Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
международные организации / международное право / неправительственные организации / правосубъект-ность / энергетика. / international organizations / international law / non-governmental organizations / legal personality / energy.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сычева Ксения Юрьевна

В настоящей статье рассматриваются принятые, как в зарубежной, так и отечественной док-трине, подходы к определению правовой природы международных энергетических объединений. Обра-щается внимание на высокое значение таких объединений в поддержании энергетической безопасности, а также в выстраивании взаимоотношений между странами по вопросам использования энергии. Дан-ная тема представляет высокую актуальность, поскольку энергетическая сфера активно развивается и имеет специфику своего развития. Сотрудничество в энергетической сфере является особенно важным, на что указывает относительная неполитизированность данного рынка. Приводятся различные виды международных объединений в сфере энергетики: публичные международные организации, органы пуб-личных международных организаций, международные неправительственные организации и неофициаль-ные (или неформальные) международные объединения. Также рассматриваются акты международного права, посвященные данной области правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL NATURE OF INTERNATIONAL ENERGY ASSOCIATIONS

This article examines the approaches adopted, both in foreign and domestic doctrine, to determining the legal nature of international energy associations. Attention is drawn to the high importance of such associa-tions in maintaining energy security, as well as in building relationships between countries on energy use. This topic is of high relevance, since the energy sector is actively developing and has the specifics of its develop-ment. Cooperation in the energy sector is particularly important, as indicated by the relative non-politicization of this market. Various types of international associations in the field of energy are given: public international organizations, bodies of public international organizations, international non-governmental organizations and informal (or informal) international associations. Acts of international law devoted to this area of legal relations are also considered.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ»

36_JURISPRUDENCE / «ШУУШУОУМ-ЛШШак» #34(121), 2021

УДК 34.341.1/.8

Сычева Ксения Юрьевна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХИГС) DOI: 10.24412/2520-6990-2021-34121-36-38 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Sycheva Ksenia Yurievna

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA)

LEGAL NATURE OF INTERNATIONAL ENERGY ASSOCIATIONS

Аннотация.

В настоящей статье рассматриваются принятые, как в зарубежной, так и отечественной доктрине, подходы к определению правовой природы международных энергетических объединений. Обращается внимание на высокое значение таких объединений в поддержании энергетической безопасности, а также в выстраивании взаимоотношений между странами по вопросам использования энергии. Данная тема представляет высокую актуальность, поскольку энергетическая сфера активно развивается и имеет специфику своего развития. Сотрудничество в энергетической сфере является особенно важным, на что указывает относительная неполитизированность данного рынка. Приводятся различные виды международных объединений в сфере энергетики: публичные международные организации, органы публичных международных организаций, международные неправительственные организации и неофициальные (или неформальные) международные объединения. Также рассматриваются акты международного права, посвященные данной области правоотношений.

Abstract.

This article examines the approaches adopted, both in foreign and domestic doctrine, to determining the legal nature of international energy associations. Attention is drawn to the high importance of such associations in maintaining energy security, as well as in building relationships between countries on energy use. This topic is of high relevance, since the energy sector is actively developing and has the specifics of its development. Cooperation in the energy sector is particularly important, as indicated by the relative non-politicization of this market. Various types of international associations in the field of energy are given: public international organizations, bodies of public international organizations, international non-governmental organizations and informal (or informal) international associations. Acts of international law devoted to this area of legal relations are also considered.

Ключевые слова: международные организации, международное право, неправительственные организации, правосубъектность, энергетика.

Keywords: international organizations, international law, non-governmental organizations, legal personality, energy.

Российская Федерация является одной из крупнейших энергетических держав, что означает высокий уровень использования различных источников энергии. Без ее активного участия в международных переговорах невозможно обеспечить полную международную энергетическую безопасность. На осознание этого факта указывает, например, выступление В.В. Путина в 2018 году на Совете Безопасности России [5].

Понятие «международное энергетическое объединение» является достаточно условным. Под данным термином, в первую очередь, принято понимать те организации, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности в энергетической сфере. Однако деятельность таких организаций связана не только с безопасностью, но и с другими вопросами международной энергетики. Такие организации наделяются их членами правомочием на осуществление деятельности в энергетической сфере [10, с. 82].

В современном мире отсутствует одна международная организация, посвященная вопросам

энергетики. Это указывает на то, что на данный момент управление в данной сфере может быть названо фрагментированным [7, с. 392]. В научных целях предлагает разделить все международные энергетические объединения на четыре группы:

1. Публичные международные организации (Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ); Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом/ЕСАЭ); Организация стран -экспортеров нефти (ОПЕК); Электроэнергетический совет СНГ (ЭЭС СНГ); Конференция по Энергетической хартии (КЭХ); Энергетическое сообщество (ЭС); Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ) и пр.)

Россия участвует в таких международных энергетических объединениях, как МАГАТЭ, ЭЭС СНГ, а также во многих других.

Отметим, что долгое время международная организация понималась только как межправительственная организация. Однако такое определение не соответствовало принятой практике, в соответствии с которой создавалось и активно функциони-

«ШУШМУМ-ЛШИГМаУ» #34Ш), 2©2! / JURISPRUDENCE

37

ровало все больше неправительственных организаций. В этой связи, определение международной организации было расширено принятие такого документа, как Проект статей об ответственности международных организаций (ПСОМО) [2]. Пункт «а» статьи 2 настоящего документа гласил, что международные организации могут включать в себя, помимо государств, другие образования.

Также важным представляется определить, что международная организация (в том числе и энергетическая) должна иметь собственную международную правосубъектность. Правосубъектность организации понимается через следующие критерии:

1. предоставление полномочий отдельным подразделениям организации;

2. компетенция для предъявления требований на международном уровне;

3. способность самостоятельно вступать в международные соглашения;

4. способность органов организации принимать решения большинством голосов. [3].

Правосубъектностью обладают лишь межправительственные организации. Однако присутствует и такая категория, рассмотренная ранее, как публичная международная организация. В нее могут входить не только государства, но и иные образования. Для того, чтобы международная организация могла быть признана публичной необходимо чтобы она была учреждена на основании международного договора (что установлено статьей 5 ВКМПД) [1]. Большая часть международных организаций, действующих в области энергетики, действуют именно на основании соглашений (например, Устав МАГАТЭ, Договор о Евратоме).

Приобретение правосубъектности по международному праву не обязательно зависит от наличия прямого положения о правосубъектности в учредительном акте организации. Международная правосубъектность организации может выводиться также из определенных объективных критериев на основе общего международного права. Подобный подход к вопросу о международной правосубъектности был принят МС ООН еще в 1949 г. при оценке правосубъектности ООН9, а также получил широкое признание в доктрине международного права [6, с. 679].

Важно отметить, что наличие у международной организации международной правосубъектности не является необходимым следствием ее правосубъектности по национальному праву [9, с. 44]. В международных энергетических объединениях, как правило, предусмотрены условия о национальной правосубъектности на территории стран, входящих в такие объединения. В качестве примера можно привести пункт «А» статьи XV Устава МАГАТЭ: «Агентство пользуется на территории каждого члена Агентства такой правоспособностью и такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для выполнения его функций».

При этом вполне логично, что правосубъектность объединения не должна быть равна правосубъектности отдельных ее членов. Иное толкова-

ние исключало бы необходимость создания организации. В Резолюции Института международного права (ИМП) 1995 года указано, что данный документ относится к регулированию деятельности организаций, обладающих международной правосубъектностью, отличной от правосубъектности ее членов [4]. Поэтому вполне логично требование к международным организациям, чтобы они имели хотя бы один орган, обладающий собственной автономной волей. Каждая международная публичная организация (в том числе и занимающаяся вопросами энергетики) имеет в своем составе по меньшей мере один такой орган.

Необходимо принять во внимание, что воля международной организации не равна совокупности волей ее членов [11, с. 30]. В этой связи, международная публичная организация должна быть полномочна принимать решения на основании большинства голосов. Принятие решений органом только на основании единогласного решения членов организации может указывать на отсутствие у такого органа автономной воли.

Международные публичные организации -единственные международные энергетические объединения, обладающие международной правосубъектностью.

2. Орган публичной международной организации (МЭА ОЭСР)

Отдельного рассмотрения требует международно-правовой статус органов международных энергетических объединений, которые имеют достаточно широкую степень самостоятельности и независимости от административного центра данных организаций. МЭА ОЭСР в Решении Совета ОЭСР, учреждающего МЭА, от 15 ноября 1974 года признает данный орган автономным в рамках ОЭСР. Однако дометим, что несмотря на широкую административную, финансовую автономию, такие органы, как МЭА ОЭСР не могут быть полностью самостоятельны от организаций, в рамках которых те были созданы. В литературе их принято называть «квазиавтономными» [8, с. 7].

Представляется очень важным четко разграничивать организации и органы. Разделение такое необходимо проводить по факту наличия межгосударственного соглашения (по которым создаются именно организации, но не органы). Это важно при обсуждении, например, вопросов выхода либо исключения государств из организаций, привилегий и иммунитетов.

3. Международные неправительственные организации (Мировой энергетический совет (МИРЭС); Международный газовый союз (МГС); Мировой нефтяной совет (МНС))

Такие организации, в отличие от международных публичных организаций, создаются не на основании международного соглашения. Как правило, основанием их создание является акт национального права какого-либо государства. Например, МИРЭС и МНС регулируются Companies Act 2006 Великобритании. В качестве членов таких организаций выступают частные лица (как физические, так и юридические лица).

JURISPRUDENCE / «ШЦУШШУМ-ЛШШаИ» #34(121), 2021

38

Миссия МГС в его Уставе определяется так: «МГС стремится к сотрудничеству с государственными ведомствами и многосторонними организациями, стараясь при этом продемонстрировать экономические, социальные и экологические преимущества газа (social and environmental benefits of gas) в глобальной структуре энергопотребления.

4. Международные неформальные объединения (G7, G8, G20, Международный энергетический форум (МЭФ))

МЭФ, согласно своему Уставу 2011 г. (п. 2 разд. III), «служит нейтральным посредником в проведении неформального, открытого, информированного и непрерывного глобального энергетического диалога между его членами — государствами-производителями и государствами-потребителями энергии, включая транзитные государства.

Указанные объединения, в отличие от международных организаций, учреждаются неформальными международными соглашениями. МЭФ функционирует на основе Устава, который не может рассматриваться в качестве правового документа. Связано это с тем, что в Уставе МЭФ определено, что данный документ не содержит в себе каких-либо юридически обязывающих прав или обязанностей между его членами.

G7, преобразованная из G8 ввиду исключения из нее Российской Федерации в 2014 году, действует без учредительных актов, определенных документами процедур. Среди вопросов, рассматриваемых «Большой семеркой», присутствует и проблематика энергетической безопасности.

Таким образом, международное энергетическое объединение характеризуется тем, что посвящает свою деятельность (в той или иной степени) регулированию или обсуждению вопросов регулирования энергетики (в том числе энергетической безопасности). Причем такое объединение может как иметь международную правосубъектность, так и не иметь. Данные объединения являются неоднородными и в научных целях поделены на следующие группы:

1. публичные международные организации;

2. органы публичных международных организаций;

3. международные неправительственные организации;

4. международные неформальные объединения.

Список использованных источников

1 Венская конвенция о праве международных договоров (Принята 23 мая 1969 года). [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi ons/law_treaties.shtml (дата обращения 25.10.2021).

2 Доклад Комиссии международного права Шестидесятая сессия (5 мая - 6 июня и 7 июля - 8 августа 2008 года). [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi ons/pdf/intorg_responsibility.pdf (дата обращения 27.10.2021).

3 ILA, Committee on Accountability of International Organisations, First Report, Taipel Conference (1998). Pp. 604-605.

4 Резолюция ИМП «Юридические последствия невыполнения международными организациями их обязательств по отношению к третьим сторонам» от 1 сентября 1995 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.idi-iil.org/app/ uploads/2017/06/1995_lis_02_en.pdf (дата обращения 26.10.2021).

5 Заседание Совета Безопасности Российской Федерации от 29 ноября 2018 года. [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59262/vi deos (дата обращения 25.10.2021).

6 Brownlie I. Principles of Public International Law. Oxford : Clarendon Press, 1998. - 919 p.

7 Meyer T. The Architecture of International Energy Governance // Proceedings of the Annual Meeting of the American Society of International Law. -2012. - Vol. 106. - Pp. 389-394.

8 Szasz P. The Complexification of the United Nations System // Max Planck Yearbook of United Nations Law. 1999. Vol. 3. Pp. 6-7.

9 Wallendahl A., Khabbers J. (eds.). Research Handbook on the Law of International Organizations. Cheltenham - Northampton: Edward Elgar, 2011. Pp. 44-45.

10 Григорьева О.В. Характерные особенности международных организаций как акторов энергетической дипломатии // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - № 1(14). -С. 81-85.

11 Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М. : Волтерс Клувер, 2008. - 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.