2012
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 12
Вып. 2
ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ
УДК 316.354;341.1;341.783 А. Е. Кутейников
МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ
Международные межправительственные организации (ММПО), представляют собой особый класс организаций [1]. Им, как и большинству организаций, свойственно наличие структурных подразделений — органов, созданных на основе устава или иного нормативного акта. Наличие постоянных органов признается многими специалистами одним из важнейших признаков, характеризующих ММПО1. Чаще всего ММПО обладают совокупностью или даже системой органов, на что обратил внимание еще П. Е. Казанский, первый исследователь ММПО, и другие авторы [2].
Органы служат достижению какой-либо цели организации или подцели в рамках общей цели [3]. Следует согласиться с трактовкой М. Дамбабы, данной в социологическом ключе и определяющей орган ММПО как интегральную часть организации, образуемую индивидом или группой индивидов, выражающих без посредников волю коллективного юридического лица и переводящих ее вовне [4, p. 13]. М. Дамбаба подчеркивает, что следует проводить различие между органами и другими структурными частями организации, он предлагает отличать орган от представителя организации или учреждения, действующего в соответствии с мандатом организации [4, p. 14].
Наличие органов позволяет организациям: 1) сформировать и зафиксировать внутреннюю структуру; 2) оптимизировать деятельность; 3) распределить ресурсы; 4) направить усилия членов на выполнение конкретных задач; 5) установить взаимосвязи со средой. Таким образом, органы обеспечивают существование организации. Вместе с тем им присущи общие свойства всех организационных структур — способность к экспансии и стремление к самостоятельному существованию, в результате которых они вступают в противоречие с организацией в целом. Органы способны: 1) захватывать ресурсы; 2) брать на себя задачи других органов и всей организации; 3) конфликтовать с организацией и другими органами; 4) вносить дисфункции; 5) переориентировать членов организации и ее сотрудников на решение сторонних для организации
* Статья подготовлена в ходе реализации проекта научных исследований по гранту № TRIPLEI2010438 в рамках программы академической мобильности «Эразмус Мундус».
1 См., напр.: Dictionnaire des relations internationales. Paris: Dalloz, 2006. 506 p. © А. Е. Кутейников, 2012
задач; 6) разрывать связи со средой; 7) нарушать внутриорганизационную коммуникацию.
Органы формируются в качестве искусственных объектов как по решению государств — членов организации, воплощая их внешнеполитические интересы, так и по воле людей, неся отпечаток их социальных, профессиональных и личностных особенностей. В структуре ММПО органы образуют своего рода мезоуровень организации, обеспечивающий связь между макроуровнем и микроуровнем. Макроуровень составляют государства — члены ММПО. Органы отражают конфигурацию их взаимосвязей, баланс сил, группировку по географическому расположению, политическим интересам, экономическому потенциалу и пр. Микроуровень — это люди, включая представителей государств в ММПО, персонал организаций, экспертов.
Анализируя органы ММПО, необходимо различать идеальную модель и реальные объекты. На уровне идеальной модели создание и деятельность органов подчинены рациональным мотивам участников организации; действия, совершаемые органами, направлены на достижение общих целей организации; органы создаются на основании решения, принятого участниками или соответствующим органом организации при наличии согласия участников организации; создание органов соответствует положениям уставных и других документов, а, следовательно, и нормам международного права; органы создаются и действуют при наличии соответствующих ресурсов; органы полностью контролируются организацией и ее членами.
В действительности выявляются следующие тенденции. Органы ММПО представляют собой результат взаимодействия противоречивых интересов различных государств, групп давления и социальных сил. Эти противоречия проявляются при создании органов, определении их численности, состава и компетенций, формировании, установлении процедуры принятия решений и во многом другом. Общая линия развития международных межправительственных организаций состоит в появлении все новых и новых структурных подразделений, создаваемых в некоторых случаях по конъюнктурным соображениям, а не исходя из их целесообразности для соответствующей организации. Органы ММПО не всегда имеют основанием своей деятельности правовые нормы, принятые в организации. В некоторых случаях создание органов может выходить даже за рамки уставных положений ММПО, как это произошло, например, при учреждении создания международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии. Некоторые из органов ММПО действуют автономно, иногда они даже специально финансируются государствами, приобретая черты организаций, а иногда фактически становясь самостоятельными единицами. Примерами могут служить Программа развития ООН, Детский фонд ООН, Международное энергетическое агентство.
В научной литературе представлено несколько вариантов классификации органов ММПО, наиболее подробную разработал З. Клепацкий2 [5]. Встречаются следующие варианты основания для выделения классов: 1) статусное положение в организации; 2) состав; 3) количество членов; 4) характер конституирования; 5) правовое основание
2 З. Клепацкий, как и большинство других авторов, кто занимался этим вопросом, трактует международные организации в широком смысле слова, включая в это понятие и международные многосторонние объединения государств. Следовательно, существующие классификации включают и органы ММПО, и органы этих объединений. Излагая точку зрения этого и других авторов, мы будем принимать во внимание только органы ММПО.
для создания; 6) географическое расположение; 7) характер работы; 8) выполняемые функции.
1. По статусному положению в организации органы подразделяются на основные и вспомогательные. К основным органам относятся те, которые принимают решения от имени организации в целом. Вспомогательные либо содействуют выработке решений основных органов, либо принимают решения от своего имени в какой-либо узкой и строго определенной области компетенций. Основные органы имеют право создавать вспомогательные. Для большинства международных организаций характерно наличие нескольких основных органов. Вспомогательных органов может насчитываться несколько десятков или даже сотен. К основным органам относятся: пленарные ассамблеи, советы постоянных представителей, советы высших должностных лиц государств-членов, председатели и тройки. К вспомогательным органам ММПО относятся: комитеты, комиссии, рабочие и экспертные группы, органы оперативной деятельности, административные трибуналы. Например, в Совете Европы основными органами являются Комитет министров и Парламентская ассамблея, вспомогательные органы именуются директоратами, рабочими группами и др.
Статусы основного и вспомогательного органов носят предписываемый характер и устанавливаются произвольно участниками организации. Так, например, во всех ММПО секретариаты относятся к вспомогательным органам, тогда как в ООН Секретариат — один из основных органов.
2. По составу на основании обобщения классификаций З. Клепацкого, В. Моравец-кого, Э. С. Кривчиковой [6] выделяются органы: 1) межправительственные, 2) межпарламентские, 3) состоящие из служащих организации, 4) состоящие из лиц в личном качестве.
3. По количеству членов органы подразделяются на органы полного состава и органы ограниченного состава. Данное деление применимо только к органам, состоящим из государств в лице их представителей. Органы, обсуждающие важнейшие вопросы и принимающие по ним решения, обычно формируются из всех членов организации, например, генеральные ассамблеи. Для более оперативного обсуждения каких-либо вопросов создаются органы, включающие лишь некоторых членов организации. Например, Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) состоит из 54 государств.
4. По характеру конституирования органы делятся на выборные и невыборные. Выборным органом является, например, Совет по правам человека ООН.
5. По правовому основанию для своего создания органы делятся на уставные, конвенционные, созданные по решению других органов. Уставные органы создаются на основании учредительных документов. К ним относятся, как правило, основные и лишь иногда второстепенные органы. Конвенционные органы формируются на основе многосторонних международных договоров в том случае, когда такой договор придает организации определенные компетенции по его выполнению. Таким образом, например, сформированы восемь комитетов ООН, занимающихся различными аспектами прав человека. По решению основных органов созданы Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа развития ООН (ПРООН).
6. По географическому расположению различают внутренние и внешние органы. Внутренние органы располагаются в месте нахождения штаб-квартиры организации, внешние — в других точках. Например, штаб-квартира ОАЕ располагалась в Аддис-
Абебе. Здесь же размещался постоянно работающий административный орган — Генеральный секретариат. Внешние органы ОАЕ были рассредоточены и по другим городам мира, например, в Лагосе (Африканская комиссия по научным и техническим исследованиям), Найроби (Межафриканское бюро по ресурсам животного мира).
7. По выполняемым функциям Х. Шермерс выделяет органы, принимающие решения, и органы, контролирующие деятельность организации [5].
8. По характеру деятельности М. Поточный и Е. А. Шибаева выделяют органы: высшие, исполнительные, административные и рабочие [7].
Новизна подхода, развиваемого в данной статье, состоит в том, что предлагается классификация, наиболее полно, на наш взгляд, отвечающая социологическому видению ММПО. Классификация образуется последовательным делением понятия «орган ММПО» по двум признакам. Первым основанием деления выступает состав органов международной организации. В соответствии с ним различаются органы, состоящие из представителей исполнительных органов власти государств, представителей других государственных органов власти; международных должностных лиц, лиц, действующих в личном качестве; представителей других структур. Вторым основанием служит характер деятельности органа.
В соответствии с этой классификацией выделены пять следующих крупных классов органов: 1) состоящие из представителей исполнительных структур власти государств; 2) состоящие из представителей других ветвей власти государств; 3) состоящие из международных должностных лиц; 4) состоящие из специалистов, действующих в личном качестве; 5) особые органы. Каждый из этих крупных классов имеет свои подклассы.
Из представителей государств — членов ММПО состоят: ассамблеи; совещания министров; исполнительно-руководящие органы; председатели и тройки; некоторые вспомогательные органы.
Ассамблеи — совещательные собрания членов организации — имеются в большинстве ММПО, например, Конгресс Всемирного почтового союза, Ассамблея Всемирной организации здравоохранения, Генеральная конференция ЮНЕСКО. Они собираются раз в год или в несколько лет на свои пленарные заседания. На встречах принимаются рекомендательные решения по основным вопросам компетенции организации, а также решения, имеющие обязательную силу для самой организации.
В некоторых ММПО предусмотрено наличие совещания министров в качестве собрания членов организации на уровне представителей правительств в ранге министров или других высокопоставленных чиновников. Такой орган часто называется советом или комитетом: например, Комитет министров Совета Европы, Руководящий совет (РС) ОБСЕ. Он принимает важнейшие решения, касающиеся функционирования организации.
В некоторых организациях предусмотрены органы, которые З. Клепацкий назвал исполнительно-руководящими. Они представляют собой советы постоянных представителей и существуют в тех организациях, которые предполагают интенсивное и регулярное взаимодействие государств. К ним относятся, в частности, Советы Всемирной продовольственной организации (ФАО), Международной морской организации (ИМО), Исполнительный комитет Всемирной туристской организации (ЮнВТО). Как правило, членами исполнительно-руководящего органа формально являются государства, а фактически — их представители.
В некоторых международных организациях предусматривается должность председателя как специального органа. Юридически им становится одна из стран — членов организации. Непосредственно председательские функции осуществляет высокопоставленное должностное лицо этой страны. В ОБСЕ Действующим Председателем на один год становится министр иностранных дел одной из стран-членов в порядке ротации. Он опирается на помощь предыдущего и последующего председателей, образуя вместе с ними Тройку, особый консультативный орган, получивший свое наименование по аналогии с русской упряжкой лошадей.
Многие организации создают вспомогательные органы, состоящие из представителей государств — комиссии, советы и пр. Часть из них создается при основных органах для обсуждения вопросов повестки дня и выработки решений. Затем эти решения принимаются на заседаниях основных органов. Комиссия ООН по правам человека действовала в Женеве с 1946 по 2003 г. в качестве вспомогательного органа Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС). Она проводила исследования, разрабатывала проекты международных договоров, вела мониторинг соблюдения прав человека. В комиссии рассматривались случаи отдельных стран, расследовались определенные типы нарушений прав человека, например, применение пыток. Комиссия расследовала индивидуальные или групповые жалобы при условии, что их подавали жертвы массовых или грубых нарушений прав человека.
К органам, состоящим из представителей других ветвей власти государств, относятся ассамблеи парламентариев, в также органы, представляющие местные и региональные коллективы.
Межпарламентские ассамблеи являются органами, состоящими из представителей парламентов стран-членов, назначаемых или избираемых национальными парламентами. Внутри организации они выполняют консультативные функции, занимаясь достаточно широким кругом вопросов и охватывая практически все сферы деятельности соответствующих международных организаций.
В настоящее время межпарламентские органы имеются в нескольких крупных региональных международных организациях. В европейских ММПО созданы Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ).
В структуре Совета Европы действует в качестве консультативного органа Конгресс местных и региональных властей, учрежденный в 1994 г. Он служит форумом для проведения встреч и дискуссий представителей избранных органов местной и региональной власти, а также для обмена мнениями в отношении местной и региональной политики стран — участниц Совета Европы и разрабатывает рекомендации Комитету министров и Парламентской ассамблее Совета Европы. Конгресс функционирует в форме ассамблеи, состоящей из 306 постоянных членов и 306 их заместителей, каждый из которых является избранным представителем одного из более чем 200 тыс. органов местной и региональной власти государств — членов Совета Европы. Конгресс состоит из двух палат: Палаты местных властей и Палаты регионов [8].
Из международных должностных лиц в ММПО формируются секретариаты, административные трибуналы, многие вспомогательные органы, среди которых имеются органы оперативной деятельности.
Секретариаты представляют собой административные органы ММПО. Их основные задачи: сбор, обработка и передача информации; составление отчетов; публи-
кация документов; консультативная деятельность; наблюдение за работой других органов; подготовка залов для работы других органов; ведение, публикация и распространение протоколов заседаний и других документов; финансовый менеджмент, включая подготовку проекта бюджета и распоряжение бюджетом; сбор и хранение материалов, поступающих от членов организации; подготовка отчетов [5, р. 72]; организация оперативной деятельности; проведение исследований; организация заседаний; подготовка проектов документов; представительская деятельность [5, р. 73]; протокольные мероприятия.
Автор книги «Невидимое правительство: международные секретариаты в глобальной политике» Д. Матиасон придает секретариатам международных организаций наряду с государствами и гражданским обществом статус акторов международных отношений [9, р. XIV]. Рассматриваются трактовки международных секретариатов с позиций двух основных соревнующихся теорий международных отношений — реализма и функционализма. В реалистической трактовке роль секретариатов сводится к передаче посланий от одного государства к другому, ведению протоколов и написанию соглашений. Образы секретариатов, создающиеся реалистическими моделями, таковы: войлок на бильярдном столе, по которому игроки катают шары, или служащий ресторана, паркующий автомобиль клиента [9, р. 10]. Решая вопрос о том, как обеспечивается легитимность власти секретариата международной организации, Д. Ма-тиасон предлагает обратиться к наследию М. Вебера и использовать введенное им понятие «легитимной власти» [9, р. 16], которой, по его мнению, обладают международные секретариаты. Осуществляя эту власть, они: а) создают международные режимы; б) ведут сбор информации; в) поддерживают международные нормы; г) выполняют прямые действия, включающие гуманитарную помощь, обеспечение мира и безопасности, менеджмент экономических и социальных вопросов; д) осуществляют внутреннее управление организацией [9, р. 260-261].
Руководителем секретариата является генеральный секретарь или генеральный директор. Он, как правило, назначается основным пленарным органом и выполняет функции высшего должностного лица организации. По общему правилу, он председательствует на заседаниях органов, представляет организацию, заключает соглашения со странами-членами, дает согласие на публикацию документов [5, р. 74].
Для решения трудовых споров между организацией и персоналом в некоторых международных организациях создаются административные трибуналы. Трудовой спор выносится на обсуждение трибунала в том случае, если не достигается урегулирование другими способами [5, р. 80]. Наиболее активно действуют три трибунала: Административный трибунал МОТ, Административный трибунал ООН и Апелляционный орган ОЭСР. Административный трибунал МОТ первоначально осуществлял функции в отношении не только МОТ, но и Лиги Наций. Затем он подключился к решению споров в ВПС, ГАТТ, МСЭ, ИКАО, ЮНЕСКО, ВПС, ВМО, ВОЗ, Центре европейских ядерных исследований, Евроконтроля и ВОИС. Административный трибунал ООН имеет полномочия рассматривать также случаи, связанные с ИКАО и ММО.
Помимо арбитражных трибуналов существуют согласительные, посреднические комиссии, а также комиссии по расследованию фактов. Они включаются в рассмотрение споров в тех случаях, когда стороны согласились на их участие [5, р. 80].
Некоторые ММПО имеют органы оперативной деятельности. Этим подразделениям вменяется в обязанность реагировать на чрезвычайные ситуации, непосред-
ственно оказывать помощь государствам-членам и отдельным категориям лиц, осуществлять конкретные проекты и программы, изучать информацию.
В составе ООН имеется Управление верховного комиссара по делам беженцев. 48-я сессия ГА ООН в декабре 1993 г. приняла решение об учреждении должности Верховного комиссара по правам человека, обязанности которого включают проведение в жизнь и защиту эффективного осуществления всех гражданских, политических и культурных прав, в том числе права на развитие; предоставление государствам по их просьбе консультативных услуг, технической и финансовой помощи в области прав человека; координацию деятельности ООН по образованию и информированию в области прав человека; участие в диалоге с правительствами; рационализацию механизмов ООН с целью улучшения их эффективности [10, с. 16-17]. В составе ОБСЕ функционирует Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ), офис которого базируется в Гааге (Нидерланды). ВКНМ ориентирован на раннее предупреждение и предотвращение конфликтов.
Из специалистов, действующих в личном качестве, формируются комитеты и комиссии по специальным вопросам, рабочие и экспертные группы.
Комитеты и комиссии, состоящие из физических лиц, действующих в личном качестве, создаются в качестве вспомогательных органов организаций, чаще всего при основных органах по мере необходимости. Например, в ООН в соответствии с основными международными актами о правах человека созданы восемь комитетов, входящих в структуру ЭКОСОС. Они состоят из независимых экспертов — десяти, двенадцати, восемнадцати или двадцати семи человек, назначенных сторонами договоров. К комитетам относятся: Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка, Комитет по трудящимся-мигрантам, Комитет по правам инвалидов, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Основная задача комитетов заключается в осуществлении контроля над применением различных актов о правах человека путем изучения докладов, представленных государствами-участниками раз в несколько лет. Смысл обсуждения докладов состоит в том, чтобы отчитаться за проведенную работу, и в том, чтобы критически оценить и обсудить с участием представителей государств и экспертов положение дел в области защиты прав человека.
Некоторые комитеты, например Комитет по правам человека, Комитет против пыток, принимают индивидуальные жалобы о нарушении прав человека в государстве гражданства (подданства) лица, обратившегося в комитет. Комитеты не выносят обязательных решений, а лишь высказывают свое мнение, фиксируемое в отчете. Тем не менее, такие обращения влияют на обсуждение соответствующих вопросов в комитетах, а результаты рассмотрения жалобы сообщаются государствам, которые так или иначе реагируют на нее и иногда предпринимают действия в пользу пострадавших.
Рабочие и экспертные группы представляют собой совещания специалистов по какому-либо вопросу, относящемуся к сфере компетенции ММПО. Они действуют либо на постоянной основе, либо собираются периодически. К примеру, в рамках ОБСЕ функционирует так называемый Валлеттский механизм по урегулированию споров между государствами-участниками. Он состоит из одного или нескольких лиц, выбираемых из списка квалифицированных кандидатов, в задачи которых входит установ-
ление контактов со сторонами в споре — с каждой по отдельности или со всеми вместе. Эти лица могут выступать с общими или конкретными замечаниями или советами, не имеющими обязательной силы для сторон.
Желая усилить вклад МАГАТЭ в обеспечение безопасности атомных электростанций, Агентство пригласило ведущих специалистов в области ядерной безопасности для организации Международной консультативной группы в области ядерной безопасности. Эта группа служит в основном форумом для обмена информацией по вопросам ядерной безопасности международной важности.
В состав органов ОЭСР входит более 200 комитетов, рабочих и экспертных групп. На их заседания ежегодно прибывают около 40 тыс. высокопоставленных служащих национальных правительств для консультаций, дискуссий и участия в работе Секретариата ОЭСР. Специализированные комитеты проводят свои заседания для выработки новых идей и оценки прогресса, достигнутого в более узких областях, как, например, в торговле, в управлении предприятиями государственного сектора, в области содействия развитию, в области финансовых рынков и т. д.
Некоторые организации имеют особые органы — уникальные по своему составу или выполняемым функциям подразделения. Совет Безопасности ООН является органом, ответственным за поддержание мира и безопасности. Он наделен исключительным правом принимать решения, включая решения об экономических и дипломатических санкциях, а также о военных действиях [11, с. 110-111]. Он представляет собой малочисленный и компактный орган, который состоял первоначально из 11 членов, затем его состав расширился до 15 членов. В качестве постоянных членов в Совете Безопасности состоят пять основных держав — победительниц во Второй мировой войне, каждая из которых обладает правом вето на решения Совета. Принцип формирования института постоянных членов, установленный при создании ООН, предполагает избежание распыления ответственности среди множества стран, отсутствие монополии какой-либо одной из ведущих стран на лидерство в международных делах [12, с. 45-46] и недопущение принятия важнейших решений, касающихся международного мира и безопасности против воли одной из великих держав.
Совет по опеке ООН был создан для того, чтобы контролировать правительства, несшие ответственность за управление территориями, не имеющими суверенитета, следить за принятием мер для подготовки их перехода к самоуправлению или независимости. После того, как в 1994 г. последняя из опекаемых территорий получила независимость, было принято решение сохранить Совет по опеке и созывать его в тех случаях, когда того потребуют обстоятельства.
Международный суд — главный судебный орган ООН, которому в принципе могут быть переданы все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН и действующими договорами и конвенциями [11, с. 328]. Функции и полномочия Суда установлены таким образом, чтобы не препятствовать деятельности других главных органов ООН [13, с. 302], Суд, будучи коллективным органом, не только способствует урегулированию международных споров, но и вносит значительный вклад в развитие международного права.
Исполнительный комитет ВОЗ состоит из экспертов, действующих в личном качестве. Административный совет МОТ образован по принципу «трипартизма» и включает представителей государств, профсоюзных организаций и организаций предпринимателей.
Особый аппарат управления имеет Международный банк реконструкции и развития. В его структуре в 1993 г. создан Инспекционный совет. Этому независимому органу поручено обеспечивать соблюдение банком своих принципов деятельности и операционных процедур. Совет позволяет людям, считающим, что их интересы нарушены в результате реализации финансируемого банком проекта, требовать проведения расследования (подавать запрос на проведение проверки).
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
1. ММПО обладают многочисленными и разнообразными органами, создаваемыми и по результатам переговоров между государствами, входящими в организацию, и на основании самостоятельных решений, принятых ММПО для развития и упорядочивания своей внутренней структуры.
2. Органы представляют собой искусственные образования, созданные людьми, их количество, состав, статус определяются произвольно.
3. Как правило, каждая ММПО имеет несколько основных органов, отвечающих за разнообразные секторы или аспекты управленческой деятельности. Строго централизованных организаций или организаций, стремящихся к централизации деятельности в рамках одного из органов, немного.
4. Состав органов отражает двойственную природу ММПО: то, что они представляют собой союзы государств-членов, и то, что их деятельность обеспечивается людьми. Имеются органы, состоящие из представителей государств, а также из профессионалов: сотрудников организации или специалистов, действующих в личном качестве. В любом случае органы обслуживаются индивидами. Можно сказать, что они представляют собой своего рода связующие элементы между государствами и людьми, занятыми в работе организации.
5. Наличие значительного числа органов связано с разнообразием задач и видов деятельности ММПО, а также с необходимостью поддержания связей организации со своими членами. Это явление выступает также следствием феномена организационной экспансии, присущего организациям вообще. В ММПО к этому добавляется желание многих стран-членов иметь своих представителей в органах различного статуса и конъюнктурными причинами.
6. ММПО чаще всего обладают децентрализованной системой органов, которые не обладают полномочиями вынесения обязывающих решений для стран — членов организации. Во многом это обусловлено нежеланием государств наделять органы слишком широкими полномочиями.
7. Многие виды деятельности осуществляются вспомогательными органами организаций, тогда как на заседаниях основных органов могут приниматься заранее согласованные решения.
8. Порядок конституирования и правила процедуры многих органов предполагают, что принятие решений в них возможно только при согласии всех или значительной части участников ММПО.
Литература
1. Кутейников А. Е. Международные межправительственные организации как особый класс организаций // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 79-87.
2. Казанский П. Е. Всеобщие административные союзы государств: в 3 т. Одесса: Императорский Новороссийский университет, 1897. Т. 1. С. 291-334; 359-491.
3. Manuel sur les organisations internationales: A Handbook on International Organizations. Dordrecht; Boston etc.: M. Nijhoff, 1988. 685 p.
4. Dambaba M. D. La notion d'organe subsidiaire dans la constitution des organizations internationales. Genève: Institut universitaire des hautes études internationales, 2004. 310 p.
5. Klepatskii Z. The Organs of International Organisations. Aalphen aan den Rijn; Warsawa: Sijthoff & Noordhoff, 1978. XI, 136 p.
6. Международное право. М.: Международные отношения, 1995. 720 с.
7. Поточный М., Шибаева Е. А. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М.: Изд-во МГУ, 1968. 189 с.
8. Congress of Local and Regional Authorities // Council of Europe. — URL: http://www.coe.int/t/ congress/Default_en.asp (дата обращения: 19.03.2012).
9. Mathiason J. Invisible Governance: International Secretariats in Global Politics. Bloomfield: Kumarian Press, 2007. XIV. 295 p.
10. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000. 392 с.
11. Крылов С. Б. История создания Организации Объединенных Наций. Разработка текста Устава ООН (1944-1945). М.: Изд-во ИМО, 1960. 343 с.
12. Федоров В. Н. Совет Безопасности ООН. М.: Международные отношения, 1965. 187 с.
13. Федоров В. Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М.: Логос, 2007. 940 с.
Статья поступила в редакцию 20 декабря 2011 г.