Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / УГРОЗЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПАНДЕМИЯ / КРИЗИС / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / СТАНДАРТЫ / КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Артем Иванович

Цель: Исследование правовых основ международных стандартов по обеспечению безопасности хозяйствующих субъектов. Методология: Использовались общетеоретический и формально-юридический методы. Результаты: В статье рассматриваются существующие международные стандарты обеспечения экономической безопасности как основы для ее мониторинга. Процессы гарантии экономической безопасности являются насущными в современном мире и включают значительное количество процедур. Подавляющее большинство стратегий обеспечения экономической безопасности основывается на радикальных экономических реформах, интеграции в мировые системы безопасности, вступлении в экономические союзы и организации. Исследование показало насущную необходимость улучшения методов осуществления экономической безопасности на основании комплексного анализа набора международных стандартов и критериев экономической ориентации, которая сформирует систему эффективного реагирования на экономические риски и кризисы. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку доказывает необходимость улучшения методов осуществления экономической безопасности хозяйствующих субъектов, так как высокая степень их защищенности обеспечивает экономическую стабильность государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL STANDARDS FOR ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF BUSINESS ENTITIES

Purpose: То study the legal framework of international standards for ensuring the safety of business entities. Methodology: General theoretical and formal legal methods were used. Results: The article examines the existing international standards for ensuring economic security as a basis for its monitoring. This shows that the processes of guaranteeing economic security are essential in the modern world and include a significant number of procedures. The overwhelming majority of strategies for ensuring economic security are based on radical economic reforms, integration into world security systems, entry into economic unions and organizations. The study showes the urgent need to improve the methods of implementing economic security on the basis of a comprehensive analysis of a set of international standards and criteria for economic orientation, which will form a system of effective response to economic risks and crises. Novelty/originality/value: The article has a high scientific value, since it showed the need to improve the methods of implementing the economic security of business entities, since a high degree of their security ensures the economic stability of the state as a whole.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ»

DOI 10.52068/2304-9839_2021_50_1_72 Смирнов А.И.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Цель: Исследование правовых основ международных стандартов по обеспечению безопасности хозяйствующих субъектов.

Методология: Использовались общетеоретический и формально-юридический методы.

Результаты: В статье рассматриваются существующие международные стандарты обеспечения экономической безопасности как основы для ее мониторинга. Процессы гарантии экономической безопасности являются насущными в современном мире и включают значительное количество процедур. Подавляющее большинство стратегий обеспечения экономической безопасности основывается на радикальных экономических реформах, интеграции в мировые системы безопасности, вступлении в экономические союзы и организации. Исследование показало насущную необходимость улучшения методов осуществления экономической безопасности на основании комплексного анализа набора международных стандартов и критериев экономической ориентации, которая сформирует систему эффективного реагирования на экономические риски и кризисы.

Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку доказывает необходимость улучшения методов осуществления экономической безопасности хозяйствующих субъектов, так как высокая степень их защищенности обеспечивает экономическую стабильность государства в целом.

Ключевые слова: экономическая безопасность, хозяйствующие субъекты, угрозы, национальные интересы, пандемия, кризис, интеграционные процессы, стандарты, критерии.

Smirnov A.I.

INTERNATIONAL STANDARDS FOR ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF BUSINESS ENTITIES

Purpose: То study the legal framework of international standards for ensuring the safety of business entities.

Methodology: General theoretical and formal legal methods were used.

Results: The article examines the existing international standards for ensuring economic security as a basis for its monitoring. This shows that the processes of guaranteeing economic security are essential in the modern world and include a significant number of procedures. The overwhelming majority of strategies for ensuring economic security are based on radical economic reforms, integration into world security systems, entry into economic unions and organizations. The study showes the urgent need to improve the methods of implementing economic security on the basis of a comprehensive analysis of a set of international standards and criteria for economic orientation, which will form a system of effective response to economic risks and crises.

Novelty/originality/value: The article has a high scientific value, since it showed the need to improve the methods of implementing the economic security of business entities, since a high degree of their security ensures the economic stability of the state as a whole.

Keywords: economic security, economic entities, threats, national interests, pandemic, crisis, integration processes, standards, criteria.

Угрозы, которые возникают в мировой среде, имеют достаточно существенное влияние на отдельные государства, вызывая различные по степени последствия. Интеграционные процессы усиливают роль воздействия различных негативных факторов на экономическую безопасность, уровень обеспечения которой отличается в разных странах. Вопросы противодействия влиянию мировых и внутренних угроз, обеспечения устойчивого развития и высокой конкурентоспособности в сложных условиях остаются актуальными.

Поиск критериев, которые могут свидетельствовать об ослаблении экономической безопасности, является важной задачей, от которой зависит объективность мониторинга реализации

функций безопасности государством. Обеспечение экономической безопасности лежит не только в плоскости финансово-экономических показателей, оно является более широким понятием и включает в себя контроль за социальной сферой, экологией, энергонезависимостью, продовольственным обеспечением. Как показывают события, связанные с последствиями пандемии COVID-19, масштабное заболевание имеет прямое влияние на экономику государств, независимо от уровня развития. Особенно устойчивые убытки в долгосрочной перспективе пандемия принесет в развивающихся странах за счет уменьшения инвестиций; это послужит размыванию физического и человеческого капитала из-за за-

ЕиКЛБТЛЫ ЛОУОСЛСУ 1 (50) 2021

крытая бизнеса и потери рабочих мест; снижению глобальных связей между цепями поставок в торговле. Эти эффекты снизят потенциальный объем производства, который экономика может поддерживать при полной занятости и производительности труда [1].

Потребности в соответствующем инструментарии контроля за экономической безопасностью имеют особую роль в системе государственного управления, ведь выявление негативных тенденций и угроз и оперативное реагирование на них в значительной степени могут смягчить последствия или снизить уровень угроз практически во всех сферах деятельности страны. Учитывая дис-куссионность вопросов о сфере безопасности, достаточно полезным для России является изучение мировых подходов к определению стандартов и критериев экономической безопасности.

Система обеспечения экономической безопасности - организованная государством совокупность субъектов, объединенных целями и задачами по защите экономических интересов, которые осуществляют свою деятельность в этой сфере в соответствии с закрепленными в законодательстве РФ и международных актах функциями и механизмами их выполнения.

Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов играет очень важную роль в укреплении безопасности национальной экономики и является предпосылкой ее стабильного развития [4, с. 65].

Существует взаимозависимость между развитием деятельности хозяйствующих субъектов и обеспечением функциональных составляющих безопасности государства: финансовой, социальной, технологической, продовольственной, внешнеэкономической, демографической и экологической, а также матрица согласования экономических интересов граждан, субъектов хозяйствования, финансовых учреждений и государства в качестве основы обеспечения их экономической безопасности.

Определение сущностных характеристик понятия экономической безопасности нуждается в разграничении категорий «экономическая безопасность субъекта хозяйствования», «предпринимательская деятельность» и «предпринимательство как сектор экономики».

Экономическая деятельность опирается на реализацию разработанной государственной политики и утвержденных стратегических планов, которые предусматривают определенные индикаторы реализации стратегии, что свидетельствует об уровне достижения показателей стратегии

и необходимости ее корректировки. Учитывая значительное количество направлений и сфер деятельности, прямо или косвенно касающихся экономики, существуют разные взгляды на понимание ключевых элементов обеспечения экономической безопасности и критериев ее реализации.

В.И. Мельник определяет, что большинство стратегий национальной безопасности государств ориентировано на обеспечение национальной и экономической безопасности через проведение радикальных экономических реформ, тесную интеграцию в мировые и европейские системы безопасности, присоединение к экономическим и политическим союзам и организациям [2]. В связи с этим применение наработанного опыта зарубежных стран по реализации экономической безопасности должно стать одним из важнейших направлений развития национальной экономики России.

С точки зрения обеспечения долгосрочного развития важно уменьшать степень любой внешней зависимости экономики. В глобализированном мире сегодня нет страны, которая могла бы преодолеть внешнюю зависимость. Однако в экономических отношениях важно максимально смягчать указанную зависимость, поскольку именно это обеспечивает высшее состояние развития в долгосрочной перспективе [3].

В системе показателей экономической безопасности можно выделить ряд элементов: уровень и качество жизни; темпы инфляции; уровень безработицы; экономический рост; дефицит бюджета; размер государственного долга; состояние золотовалютных резервов; уровень теневой экономики; экологическое состояние [4]. К важным элементам в структуре экономической безопасности государства можно отнести экономическую свободу, стабильность и устойчивость национальной экономики, потенциал саморазвития и прогресса [5].

Основные направления обеспечения экономической безопасности в новых странах - членах ЕС определены в стратегиях их национальной безопасности. Среди них можно выделить следующие:

- осуществление эффективных мер макроэкономической стабилизации, поддержка внутренней и внешней стабильности;

- обеспечение динамичного развития экономики и международного сотрудничества;

- ускорение структурных реформ в экономике, привлечение иностранных инвестиций, поддержка малого и среднего бизнеса;

- борьба с организованной финансово-экономической преступностью;

- эффективное рыночное регулирование в экономической и финансовой сферах;

- согласование финансово-экономического законодательства, финансовой, экономической и таможенной политики с европейским законодательством;

- присоединение к трансконтинентальным транспортным коммуникациям, создание информационной инфраструктуры;

- эффективное управление трудовым потенциалом, необходимым для развития высокотехнологичных отраслей промышленности;

- поддержка должного уровня образования и науки и др. [7].

Для разграничения указанных категорий необходимо обратиться к Федеральному закону «О защите конкуренции» [2], согласно которому хозяйствующий субъект является самостоятельным коммерческим или некоммерческим субъектом хозяйствования, созданным для удовлетворения общественных и личных потребностей через систематическое осуществление производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности.

Субъектом хозяйствования является субъект, который представляет собой определенную экономическую систему, которая характеризуется производственным, техническим, экономическим и организационным единством и в стоимостном выражении может быть оценена как совокупность ее материальных и нематериальных ресурсов.

Согласно ГК РФ предпринимательством является самостоятельная, инициативная, систематическая, хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предприятиями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли [1]. Она характеризуется следующими признаками:

- обязательно рыночная деятельность;

- процесс, направленный на систематическое получение прибыли;

- обязательно законная деятельность.

Совокупность субъектов хозяйствования подразделяется на:

- организации и индивидуальных предпринимателей;

- субъекты микропредпринимательства, малого, среднего и крупного предпринимательства.

Таким образом, субъект предпринимательской деятельности может быть как юридическим (сложное предпринимательство), так и физическим лицом (простое предпринимательство).

Системный подход к анализу экономической безопасности предполагает рассмотрение экономико-производственной деятельности как многоуровневой структурной системы.

Стандарты обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйствования - комплекс мер, которые должны обеспечивать экономическую и правовую природу и быть направлены на достижение и поддержку безопасного состояния жизнеспособности предприятий всех форм собственности; они осуществляются в соответствии со стратегическим планом его развития [3, с. 20].

Значительное количество подходов к критериям экономической безопасности, а отсюда и различные стандарты, которые определяют уровень реализации экономической безопасности, свидетельствует об отсутствии единых подходов в инструментарии мониторинга ключевых показателей устойчивости к кризисам и рискам экономической сферы. Несмотря на широкое методологическое видение указанного вопроса, ученые и практики в сфере государственного управления пытаются найти собственное понимание целесообразности использования тех или иных критериев. Обеспечение экономической безопасности - сложный и многофункциональный процесс, требующий понимания значительного количества направлений, которые обеспечивают стабильность, прогнозируемость, действенность, управляемость экономик государства.

С точки зрения подходов к процедуре реализации всего комплекса действий со стороны государства по определению и использованию стандартов и критериев экономической безопасности, по международному опыту следует выделить правовой механизм, который должен обеспечивать соответствующее законодательное поле, правовую легитимность и наличие необходимых нормативно-правовых актов и стандартов, закрепляющих соответствующие стандарты и критерии экономической безопасности. Как видим, США и Евросоюз используют в своей деятельности необходимый правовой арсенал, что может действовать как принуждение или поощрение по корректировке определенных стандартов в экономической сфере.

Что касается конкретных показателей, свидетельствующих о реализации функций государства в сфере экономической безопасности, то это показатели макроэкономического характера (объем ВВП; доля расходов на оборону; объем внешнего и внутреннего долга), показатели социально-экономического состояния (доля инвестиций в основной капитал; доля расходов на науку),

EURASIAN ADVOCACY 1 (50) 2021

показатели функционального и отраслевого уровня. Причем достижение предельных значений отдельных показателей развития общества может быть катастрофическим.

Другое видение проблематики предлагает использование значительного инструментария международных индексов (индикаторов достижения Целей устойчивого развития, Индекса развития человеческого потенциала; Глобального индекса конкурентоспособности; Индекса легкости ведения бизнеса и др.). По нашему мнению, указанные пути являются достаточно перспективными, но методологический поиск должен расширяться в сторону интегрального сочетания целого комплекса стандартов и критериев, которые могут максимально объективно информировать органы государственной власти в сфере экономики о состоянии обеспечения безопасности. В области международной нормативной базы (ISO) существует ряд стандартов, назначением которых является обеспечение непрерывного существования субъекта хозяйствования и его прогрессивное развитие, то есть соответствие содержанию дефиниции управления экономической безопасностью [5, с. 222].

Известно, что стандарты создаются на основании международного опыта с учетом мнения специалистов и экспертов.

Стандарты, которые способны обеспечить экономическую безопасность любого субъекта хозяйствования, это:

- ISO 22301: 2012 «Безопасность социальная. Менеджмент системы непрерывности бизнеса. Требования». Данный стандарт рассматривает вопросы управления непрерывностью ведения бизнеса, которые позволят повысить жизнеспособность организаций как государственного, так и частного сектора. Основой данного стандарта является система Plan-Do-Check-Act (PDCA) model -модели планирования, создания, внедрения, эксплуатации, мониторинга, анализа, поддержки и постоянного совершенствования эффективности систем управления непрерывностью бизнеса (BCMS). Он согласовывается с такими стандартами, как ISO 9001 (менеджмент качества), ISO 14001 (экологический менеджмент) и ISO 27001 (менеджмент информационной безопасности) и обеспечивает их совместимость [7];

- другим международным стандартом, способным обеспечивать стабильность предприятий и организаций, является стандарт ISO 31010: 2009 «Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания». Он содержит принципы, структуру и процесс управления рисками;

- следующий стандарт в международной системе - стандарт ISO 22320: 2011 «Безопасность социальная. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты»;

- ряд международных стандартов касается вопросов обеспечения защиты информации. В данной связи актуальным является стандарт ISO / IEC 27033-3: 2010 «Информационные технологии. Методы и средства обеспечения безопасности. Сетевая безопасность», в котором рассмотрены вопросы возможных угроз, методов проектирования и управления. В нем рассмотрены возможные сценарии возникновения угроз, и для каждого сценария стандарт обеспечивает подробное руководство по угрозам безопасности и методы проектирования безопасности и контроля, необходимые для минимизации связанных с ними рисков;

- заслуживает внимания также стандарт ISO / IEC TR27016: 2014 «Информационные технологии. Методы защиты. Менеджмент информационной безопасности. Организационная экономика», основные цели которого отражены в названии;

- составляющим элементом экономической безопасности предприятия является и кадровая безопасность. Ряд международных стандартов затрагивает данные вопросы. Ведущим является стандарт ISO 22398: 2013 «Безопасность социальная. Эффективные действия в смоделированных условиях», который направлен на повышение обучения (повышение знаний, навыков, способностей отдельных лиц или группы лиц с целью овладения конкретными компетенциями) и сотрудничества (предоставление возможности для людей работать вместе для достижения общего конечного результата) [9].

Таким образом, учитывая, что стандарты ISO являются результатом интегрирования современного международного опыта, можно определить актуальные направления для обеспечения безопасности субъектов хозяйствования, их стабильного, эффективного и непрерывного существования. К этим направлениям относятся:

- поддержка и постоянное совершенствование системы управления экономической структурой;

- совершенствование требований к оперативной информации по определению рисков или инцидентов;

- постоянное улучшение методов оценки рисков;

- контроль и обеспечение информационной безопасности и повышение эффективности работы на примерах смоделированных ситуаций с целью снижения негативного влияния рисков [10].

Таким образом, применение проанализированных стандартов на уровне отечественных субъектов хозяйствования позволит: оценить меры по управлению рисками, выявить слабые и сильные аспекты корпоративного риск-менеджмента, повысить конкурентоспособность, уменьшить расходы на подготовку соответствующих отчетов, внести необходимые изменения в организационную структуру, повысить эффективность и т. п. [6, с. 552].

Экономическая безопасность предприятия обеспечивается одновременно как на оперативном, так и на стратегическом уровне. В частности, на оперативно-тактическом уровне происходит решение текущих хозяйственных задач, связанных с оптимизацией процесса использования имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов.

На стратегическом же уровне принимаются более масштабные решения, нацеленные на долгосрочную перспективу. Это касается формирования целевых ориентиров деятельности предприятия в будущем, выбора стратегии достижения целей, разработки стратегии использования основных конкурентных преимуществ предприятия.

Для того чтобы исследования, связанные с экономической безопасностью предприятия, перешли с теоретического уровня в плоскость реального практического применения, важное значение приобретают вопросы установления градации экономической безопасности, разработка методов оценки состояния и определение уровня экономической безопасности, разработка показателей оценки экономической безопасности предприятия и т. п.

Необходимо отметить, что рассмотренные международные стандарты ISO активно используют и при разработке национальных стандартов обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйствования. Яркими примерами могут служить проекты национальных стандартов экономической безопасности Российской Федерации. Поэтому, по нашему мнению, отечественным специалистам в области экономической безопасности нужно воспользоваться зарубежным опытом и разработать отечественный стандарт обеспечения экономической безопасности субъектов хозяйствования, который будет основываться на новейших достижениях в сфере безопасности в мире [5, с. 222].

Таким образом, исследовав отдельные международные стандарты и критерии экономической безопасности на основе зарубежного опыта как основы ее мониторинга, мы определили основные подходы к применению соответствующих кри-

териев экономической безопасности в мировой практике. Важным является реализация правовой основы использования национальных стандартов и критериев экономической базы. Определяют достижение экономической безопасности макроэкономические показатели; показатели социально-экономического состояния, функционального и отраслевого уровня; индикаторы международных индексов, отражающие экономическую активность стран. Наряду с этим, целесообразным будет усовершенствовать методологию мониторинга реализации экономической безопасности на основе интегрального сочетания целого комплекса стандартов и критериев экономического направления, что позволит сформировать систему действенного реагирования на экономические риски и кризисные явления.

Пристатейный библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.

2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-Ф3 (последняя редакция).

3. Беккалиева Н.К., Харченко И.Н. Современные стандарты способов и средств защиты информации как фактор обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Использование инновационных технологий в разработке и реализации экономических реформ: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 20-24.

4. Кирченко М.А. Теоретические основы использования стандарта экономической безопасности в деятельности хозяйствующего субъекта // Инвестиционное и кадровое обеспечение инновационного воспроизводства на территориях: динамика, проблемы и перспективы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 65-69.

5. Поляков В.Д. Стандарт обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Молодежь и XXI век - 2020: Материалы 10-й Международной молодежной научной конференции: в 4 т. / ответ. ред. А.А. Горохов. 2020. С. 222-225.

6. Шевяков А.Ю., Беляев А.В., Кузнецов И.А. Специфика подготовки в образовательном учреждении специалистов индустрии гостеприимства в рамках обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: Материалы IX Международной научно-практической конференции / ответ. ред. А.А. Бурмистрова и др. 2020. С. 552-557.

7. ISO 22005, Traceability in the feed and food chain -General principies and basic requirements for system design and implementation; ISO Guide 73:2009, Risk management - Vocabulary ISO Руководство 73:2009, Менеджмент риска — Словарь.

8. Joint FAO/WHO Food Standards Programme. Codex Alimentarius Commission: Procedural Manual. Twenty-fifth edition, 2016.

EURASIAN ADVOCACY l (5Q) 2Q2l

9. Draft ISO 31000:2009. Risk management - Principles and guidelines VMIA. - 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vmia.vic.gov.au/skillsEDIT/clientuploads/48/ Intraduction%20to%20ISO31000%20June%202009.pdf.

10. Grant P. ISO 31000:2009 - Setting a New Standard for Risk Management // Risk Analysis. 2010. Vol. 30. № 6. P. 881-886.

11. Methodware. Impact of ISO 31000 on Existing ERM Programs / Methodware. 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.methodware.com/assets/files/ resources/whitepapers/Impact-of-ISO-31000-on-Existing-ERMPrograms.pdf.

References (transliterated)

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (GK RF) ot 30 noyabrya 1994 goda N 51-FZ \\ Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii/

2. Federal"ny"j zakon «O zashhite konkurencii» ot 26.07.2006 N 135-FZ (poslednyaya redakciya) \\ Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federacii.

3. Bekkalieva N.K., Xarchenko I.N. Sovremenny"e standarty" sposobov i sredstv zashhity" informacii kak faktor obespecheniya e"konomicheskoj bezopasnosti xo-zyajstvuyushhego sub""ekta \\ V sbornike: Ispol"zovanie innovacionny"x texnologij v razrabotke i realizacii e"konomicheskix reform. sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 20-24.

4. Kirchenko M.A. Teoreticheskie osnovy" ispol"zova-niya standarta e"konomicheskoj bezopasnosti v deyatel"-nosti xozyajstvuyushhego sub""ekta \\ V sbornike: In-vesticionnoe i kadrovoe obespechenie innovacionnogo vosproizvodstva na territoriyax: dinamika, problemy" i perspektivy". Materialy" IV Vserossijskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii s mezhdunarodny"m uchastiem. 2020. S. 65-69.

5. Polyakov V.D. Standart obespecheniya e"konomi-cheskoj bezopasnosti xozyajstvuyushhego sub""ekta \\ V sbornike: Molodezh" i XXI vek - 2020. Materialy" 10-j Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchnoj konferencii. V 4-x tomax. Otvetstvenny"j redaktor A.A. Goroxov. 2020. S. 222-225.

6. Shevyakov A.Yu., Belyaev A.V., Kuzneczov I.A. Specifika podgotovki v obrazovatel"nom uchrezhdenii specialistov industrii gostepriimstva v ramax obespecheniya e"konomicheskoj bezopasnosti xozyajstvuyushhix sub""ektov \\ V sbornike: Global"ny"e problemy" modern-izacii nacional"noj e"konomiki. Materialy" IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otv. redaktor A.A. Burmistrova [i dr.]. 2020. S. 552-557.

7. ISO 22005, Traceability in the feed and food chain -General principles and basic requirements for system design and implementation; ISO Guide 73:2009, Risk management - Vocabulary ISO Rukovodstvo 73:2009, Menedzhment riska - Slovar".

8. Joint FAO/WHO Food Standards Programme. Codex Alimentarius Commission: Procedural Manual. Twenty-fifth edition, 2016.

9. Draft ISO 31000:2009. Risk management - Principles and guidelines [elektronnij resurs] / VMIA. - 2009 . -Rezhim dostupu: http://www.vmia.vic.gov.au/skillsEDIT/ clientuploads/48/Introduction%20to%20ISO31000%20 June%202009.pdf. 5. Grant P. ISO 31000:2009 - Setting a New Standard for Risk Management / Grant P. // Risk Analysis. - Vol. 30. - №6. - 2010. - P. 881 - 886.

10. Methodware. Impact of ISO 31000 on Existing ERM Programs [Elektronnij resurs] / Methodware. 2010. -Rezhim dostupu: http://www.methodware.com/assets/ files/resources/whitepapers/Impact-of-ISO-31000-on-Ex-isting-ERMPrograms.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведем профессиональную экспертизу:

Строительно-техническую Землеустроительную Инженерно-технологическую Пожарно-техническую Автотехническую

Почерковедческую Подлинности документов Оценочную Товароведческую Бухгалтерскую

Профессионализм экспертов и современные методики проведения исследований в сжатые сроки обеспечивают максимально достоверные результаты!

^ Платинум

группа компаний

Q м. Электрозаводская,

г. Москва, пл. Журавлева, д. 2, стр. 2, офис 321

Ж ocenka-m.com • ¡nfo@ocenka-m.com

V» 8 (800) 100-50-01 • 8(495)308-15-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.