Сутягин М.В.,
НОУ «Корпоративный институт ОАО «Газпром», кандидат технических наук, начальник отдела технического и
информационного обеспечения M.Sutiagin@institute.gazprom.ru
Сторожик И.В.
аспирант ФБГОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»
prjzero@mail.ru
Международные стандарты в области технологий
совместного обучения
Использование информационных технологий в обучении обусловило появление новых форм образования, в частности, совместное обучение. Под совместным обучением понимают обучение, основанное на тесном взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и преподавателем. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов.
Принято считать, что совместное обучение зародилось в Великобритании, в частности, основываясь на работе английских преподавателей, исследовавших пути помощи студентам посредством повышения их активности в обучении. Совместное обучение больше внимания обращает на качественный подход, например, на анализ речи студента при ответе по поводу литературного текста или исторического источника. Не случайно, что оно и получило свое развитие прежде всего в обучении гуманитарным дисциплинам.
Совместное обучение включает множество видов группового обучения: наставничество, совместные исследовательские проекты студентов и преподавателей, краткосрочные целевые группы, учебные сообщества и другие.
При совместном обучении можно выделить следующие особенности:
• обучаемый гораздо лучше учится если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;
• от умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение обучаемых грамотно и логически писать;
• в процессе социальных контактов между обучаемыми создается сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.
Надо отметить, что обучение проходит более успешно при установлении нормальных здоровых социальных контактов и когда участники совместного обучения нацелены на освоение и получение новых
знаний в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.
Совместное обучение в электронной его реализации предполагает использование сервисов Web 2.0 (вики, блоги, социальные сети, совместных приложений, виртуальных классов и лабораторий и т.п.). В качестве основы для создания систем электронного обучения предложено использовать комплекс международных стандартов, содержащих требования к технологии совместного обучения и информационного взаимодействия участников образовательного процесса.
Международная организация по стандартизации (ИСО/ISO) и Международная электротехническая комиссия (МЭК/IEC) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого Совместного Технического комитета (СТК1/|ТС1), объединяющего в настоящее время 19 Подкомитетов (ПК/SC).
Разработкой стандартов в области применения ИКТ-технологий в образовании занимается 36-й Подкомитет «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке». Основными объектами стандартизации являются корпоративные информационно-образовательные среды и электронные образовательные ресурсы, необходимые для создания систем электронного обучения [1, 3].
Международные стандарты по технологии сотрудничества в обучении, образования и подготовке фокусируются на конкретном подмножестве видов совместной деятельности. Это подмножество видов деятельности характеризуется:
• обменом информации в больших или малых группах при взаимодействии участников (обычно от двух до нескольких десятков), которые сотрудничают в течение относительно короткого периода времени (обычно от нескольких дней до нескольких месяцев);
• обменом информации, происходящем с использованием информационных технологий, когда применяется либо единственное четко определенное средство взаимодействия, поддерживающее функции взаимодействия, либо набор средств взаимодействия, образующих общую среду;
• короткими временными интервалами в установленном времени отклика на сообщения и выражения (обычно от нескольких секунд до нескольких часов);
• обменом относительно небольшими блоками информации (обычно от одного слова до нескольких параграфов);
• относительно высоким уровнем реакции среди активных участников группы при их взаимодействии;
• обменом информацией между участниками (благодаря факторам, перечисленным выше), обычно контекстно-зависимым и контекстно-
чувствительным;
• важной контекстной информацией, описывающей взаимоотношения между членами группы при взаимодействии участников и общей средой (и ее компонентов), которые все вместе образуют общее место работы.
Стандарт ИСО/МЭК 19778 «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Технология сотрудничества. Общее рабочее пространство», разработанный в 36-ом Подкомитете в настоящее содержит следующие три части, [2]:
• Часть 1: Модель данных общего рабочего пространства — обеспечивает представление формата для подробного описания модели данных и в целом определяет структуру модели данных и элементы модели данных для рабочего пространства.
• Часть 2: Модель данных среды взаимодействия — определяет структуру модели данных и элементы модели данных для технической инфраструктуры рабочего пространства.
• Часть 3: Модель данных группы взаимодействия — точно определяет структуру модели данных и элементы модели данных, устанавливающих и обеспечивающих информацию для участников, использующих рабочее пространство.
В соответствии с указанным стандартом любое рабочее пространство представляет собой комбинацию конкретной общей среды и группы взаимодействия. Физическая реализация рабочего пространства должна содержать данные среды взаимодействия и группы взаимодействия, при этом конкретная реализации модели данных может представлять каждую из этих сущностей в виде отдельных информационных объектов.
Модели данных, определенные в стандарте ИСО/МЭК 19778, представляют структуру информации и множество понятий для обеспечения:
• понимания необходимости применения идеи рабочего пространства и его компонентов;
• облегчения развертывания, поддержки и управления рабочим пространством;
• соблюдения соответствия техническим требованиям стандарта ИСО/МЭК 19778 для конкретных реализаций модели данных и ее элементов;
• соблюдения технической совместимости между существующими реализациями модели данных или ее элементами на базе стандарта ИСО/МЭК 19778, и будущими реализациями модели данных или ее элементов.
Отношения между рабочим пространством, средой взаимодействия и группой взаимодействия, реализациями их моделей данных, и соответствующие технические характеристики моделей данных,
определенные в стандарте ИСО/МЭК 19778 представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Взаимосвязь рабочего пространства, общей среды и группы
взаимодействия при совместном обучении ИСО/МЭК 19778-1 определяет основанную на таблицах методику создания спецификации моделей данных. Спецификация модели данных используется для формирования модели данных рабочего пространства. Данная спецификация модели данных также используется в ИСО/МЭК 19778-2 и ИСО/МЭК 19778-3 для определения схожих компонентов общей среды и группы при взаимодействии участников в отдельных моделях данных.
Любая созданная по стандарту реализация модели данных рабочего пространства:
• предоставляет ссылки на реализации модели данных, как на конкретную общую среду, так и на конкретную группу при взаимодействии участников;
• предоставляет свой особый идентификатор, который позволяет другим реализациям модели данных ссылаться на данную реализацию модели данных;
• содержит запись о времени функционирования соответствующего рабочего пространства;
• может предоставлять имя и текстовое описание для соответствующего рабочего пространства, особенно для установки полнотекстового поиска для реализаций модели данных рабочего пространства.
В ИСО/МЭК 19778-2 модель данных общей среды определяет средства взаимодействия и объявляет их функции взаимодействия путём определения имён этих функций. Эти имена могут быть использованы в качестве ссылок на средства взаимодействия и функции взаимодействия, более точно описанные в последующих спецификациях или стандартах.
ИСО/МЭК 19778-3 определяет модель данных для группы взаимодействия. Модель данных группы взаимодействия составляют роли, которые могут играть участники группы взаимодействия, заявляет
названных держателей роли для каждой роли, и назначает участников этим держателям роли.
Рис. 2. Определение состава средств взаимодействия и объявление функций
взаимодействия в ИСО/МЭК19778-2
Таким образом, ИСО/МЭК 19778 применяется для стандартизации технологий сотрудничества, используемых для поддержания информационного обмена между обучающимися, инструкторами и другими участниками образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий. Внедрение и использование данных технологий влечет за собой появление информации, связанной с группами участников и средами взаимодействия, функциями и средствами, которые устанавливаются для этих групп и ими же используются.
Разработкой национальных стандартов по совместному (коллаборативному) обучению занимается технический комитет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Национальные стандарты гармонизированы с международными стандартами, а часть из них разрабатывается путем прямого применения или модификации международных стандартов для учета специфики российской системы образования. Указанные национальные стандарты могут служить основой для создания отечественных конкурентоспособных систем коллаборативного обучения, в том числе для развития трансграничного и транснационального образования.
В настоящее время введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 19778-1-2011 «Информационная технология. Обучение,
образование и подготовка. Технология сотрудничества. Общее рабочее пространство. Часть 1. Модель данных общего рабочего пространства».
Рис. 3. Определение состава ролей, объявление держателей роли, и определение участников в ИСО/МЭК19778-3
Литература
1. Позднеев Б.М. Стандартизация и сертификация - основа гарантий качества в сфере e - Learning // Высшее образование в России. 2008. № 11, С. 40-44.
2. ИСО/МЭК 19778 «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Технология сотрудничества. Общее рабочее пространство».
3. Позднеев Б.М., Сутягин М.В., Поляков С.Д., Косульников Ю.А. О развитии систем электронного обучения на основе стандартизации и сертификации // Вестник МГТУ «Станкин». №1(9). 2010. С. 110-119.