альтернативы нет, с учётом большого количества программного и прикладного обеспечения требуются высококвалифицированные цифровые кадры. Список использованной литературы:
1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 05.11.2023г.)
2. Ильченко С.В. Национальные проекты России и риски их реализации // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 2 (22). С. 1.
3. Зозуля А.В. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов / А.В. Зозуля, П.В. Зозуля, Т.Н. Еремина // Вестник Евразийской науки. 2019. №1. C. 7. URL: https://esj.today/PDF/21ECVN119.pdf (дата обращения: 05.11.2023г.)
© Матыцина Н.П., Юдин. Е.И., 2023
УДК 338.001.36
Матыцина Н.П.
Кандидат экономических наук, доцент, ВУНЦ ВВС «ВВА»,
г. Воронеж, РФ Марченко Е.С. Курсант 4 курса ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж, РФ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ САНКЦИИ 2022 ГОДА И ОТВЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА НИХ СО СТОРОНЫ РОССИИ
Аннотация
В нашей стране затрагивается вопрос о влиянии международных санкций на современную экономику РФ, а также выражена тенденция развития отдельных предприятий.
Ключевые слова
Санкции, российская экономика, производство, внутренний рынок, адаптационная политика.
Санкции - это система экономических мер, применяемая одним государством или группой стран в отношении другой страны/части ее территории или определенных физических лиц или организаций. Основная цель санкций - вынудить объекты санкций принять решения различных степеней значимости: от прекращения нежелательных действий (в конкретном случае, прекращение Россией СВО) до нарушения государственного порядка.
После начала специальной военной операции коалиция из 43-х стран (среди которых США, Великобритания, ЕС, Франция, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Тайвань) подвергла Россию масштабным коллективным санкциям. Учитывая то, что Россия является страной с одной из крупнейших экономик мира (ВВП в 1.7 трлн долл. в 2021 году), активно выступающей на мировом рынке по поставке энергоресурсов, а также встроенной в глобальные сети связей, этот санкционный режим можно назвать беспрецедентным. Целью международных санкций было начать экономическую войну против России, пошатнуть российскую экономику и значительно сократить возможности России финансирования СВО в Украине.
Международные санкции, введенные против России, были очень жесткими и во многом повлияли на российскую экономику. Влияние санкций на российскую промышленность можно разделить на два основных направления. Первое направлено на ограничение спроса на российские товары на мировом рынке. Это коснулось производства энергоносителей, топлива, металлов, химической продукции, древесины и изделий из нее, т.е. добычи полезных ископаемых и производства ряда продуктов на первой стадии переработки.
Второе направление - это приостановка поставок потребительских и инвестиционных товарных продуктов, а также ограничение ввоза в Россию запчастей, деталей и оборудования для многих сфер перерабатывающей промышленности, деятельность которой нацелена на внутренний рынок. К ним относятся, прежде всего, транспортные средства и детали, необходимые для их производства, электронные приборы, радиокомпоненты, специальное технологическое оборудование и многое другое.
Сразу после введения санкций в марте-апреле 2022 года отмечался резкий спад промышленного производства. Это касалось прежде всего добычи природных ресурсов (природного газа, железных руд, угля, нефти), многих отраслей обрабатывающей промышленности (в частности, снизилось производство древесины и товаров из дерева, изготовление бумаги и изделий из нее, производство химической и резиновой продукции, автотранспортных средств, компьютеров, электронных и оптических изделий, мебели). Однако к концу 2022 года отмечалось частичное или полное восстановление производства во всех отраслях промышленности, затронутых санкциями.
Успешная адаптация российской экономики к новым реалиям была достигнута благодаря ряду мер господдержки населения и бизнеса, а также переориентирование потребительского спроса с внешнего рынка на внутренний. В результате ухода иностранных производителей на российском рынке ряд сфер деятельности остался свободным. Это создало спрос на товары отечественных производителей. Из-за того, что снизился спрос со стороны недружественных стран на российское топливо и сырье, изменились относительные цены производителей, которые стали отдавать предпочтение поставщикам конечной продукции.
Санкции проявили все слабые места в экономике страны, что позволило государству определить отрасли для развития и эффективности деятельности. Для улучшения экономического состояния организаций и развития их производства под влиянием санкций следует:
— заменить импортную продукцию на отечественную;
— развитие технологической инфраструктуры без использования иностранных ресурсов;
— предпринять меры по улучшению инвестиционного климата, уменьшив риски для инвесторов;
— увеличить количество государственных заказов, оказав поддержку внутреннему рынку;
— укреплять экономические связи с «дружественными» странами.
Таким образом, адаптация к новой ситуации продолжает развивать экономику РФ за счет переориентации экономики на внутренний рынок, развития автономной инфраструктуры и поиску внутренних ресурсов развития, модернизации существующих отраслей и развития новых, государственной поддержки населения и бизнеса, формирования новых форм экономического сотрудничества с «дружественными» странами.
Список использованной литературы:
1. Гудушаури Т.В. Санкции ЕС: определение, виды, цели, результативность // Е^сю. № 5(68), 2022 - 377383 с.
2. Джураев А.Д. Экономические санкции 2022 года в отношении России: принятые решения, последствия и перспективы / А.Д. Джураев, В.Д. Скляр, П.С. Янковский // Экономика и бизнес: теория и практика. № 61, 2022 - 133-136 с.
3. Кроливецкая В.Э., Кроливецкая Л.П. Антироссийские санкции в 2022 году и ответная реакция на них // Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения-2022: сборник научных трудов. - Гатчина:
Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2022 - 312-314 с.
4. Шевцова Е.С. Антироссийские санкции: причины и последствия // Научные записки ОрелГИЭТ. №1(41),
2022 - 33-37 с.
© Матыцина Н.П., Марченко Е.С., 2023
УДК 334.027
Матыцина Н.П.
К. э. н. доцент ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ
Таранов И.К.
курсант 4 курса ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж, РФ
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В научной статье характеризуется цифровая экономика и изучены проблемы, выделены перспективы развития цифровой экономики.
Ключевые слова
Экономика, информация, возможности, перспективы
В настоящее время цифровая экономика является одним из ключевых факторов развития современного общества. Благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий, бизнес-процессы стали более эффективными, а доступ к информации стал намного более широким. Однако, вместе с этим, появились и новые проблемы, связанные с цифровой экономикой.
Одной из главных проблем является угроза потери рабочих мест из-за автоматизации производственных процессов. С развитием и внедрением робототехники и искусственного интеллекта все больше задач может быть выполнено без участия человека. Это может привести к массовому безработице и социальным конфликтам. Кроме того, возникает вопрос о необходимости переквалификации рабочей силы для работы в новых условиях.
В то же время, цифровая экономика предоставляет огромные возможности для развития бизнеса и создания новых рабочих мест. Возникновение интернет-магазинов, платежных систем и онлайн-сервисов способствует развитию электронной коммерции и повышению конкурентоспособности организации. К тому же, цифровая экономика позволяет сократить издержки и улучшить качество услуг, что в свою очередь положительно сказывается на уровне жизни общества [1].
Таким образом, развитие цифровой экономики представляет как проблемы, так и перспективы. Для успешного взаимодействия с ней необходимо грамотно использовать новые технологии и адаптироваться к изменяющимся условиям. Важными факторами являются подготовка профессиональных кадров, создание благоприятного инновационного климата и регулирование отношений между бизнесом и государственными органами. Только при соблюдении этих условий можно рассчитывать на успешное развитие в условиях цифровой экономики.