда специалистов, а также ряд свидетельств можно выделить некоторые ключевые аспекты сотрудничества и темы дискуссий.
Начало международного сотрудничества европейских христианских демократий было заложено в межвоенный период. Одним из инициаторов выступила небольшая лига левохристианского толка "Молодая республика", основанная видным деятелем французской христианской демократии Марком Санье в 1912 г., и возникшая в ноябре 1924 г. Народная демократическая партия (НДП).
Внешнеполитическая программа "Молодой республики" декларировала приверженность миру, отказу от системы альянсов, национальных вооружений, провозглашала необходимость "демократической организации мира" на основе экономического, политического, культурного сотрудничества между народами в рамках Сообщества наций1. После Первой мировой войны М. Санье активно продвигал идею франко-германского примирения, которое помогло бы предотвратить возможность нового конфликта. Позиция данной лиги стала одним из источников рождения т.н. "католического пацифизма". В декабре 1921 г. по его инициативе в Париже прошёл первый международный демократический конгресс за мир. Затем в сентябре-октябре 1922 г. - второй конгресс в Вене (очень представительный, с участием делегатов от христианских демократий из Великобритании, Германии, Бельгии, Болгарии, Литвы, Венгрии, Польши, Португалии, Латвии, Чехословакии, Италии, Швейцарии, Австрии, Нидерландов, Дании). Основными темами стали анализ деятельности и перспектив пацифистского и демократического движения, роль различных категорий населения в продвижении моральных и религиозных ценностей, роль синдикализма и координация парламентской деятельности партий христианско-демократического толка. Лига также активно участвовала в движении за создание "Соединённых Штатов Европы". Данная тема обсуждалась на X демократическом конгрессе за мир, состоявшемся в сентябре 1930 г. в Остенде, в Бельгии. В межвоенный период М. Санье организовал также несколько встреч в Бьервилле и "Демократический интернационал" для поддержки европейских инициатив французского министра иностранных дел А. Бриана. В то же время "Молодая республика" во имя мира не поддержала ни жёст-
1 Institut Marc Sangnier. Les fonds d'archives de Marc Sangnier. MS 34. La ligue de la Jeune République. 1912-1931.
кую политику Р. Пуанкаре в отношении Германии, ни французскую оккупацию Рура1.
Что касается НДП, она активно участвовала в формировании Международного секретариата демократических партий христианского толка (81РВ1С), созданного по инициативе главы итальянской Народной партии Л. Стурцо. Его целью было создание "постоянного межпарламентского союза" или "центрального бюро информации". Первая встреча состоялась в Париже 12-13 декабря 1925 г., на которой от НДП присутствовали Э. Пезе и М. Прело (а также участвовали представители Народной партии Л. Стурцо, Лига христианских трудящихся из Бельгии, Христианская демократия из Польши и немецкая партия "Центр"). Секретариат находился в Париже и до 1928 г. управлялся Ф. де Лас Казом, а затем - А. Симонде. Однако его работа была затруднена из-за почти постоянных конфликтов между французскими и немецкими представителями по политическим вопросам. Поэтому события в Германии, связанные с ростом влияния национал-социализма и установлением нацистской диктатуры, а также эволюция режима Б. Муссолини в Италии помешали дальнейшему развитию сотрудничества [Ье БогЬ, 2005: 32]. В 1932 г. один из руководителей НДП Э. Пезе от имени своей партии прекратил всякое сотрудничество с секретариатом.
В 1930-е годы контакты между европейскими христианскими демократиями сходят на нет в связи с обострением международной обстановки и установлением авторитарных режимов в Европе. Франко-германское сближение не имело успеха. Христианская демократия осталась разделенной и разбросанной по разным политическим флангам. Политика Ватикана в отношении коммунизма также затрудняла какое-либо сотрудничество (хотя часть французских христианских демократов приняла его во имя антифашизма и объединения вокруг Народного фронта).
После Второй мировой войны во Франции возникла крупная партия христианско-демократического толка - Народно-республиканское движение (МРП), члены которой активно участвовали в Сопротивлении и поддерживали политику генерала де Голля. В этот период французская христианская демократия переживает апогей развития.
В первое время МРП достаточно сдержанно относилась к контактам французских христианских демократов с европейскими христианско-демократическими организациями, прежде всего из-за сложившихся политических условий в стране. П. Пфлим-лен отмечал, что "надо признать, что в течение нескольких лет МРП не хотела вступать в европейскую организацию христианских демократов. В то время влиянием обладал Коммунистический интернационал, и члены МРП были озабочены только тем, чтобы быть интегрированными в Республику. Они не хотели предстать чем-то вроде "Чёрного интернационала" по сравнению с "Красным интернационалом". Эта дискуссия пошла очень далеко, так как в начале своего существования контакты, которые МРП имела с другими христианско-демократическим партиями в Европе, сохраняли тайный характер" [РШшНп, 2001: 136]. Тем не менее решение исполнительной комиссии партии МРП от 13 июня 1946 г. предписывает "создать службу МРП по международным отношениям с близкими партиями, разумеется, неофициаль-ным"2. На другом заседании, 4 июля 1946 г., была отвергнута формула "христианско-
1 Institut Marc Sangnier. Les fonds d'archives de Marc Sangnier. MS 52. Les congrès démocratiques internationaux pour la paix. 1er et 2e congrès; MS 5.3 Les congrès démocratiques internationaux pour la paix. 3e au 5e congrès (1923-1925).
2 Compte-rendu de la Commission exécutive du 13 juin 1946 // Archives Nationales (A.N.). Les fonds du MRP. 350 AP 45 / 2 MRP 2. Dr. 3. Commission exécutive, 1946.
демократического интернационала" и было предложено осуществить контакты с иностранными организациями через Э. Пезе, который уже был ответственен за эту область отношений в период существования НДП1.
С началом "холодной войны" ситуация меняется. В 1946 г. в Локарно по инициативе швейцарской Христианской и социальной консервативной партии состоялось собрание представителей европейских партий христианско-демократического толка, на котором в качестве наблюдателя от МРП присутствовал один из основателей партии Р. Бише.16 декабря 1946 г. швейцарская Народная консервативная партия направила европейским партиям циркуляр с предложением провести в феврале следующего года встречу в Люцерне. Целью встречи должно было стать установление "первых контактов с европейскими христианскими партиями, изучить, каким образом обновленные отношения могли бы поддерживаться и развиваться в будущем. Размышления основывались бы на анализе настоящей ситуации в представленных странах, рассмотренной с христианской точки зрения, равно как и на анализе планируемых мер, чтобы реализовать видения партий" [Portelli, Jansen,1986: 33].
Но на собрании в Люцерне 27 февраля - 2 марта 1947 г. состав итальянской ХД был самым представительным, тогда как французская делегация была представлена второстепенными персонажами - Ж. Агюэсом (депутатом Совета Республики) и Р. Виртом (директором исследований в национальном бюро МРП). На этой встрече итальянские и австрийские представители предложили создание "комитета представителей различных партий", которому была бы поручена "разработка устава для образования международной ассоциации партий христианского толка" [Berstein et al., 1993: 262]. Обсуждались два варианта стратегии: 1) вариант представителей Швейцарии, Италии и Австрии об органическом согласии между партиями христианско-демократического толка; 2) позиция Бельгии, Франции, Нидерландов и Люксембурга в пользу простой ассоциации различных партий [Portelli, Jansen,1986: 36]. Последний вариант одержал верх, и было решено отказаться от формулы международного союза христианской демократии.
В мае 1947 г. в Бельгии, в Шодефонтене (недалеко от Льежа), открылась международная конференция христианско-демократических партий под председательством Ван Зееланда. Она собрала делегатов Бельгийской христианской социальной партии, Нидерландской католической народной партии, Социальной христианской партии Люксембурга, Итальянской христианской демократии, Австрийской народной партии, Швейцарской народной консервативной партии и МРП. От МРП прибыли четыре представителя - А. Колен, П. Бакон, Ж. Пейроль и Р. Бише.
На конференции было предложено создать Интернационал христианско-демократических партий Европы. Но А. Колен отметил, что в этом случае все партии в своих странах должны будут выражать одну и ту же точку зрения, что в принципе невозможно. Исходя из этого, им была выдвинута формула ассоциации. В итоге вместо интернационала было образовано "Новое международное движение" (фр. Nouvelles Équipes Internationales, далее - НЕИ) с подзаголовком "Международный союз христианских демократов". Это была гибкая организация, предусматривавшая представительство либо от одной конкретной партии, либо от группы партий, либо от лиц, не имевших официального мандата. По сути, она выполняла задачу социализации среди христианских демократов и роль пропаганды христианско-демократических ценностей [Delwit, 2003: 9].
1 Compte-rendu de la Commission exécutive du 4 juillet 1946 // A.N. Les fonds du MRP. 350 AP 46 / 2 MRP 2. Dr. 5. Commission exécutive, 1947.
Во главе НЕИ стоял председатель. Основными органами стали руководящий комитет (собирался раз в три месяца для координации и информации) и секретариат. Первое бюро избрало своим председателем Р. Бише (председатель-основатель в 1947-1949 гг., затем генеральный секретарь в 1950-1954 гг.). В 1954 г. А. Кост-Флоре сменил его на посту генерального секретаря. С 1955 по 1962 г. эту должность занимал Ж. Сейтлинже. То есть руководство находилось фактически в руках французов, несмотря на их сдержанную позицию. Объяснить это можно тем фактом, что из всех западноевропейских христианских демократий именно французская была наиболее светской и удалённой от церкви (что могло бы снять вопрос о влиянии Ватикана) и к тому же предложила реформистскую социально-экономическую программу.
Во Франции НЕИ была представлена национальной командой, в которую вошли активисты МРП и крупного профсоюза - Французской конфедерации христианских трудящихся (ФКХТ). Генеральный секретариат организации находился в Париже. Несмотря на первоначальное сдержанное отношение руководства МРП к НЕИ, представительство партии в 1950-е и особенно в 1960-е гг. в структурах организации было широким. Например, в 1961 г. члены руководства партии МРП Р. Лекур, Р. Рейно, Ф. Фарин являлись членами международного руководящего комитета, Ф. Фарин также был членом бюро НЕИ, А. Поэр и П. Пфлимлен представляли в руководящем комитете парламентские фракции Европейской ассамблеи и Совета Европы, где они председательствовали, Т. Браун и А. Клеман заседали в экономической и социальной комиссии, А. Бурбон был членом культурной комиссии1.
Однако влияние НЕИ не стоит преувеличивать. "НЕИ всегда будет оставаться мягкой, даже слабой структурой. Крупные руководители МРП, а также других хри-стианско-демократических партий вовлекались сравнительно мало. Аденауэр, например, хотя и был членом исполнительного комитета НЕИ, никогда лично в нём не заседал, тогда как наоборот участвовал в собраниях в Женеве. Это признак малого интереса к официальной организации европейских христианских демократий", - пишет М. Ле Дор [Ье БогЬ, 2005: 173].
В последующие годы логика "холодной войны", начало интеграционных процессов и необходимость решения германского вопроса толкали христианские демократии западноевропейских стран к дальнейшему сближению. После установления режима "народных демократий" контакты со странами Восточной Европы были крайне затруднены. Христианские демократии восточноевропейских стран (Чехословакии, Польши, Венгрии) оказались изолированными за "железным занавесом".
Поворот наступает с 1947 г., когда в среде христианских демократов начинают активно обсуждаться различные проекты объединения послевоенной Европы (от идеи философа-персоналиста Э. Мунье о создании "социалистической Европы" до проектов политической и экономической интеграции западноевропейских стран, дебатировавшихся в рядах партии МРП). В немалой мере поворот связан и с позицией Ватикана, который приветствовал устами папы Пия XII европейскую идею как средство сдерживания коммунизма, а также массовым вовлечением активистов "католического действия" в европейские движения и организации. Отсюда миф, культивируемый противниками христианской демократии, о "Европе Ватикана", управляемой тремя католиками - Р. Шуманом, К. Аденауэром и А. де Гаспери. Определенную
1 Fondation nationale des sciences politiques. Archives d'histoire contemporaine. Mouvement Républicain populaire. Fédération de la Seine. MRPS 32. Dr. 10. Nouvelles Équipes Internationales. 1954-1964.
лепту в этот дискурс внесла статья французского христианского демократа и философа Ж. Урса, в которой он сравнил контуры создаваемой Европы с проектом Священной Римской империи на религиозном фундаменте [См: Chenaux Ph., 2009: 173175]. Между тем роль Ватикана в начале европейской интеграции дискуссионна. Можно говорить о его прямом воздействии на политическую ситуацию в Италии в 1947-1948 гг., когда он способствовал победе партии де Гаспери, или его инициативе "оживить" европейскую интеграцию через НЕИ (особенно после провала создания Европейского оборонительного сообщества), добившись в итоге переезда штаб-квартиры организации в Рим. Но также очевидно, что модель воздействия, успешная в Италии, не работала в Германии (где ХДС межконфессиональна) и тем более во Франции (где МРП неконфессиональна).
В 1949-1950 гг. была предпринята попытка установить тесную связь между структурами НЕИ и встречами в Женеве (проходили в основном между представителями французской и немецкой христианской демократии и направлены были на обсуждение и поиск компромиссного решения по германскому вопросу). В июне 1949 г. К. Аденауэр, поддерживаемый австрийскими и швейцарскими христианскими демократами, предложил создание постоянного бюро сотрудничества в Женеве. Но Ж. Бидо, в тот момент председатель партии МРП, отказался, подчинившись мнению большинства руководства своей партии. Вопрос снова поднимался в сентябре 1949 г., а затем в феврале 1950 г. Но оба раза французская делегация отвергала немецкое предложение о создании координирующего органа и установлении тесных связей между генеральными секретарями христианско-демократических партий, о трансформации встреч в Женеве в нечто вроде высшей политической инстанции НЕИ. Доводы МРП были следующими: отсутствие единства в программах партий и исключительные внутриполитические обстоятельства в европейских странах. Попытка Р. Би-ше в октябре 1950 г. предложить компромисс - центральный орган, действующий в Женеве, который обеспечивал бы постоянную связь между партиями - была отклонена [Le Dorh, 2005: 251]. Таким образом, противоречия между программами и политическими позициями партий делали невозможным создание центра связи и координации и сближение между НЕИ и женевскими встречами. Тем не менее довоенная линия на франко-германское примирение была продолжена.
Враждебное политической интеграции руководство МРП между тем оставалось открытым диалогу. Например, во время встречи 10 мая 1949 г. в Женеве затрагивались вопросы сотрудничества христианско-демократических партий в Европейской ассамблее. Но Ж. Бидо тогда снова возразил К. Аденауэру, желавшему создания единой фракции: "Не надо создавать в международном плане условия, которые привели бы к трудностям в национальном плане" [Berstein et al., 1993: 264-265]. В том же духе была составлена резолюция исполнительной комиссии МРП от 21 июля 1949 г. (накануне первой сессии Совета Европы 8 августа): "Вступить в отношения с делегатами христианского толка других стран Европы, не содействуя созданию органически единой фракции"; "содействовать равным образом отношениям с политическими деятелями, строго привязанными к демократическим принципам, даже если они не носят христианско-демократической этикетки"1.
Последующее десятилетие стало определяющим для развития сотрудничества европейских христианских демократов и привело к изменению роли и положения его
1 Résolution de la Commission exécutive du MRP, le 21 juillet 1949 // A.N. Les fonds du MRP. 350 AP 47 / 2 MRP 2. Dr. 11. Commission exécutive, 1949.
французских участников. Кроме того, приверженность европейской интеграции и антикоммунизм стали ключевыми факторами объединения, в то время как германский вопрос после создания ФРГ и ГДР отошёл на второй план.
12-14 апреля 1950 г. на конгрессе НЕИ в Сорренто была принята политическая резолюция, определившая международные цели христианской демократии. Охарактеризовав страны с "большевистским доминированием" как диктаторские режимы, резолюция констатировала, что они нарушают права человеческой личности и "радикально разрушают политическую демократию". Исходя из этого, задачей христианской демократии провозглашается "воля бороться с большевизмом в тесном союзе с партиями, движениями и людьми демократического толка". Это также предполагает, что "миссией христианских демократов является обновление европейской жизни в плане отношений между государствами, внутренними структурами и социально-экономическими отношениями" на основе "христианского духа" и "демократического метода". Это требовало дальнейшего единства Европы. Экономическая резолюция подчеркивала, что в экономике христианского толка должно быть гарантировано право на труд каждому человеку, что борьба с безработицей является одной из главных целей европейского сотрудничества, что принцип частной собственности предполагает "социальную ответственность собственника"1.
Но развивая сотрудничество в рамках НЕИ христианские демократы попали в ловушку "холодной войны". Как отметил Ф. Шено, из простого органа международной координации христианско-демократических партий и движений НЕИ превращается в средство борьбы с коммунизмом, используемое Ватиканом. Проводниками этой эволюции стали немецкие и итальянские христианские демократы, а тайным инициатором - Ватикан (это дало впоследствии противникам христианской демократии говорить о "черном интернационале"). На конгрессе в Сорренто речь шла о создании нечто вроде "Христианского Коминформа". В 1950 г. благодаря доминированию в НЕИ представителей французской и итальянской христианской демократии эту идею удалось "похоронить". Однако провал ратификации договора о ЕОС во Франции серьёзно ослабил влияние партии МРП в структурах НЕИ и привел к её фактической изоляции. К этому добавились расхождения между представителями МРП и бельгийской христианской демократии по методам европейской интеграции. Поэтому в апреле 1957 г. по инициативе итальянца А. Фанфани XI конгресс НЕИ снова поднимает тему стратегии христианской демократии перед лицом кризиса коммунизма на Востоке. Итогом этого поворота стал переезд секретариата НЕИ в 1964 г. из Парижа в Рим [Chenaux, 2009: 172].
Тем не менее народные республиканцы в 1950-е гг. активно участвовали в док-тринальных и политических дискуссиях, проходивших в рамках НЕИ. Например, Ж. Бидо выступал с докладами на XI ("Кризис коммунизма на Востоке", апрель 1957 г.) и на XII ("Христианский ответ международным проблемам настоящего времени") конгрессах НЕИ. М. Шуман, А. Кост-Флоре и Ж. Малле участвовали в работе "Комиссии Восток - Запад" в феврале 1958 г., которая занималась анализом отношений между СССР и западными странами2.
Если период с 1949 по 1954 г. отмечен интенсивностью контактов между МРП и немецким ХДС (синхронно совпадает с актуализацией германской проблемы в международных отношениях и началом европейской интеграции), то после неудачи ра-
1 Institut Marc Sangnier. Les fonds d'archives de Marc Sangnier. MS 63. Marc Sangnier et le Mouvement Républicain populaire (MRP). Dr. 6. NEI, 1948-1950.
2 Archives Nationales. Les fonds de Georges Bidault. 457 AP 168. MRP. Dr. 3. Nouvelles Equipes Internationales, 1951, 1957-1958.
тификации договора о Европейском оборонительном сообществе (ЕОС) во Франции в августе 1954 г. и вплоть до марта 1957 г. (подписания Римского договора) отношения между МРП и ХДС переживают трудные времена. К весне 1953 г. прекращаются женевские встречи. ХДС была разочарована позицией депутатов МРП во время голосования по Парижским соглашениям, призванным заменить ЕОС. К. Аденауэр констатировал, что МРП "дала доказательство определённой летаргии в Национальном собрании". Это охлаждение имело свои последствия. В прежнем виде контакты между МРП и ХДС больше не восстановились. Поэтому с установлением V Республики во Франции ХДС предпочла порвать с МРП и сделать акцент на более тесных отношениях с голлистами [Ве^ет й а1., 1993: 282].
Стагнация влияния партии МРП во Франции в 1950-е годы, безусловно, отразилась на её роли в международных структурах христианской демократии. Партия МРП также продолжала весьма сдержанно относиться к более тесному объединению христианско-демократических партий, хотя действия её зарубежных партнёров и политическая стратегия толкали на поиск новых форм и методов участия. Одной из таких попыток стал первый Всемирный конгресс христианской демократии, состоявшийся в Париже 8-9 ноября 1956 г., пришедшийся на момент подавления венгерского восстания [РойеШ, 1ап8еп,1986: 42].
Закат НЕИ к концу 1960-х годов проистекал из двух факторов: продвижение европейской интеграции и слабость структур НЕИ. Интерес к их функционированию постепенно проходил. Во Франции МРП после возвращения к власти генерала де Голля в 1958 г. переживала трудные времена, а с 1962 г. оказалась в оппозиции. Задача выживания на политической сцене отодвигала на второй план международные контакты. Тем не менее, по мнению Т. Янсена, сотрудничество продолжалось. Более того, формируется своего рода консенсус относительно политических программ европейских христианских демократий. Следовательно, НЕИ остаётся "жизненно важным форумом для идентичности христианской демократии и её международного влияния", "создаёт важное условие успеха европейской политической интеграции и развития солидарности между партиями-членами" [1ап8еп,1998: 45].
Одновременно набирал обороты процесс всемирной координации христианских демократий. В 1962 г. в Сантьяго был основан Всемирный союз христианской демократии. В этом же году представитель МРП Ж. Сейтленже ушёл с поста генерального секретаря НЕИ, руководство которой переехало из Парижа в Рим. Собрание бюро НЕИ в Брюсселе 3 мая 1965 г. приняло решение о создании Европейского союза христианской демократии. Официально оно было закреплено на конгрессе европейских христианско-демократических партий в Таормине (Италия) 9-12 декабря 1965 г. в резолюции, принятой на основании доклада Л. Тиндеманса. В 1965 г. после съезда в Таормине МРП присоединилась к более структурированному "Европейскому союзу христианских демократов", заменившему НЕИ, в котором партию представляли П. Пфлимлен, Ж. Леканюэ и М.-Р. Симонне. С трансформацией МРП в "Демократический центр" в 1966 г. её международные контакты перешли в ведение новой партии.
Однако после роспуска МРП представительство Франции в "Европейском союзе христианской демократии" (ИББС) отсутствует (всего вошло 14 партий). Данный факт имеет следующее объяснение. "Демократический центр" оказался в двусмысленной ситуации. Провозгласив стратегию "открытости", партия не исключала объединения вокруг неё либералов, радикалов и даже социалистов. Это делало затруднительным её привязку к "семье христианско-демократических партий". В целом под-
держание международных контактов было в ведении председателя Сената и бывшего члена МРП А. Поэра [Jansen,1998: 48-49].
Такая ситуация имела следствием утрату инициативы со стороны французской христианской демократии в международных структурах. Почти отсутствуют какие-либо сведения о её активности вплоть до середины 1970-х годов. Только в 1976 г., после реорганизации и основания новой партии - Центра социальных демократов (ЦСД), французские христианские демократы снова официально вступили в Европейский союз христианских демократов, который позиционировал себя как "европейское крыло" Всемирного союза Христианской демократии (UMDC), впоследствии ставшего Христианско-демократическим интернационалом (IDC).
Продвижение институционального строительства единой Европы меняло политический расклад. Напрямую это было связано с проведением в июне 1979 г. первых прямых всеобщих выборов в Европейский парламент. В преддверии выборов на совещании в Брюсселе 29 апреля 1976 г. "Политическим комитетом христианско-демократических партий Европейского Сообщества" (образован в апреле 1972 г.) одобрено создание Европейской народной партии (ЕНП). Решение было закреплено на учредительном съезде партии 8 июля 1976 г. в Люксембурге. Новая организация представляла собой федерацию партий и объединила 12 партий стран ЕЭС (семь стран, в том числе Франция). Председателем стал бельгийский премьер-министр Л. Тиндеманс (до этого он был генеральным секретарем UEDC), генеральным секретарем Ж. Сейтленже, А. Колен одним из вице-председателей. Впрочем, представительство французов рассматривалось больше как дань уважения, нежели как реальный вес. I съезд партии состоялся 6-7 марта 1978 г., на котором была принята политическая программа, касающаяся рекомендаций по углублению европейской интеграции и повышению роли единой Европы в мире [Durand, 1995: 91].
С этого времени в международном сотрудничестве европейских христианских демократий можно выделить два пересекающихся уровня европейской политической системы: собственно европейские политические партии и политические фракции в Европейском парламенте. В целом ЕНП выбрала федеративную модель устройства: партии и "команды" как конституирующие элементы общей структуры, которые сохраняют свои наименования, идентичность и свободу действий в рамках их национальной ответственности (статья 2 устава). Кроме того, ЕНП "гарантирует постоянное сотрудничество своих партий-членов и "команд" в деле реализации Европейской федерации через совместную политику. В частности, (...) она продвигает, координирует и организует европейскую деятельность своих членов" (статья 3) [Jansen, 1998: 65]. Данные аспекты стали одной из причин слабости ЕНП и оживленных дискуссий в её рядах в последующие десятилетия. Кроме того, ЕНП оказалась жертвой политики открытости другим течениям, что размывало заявленную в начале христианско-демократическую идентичность. Можно сказать, что она столкнулась с теми же проблемами, что и французские христианские демократы после роспуска МРП. Поэтому когда французы, преодолев прежние разногласия по вопросам политической стратегии, снова активизировались на международном уровне, их разочарование в проекте ЕНП оказалось велико.
В момент создания партии представители Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Италии выступили за этикетку христианской демократии, тогда как представители Германии высказывались против, рассчитывая на присоединение в дальнейшем партий Великобритании, Дании и Ирландии, в которых христианские демократии были слабыми или не существовали вовсе. В итоге ЕНП формировалась как плод компро-
мисса левоцентристов (Италия и страны Бенилюкса) и правых (Германия). Этикетка о христианско-демократической принадлежности появлялась только в подзаголовке и отражала явный компромисс между сторонниками идентичности и открытости консерваторам с более нюансированными позициями, предполагающими сближение не только с христианской демократией, но и популяристскими течениями (Европейская народная партия. Федерация христианско-демократических партий Европейского Сообщества) [Delwit et al., 2001: 111]. В 1976 г. на этом основании к ЕНП присоединилась ирландская "Fine Gael", которая не была христианско-демократической, а консервативной, а позже греческая "Новая демократия" и испанская "Народная партия".
Французский Центр социальных демократов был одним из основателей ЕНП. В сентябре 1980 г. на III съезде в Кёльне доктринальный доклад, посвящённый экономическим проблемам, делал председатель партии Ж. Леканюэ. Однако их участие в либеральной федерации Союз за французскую демократию (СФД), созданной в 1978 г. по инициативе президента В. Жискар д'Эстена, ставило проблему: как примирить единство действий и политической позиции в рамках федерации (которое было необходимо для её успешного функционирования) и принадлежность её членов к разным политическим культурам? До 1991 г. СФД разделён в Европейском парламенте по фракциям, так как его члены заседают в разных фракциях. В 1989 г. председатель либеральной фракции В. Жискар д' Эстен попытался сформировать в Страсбурге либерально-консервативный полюс в противовес влиянию ЕНП и социалистов. Но в декабре 1991 г. после неудачной попытки сам вступил во фракцию ЕНП. После европейских выборов 1994 г. уже все депутаты СФД (за исключением радикала И. Гал-лана) вступили во фракцию ЕНП, а в 1999 г. этому последовал и единственный депутат от радикалов [Boissieux, 2009: 724].
Европейская интеграция продолжала оставаться одним из ключевых аспектов позиционирования французской христианской демократии на международной арене и во Франции. Внутри страны именно её представители (в 1984 г. С. Вей, а в 1994 г. Д. Боди) возглавляют списки правых на европейских выборах (исключая случай 1988 г., когда такой список возглавил бывший президент В. Жискар д'Эстен).
13 апреля 1991 г. в истории ЕНП состоялся "прагматичный поворот", когда после конференции партий было объявлено о стратегии более тесного сотрудничества с народными партиями: "Европейская народная партия (...) вступит в будущем в более тесное сотрудничество с народными партиями, которые в их странах продолжают сравнимый социальный проект и те же цели европейской политики, как и ЕНП. Следуя своему призванию быть европейской мажоритарной силой, она фундаментально решает принять народные партии в ряды своей организации, если они этого потребуют, но только если они принимают принципы, программные основы и устав ЕНП" [Delwit et al., 2001: 113]. Несмотря на протесты представителей Франции, Нидерландов и Бельгии, вскоре состоялось присоединение к ЕНП Народной партии Испании, затем в январе 1993 г. статус постоянных наблюдателей был предоставлен консервативным партиям скандинавских стран.
Данное решение открыло путь политическому и доктринальному размыванию христианской демократии. В июле 1996 г. политическое бюро ЕНП, собравшееся в Люксембурге, приняло решение об объединении ЕНП и "Европейского союза христианской демократии" (распущен в 1999 г.). В 1999 г. голлистская партия Объединение в поддержку республики (ОПР) приняла решение также вступить во фракцию ЕНП. Создание в 2002 г. Союза за народное большинство (ЮМП) поглотило значи-
тельную часть христианской демократии. Попытки центриста Ф. Байру объединить её осколки вокруг "Нового СФД" не имели большого успеха, а его неудача на президентских и парламентских выборах 2007 г. окончательно вывела христианскую демократию из разряда крупных политических сил.
В итоге в рядах ЕНП стали появляться христианско-демократические течения -"Афинская группа" в 1998 г. и "Группа Шумана" в 2000 г. (под руководством Ф. Байру). Размывание христианской демократии станет одной из главных причин выхода партии Ф. Байру из ЕНП в 2004 г., чтобы совместно с Р. Проди и Ф. Рутелли основать Европейскую демократическую партию (PDE). Но и там французская христианская демократия оказалась в меньшинстве, задавленная популистскими партиями Восточной Европы (например, из Литвы и Словакии) [Boissieux, 2009: 729730]. Также решение СФД покинуть ЕНП объяснялось поправением самой партии ЕНП и сотрудничеством с французской ЮМП. Наконец, как говорил сам Ф. Байру, имелись личные мотивы из-за прихода к руководству скандального С. Берлускони вместо Р. Проди ("я не могу доверить своих детей Сильвио Берлускони") [Richard et al., 2013: 176-177].
Образованная в 2007 г. в результате президентских выборов новая партия Ф. Байру "МоДем" не смогла исправить положение, потерпев серьёзное поражение на парламентских выборах 2009 г. Этот факт привёл к фактическому распаду Европейской демократической партии. Французские христианские демократы оказались во фракции "Альянс демократов и либералов за Европу" (ADLE) в Европейском парламенте [Boissieux, 2009: 729, 730]. Но их влияние по-прежнему было невелико.
В момент апогея могущества в первые десятилетия после Второй мировой войны французские христианские демократы сыграли важную роль в выстраивании будущего послевоенной Европы и восстановлении отношений с Германией, а их лидеры Ж. Бидо и Р. Шуман фактически руководили внешней политикой страны. Но в последующие десятилетия они уступили первенство немецким и итальянским христианским демократам. Франко-германское примирение стало, по сути, свершившимся фактом. Европейская интеграция успешно продвигалась, несмотря на ряд проблем. Попытка сделать основой объединения антикоммунизм не имела особого успеха из-за различной внутренней ситуации в европейских странах. Во Франции партия МРП быстро приходит в упадок, а её преемники были больше озабочены сохранением своего политического влияния. Поэтому начиная с 1960-х годов и вплоть до первых всеобщих выборов в Европейский парламент в 1979 г. международные структуры христианской демократии переживают кризис. В последующем, несмотря на присоединение к фракции Европейской народной партии, французские христианские демократы не смогли восстановить былого влияния, не выдерживав давления либеральных и консервативных сил. Попытки Ф. Байру придать новое дыхание и увеличить влияние своей партии в международных структурах были нивелированы его неудачей на президентских выборах и конфликтными отношениями с партией ЮМП. Будущее французской демократии, а следовательно, и возможность влияния в международных структурах, зависят теперь от того, сможет ли она сформулировать новый оригинальный политический проект и объединить своих сторонников, как и от того, сможет ли Европейский Союз пережить текущие трудности.
Список литературы
Амплеева, А.А. (2002), Христианско-демократическое движение в Западной Европе и России. М.: ИНИОН.
Бестужев, Е.Л. (2003), Христианская демократия: становление и перспективы развития в Западной Европе и России, Политическая наука, № 4, с. 149-160.
Мезенцев, С. Д. (2004), Международное христианско-демократическое движение: теория и практика. М: Директмедиа Паблишинг.
References
Ampleeva, A.A. (2002), Hristiansko-demokraticheskoe dvizhenie v Zapadnoi Evrope i Rossii. M.: INION.
Bestuzhev, E.L. (2003), Hristianskaya demokratiya: stanovlenie i perspektivy razvitiya v Zapadnoi Evrope i Rossii, Politicheskaya nauka, № 4, s. 149-160.
Berstein, S., Mayeur, J.-M., Milza, P. (dir.) (1993), Le MRP et la construction européenne, Éditions Complexe, Bruxelles, Belgique.
Boissieux, L. (2009), "L'intégration du partis politiques français dans le système partisan européen", Revue internationale de politique comparée, Vol. 16, № 4, pp. 721-735.
Chenaux, Ph. (2009), L'Église catholique et le communisme en Europe, Cerf, Paris, France.
Delwit, P. (dir.) (2003), Démocraties chrétiennes et conservatismes en Europe, Édition de l'Université de Bruxelles, Bruxelles, Belgique.
Delwit, P., Külahci, E., Van de Walle, C. (2001), Les fédérations européennes de partis. Organisation et influence, Édition de l'Université de Bruxelles, Bruxelles, Belgique.
Durand, J.-D. (1995), L'Europe de la démocratie chrétienne, Éditions Complexe, Bruxelles, Belgique.
Jansen, Th. (1998), European People's Party. Origins and Development, St. Martin's press; Basingstoke: Macmillan press, New York, USA.
Mezencev, S.D. (2004), Mezhdunarodnoe hristiansko-demokraticheskoe dvizhenie: teoriya i praktika. M: Direktmedia Pablishing.
Leboucher-Sebbab, A. (2004), "Le PPE dans les années 1970 et 1980: les mutations d'un parti démocrate-chrétien européen. Vers un pôle conservateur?", Parlement(s), № 1, pp. 79-89.
Le Dorh, M. (2005), Les démocrates chrétiens français face à l'Europe, L'Harmattan, Paris, France.
Richard, G., Guillaume, S., Sirinelli, J.-F. (dir.) (2013), L'Histoire de l'UDF, Presse universitaire de Rennes, Rennes, France.
Pflimlin, P. (2001), Les choix d'une vie, Édition du Signe, Paris, France.
Portelli, H. et Jansen, Th. (dir.) (1986), La Démocratie chrétienne, force internationale, Institut de politique internationale et européenne, Paris, France.
International Ties of French Christian Democracy in the 20th century
Author. Shmelev D. Doctor of Science (History), professor of Department of History and Public Relations, Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev. Address: 10, K. Marx Street, Kazan, Russia, 420111. E-mail: [email protected]
Abstract. The author analyzes the history of international contacts of the French Christian Democracy in the 20th century. They chronologically started after World War I and the process of their development continued during the century. The author pays attention to the main interparty structures which were used by the French Christian Democracy to establish contacts with its European partners, to the methods and main discussion issues. Despite the uneasy relationship with other European Christian Democracies, these contacts remained as an important element of the French Christian Democracy's strategy at the international arena. The article is based on the archival data, documentary evidence of the participants of these processes, and the results received by the author in the course of research.
Key words: France, Christian democracy, Nouvelles équipes internationales (NEI), European People's Party, European Union of Christian Democrats.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520164146