Научная статья на тему 'Международные оценки качества предпринимательского климата в России'

Международные оценки качества предпринимательского климата в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / ИНСТИТУТЫ / ИННОВАЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ENTREPRENEURSHIP / BUSI-NESS PRACTICES / BUSINESS CLIMATE / INSTITUTIONS / INNOVATION / COUNTER-ACTION TO CORRUPTION / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Линьков А.Я.

Анализируются наиболее значимые показатели, формируемые международными организациями для оценки условий ведения предпринимательской деятельности и в комплексе определяющих экономические, институциональные и другие характеристики предпринимательского климата, сложившиеся в России. Показано, что сравнительные преимущества российской экономики по таким показателям ведения бизнеса, как емкость рынка, качество человеческого капитала и др., не реализуются эффективно из-за несовершенства институтов и низкого качества бизнес-среды. Успехи по ряду направлений, отмеченные международными экспертами, достигнуты благодаря институциональным и структурным реформам. Подчеркивается значимость таких преобразований для выхода из кризиса и создания предпосылок для устойчивого экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International assessments of Russian business climate

The article analyzes the most significant indicators generated by international organizations to assess the conditions of doing business in foreign countries and Russia and determined in the complex economic, institutional, and other characteristics of enterprise-ness climate in Russia in recent years. It is shown that the comparative advantages of Russia’s economy on such indicators of doing business, as the market capacity, the quality of human capital and others are not realized effectively due to the imperfections of institutions and the low quality of the business environment. Success in several ways of entrepreneurial activities in Russia, marked by the international experts, achieved exactly thanks to institutional and structural reforms carried out in Russia. The article points out the significance of these transformations for overcoming the crisis and creating the preconditions for sustainable economic growth.

Текст научной работы на тему «Международные оценки качества предпринимательского климата в России»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

И ИННОВАЦИИ

А. Я. Линьков1

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА В РОССИИ

Важнейшей предпосылкой выхода России из кризиса является осуществление изменений, направленных на развертывание инициативы бизнеса в поисках новых источников инвестиций и потребительских ниш. В решении этих вопросов огромное значение имеет улучшение качества предпринимательского климата как совокупности многообразных предпосылок (микро- и макроэкономических, институциональных, правовых и др.), складывающихся на рынках и создаваемых государством для эффективного ведения предпринимательской деятельности и формирования у предпринимателей стимулов к развитию бизнеса.

Широкий спектр показателей, оценивающих качество предпринимательского климата, был задан указом Президента РФ от 10 сентября 2012 г. № 1276 [1], утвердившим Перечень направлений для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, и Указом Президента РФ от 7 апреля 2014 г. № 21 [2], дополнившим этот перечень.

Мониторинг качества предпринимательского климата в нашей стране проводится многими российскими организациями, представляющими бизнес (РСПП, ТПП, «Деловая Россия», объединение «Опора России» и др.). Они оценивают текущие условия ведения предпринимательской деятельности, возможности создания нового бизнеса, качество нормативно-правовой базы и административного климата, обеспечение защиты собственности, качество противодействия коррупции и пр.

Так, в [3] опубликованы результаты опроса 1200 владельцев и топ-менеджеров крупных, средних и малых компаний трех макроотраслей российской экономики (промышленность и строительство, транспорт и связь, сфера обслуживания и торговля) в 40 субъектах РФ по поводу качества предпринимательского климата. В [4] приведены оценки качества предпринимательского климата по результатам опроса руководителей более 1000 промышленных предприятий добывающей, обрабатывающей промышленности, а также предприятий, производящих и распределяющих электро-

1 Алексей Яковлевич Линьков, заместитель директора Института экономики и управления Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, канд. экон. наук, профессор.

энергию, газ и воду. Расширенный доклад «О состоянии делового климата в России в 2014 г.» представлен Российским союзом промышленников и предпринимателей [5]. Качество регуляторной среды, инфраструктуры и ресурсов, уровень поддержки малого предпринимательства оценивается Агентством стратегических инициатив [6]. Индекс условий для развития малого и среднего бизнеса в секторе обрабатывающих производств (Индекс Опоры RSBI) разработан Общественной организацией «Опора России» совместно с Промсвязьбанком [7].

Оценки качества предпринимательского климата, осуществляемые российскими предпринимателями и их организациями, в значительной степени базируются на изменениях таких показателей, как объемы продаж, величина прибыли и рентабельности бизнеса, цены реализации продукции, ее себестоимость, качество персонала, состояние клиентской базы, доступность финансирования, баланс запасов, инвестиции. Однако, чтобы обеспечить полноту и комплексность оценок качества предпринимательского климата в России и возможности для проведения межстрановых сопоставлений, важно анализировать и показатели, публикуемые международными организациями и представляющие широкий набор оценок предпринимательского климата, включая его институциональные, правовые и другие характеристики. Отметим, что процедуры, используемые этими организациями при составлении рейтинговых оценок предпринимательского климата стран, стандартны и не всегда адекватно и в полной мере отражают национальные особенности ведения бизнеса и его регулирования. Тем не менее, при отсутствии общепризнанных национальных методик измерения показателей многие показатели предпринимательского климата, формируемые за рубежом, признаются в нашей стране достаточно авторитетными.

Издаваемый группой Всемирного банка ежегодник «Doing Business», как и многие российские источники, оценивает предпринимательский климат стран преимущественно на основе показателей микроуровня, в значительной степени абстрагируясь от показателей макроэкономической стабильности, емкости национальных рынков, состояния финансовых систем стран, правовых условий ведения бизнеса и пр. В то же время в приводимых ежегодником индикаторах предпринимательского климата сделан акцент на оценку качества институциональной среды и регулятивных процедур. В ежегоднике ДБ-2016 [8] Россия поднялась на 51-е место против 62-го места в 2015 г. [9] и 120-го места в 2009 г. Анализируя динамику показателей, приводимых ежегодником, можно сделать вывод, что успехи по целому ряду направлений достигнуты благодаря проводимым в России институциональным и структурным реформам.

Так, Россия значительно улучшила свои позиции по качеству регулятивных процедур, заняв следующие места (из 189 стран): получение разрешения на строительство - 119-е (156-е в 2015 г.), доступ к источнику электроэнергии - 29-е (143-е в 2015 г.), регистрация собственности - 8-е (12-е в 2015 г.). Улучшились оценки показателей качества институциональной среды, обеспечивающей сопровождение бизнеса: доступ к кредитным ресурсам - 42-е место (61-е в 2015 г.), защита миноритарных инвесторов - 66-е место (100-е в 2015 г.) [8, p. 213; 9, р. 229] и др.

Вместе с тем по ряду показателей, приводимых в [8, 9], ситуация в России ухудшилась. Так, по показателю «легкость открытия бизнеса» у России 41-е место (34-е место в 2015 г.). В большой степени негативные оценки качества предпринимательского климата относятся к участию во внешнеторговой деятельности - 170-е место (155-е в 2015 г.). Действительно, значительно выросли время оформления грузов (43 часа против 5 часов в странах ОЭСР) и стоимость этой процедуры на таможне

(500 долларов против 36 долларов в ОЭСР), а также стоимость оформления таможенного контроля (1125 долларов). Расхождения российских и международных данных об экспорте и импорте России составляют 20 %, в то время как в мире в целом, по данным МВФ, - 2 %. Так, расхождения данных при экспорте из России и импорте странами-покупателями руды составляют 19 %, удобрений - 15 %, каучука - 10 %, металлов - 125 %, газа - 439 % по объему и 530 % по стоимости. Расхождения данных при импорте из России и экспорте из стран-поставщиков сахара - составляют 90 %, одежды - 70 %, обуви - 25 %, текстиля - 100 %, кожи и драгоценных металлов - от 30 до 50 % [10]. С учетом того, что таможенные сборы обеспечили в первом полугодии 2015 г. 35 % доходов федерального бюджета (2,3 трлн рублей), потери от недобросовестного декларирования чрезвычайно велики.

Из-за падения внутреннего спроса возможность сбыта товаров за границей приобретает для российских предпринимателей первостепенное значение. В то же время в условиях санкций важен поиск зарубежных партнеров для поставки оборудования и сырья, поэтому качество институциональной среды при участии страны в международной торговле требует более подробного рассмотрения.

В ежегоднике [11] на материалах 132 стран исследованы уровень администрирования в таможенной сфере и обеспечения безопасности сделок, качество транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи во внешнеторговой деятельности. В целом, по индексу возможностей международной торговли в 2012 г. Россия занимала 112-е место (в 2010 г. - 114-е) при лидерстве Сингапура, Гонконга, Дании и Швеции; по субиндексу «доступ к иностранным рынкам» - 129-е место (в том числе по уровню ставок пошлин - 100-е, нетарифных инструментов - 59-е, сложности системы сбора таможенных пошлин - 102-е); по субиндексу «эффективность таможенного администрирования» у России 111-е место, в том числе по бремени таможенных процедур - 127-е, по эффективности экспортно-импортных процедур - 114-е (по количеству дней для оформления импорта - 114-е, количеству документации для импорта - 121-е, количеству дней для оформления экспорта - 117-е, количеству документации для экспорта - 95-е).

По субиндексу «качество институциональной среды» у России 113-е место, в том числе по защищенности прав собственности - 121-е, уровню коррупции и соблюдению этики - 100-е, уровню внутренней конкуренции - 113-е, эффективности финансового рынка - 103-е, легкости найма иностранных работников - 117-е, наличию возможности финансировать внешнюю торговлю - 111-е, по показателю физической безопасности для бизнеса в этой области - 107-е место. Наиболее проблемными факторами в экспорте респонденты называют низкое качество используемой технологии и рабочей силы, трудности соблюдения зарубежных технических требований и стандартов; в импорте - уровень тарифных и нетарифных барьеров, бремя импортных процедур и коррупцию на границе [11, р. 3].

Весьма полное представление о качестве институционального окружения бизнеса и регулятивных процедур дает Доклад о глобальной конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума [12]. Оценка стран по различным составляющим предпринимательского климата осуществляется здесь на основе данных международных агентств и национальных правительств, а также результатов социологических опросов. В отчете за 2015-2016 гг. [12, р. 306-307) Россия переместилась на общее 45-е место из 140 стран, существенно улучшив свои позиции за последние три года (67-е место в отчете за 2012-2013 гг.). Тем не менее, она находится на 100-м

месте по качеству институтов (особенно низкими являются показатели защиты прав собственности, интеллектуальной собственности, интересов миноритарных акционеров; значительно бремя государственного регулирования). По показателю качества инфраструктуры Россия занимает 35-е место (при 18-м месте в мире по обеспеченности населения мобильной связью), однако, по качеству дорог - только 123-е место. Макроэкономическое окружение бизнеса достаточно эффективно (40-е место при 15-м месте по доле государственного долга в ВВП), однако по уровню инфляции Россия находится на 123-м месте.

По целому ряду показателей, формирующих предпосылки для обеспечения высокого качества предпринимательского климата, Россия, по данным доклада, занимает в мире весомые позиции. Прежде всего, это 18-е место по охвату населения обучением в высшей школе, 36-е по доступу в образовательных учреждениях к сети Интернет, 37-е по количеству процедур для начала ведения бизнеса, 50-е место по комплексу показателей, оценивающих эффективность рынка труда. Вместе с тем у России низкие места по качеству налогообложения, эффективности антимонопольной политики, жесткости нетарифных барьеров. Невысокими являются показатели уровня развития финансового рынка (95-е место), прежде всего банковского сектора, рынка технологий (особенно доступности новейших технологий - 100-е место) и качества их абсорбции бизнесом (98-е место).

При седьмом месте в мире по величине внутреннего рынка и пятом по размеру внешнего у России лишь 80-е место по развитости бизнеса (в том числе 93-е по сложности производственных процессов) и 68-е по развитости инновационной среды (в том числе 75-е место по расходам компаний на НИОКР, 67-е по уровню сотрудничества промышленности с академической наукой и т. д.).

В [13], подготовленном на материалах 230 стран, качество институционального окружения бизнеса и регулятивных процедур, в значительной степени формирующих качество предпринимательского климата, обстоятельно оценивается по показателям «голосование и подотчетность», «верховенство закона», «эффективность работы правительства», «качество регулирования», «политическая стабильность и отсутствие насилия / терроризма», «контроль коррупции». Значения этих показателей рассчитаны с 1996 по 2014 г. и могут изменяться в интервале от 1 («плохо») до 100 («отлично»).

Так, показатель «верховенство закона» отражает восприятие степени доверия агентов к правилам в обществе и готовности их соблюдать. Здесь, в частности, оцениваются качество исполнения договорных обязательств, охраны имущественных прав, работа полиции и судов, а также вероятность преступных посягательств и насилия. Показатель «верховенство закона» в России после резкого ухудшения в начале 2000-х гг. (с 23,44 до 13,40 п. в 2000 г.) в 2014 г. составил 26,44 п. (для сравнения: в Швейцарии он достигает 98,08 п., Швеции - 97,60 п.).

Показатель «качество регулирования» отражает восприятие способности правительств разрабатывать и осуществлять обоснованную политику и нормативные акты, направленные на стимулирование развития частного сектора. В России этот показатель после ухудшения в начале 2000-х гг. (с 39,22 п. в 1996 г. до 27,94 п. в 2000 г.) и резкого подъема к 2005 г. (до 50,00 п.) в 2014 г. ухудшился до 36,54 п. при 100,0 п. в Сингапуре; 97,2 п. в Великобритании; 96,63 п. в Швейцарии; 96,15 п. в Швеции; 88,46 п. в США.

Показатель «контроль коррупции» отражает восприятие той степени, в которой государственная власть осуществляется в целях личной выгоды (в том числе относительно мелких и крупных форм коррупции), а также в целях «захвата» государства

элитой и обеспечения частных интересов. Для России в 1996 г. этот показатель составил 15,61, несколько вырос в первой половине 2000-х гг., упал до 11,48 в 2009 г. и поднялся до 19,71 в 2014 г.

Комплексная оценка уровня экономической свободы бизнеса дается в [14]. Интегральный индекс экономической свободы рассчитывается по таким компонентам, как «верховенство закона», «степень либеральности правительства», «эффективность регуляторных процедур», «открытость рынков» [14, р. 7].

Так, степень либеральности правительства определяется уровнем ставок налогообложения физических и юридических лиц и общим уровнем налогообложения, а также уровнем государственных расходов. Эффективность регуляторных процедур оценивается уровнем свободы ведения бизнеса, свободы рынка труда, качеством кредитно-денежной политики. В свою очередь, уровень свободы ведения бизнеса определяется продолжительностью и размерами издержек запуска (закрытия) бизнеса и размером минимального капитала при его открытии. Уровень свободы рынка труда определяется качеством соответствующей нормативно-правовой базы (в том числе регулирования количества отработанных часов, определения минимальных размеров оплаты труда, правил увольнения, размеров выходных пособий и др.). Качество кредитно-денежной политики оценивается средневзвешенным уровнем инфляции за последние три года и степенью контроля над ценами. Открытость рынков определяется уровнем свободы внешней торговли, который оценивается уровнем тарифных и нетарифных барьеров, влияющих на импорт и экспорт товаров и услуг; уровнем ограничений на перемещение инвестиционных ресурсов между различными видами деятельности в стране и за рубежом; уровнем государственного регулирования финансовых услуг (в том числе в банковском секторе) и степенью открытости финансовых рынков для иностранной конкуренции. В 2015 г. Россия по интегральному показателю экономической свободы, рассчитанному на базе значений указанных индикаторов, занимала 143-е место при лидерстве Гонконга, Сингапура и Новой Зеландии и аутсайдерах в лице Северной Кореи, Кубы и Венесуэлы [14, р. 7]. Для сравнения: в 2013 г. наша страна по этому показателю находилась на 139-м месте [15].

В Отчете о глобальном предпринимательстве [16] также рассмотрена совокупность страновых параметров, определяющих предпринимательский климат. К ним здесь отнесены доступ к финансированию, качество общей экономической политики государства и политики в области регулирования бизнеса, наличие государственных программ содействия бизнесу, качество образования и трансфера в производство результатов исследовательской деятельности (РИД), качество коммерческой инфраструктуры, динамика развития и открытость внутреннего рынка, состояние инфраструктуры, культурные и социальные нормы бизнес-окружения. При негативной оценке качества финансирования, государственной поддержки бизнеса и трансфера РИД источником позитивно оценены развитость коммерческой инфраструктуры, емкость и динамика внутреннего рынка [16, р. 39].

Представление о таких показателях предпринимательского климата, как качество образования, наличие квалифицированных специалистов и рабочих, возможности использования талантов работников в создании и внедрении инновационных продуктов, дают источники [17, 18]. При общем 53-м месте из 109 [17] и 26-м месте из 124 [18] Россия занимает 16-е место по охвату молодежи высшим образованием, 25-е в показателе QS Universities, 32-е по объему расходов на исследования и разработки, 46-е по уровню производительности труда в расчете на одного работника

[17, р. 215], 17-е по доле занятых в возрасте 25...54 лет, имеющих высшую квалификацию [18, р. 251].

Однако у России лишь средние позиции по развитию кластеров и уровню сотрудничества университетов и бизнеса в области исследований и разработок (соответственно, значения 3,13 и 3,63 при интервале 1 («плохо») - 7 («отлично») [18, р. 251]. Страна занимает только 59-е место по показателю «talent impact» [17, р. 215], т. е. по степени реализации талантов и квалификации персонала в конкретных результатах в области инноваций и предпринимательства.

По индексу экономики знаний Всемирного банка Россия переместилась с 64-го места в мире в 2000 г. на 55-е место в 2012 г. [17], а по глобальному индексу инноваций - с 62-го места в 2013 г. на 49-е (из 142) [20, р. 247]. Исследователи вновь обращают внимание на высокое качество образования в нашей стране (28-е место), значительные расходы на исследования и разработки (30-е место), относительно высокоразвитую среду ИКТ (28-е место), высокие места по количеству полученных патентов (7-е место), созданных полезных моделей (8-е место). Однако по показателям возможности использовать инновационные разработки качество предпринимательского климата России остается очень низким. Вновь подчеркиваются слабость институтов (88-е место), низкое качество рыночной (111-е место) и бизнес-среды (60-е место). По количеству созданных нематериальных активов Россия оказывается на 114-м месте, произведенных креативных товаров и услуг - на 70-м, по доле экспорта инновационных товаров - на 76-м месте в мире [20, р. 247].

Специального внимания заслуживает анализ качества противодействия коррупции, которая, по оценкам, приведенным в докладе о глобальной конкурентоспособности, в России является «наиболее проблемным фактором ведения бизнеса» [12, р. 306]. Значения индикаторов, оценивающих другие проблемные факторы предпринимательского климата (налоговые ставки, доступ к финансированию, сложность налогового регулирования, неэффективность государственной бюрократии и пр.), радикально отстают от значения индикатора уровня коррупции [12, р. 306].

По мнению М. Левина и Г. Сатарова, коррупция - «..это главная и динамично растущая отрасль российской экономики», которая. <...> .пронизывает политические, административные, экономические, социальные отношения, преследуя любой бизнес от его регистрации до захвата чиновниками или разорения» [21, с. 493]. Объем рынка деловой коррупции в России, по оценкам авторов, в 2005 г. составил 318 млрд долларов, или 53,5 % ВВП. «Высокие затраты на соблюдение правовых норм рассматриваются предпринимателями как препятствие более существенное, чем затраты на взятки» [21, с. 514].

Авторы отмечают и такой вид коррупции, как захват государства крупным бизнесом, стремящимся влиять на все ветви власти - исполнительную, законодательную, судебную, т. е. «стратегии поведения бизнеса, направленные на установление теневого контроля над принятием властных решений [21, с. 496].

Весьма авторитетным источником для измерения уровня коррупции в общественном секторе стран мира является [22]. Измерение индекса уровня коррупции в 2015 г. охватывало 168 стран и территорий и осуществлялось по 100-балльной шкале (100 -полное отсутствие коррупции и 0 - полностью коррумпированная среда). Средний глобальный индекс уровня коррупции составил 43, в Восточной Европе и Центральной Азии - 33. В 2015 г. Россия с индексом 29 находилась на 119-м месте, рядом с Гайаной и Сьерра-Леоне; наименьшая в мире коррупция - в Дании, Финляндии, Швеции, Новой

Зеландии и Голландии, а наибольшая - в Северной Корее, Афганистане и Судане. При этом в течение последних трех лет индекс коррупции в России оставался практически неизменным (27.. .29).

По данным [23], Россия занимала 132-е место в мире по индексу свободы от коррупции с показателем 28 [23, р. 78]. «Коррупция процветает. Малые элиты контролируют большую часть активов страны, и государственные учреждения охвачены коррозией. Антикоррупционные кампании используются для обеспечения лояльности элиты и подрыва политических противников. Принцип верховенства закона не применяется равномерно по всей стране, и судебная система уязвима для политического давления и непоследовательна в применении закона. Защита права частной собственности слаба» [23, р. 370].

Опасность коррупции для предпринимательского климата в полной мере осознается Президентом России, подписавшим 1 апреля 2016 г. Указ о национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 гг. [24].

Обратимся к такому крайне важному показателю качества предпринимательского климата, как уровень правовой поддержки ведения бизнеса. В этом плане весьма репрезентативны данные [25]. По совокупному индексу обеспечения права закона Россия занимает в 2015 г. 75-е место из 102 при лидерстве Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Нидерландов и аутсайдерах в лице Венесуэлы, Афганистана и Зимбабве [25, р. 20]. По отдельным индикаторам, характеризующим уровень обеспечения права закона и правоприменения в стране, Россия занимает следующие места: наличие в стране ограничений на исполнение властями своих полномочий - 90-е, отсутствие коррупции - 60-е, реализация принципа «открытое правительство» - 67-е, уровень соблюдения фундаментальных прав граждан - 80-е, обеспечение порядка и безопасности - 74-е, эффективность правоприменения - 64-е, качество гражданского правосудия - 60-е, качество уголовного правосудия - 74-е место [25, р. 134].

Значимость проблемы признается властью. В России создана рабочая группа по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства. Ее задача - выдвигать предложения, способствующие формированию более благоприятной бизнес-среды путем совершенствования действующего законодательства. К наиболее актуальным вопросам относятся: пересмотр критериев определения вины предпринимателя; оценка пороговых размеров возмещения ущерба по налоговым статьям; возможность освобождения от наказания предпринимателей, впервые совершивших экономическое правонарушение и добровольно возместивших ущерб всем пострадавшим; определение меры наказания за преднамеренное неисполнение имущественных договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности и др. Для формирования благоприятных условий для инвестиций, увеличения инвестиционной активности, снижения уголовного преследования предпринимателей, сокращения случаев банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с уменьшением количества осужденных к лишению свободы в плане действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 г. [26], предусмотрены подготовка федерального закона, обеспечивающего расширение оснований для применения наказаний, не связанных с лишением свободы за преступления в сфере предпринимательства при совершении правонарушения впервые, а также комплекс экономико-правовых мероприятий, стимулирующих развитие среднего и малого предпринимательства.

Улучшение показателей качества предпринимательского климата, в том числе его институциональных, правовых и других характеристик, создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности является важным направлением экономической политики государства, обеспечивающим переход к устойчивому экономическому росту.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 10.09.2012 № 1276 (ред. от 04.11.2014) «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do c;base=LAW;n=170584;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.046407790621742606 (дата обращения 10.04.2016 г.)

2. Указ Президента РФ от 4 ноября 2014 г. № 705 «О внесении изменения в перечень направлений для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276». Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/ document/ 70781912/ paragraph/1:2 (дата обращения 10.04.2016 г.)

3. Состояние делового климата в России: аналит. отчет / Всероссийский центр изучения общественного мнения. - М., 2007. Режим доступа:http://wciom.ru/database/open_projects/ sostoyanie_delovogo_klimata_v_rossii/ (дата обращения 10.04.2016 г.)

4. Акиндинова, Н. В. Оценка предпринимательским сообществом состояния инвестиционного и предпринимательского климата в России, а также перспектив его изменения в среднесрочной и долгосрочной перспективе / Н. В. Акиндинова [и др.]. - М., 2011. Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source= web&cd= 2&ved=0ahUKEwjMoJKo4 IPMAhXsB5oKHSExApQQFgghMAE&url=http%3A%2F%2Fstrategy2020.rian.ru°/o2Fload°/o2F3 66234550&usg=AFQjCN (дата обращения 10.04.2016 г.)

5. «О состоянии делового климата в России в 2014 г.»: расширенный докл. / РСПП. - М., 2015. Режим доступа: http://media.rspp.ru/ document/ 1/7/e/ 7eb03a04fd5b6ed2acdc8aa44305a7ca. pdf (дата обращения 10.04.2016 г.)

6. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Режим доступа: http://investinregions.ru/rating/ (дата обращения 10.04.2016 г.)

7. Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРы-2012. Режим доступа: http:// oporamo.ru/doc/ind.pdf (дата обращения 10.04.2016 г.)

8. Doing Business 2016. Measuring Regulatory Quality and Efficiency A World Bank Group Flagship Report. 2016. Режим доступа: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2016 (дата обращения 10.04.2016 г.)

9. Doing Business 2015.Going Beyond Efficiency. A World Bank Group Flagship Report. 2015. Режим доступа http://www.doingbusiness.org/~/media/ GIAWB/Doing%20Business/Documents/ Annual-Reports/English/DB15-Full-Report.pdf (дата обращения 10.04.2016 г.)

10. Аргументы недели. - 6.11.2015. - № 42(483).

11. Global Enabling Trade Report 2012 Reducing Supply Chain Barriers / R. Z. Lawrence, M. Drzeniek Hanouz, S. Doherty (eds.). - Geneva, 2012. Режим доступа:http://www3.weforum.org/ docs/GETR/2012/GlobalEnablingTrade_Report.pdf (дата обращения 10.04.2016 г.)

12. The Global Competitiveness Report 2015-2016. Режим доступа: http://www3.weforum. org/ docs/ gcr/ 20152016/ Global_ Competitiveness_ Report_ 2015-2016. pdf (дата обращения 10.04.2016 г.)

13. Kaufmann, D. The Worldwide Governance Indicators: A Summary of Methodology, Data and Analytical Issues / D. Kaufmann, A. Kraay, M. Mastruzzi // World Bank Policy Research Working Paper №. 5430 Режим доступа: http://papers.ssrn.com/ sol3/papers.cfm?abstract_id=1682130 (дата обращения 10.04.2016 г.)

14. The 2015 Index of Economic Freedom. Promoting of Economic Opportunity and Prosperity / T. Miller, A. B. Kim (eds.). - Washington DC. 2015. Режим доступа: http://www.heritage.org/ index/book/ (дата обращения 10.04.2016 г.)

15. The 2013 Index of Economic Freedom. Promoting of Economic Opportunity and Prosperity. T. Miller, K. R. Holmes, E. J. Feulner (eds.). - Washington DC. 2013. Режим доступа: http:// www.heritage.org/index/pdf/ 2013/book/index_2013.pdf (дата обращения 10.04.2016 г.)

16. Global Entrepreneurship Monitor 2012 Global Report / R. Xavier, D. Kelly [a. o.] (eds.). Режим доступа: http://www.GEM_2012_Global_Report.pdf (дата обращения 10.04.2016 г.)

17. The Global Talent Competitiveness Index 2015-16 / B. Lanvin, P. Evans (eds). INSEAD (2015): Fontainebleau, France, 2015. Режим доступа: http://www.adecco.com/en-US/Industry-Insights/Documents/gtci-report-2015-2016.pdf (дата обращения 10.04.2016 г.)

18. The Human Capital Report 2015. Режим доступа:http://www3.weforum.org/docs/WEF_ Human_Capital_Report_2015.pdf (дата обращения 10.04.2016 г.)

19. The World Bank's Knowledge Assessment Methodology. Режим доступа:http://sitere-sources.worldbank.org/INTUNIKAM/Resources/2012.pdf (дата обращения 10.04.2016 г.)

20. The Global Innovation Index 2014: The Human Factor In Innovation / S. Dutta, B. Lanvin, S. Wunsch-Vincent (eds.). Cornell University, INSEAD, and the World Intellectual Property Organization. Fontainebleau, Ithaca, and Geneva, 2014. Режим доступа:https://www.globalinnovationin-dex.org/ userfiles/file/reportpdf/ GII-2014-v5. pdf (дата обращения 10.04.2016 г.)

21. Левин, М. Российская коррупция / М. Левин. Г. Сатаров // Экономика России: Оксфордский сборник / под ред. М. Алексеева, Ш. Вебера. - Т.1. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2015.

22. 2015 Corruption Perceptions Index / R. Beddow (ed.).Transparency International. 2016. Режим доступа:http://www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/ ey-transparency-international-corruption- perceptions-index-2015/$FILE/ ey-transparency- international- corruption- perceptions-index-2015. PDF (дата обращения 10.04.2016 г.)

23. Corruption Perceptions Index 2014 / Beddow R. (Ed.).Transparency International. 2015. Режим доступа: https://www.transparency.org/cpi2014 (дата обращения 10.04.2016 г.)

24. Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы». Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/706953/#ixzz45QBSBT6d (дата обращения 10.04.2016 г.)

25. The World Justice Project .Rule of Law Index 2015 report / S. A. Al-Misnad, E. Constanti-nescu [a. o.]. - Washington, 2015. Режим доступа: http://worldjusticeproject.org/sites/default/files/ roli_2015_0.pdf (дата обращения 10.04.2016 г.)

26. План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. Режим доступа: http://government.ru/ media/ files/ X6NrRVu0jjj1ALG5ZoCbVm5G3IQ0lCkh.pdf (дата обращения 11.04.2016 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.