Научная статья на тему 'Экономические основы обеспечения качества и безопасности продукции'

Экономические основы обеспечения качества и безопасности продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1517
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ / СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / МАРКЕТИНГ / ГРУППЫ КАЧЕСТВА / PRODUCT QUALITY / PRODUCT SAFETY / QUALITY MANAGEMENT / SECURITY MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ISO 9000 / PRODUCT LIFE CYCLE / RISK MANAGEMENT / MARKETING / QUALITY GROUPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панова Альбина Сергеевна

Цель: проведение исследования деятельности по обеспечению качества и безопасности продукции в экономическом срезе. Методы: диалектический метод познания, системный метод, логический метод, анализ, синтез. Результаты: осуществлено исследование экономических аспектов понятия «обеспечение качества и безопасности продукции». Внимание концентрируется на экономических средствах обеспечения качества и безопасности продукции. Научная новизна: обеспечение качества и безопасности продукции рассматривается с точки зрения организационных управленческих систем, показана экономическая сущность «обеспечения качества и безопасности продукции». Практическая значимость: полученные результаты могут использоваться для проведения экономических исследований, преподавания экономических дисциплин, развития на предприятиях систем управления качеством и безопасностью, для проведения юридических исследований вопросов качества продукции (товаров), чтения курсов «Коммерческое право», «Предпринимательское право».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC BASES OF PRODUCT QUALITY AND SAFETY ASSURANCE

Objective: to conduct research on ensuring the quality and safety of products in the economic section. Methods: the dialectical method of cognition, systemic method, logical method, analysis, synthesis. Results: a study of the economic aspects of ensuring the products quality and safety is carried out. Attention is focused on the economic means of maintenance of products quality and safety. Scientific novelty: ensuring quality and safety of production is considered from the point of view of organizational management systems, the economic essence of the products quality and safety assurance is revealed. Practical value: the obtained results can be used to conduct economic research, teaching economic disciplines, developing quality and safety management systems at the enterprises, to carry out legal research of the issues of products (goods) quality, to develop lecture courses on "Commercial Law", and "Business Law".

Текст научной работы на тему «Экономические основы обеспечения качества и безопасности продукции»

УДК 346.543.2:658.56

А. С. ПАНОВА, кандидат юридических наук, доцент

Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ

Цель: проведение исследования деятельности по обеспечению качества и безопасности продукции в экономическом срезе.

Методы: диалектический метод познания, системный метод, логический метод, анализ, синтез.

Результаты: осуществлено исследование экономических аспектов понятия «обеспечение качества и безопасности продукции». Внимание концентрируется на экономических средствах обеспечения качества и безопасности продукции.

Научная новизна: обеспечение качества и безопасности продукции рассматривается с точки зрения организационных управленческих систем, показана экономическая сущность «обеспечения качества и безопасности продукции».

Практическая значимость: полученные результаты могут использоваться для проведения экономических исследований, преподавания экономических дисциплин, развития на предприятиях систем управления качеством и безопасностью, для проведения юридических исследований вопросов качества продукции (товаров), чтения курсов «Коммерческое право», «Предпринимательское право».

Ключевые слова: качество продукции; безопасность продукции; управление качеством; управление безопасностью; системы менеджмента качества; стандарты ИСО серии 9000; жизненный цикл продукции; риск-менеджмент; маркетинг; группы качества.

Введение

Обеспечение качества и безопасности продукции является разновидностью человеческой деятельности, необходимыми составляющими которой являются определенные действия. Действие - это процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут. То есть процесс, подчиненный сознательной цели [1, с. 103]. Осознанность является неотъемлемой характеристикой деятельности в области обеспечения качества и безопасности продукции. Всякая деятельность, в том числе и деятельность по обеспечению качества и безопасности продукции, подразумевает наличие таких элементов, как цель, задачи, средства, результат, а также сам процесс деятельности. В области обеспечения безопасности продукции цель, задачи, используемые средства, требования к процессу деятельности и предполагаемому результату очерчиваются государством. Так, выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения безопасности продукции осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ, оно же координирует деятельность Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Решающая роль в обеспечении качества продукции принадлежит изготовителям.

В большинстве случаев они самостоятельно определяют номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции, уровень ее качества, самостоятельно организуют систему мероприятий по обеспечению качества на производстве, включая разработку собственных стандартов и создание необходимых для этого подразделений и служб.

Результаты исследования

Правомерно выделять философские, технические, социальные, экономические и юридические аспекты деятельности в области обеспечения качества и безопасности продукции - указанная деятельность носит межотраслевой характер. В экономическом плане обеспечение качества и безопасности продукции подразумевает проведение на производстве на плановой и систематической основе особого рода мероприятий, направленных на создание уверенности в том, что изделие или услуга удовлетворяет определенным требованиям качества (безопасности). Наиболее правильным является подход, когда предусматриваются мероприятия в области обеспечения качества и безопасности продукции, рассчитанные на все этапы жизненного цикла продукции. Например, по справедливому утверждению К. Исикавы, о качестве многих сложных

товаров и материалов, состоящих из различных составляющих, можно узнать только в процессе эксплуатации [2, с. 96]. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» под обеспечением качества (quality assurance) понимает часть менеджмента качества, направленную на создание уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены (п. 3.2.11). Термин «менеджмент качества» («quality management»), согласно указанному ГОСТ, обозначает скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству (п. 3.2.8)1.

Внедрение на предприятиях систем менеджмента качества (далее - СМК) (первоначальное название « системы управления качеством») содействует стабильному и устойчивому качеству изготавливаемой продукции. Считается, что первые подобные системы стали появляться в середине прошлого столетия за границей ( в индустриально развитых странах, и прежде всего, в Японии и США). Однако и в нашей стране примерно в это же время (50-60 гг. прошлого столетия) создавались эффективные на тот момент системы управления качеством. Так, на Саратовском самолетостроительном заводе была разработана Саратовская система. В ее основу была положена количественная оценка качества труда. Качество труда в данной системе характеризовалось процентом сдачи продукции с первого предъявления за отчетный отрезок времени ( смена, неделя, месяц). На Львовском заводе телеграфной аппаратуры была разработана система бездефектного труда («Львовский вариант» Саратовской системы). Основное внимание в этой системе уделялось планированию и поддержанию достигнутого уровня качества труда. В этой системе основным показателем качества труда являлся коэффициент качества труда. Разработанная для Горьковского самолетостроительного завода система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) была на-

1 Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 90002008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N° 470-ст). URL: http:// www.6pl.ru/gost/Giso_9000-2008.htm (дата обращения: 26.05.2014)

правлена на создание условий, обеспечивающих высокий уровень конструкторской и технологической подготовки производства, а также получение в сжатые сроки требуемого качества продукции с первых промышленных образцов. Основная задача системы - выявление на этапе проектирования и разработки конструкций изделий максимального числа возможных причин отказов и их устранение в допроизводственный период [3, с. 26-29].

С целью оказания помощи организациям, внедряющим СМК, Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) (далее - ИСО) разработала семейство стандартов ИСО 9000 (впервые данные стандарты были опубликованы в 1987 г.). По данным официального сайта ИСО, в данную серию входят следующие стандарты: ИСО 9000-2008 (устанавливает требования к системе менеджмента качества), ИСО 9000 (содержит основные понятия и словарь), ИСО 9004 (сосредоточен на том, как сделать систему управления качеством более эффективной и работоспособной), ИСО 19011 (содержит руководство по проведению внутреннего и внешнего аудитов СМК) [4]. В России действуют национальные стандарты, соответствующие семейству стандартов ИСО серии 9000: ГОСТ Р ИСО 9000-2008, ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 9004-2001 и др.

СМК представляют собой организационные управленческие системы, необходимые для руководства (управления) организацией в целях обеспечения требуемого уровня качества продукции. Главное предназначение данных систем состоит в оказании содействия организациям в повышении удовлетворенности потребителей от использования (эксплуатации) приобретенной продукции. СМК основываются на концепции Всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM), суть которой состоит в непрерывном повышении качества всех организационных процессов на предприятии. Принципы TQM - ориентация на потребителя, вовлечение персонала в деятельность компании, системный подход к управлению, постоянное улучшение и др. Процессный подход - другая отличительная черта СМК. Для организации этот подход означает необходимость систематически определять и осуществлять управление многочисленными взаимосвязанными процессами, обеспечивая

их необходимое взаимодействие. Поэтому фундаментальными категориями в учении об СМК являются категории «жизненный цикл продукции» (далее - ЖЦП) и «этапы жизненного цикла продукции» (далее - этапы ЖЦП). ЖЦП - это совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании. Этап ЖЦП означает условно выделяемую часть ЖЦП, характеризуемую спецификой производимых на этом этапе работ и конечными результатами. В прошлом модель обеспечения качества продукции с помощью управления этапами ЖЦП называлась «петлей качества» или «спиралью качества», в настоящее время эта модель именуется процессами ЖЦП.

Условно выделяют следующие этапы ЖЦП: проектирование, производство, эксплуатация и утилизация. В развернутом виде к этапам ЖЦП относят: маркетинг, проектирование продукта, планирование и разработку процесса, закупку, производство или обслуживание, проверку, упаковку и хранение, продажу и распределение, монтаж и наладку, а также техническую поддержку и обслуживание, эксплуатацию по назначению, послепродажную деятельность, утилизацию и (или) переработку. Формально различают понятия «жизненный цикл изделия (продукции)» и «жизненный цикл товара». Жизненный цикл изделия (продукции) завершается продажей изделия. Жизненный цикл товара характеризуется нахождением товара в обращении, спросом на товар, доходами производителей и продавцов от его реализации. С коммерческой точки зрения на начальных стадиях ЖЦП преобладают расходы, в дальнейшем превалируют доходы (прибыль) и, наконец, рост убытков заставляет прекращать производство. Учет этапов ЖЦП позволяет выпускающему предприятию спланировать деятельность по созданию и обслуживанию продукции на максимально рациональной основе, а также уменьшить издержки на доработку изделия. Требованиями к СМК дополняют технические требования к продукции. Использование СМК является для предприятия делом добровольным, решение об использовании принимает высшее руководство предприятия. Через установление в рамках СМК требований к этапам ЖЦП и управление этими этапами происходит воздействие на качество продукции.

Различного рода управленческие системы предприятия используют в целях обеспечения безопасности выпускаемой продукции и минимизации производственных рисков. Использование таких систем стало характерной чертой деятельности промышленного предпринимательства. Среди наиболее востребованных можно указать системы менеджмента безопасности цепи поставок, системы менеджмента в области безопасности пищевой продукции, системы управления рисками на предприятии. В большинстве случаев в качестве первоисточника, содержащего правила об организации и использовании таких систем, выступают стандарты ИСО, которые, в свою очередь, берутся за основу при принятии аналогичных национальных стандартов. Например, правила о Системе менеджмента безопасности цепи поставок предусматриваются Стандартом ИСО 28004:2006 «Системы менеджмента безопасности сети поставок. Руководство по внедрению ISO/PAS 28000» (ISO 28004:2006 «Security management systems for the supply chain - Guidelines for the implementation of ISO/ PAS 28000»). В России модифицированным данному стандарту является ГОСТ Р 53661-2009 (ИСО 28004:2006) «Система менеджмента безопасности цепи поставок»2. Принцип работы систем менеджмента безопасности цепи поставок заключается в организации управления и управлении цепью поставок (supply chain), под которой понимается взаимосвязанный набор ресурсов и процессов, начинающийся с получения сырья и простирающийся через доставку продукции или услуг к конечному пользователю посредством транспортных систем. Участниками цепи поставок могут быть продавцы, промышленные предприятия, логистические центры, внутренние центры распределения, дистрибьюторы, оптовые

2 ГОСТ Р 53661-2009 (ИСО 28004:2006) «Система менеджмента безопасности цепи поставок» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 1026-ст). URL: http://www.opengost.ru/ iso/13_gosty_iso/13310_gost_iso/6161-gost-r-53661-2009-iso-28004-2006-sistema-menedzhmenta-bezopasnosti-cepi-postavok.-rukovodstvo-po-vnedreniyu.html (дата обращения: 26.05.14)

продавцы и другие юридические лица, связанные с конечными пользователями3.

Значение систем менеджмента в области безопасности пищевой продукции, базирующихся на серии стандартов ИСО 22 0 004, и принятых на их основе национальных стандартах5, заключается во внедрении на предприятии, участвующем в цепи создания пищевой продукции, особой системы, использование которой подтверждает его способность управлять опасностями, угрожающими пищевой продукции. Основная цель, которая побуждает внедрять систему - обеспечение безопасности пищевой продукции в момент ее употребления человеком в пищу.

Ключевыми элементами системы, позволяющими обеспечить безопасность пищевой

3 Наряду с ГОСТ Р 53661-2009 (ИСО 28004:2006), требования к системам менеджмента безопасности цепи поставок прописаны в ГОСТ Р 53663-2009 (ИСО 28000:2005) «Система менеджмента безопасности цепи поставок. Требования», который, в свою очередь, согласован с ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (система менеджмента качества) и с ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (система экологического менеджмента). Согласованное использование перечисленных стандартов позволяет организации обеспечивать соответствие собственной системы менеджмента международным правилам управления качеством, экологией и безопасностью цепи поставок. Таким образом, управленческие стандарты в области качества и безопасности продукции, основываясь на процессном подходе, тесно связаны друг с другом.

4 В данную серию стандартов входят стандарты: ISO 22000:2005 (содержит общее руководство для управления безопасностью продуктов питания); ISO/TS 22004:2005 (содержит руководства по применению ISO 22000); ISO 22005:2007 (занимается вопросами прослеживаемости в цепях пищевых продуктов и кормов); ISO/TS 220021:2009 (описывает специальные предпосылки для производства продуктов питания) и др. URL: http://www.iso. org/iso/ru/home/standards/management-standards/iso22000. htm (дата обращения: 26.05.2014)

5 ГОСТ Р 51705.1-2001 «Управление качеством пище-

вых продуктов на основе принципов ХАССП» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 23 января 2001 г. № 31-ст); ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 апреля 2007 г. № 66-ст) и др.

продукции во всей цепи ее создания вплоть до стадии конечного употребления в пищу, являются интерактивный обмен информацией, системный менеджмент, программы предварительных обязательных мероприятий, использование принципов ХАССП (НАССР - Hazard analysis and critical control points). Принципы ХАССП предполагают анализ рисков, а также проведение этапа обеспечения безопасности пищевой продукции, условно именуемого «критической контрольной точкой» (critical control point). В случае превышения критических пределов или в случае потери управления в рамках производственных программ обязательных предварительных мероприятий такая продукция должна быть выявлена, также должны проводиться соответствующие управленческие мероприятия в отношении ее использования и выпуска. Организация должна предотвратить поступление несоответствующей продукции в цепь создания пищевой продукции. В ряде случаев для изготовителей пищевой продукции применение принципов ХАССП является обязательным. К примеру, «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции» устанавливает, что при осуществлении процессов производства пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (п. 2 ст. 10)6.

Различного рода риски, влияющие на деятельность предприятия, могут иметь негативные последствия с точки зрения экономической эффективности, деловой репутации, окружающей среды, безопасности, а также отрицательные социальные последствия. Поэтому одной из актуальных проблем сегодня является эффективное управление рисками. Сложилось целое направление в экономической науке, получившее название риск-менеджмент (risk management), которое включает в себя «процедуры построения стратегий, и на их базе выбора оптимальной тактики» [5, с. 112]. Для решения проблем оценки и управления рисками на крупных предприятиях создаются специальные службы по управлению

6 URL: http://www.tehreg.ru/TP_TC/TP_TC_021_2011/ TP_TC_021_2011.htm (дата обращения 26.05.2014)

рисками. В менее крупных предприятиях может вводиться должность риск-менеджера. Услуги по риск-менеджменту могут оказываться специальными организациями.

В риск-менеджменте выделяют несколько ключевых этапов:

1) выявление риска и оценка вероятности его реализации и масштаба последствий, определение максимально возможного убытка;

2) выбор методов и инструментов управления выявленным риском;

3) разработка риск-стратегии с целью снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий;

4) реализация риск-стратегии;

5) оценка достигнутых результатов и корректировка риск-стратегии.

Ключевым этапом риск-менеджмента считается выбор методов и инструментов управления риском [6].

Системы управления рисками направлены на минимизацию негативных результатов хозяйственной деятельности предпринимателя и, прежде всего, на минимизацию экономического риска. «Экономическая сущность риска состоит в наступлении для сторон обязанности в виде принятия на себя убытков, порожденных рисковыми обстоятельствами» [7, с. 13]. Классификация экономических рисков была предметом исследования многих ученых. В экономической науке выделяют макроэкономический и микроэкономический риски, говорят о чистых и спекулятивных рисках, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных рисках. Экономический риск подразделяют на уровни временного, объектно-территориального риска и т. д. Так, примером проявления уровня временного риска может служить решение об использовании морально устаревшего оборудования в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка. Разновидностью экономического риска является предпринимательский риск, который включает в себя маркетинговый, финансовый, производственный, систематический и несистематический риски [5, с. 96-106]. Считается, что производственный риск промышленного предприятия может быть вызван недальновидной ассортиментной политикой предприятия. Когда оно из года в год выпускает одну и ту же продукцию, порой морально или технически устаревшую и

неконкурентоспособную, несет дополнительные потери от низкого качества продукции и т. д. [8, с. 76]. Системы управления процессами, влияющими на качество и безопасность выпускаемой предприятием продукции, должны гармонично вписываться в общую систему управления рисками на предприятии. Для минимизации негативных последствий от предпринимательской деятельности ИСО разработала ряд документов в области риск-менеджмента, среди которых: стандарт ИСО 31000:2009 «Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания», стандарт ИСО/МЭК 31010: 2009 «Менеджмент рисков. Методы оценки рисков», Руководство ИСО 73:2009. ГОСТР ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» является модифицированным стандарту ИСО/МЭК 31010:2009 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (ISO/IEC 31010:2009 «Risk management. Risk assessment techniques»)7.

Развитию социальной ответственности промышленного предпринимательства способствует внедрение на предприятиях систем менеджмента социальной ответственности на основе стандарта ИСО 26000-2010 «Руководство по социальной ответственности». Считается, что предприятию необходимо уделять внимание таким вопросам, как организационное управление, права человека, трудовые практики, окружающая среда, добросовестные деловые практики, проблемы, связанные с потребителями, участие в жизни сообществ и их развитие. Стандарт содержит рекомендации по каждому из перечисленных вопросов, включая те действия, которые следует предпринимать организациям для признания их социально ответственными перед государством, обществом и потребителями. В России принят идентичный данному международному стандарту ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности»8. Одно из предназначений

7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01 декабря 2011 г. № 680-ст). URL: http://vsegost.com/Catalog/51/51721.shtml (дата обращения: 26.05.2014)

8 ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности» (утвержден и введен в действие Приказом

стандарта ИСО 26000-2010 и принятого на его основе ГОСТ Р состоит в оказании помощи предприятиям в осознании того, в каких конкретных аспектах своей деятельности и каким образом они влияют на жизнь и здоровье потребителей своей продукции. А осознав - управлять этими процессами на сбалансированной основе [9, 10, 11].

Практика воздействия управленческих систем на процессы ЖЦП постоянно анализируется разработчиками соответствующих стандартов, с целью их дальнейшего совершенствования. Так, ИСО в 2015 г планирует ввести в действие новый стандарт серии ИСО 9000 - стандарт ИСО 9001:2015. Новый стандарт будет исходить из того, что качество сегодня не является единственным фактором конкурентоспособности. Серьезную позицию в конкурентоспособности занимает цена, ее соотношение с качеством. Появились также факторы, которые на определенном этапе могут стать критическими, например, охрана окружающей среды или безопасность труда. То есть изменилось понятие конкурентоспособности предприятия, которое стало определяться многими параметрами. Сегодня нужно говорить о рассмотрении менеджмента качества не как об определяющем факторе, а как об одной из подсистем в системе менеджмента предприятия в целом. Модель ИСО 9001 нацелена на создание уверенности в обеспечении именно качества продукции, она снижает риски получения не той продукции, которая была заявлена или затребована потребителем. Планируется, что стандарт ИСО 9001:2015 будет содержать модель снижения риска, связанного с получением продукции ненадлежащего качества [12].

Экспертами отмечается, что в новой версии стандартов ИСО 9001:2015 основным требованием в области управления качеством будет «процессный подход»; такие предупреждающие действия, как «оценка рисков» будут проходить «красной линией» через весь стандарт. Организация должна будет расценивать себя в системе окружающей среды. Из стандарта будет исключен термин «услуга», но останутся термины «продук-

Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1611-ст (Приказ официально опубликован не был). URL: http://protect.gost.ruy document.aspx?control=7&baseC=6&page=81&month=5&y ear=2014&search=&id=181382 (дата обращения: 26.05.2014)

ция», «продукт». Одним из основных принципов СМК будет принцип «взаимовыгодных отношений с поставщиками» [13].

Одним из эффективных экономических инструментов, содействующих выпуску продукции надлежащего качества и безопасной для потребителей, является маркетинг «Маркетинг» (от англ. market) - рынок. Термином «маркетинг» обозначают обширную по своему спектру деятельность в сфере рынка товаров, услуг, осуществляемую в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли [14]. Иными словами, маркетинг приспосабливает производство к требованиям рынка и запросам потребителей. По справедливому мнению К. Иси-кавы, в задачи отдела маркетинга входит анализ потребностей потребителей, а также причин, побуждающих потребителя к приобретению именно этой продукции. Отдел маркетинга должен знать процентное соотношение дефектной продукции, отбракованной при реализации потребителю, и анализировать подобные ситуации. После реализации продукции отдел маркетинга обязан кон -тролировать эффективность функционирования системы дообслуживания, проверять инструкции по эксплуатации и обслуживанию, анализировать полученную от потребителей информацию [2, с. 191-193]. Маркетинг, как правило, является элементом системы менеджмента качества и безопасности, действующей на предприятии.

Маркетинговая деятельность способствует не только изготовлению обычной продукции со стандартным набором свойств, но и стимулирует производство так называемой продукции рыночной новизны. К товарам рыночной новизны можно отнести лишь те, которые либо полностью удовлетворяют новую потребность, либо обеспечивают более высокую ступень удовлетворения известной потребности, или существенно расширяют круг потребителей, удовлетворяя их известную потребность на том же уровне. Однако если товар, при создании которого использованы технические новинки, удовлетворяет известную потребность на прежнем уровне и не расширяет круг своих потребителей, то товаром рыночной новизны его назвать нельзя [15].

К числу важнейших критериев конкурентоспособности относят степень новизны товара,

качество его изготовления, наличие материальной базы для распространения информации о товаре, меры по стимулированию сбыта, включая рекламу. Важны также возможности приспособления товара к требованиям конкретного рынка, финансовые условия сбыта, способность фирмы быстро реагировать на успехи или неудачи на рынке. Считается, что продукция является конкурентоспособной, если ее продажная цена, дизайн и качество не уступают аналогам, представленным на рынке [15].

Конкурентоспособность - это характеристика продукции, которая отражает ее отличие от товаров-конкурентов по двум основным показателям: по степени соответствия конкретной общественной потребности и по производимым затратам на удовлетворение этой потребности. В 1960-1970 гг. в нашей стране создавались специальные органы по изучению спроса - Товарно-конъюнктурные лаборатории, которые были призваны изучать спрос населения, давать предприятиям рекомендации, организовывать рекламу новых видов продукции, руководить ассортиментными лабораториями на предприятиях [16, с. 22-23, 25-26].

Серьезным недостатком советской методологии оценки уровня качества продукции, которая выпускалась отечественными предприятиями, являлось то, что концептуально данная методология не была привязана к показателям конкурентоспособности, за базу для сравнения не принимались потребности населения в продукции, учитывались только технические характеристики, заложенные в нормативно-технических документах.

В условиях хозяйствования в наши дни маркетинговой деятельностью могут заниматься специально образуемые для этих целей подразделения предприятий-изготовителей, полномочия которых обычно прописываются в локальных правовых актах предприятия: «Положение о службе маркетинга на предприятии», «Порядок проведения маркетинговых исследований» и др. Порядку и условиям осуществления маркетинговой деятельности могут быть посвящены действующие в рамках предприятия-изготовителя организационные стандарты [17, с. 139]. Маркетинговые исследования могут проводиться на основании договоров на выполнение маркетинговых исследований, заключаемых со специальными предпринимательскими организациями (исполнителями-маркетологами). В теории

коммерческого права такие договоры относят к числу договоров, содействующих торговле [18].

Серьезный экономический эффект предприятию, выпускающему продукцию, могут принести группы качества и безопасности, которые целесообразно создавать на производстве. Принцип их работы должен заключаться в объединении практиков-специалистов (например, рабочих одного и того же цеха) в группу (3-8 человек) для того, чтобы на добровольных началах решать проблему повышения качества и безопасности выпускаемой предприятием продукции. Причем важны любые дельные предложения и идеи, касающиеся устранения проблем, связанных с качеством и безопасностью, высказываемые членами групп. Для предприятия экономический эффект от работы групп качества и безопасности может выразиться в: уменьшении дефектов на всех стадиях производства продукции; снижении количества отказов и рекламаций, затрат на исправление брака и доработку; совершенствовании технологических процессов, как в пределах предприятия, так и между предприятиями по всей цепочке изготовления продукции; в экономии материальных ресурсов; росте производительности труда; улучшении и обеспечении условий труда и др. [19]. Группы качества и безопасности должны подчиняться вышестоящему органу. В советские времена такие группы подчинялись Совету по группам качества (в него входили руководитель предприятия, а также все главные (старшие) специалисты) или штабу групп качества. Периодически должно проводиться обучение членов групп качества и безопасности. Бизнес-план современной компании должен предусматривать финансирование работы групп качества и безопасности. На предприятиях следует использовать меры морального и материального поощрения членов указанных групп, а сами группы должны входить в действующую на предприятии систему менеджмента качества и безопасности.

Выводы

Таким образом, обеспечение качества и безопасности продукции в экономическом плане представляет собой специфическую разновидность человеческой деятельности, представляющую собой совокупность взаимосвязанных и последовательных действий (мероприятий),

реализуемых в рамках специально организованных управленческих систем, которые основаны на процессном подходе и управлении рисками. Действия (мероприятия) в области обеспечения качества и безопасности продукции совершаются в целях достижения и поддержания необходимого уровня качества и безопасности выпускаемой продукции. Наряду с управленческими системами обеспечению качества и безопасности продукции содействуют маркетинг, группы качества (безопасности) и другие подобные инструменты, которые, как правило, являются частью систем управления качеством и безопасностью, действующих на предприятиях. Вопросы обеспечения качества и безопасности продукции тесно связаны с охраной окружающей среды (все чаще на предприятиях вводятся автоматизированные системы контроля промышленных выбросов, проводится мониторинг экологического воздействия предприятия на окружающую среду и т. д.). Выпуск продукции высокого качества подразумевает соблюдение прав потребителей и свидетельствует о высокой социальной ответственности промышленного предприятия.

Список литературы

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

2. Исикава К. Японские методы управления качеством / науч. ред. и авт. предисл. А. В. Гличев. М.: Экономика, 1988. 215 с.

3. Белобрагин В. Я. Качество: уроки прошлого и современность. Монография. М.: АСМС, 2003. 363 с.

4. URL: http://www.iso.org/iso/ru/home/standards/manage-ment-standards/iso_9000.htm (дата обращения: 26.05.2014)

5. Буянов В. П., Кирсанов К. А., Михайлов Л.М. Риско-логия (управление рисками): учеб. пособие. М.: Экзамен, 2003. 384 с.

6. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 10.03.2014)

7. Горячкина Д. А. Управление рисками в российском гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 28 с.

8. Балдин К. В., Воробьев С. Н. Управление рисками: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 511 с.

9. Ружевичюс Ю. Международная система социальной ответственности // Стандарты и качество. 2011. № 2. С. 93-95.

10. Михайлова Н., Федорова Л. Международный стандарт ИСО 26000: признание социальной ответственности, идентификация заинтересованных сторон и взаимодействие с ними // Стандарты и качество. 2011. № 3. С. 72-77.

11. Ольховикова Н., Салимова Т. Инструменты системной деятельности по улучшению в области социально ответственного поведения организации // Стандарты и качество. 2012. № 12. С. 74-78.

12. Чайка И. Будущее серии стандартов ISO 9000 // Управляем предприятием. 2012. № 11 (22). URL: http:// consulting.1c.ru/ejournalPdfs/chaika-11.pdf (дата обращения: 04.11.2013).

13. Из выступления канд. хим. наук, MBA, регионального менеджера компании Quality Austria, Training, Certification and Evaluation Ltd Соболевой Е. на III Международном научно-практическом форуме «Эффективные системы менеджмента - стратегии успеха» (16-19 октября 2013 г, г Казань).

14. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.

15. Долинская М. Г. Маркетинг - ключ к решению проблемы «конкурентоспособность» // Стандарты и качество. 1990. № 9. С. 15-19.

16. Клейн Н. И. Законодательство о планировании производства товаров народного потребления. М.: Юридическая литература, 1967. 142 с.

17. Пугинский Б. И. Теория и практика договорного регулирования. М.: Зерцало-М, 2008. 235 с.

18. Измайлова Е. В. Договоры, содействующие торговле // Коммерческое право. 2008. № 2 (3). С. 64-79.

19. Запорожец А. М. Что же такое группы качества? // Стандарты и качество. 1990. № 3. С. 21-22.

В редакцию материал поступил 30.04.14 © Панова А. С., 2014

Информация об авторе

Панова Альбина Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права, Институт экономики, управления и права (г. Казань) Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: albina_2005@rambler.ru

Как цитировать статью: Панова А. С. Экономические основы обеспечения качества и безопасности продукции // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2 (30). С. 68-76.

A. S. PANOVA,

PhD (Law), Associate Professor Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Russia ECONOMIC BASES OF PRODUCT QUALITY AND SAFETY ASSURANCE

Objective: to conduct research on ensuring the quality and safety of products in the economic section.

Methods: the dialectical method of cognition, systemic method, logical method, analysis, synthesis.

Results: a study of the economic aspects of ensuring the products quality and safety is carried out. Attention is focused on the economic means of maintenance of products quality and safety.

Scientific novelty: ensuring quality and safety of production is considered from the point of view of organizational management systems, the economic essence of the products quality and safety assurance is revealed.

Practical value: the obtained results can be used to conduct economic research, teaching economic disciplines, developing quality and safety management systems at the enterprises, to carry out legal research of the issues of products (goods) quality, to develop lecture courses on "Commercial Law", and "Business Law".

Key words: product quality; product safety; quality management; security management; quality management system; ISO 9000; product life cycle; risk management; marketing; quality groups.

References

1. Leont'ev, A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' (Activity. Consciouseness. Personality). Moscow: Politizdat, 1977, 304 p.

2. Isikava, K. Yaponskie metody upravleniya kachestvom (Japanese techniques of quality management) / nauch. red. i avt. predisl. A.V. Glichev. Moscow: Ekonomika, 1988, 215 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Belobragin, V.Ya. Kachestvo: urokiproshlogo i sovremennost'. Monografiya (Quality: lessons of the past and present. Monograph). Moscow: ASMS, 2003, 363 p.

4. http://www.iso.org/iso/ru/home/standards/management-standards/iso_9000.htm (accessed: 26.05.2014)

5. Buyanov, V.P., Kirsanov, K.A., Mikhailov, L.M. Riskologiya (upravlenie riskami): ucheb. posobie (Riskology (risk management): textbook). Moscow: Ekzamen, 2003, 384 p.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki (accessed: 10.03.2014)

7. Goryachkina, D.A. Upravlenie riskami v rossiiskom grazhdanskomprave: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk (Risk management in the Russian civil law: abstract of a PhD (Law) thesis). Moscow, 2013. 28 p.

8. Baldin, K.V., Vorob'ev, S.N. Upravlenie riskami: ucheb. posobie dlyastudentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nostyam ekonomiki i upravleniya (060000) (Risk management: textbook for students majoring in Economics and Management (060000)). Moscow: YuNITI-DANA, 2005, 511 p.

9. Ruzhevichyus, Yu. Mezhdunarodnaya sistema sotsial'noi otvetstvennosti (International system of social responsibility). Standarty i kachestvo. 2011, no. 2, pp. 93-95.

10. Mikhailova, N., Fedorova, L. Mezhdunarodnyi standart ISO 26000: priznanie sotsial'noi otvetstvennosti, identifikatsiya zainteresovannykh storon i vzaimodeistvie s nimi (International standard ISO 26000: recognition of social responsibility, identification of stakeholders and interaction between them). Standarty i kachestvo, 2011, no. 3, pp. 72-77.

11. Ol'khovikova, N., Salimova, T. Instrumenty sistemnoi deyatel'nosti po uluchsheniyu v oblasti sotsial'no otvetstvennogo povedeniya organizatsii (Tools of systemic activity on improving in the sphere of socially responsible behavior of an organization). Standarty i kachestvo, 2012, no. 12, pp. 74-78.

12. Chaika, I. Budushchee serii standartov ISO 9000 (The future of ISO 9000). Upravlyaempredpriyatiem, 2012, no. 11 (22), available at: http://consulting.1c.ru/ejournalPdfs/chaika-11.pdf (accessed: 04.11.2013).

13. Iz vystupleniya kand. khim. nauk, MBA, regional'nogo menedzhera kompanii Quality Austria, Training, Certification and Evaluation Ltd Sobolevoi E. na IIIMezhdunarodnom nauchno-prakticheskom forume «Effektivnye sistemy menedzhmenta - strategii uspekha» (16-19 oktyabrya 2013 g., g. Kazan') (From the report by PhD (Chemistry), MBA, regional manager of Quality Austria, Training, Certification and Evaluation Ltd E. Soboleva at the III International scientific-practical forum "Effective management systems - strategies of success" (October 16-19, 2013, Kazan)).

14. Raizberg, B.A., Lozovskii, L.Sh., Starodubtseva, E.B. Sovremennyi ekonomicheskii slovar'(Modern Dictionary of Economics). Moscow: INFRA-M, 2007, 495 p.

15. Dolinskaya, M.G. Marketing - klyuch k resheniyu problemy «konkurentosposobnost'» (Маркетинг - ключ к решению проблемы «конкурентоспособность»). Standarty i kachestvo, 1990, no. 9, pp. 15-19.

16. Klein, N.I. Zakonodatel'stvo o planirovanii proizvodstva tovarov narodnogo potrebleniya (Legislation on planning consumer goods production). Moscow: Yuridicheskaya literatura, 1967, 142 p.

17. Puginskii, B.I. Teoriya ipraktika dogovornogo regulirovaniya (Theory and and practice of contract regulation). Moscow: Zertsalo-M, 2008, 235 p.

18. Izmailova, E.V. Dogovory, sodeistvuyushchie torgovle (Contracts promoting trade). Kommercheskoepravo, 2008, no. 2 (3), pp. 64-79.

19. Zaporozhets, A.M. Chto zhe takoe gruppy kachestva? (What are quality groups?). Standarty i kachestvo, 1990, no. 3, pp. 21-22.

Received 30.04.14

Information about the author

Panova Albina Sergeyevna, PhD (Law), Associate Professor, Head of Department of Civil and Business Law, Institute of Economics, Management and Law (Kazan)

Address: 42 Moskovskaya Str., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90 E-mail: albina_2005@rambler.ru

f.\.\>\

How to cite the article: Panova A.S. Economic bases of product quality and safety assurance. Aktual'niye problemy ekonomiki i prava, 2014, no. 2 (30), pp. 68-76.

_y

© Panova A. S., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.