ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Международные организационно-правовые основы деятельности Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег
Александер Денис Анатольевич,
аспирант кафедры международного права Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации E-mail: [email protected]
Противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) является комплексным направлением, в которое вовлечены многие органы государственной власти стран мира, а также множественные международные организации и учреждения. Одним из таких международных учреждений является - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ), основная, но не единственная организация в рассматриваемой сфере. В разное время было учреждено девять Региональных групп по типу ФАТФ (далее - РГТФ) - девять региональных организаций, которые обладают множеством одновременно и схожих целей, и при этом отличных от ФАТФ организационно-правовых особенностей. Эта статья посвящена Азиатско-Тихоокеанской группе по борьбе с отмыванием денег (далее - АТГ) - РГТФ Азиатско-Тихоокеанского региона. В ней рассматривается деятельность АТГ с точки зрения международного права и изучаются более детально следующие аспекты ее функционирования: международно-правовой статус, проведение типологических исследований и взаимных оценок, обучение и повышение квалификации сотрудников компетентных государственных органов и частных организаций в сфере ПОД/ФТ.
Ключевые слова: противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, ПОД/ФТ, Группа финансовых мер борьбы с отмыванием денег, ФАТФ, Региональная группа по типу ФАТФ, РГТФ, Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег, АТГ, международно-правой статус, международные организации.
1
см
см
л
Z
114
ФАТФ является основной, но не единственной организацией международного типа в сфере ПОД/ ФТ. Поскольку членами ФАТФ являются лишь 37 юрисдикций, а данная проблематика затрагивает все государства без исключения, были созданы РГТФ - региональные организации, имеющие статус ассоциированных членов ФАТФ и объединяющие в себе страны регионов, готовые к выполнению международных стандартов в сфере ПОД/ ФТ - 40 Рекомендаций ФАТФ 2012 года и взаимной оценке своих национальных систем финансового мониторинга в соответствии с Методологией оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ 2013 года.
Региональные особенности, которые находят свое отражение в организационных структурах РГТФ, мы можем наблюдать в Азиатско-Тихоокеанской группе по борьбе с отмыванием денег.
Указанный регион является малоизученным наукой в рамках сферы ПОД/ФТ, при этом он является одним из крупнейших регионов мира и имеет множество спорных вопросов, в том числе, в отношении определения его границ.
Чарумани Кабун в своей работе отмечает, что «Об АТР как о важнейшем в политико-экономическом значении регионе XXI века пишут многие исследователи, но общей точки зрения в определении региона не выработано, потому что нет согласия по поводу того, какие именно страны следует включать в АТР» [1, с. 18].
О.А. Арин в свою же очередь утверждает, что «Достаточно просто просмотреть работы ученых США, Канады, Австралии, Германии, Японии, КНР, Южной Кореи, России - приверженцев этой концепции, чтобы убедиться, насколько велик разброс мнений относительно стран, входящих в АТР. От 12 до 61!» [2, с. 1].
Кроме того, АТГ является не единственной организацией в рассматриваемом регионе, которая ставит своей целью борьбу с преступностью.
А.В. Косарев пишет, что «АТЭС, не смотря на явную экономическую направленность, обозначенную в наименовании, в настоящее время перерос в более широкий формат, и охватывает такие сферы сотрудничества как, например, борьба с преступностью и терроризмом» [3, с. 29]. А.В. Косарев в своей работе более подробно описывает
роль Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и иных международных учреждений этого региона в борьбе с преступностью, но он не затрагивает в ней АТГ, несмотря на направленность его исследования в целом на АТР, принимая во внимание, что АТГ была учреждена в 1997 году и факт того, что в отличие от определения границ непосредственно рассматриваемого региона, вопросы, касающиеся организационных и правовых аспектов функционирования АТГ, не имеют разночтений.
Учитывая, что каждое региональное объединение государств в том или ином виде предполагает экономическую интеграцию, становится целесообразным рассмотрение вопросов организации экономической безопасности региона, что находится непосредственно в интересах государств, входящих в него.
Н.А. Ефремова в своей работе отмечает, что: «Экономическая интеграция государств актуализирует не только защиту национальных интересов ее участников, но и проблемы их экономической безопасности. Понятия национальные интересы и экономическая безопасность государства взаимосвязаны, дополняют друг друга» [4, с. 85].
Учитывая вышеизложенное, изучение наукой Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег видится целесообразным и актуальным, поскольку информация специалистов, специализирующихся на Азиатско-Тихоокеанском регионе, доказывает факт низкого уровня изученности данной организации в российской науке.
Так, правовой статус АТГ идентичен неформальному правовому статусу ФАТФ - АТГ является организацией международного типа, но не обладает статусом международной (межправительственной) организации.
Основным документом Группы является «Вопросы компетенции АТГ» (APG Terms of Reference) 2019 года, который является аналогом Мандата ФАТФ прошлых поколений - он имеет срок окончания своего действия, а значит и самой АТГ -2028 год.
Организационная структура также идентична ФАТФ, но с небольшими отличиями. АТГ имеет следующие органы: 1) Членство; 2) Сопредседатели; 3) Руководящий комитет; 4) Рабочие комитеты; 5) Секретариат [5].
Членство представляет собой собрание всех государств-членов АТГ, являющихся представителями пяти географических субрегионов: Северная Азия, Тихоокеанские острова, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, а также КАНЗАС (Австралия, Канада, Новая Зеландия и США). Общее количество государств-членов АТГ - 41. В отличие от ФАТФ, высшим органом в АТГ являются сами члены данной организации, а «Пленарное заседание», которое в АТГ носит название «Ежегодное собрание», является только мероприятием, которое проходит один раз в году, а не три как у ФАТФ.
В отличие от ФАТФ, АТГ имеет два председателя Ежегодных заседаний: постоянный и сменя-
емый [6]. Постоянное председательство держится за Австралией, как за хозяйствующей страной, а сменяемый председатель назначается членами организации на двухлетний срок.
Руководящий комитет АТГ (который до 2017 года был известен как Управляющая группа АТГ) выполняет две основные функции [7]:
1. Предоставлять сопредседателям и членам АТГ стратегические рекомендации по структуре, функционированию и поддержке Группы;
2. Рассматривать и решать на основе консенсуса вопросы, переданные ему членами АТГ или Секретариатом АТГ, в случаях, где комитет решает, что это необходимо.
В рамках АТГ также действует два постоянных рабочих комитета: комитет по взаимным оценкам и операционный комитет. Комитет по взаимным оценкам руководит программой взаимных оценок (далее - ВО) АТГ и рассматривает проекты отчетов взаимных оценок (далее - ОВО) и вопросы политики ВО. Этот комитет собирается минимум пять раз в год.
Операционный комитет руководит программой по исследованию типологий АТГ и программой по вопросам имплементации. Он также собирается не менее пяти раз в год, включая одно очное собрание на Ежегодном заседании АТГ.
Секретариат АТГ играет аналогичную с Секретариатом ФАТФ роль, но в отличие от него занимает в организационной структуре самую низшую ступень. Если ФАТФ оценивает Секретариат как второй по значимости орган после пленарного заседания, то АТГ оценивает его ниже рабочих комитетов несмотря на то, что данный орган также играет роль штаб-квартиры, которая базируется в главном здании Федеральной полиции Австралии.
Для эффективного противодействия отмыванию преступных доходов и финансированием терроризма государственные органы и частные организации должны понимать и идти в ногу с различными и развивающимися методами ОД/ФТ. По этой причине АТГ проводятся ежегодные семинары по типологиям (наиболее распространенным схемам) ОД/ФТ, чтобы собрать вместе экспертов АТГ для обсуждения тенденций в этой сфере и соответствующих мер, принятие которых необходимо для минимизации рисков в рассматриваемой сфере.
В дополнение, АТГ имеет еще два организационных документа помимо «Вопросов компетенции АТГ» 2019 года: стратегический план, в котором изложены миссия и цели АТГ на четырехлетний период, а также годовые бизнес-планы, в которых более подробно изложена рабочая программа АТГ. Это делает организационно-правовую ба- р зу АТГ уникальной и более точной по сравнению Д с ФАТФ, которая имеет лишь своего рода учре- Е ждающие документы (Экономическая декларация К G7 1989 года и Мандат ФАТФ), но при этом функ- ё ционирует, не имея каких-либо планов по органи- у зации международной системы ПОД/ФТ. А
За типологические исследования в АТГ с 2017 года отвечает Операционный комитет [8]. Он выполняет две функции: 1) исследование типологий и управление проектами, первоначально находившееся в ведении ранее функционирующей «Рабочей группы по типологиям»; и 2) вопросы имплементаций, изначально решаемые ранее функционирующей «Рабочей группой по вопросам имплементации».
Членство в Операционном комитете АТГ открыто для всех членов и наблюдателей АТГ, включая международные организации, таких как МВФ, Всемирный Банк, АБР, Секретариат Содружества Наций и УНП ООН. Есть два сопредседателя Операционного комитета: Индия (вопросы типологий) и Новая Зеландия (вопросы имплементаций). Операционный комитет АТГ:
1. Собирает, анализирует и публикует информацию по типологическим исследованиям новых тенденций в сфере ПОД/ФТ.
2. Разрабатывает руководящие материалы, с целью содействия юрисдикциям разработать эффективные меры ПОД/ФТ.
3. Поддерживает связь с партнерами по типологическим исследованиям, включая глобальную сеть ПОД/ФТ, ученых и организации частного сектора, для обмена тематическими исследованиями новых методов и тенденций ОД/ФТ. Кроме того, одна из целей Стратегического
плана АТГ 2016-2020 годов - выявить тенденции ОД/ФТ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стратегии для достижения этой цели включают:
1. Разработка и поддержание программы исследований АТГ с целью выявления и анализа приоритетных проблем ПОД/ФТ;
2. Поддержка и продвижение работы проектных групп АТГ по изучению и решению конкретных проблем в этой сфере;
3. Поддержка и обеспечение программ обучения и обмена информацией с целью повышения квалификации представителей компетентных государственных органов и частных организаций. Переходя непосредственно к международным
организационно-правовым основам прохождения взаимных оценок в АТГ, то стоит отметить, что РГТФ Азиатско-Тихоокеанского региона является одним из лучших примеров документальной основы проведения ВО, поскольку, например, в документах Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕаГ, РГТФ Евразийского региона) отсутствует какая-либо информация по данным вопросам.
Так, в 2013 году членами АТГ было принято решение о создании Рабочей группы по взаимным оценкам, которая в 2017 году была переименована в Комитет по взаимным оценкам, чьей непо-^ средственной задачей в том числе является до-2 стижение целей, поставленных в Стратегическом £ плане АТГ на 2016-2020 годы. ° Цель № 3 указанного стратегического плана Ц требует, чтобы АТГ проводил оценку соблюдения
и выполнения государствами-членами международных стандартов ФАТФ и реагировал соответствующим образом в случае их неисполнения [9]. Стратегия для достижения этой цели включают: проведение третьего раунда взаимных оценок АТГ; принятие соответствующих мероприятий и процедур после проведения ВО; поддержка программы ВО АТГ посредством проведения обучения и консультаций с экспертами; участие в заседаниях Группы по обзору международного сотрудничества ФАТФ и ее процессах от имени членов АТГ.
Принимая во внимание Методологию ФАТФ 2013 года, члены АТГ могут быть оценены одним из четырех способов [10]: 1. По процедурам ВО АТГ;
2. По процедурам Во ФАТФ/АТГ или Международный Валютный Фонд (далее - МВФ) и Всемирного Банка (далее - ВБ) для членов АТГ, которые также являются членами ФАТФ. Если член также является членом другого РГТФ, оценка может проводиться как совместная оценка ФАТФ/АТГ/РГТФ;
3. По процедурам ВО АТГ/РГТФ или международных финансовых организаций для членов АТГ, которые также являются членами другого РГТФ, но не являются членами ФАТФ;
4. По процедурам оценки международных финансовых организаций (МВФ и ВБ).
По согласованию с Ежегодным заседанием АТГ, в исключительных случаях, АТГ может проводить или участвовать в оценке наблюдателя АТГ. При необходимости секретариат АТГ согласует процедуры по оценке с секретариатом другого оценочного органа.
Во взаимной оценке участвует группа экспертов, собранных вместе из государств-членов аТг (прошедших специальную подготовку и имеющих квалификацию по Методологии ФАТФ 2013 года). В состав команды входят: юристы, финансовые и регуляторные эксперты, а также эксперты из правоохранительных органов и подразделений финансовой разведки (далее - ПФР).
Процесс ВО включает в себя две стадии [10]:
1. Анализ технического соответствия. Анализ технического соответствия международным стандартам оценивает соблюдение членами ФАТФ и РГТФ конкретных требований каждой из 40 Рекомендаций ФАТФ, что означает наличие соответствующей правовой и институциональной базы, а также полномочий и процедур компетентных органов. Эти рекомендации представляют собой строительные блоки системы ПОД/ ФТ. Анализ технического соответствия проводится международными экспертами до выезда в оцениваемую страну.
2. Анализ эффективности. Анализ эффективности оценивает практическую результативность членов ФАТФ и РГТФ основанными на национальной оценке рисков ОД/ФТ соответствующих юрисдикций, которая имеет решающее значение для надлежащего функционирования и эффективности системы ПОД/ФТ. Меж-
дународные эксперты, составляющие команду экспертов-оценщиков, используют, так называемые, «11 Непосредственных результатов», указанных в Методологии ФАТФ 2013 года. Анализ эффективности основан не только на информации, которая предоставляется оцениваемой странной представителям оценочной группы. После обмена информацией международные эксперты посещают оцениваемую страну и проводят ряд собеседований с представителями государственных органов и частного сектора, чтобы получить полное представление о том, как работает национальная система ПОД/ФТ государства-члена ФАТФ и/или РГТФ.
Цель высокого уровня взаимных оценок, которая показывает состоятельность национальной системы ПОД/ФТ, в соответствии с Методологией ФАТФ 2013 года, выглядит следующим образом: «Финансовые системы и экономика в более широком смысле защищены от угроз отмывания денег, финансирования терроризма, и финансирования распространения оружия массового уничтожения, тем самым укрепляя целостность финансового сектора и способствуя защищенности и безопасности» [11].
Поднимая вопросы повышения квалификации специалистов финансового мониторинга в Азиатско-Тихоокеанском регионе, то стоит отметить, что в 2017 году Правительство Новой Зеландии профинансировало АТГ в объеме 3,6 миллиона новозеландских долларов на срок пяти лет в рамках программы финансовой помощи Министерства иностранных дел и торговли Новой Зеландии с целью реализации целевых программ по борьбе с незаконными финансовыми потоками и совершенствованию имплементации стандартов ПОД/ФТ в рассматриваемом регионе. Благодаря этому финансированию АТГ учредила «Тихоокеанскую программу развития потенциала в сфере ПОД/ФТ» (далее - Программа). Более подробно ее цели описываются в стратегическом и бизнес-планах Программы.
Одной из функций Секретариата АТГ также является координация технического содействия и обучения в области ПОД/ФТ и предоставление экспертной и практической поддержки членам и наблюдателям АТГ.
В рамках АТГ функционирует Группа доноров и поставщиков - ГДП (Donors And Providers Group - DAP Group) - добровольная группа членов и наблюдателей АТГ, целью которой является оказание технического содействия и консультационных услуг в регионе по ряду вопросов, связанных с ПоД/ФТ [12]. Каждый год гДп собирается во время Ежегодного форума АТГ по техническому содействию и обучению (проводится в то же самое время, что и Ежегодное собрание АТГ) для рассмотрения региональных потребностей в данной области. Цель форума - выявить потребности в обучении и техническом содействии членам АТГ и усовершенствовать механизмы координации и оказания помощи государствам в этом направлении.
Команда по техническому содействию в Тихоокеанском регионе тесно сотрудничает с ГДП для достижения стратегических целей Программы и регулярно привлекает независимых экспертов для завершения проектов, направленных на удовлетворение выявленных потребностей в этой области в регионе. Примеры областей сотрудничества [12]:
1. Оценка рисков ОД/ФТ (широкая или секторальная, например, анализ рисков ОД/ФТ, исходящих от юридических лиц);
2. Надзор и регулирование финансовых учреждений и определенных нефинансовых органов и профессий (например, казино, юристы, агенты по недвижимости);
3. Разработка политики по снижению рисков ОД/ ФТ;
4. Содействие правоохранительным органам в расследовании финансовых преступлений и конфискации доходов, полученных преступным путем;
5. Разработка и рассмотрение законопроектов;
6. Применение целевых финансовых санкций в целях противодействия финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Разобрав международные организационно-правовые основы деятельности АТГ, можно четко сказать, что с точки зрения документальной базы и практической реализации своих полномочий по многим направлениям АТГ стоит наравне с ФАТФ, но с точки зрения международно-правового статуса она стоит ниже ФАТФ поскольку на данный момент срок ее функционирования ограничен до 2028 года, в то время как ФАТФ с 2019 года имеет бессрочный Мандат, при этом они обе имеют неформальный статус.
На данный момент ФАТФ и РГТФ стали, своего рода, брендом, о чем даже пишет сама ФАТФ, говоря о деятельности РГТФ, как о части «бренда ФАТФ» [13]. Глобальная система ФАТФ уникальна в каждом регионе и при этом сохраняет высокий уровень эффективности цельного механизма. Одна РГТФ может обладать более высоким правовым статусом, другая РГТФ может обладать большим количеством государств-членов, но при этом все привносят свой вклад в борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма на мировом уровне и делают Глобальную систему ФАТФ одной из самых эффективных систем международных финансовых организаций.
Литература
1. Чарумани Кабун Роль АТЭС в интеграционной стратегии России в АТР: дисс. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / Чарумани Кабун; науч. рук. Н.А. Васильева; Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 2015, 177 с.;
5 -о
сз
<
см л
2. Арин О.А. Миф об Азиатско-Тихоокеанском регионе / О.А. Арин // Азия и Африка сегодня. -1998 - № 1. с. 1-12;
3. Косарев А.В. Международно-правовые основы сотрудничества Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере борьбы с преступностью: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.10 / А.В. Косарев; науч. рук. Д.Д. Шалягин; Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Москва, 2011, 178 с.;
4. Ефремова Н.А. Международно-правовые механизмы регулирования экономической интеграции и суверенитет государств: дисс. . док. юрид. наук: 12.00.10 / Н.А. Ефремова; науч. конс. А.Я. Капустин; ФГОУПО НОУ ВПО Академия права и управления (Институт), Рязань, 2020, 425 с.;
5. APG Official Website / APG Governance Framework [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.apgml.org/about-us/page.aspx?p= c735e62b-802b-4895-bda8-b7cf81766943 [дата обращения: 30.04.2021].
6. APG Official Website / APG Co-Chairs [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.apgm!. org/about-us/page.aspx?p=6e984e5c-5293-4d25-ba71-0099edb28954 [дата обращения: 30.04.2021].
7. APG Official Website / APG Governance Committee [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.apgml.org/about-us/ page.aspx?p=73c287fe-ed93-41d2-8e26-22f028eed804 [дата обращения: 30.04.2021].
8. APG Official Website / Operations Committee [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.apgml.org/methods-and-trends/ page.aspx?p=2d8154b7-a5c2-4277-a983-74a32271e952 [дата обращения: 30.04.2021].
9. APG Official Website / APG Documents [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.apgml.org/documents/default. aspx?s=date&c=1&pcPage=2 [дата обращения: 30.04.2021]
10. APG Official Website / Mutual Evaluations [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.apgml.org/mutual-evaluations/ page.aspx?p=35032228-954b-4d76-82d3-473a9269b4ee [дата обращения: 30.04.2021]
11. Официальный сайт МУМЦФМ / Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ, февраль 2013 года [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mumcfm.ru/biblioteka/ mezdunarodnye-dokumenty/fatf [дата обращения: 30.04.2021].
12. APG Official Website / Technical Assistance and Training [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.apgml.org/ta-and-t/ page.aspx?p = 7fedfbe3-f55b-4ef1-8269-630e1a7918ed [дата обращения: 30.04.2021].
13. FATF Official Website / High-Level Principles and Objectives for FATF and FATF-style regional bodies
[Электронный ресурс] Режим доступа: https:// www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/high-level%20pпnciples%20and%20objectives%20 for%20fatf%20and%20fsrbs.pdf [дата обращения: 30.04.2021].
INTERNATIONAL ORGANIZATIONAL AND LEGAL FRAMEWORK OF THE ASIA/PACIFIC GROUP ON MONEY LAUNDERING
Alexander D.A.
Russian Foreign Trade Academy of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation
Anti-money laundering and combating the financing of terrorism (AML/CFT) is a complex area in which many state authorities of the countries of the world are involved, as well as numerous international organizations and institutions. One of these international institutions is the Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF), the main organization in this area, but it is not the only one. Nine FATF-Style Regional Bodies (FSRB) were established at different times - nine regional organizations that have at the same time many similar goals and organizational and legal features which are different from those of the FATF. This article is dedicated to the Asia/Pacific Group on Money Laundering (APG) - FSRB of the Asia/ Pacific region. It examines the activities of the APG from the point of view of international law and examines in more detail the following aspects of its functioning: international legal status, typological researches and mutual evaluations, training and advanced training of employees of competent state bodies and private organizations in the AML/CFT field.
Keywords: anti-money laundering and combating the financing of terrorism, AML/CFT, Financial Action Task Force, FATF, FATF-Style Regional Body, FSRB, Asia/Pacific Group on Money Laundering, APG, international legal status, international organizations
References
1. Charumani Kabun The role of APEC in the integration strategy of Russia in the APR: diss. ... Cand. polit. Sciences: 23.00.04 / Charumani Kabun; scientific. hands. ON THE. Vasiliev; St. Petersburg State University, St. Petersburg, 2015, 177 p .;
2. Arin O.A. The myth of the Asia-Pacific region / O.A. Arin // Asia and Africa today. - 1998 - No. 1. p. 1-12;
3. Kosarev A.V. International legal framework for cooperation of the Russian Federation with the countries of the Asia-Pacific region in the field of combating crime: diss. ... Cand. jurid. Sciences: 12.00.10 / A.V. Kosarev; scientific. hands. D.D. Shalyagin; Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, 2011, 178 p .;
4. Efremova N.A. International legal mechanisms for regulating economic integration and the sovereignty of states: diss. . doc. jurid. Sciences: 12.00.10 / N.A. Efremova; scientific. cons. AND I. Kapustin; FGOUPO NOU VPO Academy of Law and Management (Institute), Ryazan, 2020, 425 p .;
5. APG Official Website / APG Governance Framework [Electronic resource] Access mode: http://www.apgml.org/about-us/page. aspx?p=c735e62b-802b-4895-bda8-b7cf81766943 [access date: 30.04 .2021].
6. APG Official Website / APG Co-Chairs [Electronic resource] Access mode: http://www.apgml.org/about-us/page.aspx?p= 6e984e5c-5293-4d25-ba71-0099edb28954 [access date: 04/30/2021].
7. APG Official Website / APG Governance Committee [Electronic resource] Access mode: http://www.apgml.org/about-us/page. aspx?p=73c287fe-ed93-41d2-8e26-22f028eed804 [access date: 30.04 .2021].
8. APG Official Website / Operations Committee [Electronic resource] Access mode: http://www.apgml.org/methods-and-trends/page.aspx?p=2d8154b7-a5c2-4277-a983-74a3227 1e952 [access date: 04/30/2021].
9. APG Official Website / APG Documents [Electronic resource] Access mode: http://www.apgml.org/documents/default.aspx-?s=date&c=1&pcPage=2 [access date: 30.04.2021]
10. APG Official Website / Mutual Evaluations [Electronic resource] Access mode: http://www.apgml.org/mutual-evaluations/page. aspx?p=35032228-954b-4d76-82d3-473a9269b4ee [access date: 30.04. 2021]
11. Official website of the ITMCFM / Methodology for assessing technical compliance with the FATF Recommendations and the effectiveness of AML / CFT systems, February 2013 [Electronic resource] Access mode: https://www.mumcfm.ru/biblioteka/ mezdunarodnye-dokumenty/fatf [access date: 04/30/2021].
12. APG Official Website / Technical Assistance and Training [Electronic resource] Access mode: http://www.apgml.org/ta-and-t/ page.aspx?p=7fedfbe3-f55b-4ef1-8269-630e1a7918ed [date treatment: 04/30/2021].
13. FATF Official Website / High-Level Principles and Objectives for FATF and FATF-style regional bodies [Electronic resource] Access mode: https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/ high-level%20principles% 20and% 20objectives% 20for% 20fatf% 20and% 20fsrbs.pdf [date accessed: 04/30/2021].