EDUCATION ONLINE
)
Б.М. ПОЗДНЕЕВ, профессор, проректор
Ю.А. КОСУЛЬНИКОВ, доцент М.В. СУТЯГИН, к. техн. н., директор ВЦ СЦ НИТ МГТУ «Станкин»
Т.А. СЕМКИНА, доцент, проректор
Московская финансовопромышленная академия
Новый этап разработки международных стандартов в области e-Learning
В статье представлена информация о международной стандартизации в области электронного обучения, о деятельности ИСО/МЭК СТК1/ПК3 6 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке » и участии членов ТК461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» в 20-мПленарном заседании ПК36 (сентябрь 2009 г., Умео, Швеция).
Ключевые слова: ИКТ, электронное обучение, обеспечение качества, международная стандартизация.
Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого Совместного технического комитета (СТК1), объединяющего в настоящее время 17 подкомитетов (ПК). Решение о создании 36-го Подкомитета «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке » (ИСО/ МЭК СТК1/ПК36) в составе СТК1 было принято в 1999 г. на Пленарном заседании СТК 1 в Республике Корея (Сеул). В настоящее время его членами являются 38 стран. В составе ПК 36 образовано семь рабочих групп (WG), специальная рабочая группа (SWG), репортерская группа (RG) и группа по защите прав личности (Ad Hoc).
Важным этапом разработки международных стандартов в области электронного обучения являются Пленарные заседания ИСО/МЭК СТК1/ПК36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке », которые проводятся два раза в год в соответствии с планом работ Подкомитета. 19-25 сентября 2009 г. в
г. Умео (Швеция) состоялось 20-е Пленарное заседание ПК36, в работе которого приняли участие национальные делегации Австралии, Великобритании, Германии, Дании, Канады, Китая, Люксембурга, Норвегии, Португалии, Республики Корея, Российской Федерации, США, Франции, Финляндии, Швеции и Японии.
От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа ИСО/МЭК СТК1/ПК36 исполняет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)». Для участия в работе 20-го Пленарного заседания ПК 36 была сформирована национальная делегация РФ в составе:
■ Позднеев Б.М., председатель ТК 461, д. т. н., профессор, проректор по информатизации МГТУ «Станкин»;
■ Косульников Ю.А., ответственный секретарь ТК 461, доцент МГТУ «Стан-кин»;
■ Афанасьев К.Е., член ТК461/ПК3,
д. т. н., профессор, проректор по информационным технологиям и открытому образованию КемГУ;
■ Семкина Т.А., секретарь ТК 461/
28
Высшее образование в России • № 12, 2009
ПК 6, к. э. н., проректор по учебной работе МФПА;
■ Лецкий Э.К., д. т. н., профессор, зав. кафедрой АСУ МГУПС (МИИТ);
■ Сутягин М.В., секретарь ТК 461/ ПК 2, к. т. н., директор ВЦ СЦНИТ МГТУ «Станкин ».
Пленарному заседанию предшествовало проведение открытого форума «Nordlet Open Forum», посвященного новым технологиям обучения, организованного СевероБалтийским сообществом открытого образования и консорциумом iCooper. В рамках форума рассматривались вопросы педагогики, портфолио компетенций, виртуальной образовательной среды и учебных программ.
В рамках программы Пленарного заседания были проведены заседания всех рабочих групп и четыре пленарные сессии (два рабочих дня), на которых было принято более 50 резолюций.
На первой сессии Пленарного заседания были заслушаны выступления председателя ПК 36 доктора Б. Пиплза (США), секретаря Чани Ли (Южная Корея) и руководителей (конвинеров) всех рабочих групп. Были обсуждены результаты работы Подкомитета за последние полгода и уточнены задачи текущего Пленарного заседания. По представлению французской делегации был утвержден руководитель Первой рабочей группы (WG1) Мохтар Бен Хенда. Было изменено название Шестой рабочей группы (WG6) - «Технологии обеспечения и спецификации для интеграции» (старое название - «Международные стандартизованные профили») и уточнена область ее деятельности.
В докладе Б. Пиплза была отмечена активная работа национальной делегации РФ по освещению деятельности Подкомитета в научной и технической периодике, включая подготовку перевода на русский язык словаря в области электронного бизнеса (проект стандарта ISO/IEC 15944-7:2009 Information technology - Business Operational View - Part 7: eBusiness vocabulary).
В рамках взаимодействия с ТК 232
(ИСО) «Образовательные услуги для неформального образования и обучения» был рассмотрен вопрос о необходимости гармонизации проекта стандарта ISO 29990 Learning services for non-formal education and training - Basic requirements for service providers (ИСО 29990 «Образовательные услуги для неформального образования и обучения - Основные требования к поставщикам услуг») со стандартами, разрабатываемыми ПК36.
Российская национальная делегация приняла активное участие в работе четырех сессий Пленарного заседания и в следующих рабочих группах: Первая рабочая группа (WG1) «Словарь », Третья рабочая группа (WG3) «Информационная поддержка преподавателя», Четвертая рабочая группа (WG4) «Управление и доставка контента», Пятая рабочая группа (WG5) «Обеспечение качества», Шестая рабочая группа (WG6) «Технологии обеспечения и спецификации для интеграции ».
На заседании Первой рабочей группы обсуждались вопросы семантического анализа терминологии и разработки второй редакции стандарта ИСО/МЭК 238236:2008 «Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение образование и подготовка». Было принято предложение национальной делегации РФ о разработке русскоязычного раздела второй редакции словаря (соредактор - доцент Ю.А. Ко-сульников). В Третьей рабочей группе рассматривались вопросы разработки новых стандартов по электронному порфолио.
На заседании Пятой рабочей группы основное внимание было уделено обсуждению новых предложений по разработке трех частей (2, 4 и 5) международного стандарта ИСО/МЭК 19796 «Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики». Руководитель национальной делегации РФ Б.М. Поздне-ев выступил с предложением о необходимости гармонизации основных положений стандарта ИСО/МЭК 19796 с требования-
Education Online
29
ми стандартов семейства ИСО 9000. Предложение было одобрено членами Пятой рабочей группы и принято решение о включении в повестку следующего заседания доклада российской делегации по этому вопросу.
В этой связи особую актуальность приобретает деятельность национального ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» по разработке комплекса национальных стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании - ИКТО», гармонизированных с основополагающими международными стандартами. В рамках Плана национальной стандартизации на 2009 г. завершена разработка трех национальных стандартов:
• ГОСТ Р ИСО/МЭК 19796-1. «Ин-
формационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход (модернизированная версия международного стандарта)»;
• ГОСТР «Рекомендации по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 19796-1 к информационно-коммуникационным технологиям в образовании»;
• ГОСТР «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения».
В соответствии с резолюцией 20-го Пленарного заседания следующее Пленарное заседание ИСО/МЭК СТК1/ПК36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке » будет проведено с 6 по 12 марта 2010 г. в г. Осака (Япония).
POZDNEEVB., KOSULNIKOV U., SUTYAGINM., SEMKINA T. THE NEW STAGE OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL STANDARDS IN THE FIELD OF E-LEARNING
This article presents the information about international standardization in e-learning, activities of ISO/IEC JTC1/SC36 “Information technologies in learning, education and training” and participation ofTC 461 “Information-communication technologies in education” members in the 20th Plenary session SC36 (September, 2009, Umea, Sweden).
Keywords: ICT, electronic learning, quality assurance, international standardization.
А.А. АНДРЕЕВ, профессор Интернет В ВЬЮшей
Московская финансово- школе: состояние
промышленная академия
и проблемы
В статье рассматриваются актуальные проблемы Интернет-обучения как составной части электронного обучения (e-Learning). Эти проблемы касаются этапов внедрения Интернет-обучения в вузе, учебно-методического и программного обеспечения, а также реализации учебного процесса с использованием интернет-технологий.
Ключевые слова: Интернет-обучение, ИКТ, Интернет-технологии в учебном процессе.
Закономерным следствием процесса что приводит к широкомасштабному при-информатизации сегодня является стреми- менению Интернета в учебном процессе.
тельное развитие средств информационных Интернет-технологии используются на
и коммуникационных технологий (ИКТ), всех уровнях и во всех формах получения