УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10176
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Расул Джурахонович МИРЗОЕВ, адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД Российской Федерации
Е-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
Аннотация. В статье рассматриваются состояние и проблемы реализации международных стандартов на неприкосновенность личности в Таджикистане. Приводится авторское определение международных стандартов в сфере прав человека, указываются источники международных стандартов неприкосновенности личности, отмечается наличие в Республике Таджикистан современного юридического механизма обеспечения и гарантий прав.
В числе основных проблем и задач выделяются: развитие транспаретности правоохранительной деятельности в связи с реализацией конституционных гарантий на неприкосновенность личности; проблематика установления в рамках ЕАЭС единых нормативных стандартов неприкосновенности личности и унифицированного механизма обеспечения их исполнения с учетом актуальных интересов обеспечения национальной и общественной безопасности и защиты от террористической угрозы и организованной преступности.
Ключевые слова: международные стандарты, неприкосновенность личности, права человека, конституционные механизмы, правоохранительная деятельность, запрет пыток, уважительное отношение.
Annotation. In the article examines the state and problems of implementation of international standards on personal integrity in Tajikistan. The author's definition of international standards in the field of human rights is given, the sources of international standards of personal integrity are pointed out, the existence of a modern legal mechanism for ensuring and guaranteeing rights in the Republic of Tajikistan is noted. Among the main problems and tasks are the development of transparency of law enforcement activities in connection with the implementation of constitutional guarantees for personal integrity, as well as the problem of establishing within the framework of the EEU uniform regulatory standards of personal integrity and a unified mechanism for ensuring their implementation, taking into account the current interests of ensuring national and public security and protection from terrorist threats and organized crime.
Keywords: international standards, personal integrity, human rights, constitutional mechanisms, law enforcement, prohibition of torture, respectful attitude.
Любое государство, стремящееся к интеграции в мировое правовое и социально-экономическое пространство, декларирующее статус правового или желание построения правового государства, принимает и реализует международные требования в сфере прав человека, прежде всего личных, стандартизация и универсализация которых по сравнению с другими группами прав человека находится на самом высоком уровне.
Как справедливо отмечает в связи с этим Ф.Ш. Бобоназарзода, «отношение и степень за-
щищенности свободы и личной неприкосновенности являются абсолютными показателями уровня развитости каждого правового го-сударства»1.
Универсальные требования в области прав человека начали формироваться и закрепляться нормативно еще на рубеже XVIII — XIX вв., в результате Великой французской революции; философско-правовые идеи в данной сфере формируются со времен античности. Наиболее продуктивной в сфере установления общепринятых норм в сфере прав человека выступает деятель-
№ 4/2019
ность Организации Объединенных Наций, в конвенциях и других документах которой содержатся положения, раскрывающие основные стандарты в сфере прав человека, включая право на неприкосновенность личности.
Правовая суть международных стандартов в сфере прав человека, несмотря на широкое употребление данного термина в юридическом и правовом обиходе, остается неясной. Само понятие «стандарт», активно применяющееся в технической науке, в правовой воспринимается, прежде всего, как рекомендация, крайне желательное положение, но вовсе не императив, не как норма, всеобщая обязанность к выполнению которой, помимо прочего, подкреплена возможностью юридического принуждения.
В международном праве, категория «стандарт» рассматривается в трех плоскостях:
1) как норма международного права;
2) как обязательства в сфере международного права и
3) как всеобщий нормативный минимум2.
О. Селихова полагает, что перечисленные
выше подходы являются «взаимодополняемыми»3, хотя, как думается, это не совсем так; речь идет об уменьшении сущностного поля понятий, и, кроме того, минимальные стандарты нередко устанавливаются специальными нормативными актами с соответствующим наименованием, т.е. прямо указывается на то, что конкретный международно-правовой акт содержит минимальный набор универсальных требований к обеспечению тех или иных прав, свобод индивида.
Установление подобного минимума бывает допустимым в тех случаях, когда по объективным соображениям мировое сообщество не имеет возможности соблюсти гарантии реализации и защиты более широкого набора прав и свобод, например, устанавливаются минимальные стандарты обращения с заключенными. Во всех остальных случаях международные стандарты прав человека все же содержат оптимальный набор прав и свобод, степеней их защиты и механизмов реализации.
Оптимальность вовсе не означает исключительности — как не бывает пределов совершенства, так сложно поставить барьеры развития правового государства; в ряде случаев, в том числе благодаря выходу конкретного государства на определенный высокий уровень социально-экономического развития, возникает возможность установления более высоких стандартов в сфере прав человека — это, однако, не означает, что в других государствах, реализую-
щих международные стандарты в полном объеме, не реализован идеал правового государства.
В результате наиболее корректным представляется определить международно-правовой стандарт в сфере конкретного конституционного права как закрепленные в нормах международного права безусловное обязательство его субъектов соблюдать установленный нормативный объем (уровень) корреспондирующих данному праву свобод и правомочий индивида (групп индивидов), гарантии их защиты и состояние механизма реализации («оптимум» соответствующего права). Именно конкретное наполнение указанного минимума образует содержательную сторону тех обязательств в сфере прав человека, в частности права на неприкосновенность, которые принимает на себя государство. Процессуальной формой международно-правового стандарта, в свою очередь, выступает закрепление его содержания в определенном международном правовом акте, выраженное, помимо прочего, в унификации правовых процедур. Как форма, так и содержание рассматриваются в качестве обязательных элементов стандарта в международном праве4.
Международные стандарты в сфере прав человека делятся на индивидуальные и групповые; первые касаются правового статуса определенных людей или небольших социальных групп, таких, как семья, а вторые адресованы более крупным группам, в частности, профессиональным группам, гендерным, возрастным, этническим группам и др.5.
В содержание универсального права на неприкосновенность личности входит совокупность возможностей индивида полностью и свободно реализовывать свою волю, вне притеснений как физического, так и психологического характера, как со стороны окружающих лиц, так и со стороны государства6.
Среди общепринятых международных стандартов в сфере неприкосновенности личности могут быть указаны такие, как запрет рабства, иных подневольных состояний, пыток, необоснованных арестов, задержаний или изгнаний из государства или территории своего пребывания. В систематизированном и полном виде впервые данный перечень был закреплен во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и получил свое активное развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (далее — МПГПП), в котором, помимо указанных запретов, также были запрещены различные опыты над людьми, а равно содержание под стражей без санкций.
№ 4/2019
Как справедливо отмечается в литературных источниках, положения Международного пакта 1966 г. стали правовым ориентиром, эталонами для конструирования норм национального конституционного права7.
Республика Таджикистан, как и подавляющее большинство современных демократических государств, в своем конституционном законодательстве содержит ключевые установления по поводу права граждан на неприкосновенность.
В Послании Маджлиси Оли Республики Таджикистан Президент Республики Таджикистан, Лидер нации Эмомали Рахмон говорит о том, что «наша страна избрала путь строительства правового общества, одной из главных идей которого является обеспечение верховенства закона и защиты прав и свобод человека и граждан. Данный принцип обязывает, чтобы общественные отношения во всех сферах регулировались посредством законов, отвечающих нормам морали, справедливости и гуманизма»8.
Конституционное право на неприкосновенность личности гарантируется государством согласно ч. 3 ст.18 Конституции Республики Таджикистан, в соответствии с которой «неприкосновенность личности гарантируется государством. Никто не может быть подвергнут пыткам, жестокости и бесчеловечному обращению. Принудительные медицинские и научные эксперименты над человеком запрещаются».
С неприкосновенностью личности тесно связана свобода индивида. В соответствии с ч 2 ст. 19 Конституции Республики Таджикистан «никто не может быть подвергнут без законных оснований задержанию, аресту» (ч. 2 ст. 19).
Чтобы не оставаться сугубо декларативными, соответствующие гарантии Конституции должны найти отражение в конституционно-правовом механизме реализации и обеспечения права на неприкосновенность личности, включая нормы действующего законодательства Республики Таджикистан, организацию и деятельность системы органов, компетентных в сфере обеспечения и защиты права на неприкосновенность.
Республика Таджикистан как государство — участник универсальных договоров в области прав человека, в частности, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания приняла обязательства по имплементации и исполнению международных стандартов на неприкосновенность личности.
Соответствующие положения Основного закона Республики Таджикистан получили развитие в процессуальном законодательстве, огранивающие, в частности, максимальный срок ареста и содержания лица под стражей без санкции суда, исключительно судебный порядок их санкционирования, права задержанных, арестованных, обвиняемых.
Анализ релевантных источников позволяет констатировать, что одним из ключевых аспектов реализации международных стандартов неприкосновенности личности в Республике Таджикистан выступает обеспечение соответствия законодательства и фактической практики правоприменения установлениям ст. 7 МПГПП, в которой, собственно, установлены соответствующие стандарты в глобальном масштабе.
Можно констатировать, что в целом законодательство Республики Таджикистан соответствует международным стандартам на неприкосновенность личности. В частности, ограничение свободы индивида может иметь место исключительно со стороны государства и на основании четко определенных оснований; государственное регулирование любых случаев ограничения свободы регламентируется нормами кодифицированных уголовно-процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях.
В статье 10 Уголовно-процессуального кодекса Республики Таджикистан устанавливаются обязанность должностных лиц правоохранительной системы уважать честь и достоинства индивидов и безусловный запрет на насилие, пытки, иное уничижительное отношение к любым участникам уголовного процесса.
В статье 11 УПК Республики Таджикистан указывается на запрет задержания и взятия под стражу любого гражданина без наличия на то законных оснований. Незаконное задержание и помещение граждан под стражу образует специальный состав преступления, предусмотренный ст. 358 УК Республики Таджикистан.
На сегодняшний день можно сказать, что правовой механизм гарантий международных стандартов на неприкосновенность личности в Республики Таджикистан реализован в полном объеме, требуемом МПГПП, о чем свидетельствуют компетентные аналитические обзоры.
Определенные нарекания составляет проблематика возможного применения пыток по отношению к задержанным, однако, поскольку подобная проблематика поднимается, прежде всего, в критических высказываниях наблюдателей из недружественных Таджикистану госу-
№ 4/2019
дарств, а независимые наблюдатели отмечают значительный прогресс как в правовом регулировании, так и в правоприменительном механизме, то в данном случае основной рекомендацией выступает обеспечение доказательств отсутствия соответствующих нарушений международных стандартов в практике правоохранительной деятельности, в частности, через повышение транспарентности.
В свете предстоящего вступления Республики Таджикистан в Евразийский Союз (ЕАЭС), на наш взгляд, необходимо постоянное приглашение независимых наблюдателей из стран ЕАЭС для надзора в рамках уголовного процесса и информационный обмен с представителями правоохранительных органов ЕАЭС с последующей унификацией процессуального законодательства в странах Евразийского Союза.
Основная же дилемма, возможное препятствие на пути к прогрессу состоит в том, что на следующем этапе развития правового государства в Таджикистане, по логике, должны расширяться применяемые стандарты неприкосновенности личности. Однако, осуществляя соответствующие преобразования, ни в коей мере не стоит забывать о том, что современный Таджикистан ежедневно сталкивается с многочисленными угрозами криминального характера, увеличивающими риски безопасности государства, общества и конкретных граждан. Республика не по своей воле находится на перекрестке путей масштабного трафика наркотических средств, незаконных вооружений и миграции террористического элемента.
Обеспечение защиты общества и каждого гражданина от соответствующих угроз может рассматриваться как наивысший приоритет государственно-правового развития — к такому выводу постепенно приходят государства даже так называемой «передовой западной демократии». Однако это означает также и то, что в ходе реализации оперативных мер реагирования на изменение криминальной ситуации в сфере организованной преступности и терроризма актуализируются ограничения права на неприкосновенность личности и существенно повышаются требования к правоохранительным органам, безусловно, с учетом общепринятых международных стандартов, соблюдения приоритетных национальных интересов в сфере безопасности.
Как справедливо отмечает В.В. Барбин, «важное теоретическое и практическое значение имеет не только проблема определения пределов и степени ограничения прав и свобод че-
ловека и гражданина, но и правоограничитель-ных целей. Четкая фиксация оснований, объема и содержания ограничений права позволяет установить пределы его ограничений... Отсутствие определенности в этих вопросах может привести к правонарушениям со стороны обязанного лица либо к неполному использованию предоставленных правомочий»9.
И это крайне не простая задача, эффективное решение которой пока не найдено, пожалуй, ни в одном цивилизованном государстве.
В условиях активной интеграции Республики Таджикистан в правовую систему в рамках ЕАЭС возникает необходимость не только объединения усилий по исследованию проблем совершенствования законодательства и правоприменительного механизма в сфере обеспечения конституционного права на неприкосновенность личности в условиях нарастающих угроз национальной и общественной безопасности, но также и совместного поиска наиболее подходящих правовых конструкций с их последующим дублированием в конституционном законодательстве всех стран ЕАЭС.
И основой такого интегративного законодательства должны выступить международные стандарты неприкосновенности личности, пересмотренные через призму фактической целесообразности и интересов обеспечения национальной безопасности, в определенных частях уточненные и дополненные.
1 Бобоназарзода Ф.Ш. Конституционно-правовые основы обеспечения личных прав и свобод человека и гражданина органами внутренних дел Республики Таджикистан: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. С. 63.
2 Ягофаров С.М. Международные стандарты в уголовном судопроизводстве. Оренбург: ОГУ, 2013.
3 Селихова О.Г. Международные стандарты обеспечения права на свободу и личную неприкосновенность // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2016. № 6 (90) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-standarty-obespecheniya-prava-na-svobodu-i-lichnuyu-neprikosnovennost (Дата обращения: 29.06.2019)
4 Скрипкин В.М. Международные стандарты прав человека и российский уголовный процесс: Монография. Курск: КИСО (фил.) РГСУ, 2008.
5 Селихова О.Г. Указ. соч.
6 Лычковский Д.Н. Конституционно-правовое обеспечение неприкосновенности личности в Республике Беларусь: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 2018.
7 Скрипкин В.М. Указ. соч.
8 Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан // URL: http://www.vhk.tj/ru/134-president-payom (Дата обращения: 29.06.2019)
№ 4/2019
9 Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина и их реализация в деятельности органов внутренних дел: Дис ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 61.
Библиографический список
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12. 1948 г.) // Доступ из ЦБПИ «ADLIA»
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
3. Конституция Республики Таджикистан от 06.11.1994 г. (в ред. Закона от 22.06.2003 г.). Душанбе, 2003.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан от 03.12.2009 г. (с изм. и доп. по сост. на 02.01.2019 г.) // Доступ из ЦБПИ «ADLIA»
5. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21.05.1998 г. № 574 (с изм. и доп. по сост. на 02.01.2019 г.) // Доступ из ЦБПИ «ADLIA»
6. Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона Мад-жлиси Оли Республики Таджикистан // URL: http://www.vhk.tj/ru/134-president-payom (Дата обращения: 29.06.2019)
7. Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина и их реализация в деятельности органов внутренних дел: Дис ... канд. юрид. наук. М., 2003.
8. Бобоназарзода Ф.Ш. Конституционно-правовые основы обеспечения личных прав и свобод человека и гражданина органами внутренних дел Республики Таджикистан: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 248 с.
9. Лычковский Д.Н. Конституционно-правовое обеспечение неприкосновенности личности в Республике Беларусь: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 2018. 25 с.
10. Селихова О.Г. Международные стандарты обеспечения права на свободу и личную неприкосновенность // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2016. № 6 (90) // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-standarty-obespecheniya-prava-na-svobodu-i-lichnuyu-neprikosnovennost (Дата обращения: 29.06.2019)
11. Скрипкин В.М. Международные стандарты прав человека и российский уголовный процесс: Монография. Курск: КИСО (фил.) РГСУ, 2008. 160 с.
12. Ягофаров С.М. Международные стандарты в уголовном судопроизводстве. Оренбург: ОГУ, 2013. 180 с.
№ 4/2019