Научная статья на тему 'Международные организации, осуществляющие деятельность в сфере энергетики как субъекты международного права'

Международные организации, осуществляющие деятельность в сфере энергетики как субъекты международного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
468
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО / АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЯДЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богоненко В.А.

Рассматриваются международные организации, осуществляющие деятельность в сфере энергетики. На основе международно-правовой доктрины проводится идентификация международных организаций в сфере энергетики. Дается правовая характеристика их правового статуса, в том числе рассматривается их организационная структура и учредительные документы. Определяются задачи и цели их деятельности, а также подчеркивается степень их влияния на развитие источников международного права и на национальное законодательство. Отдельное внимание обращается на специализацию международных организаций в сфере энергетики. Рассматривается глоссарий учредительных документов и международных актов в сфере энергетики. Показаны проблемы идентификации отдельных международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере энергетики. Сделаны выводы, касающиеся деятельности международных организаций в сфере энергетики. Определена роль международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере энергетики в регулировании отношений энергоснабжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ORGANIZATIONS OPERATING IN THE ENERGY SECTOR AS AN INTERNATIONAL ENTITY

The article deals with international organizations operating in the energy sector. On the basis of the international legal doctrine allows identification of international organizations in the field of energy. Given legal description of their legal status, including their organizational structure is considered and the constituent documents. Defined goals and objectives of their activities, and also highlights the extent of their influence on the development of sources of international law and national legislation. Special attention is drawn to the specialized international organizations in the field of energy. Considered a glossary of constituent documents and international instruments in the field of energy. The problems of identification of certain international organizations operating in the energy sector. Conclusions concerning the activities of international organizations in the field of energy. Defines the role of international organizations operating in the energy sector in the regulation of relations of power supply.

Текст научной работы на тему «Международные организации, осуществляющие деятельность в сфере энергетики как субъекты международного права»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

УДК 341

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

канд. юрид. наук, доц. В.А. БОГОНЕНКО (Полоцкий государственный университет)

Рассматриваются международные организации, осуществляющие деятельность в сфере энергетики. На основе международно-правовой доктрины проводится идентификация международных организаций в сфере энергетики. Дается правовая характеристика их правового статуса, в том числе рассматривается их организационная структура и учредительные документы. Определяются задачи и цели их деятельности, а также подчеркивается степень их влияния на развитие источников международного права и на национальное законодательство. Отдельное внимание обращается на специализацию международных организаций в сфере энергетики. Рассматривается глоссарий учредительных документов и международных актов в сфере энергетики. Показаны проблемы идентификации отдельных международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере энергетики. Сделаны выводы, касающиеся деятельности международных организаций в сфере энергетики. Определена роль международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере энергетики в регулировании отношений энергоснабжения.

Введение. Осуществление ядерной деятельности, в том числе использование атомной энергии, предполагает наличие в том или ином государстве развитой экономики, научно-исследовательских учреждений и программ, сложного инженерно-технического оборудования и специальных технологий способных обеспечить создание и функционирование ядерной отрасли. Поскольку ядерная деятельность, деятельность по использованию атомной энергии представляет собой деятельность, создающую повышенную опасность для населения и окружающей среды, а последствия инцидентов или аварий на объектах, имеющих ядерные установки, могут распространяться за пределы национальных территорий, возникает необходимость в сотрудничестве стран, заинтересованных в развитии своих экономик, и прежде всего атомной энергетики. Наиболее удобной формой такого сотрудничества становится деятельность международных организаций, в рамках которых могут осуществляться самые различные проекты, такие как консультирование и техническое содействие, предоставление необходимой информации, проведение экспертиз и инспектирование объектов ядерной отрасли, обмен опытом эксплуатации установок и аварийного реагирования, содействие в разработке научно-исследовательских программ и их совместное осуществление, предоставление необходимых рекомендаций и т. д.

В последние годы широкое распространение получила деятельность международных организаций, которые создают правовые и организационные основы для сотрудничества в различных отраслях энергетики, в том числе и в области использования атомной энергии.

Международные организации, осуществляющие деятельность в сфере энергетики. По кругу участников, межгосударственные международные организации, действующие в сфере энергетики, могут быть подразделены на универсальные или открытые, когда к участию в них допускаются все страны, и региональные или закрытые, когда возможность участия в международной организации определяется с учетом местонахождения государства. Для энергетики более свойственны региональные международные организации, например, такие как EURATOM - Европейское сообщество по атомной энергии, международная организация членов Европейского союза (ЕС). Факторами, способствующими созданию региональных международных организаций, чаще всего служит: наличие общих экономических интересов; унификация норм национального законодательства обеспечивающего свободное обращение товаров, работ, услуг, денежных средств; создание транснациональных корпораций; географические особенности расположения природных ресурсов и др.

По содержанию и объему компетенции межгосударственные международные организации, действующие в сфере энергетики, относятся к организациям специальной компетенции. Деятельность таких организаций сосредоточена на решении узкоотраслевых задач, не выходящих за пределы энергетической отрасли. Вместе с тем в составе межгосударственных международных организаций общей компетенции могут создаваться специальные органы (комиссии, управления и др.), деятельность которых охватывает и узкоотраслевые сферы.

В доктрине международного права распространенным критерием классификации является деление по характеру полномочий. По данному критерию различают межгосударственные и надгосударственные

(наднациональные) международные организации. Характерным примером межгосударственной международной организации служит IAEA, созданная в 1957 году в качестве одной из автономных организаций ООН. Результаты деятельности надгосударственных международных организаций распространяются, как правило, на субъектов хозяйствования стран, участвующих в такой международной организации, например, на операторов систем магистральных нефте- и газопроводов.

Более предметное рассмотрение международных организаций, действующих в сфере энергетики позволяет определить их задачи и цели деятельности, структуру, характер и степень влияния оказываемого ими на участвующих в них субъектов права.

МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии (International Atomic Energy Agency). Данное образование создано в 1957 году в рамках ООН в качестве автономной организации. Положенные в основу деятельности организации принципы соотносятся с основными принципами деятельности ООН в сфере, составляющей повышенную опасность для населения и природной среды. Потребность в создании подобной организации была инициирована распространением атомной энергетики за пределы национальных территорий отдельных стран (Франция, США, СССР и ряд других государств) и вызванной этим процессом необходимостью выработки единых подходов к регламентации деятельности в сфере атомной энергетики, обеспечения сотрудничества по безопасности и предупреждению вредоносного воздействия объектов атомной энергетики, разработки универсальных правовых понятий, формализующих атомное право. Так, одним из ключевых понятий стало понятие «ядерная безопасность», используемое в Уставе МАГАТЭ и международных конвенциях. Это понятие было закреплено в национальных законодательствах, например, в Законе Франции «О транспарентности и безопасности ядерных материалов» № 2006-686 от 13 июня 2006 года. Само же понятие «ядерная безопасность» применительно к деятельности МАГАТЭ состоит из трех измерений - трех групп правовых норм и нормативно-технических стандартов. К первой группе относятся нормы и стандарты эксплуатационной безопасности ядерных объектов. Ко второй группе принадлежит система норм, имеющая целью предотвращение распространения ядерного оружия. В третью группу входят нормы, направленные на предотвращение угрозы несанкционированного завладения ядерными материалами и на пресечение актов ядерного терроризма [1, с. 453].

В соответствии со статьей II Устава МАГАТЭ Агентство стремится к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство выступает гарантом того, что помощь, предоставляемая им или по его требованию, или под его наблюдением или контролем, не будет использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели.

МАГАТЭ как международная организация действует на основании Устава и имеет организационную структуру: Совет управляющих, Генеральная конференция, Секретариат, Генеральный директор. Основными рабочими подразделениями Агентства являются его департаменты: технологического сотрудничества, ядерной энергии, ядерной безопасности, управления, ядерных наук и применений, гарантий. Членами МАГАТЭ значатся 164 государства.

В рамках МАГАТЭ разрабатывались важнейшие международные конвенции, в том числе: Конвенция об ответственности операторов ядерных судов (1962), Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1997), Конвенция о ядерной безопасности (1994), Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (1991), Конвенция о физической защите ядерного материала (1988), Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной ситуации (1986) и др.

Одним из важнейших инструментов в деятельности МАГАТЭ являются стандарты этой организации, на основе которых разрабатываются национальные нормативные правовые акты: безопасное обращение ядерных материалов, эксплуатационная безопасность ядерных объектов, радиационная защита, остановка и демонтаж установленных ядерных объектов, утилизация специального оборудования, контроль за ядерной безопасностью, радиационной защитой и др.

Функции МАГАТЭ закреплены в статье III Устава Агентства:

- способствовать и содействовать научно-исследовательской работе в области атомной энергии, развитию атомной энергии и практическому ее применению в мирных целях во всем мире; служить посредником (в случае просьбы о том) с целью обеспечения тому или иному члену Агентства оказания услуг или снабжения его материалами, оборудованием или техническими средствами другим членом Агентства, а также совершать любые операции или оказывать любые услуги, которые могут принести пользу в научно-исследовательской работе в области атомной энергии или в развитии атомной энергии, или в практическом применении атомной энергии в мирных целях;

- в соответствии с Уставом обеспечивать услуги, материалы, оборудование и технические средства для удовлетворения нужд научно-исследовательской работы в области атомной энергии, развития атомной энергии и практического ее применения в мирных целях, включая производство электрической энергии, с надлежащим учетом нужд слаборазвитых районов мира;

- способствовать обмену научными и техническими сведениями о применении атомной энергии в мирных целях;

- поощрять обмен научными работниками и специалистами в области использования атомной энергии в мирных целях и их подготовку;

- устанавливать и проводить в жизнь гарантии, имеющие своей целью обеспечить, чтобы специальные расщепляющиеся и иные материалы, услуги, оборудование, технические средства и сведения, предоставляемые Агентством по его требованию или под его наблюдением или контролем, не были использованы таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели и распространять, по требованию сторон, применение этих гарантий на любые двусторонние или многосторонние соглашения или, по требованию того или иного государства, на любые виды деятельности этого государства в области атомной энергии;

- устанавливать или применять в консультации и в надлежащих случаях в сотрудничестве с компетентными органами Организации Объединенных Наций и с заинтересованными специализированными учреждениями нормы безопасности для охраны здоровья и сведения к минимуму опасности для жизни и имущества (включая такие же нормы для условий труда); обеспечивать применение этих норм как в собственной работе, так и в работе, при которой используются материалы, услуги, оборудование, технические средства и сведения, предоставляемые Агентством или по его требованию, или под его контролем или наблюдением; обеспечивать по требованию сторон применение этих норм к деятельности, проводимой на основании любого двустороннего или многостороннего соглашения, или по требованию того или иного государства, к любому виду деятельности этого государства в области атомной энергии;

- приобретать или создавать любые установки, заводы и оборудование, которые могут быть полезными при выполнении им возложенных на него функций, если имеющиеся в соответствующем районе установки, заводы и оборудование являются недостаточными или если пользование ими возможно лишь в условиях, которые Агентство признает неудовлетворительными.

В статье ХХ Устава МАГАТЭ содержатся ключевые определения, используемые в документах Агентства, а также в международных конвенциях:

- термин «специальный расщепляющийся материал» означает: плутоний-239; уран-233; уран, обогащенный изотопами 235 или 233; любой материал, содержащий одно или несколько из вышеуказанных веществ; и такой другой расщепляющийся материал, который время от времени будет определяться Советом управляющих; однако термин «специальный расщепляющийся материал» не включает исходного материала;

- термин «уран, обогащенный изотопами 235 или 233» означает уран, содержащий изотопы 235 или 233, или тот и другой вместе, в таком количестве, чтобы отношение (abundance ratio) суммы этих изотопов к изотопу 238 было больше отношения изотопа 235 к изотопу 238 в природном уране;

- термин «исходный материал» означает уран с содержанием изотопов в том отношении, в каком они находятся в природном уране; уран, обедненный изотопом 235; торий; любое из вышеуказанных веществ в форме металла, сплава, химического соединения или концентрата; какой бы то ни было другой материал, содержащий одно или несколько из вышеуказанных веществ в такой концентрации, которая время от времени будет определяться Советом управляющих; и такой другой материал, какой время от времени будет определяться Советом управляющих.

В составе МАГАТЭ есть штат инспекторов, которые рассматривают все операции, проводимые самим Агентством, несут ответственность за проверку отчетов, предусмотренных в подпункте 6 пункта А статьи XII Устава, которые составляются по результатам пребывания инспекторов на территории государств-получателей технической помощи с доступом к необходимым объектам и лицам, связанным с материалами, оборудованием или установками, подлежащими контролю на основании Устава МАГАТЭ.

Права, необходимые МАГАТЭ для осуществления своих функций, а также обязанности Агентства содержатся в статье XII Устава [2].

Международное энергетическое агентство (International Energy Agency). Автономная международная организация, созданная в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Сама ОЭСР была преобразована в 1960 году из Организации европейского экономического сотрудничества.

Международное энергетическое агентство (МЭА) образовано в 1974 году в Париже и включает 29 стран-участниц. Цель IEA - содействие международному сотрудничеству в сфере совершенствования мировой структуры спроса и предложения энергетических ресурсов и различных услуг, оказываемых в энергетической отрасли. В конечном итоге - это обеспечение энергетической безопасности участвующих в организации стран. Цели и задачи деятельности IEA закреплены в Международной энергетической программе, в Программе долгосрочного сотрудничества, а также в специальном документе (миссии) «Общие цели» (1993). Агентство имеет организационную структуру, регламент принятия решений, а также иные внутренние документы, регламентирующие деятельность этой международной организации.

Основу организационной структуры IEA составляют департаменты, в состав которых входят отраслевые отделы:

1. Департамент главного экономиста (OCE).

2. Департамент энергетических рынков и безопасности (EMS):

- Отдел нефтяного сектора и рынков (OIMD);

- Отдел чрезвычайной политики (EPD);

- Отдел диверсификации ресурсов (EDD), Подразделение по возобновляемым источникам энергии.

3. Департамент устойчивой энергетической политики и технологий (SPT):

- Отдел энергоэффективности и окружающей среды (EED);

- Отдел анализа политики энергетических технологий (ETP).

4. Департамент глобального энергетического диалога (GED):

- Отделы DALSA и DEMA;

- Отдел исследования стран (CSD);

- Отдел по сотрудничеству в области энерготехнологий (ETC).

Штат IEA насчитывает более 190 человек, из которых большинство - эксперты в области энергетики и статистики.

Департамент главного экономиста (Office of the Chief Economist - OCE) является основным составителем и автором Прогноза мировой энергетики (World Energy Outlook), важнейшей ежегодной публикации МЭА. Прогноз мировой энергетики получил широкое признание как наиболее авторитетный источник информации и прогнозов в энергетическом секторе. В работе над Прогнозом принимают участие более двадцати аналитиков МЭА совместно с ведущими специалистами в области энергетики со всего мира. За последние годы Прогноз мировой энергетики был удостоен нескольких наград за высокий уровень и качество анализа, среди которых признание Российской Академии наук, Министерства энергетики США и многочисленных частных организаций.

Департамент энергетических рынков и безопасности (Directorate of Energy Markets and Security - EMS) комплексно занимается анализом энергорынков (в том числе нефтяных и газовых рынков, рынков атомной энергии, электроэнергии и энергии из возобновляемых источников) и политикой энергетической безопасности. Он также постоянно следит за ключевыми политическими вопросами, которые возникают в связи с новым развитием событий, например, регуляторной реформой и либерализацией рынка. В части политики безопасности в состав EMS входит отдел, который оценивает последствия нарушений в поставках нефти в условиях глобального рынка нефти и координирует меры по их ликвидации, если возникает необходимость в чрезвычайных действиях. Такая деятельность требует постоянного мониторинга и прогнозирования тенденций развития рынка, а также регулярного составления обзоров, разработки и тестирования чрезвычайной политики и мер в странах-членах. В ответ на запрос министров энергетики стран-членов EMS сегодня также разрабатывает анализ политики газовой безопасности.

Департамент устойчивой энергетической политики и технологий (Directorate of Sustainable Energy Policy and Technology - SPT) занимается устойчивой энергетической политикой (со стороны потребления) и политикой в сфере энергетических технологий. Работа Департамента курируется Комитетом МЭА по энергетическим исследованиям и технологиям (Committee on Energy Research and Technology - CERT) и Постоянной группой по долгосрочному сотрудничеству (Standing Group on Long-Term Cooperation - SLT). Департамент занимается широкой деятельностью в рамках задач, поставленных лидерами «Большой восьмерки» на саммитах в Хеилигендамме (2007) и Хоккайдо (2008).

Департамент глобального энергетического диалога (Directorate of Global Energy Dialogue - GED) сотрудничает со странами-членами МЭА и со странами, не входящими в Агентство, с целью стимулировать сотрудничество и диалог во всех сферах энергетической политики и технологий. Одна из его главных задач - создание условий для более тесного сотрудничества между МЭА и основными странами-потребителями, странами-производителями и транзитными странами, которые не входят в Агентство (страны «диалога»). Страны, не входящие в Агентство, могут и уже участвуют в качестве полноправных членов в сети Рабочих соглашений МЭА по энергетическим технологиям. МЭА также периодически приглашает страны диалога принять участие в заседаниях комитетов МЭА в качестве наблюдателей. Помимо сотрудничества со странами, не являющимися членами Агентства, Департамент регулярно осуществляет Детальные обзоры, во время которых энергетическая политика каждой из стран-членов МЭА анализируется энергетическими специалистами из других стран, входящих в Агентство.

В своей деятельности GED поддерживает работу Постоянной группы по глобальному энергетическому диалогу (Standing Group on Global Energy Dialogue - SGD), Постоянной группы по долгосрочному сотрудничеству (Standing Group on Long-Term Co-operation - SLT) и Комитета МЭА по энергетическим исследованиям и технологиям (Committee on Energy Research and Technology - CERT).

Деятельность IEA во многом строится на положениях, содержащихся в Соглашении о международной программе развития энергетики (Agreement on an International Energy Program). Данное Соглашение состоит из преамбулы и глав:

I. Независимость энергетики в случае необходимости.

II. Ограничение потребления (спроса).

III. Распределение.

IV. Введение в действие мероприятий.

V. Система информации относящейся к международному рынку нефти.

VI. Персонал по консультациям с нефтяными компаниями.

VII. Долгосрочное взаимодействие в области энергетики.

VIII. Отношения со странами производителями и другими странами потребителями.

IX. Институциональные и общие положения.

Пункт 1 статьи 49 Соглашения содержит указание на следующие органы управления Агентства:

- Совет Директоров;

- Комитет по управлению;

- Постоянные группы по: чрезвычайным вопросам; нефтяному рынку; долгосрочному сотрудничеству; отношениям со странами-производителями и другими странами потребителями.

В состав Агентства входит Секретариат, который помогает органам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 49 Соглашения.

Основные положения о Совете директоров содержатся в статьях 50 и 51 Соглашения. Совет Директоров образуется из одного или нескольких Министров каждой страны-участницы или их представителей. Совет Директоров принимает большинством голосов свой собственный регламент и из своего состава избирает президента и вице-президентов. Компетенция Совета Директоров определена статьей 51 Соглашения. Совет директоров принимает решения и дает необходимые рекомендации по благоприятному функционированию Программы развития энергетики, периодически наблюдает за развитием ситуации, складывающейся в международной энергетике, особенно за проблемами, касающимися снабжения нефтью одной или некоторых стран-участниц, а также за экономическими результатами и состоянием монетаризма. По результатам изменений, происходящих в экономике и монетаризме, изменений в международной энергетике Совет Директоров определяет компетенцию и мероприятия международных институтов по экономическим вопросам и общему монетаризму. Вместе с тем Совет Директоров может решением большинства делегировать часть своих полномочий другим органам Агентства.

Важным органом Агентства является Комитет по управлению, состав и компетенция которого определена статьей 53 Соглашения. Комитет по управлению состоит из одного или нескольких представителей рекомендованных на уровне правительства каждой страны-участницы. Комитет по управлению большинством голосов избирает из своего состава президента и вице-президентов.

Непосредственная работа Агентства сосредоточена в его Постоянных Группах. Положения о постоянных группах содержатся в статьях 54-58 Соглашения. Так, Отдел нефтяного сектора и рынков (Oil Industry and Markets Division - OIMD) следит за кратко- и среднесрочными тенденциями развития международного нефтяного рынка, детально исследуя вопросы, связанные с мировыми поставками нефти, спросом на нефть и нефтепродукты, нефтепереработкой, биотопливом, инвентаризацией и динамикой цен. Прогнозы до конца следующего года ежемесячно публикуются в Отчете по нефтяным рынкам 5 (Oil Market Report - OMR), а прогнозы на последующие пять лет публикуются два раза в год в Среднесрочном отчете по нефтяным рынкам (Medium-Term Oil Market Report - MTOMR) [3].

Согласно пункту 1 статьи 54 Соглашения каждая группа образуется из одного или нескольких представителей правительства каждой страны-участницы. Комитет по управлению большинством голосов избирает президентов и вице-президентов Постоянных Групп.

Значительное место Соглашение уделяет вопросам голосования при принятии решений по вопросам, входящим в компетенцию органов управления Агентства. О порядке голосования говорится в статьях 61-62 Соглашения. Регламент Соглашения устанавливает достаточно сложную процедуру учета голосов и квот на голосование, подразделяя вопросы на две группы. Решения, по которым принимается: а) большинством голосов; б) единогласно.

В Соглашении содержатся также положения о финансировании (ст. 64), о специальных мероприятиях (ст. 65), о введении в действие отдельных правил (ст. 66), заключительные положения (ст. 67-76). Соглашение имеет специальное Приложение (Annexe) «Неотложные резервы» (т.е. неотложные резервы нефти, прим. автора).

ЕВРАТОМ (EURATOM - European Atomic Energy Community) - Европейское сообщество по атомной энергии. Договор по EURATOM был подписан в 1957 году без указания срока окончания действия договора. Первоначально EURATOM образовали шесть стран: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды. В настоящее время организация насчитывает 28 государств-членов Евросою-

за. Цели деятельности - обеспечение безопасности ядерных сооружений в ЕС, безопасность управления в сфере использования ядерного топлива и радиоактивных отходов в ЕС, финансирование списывания ядерных сооружений в ЕС. Свою деятельность EURATOM строит на следующих принципах: обеспечение развития и мирного использования ядерной энергетики странами-участницами; формирование общей энергетической политики; координация принятия решений; снижение цен на энергоносители; повышение стабильности энергетики; обеспечение контроля за атомной энергетикой. Соглашение об EURATOM содержит 234 статьи, которые составляют 6 титулов и преамбулу. В титуле 1 содержится указание на миссию EURATOM, в титуле 2 - положения о деятельности по отдельным направлениям, в титуле 3 - структура и финансирование, в титуле 4 - особые случаи финансирования (чрезвычайное финансирование), титулы 5 и 6 содержат общие положения. Институциональная структура EURATOM в значительной степени интегрирована в саму структуру органов ЕС, во многом аналогична Договору по ЕЭС и построена на том же «институциональном треугольнике»: Совет, Еврокомиссия, Европарламент. Имеется также Суд и Счетная палата. В EURATOM входит Агентство поставки, которое имеет задачу обеспечения правильной и равноправной поставки руд, исходных материалов и специальных расщепляющихся материалов в Европейском союзе.

Пункт 1.2 Договора EURATOM определяет сферу деятельности и область применения:

- содействие научным исследованиям и распространению технической информации;

- учреждение единых стандартов безопасности для работников и общественности;

- содействие инвестициям;

- обеспечение регулярных и справедливых поставок руд и ядерного топлива;

- подтверждение использования ядерных материалов по назначению;

- содействие массовой коммерческой информации и доступу к техническим объектам;

- сотрудничество с другими странами и международными организациями по использованию ядерной энергии в мирных целях.

Осуществляя свою деятельность, EURATOM разрабатывает и принимает директивы, действие которых ограничено территорией ЕС и стран-участниц EURATOM. Среди важнейших директив: Директива 2009/71/EURATOM «О создании основы Сообщества по ядерной безопасности ядерных установок»; Директива 96/29/ EURATOM «Основные нормы безопасности»; Директива 97/43/ EURATOM; Директива 03/122/ EURATOM «Источники высокой активности».

Одним из важнейших результатов деятельности организации является опубликование специальных отчетов, касающихся различных аспектов ядерной деятельности [4].

В декабре 2008 года был принят законопроект «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Комиссией Европейских сообществ о Комиссии Европейских сообществ в Республике Беларусь». Соглашение подписано в Брюсселе 7 марта 2008 года. Соглашением предусмотрено учреждение на территории Республики Беларусь представительства Комиссии Европейских сообществ. Каждое из них, в том числе Европейское сообщество по атомной энергии, в соответствии с Соглашением пользуется на территории Республики Беларусь правосубъектностью.

Европейская Энергетическая Хартия. В отдельных источниках, посвященных Энергетической Хартии, Хартия определяется в качестве международной организации [5, с. 5]. Попытки такой идентификации не отменяют характеристики Энергетической Хартии в других ее качествах, таких как, например, «политический форум», «площадка для обсуждений», «процесс Энергетической Хартии», «политическая декларация» и др., но уже находящихся за пределами правовых понятий. Значение идентификации международной организации в процессе Энергетической Хартии имеет значение с точки зрения потребностей международного права или международного частного права, а не политологии или социологии. Доктриной международного права давно разработаны признаки международной организации и предлагается доктринальная классификация международных организаций. Однако практика международных отношений вносит свои коррективы в область теоретических положений, касающихся института международных организаций. В основополагающих документах Энергетической Хартии нет прямого указания на то, что это международная организация. В Заключительном документе Гаагской Конференции (16-17 декабря 1991 г.) говорится о принятии декларации, являющейся Европейской Энергетической Хартией. Возможность идентификации международной организации в процессе Энергетической Хартии может основываться лишь на интерпретации текста Договора к Энергетической Хартии. Судя по содержанию договора, с определенной долей условности можно говорить об организационно-правовом единстве участников Договора как правоотношения, урегулированного нормами международного права. Сам Договор, опять таки с позиций международного права, может позиционироваться в качестве международного соглашения. Для целей идентификации большое значение имеет Часть VII Договора «Структура и институты», из которой следует, что процесс Энергетической Хартии не является аморфным или абстрактным процессом, но имеет свою организационную структуру в виде Конференции по Энергетической Хартии, Секретариата и Генерального секретаря. Немаловажным является и указание в пункте 5 статьи 35 Дого-

вора на взносы «Договаривающихся Сторон», хотя эти взносы носят и добровольный характер. Что касается такого критерия, как наличие цели, то здесь можно говорить лишь о том, что цель указана в Договоре (цель Договора) и в договоре же указаны функции Конференции по Энергетической Хартии (пункт 3 статьи 34 Договора).

Сам Договор к Энергетической Хартии содержит положения, говорящие о наличии признаков участия и организационно-правового единства. Например, в пункте 1 статьи 34 Договора говорится о том, что Договаривающиеся Стороны собираются периодически на Конференцию по Энергетической Хартии. Кроме того, из подпункта (f) пункта 3 статьи 34 следует вывод о возможном наличии постоянного местонахождения Конференции по Энергетической Хартии (штаб-квартира).

Одно из положений Договора к Энергетической Хартии, которое опосредованно указывает на наличие международной организации в процессе Энергетической Хартии, содержится в пункте 4 статьи 34 Договора, где говорится о том, что при выполнении своих обязанностей Конференция по Хартии через Секретариат сотрудничает и максимально использует исходя из соображений экономии и эффективности, услуги и программы других учреждений и организаций.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Договор к Энергетической Хартии содержит отдельные положения, которые указывают на ряд признаков, присущих международным организациям. Вместе с тем установление признаков «международной организации» применительно к процессу Энергетической Хартии возможно лишь в отношении Конференции по Энергетической Хартии.

Заключение. Международные организации, осуществляющие деятельность в сфере энергетики образуют собой международно-правовую основу сотрудничества в различных областях энергетической отрасли. Одним из наиболее значимых результатов деятельности таких организаций является обеспечение международно-правового регулирования отношений в сфере энергетики, осложненных иностранным элементом, а с другой стороны, нормотворческая деятельность международных организаций оказывает влияние на развитие национальных законодательств об энергетике.

Международные организации, осуществляющие свою деятельность в сфере энергетики, могут быть идентифицированы в качестве субъектов международного энергетического права.

ЛИТЕРАТУРА

1. Международное право: учебник / отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Междунар. отношения, 1999. - 624 с.

2. The Statute of the IAEA [ Электронный ресурс ]. - Режим доступа: https://www.iaea.org/about/statute. -Дата доступа: 17.03.2015.

3. World Energy Outlook 2014. - International Energy Agency. - Edicion 2014. - 748 p.

4. Summary report on the implementation of EURATOM safeguards in 2012. - Directorate general for energy. -May 2013. - Ref. Ares (2013)3002129-06/09/2013. - 13 p.

5. Поминова, И. Всестороннее исследование рисков и преимуществ для Российской Федерации от участия в Энергетической Хартии. Периодическая публикация / И. Поминова // Секретариат Энергетической Хартии. - Центр Знаний, 2014. - 30 с.

Поступила 31.03.2015

INTERNATIONAL ORGANIZATIONS OPERATING IN THE ENERGY SECTOR AS AN INTERNATIONAL ENTITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. BOGONENKO

The article deals with international organizations operating in the energy sector. On the basis of the international legal doctrine allows identification of international organizations in the field of energy. Given legal description of their legal status, including their organizational structure is considered and the constituent documents. Defined goals and objectives of their activities, and also highlights the extent of their influence on the development of sources of international law and national legislation. Special attention is drawn to the specialized international organizations in the field of energy. Considered a glossary of constituent documents and international instruments in the field of energy. The problems of identification of certain international organizations operating in the energy sector. Conclusions concerning the activities of international organizations in the field of energy. Defines the role of international organizations operating in the energy sector in the regulation of relations of power supply.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.