Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА)'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беда А.А.

В последние годы наблюдается рост вызовов и угроз экономической безопасности России. Это требует улучшения координации деятельности государственных органов для надежного обеспечения экономической безопасности нашей страны. В то же время, многие вызовы и угрозы носят наднациональный характер, поэтому логично привлечь для их нейтрализации потенциал и инструменты международных организаций. В статье рассмотрена возможность использования взаимодействия России с рядом стран в рамках Шанхайской организации сотрудничества с позиций обеспечения национальной экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беда А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ORGANIZATIONS AND ENSURING NATIONAL ECONOMIC SECURITY (CASE OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION)

In recent years, there has been an increase in challenges and threats to the economic security of Russia. This requires better coordination of the activities of state bodies in order to reliably ensure the economic security of our country. At the same time, many challenges and threats are of a supranational nature, so it is logical to involve the potential and instruments of international organizations to neutralize them. The article considers the possibility of using Russia's interaction with a number of countries within the framework of the Shanghai Cooperation Organization from the standpoint of ensuring national economic security.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА)»

Беда А.А.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА)

Аннотация. В последние годы наблюдается рост вызовов и угроз экономической безопасности России. Это требует улучшения координации деятельности государственных органов для надежного обеспечения экономической безопасности нашей страны. В то же время, многие вызовы и угрозы носят наднациональный характер, поэтому логично привлечь для их нейтрализации потенциал и инструменты международных организаций. В статье рассмотрена возможность использования взаимодействия России с рядом стран в рамках Шанхайской организации сотрудничества с позиций обеспечения национальной экономической безопасности.

Ключевые слова. Экономическая безопасность, экономическая политика, международное сотрудничество, Шанхайская организация сотрудничества.

Beda А.А.

INTERNATIONAL ORGANIZATIONS AND ENSURING NATIONAL ECONOMIC SECURITY (CASE OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION)

Abstract. In recent years, there has been an increase in challenges and threats to the economic security of Russia. This requires better coordination of the activities of state bodies in order to reliably ensure the economic security of our country. At the same time, many challenges and threats are of a supranational nature, so it is logical to involve the potential and instruments of international organizations to neutralize them. The article considers the possibility of using Russia's interaction with a number of countries within the framework of the Shanghai Cooperation Organization from the standpoint of ensuring national economic security.

Keywords. Economic security, economic policy, international cooperation, Shanghai Cooperation Organization.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России в последние годы существенно обострились. Это связано с многочисленными изменениями, которые сопровождают переход к «постнормальности» [1], к числу которых можно отнести технологические трансформации и, в частности, цифровизацию [2, 3, 4], пересмотр подходов к государственному регулированию экономики в виде усиления плановых начал в регулировании [5], социальные изменения, обусловленные долгосрочными тенденциями цивилизационного развития [6], беспрецедентные антироссийские санкции [7, 8, 9] и многие другие факторы.

Заметим, что наши рассуждения об ослаблении экономической безопасности строятся на использовании ее трактовки, приведенной в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208. В этом документе приведено следующее определение: «Экономическая без-

ГРНТИ 06.51.57 © Беда А. А., 2023

Александр Анатольевич Беда - руководитель представительства Секретариата Делового Совета Шанхайской организации сотрудничества по Северо-Западному федеральному округу Российской Федерации. Контактные данные для связи с автором: 197046, Санкт-Петербург, Крестьянский пер., дом 5 (Russia, St. Petersburg, Krestiansky lane, 5). Е-mail: office@soyuz86.com.

опасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».

Очевидно, что перечисленные выше изменения снижают уровень защищенности национальной экономики от угроз, ослабляют экономический суверенитет России (например, санкции прямо направлены на его подрыв), нарушают единство экономического пространства, в частности -вследствие нарастания и трансформации территориальных диспропорций в развитии, создают препятствия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Поэтому необходимо принятие шагов, направленных на ослабление негативного влияния этих изменений в рамках реализации соответствующей экономической политики.

Согласно Стратегии (п. 15), «основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются: развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики; обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере; устойчивое развитие национальной финансовой системы; сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства; повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики; обеспечение безопасности экономической деятельности; развитие человеческого потенциала».

Как можно заметить, перечень этих направлений весьма обширен, что говорит об инкорпорировании элементов политики обеспечения национальной экономической безопасности практически во все виды государственного регулирования экономики. Это делает эту политику комплексной, что, вероятно, может привести к росту ее эффективности за счет достижения синергетических эффектов. С другой стороны, эта комплексность на практике приводит к противоречивости предпринимаемых мер регулирования, что определяется тем, что за разные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности отвечают различные органы, каждый из которых имеет собственное видение ситуации, которое определяется системой целей и задач деятельности соответствующего органа.

Приведем характерный пример, подтверждающий высказанные идеи. Например, на первый взгляд далекое по своему функционалу от решения задач экономического характера Министерство обороны Российской Федерации, на своём официальном интернет-сайте указывает, что «изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты в сфере национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами Российской Федерации (ВС РФ) совершенно иные задачи... [среди которых] защита экономических и политических интересов РФ» (цит. по: https://structure.mil.ru/mission/tasks.htm). Аналогично цели и задачи, связанные с обеспечением национальной экономической безопасности, ставятся и другими органами власти.

Отчасти снимать имеющиеся противоречия призвано Минэкономразвития России, которое, согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития». А согласно п. 30 Стратегии именно на этот орган возлагаются функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности в Российской Федерации.

Необходимое информационное обеспечение мониторинга показателей экономической безопасности, преимущественно, осуществляет Росстат. На его официальном Интернет-сайте приводится «Информация для анализа показателей состояния экономической безопасности Российской Федерации» (см. табл.). Однако, помимо статистического ведомства, информационным обеспечением в рассматриваемой области занимаются также Банк России, Минфин России, Роструд, Казначейство России, ФТС России, Роснедра, Минпромторг России, Минэкономразвития России, МВД России.

Такое многообразие ответственности, по нашему мнению, может приводить к сбоям в информационном обеспечении мониторинга и оценки состояния экономической безопасности в Российской Федерации.

Таблица

Информация для анализа показателей состояния экономической безопасности Российской Федерации (фрагмент)_

Наименование показателя Субъект официального статистического учета

Индекс физического объема валового внутреннего продукта (ВВП) Росстат

Валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности) Росстат

Индекс денежной массы (денежные агрегаты М2) Банк России

Уровень инфляции Росстат

Внутренний государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг Минфин России

Внешний долг Российской Федерации, в том числе государственный внешний долг Минфин России

Чистый ввоз (вывоз) капитала Банк России

Коэффициент напряженности на рынке труда Роструд

Энергоемкость валового внутреннего продукта Росстат

Дефицит федерального бюджета, в том числе ненефтегазовый дефицит федерального бюджета Казначейство России

Отношение международных резервов Российской Федерации к объему импорта товаров и услуг Банк России

Уровень преступности в сфере экономики МВД России

Источник: Росстат, см.: https://gks.ru/free_doc/new_site/besopasn/pok-besopasn.htm.

Следует отметить, что в имеющихся литературных источниках, касающихся регулирования в сфере обеспечения национальной экономической безопасности, основное внимание уделяется внутренним аспектам регулирования в этой сфере. Потенциал использования возможностей и инструментария международных организаций рассматривается, по мнению автора, в недостаточной степени. Между тем, в условиях обострения международной политико-экономической ситуации, международные организации могут оказать существенное влияние на решения задач и достижение целей обеспечения национальной экономической безопасности многих стран, в том числе России.

Это определяется тем обстоятельством, что в правоустанавливающих документах многих международных организаций прямо предусмотрена деятельность, направленная на достижение целей и решение задач, коррелирующих с целями и задачами обеспечения экономической безопасности. Рассмотрим в качестве примера Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), активным участником которой является Россия.

Согласно Хартии ШОС, принятой Президентом Казахстана, Председателем КНР, Президентом Киргизии, Президентом России, Президентом Таджикистана и Президентом Узбекистана 7 июня 2002 года в Санкт-Петербурге, к основным целям и задачам ШОС отнесены: «развитие многопрофильного сотрудничества в целях ... содействия построению нового демократического, справедливого и рационального ... экономического международного порядка; поощрение эффективного регионального сотрудничества в . торгово-экономической, . энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес; содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту ... посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов; координация подходов при интеграции в мировую экономику» (цит. по: http: //www.kremlin.ru/supplement/3450).

Легко заметить, что приведенный перечень во многом перекликается с теми положениями, которые изложены в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. То есть, членство в ШОС, активное участие России в программах и мероприятиях этой организации способствует выполнению Стратегии, укреплению национальной экономической без-

опасности. И это может быть подтверждено не только качественными рассуждениями, но и количественными данными, которые указывают на положительное влияние членства в ШОС на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации [10].

На важность сопряжения задач и целей деятельности ШОС с национальными экономическими интересами указывает и Генеральный секретарь ШОС Р. Алимов, который указывает, что развитие экономики следует рассматривать как инструмент противодействия возникновению новых источников угроз и вызовов безопасности: «ШОС выступает за развитие широкого международного сотрудничества в целях придания импульса восстановлению мировой экономики, обеспечения экономической и финансовой стабильности, поддержки устойчивого, динамичного, сбалансированного и инклюзивного роста... ШОС намерена принять дополнительные меры в целях развития региональной экономики, создания благоприятных условий для развития торговли, содействия инвестиционной деятельности, совершенствования инфраструктуры, формирования при наличии соответствующих условий индустриальных парков, а также улучшения качества жизни населения» (цит. по: https://www.un.org/ru/chronicle/article/21818).

При этом, ШОС может быть отнесена к универсальным региональным международным организациям, поэтому ее деятельность в целом носит более политический, чем экономический характер. Это подтверждается и имеющимся составом органов Шанхайской организации сотрудничества (см.: http://rus.sectsco.org/structure/20151208/16852.html):

1. Совет глав государств;

2. Совет глав правительств (премьер-министров);

3. Совет министров иностранных дел;

4. Совещания руководителей министерств и/или ведомств;

5. Совет национальных координаторов;

6. Региональная антитеррористическая структура;

7. Секретариат ШОС.

Помимо указанных, в рамках Шанхайской организации сотрудничества также действуют две неправительственные структуры: Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС. Именно эти организации, на наш взгляд, должны играть большую роль в обеспечении национальной экономической безопасности стран-участниц, т.к., во-первых, они имеют явную экономическую направленность деятельности, во-вторых, помимо официальных органов и должностных лиц они широко привлекают к реализации своих проектов представителей различных бизнес-структур, а именно от успешности и устойчивости хозяйственной деятельности и зависит большинство показателей, при помощи которых оценивается уровень экономической безопасности.

Так, Деловой совет ШОС объединяет представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС. Цель этого объединения - не политическая, но хозяйственная, посредством взаимодействия в рамках делового совета компании разных стран получают возможность, на основе прямых контактов, расширять как межстрановое экономическое сотрудничество, так и собственный бизнес в национальных юрисдикциях. Также появляется возможность, под эгидой Делового совета, запуска и реализации многосторонних проектов, в рамках которых происходит взаимовыгодный обмен ресурсами и компетенциями, в том числе трансграничный.

При этом, важно подчеркнуть, что эти проекты могут носить комплексный характер. В частности, «среди приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества, наряду с энергетикой, транспортом, телекоммуникациями, кредитно-банковской сферой, [Деловой] совет выделяет взаимодействие стран ШОС в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения и сельского хозяйства» (цит. по: http://rus.sectsco.org/structure/20151208/16852.html). Это означает, что результаты деятельности бизнес-структур разных стран в рамках Делового совета ШОС могут иметь синергетическое воздействие на достижение целей и решение задач национальной экономической безопасности стран-участниц организации.

Таким образом, проведенный на примере Шанхайской организации сотрудничества анализ позволяет сделать вывод, что международные организации, участником которых является Россия, могут внести положительный вклад в обеспечение национальной экономической безопасности, но с этих позиций их деятельность пока еще мало изучена, что приводит к недостаточному задейство-

ванию их потенциала в этом вопросе. Это открывает направления для дальнейших исследований в

данной области.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Плотников В.А. Перспективы экономического развития в условиях постнормальности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 6 (138). С. 15-21.

2. Кирничук А.В. Цифровизация и кибербезопасность в контексте национальной безопасности РФ: вызовы и ответы // Социальная политика и социальное партнерство. 2023. № 5. С. 307-317.

3. Коломыцева О.Ю., Плотников В.А. Специфика обеспечения экономической безопасности предприятий в условиях цифровизации экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 5-1 (119). С. 75-83.

4. Маньковский И.А. Эффективная экономическая политика как основа цифровой трансформации экономики и её перехода на новый технологический уклад // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2023. № 2. С. 25-34.

5. Рогатин С.И. Направления совершенствования регулирования экономических отношений в сфере Государственного оборонного заказа // Управленческое консультирование. 2022. № 7. С. 128-136.

6. Бодрунов С.Д. Ноономика. М.: Культурная революция, 2018. 432 с.

7. Меленькина С.А., Ужегов А.О. влияние санкций на социально-экономическое развитие регионов УрФО: первое полугодие 2022 г. // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. 2023. № 1 (35). С. 52-72.

8. Симонов С.Г., Хаматханова М.А. Варианты стратегии преодоления российским бизнесом экономических санкций Запада // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 13. № 1-1. С. 190-199.

9. Смешко О.Г., Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Перспективы российской экономики: новые вызовы экономической безопасности и перестройка государственного управления // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 6. С. 524-537.

10. Гордиенко Д.В., Гордиенко Ю.Д. Изменение уровня экономической безопасности России при реализации стратегии экономического пояса Шелкового пути в рамках экономической кооперации стран - членов Шанхайской организации сотрудничества // Вестник МФЮА. 2018. № 2. С. 9-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.