Научная статья на тему 'Международные стандарты уровня жизни как инструмент формирования системы социальных стандартов в Российской Федерации'

Международные стандарты уровня жизни как инструмент формирования системы социальных стандартов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1981
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / SOCIAL STANDARDS / СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL AND ECONOMIC POLICY / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ / INTERNATIONAL NORMS OF LIFE STANDARD / STANDARD AND QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION / NORMS OF QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Молоканова Дарья Кирилловна

В статье предложена классификация социальных стандартов, основанных на международных пактах, конвенциях и других документах, гарантирующих гражданам достойный уровень и качество жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article puts forward the classification of social standards based on international treaties, conventions and other documents that guarantee people proper standards and quality of life.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты уровня жизни как инструмент формирования системы социальных стандартов в Российской Федерации»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Д. К. Молоканова

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье предложена классификация социальных стандартов, основанных на международных пактах, конвенциях и других документах, гарантирующих гражданам достойный уровень и качество жизни.

Ключевые слова словосочетания: уровень и качество жизни населения, социальные стандарты, стандарты качества жизни, социально-экономическая политика, международные стандарты уровня жизни.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой наглядно показал, что при всех преимуществах рыночной системы, среди которых можно отметить и возможность обеспечения высокого уровня потребления материальных благ и услуг, сама по себе рыночная система не способна автоматически решать социальные проблемы общества. Она порождает такие негативные явления, как инфляция, неравенство в распределении доходов, массовая безработица, серьезно угрожающие социальной и политической стабильности в обществе.

Исходя из этого современный подход к решению социальных проблем во многих развитых странах мира определяется осознанием важности всесторонней заботы о человеке, обеспечения ему достойных условий жизни.

В основу обеспечения достойного уровня жизни, гарантии прав и свобод человека, а также его социального развития была положена Европейская социальная хартия1.

Права, гарантируемые хартией, охватывают широкий круг общих направлений, являющихся жизненно важными и неотъемлемыми для каждого человека2:

1) жилье:

- строительство жилья в соответствии с потребностями семьи;

- сокращение числа бездомных;

- доступ каждого к жилью, отвечающему санитарным нормам, по доступным ценам;

- принцип равного доступа иностранных лиц к социальному жилью;

2) здравоохранение:

- доступное и эффективное медицинское обслуживание каждого;

1 Европейская социальная хартия появилась по инициативе государств - членов Совета Европы и была подписана в Турине 18 октября 1961 г., а вступила в силу 26 февраля 1965 г. Она была пересмотрена (дополнена рядом положений) 3 мая 1996 г. государствами-участниками.

2 См.: Зотиков А. Европейская социальная хартия: почему ее необходимо ратифицировать // Человек и труд. - 2004. - № 6.

- политика, направленная на предупреждение заболеваний, прежде всего путем зашиты окружающей среды;

- устранение рисков профессиональных заболеваний, для того чтобы гарантировать в законодательстве и на практике безопасные и здоровые условия труда;

3) образование:

- запрещение работы лицам, не достигшим 15-летнего возраста;

- бесплатное начальное и среднее образование;

- бесплатные службы профессиональной ориентации;

- профессиональная подготовка и переподготовка;

- доступ к высшему и университетскому образованию исключительно на основе личных способностей;

4) занятость:

- социальная и экономическая политика, призванная гарантировать полную занятость;

- право зарабатывать на жизнь свободно избранным трудом;

- создание справедливых условий труда в плане продолжительности рабочего дня и размера вознаграждения;

- борьба против сексуальных домогательств и моральных унижений;

- запрет принудительного труда;

- свобода создания профсоюзов и других организаций трудящихся для защиты своих экономических и социальных интересов; свобода каждого вступать или не вступать в такие организации;

- поощрение совместных консультаций, коллективных переговоров, механизма примирения и добровольного арбитража;

- право на забастовку;

5) социальная защита:

- право на социальное обеспечение, на получение социальной помощи и услуг социальных служб;

- право на защиту от бедности;

- принятие особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста;

6) свобода передвижения:

- упрощение иммиграционного режима для европейских трудящихся;

- право на воссоединение семьи;

- право иностранцев-нерезидентов на получение экстренной помощи, вплоть до их репатриации;

- наличие процедурных гарантий в случае высылки из страны;

7) исключение дискриминации:

- право мужчин и женщин на равное обращение и равные возможности в области занятости;

- гарантия недискриминации по признаку расы, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов, национальности, социального происхождения, состояния здоровья, принадлежности или непринадлежности к национальным меньшинствам в области всех прав, провозглашенных хартией.

Ратификация Европейской социальной хартии для Российской Федерации - вопрос не столько политический, сколько экономический, поскольку применению основных европейских показателей уровня жизни и прав человека в нашей стране должно способствовать внутреннее совершенствование системы норм и нормативов, связанное с формированием системы стандартизации тех или иных услуг, предоставляемых государством. При этом социальные стандарты могут использоваться государством в качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социально-экономической политики, распределении направляемых в социальный сектор ресурсов, реализации социальных программ и решении других задач. В этом случае социальные стандарты приобретают вид четко зафиксированных нормативов. Они могут иметь обязательный или рекомендательный характер.

Такие международные документы, как Всеобщая декларация прав и свобод человека, Европейская социальная хартия, Конвенции МОТ, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, предусматривают, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Однако в упомянутых документах не существует единой трактовки того, каким конкретно должен быть данный уровень жизни (по степени насыщенности предоставляемыми государством услугами). В одних правовых актах данный уровень называется достойным, в других - достаточным, в третьих - удовлетворительным, в четвертых - минимально допустимым. Разнообразие формулировок вызвано тем, что не существует единых универсальных подходящих для всех стран стандартов жизни с четко определенными параметрами и нормами потребления тех или иных благ и услуг. Однако независимо от того, как называется данный уровень жизни, - это уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния гражданина, к которому должно стремиться каждое государство, обеспечивающее реализацию права на достойный уровень жизни.

В последнее время в мировой практике все чаще используется также понятие «качество жизни». Л. А. Кривоносова считает, что качество жизни -это интегральная характеристика физического, психологического, экономического, эмоционального, социального функционирования человека1.

По мнению А. М. Нагимовой, качество жизни - это прежде всего удовлетворенность человека условиями своего существования и соответствие объективных условий жизнедеятельности субъективным потребностям индиви-да2.

Л. А. Беляева определяет качество жизни как комплексную характеристику условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего

1 См.: Кривоносова Л. А. Мониторинг качества жизни территориального сообщества: проблемы, принципы и перспективы построения // Социальная политика и социология. - 2005. - № 4.

2 См.: Нагимова А. М. Проблемы измерения и интерпретации качества жизни населения региона // Регионология. - 2010. - № 3. - С. 183.

положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе1.

Е. В. Шубенкова отмечает: «...качество жизни - интегральная характеристика физического, психологического и социального функционирования человека в процессе его жизнедеятельности, связанной с удовлетворением его потребностей, реализацией ценностей, основанная на оценке объективных показателей уровня жизни и условий жизнедеятельности и их субъективного 2

восприятия человеком» .

Таким образом, очевидна схожесть мнений большинства ученых по поводу того, что качество жизни - это социологическое понятие, интегрирующее оценку удовлетворенности всеми сферами жизнедеятельности (однако в большинстве случаев делается акцент на материальную составляющую).

Ситуация, сложившаяся за последние годы в социальной сфере, характеризуется соотношением как негативных, так и положительных тенденций: несмотря на положительную тенденцию к увеличению, остается неустойчивой динамика реальных доходов населения, сохраняется высокий уровень дифференциации различных социальных групп по размеру денежных доходов (в среднем по России разрыв составляет 15 раз: на 10% самых богатых домохо-зяйств приходится около 30% всех доходов, а на 10% самых бедных - 2%, причем разрыв в доходах в обществе, превышающий 10 раз, считается опасным для социальной стабильности), при этом, несмотря на существенный сдвиг в лучшую сторону, значительная часть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума (табл. 1 и 2).

Т а б л и ц а 1

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума*

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 9 месяцев 2011

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, млн чел. 25,2 25,2 21,5 18,7 18,8 18,2 17,9 20,2

В процентах от общей численности населения 17,6 17,7 15,2 13,3 13,4 13,0 12,6 14,3

* Составлено по данным Росстата.

1 См.: Беляева Л. А. Уровень и качество жизни: проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. - 2009. - № 1.

2 Шубенкова Е. В. Стратегия формирования организационной составляющей управления человеческими ресурсами. - М. : Палеотип, 2004. - С. 53.

Т а б л и ц а 2

Реальные располагаемые денежные доходы по Российской Федерации*

В % к

соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду

2008

I квартал 107,8 73,7

II квартал 106,1 115,9

III квартал 104,9 103,1

IV квартал 93,9 106,5

Год 102,4

2009

I квартал 101,9 79,5

II квартал 103,9 118,2

III квартал 97,4 96,7

IV квартал 109,1 119,4

Год 103,1

2010

I квартал 108,1 79,2

II квартал 104,3 114,1

III квартал 105,8 98,1

IV квартал 102,9 116,1

Год 105,1

2011

I квартал 100 77

II квартал 99 112,9

III квартал 101,6 100,7

* Составлено по данным Росстата.

Как видно из статистических данных, недостаток ресурсов, которыми располагает государство, не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гарантии граждан в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания.

В связи с этим наибольшую актуальность приобрел вопрос о разработке и установлении четко структурированной системы государственных социальных стандартов в качестве нормативной базы для обеспечения конституционных гарантий гражданам. С целью развития и совершенствования социальной политики, повышения качества и уровня жизни граждан Россия должна стремиться к установлению социальных стандартов, соответствующих международным нормам. Для достижения поставленной цели очень важно иметь специальные инструменты, которые необходимы как для измерения социальных факторов общественного развития и общественной жизни, так и для того, что-

бы быть взятыми за основу при формировании эффективных социальных программ, причем с ориентацией на долгосрочное развитие.

Исходя из вышеизложенного нами сформулировано следующее определение социальных стандартов: социальные стандарты - это государственные социальные гарантии, предусматривающие соблюдение прав и свобод граждан, базирующиеся на установлении норм и нормативов для обеспечения достойного качества и уровня жизни граждан не ниже принятых международным сообществом.

По мнению специалистов, наша страна должна стремиться к такому уровню развития, когда не минимальные социальные стандарты, а стандарты качества жизни будут положены в основу формирования социальной политики. На наш взгляд, стандарты качества жизни - это тот ориентир, на который должна быть направлена социальная политика государства, тот уровень удовлетворения потребностей каждого человека, который необходим для восстановления его сил, поддержания активного физического состояния и удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, определяющий степень достоинства и свободы личности каждого человека.

Принимая во внимание опыт таких организаций, как Организация объединенных наций (ООН) и Международная организация труда (МОТ), а также опираясь на международные пакты, конвенции и соглашения, направленные на создание так называемых глобальных социальных стандартов, нами была разработана соответствующая классификация государственных социальных стандартов, отвечающая существующим реалиям и потребностям социальной политики России. Указанные в данной классификации стандарты могут стать тем базовым уровнем, который Россия должна поддерживать, а в лучшем случае на основе которого будут строиться более приемлемые и необходимые для достойной жизни стандарты.

В связи с этим мы предлагаем следующую классификацию государственных социальных стандартов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. По видам законодательных норм:

- пакты, соглашения и договоры;

- конвенции и рекомендации;

- федеральные законы;

- постановления, положения и правила.

2. По сферам основных прав человека:

- стандарты, отражающие гражданские и политические права. Основными актами, отражающими гражданские и политические права на международном уровне, являются Всеобщая декларация прав человека, Пакт о гражданских и политических правах и Конвенция о защите прав человека и основных свобод;

- стандарты, отражающие экономические, социальные и культурные права граждан. К данным стандартам могут относиться права в области экономической деятельности, частной собственности, защиты материнства, детства и семьи, социального обеспечения, жилища, охраны здоровья и медицинской помощи, культурной жизни, образования и т. д.

3. По сферам социальных отношений:

- оплата труда и трудовые отношения;

- обеспечение занятости и помощи безработным;

- пенсионное обеспечение;

- обеспечение лекарственными средствами и товарами массового спроса;

- обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами;

- образование и профессиональная подготовка;

- наука;

- здравоохранение и физическое развитие;

- культура;

- социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание населения;

- обеспечение экологической безопасности;

- защита социальных прав граждан.

4. По применяемым измерителям стандартов:

- натуральные;

- стоимостные;

- временные;

- финансовые;

- нематериальные.

Перечень социальных стандартов предложенной нами классификации должен постоянно совершенствоваться, изменяться и дополняться в соответствии с целями социального развития в обществе, возможностями государства и регионов, а также с перспективами развития самого социального государства, коим является Российская Федерация.

Предложенная классификация государственных социальных стандартов, по нашему мнению, наиболее полно отражает круг социальных задач и отвечает современным требованиям, поскольку для поддержания единого социального пространства необходимо принятие и соблюдение социальных стандартов хотя бы на минимальном уровне. Для дальнейшего же совершенствования социальной политики нашей страны на основе принятых минимальных социальных стандартов должны разрабатываться стандарты, соответствующие международным нормам.

Список литературы

1. Беляева Л. А. Уровень и качество жизни: проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. - 2009. - № 1.

2. Лобанов И. В. Благополучие и процветание как цель взаимодействия Российского государства и субъектов Российской Федерации // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 2 (38).

3. Нагимова А. М. Проблемы измерения и интерпретации качества жизни населения региона // Регионология. - 2010. - № 3.

4. URL: http://conventions.coe.int

5. URL: http://economica-politica.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.