Научная статья на тему 'Международные стандарты и вступление России в ВТО'

Международные стандарты и вступление России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Приступа А. О., Стукач В. Ф., Приступа О. А.

Членство России в ВТО, безусловно, окажет влияние на многие факторы российской экономики, и многие склоняются к мнению, что вступление в ВТО будет положительным шагом на пути дальнейшего развития. В то же время остается много вопросов о характере последствий вступления России в ВТО: какое воздействие это окажет на сельское хозяйство, какими будут экологические последствия свободной торговли и как это отразится на регионах! Возможный негативный эффект на окружающую среду как результат либерализации торгово-экономических отношений выявляет необходимость проведения реформ и совершенствования российского экологического законодательства и его гармонизацию с существующими международными нормами в сфере двухсторонних и многосторонних торговых соглашений. Основными международными стандартами, на которых строятся международные соглашения о продуктах питания, являются «Кодекс Алиментариус», санитарные и фитосанитарные меры. Эти стандарты регулируют безопасность пищевых продуктов и также затрагивают экологические аспекты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Food and Sanitary Standards and Russia's Accession to the WTO

The article describes the present tendencies and governmental initi-_ atives in the Russian agriculture. The current status of Russia-WTO acces-I sion talks is briefly presented and the negotiations around sanitary and phytosanitary measures were revealed to be one of the main topics in regard to Russia's membership in the WTO. The assumption was made that Russia's accession to the WTO will have a positive effect on the development of agriculture in case the existing international standards and norms will be integrated into Russian legislation. In the perspective of the accession of Russia to the WTO and the necessity to comply with the Sanitary and Phytosanitary Measures and the Codex of Alimentarius, these international standards are examined and discussed.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты и вступление России в ВТО»

г. Омска и ее последующая реализация позволит повысить профессионализм торговых работников, положительно повлияет на качество и уровень торгового обслуживания. К тому же возрастёт безопасность услуг торговли и повысится удовлетворенность потребителей культурой и уровнем торгового обслуживания, что особенно актуально в условиях реформирования национальной экономики и при подготовке России к вступлению во Всемирную торговую организацию.

Библиографический список

1. Антосенкоп Е.Г. Текучесть рабочих кадров в народном хозяйстве СССР — сущность и социально-экономические проблемы регулирования: Автореф. Дисс. ... д-ра экон. наук. — Новосибирск, 1975. — 51 с.

2. Бубенцова П. Кризис перенасыщения //Новости торговли - 2006 - № 5. - С. 30-33.

3. Гимпельсон В. Политическая экономия дерегулирования занятости // Вопросы экономики. — 2003. — № 4. — С. 101-113,

4. Заславская "Г.И. Трудовая мобильность как предмет экономико-социологического исследования// Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов// Статья// Новосибирск: Наука, 1974, С.7-16.

5. Кузнецов С.Г., Мухина И И. Экономический рост и отраслевые структурные сдвиги в занятости // Вопросы статистики. - 2004. - № 10, С. 81-88.

6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и основные параметры прогноза до 2008 года. Министерство экономического развития и торговли РФ. Москва, август 2005 г., 191 с.

7. События: компания «Анкор» провела исследование «Обзор заработных плат по различным компаниям Москвы и Санкт-Петербурга» // Новости торговли. — 2006, №5. -С. 20.

8. Современное состояние потребительского рынка России. Официальный документ Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка (по состоянию на 01.01.05) Москва, 2005.

9. Торговля в России. Статистический сборник. Москва, 2006 г.

КОШКИНА Светлана Николаевна, старший преподаватель кафедры коммерции и маркетинга Омского института (филиала) Российского торгово-экономического университета, аспирант кафедры экономики и социологии труда Омского государственного университета им, Ф.М. Достоевского.

Статья поступила в редакцию 01.09.06. © Кошкина С. Н.

УДК 006:339 52(470) Д. О. ПРИСТУПА

В. Ф. СТУКАЧ О. А. ПРИСТУПА

Омский государственный аграрный университет

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО_

Членство России в ВТО, безусловно, окажет влияние на многие факторы российской экономики, и многие склоняются к мнению, что вступление в ВТО будет положительным шагом на пути дальнейшего развития. В то же время остается много вопросов о характере последствий вступления России в ВТО: какое воздействие это окажет на сельское хозяйство, какими будут экологические последствия свободной торговли и как это отразится на регионах! Возможный негативный эффект на окружающую среду как результат либерализации торгово-экономических отношений выявляет необходимость проведения реформ и совершенствования российского экологического законодательства и его гармонизацию с существующими международными нормами в сфере двухсторонних и многосторонних торговых соглашений. Основными международными стандартами, на которых строятся международные соглашения о продуктах питания, являются «Кодекс Алиментариус», санитарные и фитосанитарные меры. Эти стандарты регулируют безопасность пищевых продуктов и также затрагивают экологические аспекты.

I

; Сельское хозяйство играет важную роль в россий-I ской экономике. Это еще раз подчеркивает начало реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который направлен на последова-| тельное решение проблем производственного, эконо-! мического и социального характера, включая раз-| решение демографического кризиса. Устойчивое 1_ развитие сельских территорий является на сегодняшний день тактической задачей, поставленной перед

Министерством сельского хозяйства. По словам министра сельского хозяйства А. Гордеева, новая концепция развития будет детально описывать, что такое устойчивое развитие сельских территорий, в чем заключается социально-экономическая политика госу-дарствав этой сфере, какие должны быть общие методологические подходы на федеральном уровне и как их можно применять с учетом специфики субъекта Федерации на местном уровне управления [1].

Кроме этого, запланированная на июль 2006 года сельскохозяйс твенная перепись носит своей целью сбор наиболее полных сведений о состоянии отечественного сельского хозяйства, что поможет сформировать сбалансированную агропромышленную политику России на многие годы [2]. В связи с этим является необходимым соответствие этой политики существующим мировым тенденциям в сельском хозяйстве и увеличение доли отечественных отраслей на мировом рынке сельскохозяйственной продукции. Негативным примером может служить самодостаточная политика, проводимая когда-то в Советском Союзе, которая путем прямого государственного вмешательства в сферу агробизнеса устанавливала существенные торговые барьеры для зарубежных и отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и препятствовала развитию рыночных институтов.

Согласно экономической теории, торговая политика страны играет важную роль в том, как мировые цены влияют на внутренние цены, насколько эффективно используются природные богатства и потенциальные преимущества страны во внешней торговле. В связи с этим предполагается, что членство страны в ВТО позволяет стабилизировать и установить внутренние цены на уровне со среднемировыми.

Статья 12 Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации устанавливает следующие условия для присоединения к ВТО:

«Любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в осуществлении своих внешнеторговых отношений и в отношении других вопросов, предусмотренных в настоящем Соглашении и многосторонних торговых соглашениях, может присоединиться к настоящему Соглашению на условиях, подлежащих согласованию между таким государством и ВТО» [3] -

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), результатом чего стало создание Рабочей группы (РГ) по присоединению России к ГАТТ (позже к ВТО). Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло в июле 1995 года в Женеве. Оно проходило на основе «Меморандума о внешнеторговом режиме», который был представлен Россией в марте 1994 года, и письменных ответов на вопросы, заданные странами — членами по Меморандуму. Последнее на сегодняшний день, тридцатое, заседание Рабочей группы состоялось 23 марта 2006 года в Женеве, где была продолжена работа над третьей редакцией доклада РГ о присоединении России к ВТО [4] •

С января 2006 года Россия приступила к выполнению функций председателя Группы восьми. На предстоящем в Санкт-Петербурге в июле саммите «Большой восьмерки» планируется обсуждение целого ряда вопросов, одним из которых будет вступление России в ВТО. К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены почти со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Осталось завершить переговоры с тремя странами — членами РГ: с США, Австралией и Колумбией. Однако ряд источников утверждает, что Россия как никогда близка к вступлению в ВТО и соглашение может быть подписано в самый канун или во время саммита Группы восьми [5].

Одним из требований, выдвигаемых Рабочей группой, является приведение режимов технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных и фито-

санитарных мер (СФС) в России в соответствие с правилами ВТО, а также совершенствование правоприменения в указанных сферах [4]. Тем не менее, последние двусторонние и многос торонние консультации на тридцатом заседании Рабочей группы по сельскому хозяйству и применению санитарных и фитосанитарных мер в торговле пока не привели к окончательному подписанию соглашений.

Основными международными стандар гами, на которых строятся международные соглашения о продуктах питания, являются Кодекс Алиментариус и санитарные и фитосанитарные меры. Эти стандарты регулируют безопасность пищевых продуктов и также затрагивают экологические аспекты. Любая страна, которая движется на пути к интеграции с мировс-п экономикой, должна адаптировать свои стандар гы н соответствии с Кодексом Алиментариус и санитарными и фитосанитарными мерами.

Соглашение о санитарных и фитосанитарных (СФС) мерах относится к любым мерам, требованиям или нормам, применяемым государством для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений от рисков, возникающих в связи с распространением вредителей, заболеваний, вредных организмов, а также от добавок, загрязняющих веществ, токсинов или болезнетворных организмов в пищевых продуктах, напитках или кормах.

Соглашение о СФС было основано в 1995 году и содержит 14 статей и 3 приложения, охватывающих основные права и обязательства, гармонизацию СФС мер, эквивалентность, оценку риска, свободные от вредителей или заболеваний зоны, прозрачность и подотчетность санитарных служб, процедуры контроля, инспектирования и одобрения, техническое содействие, специальный и дифференцированный режимы для членов — развивающихся стран, консультации и урегулирование споров, этапы применения и реализации соглашения. Встречи комитета на предмет санитарных и фитосанитарных мер происходят в рамках ВТО как минимум три раза в год.

Основными задачами СФС мер является устранение небпределенных торговых ограничений и сохранение только тех, которые основываются на прямых научных доказательствах. Меры СФС должны базироваться на оценке риска и могут быть приняты на рассмотрение только в том случае, если природа и величина вероятного риска четко определены и научно обоснованы.

Статья 2 Соглашения о СФС признает суверенные права всех стран — участниц ВТО вводить свои собственные стандарты при условии, что такие меры не противоречат положениям Соглашения. Странам позволяется устанавливать более строг ие стандарты, чем международные, если это основано на научных принципах. В случаях, когда соответствующее научное обоснование является недостаточным, Соглашение позволяет временно ввести санитарные или фитосанитарные меры на основе имеющейся надлежащей информации [6].

Кроме этого, статья 3 Соглашения признает и поддерживает совместное участие членов Соглашения в Комиссии «Кодекс Алиментариус», Международном бюро по эпизоотии и Международной комиссии по защите растений. Соглашение о СФС констатирует, что стандарты этих трех международных организаций могут способствовать гармонизации стандартов различных стран.

Статья 4 признает право стран использовать различные санитарные или фитосанитарные меры,

направленные, однако, на обеспечение надлежащего уровня санитарной или фитосанитарной защиты. Если страна-экспортер уверена в соответствии экспортируемого товара стандартам страны-импортера, принимаемые меры должны рассматриваться как эквивалентные, даже если эти меры отличаются в рассматриваемых странах [6].

В статье 5 закрепляется оценка риска и определяется надлежащий уровень санитарной и фитосанитарной защиты. Страны обязуются проводить оценку риска в качестве основы для принимаемых мер с учетом методов оценки риска, разработанных соответствующими международными организациями.

В статье 6 используется региональный подход (концепция зон) к принятию СФС мер. Согласно этому страна может экспортировать определенный продукт с отдельно взятой зоны, если эта зона свободна от вредителей или заболеваний, даже если в других регионах были зарегистрированы вредители и заболевания [7].

Прозрачность и подотчетность санитарных служб поддерживается текстом 7 статьи и приложения В. Соглашение способствует открытости при разработке новых СФС мер и их применении странами-участницами.

Статьи 8 и 9 затрагивают вопросы, связанные с процедурами контроля, инспектирования и одобрения СФС мер; статья 10 поддерживает техническое содействие развивающимся странам —членам ВТО, а также признает возможность поэтапного введения новых санитарных или фитосанитарных мер [7].

Для применения Соглашения был создан Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам, что было также отражено в статье 12. Комитет играет роль форума для консультаций и переговоров между странами по поводу конкретных СФС мер.

«Кодекс Алиментариус» был учрежден в 1962 году двумя организациями ООН: Организацией по продовольствию и сельскому хозяйству (ОПСХ ООН) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ ООН). В первую очередь, сходство «Кодекса Алиментариус» с СФС мерами — это строгое требование научной обоснованности. Эксперты и специалисты широкого круга дисциплин принимали участие в разработке Кодекса с целью создания стандартов, выдерживающих любую научную критику. Членство в Комиссии «Кодекса Алиментариус» открыто для всех членов ВТО, а также кандидатам на вступление в ОПСХ и ВОЗ, заинтересованным в международных стандартах на продукты питания.

Стандарты, закрепленные в Кодексе, содержат определенные требования к продуктам питания, которые направлены на обеспечение здоровых и полезных продуктов, не содержащих примесей и правильно маркированных. Стандарт Кодекса для любых продуктов должен быть составлен в соответствии с Форматом ддя стандартизации продуктов и должен содержать следующие критерии [3]: границы — включая название стандарта; описание, необходимый состав и факторы качества — определение минимального стандарта для продукта; пищевые добавки — могут быть использованы только разрешенные ОПСХ и ВОЗ ООН; посторонние вещества; нормы гигиены, вес, размер; классификация и присвоение соответствующей этикетки в соответствии с Общим стандартом «Кодекса Алиментариус»; методы анализа и отбор образцов для анализа.

Помимо стандартов продуктов «Кодекс Алиментариус» также включает в себя так называемые общие стандарты, которые применимы ко всем продуктам и не имеют привязанности к одному типу продукта. Существуют общие стандарты или рекомендации для классификации продуктов, пищевых добавок, посторонних веществ, методов анализа и отбора образцов, гигиены продуктов питания, импортной и экспортной инспекции и систем сертификации. [9]

Гармонизация стандартов продуктов питания обычно воспринимается как необходимое условие для защиты здоровья потребителей и, вместе с этим, как катализатор свободной торговли между странами. Обычно страны-участники могут выбирать, будут они следовать всем положениям Кодекса или же только нескольким из них. Так, страны делятся на «полностью соблюдающих Кодекс», «частично следующих Кодексу» и так называемых свободных распространителей.

Страна, которая признает основные процедуры «Кодекса Алиментариус», также берет ответственность не распространять продукцию, не соответствующую стандартам Кодекса. В то же время в стране могут свободно распространяться продукты, отвечающие требованиям Кодекса. Согласно Кодексу распространение продуктов, не подпадающих под его действие, может быть беспрепятственно продолжено, за исключением случаев, когда это может нести потенциальную угрозу здоровью людей, животных или растений.

«Кодекс Алиментариус» упомянут в Соглашении по санитарным и фитосанитарным мерам в рамках ВТО не случайно. В торговых соглашениях ВТО в случаях возникновения конфликтов касательно высоких экологических барьеров и в то же время необходимости осуществления свободной торговли ссылка на Кодекс позволяет получить научно обоснованную оценку экологических рисков и тем самым выяснить, насколько высокие экологические стандарты определенной страны соответствуют реальной необходимости создания подобных барьеров для торговли. Без сомнения, изменение российского законодательства вследствие вступления в ВТО серьезнейшим образом повлияет на общие условия хозяйствования в России и приведет к трансформации механизмов поддержки отечественной промышленности.

Библиографический список

1. Российский крупяной портал. Итоги семинара-совещания с главами муниципальных образований и представителями органов управления АПК субъектов РФ. http:// roskrup.ru/news/news.phD?id = 18.33. посещен 30.06.2006.

2. Всероссийская сельскохозяйственная перепись-2006. Официальный сайт. http://www.perepis2006.ru/. посещен 28.06.2006.

3. Марракешская декларация о создании Всемирной торговой организации от 15.04.1994. http://www.wto.ru/ru/ content/documents/docs/marakesh.doc. посещен 30.06.2006.

4. Всемирная торговая организация (WTO). Официальный сайт, http://www.wto.ru. посещен 30.06.2006.

5. Korchagina, V., Boykewich S. WTO Agreement Expected in Weeks// Moscow Times, p.l, June 26, 2006.

6. Всемирная торговая организация (WTO), 1995, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер. http://www.wto.ru/ru/content/dncuments/docs/sanitar.doc. посещен 04.07.2006.

7 World Trade Organization (WTO), Sanitary and Phytosa-nitary Measures, http://www.wlo.org/enqlish/tratop e/sps e/ sps e.htm. посещен 03.07.2006.

8. FAO/WHO Food Standards Programme, 2004, Codex Ali-mentarius Commission — Report of the 27'" Session, http:// www.fao.org/docreD/007/v5549e/y5549eOQ.hlm посещен 03.07.2006.

9. Food and Agriculture Organization and World Health Organization (FAO/WHO), 1999, Understating the Codex Alimen-tarius, http://www.fao.ora/docrep/w91 1 4e/w91 14e00.htm посещен 04.07.2006.

ПРИСТУПА А. О., аспирант, стажер Университета Вагенингена, Нидерланды.

СТУКАЧ В. Ф., доктор экономических наук, профессор.

ПРИСТУПА О. А., доктор ветеринарных наук, профессор института ветеринарной медицины.

Статья поступила в редакцию 06.09.06. © Приступа А. О., Стукач В. Ф., Приступа О. А.

УДК 346.26 336 77 С В_ ШЕРЕМЕТА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР И КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ_

Кредитные организации и предпринимательские структуры - это ключевые составляющие финансовой системы страны, эффективное взаимодействие которых способствует развитию экономики регионов и страны в целом. Существует тесная взаимосвязь между кредитными вложениями, осуществляемыми кредитными организациями в деятельность предпринимательских структур, обеспечивающих увеличение объемов производства, которое, как следствие, приводит к росту валового внутреннего продукта омского региона.

Кредитные организации и предпринимательские структуры — это ключевые составляющие финансовой системы страны, эффективное взаимодействие которых способствует развитию экономики регионов и страны в целом.

Под взаимодействием предпринимательских структур и кредитных организаций понимается процесс, поддерживающий и влияющий на деятельность как предпринимательских структур, так и кредитных организаций, конечный результат которого выражается в получении взаимной выгоды. Взаимная выгода выражается с точки зрения организации финансов сторон взаимодействия в экономическом эффекте, получаемом и кредитными организациями, и предпринимательскими структурами при создании общественного продукта. Безусловно то, что именно данное взаимодействие, прямое и непосредственное, оказывает влияние на тенденции развития региона.

Эффективность функционирования системы взаимодействия банки — предпринимательские структуры зависит от детальной проработки всех сторон ее деятельности. Одним из наиболее важных аспектов при этом является создание такой модели, которая позволит значительно облегчить разработку и практическое использование данной системы. Разработанные на ее основе оптимизационные модели предоставят возможность органам, определяющим экономическую политику региона и государства, в процессе принятия решений опираться на формализованный инструментарий, который, в свою очередь, позволит свести предпринимательские риски к

минимуму. Базой для разработки модели являются результаты анализа накопленной информации.

В современной экономической литературе высказываются различные точки зрения относительно форм взаимодействия предпринимательских структур и кредитных организаций.

К сожалению, стоит отметить узость рассматриваемого взаимодействия. В основном предприниматели рассматривают кредитную организацию как источник получения кредитов. Но фактически точек для взаимодействия предпринимательских структур и кредитных организаций гораздо больше. Каждая проводимая банком операция направлена на организацию финансовых потоков предпринимателя и должна оказывать позитивное влияние на его деятельность.

Применение параметрической модели взаимодействия предпринимательских структур и кредитных организаций позволило определить тесноту взаимосвязей основных показателей деятельности сторон взаимодействия и их влияние на социально-экономические показатели омского региона.

Современная наука исходит из взаимосвязей всех явлений природы и общества. Объем продукции предпринимательской структуры связан с уровнем организации производственного процесса, численностью работников, стоимостью производственных фондов, а также зависит от объема и структуры финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта.

Параметрическая модель применена д ля описания множества возможных состояний координации финансовых ресурсов предпринимательскими структурами и кредитными организациями омского региона,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.