Научная статья на тему 'Стандартизация информационно-коммуникационных технологий в образовании'

Стандартизация информационно-коммуникационных технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1318
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднеев Б. М.

This paper is devoted to the state and future trends of national and international standards on regulating the Information and Communication Technologies in Education (ICTE) development. The ISO/IEC JTC1/SC36 «Information technology for learning, education and training» and national TC461 «Information and Communication Technologies in Education» activity is represented. The national and international standards harmonization problem is focused.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standardization of information-communication technologies in education

This paper is devoted to the state and future trends of national and international standards on regulating the Information and Communication Technologies in Education (ICTE) development. The ISO/IEC JTC1/SC36 «Information technology for learning, education and training» and national TC461 «Information and Communication Technologies in Education» activity is represented. The national and international standards harmonization problem is focused.

Текст научной работы на тему «Стандартизация информационно-коммуникационных технологий в образовании»

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Б.М. Позднеев, д.т.н., проф., действительный член Академии проблем качества, председатель Технического комитета 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» Тел.: (499) 973-11-51; E-mail: [email protected] Московский государственный технологический университет «Станкин»

http://www.stankin.ru

This paper is devoted to the state and future trends of national and international standards on regulating the Information and Communication Technologies in Education (ICTE) development. The ISO/IEC JTC1/SC36 «Information technology for learning, education and training» and national TC461 «Information and Communication Technologies in Education» activity is represented. The national and international standards harmonization problem is focused.

Осенью текущего года состоялась Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий е-Ьеагш^, в работе которой участвовали более 550 специалистов и обсуждался широкий круг вопросов, связанных с нормативными, организационными, технологическими и экономическими аспектами развития е-Ьеагш^ (см. фото на 3-й стр. обл.). На пленарном заседании, рабочих заседаниях целого ряда секций и Круглых столах многие участники конференции акцентировали внимание на проблеме обеспечения гарантий качества и стандартизации в сфере е-Ьеагш^. Председатель оргкомитета конференции профессор д.э.н. Ю.Б. Рубин в своем выступлении отметил, что наступил момент перехода от экстремального обучения к упорядоченной системе и созданию индустрии е-Ьеагш^, основанной на стандартизированных подходах к качеству.

Очевидно, что процесс разработки стандартов и иных нормативных документов, содержащих требования к различным компонентам е-Ьеагш^, должен иметь приоритетное значение в обеспечении качества. Тогда на их основе возможны различные подходы в области подтверждения соответствия (аккредитация, лицензирование, сертификация и др.) системы е-Ьеагш^ и ее

элементов требованиям стандартов и нормативных документов.

В связи с этим рассмотрим основные тенденции в области стандартизации информационно-коммуникационных технологий в образовании (ИКТО). Стандартизация ИКТО охватывает широкую предметную область, включая открытое образование, электронное обучение, сетевое обучение, дистанционное обучение и др. Отметим, что основные термины и определения в области ИКТО приведены в новом национальном стандарте ГОСТ Р 52653-2006.

В Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии (IEC) международные стандарты в области информационных технологий разрабатывает Первый объединенный Технический комитет (JTC1 ISO/IEC), объединяющий 36 подкомитетов (SC). В 1999 году в составе JTC1 был образован 36-й Подкомитет (ПК 36) «Информационные технологии в обучении, образовании и тренинге» (http://www.jtc1sc36.org).

В настоящее время действительными членами и наблюдателями JTC1 SC 36 являются следующие 30 стран: Австралия, Великобритания, Германия, Дания, Индия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кения, Китай, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Российская Федерация, США, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Южная Корея, Япония, Венгрия (наблюдатель), Гонконг (наблюдатель), Сингапур (наблюдатель), Турция (наблюдатель), Швейцария (наблюдатель). Руководство ПК 36: Председатель - Брюс

Пиплз (США), Секретарь - Дэвид Хайд (Великобритания).

В структуре ПК 36 образовано семь рабочих групп ^О), осуществляющих разработку более 20 международных стандартов в области терминологии, информационной поддержки преподавателя, управления и доставки контента, обеспечения качества, стандартизированных профилей и культурной, языковой и гуманитарной деятельно-

сти. Названия разрабатываемых стандартов представлены в таблице. В ПК 36 образована также репортерская группа (ЯО1), обеспечивающая маркетинг и рекламную поддержку деятельности Подкомитета. Параллельная разработка большого числа стандартов обусловила проблемы их гармонизации и необходимость обеспечения совместной работы рабочих групп.

Таблица

Рабочая группа Стандарт

WG1 (Канада) Терминология IS О ЛЕС 2382-36 Информационные технологии. Словарь - Часть 36: Обучение, образование и тренинг

WG2 (Японки) Технологии коллективной работы IS О ЛЕС 19778-1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Технология совместной работы - рабочее пространство совместной работы-Часть 1: Модель данных рабочего пространства совместной работы.

КОЛЕС 19778-2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Технология совместной работы - рабочее пространство совместной работы - Часть 2: Модель данных окружения рабочего пространства совместной работы.

КОЛЕС 19778-3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Технология совместной работы - рабочее пространство совместной работы - Часть 3: Модель данных группы для совместной работы.

КОЛЕС 19779-1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Технология совместной работы -Коммуникация are нт-аге нту.

КОЛЕС 19788-1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Технология совместной работы -Коммуникация при совместном обучении Часть 1: коммуникация посредством обмена текстовой информацией.

WG3 (Великобритания) Информационная поддержка преподавателя КОЛЕС 24763 (TR) ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Концептуальная модель ссылок компетенций и родственных объекта^

WG4 (Канада) Управление и доставки контента КОЛЕС 19788-1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ-Метаданные образовательных ресурсов -Часть 1: Структура

КОЛЕС 19788-2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ -Метаданные образовательных ресурсов -Часть 2: Элементы данных

(Гермалня) Обесгеленге кадет а КОЛЕС 19796-1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Управление качеством, гарантии и метрики - Основной подход

1БОЛЕС 19796-2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Управление качеством, гарантии и метрики - Модель качества

1БОЛЕС 19796-3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Управление качеством, гарантии, методы метрических отношении и метрики

1ЙОЛЕС 19796-4 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Управление качеством, гарантии, практики лучших метрик и реализации руководств

(Китай) Ме ждлиар о иные сталдартнзнро ванные профили 1БОЛЕС 24725 -1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Профили стандартов и спецификаций -Часть 1: Структура

№07 (Норвегия) Куль тур ная/языкокая/гум элитарная деятельность 1ЙОЛЕС 24751-1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Индивидуальная адаптация к электронному обучению, Образованию и Тренингу Часть 1: структура

1БОЛЕС 24751-2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ — Индивидуальная адаптация к электронному обучению, Образованию и Тренингу Часть 2: Доступ к ведомости всех персональных нужд и предпочтений

1БОЛЕС 24751-3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Индивидуальная адаптация к электронному обучению, Образованию и Тренингу Часть 3: Доступ к описаниям всех электронных ресурсов

1БОЛЕС 24751-4 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Индивидуальная адаптация к электронному обучению, Образованию и Тренингу Часть 4: Доступ к описаниям всех неэлектронных ресурсов

1БОЛЕС 24751-5 Индивидуальная адаптация к электронному обучению, Образованию и Тренингу Часть 5: Персональные нужды и предпочтения к неэлекгронным ресурсам

1ЙОЛЕС 24751-6 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ - Индивидуальная адаптация к

ст

Часть 5: Персональные нужды и предпочтения к неэлектронным ресурсам

ISO/IE С 24751-6 ИНФОРМАЦИОННЕЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ — Индивидуальная адаптация к электронному обучению, Образованию и Тренингу Часть 6: Персональные нужды и предпочтения в описании событий и мест

ISO/IE С 24751-7 ИНФОРМАЦИОННЕЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ — Индивидуальная адаптация к электронному обучению, Образованию и Тренингу Часть 7: Описание событий и мест

ISO/IE С 24751-8 ИНФОРМАЦИОННЕЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И ТРЕНИНГЕ — Индивидуальная адаптация к электронному обучению, Образованию и Тренингу Часть 8: Понятность языка и равнозначность интерфейса человеческому участию в приложениях для электронного обучения.

RG1

(В е лик обрит ания) Репортерская группа

Маркетинг и реклама деятельности 36 подкомитета

ПК 36 в своей работе активно взаимодействует с целым рядом международных и

национальных ассоциаций и объединений (рис.):

Рис. Схема взаимодействия

CEN/ISSS WS-LT - European Standards Committee - Information Society Standardization System- Learning Technologies Workshop. http://www.cenorm.be/isss/Workshop/LT

CEN/ISSS CDFS European Standards Committee - Information Society Standardization System-Cultural Diversity Focus Group.

CEN/ISSS WS on Privacy - European Standards Committee - Information Society Standardization System - Workshop on Privacy AUF -Agence Universitaire de la Francophonie. http://www.auf.org

IMS - IMS Global Learning Consortium, Inc. http://imsglobal.org

AICC - Aviation Industry Computer-Based Training Committee http://aicc.org

DCMI - Dublin Core Metadata Initiative. http://dublincore.org/groups/education

SCORM - Sharable Content Object Reference Model

IEEE LTSC - Institute of Electrical and Electronics Engineers - Learning Technology Standards Committee. http://ieeeltsc.org/

ADL - Advanced Distributed Learning. http://www.adlnet.org

В сентябре 2006 года на пленарном заседании ПК 36 (г. Ухань, Китай) была принята резолюция о разработке на основе SCORM 2004 международного стандарта, определяющего эталонную модель совместно используемого объекта контента.

В марте 2004 года совместным прика-

зом Минобразования и Госстандарта был создан ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИК-ТО)», обеспечивающий разработку национальных стандартов и выполнение функций постоянно действующего национального органа в ГГС1 КОЛЕС 8С 36.

Председателем ТК 461 назначен д.т.н. проф. Позднеев Б.М., ведение секретариата поручено МГТУ «Станкин». Членами ТК 461 являются более 70 специалистов из образовательных и научно-исследовательских учреждений, в их числе 1 чл.-корр. РАН и 28 докторов наук. В структуре ТК 461 образовано 6 Подкомитетов (ПК):

• ПК 1 «Общесистемные и основополагающие нормативные документы по стандартизации ИКТО». Председатель: д.ф.н., проф. Краснова Г.А.

• ПК 2 «Взаимосвязь открытых систем в образовании». Председатель: д.т.н., проф. Климанов В.П.

• ПК 3 «Автоматизированные информационные системы управления отраслью и образовательными учреждениями». Председатель: д.т.н., проф. Кулагин В.П.

• ПК 4 «Образовательные среды и информационные ресурсы». Председатель: д.т.н., проф. Иванников А.Д.

• ПК 5 «Обеспечение функциональной безопасности ИКТО». Председатель: д.т.н., проф. Костогрызов А.И.

Начиная с марта 2006 года делегации ТК 461 принимают активное участие в работе ПК 36 и заседаниях рабочих групп. Российская делегация наиболее активно взаимодействует с WG 1 «Терминология» и WG 5 «Обеспечение качества», предлагает и обосновывает свои подходы к разработке основополагающих стандартов.

Подготовленная ТК 461 Программа

разработки комплекса национальных стандартов по информационно-коммуникационным технологиям в образовании на 20052007 годы утверждена в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии РФ.

В 2007 году опубликованы шесть первых национальных стандартов комплекса стандартов по ИКТО:

• ГОСТ Р 52652-2006 «Информационно -коммуникационные технологии в образовании. Общие положения»;

• ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно -коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» ;

• ГОСТ Р 52655-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования»;

• ГОСТ Р 52657-2006 «Информационно -коммуникационные технологии в образовании. Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов»;

• ГОСТ Р 52656-2006 «Информационно -коммуникационные технологии в образовании. Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Общие требования»;

• ГОСТ Р ИСО/МЭК 8825-4-2006 «Информационная технология. Правила кодирования АСН.1. Часть 4. Правила XML кодирования (XER)».

Необходимо отметить, что указанные стандарты гармонизированы с международными стандартами, разрабатываемыми в ПК 36. Благодаря этому заложена нормативная база для создания отечественных систем e-Learning, отвечающих требованиям международных стандартов.

Состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию

30 ноября 2007 года в Президиуме Российской академии наук состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, в котором принял участие Президент Российского союза молодых ученых В. Попов. Основной темой заседания было обсуждение программы фундаментальных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы. Полный текст выступления доступен на Официальном сайте Президента России http://www.kremlin.ru/

Источник. Российский союз молодых ученых (http://www.rosmu.ru/activity/events/215.html)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.