Научная статья на тему 'Роль неправительственных организаций в создании ЮНЕСКО'

Роль неправительственных организаций в создании ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
581
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Область наук
Ключевые слова
МНПО / ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО МЕЖДУНАРОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ / UNION DES ASSOCIATIONS INTERNATIONALES (UAI) / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / CENTRE INTELLECTUEL INTERNATIONAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / INSTITUT INTERNATIONAL DE COOPéRATION INTELLECTUELLE (IICI) / КОНФЕРЕНЦИЯ СОЮЗНЫХ МИНИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ / CONFéRENCE DES MINISTRES ALLIéS DE L''EDUCATION (CMAE) / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЬЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ / ORGANISATION DES NATIONS UNIES POUR LA RECONSTRUCTION éDUCATIVE ET CULTURELLE (ONUREC) / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ (ЮНЕКО) / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ И КУЛЬТУРЫ (ЮНЕСКО)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Томский Григорий В.

Статья посвящена истории создания ЮНЕСКО, роль ученых и творческих людей, ассоциаций и других неправительственных организаций в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль неправительственных организаций в создании ЮНЕСКО»

РОЛЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЗДАНИИ ЮНЕСКО

Григорий В. Томский Международная академия КОНКОРД g.tomski@gmail. com

Статья посвящена истории создания ЮНЕСКО, роль ученых и творческих людей, ассоциаций и других неправительственных организаций в этом процессе.

Ключевые слова: МНПО, Центральное бюро международных ассоциаций, Union des associations internationales (UAI), Международный интеллектуальный центр, Centre intellectuel international, Международный институт интеллектуального сотрудничества, Institut international de Coopération intellectuelle (IICI), Конференция союзных министров образования , Conférence des Ministres alliés de l'Education (CMAE), Организация Обьединенных Наций для Образовательной и культурной реконструкции, Organisation des Nations unies pour la Reconstruction éducative et culturelle (ONUREC), Организация Объединенных Наций по вопросам образования и культуры (ЮНЕКО), Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Напомним, что Международной неправительственной организацией (МНПО) называется "любая устойчивая группа, aссоциация или движение, изданная частными лицами из разных стран с некоммерческими целями" ([1], с. 362-363). Членами МНПО могут быть юридические лица, а также города и регионы, ибо в резолюции Экономического и Социального Совета ООН от 27 февраля 1950 сказано: «Любая международная организация, не созданная путем подписания межгосударственных договоров, считается международной неправительственной организацией.»

Совет международных ассоциаций (UAI/ЮАИ)

Создание нескольких международных ассоциаций с центром в Брюсселе побудили Анри Лафонтена (Henri Lafontaine, лауреат Нобелевской премии мира 1913 года) и Пола Отлера (Paul Otler) основать в 1907 году Центральное бюро международных ассоциаций, которое через три года стало Союзом международных ассоциаций (Union des associations internationales (UAI / ЮАИ или СМА)).

Цель Лафонтена и Отлера заключались в создании механизма координации усилий международных организаций, в число их предложений входило создание Всемирной конституции Лиги Наций (1915). Они верили в возможность достижения организации мира, основанной на Универсальной хартии, в создание международной администрации, в интернационализацию исследований. Для достижения этой цели они предложили создать внушительное число международных организаций, таких как Международный педагогический институт / Institut pédagogique international, Всемирная школа / Ecole mondiale, Международный университет / Université internationale, Международное Бюро торговли /Office international du Commerce, эмиграции и т. Д. [2, 3].

Союз ЮАИ (СМА) был первым координатором неправительственного сектора интеллектуального сотрудничества и просвещения по вопросам мира. Первая мировая война дала могучий импульс развитию общественного мнения, в котором такое сотрудничество рассматривалось как средство предотвращения войны и содействия международному сближению. Но Устав Лиги Наций не содержал каких-либо положений, касающихся интеллектуального сотрудничества или международного образования. Но многими МНПО и известными личностями были предприняты большие усилия в этом направлении во время Парижской мирной конференции. Лафонтен был включен в состав бельгийской делегации в качестве технического делегата. В 1920 году он и Отлер предложили план Международной организации интеллектуальной работы / Organisation international du travail intellectuel в рамках Лиги Наций.

Многие деятели Лиги Наций в Женеве, большинство из которых были интеллектуалами, были настроены положительно по отношению к интеллектуальному и образовательному сотрудничеству. После войны, союз ЮАИ обьединял более 200 неправительственных организаций и Секция международных бюро Секретариата Лиги Наций первоначально проявляла доброжелательный интерес к этой организации. ЮАИ помогал Секции получить информацию о международных ассоциациях и демонстрировал полную готовность сотрудничать с Лигой. Но довольно скоро Секция международных бюро стала проявлять тенденцию к замещению ЮАИ в ее конкретной области деятельности: централизации информации о деятельности МНПО и координации их деятельности. Сотрудники Секции хотели превратить ее в настоящий нервный центр общественной жизни [4].

Одним из проектов, представляющих особый интерес для интеллектуального сотрудничества и образования, было создание Международного университета под эгидой ЮАИ. Идея этого университета была высказана в 1894 году Х. Лафонтеном, она была развита в книге П. Отлера Международные проблемы и войны, опубликованной в 1916 году. Первая сессия Международного университета в 1920 году собрала 47 профессоров. и около 100 постоянных студентов 11 разных национальностей

Благодаря помещению, предоставленному бельгийским правительством во Дворце пятидесятилетия и его финансовой поддержке, был создан Международный интеллектуальный центр / Centre intellectuel international, ядром которого были Международный библиографический институт, Международная библиотека, Международный музей, Международный университет и Офис ЮАИ. Но зависимость ЮАИ от материальной поддержки бельгийского правительства оказалась серьезным препятствием для признания международного статуса Международного интеллектуального центра. Альтернативные проекты появились в разных странах [4].

В сентябре 1921 года Совет и Ассамблея Лиги Наций решили создать Международную комиссию по интеллектуальному сотрудничеству / Commission internationale de Coopération intellectuelle (CICI / КИКИ или МКИС). Это была техническая комиссия с консультативным статусом при Совете и Ассамблее Лиги Наций. Она состояла из независимых интеллектуальных личностей с большой известностью. Первой задачей КИКИ было содействие в изучении условий жизни интеллектуалов и вопросов интеллектуальной собственности.

Международный институт интеллектуального сотрудничества

Президент комиссии КИКИ (МКИС) Анри Бергсон (Henri Bergson), всемирно известный французский философ, обратился с одобрения Ассамблеи в январе 1924 года к финансовой помощи правительств и отдельных лиц. Вскоре после этого французское правительство предложило президенту КИКИ предоставить средства и помещения, необходимые для создания Международного института интеллектуального сотрудничества / Institut international de Coopération intellectuelle (IICI / ИИКИ или МИИС).

Предложение Франции обсуждалось Советом и Ассамблеей Лиги Наций в конце 1924 года. Несмотря на противодействие англосаксонской группы, которая видела в этом предложении лишь преследование французской дипломатией национальных целей, предложение было принято.

Устав Института, разработанный правительством Франции, был утвержден Советом 13 декабря 1924 года. Закон от 9 июля 1925 года и указ от 12 сентября, по которому Институт получил одно крыло Пале-Рояль (Palais Royal), создали новое международное учреждение. Инаугурация состоялась 16 января 1926 года.

Основная цель ИИКИ (МИИС) состояла в том, чтобы готовить решения КИКИ (МКИС), продолжить во всех странах выполнение решений и рекомендаций Комиссии, а также работать под руководством этой Комиссии для улучшения международного интеллектуального сотрудничества в мире.

Институт был признан независимым от французских властей. В 1939 году сорок четыре государства аккредитовали делегатов в Институт. Согласно уставу, ИИКИ был автономным учреждением не только в отношении правительства принимающей страны, но и в отношении Лиги, оставаясь при этом в общих рамках последней.

В ИИКИ входили такие видные деятели, как Эйнштейн, Фрейд, Мария Кюри, Томас Манн, Рабиндранат Тагор, Валери. Сессии ИИКИ привлекли представителей Международного бюро труда (МОТ), единственного специализированного агентства Лиги Наций, которое всегда интересовалось образовательными вопросами. Например, в 1930 году МОТ обратилась к ИИКИ с просьбой о сотрудничестве по двум конкретным темам: (1) использование народных библиотек для досуга рабочих; 2) народное творчество и досуг рабочих. Институт увеличивал количество своих проектов из года в год.

После административной реформы 1930 года группа из КИКИ, ИИКИ и Национальных комиссий по интеллектуальному сотрудничеству получила в 1931 году в соответствии с резолюцией Ассамблеи Лиги Наций название Организации интеллектуального сотрудничества / Organisation de Coopération intellectuelle (OCI / ОКИ или ОИС). Это был вспомогательный орган Лиги Наций. У него была Национальная комиссия даже в Соединенных Штатах, которая очень активно сотрудничала в работе ОКИ, где она представляла большое государство, а не член Лиги Наций. Это была независимая организация, живущая только на гранты образовательных фондов.

Заметим, что до 1938 года международное сотрудничество в области образования, науки и культуры было вне сферы интересов американского государства. Поэтому международное сотрудничество в этих областях было заботой самых богатых промышленников. В 1910 году Эндрю Карнеги (18351919), основатель стального треста, создал Международный фонд за мир. Он также сыграл важную роль в организации конференций в 1899 и 1907 годах, когда был учрежден Международный арбитражный суд, предшественник Международного Суда в Гааге. В 1913 году Джон Д. Рокфеллер (1839-1937) создал свой фонд. В то же время была создана еще одна важная неправительственная организация - Фонд Симона Гуггенхайма.

В 1938 году во время дипломатической конференции в Париже сорок пять стран приняли Международный акт, который вступил в силу 10 января 1940 года после восьми ратификаций. ИИКИ сохранил свою независимость от политической власти, но должен был финансироваться подписавшими его государствами. Это было, безусловно, интересное решение для интеллектуального сотрудничества, попытка создать организацию, поддерживаемую государствами, которые уважали бы ее свободу.

В годы войны бывший генеральный директор ИИКИ Анри Бонне (Henri Bonnet), тщетно пытался перевести институт в Латинскую Америку. Президент ИИКИ Гилберт Мюррей руководил деятельностью неофициальной организации

Совета по образованию в области гражданского гражданства / Council for Education in World Citizenship (CEWC) в Лондоне.

КИКИ не хотел касаться проблем образования, несмотря на свою свободу действий. Вот почему в декабре 1925 года инициативный комитет учредил Международное бюро образования / Bureau international d'Education (BIE / БИЕ или МБО) в Женеве в статусе неправительственного учреждения. С самого начала БИЕ поддерживалось всемирно известными людьми, такими как Альберт Томас, директор Международного бюро труда, и поддержкой Института педагогических наук имени Жан-Жака Руссо.

Основу для этого подготовили такие дальновидные деятели, как Марк-Антуан Жюлье (Marc-Antoine Jullier), который говорил еще в 1817 году о небольшой Специальной комиссии по образованию, состоящей из людей, занимающихся сбором, самостоятельно или с тщательно отобранными корреспондентами, материалов об учреждениях и методах обучения и воспитания в различных государствах, и их сравнительным изучением.

25 июля 1929 года Швейцария, Польша, Эквадор и Институт Руссо подписали новый Устав BIE/БИЕ. Но это частное вначале учреждение никогда не смогло стать полноценной межправительственной организацией. Действительно, статья 4 устава 1929 года предусматривала, что любое правительство, государственное учреждение или международная организация, которые обязались платить ежегодный взнос в размере 10 000 швейцарских франков, могут стать членами МБП после одобрения его Советом. В 1939 году число членов БИЕ составляло 17, в том числе 15 правительств. Основное финансирование БИЕ по-прежнему осуществлялось правительством Швейцарии. С 1929 по 1968 год функции директора БИЕ выполнял знаменитый психолог Пьер Пиаже, профессор Женевского университета.

БИЕ проводило интересные сравнительные исследования, основанные на ответах на вопросники или отчетах, периодически рассылаемых значительным числом государств.

Конференция союзных министров образования

Вторая мировая война поставила много серьезных проблем перед участниками интеллектуального и культурного сотрудничества. Пример массового одобрения тоталитарной идеологии показал, что образование может стать определяющим фактором в международных отношениях. Идея создания новой организации по культурным и образовательным вопросам была предложена МНПО по обе стороны Атлантики, которые начали размышлять о ее плане и структурах. Государства присоединились к этому движению с различными реакциями, отражающими заботу о защите своих национальных интересов. Движущей силой в процессе создания ЮНЕСКО была Конференция союзных министров образования / Conférence des Ministres alliés de l'Education

(CMAE / КMАE или КСМО), которая периодически собиралась в Лондоне с октября 1942 года по сентябрь 1945 года.

В приглашении президента Британского совета сэра Малкольма Робертсона от 28 октября представителей правительств не упоминалось о возможности создания международной организации в конце войны. Предполагалось, что будет обсуждаться вопрос оказания помощи системам образования союзных стран после войны и направлении активности МНПО в желаемое русло. Следует отметить, что Лондон был в то время резиденцией восьми правительств в изгнании.

Однако, спустя два месяца бельгийский делегат выразил пожелание, чтобы интеллектуальные связи, которые развивались через ИИКИ, были восстановлены после войны и приобрели более практический характер. Следует отметить, что члены комиссии (CMAE / КMАE) участвовали в деятельности различных МНПО (международных неправительственных организаций), например, Лондонской международной ассамблеи, Британской ассоциации содействия развитию науки и других. Поэтому они прекрасно знали о различных идеях, касающихся послевоенного интеллектуального сотрудничества. В декабре 1943 года в письме Министерства иностранных дел, в котором предлагалось странам, ранее представленным наблюдателями, назначать полноправных делегатов, создание международной организации в области образования было провозглашено одной из целей КMАE.

Конференция КMАE (КСМО) обсудила 25 мая 1943 года предложения комитета, созданного для изучения этой темы. Комитет, ссылаясь на существование ИИКИ и БИЕ, счел необходимым обеспечить их реорганизацию после войны. Однако, их существование не должно было препятствовать созданию новой международной образовательной организации, но межправительственной, в то время как ИИКИ и БИЕ — не были таковыми.

Проект ONUREC/ОНЮРЕК

Необходимость создания международной организации по образованию и культуре была признана американскими властями очень рано. Высокопоставленные американские чиновники уделяли больше внимания проблеме реконструкции, не забывая идею международной образовательной организации.

Организация Обьединенных Наций для Образовательной и культурной реконструкции / Organisation des Nations unies pour la Reconstruction éducative et culturelle (ONUREC/ОНЮРЕК) должна была быть создана с участием всех Объединенных Наций. Она должна была продолжить работу конференции КMАE (КСМО) путем использования существующих сотрудников, комиссий и комитетов, изменяя их или создавая новые по мере появления новых потребностей.

Органами учреждения должны были быть ассамблея, состоящая из делегатов стран-членов, исполнительный комитет из пятнадцати членов и директор, назначаемый ассамблеей. С учетом характера организации, предназначенной в основном для проведения восстановительных работ, два региональных отделения, одно в Европе, а другое на Дальнем Востоке, должны были отвечать за практические аспекты проводимых работ. Фонд аварийного восстановления должен был быть создан из взносов стран, которые могут их предоставить.

Среди замечаний о структуре новой организации, отметим предложение Зоммерфельта, который хотел видеть собрание не только правительственных делегатов, но и представителей ассоциаций учителей и родителей.

Конференция в Думбартон-Оксе в сентябре-октябре 1944 года прояснила позицию Большой четверки в этом вопросе и значительно изменила, в глазах американцев, ситуацию, которая продиктовала в апреле начало разработки проекта ОНЮРЕК. Теперь любая специализированное учреждение Организации Объединенных Наций должна была соответствовать планам, разработанным для этой организации.

Думбартон-Окс стал очень важным переломным моментом в дискуссиях Большой четверки. Обсуждения позволили четырем сторонам договориться по ряду вопросов и заложить основы Организации Объединенных Наций. Среди этих вопросов стало решение о создании Экономического и Социального Совета ООН. Это было победой американских взглядов, которые воспринимали новую организацию не только как гаранта мировой безопасности, но и как центр координации неполитической деятельности на международном уровне. Экономический и Социальный Совет должен был нести ответственность за эту роль. От него должны были зависеть все специализированные учреждения, создаваемые для конкретных областей деятельности.

Заместитель госсекретаря Эдвард Р. Стеттиниус-младший сообщил вскоре послу США в Лондоне, что Департамент начинает полный пересмотр этих проектов с учетом изменений в общей политической ситуации. Стеттиниус больше не ссылался на ОНЮРЕК, а просто на Организацию Объединенных Наций по вопросам образования и культуры с аббревиатурой ЮНЕКО на английском.

Проект ЮНЕСКО

Группа экспертов, состоящая из педагогов, юристов, специалистов по международным отношениям, собравшиеся в Госдепартаменте, проработали более трех месяцев. Новый проект перенял идеи, содержащиеся в предыдущих проектах, и замечания, сделанные КMАE (КСМО).

Среди основных функций новой организации было развитие свободного потока идей и информации между народами через школы, университеты, библиотеки, публикации, прессу, радио, кино, международные конференции, обмены студентами, преподавателями и всеми другими представителями образовательной и культурной жизни (Статья II, 2).

Как пишет Денис Милонас:

«Таким образом, проект придавал очень важную роль неправительственным отношениям и сделал Конституцию гарантом развития этих отношений». Он не хотел, чтобы новая Организация стала инструментом правительственной политики в международном плане, но стала бы местом встречи всех идейных течений, которые могут способствовать расцвету культуры, образования, науки » ([5], с. 288).

Этот проект предусматривал создание Национальных комиссий по образованию и интеллектуальному сотрудничеству, в которые должны были войти представители государственного сектора и ассоциаций.

КMАE с большим интересом ожидала итоги конференции в Сан-Франциско, но «термин образование мог бы не быть включен в Устав ООН без усилий, предпринятых в Сан-Франциско представителями неправительственных организаций, которые присутствовали на совещаниях в качестве советников американской делегации » ([5], с. 295).

Государственный департамент попросил 42 неправительственные организации направить своих представителей в Сан-Франциско, которые составили группу советников, официально прикомандированных к делегации Соединенных Штатов. Они собирались почти ежедневно для обсуждения вопросов, связанных с вопросами, выносимыми на повестку дня Конференции. Эта группа внесла значительный вклад в формирование некоторых положений Устава Организации Объединенных Наций.

В Сан-Франциско много говорилось об организационной форме международного сотрудничества в области образования и культуры. В какой-то момент было предложено поручить эту функцию комиссии Экономического и Социального Совета. Но это предложение вызвало недовольство как представителей МНПО, так и многих делегаций. «Действительно, такое решение привело бы к сокращению сотрудничества в области образования и культуры до обмена документами между правительствами, тогда как инициаторы идеи хотели реального сближения народов посредством сотрудничества между правительствами и ассоциациями» ([ 5], с. 301-302)

Чтобы ученые всего мира заинтересовались работой Организации, необходимо четко заявить, что она внимательно относится к их проблемам. Первый опубликованный документ, в котором ЮНЕСКО появилась под ее нынешним названием, был написан в конце апреля 1945 года доктором Джозефом Нидхэмом (Joseph Needham), главой Британской научной миссии в

Китае. Через лавину звонков и личных контактов он добился от чиновников, чтобы термин «Наука» был в названии создаваемой Организации.

Создание ЮНЕСКО

Конференция ООН по созданию ЮНЕСКО началась 1 ноября 1946 года в Лондоне с участием делегатов из 44 стран и наблюдателей 8 международных организаций, в том числе ИИКИ и БИЕ.

Эта подготовительная конференция разработала комплект из трех документов: Заключительный акт конференции, Устав ЮНЕСКО (Конвенция о создании Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) и Временное соглашение о создании Подготовительной комиссия по образованию, науке и культуре. В Заключительном акте подчеркивалось, что «Конференции был представлен проект устава, подготовленный Конференцией министров образования союзных стран, и он был принят в качестве основы для обсуждения».

Цели и функции ЮНЕСКО сформулированы в его Уставе следующим образом:

«Организация ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии».

В рамках общей дискуссии кубинский делегат Луис Марино Перес предложил интересный план структуры ЮНЕСКО. По его мнению она должна была состоять из: центральной межправительственной организации интеллектуального сотрудничества, совета министров образования, конференции представителей национальных обществ интеллектуального сотрудничества и собрания представителей научных и культурных обществ. Последние два органа, состоящие из представителей интеллектуальных, научных и культурных ассоциаций разных стран, были бы своего рода всемирным парламентом народов и отвечали бы за улучшение взаимопонимания между людьми, обмен идеями и знаниями. и прогресс в искусстве, науке и технике.

Денис Милонас подчеркивает в своей книге:

«То, что было необходимо, так это дух мира в качестве основы образования. Для этого ЮНЕСКО должна была бы преодолеть ограничения, налагаемые его функцией межправительственной организации и прикоснуться непосредственно к народам ... Это должен был быть голос истины без страха, морального авторитета, который бы давал уроки мира в реальной каждодневной жизни.» ([5], с. 383).

Интересно проанализировать позицию французского правительства. За работой КMАE (КСМО) следили во Франции с чрезвычайным вниманием. Во времена Лиги Наций Франция всегда была на переднем крае сторонников этой высокой формы международных отношений. Французское правительство не скрывало тот факт, что его задача состояла в том, чтобы обеспечить возобновление деятельности организаций, существовавших до войны, и, в частности, ИИКИ. Эта желание часто выражалась в КMАE.

Действительно, у Франции были особые чувства к ИИКИ, созданию которого она способствовала, и она хотела сделать все, чтобы помочь ему возрождиться после войны и продолжить свою работу, способствуя французскому культурному влиянию в мире. Французское правительство рассматривало в качестве приоритета наличие международной культурной организации в Париже.

На подготовительной конференции 1945 года Францию представляла делегация из 25 человек во главе со старым социалистическим лидером Леоном Блюмом, бывшим Президентом Совета, в которую входили, в частности, Анри Бонне, Фредерик Жолио-Кюри и Рене Кассен.

Леон Блюм в конце своего выступления попросил Конференцию обосновать штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже. Он объяснил, что Париж, благодаря своему вкладу в развитие искусства и науки, является городом, в котором Организация, естественно, найдет свое место. Блюм сказал: «Мы не намерены предлагать вам косвенно, независимо от его заслуг, сохранение Института интеллектуального сотрудничества. Этот институт с возможностями которыми он располагает и которыми, по нашему мнению, было бы неразумно пренебрегать, остается в вашем распоряжении, но вы используете его, как посчитаете нужным.» Было очевидно, что наиболее важным для французского правительства в то время было присутствие в Париже престижной международной организации, как бы она ни называлась.

Британская и американская делегации пришли на конференцию без четких идей по этому вопросу. Больше всего их интересовала нейтрализация французской тенденции поддерживать структуры интеллектуального сотрудничества Лиги Наций. Поэтому они согласились с предложением Франции.

Французская делегация предложила, чтобы Генеральная конференция состояла из:

- не более трех представителей правительства от каждого государства-

члена;

- не более пяти представителей от каждой Национальной комиссии, выбранной из числа лиц, ответственных за искусство, литературу, науку, технику, политические науки и средства массовой информации;

- представителя от каждой из признанных в мире интеллектуальных организаций или организаций, допущенных Организацией.

Это привело бы к тому, что представители мирового интеллектуального сообщества получили бы большинство в Генеральной конференции.

Французское предложение не было принято, но в качестве уступки было решено, что:

«Правительство каждого государства-члена назначает не более пяти представителей, выбранных после консультации с Национальным комитетом, если таковой имеется, или с образовательным, научным и культурным сообществом и учреждениями в этих областях».

С подписанием 16 ноября 1945 года Заключительного акта ЮНЕСКО была основана и после ратификации двадцатью странами подписанных в Лондоне соглашений она стала 4 ноября 1946 года реальностью. Рождение ЮНЕСКО знаменует собой конец эпохи, когда государства еще пренебрегали интеллектуальным сотрудничеством и оставляли инициативу МНПО.

Заключение

Современное международное право различает понятия «внешняя политика» и «международные дела». К внешней политике относятся вопросы, связанные с обеспечением безопасности государства и защиты его жизненных интересов: создание военных, политических и экономических союзов, участие в выработке международного законодательства. К международным делам относятся образовательные, научные и культурные связи, значительная часть экономических отношений и др.

Поэтому участниками международных дел являются наиболее активные ученые, творческие и деловые люди, авторы и участники международных проектов, а также города и регионы. В данной главе коротко описана роль наиболее активных участников международных дел и их ассоциаций в созданиии ЮНЕСКО и в формулировке его идеалов. Анализируя историю создания любой организации, можно лучше понять ее последующее развитие.

Литература

1. Merle М. Sociologie des Relations internationales. - Paris, Dalloz, 1982.

2. Lubelski-Bernard N. Vie et oeuvre de Henri La Fontaine // Transnational associations (TA), 4/1993, p. 186-188, 208.

3. Ghils P. Remarques sur la Belgique transnationale au tournant du siècle // TA, 4/1993, p. 189-192.

4. Hermon E. Regard sur les ONG dans le mouvement international de coopération intellectuelle et d'éducation pour la paix pendant l'entre-deux-guerres: le cas de l'UAI // TA, 1/1987, p. 4-15.

5. Mylonas D. La genèse de l'UNESCO: la Conférence des ministres alliés de l'éducation (1942-1945). - Bruxelles, Brylant, 1976.

GRIGORI TOMSKI

L'UNESCO et Les ONG

Politique officielle et expérience personnelle

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.