Научная статья на тему 'Международные организации: основные причины их возникновения и развития'

Международные организации: основные причины их возникновения и развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
16035
1865
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ММПО / МНПО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / ЛИГА НАЦИЙ / ООН / «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / IIGOS / INGOS / INTERNATIONAL RELATIONS / TRADEAND ECONOMICTIES / INDUSTRIAL REVOLUTION / MILITARY CONFLICTS / LEAGUE OF NATIONS / UN / COLD WAR / GLOBAL PROBLEMS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воронков Лев Сергеевич

Автор статьи утверждает, что появление во второй половине XIX в. первых постоянных международных межправительственных организаций (ММПО) и международных неправительственных организаций (МНПО) было вызвано общими причинами. Он обосновывает тезис о необходимости их исследования не в качестве отдельных самодостаточных объектов, а как явления, вызванного достигнутым в тот период высоким уровнем интернационализации хозяйственной жизни государств и социально-экономическими последствиями промышленной революции. Появление ММПО неизменно сопровождалось созданием большого числа МНПО, которые выполняли вспомогательные функции. Они регулировали сферы сотрудничества и удовлетворяли общественные потребности, не покрывавшиеся межгосударственными соглашениями. В статье приводятся основные факторы, которые на последующих стадиях интернационализации и развития современных международных отношений давали толчок появлению и развитию международных организаций. Среди них автор называет: военно-техническую революцию, породившую средства массового поражения; «холодную войну» между мировым коммунизмом и мировым капитализмом; крушение колониальной системы и формирование нового основного противоречия мировой политики между «клубом богатых стран» и государствами «мировой периферии»; развитие интеграционных процессов; возникновение глобальных проблем современности. Подчёркивается, что из вспомогательных инструментов осуществления многостороннего взаимодействия суверенных государств ММПО и МНПО превратились в неотъемлемую часть современных международных отношений, взяв на себя практическое исполнение многих жизненно важных функций человеческого общества. Учитывая вовлечённость в деятельность многих тысяч ММПО и МНПО подавляющего числа современных государств и десятков тысяч организаций гражданского общества, ни одному из существующих центров силы не под силу подчинить их деятельность. Развитие ММПО и МНПО делает невозможным создание однополярного мира в современной системе международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Organizations: the Main Factors of Emergence and Development

The author argues that the emergence of the first permanent intergovernmental (IIGO) and non-governmental (INGO) organizationsin the second half of the XIX-th century was due to common causes. He tries to justify the need to consider them not as independent objects of study, but as the phenomenon, caused by the high level of internationalization of economic life of states and of socio-economic consequences of the industrial revolution, reached in this period. The emergence of IIGOs, based on international treaty, was accompanied by establishment of a large number of INGOs operating in similar fields of human activity, which performed supplementary functions and regulated areas of cooperation and public needs, not covered by interstate agreements. The article presents the main factors that in later stages of internationalization and development of contemporary international relations gave the impetus to emergence and development of international organizations, including the military-technological revolution, that gave birth to mass destruction weapons and avalanche-like growth of the number of human and material losses during wars and military conflicts, the Cold War between world communism and world capitalism, the collapse of the colonial system and formation ofa new main contradiction of the world politics between the "Club of rich countries" and states of the "global periphery", beginning of development of regional integration processes and, finally, the emergence of global problems. The article emphasizes that both IIGOs and INGOs evolved from the supportive tools in implementation of multilateral interaction of sovereign states towards becoming an integral part of contemporary international relations, fulfilling many vital functions of modern human society and its citizens. Given the involvement of the overwhelming majority of modern sovereign states and tens of thousands of civil society organizations in activity of numerical IIGOs and INGOs, none of the existing centers of world power can afford to trample down and to subordinate activities of all these international organizations. The development of IIGOs and INGOs makes any attempts to create a unipolar system of contemporary international relations impossible.

Текст научной работы на тему «Международные организации: основные причины их возникновения и развития»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Л.С. Воронков

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

Автор статьи утверждает, что появление во второй половине XIX в. первых постоянных международных межправительственных организаций (ММПО) и международных неправительственных организаций (МНПО) было вызвано общими причинами. Он обосновывает тезис о необходимости их исследования не в качестве отдельных самодостаточных объектов, а как явления, вызванного достигнутым в тот период высоким уровнем интернационализации хозяйственной жизни государств и социально-экономическими последствиями промышленной революции. Появление ММПО неизменно сопровождалось созданием большого числа МНПО, которые выполняли вспомогательные функции. Они регулировали сферы сотрудничества и удовлетворяли общественные потребности, не покрывавшиеся межгосударственными соглашениями.

В статье приводятся основные факторы, которые на последующих стадиях интернационализации и развития современных международных отношений давали толчок появлению и развитию международных организаций. Среди них автор называет: военно-техническую революцию, породившую средства массового поражения; «холодную войну» между мировым коммунизмом и мировым капитализмом; крушение колониальной системы и формирование нового основного противоречия мировой политики между «клубом богатых стран» и государствами «мировой периферии»; развитие интеграционных процессов; возникновение глобальных проблем современности. Подчёркивается, что из вспомогательных инструментов осуществления многостороннего взаимодействия суверенных государств ММПО и МНПО превратились в неотъемлемую часть современных международных отношений, взяв на себя практическое исполнение многих жизненно важных функций человеческого общества. Учитывая вовлечённость в деятельность многих тысяч ММПО и МНПО подавляющего числа современных государств и десятков тысяч организаций гражданского общества, ни одному из существующих центров силы не под силу подчинить их деятельность. Развитие ММПО и МНПО делает невозможным создание однополярного мира в современной системе международных отношений.

Ключевые слова: интернационализация, ММПО, МНПО, международные отношения, торгово-экономические связи, промышленная революция, военные конфликты, Лига Наций, ООН, «холодная война», глобальные проблемы, интеграция.

Постоянные международные межправительственные организации (ММПО) и неправительственные организации (МНПО) появились во второй половине XIX в. Их синхронное возникновение было порождено общими причинами, связанными с особенностями развития человеческого общества на том этапе его развития. Потребность в создании различных форм постоянного многостороннего межправительственного и неправительственного сотрудничества для решения на долговременной и на многосторонней основе многих проблем, выходивших за рамки отношений между государствами, стала реализовываться по мере достижения процессами интернационализации своей «критической массы». С созданием международных организаций «стал формироваться новый институт международного общения» [4, с. 7], превратившийся ныне в один из системообразующих элементов мировой политики и международных отношений. За полтора столетия создано свыше 68 тысяч ММПО и МНПО. Наиболее полной информацией о международных организациях обладает созданный в мае 1910 г. в Брюсселе Союз международных ассоциаций [11]. Появление и развитие большого числа ММПО и МНПО требует своего объяснения и теоретического обобщения.

Степень изученности проблемы

Начало исследованиям международных организаций в России было положено профессором П.Е. Казанским, автором трёхтомного исследования «Всеобщие административные союзы государств», опубликованного в 1897 г. в Одессе. Основоположником теории международных организаций в советской науке стал профессор Г.И. Морозов [1; 7]. В монографии доцента Санкт-Петербургского государственного университета А.Е. Кутейникова дан обстоятельный обзор современного состояния исследований ММПО в России и за рубежом [5]. Тематике МНПО посвящены научные исследования и публикации российских исследователей А.Х. Абашидзе, Т.М. Быковой, А.И. Камынина, И.И. Коваленко, Е. Кузнецовой, И. Малкиной, Т.Д. Матвеевой, Э.Н. Николаевой, Д.А. Урсина и др.

Стремительно меняющаяся картина современных международных отношений даёт веский повод для внимательного анализа процессов, происходящих в области многосторонней дипломатии на межправительственном и неправительственном уровнях.

Закономерности возникновения международных организаций

Мировой экономический кризис 1857 г., вызванный перепроизводством промышленных товаров, стал индикатором достижения высокого уровня интернационализации хозяйственной жизни государств. Потребность в устранении административных и иных препятствий для многосторонних торгово-экономических об-

менов, в установлении и поддержании постоянных и универсальных правил и норм в этой области, создании механизмов разрешения спорных вопросов, а также поддержании стабильных международно-правовых, транспортных, инфраструктурных, почтовых, коммуникационных, финансовых и других взаимоотношений породила во второй половине XIX в. кодификацию международного частного права. Это, в свою очередь, привело к созданию первых постоянных межправительственных организаций [7, с. 10].

Они возникли в сфере многосторонних торгово-экономических отношений и были призваны обеспечить постоянное и беспристрастное выполнение согласованных административных правил торгово-экономических обменов между государствами. Первые постоянные ММПО получили название «административных союзов». В соответствии с Конвенцией о судоходстве по Рейну 1831 г. была создана Международная центральная комиссия судоходства по Рейну. Парижский мирный договор 1856 г. учредил Европейскую Дунайскую комиссию (ЕДК). Во второй половине XIX в. были учреждены межправительственные Международная Санитарная Конвенция (1853), Международный союз для измерения земли (1864), Всемирный телеграфный союз (1865), Всемирный почтовый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875), Международный союз для охраны литературной и художественной собственности (1886), Международный союз международного транспорта (1890). По данным М. Уоллес и Дж. Зингера, к началу ХХ в. на международной арене функционировало уже 53 административных союза [12, р. 250-251].

Возникновение постоянных ММПО сопровождалось появлением широкого шлейфа МНПО, которые стали брать на себя регулирование разнообразных сфер торгово-экономических связей, не покрывавшихся договорами о межгосударственном взаимодействии. В их числе: Международный союз морских страховщиков (1874); Международная ассоциация торговых марок (1878); Международная федерация землемеров (1878); Комиссия по созданию геологической карты мира (1881); Международный статистический институт (1885); Международная ассоциация общественного транспорта (1885); Международное бюро таможенных тарифов (1890); Международная ассоциация защиты интеллектуальной собственности (1897); Международный комитет страховой медицины (1901); Международное общество обучения бизнесу (1901); Международная федерация судоходства (1909) и многие др.

Первые МНПО ставили перед собой задачи по развитию и совершенствованию инфраструктуры практического осуществления торгово-экономических связей между государствами. Среди этих МНПО можно назвать: Международную сеть рекламных агентств (1936); Иссле-

довательскую группу по вопросам европейских миграционных проблем (1952); Ассоциацию организаторов торговых выставок (1964); Центр исследований торговой политики (1968); Общество правительственных экономистов (1970); Североамериканскую ассоциацию экономики и финансов (1971); Скандинавский центр мировой торговли (1973); Региональный информационный центр текстильной промышленности (1974); Центр статистических услуг (1982); Систему взаимных обменов электронными данными в торговле (1987); Международный комитет делового сотрудничества (1995); Совет по торговле и инвестициям (1998); Североамериканский форум по интеграции (2002) и др.

Мощный импульс созданию национальных и международных неправительственных организаций был дан промышленной революцией, которая привела к бурному развитию капиталистических отношений. «Дикая стадия» развития капитализма сопровождалась интенсификацией производственных процессов, увеличением продолжительности рабочего дня, расширенным применением женского и детского труда, экономией на санитарных условиях на предприятиях, высокой смертностью фабричных рабочих, их ужасающими жилищными условиями. Интернационализация этих социально-экономических проблем привела к появлению региональных и международных организаций, призванных защищать интересы новых социальных слоёв общества. Помимо политических партий, ставших публичными лоббистами групповых социальных и экономических интересов различных групп населения, начали создаваться разнообразные неправительственные организации гражданского общества, принявшие на себя исполнение многих необходимых общественных функций. Интернационализация этих процессов сопровождалась организационным оформлением международных структур, представляющих интересы новых социальных слоёв общества. В конце XIX - начале XX вв. были созданы Международное товарищество рабочих -1 Интернационал (1864), Международный социалистический интернационал женщин (1907), Коммунистический интернационал (1919), Красный профин-терн (1921), Коммунистический интернационал молодёжи (1919), Рабочий социалистический интернационал (1923), ставший в дальнейшем Социалистическим интернационалом, а также МНПО других политических течений. Возник также Международный антикоммунистический союз.

Потребность в защите социально-экономических и политических прав наёмных трудящихся нашли выражение в создании постоянных МНПО, строившихся по производственно-профессиональному признаку. Были учреждены: Международная федерация рабочих-табачников (1886); Международная федерация горняков (1890); Международная федерация металлистов (1893); Всеобщий союз рабочих-гранильщиков ал-

мазов (1905); Международная федерация профсоюзов трудящихся химической промышленности, энергетики и неквалифицированных рабочих (1907); Международная федерация ассоциаций трудящихся пищевой промышленности и смежных отраслей (1920); Всемирная конфедерация труда (1920); Международное объединение работников почты, телеграфа и телефона (1920); Международная профессиональная федерация профсоюзов сельскохозяйственных трудящихся (1921); Международная федерация свободных профсоюзов учителей (1928); Международная федерация женщин юридических профессий (1928) и т.д. [11].

Появилось большое количество международных организаций, вставших на защиту прав женщин: Комитет связи международных женских организаций, Интернационал открытых дверей для экономического освобождения женщины-работницы, Международная федерация женских юридических профессий и т.п. [4, с. 17].

Параллельно с формированием МНПО наёмных промышленных и сельскохозяйственных трудящихся появились объединения работодателей и собственников: Международный туристический альянс (1898); Международная федерация землевладельцев (1921); Международный союз владельцев собственности (1923); Союз поставщиков бумаги и картона в Европейском экономическом сообществе (1957); Союз ремесленной промышленности и торговли ЕЭС (1959); Союз владельцев кафе и дистрибьюторов безалкогольных напитков ЕЭС (1975); Североамериканская ассоциация экономики и финансов (1971); Международный комитет за деловое сотрудничество (1995) и т.п.

Политические требования свободы совести и вероисповеданий постепенно превратились в конституционные нормы на территории европейских государств. Вэтой связи возникли Всемирный евангелический альянс (1846), протестантский Всемирный альянс молодых христиан (1855), Всемирная ассоциация молодых женщин-христианок (1894), Всемирная федерация студентов-христиан (1895) и т.д. Стремясь сохранить и распространить своё идейное влияние на широкие массы, руководство католической церкви приступило к созданию светских организаций мирян: католических партий, светской католической прессы и светских общественных организаций, многие из которых объединились под общим названием Католическое действие [9, с. 62]. В 1927 г. Ватикан способствовал созданию Международной конференции католических организаций, а также Международной конфедерации христианских профсоюзов [6; 4, с. 18].

Промышленная революция сопровождалась бурным развитием науки и техники, расширением международного научно-технического сотрудничества и формированием МНПО в этих областях. В 1862 г. возникла европейская Ассоциация по геологии, потом международные ассоциации по метеорологии, химии и другим отраслям

науки. Появился Международный астрономический союз (1919). В 1882-1883 гг. учёные 12 стран провели Международный полярный год. Было положено начало международным программам исследований - Международному геофизическому году, Году спокойного солнца и др. [4, с. 17, 20]. В конце XIX - начале XX вв. были учреждены такие международные научные организации, как Ассоциация по реформе и кодификации права народов (1873), получившая в 1895 г. название Ассоциация международного права, Международная ассоциация академий (1900), Тихоокеанская научная ассоциация (1920), Международный комитет исторических наук (1926) и многие другие [6; 10]. В 1920-1930 гг. появились первые МНПО в области медицины. В 1921 г. отраслевые Международный астрономический союз, Международный союз по геодезии и геофизике, Союз физических обществ объединились в Международный научный совет, который в 1931 г. принял название Международный совет научных союзов [4, с. 17].

Многие ММПО стали приглашать представителей МНПО к участию в своей работе: подготовке экспертных заключений, научных и технических рекомендаций. Например, 1927 г. в межгосударственной экономической конференции участвовали делегаты и эксперты Международной торговой палаты. Подобные МНПО внесли неоценимый вклад в унификацию научной символики, терминологии, знаков, стандартов, а также в создание международных федераций по различным видам спорта, установление в них единых международных правил и регулярное проведение Олимпийских игр. Международные культурные ассоциации способствовали углублению сотрудничества в области театра, кинематографа, изобразительного искусства, музыки.

Постоянное совершенствование средств уничтожения привело к концу XIX в. к лавинообразному увеличению материальных и человеческих потерь в военных конфликтах и к росту стремления народов избавиться от этого извечного проклятия. Идея мира как высшего блага была концептуально обоснована ещё в начале XIV в. итальянцем Данте Алигьери. Дальнейшее развитие идеи пацифизма получили в работах Эразма Роттердамского, Эмерика Крю-се, Жан-Жака Руссо, Анри Клод Сен-Симона, Огюстена Тьерри, Иммануила Канта, Иоганна Гердера, Фридриха фон Гентца и других [2, с. 4161]. В июне 1842 г. в Лондоне состоялся первый международный конгресс мира, затем подобные конгрессы прошли в Брюсселе, Париже, Франкфурте и Женеве. В 1863 г. был учреждён Международный комитет Красного Креста, призванный оказывать помощь людям, пострадавшим в результате вооружённых конфликтов или стихийных бедствий в зоне конфликтов.

В 1867 г. в Париже была создана международная Лига мира, преобразованная позже в Общество друзей мира и свободы. Возникли международные неправительственные организа-

ции пацифистского толка - Международное бюро мира (1892), конфессиональный пацифистский Международный кооперативный альянс (1895), созданный парламентариями-пацифистами Межпарламентский союз (1889), Союз против войны (1914), пацифистский Международный комитет женщин за прочный мир (1915), который после 1919 г. стал называться Международной лигой женщин за мир и свободу (6).

Многочисленные проекты мирного переустройства жизни и движения пацифистов можно считать своеобразной идейной и организационной предтечей появления межгосударственных международных организаций - Лиги Наций и Организации Объединённых Наций (ООН), объектом деятельности которых стали вопросы войны и мира. Их создание сопровождалось появлением большого числа МНПО, которые подключились к усилиям по обеспечению международного мира. В 1919 г. было учреждено Международное братство примирения, затем филантропическая пацифистская Международная добровольческая служба (1920), пацифистское Международное объединение противников войны (1921), религиозно-пацифистский Всемирный консультативный комитет друзей (1921) и другие.

По окончании Второй мировой войны главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности была возложена на Совет Безопасности ООН, которому были вручены полномочия принуждать к миру отдельные суверенные государства, своими действиями ставящие его под угрозу. Учреждение ООН породило новую волну создания многочисленных ММПО и МНПО, занявшихся развитием различных форм международного сотрудничества и укреплением международного мира и безопасности. Деятельность национальных и международных неправительственных организаций в сфере поддержки ООН (Фонд поддержки ООН, Международное движение молодёжи и студентов за Объединённые Нации и др.) координирует Всемирная Федерация Ассоциаций содействия ООН (ВФАСООН). На 1 сентября 2014 г. свыше 4 тысяч МНПО имели консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН [10].

В ходе «холодной войны» между двумя основными мировыми системами - мировым капитализмом и мировым коммунизмом - были созданы различные ММПО и МНПО, призванные отстаивать интересы и позиции противостоящих сторон на международной арене. В тот период появились основанные на договоре международные организации, такие как НАТО, Организация Варшавского договора (ОВД), Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Евратом, Совет Европы. Эти ММПО обросли густой сетью МНПО, в том числе так называемыми массовыми демократическими организациями, взявшими на себя миссию дополнения

деятельности идеологически ориентированных ММПО работой среди международной общественности. К числу таких МНПО относились Всемирный совет мира (ВСМ), Всемирная федерация демократических женщин (ВФДЖ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Всемирная федерация демократической молодёжи (ВФДМ), Международный студенческий союз (МСС), Всемирная федерация научных работников (ВФНР) и др. После окончания «холодной войны» многие ММПО социалистических государств и спонсируемые ими так называемые массовые демократические организации и движения прекратили своё существование.

На другом полюсе функционировали многочисленные антикоммунистические международные неправительственные организации, занимавшиеся поддержкой евроатлантических структур, либеральных принципов рыночного хозяйства, правозащитной деятельностью. В их числе: Международная амнистия, Международная ассоциация за религиозные свободы, Международная лига за права человека, Международная ассоциация за демократию в Африке, Международная ассоциация человеческих ценностей, Международная ассоциация защиты религиозных свобод, Адвокаты прав человека и др.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1973), в последующем преобразованное в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), положило начало международным организациям с участием государств, функционирующим на основе консенсуса.

Особенности современного развития международных организаций

Ещё в годы «холодной войны» стало оформляться новое основное противоречие мировой политики - комплекс отношений между странами «золотого миллиарда» и окружающими их государствами «мировой периферии», которое постепенно приобретает определяющее влияние на многие стороны современной международной жизни. После крушения мировой колониальной системы освободившиеся государства стали создавать свои ММПО и МНПО, призванные отстаивать их интересы. Возникли, например, Организация африканского единства (ОАЕ), Лига арабских стран (ЛАГ), Западноафриканский фонд развития экономических сообществ и другие ММПО и МНПО. Бывшие метрополии, со своей стороны, предприняли попытки сохранить влияние на свои бывшие колонии. Великобритания, например, инициировала создание Британского содружества наций.

К завершению «холодной войны» в мире сформировался «Клуб богатых держав». Входящие в него государства кровно заинтересованы в том, чтобы совместными скоординированными усилиями продолжать создавать впечатление о безальтернативном характере неолиберальной модели развития и якобы универсальном, об-

щечеловеческом характере западных ценностей. Это - главные инструменты, позволяющие им не только обеспечивать своё привилегированное и доминирующее положение в мировой экономике и политике, но и постоянно наращивать находящееся под их контролем мировое экономическое пространство за счёт включения в него новых стран. Внешнеэкономическая экспансия такого рода отличается от политики прежних колониальных империй лишь методами и инструментами достижения поставленных целей, но никак не самими целями. Главными инструментами достижения этих целей являются:

- рыночная экономика, построенная на неолиберальных принципах;

- контроль над мировой торговлей и мировыми финансами, осуществляемый через систему международных межправительственных организаций типа ВТО, МВФ, Всемирного банка и других международных финансовых институтов, находящихся под их определяющим влиянием;

- обладание основными резервными валютами современного мира;

- западные демократические ценности, которым они стремятся придать глобальный характер, сохраняя за собой монополию на оценку их соблюдения другими странами.

Примером политически окрашенной глобализации, отстаиваемой западными странами, является эволюция политики ЕС по отношению к 77 странам Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна (АКТ), большая часть которых - бывшие колонии стран-членов ЕС. Начав с предоставления этим странам безвозмездной помощи, односторонних внешнеторговых преференций и льготных кредитов, поспособствовав развитию в них частного предпринимательства и горнодобывающих отраслей промышленности, представляющих интерес для западноевропейских компаний, ЕС перешёл с 1995 г. к выдвижению странам АКТ политических требований. В Соглашении Котону, вступившем в силу 1 апреля 2003 г., предусмотрена возможность оценки ситуации в странах АКТ со стороны ЕС в области «уважения прав человека, демократических принципов, верховенства закона и качественного управления» и введения санкций против государств, нарушающих, с точки зрения ЕС, права человека и демократические принципы [3, с. 455-467].

Программы помощи развитию существуют во многих высокоразвитых государствах, нередко они координируются на международном уровне, как это имеет место в Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Попытки приспособить страны «мировой периферии» к обслуживанию нужд и потребностей «клуба богатых государств» не предусматривали ни поддержки развития производства, ни обеспечения социальных потребностей населения в этих странах. Зато они привели к постепенному накоплению в них сложных социально-

экономических проблем в сфере демографии, продовольственного обеспечения, обнищания населения, гендерного неравенства, а также сопряжённых с ними экологических, энергетических, миграционных и других подобных проблем. Тем самым политика западных стран способствовала появлению глобальных проблем современной цивилизации.

Нерешённость социально-экономических проблем стала питательной почвой для возникновения различных радикальных террористических организаций, сформировавших свои международные альянсы (Аль-Каида, Исламское государство и др.).

В последние годы всё более широкое распространение получают различные движения антиглобалистов, выступающи против подчинения процессов интернационализации неолиберальным постулатам, а по существу - против неоколониальной политики государств «золотого миллиарда».

Для развивающихся стран решающее значение приобретает их способность противостоять дальнейшей экономической экспансии государств «золотого миллиарда». Для них решающее значение приобретает защита суверенитета и национальной независимости, высвобождение из-под диктата руководимых западными странами международных торговых, финансовых и экономических институтов, в том числе путём создания независимых структур, и реализация демократических ценностей, включающих их национальным культурным, социальным, экономическим и политическим приоритетам.

Средствами достижения этих целей является разработка собственных моделей социально-экономического развития, содействие развитию отечественного производства товаров и услуг.

Развивающиеся страны заинтересованы в объединении усилий, направленных на изменение характера и алгоритмов деятельности существующих международных торговых, экономических и финансовых институтов, создание и укрепление международных объединений, торговых и финансовых институтов, свободных от диктата запада и строящих свою деятельность на основе суверенного равенства государств-участников. Их базовым интересам отвечает развитие международной торговли с использованием национальных валют, создание собственных резервных валют, способных обслуживать мировую торговлю, а также отстаивание демократических ценностей, включающих их культурные, социальные, экономические и политические приоритеты и учитывающих их национальные традиции.

Большое значение имеет укрепление двусторонних и многосторонних отношений между развивающимися странами, оказание взаимной политической и экономической поддержки. В настоящее время такого рода ММПО уже появились: ШОС, БРИКС и др. Подписание странами БРИКС договора о создании специального

финансового учреждения (Contingent Reserve Arrangement), а также решение Китая учредить Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank), к которому присоединилась и Россия, являются конкретными шагами в этом направлении. Как считает индийский эксперт исследовательского фонда «Обсервер» Н. Унникришнан, страны-члены БРИКС должны не только принимать уже существующие правила, но и формулировать новые в целях гармонизации интересов всех стран [8].

Нарастание противоречий между интересами стран, входящих в «клуб богатых государств», и странами «мировой периферии», куда западные государства хотели бы вытеснить и Россию, выливается в нарастание борьбы за изменение характера и алгоритмов деятельности существующих ММПО и МНПО. В то же время возникают новые ММПО и МНПО, которые за основу своей деятельности принимают принципы равенства, соблюдения и защиты национального суверенитета.

Очевидно, что новое основное противоречие мировой политики будет оказывать возрастающее влияние на деятельность современных ММПО и МНПО, а также на течение региональных интеграционных процессов. В основе этих процессов лежит стремление государств солидарными усилиями обеспечивать защиту согласованных интересов. При реализации интеграционных задач региональные ММПО пытаются совмещать регулирование торговой, финансовой и экономической политики государств-участников с координацией важных аспектов своей внутренней и международной политики. Так было положено начало развитию новой категории ММПО - международных межправительственных организаций интеграционных группировок. Такие ММПО были созданы между между странами Юго-Восточной Азии (АСЕАН), латиноамериканскими и африканскими государствами.

При определении целей и выстраивании механизмов интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в том числе в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), следует принимать во внимание коренные отличия между существующими моделями интеграции.

Уусугубление глобальных проблем современности вызывает растущую озабоченность международного сообщества. В рамках ООН был создан ряд специализированных учреждений, призванных способствовать социально-экономическому развитию стран «мировой периферии» (ЮНКТАД, ЮНиДо и др.), разработаны Цели Развития Тысячелетия (ЦРТ), которые реализуются под руководством ООН с 2000 г. Эта программа в обновлённом виде будет действовать и после 2015 г. Её появление дало толчок формированию различных межправительственных и неправительственных международных структур. Среди них: Глобальное действие против бедности, Международный совет

по управлению демографическими программами, Акция в защиту экологии в третьем мире, Африканское действие против СПИДа, Ассоциация защиты прав женщин в программах развития, Международный совет экологического законодательства, Зелёный мир, Фонд дикой природы, Ассоциация африканского развития, Международная академия информатизации и др.

Особенности мирового развития в начале XXI в. дали толчок поиску новых форм многостороннего сотрудничества. Широкое распространение получают международные объединения государств, основывающие свою деятельность не на международном договоре, а на консенсусе участников и на добровольном исполнении согласованных решений (Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева/ Евроарктического региона, Арктический совет партнёрства Северного измерения). Многие из них включают в свой состав международные неправительственные структуры.

Появились международные межправительственные образования типа «Группы 8-ми», «Группы 20-ти», Арктической «пятёрки», члены которых стремятся координировать текущую деятельность государств-участников вне рамок уже сложившихся многосторонних международных форумов взаимодействия. Это может свидетельствовать о том, что действующие форумы не в полной мере оправдывают возлагавшиеся на них надежды.

Новые возможности для неформального многостороннего сотрудничества открываются по мере развития информационного общества, влияние которого на деятельность

неправительственных организаций трудно переоценить.

Появление постоянных международных межправительственных и неправительственных организаций, взявших на себя миссию обслуживания интересов многостороннего взаимодействия стран и народов, было обусловлено процессом интернационализации. Дальнейшее расширение сети ММПО и МНПО вызывалось крупными качественными сдвигами на международной арене. При этом множится количество областей международной жизни, в регулировании и управлении которых непосредственное участие принимают ММПО и МНПО. В результате наблюдается усложнение сферы международного общения.

Роль международных организаций в международных отношениях претерпела качественные изменения. Из вспомогательных инструментов для решения отдельных проблем взаимодействия суверенных государств они в превратились в сегмент международной жизни, глубоко интегрированный в систему. Сегодня МНПО и ММПО на постоянной основе обеспечивают исполнение многих жизненно важных функций международного общения и сотрудничества. В этих условиях любые попытки построить од-нополярный мир не могут быть реализованы на практике, так как ни один из существующих центров силы в мировой политике не в состоянии подчинить своему политическому руководству громадный и всё расширяющийся ареал международных отношений, осуществляемых международными межправительственными и неправительственными организациями.

Список литературы

1. Актуальные проблемы деятельности международных организаций. Теория и практика. Ответственный редактор Г.И. Морозов. М.: Международные отношения, 1982. 352 с.

2. Борко Ю.А. От европейской идеи - к единой Европе. М.: Деловая литература, 2003. 464 с.

3. Европейская интеграция. Под редакцией О. Буториной. М.: Деловая литература, 2011. 720 с.

4. Коваленко И.И. Международные неправительственные организации. М.: Международные отношения, 1976. 167 с.

5. Кутейников А.Е. Международные межправительственные организации. Теоретико-социологический анализ. С.-Пб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2012. 256 с.

6. Международные неправительственные организации и учреждения. Справочник. М.: Международные отношения, 1982. 374 с.

7. Морозов Г.И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М.: Мысль, 1974. 332 с.

8. Панова В., Толорая Г. Страны БРИКС готовы сами начать формировать правила мирового устройства [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document271694.phtml. (Дата обращения: 05.05.2015)

9. Филиппов Б. Папа Франциск и новая модель католической церкви // Эксперт. 2014. № 42 (919). С. 62-70.

10. List of non-governmental organizations in consultative status with the Economic and Social Council as of 1 September 2014 [электронный ресурс] Режим доступа: http://csonet.org/content/documents/E-2014-INF-5%20Issued.pdf 125 p. (Дата обращения: 05.05.2015)

11. Yearbook of International Organizations [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uia.org/ yearbook (Дата обращения: 05.05.2015).

12. Wallace M., Singer J. D. Intergovernmental Organization in the Global System, 1815—1964: A Quantitative Description / International Organizations. 1970. No 2. Pp. 239-267.

Об авторе

Воронков Лев Сергеевич - д.и.н., профессор кафедры интеграционных процессов МГИМО(У) МИД России.

INTERNATIONAL ORGANIZATIONS: THE MAIN FACTORS OF EMERGENCE AND DEVELOPMENT

L.S. Voronkov

Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.

Abstract: The author argues that the emergence of the first permanent intergovernmental (¡¡GO) and non-governmental (¡NGO) organizationsin the second half of the X¡X-th century was due to common causes. He tries to justify the need to consider them not as independent objects of study, but as the phenomenon, caused by the high level of internationalization of economic life of states and of socio-economic consequences of the industrial revolution, reached in this period. The emergence of ¡¡GOs, based on international treaty, was accompanied by establishment of a large number of ¡NGOs operating in similar fields of human activity, which performed supplementary functions and regulated areas of cooperation and public needs, not covered by interstate agreements.

The article presents the main factors that in later stages of internationalization and development of contemporary international relations gave the impetus to emergence and development of international organizations, including the military-technological revolution, that gave birth to mass destruction weapons and avalanche-like growth of the number of human and material losses during wars and military conflicts, the Cold War between world communism and world capitalism, the collapse of the colonial system and formation ofa new main contradiction of the world politics between the "Club of rich countries" and states of the "global periphery", beginning of development of regional integration processes and, finally, the emergence of global problems.

The article emphasizes that both ¡¡GOs and ¡NGOs evolved from the supportive tools in implementation of multilateral interaction of sovereign states towards becoming an integral part of contemporary international relations, fulfilling many vital functions of modern human society and its citizens.

Given the involvement of the overwhelming majority of modern sovereign states and tens of thousands of civil society organizations in activity of numerical ¡¡GOs and ¡NGOs, none of the existing centers of world power can afford to trample down and to subordinate activities of all these international organizations. The development of ¡¡GOs and ¡NGOs makes any attempts to create a unipolar system of contemporary international relations impossible.

Key words: internationalization, IIGOs, INGOs, international relations, tradeand economicties, industrial revolution, militaryconflicts, LeagueofNations, UN, cold war, global problems, integration.

References

1. Aktualniye problemy deyatelnosti mezhdunarodnykh organizazii. Teoriya I practika [Actual problems of international organizations. Theory and practice]. Otvetstvennyi redactor G.I. Morozov. M.: Mezhdunarodniye otnosheniya, 1982. 352 s. (In Russian)

2. Borko Y.A. Otevropeiskoi idei - k edinoy Evrope [From the European idea - a united Europe]. M.: Delovaya literatura, 2003. 464 s. (In Russian)

3. Evropeiskaya integraziya [European integration]. Pod redakziyei Olgi Butorinoi. M.: Delovaya literatura, 2011. 720 s. (In Russian)

4. Kovalenko I.I. Mezhdunarodniye nepravitelstvenniye organizazii [International non-governmental organization]. M.: Mezhdunarodniye otnosheniya, 1976. 167 s. (In Russian)

5. Kuteinikov A.E. Mezhdunarodniye Mezhpravitelstvenniye organizazii. Teoretiko-soziologicheskiy analiz [International intergovernmental organizations. Theoretical and sociological analysis]. S.-Pb: Izdatelstvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2012. 256 s. (In Russian)

6. Mezhdunarodniye nepravitelstvenniye organizazii i uchrezhdeniya [International non-governmental organizations and institutions]. Spravochnik. M.: Mezhdunarodniye otnosheniya, 1982. 374 p. (In Russian)

7. Morozov G.I.Mezhdunarodniye organizazii. Nekotoriye voprosy teorii [International organization . Some questions of the theory]. M.: Mysl, 1974. 332 p. (In Russian)

8. Panova V. Toloraya Georgyi. Strany BRICS gotovy sami nachat formirovat pravila mirovogo ustroistva [BRICS countries themselves are ready to start forming the rules of the world order]. Available at: http://www. mgimo.ru/news/experts/document271694.phtml. (Accessed: 05.05.2015)

9. Filippov B. Papa Frantsisk i novaia model' katolicheskoi tserkvi [Pope Francis and the new model of the Catholic Church] Ekspert. 2014. № 42 (919). S. 62-70.

10. List of non-governmental organizations in consultative status with the Economic and Social Council as of 1 September 2014. Available at: http://csonet.org/content/documents/E-2014-INF-5%20Issued.pdf 125 p. (Accessed: 05.05.2015)

11. Yearbook of International Organizations. Available at: http://www.uia.org/yearbook (Accessed: 05.05.2015)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Wallace M., Singer J. D. Intergovernmental Organization in the Global System, 1815—1964: A Quantitative Description / International Organizations, 1970, No 2. Pp. 239- 287. (Accessed: 05.05.2015)

About the author

Lev S. Voronkov - Doctor of History, Professor of the Chair of Integration processes, MGIMO-University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.