ства, регулируемой конечной целью — сформи-рованностью полипрофильно-коммуникативной компетентности.
Поставленные задачи полипрофильной подготовки менеджеров для МТФ могут быть решены на основе применения полипрофильно-коммуникативного подхода к построению образовательного процесса, заключающегося в анализировании производственных полипрофильных ситуаций, складывающихся в деятельности менеджера этой отрасли, рассмотрении теоретических основ и практических проявлений включенных в ситуацию профилей и раскрытии их интеграции. Полипрофильно-коммуникативный подход предполагает создание в образовательном процессе виртуальных (при изучении теории и др.) и материальных (при выполнении практических заданий и др.) коммуникативных условий, адекватно отражающих производственные ситуации и четкую организацию взаимодействий педагога и учащегося в
коммуникациях образовательной подготовки будущих менеджеров МТФ.
В системе подготовки менеджеров для МТФ должны сочетаться различные виды деятельности, отражающие полипрофильный характер будущей профессии. Тем не менее существует реальная возможность соединить эти виды, обращая внимание на некоторую имманентную составляющую, присущую всем видам деятельности. Одним из вариантов реализации такого подхода может выступать использование процесса изучения иностранного языка. Основанием в данном случае служит то, что доминирующую роль в деятельности менеджеров МТФ играет коммуникативный компонент, включающий не только совершенное владение родным языком, но и достаточно высокий уровень знания иностранного языка, что объясняется полиязычностью отношений, имеющих место в области торгового мореплавания.
список литературы
1. Макашина, И.И. Изучение иностранного языка как средство обучения профессиональной деятельности [Текст] / И.И. Макашина. — Новороссийск: Изд-во НГМА, 2004. - 160 с.
2. Она же. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для
морского торгового флота [Текст] / И.И. Макаши-на. — Новороссийск: Изд-во МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2011. — 228 с.
3. Поворенков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю.П. Поворенков. — М.: УРАО, 2002. — 160 с.
УДК 378.147:327
С.Н. Погодин
международные летние школы в вузе
как база практики студентов бакалавриата направления «зарубежное регионоведение»
Общие проблемы организации практики студентов-регионоведов
Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 032000 «Зарубежное регио-новедение», «раздел ООП бакалавриата „Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся» [1]. ФГОС ВПО предусматри-
вает проведение учебной и производственной практик общей трудоемкостью 20—30 зачетных единиц. Освоение данного раздела ФГОС способствует формированию ряда общекультурных компетенций выпускника, которые будут проанализированы ниже. Представляется важным предположить, что прохождение студентами практики, в особенности производственной, может и должно способствовать формированию некоторых профессиональных компетен-
ций. Это положение будет проиллюстрировано предлагаемыми ниже моделями проведения учебной и производственной практики студентов, реализуемыми на кафедре международных отношений Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Для того чтобы выявить наиболее общие для студентов-регионоведов базы практики, были проанализированы открытые информационные материалы более чем 40 вузов, ведущих подготовку по направлению 032000 «Зарубежное регионоведение». Среди них учебные заведения различных категорий и различных форм собственности: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (факультет иностранных языков и регионоведения), Московский государственный лингвистический университет (кафедра теории регионоведения), Санкт-Петербургский государственный университет (кафедра исторического регионоведе-ния), Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича (гуманитарный факультет), Невский институт языка и культуры, Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права, Поволжский институт им. П.А. Столыпина, Челябинский государственный университет, Томский политехнический университет (кафедра истории и регионо-ведения), Сибирский институт международных отношений и регионоведения, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и др.
Прежде чем перейти к анализу баз практики, можно высказать несколько положений общего характера.
Во-первых, в подавляющем большинстве вузов приняты формы проведения практики, определенные ФГОС: учебная и производственная. Тем не менее в ряде вузов, в соответствии с их спецификой и традициями образовательной деятельности, проводятся ознакомительная и профессиональная практики, языковая практика, археологическая, этнографическая и экскурсионная (музейная) практики и т. п.
Во-вторых, при углубленном знакомстве с базами практики довольно четко просматривается преимущественная направленность подготовки регионоведов на сферу их профессиональной деятельности, определяемую условиями ООП конкретного вуза: государственное
управление, международные связи, экономика, масс-медиа, культура и т. д.
В-третьих, среди доступных источников наиболее детально документированным и методически обеспеченным оказалось проведение практики во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса [2, 3]. Эти материалы, модифицированные в соответствии со статусом и целями университета, могут быть рекомендованы для использования в качестве образца другими вузами.
В-четвертых, в материалах многих вузов отдельно упоминается зарубежная практика, связанная с изучаемым регионом. По открытым материалам невозможно определить, является ли такой вид практики обязательным и доступным для каждого студента, неясны также источники финансирования зарубежной практики. В любом случае обычно зарубежная практика разделяется на групповую — ознакомительную и индивидуальную стажировки.
Базы практики студентов-регионоведов
Для упорядочения и классификации возможных баз практики студентов-регионоведов необходимо обратиться к видам профессиональной деятельности выпускников-бакалавров, определенным цитируемым выше ФГОС [1]. Каждому из этих видов деятельности будет поставлена в соответствие отрасль или область баз практики, предусмотренных в различных вузах, информационные материалы которых были нами проанализированы. Некоторые из баз практики конкретизированы до уровня организаций и даже их подразделений, рассматриваемых организаторами практики вузов как важные именно для студента-регионоведа.
1. Вид деятельности: организационно-коммуникационная деятельность по обеспечению дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами, а также контактов органов государственной власти, заинтересованных ведомств и организаций на территории Российской Федерации с представителями соответствующих стран и регионов мира.
Базы практики: государственные учреждения и ведомства (Правительство Российской Федерации, в том числе МИД, Федеральное собрание, органы регионального и местного управления, отделения УФМС, таможни); пред-
приятия и коммерческие и некоммерческие организации, в том числе вузы, финансово-кредитные учреждения, туристические фирмы (подразделения, осуществляющие основную и/ или международную и внешнеэкономическую деятельность).
2. Вид деятельности: информационно-аналитическая деятельность, связанная с исследованием тенденций развития политических систем и экономик зарубежных стран и регионов, их социально-политических, военных, торгово-экономических и культурных связей, международной деятельности отдельных зарубежных и региональных организаций.
Базы практики: государственные учреждения и ведомства; предприятия и коммерческие и некоммерческие организации, в том числе торгово-промышленные палаты, рекламные и PR-агентства (маркетинговые и инновационные подразделения, отделы рекламы и по связям с общественностью); дипломатические представительства; филиалы и представительства иностранных компаний, неправительственных иностранных и международных организаций в России.
3. Вид деятельности: редакционно-издательская деятельность, связанная с освещением проблематики зарубежных стран и регионов в средствах массовой информации, периодических изданиях, а также в общественно-политической, научно-популярной и художественной литературе.
Базы практики: издательства, редакции СМИ; компании, управляющие информационными сетями, порталами и сайтами; предприятия и коммерческие и некоммерческие организации, в том числе вузы (редакционно-издательские подразделения).
4. Вид деятельности: культурно-просветительская деятельность в области культурных обменов и гуманитарного взаимодействия, связанная с систематизацией библиотечных, архивных и музейных фондов, организацией выставок, презентаций, аукционов и иных мероприятий в сфере культуры.
Б а з ы п р а к т и к и: музеи, выставочные организации, библиотеки, архивы; некоммерческие и благотворительные организации.
5. Вид деятельности: научно-исследовательская и преподавательская деятельность в области изучения прикладных проблем
развития зарубежных стран и регионов, включая языки, историю, политику, экономику, демографию, религию, культуру населяющих их народов.
Базы практики: научно-образовательные учреждения, в том числе вузы, научные институты (подразделения, осуществляющие основную деятельность); музеи (научные подразделения).
Очевидно, что ввиду разнообразия баз практики даже при наличии детально разработанного задания на практику обучающему подразделению не удается полностью контролировать не только процесс, но и результат формирования компетенций студентов, прошедших практику. Единственной моделью реализации практики, подконтрольной обучающему подразделению, является ее проведение в том же вузе. В этом случае в наименьшей степени получают развитие социальные компетенции студента, зато можно добиться значительных результатов при формировании общекультурных и даже профессиональных компетенций выпускника.
Методические аспекты проведения практики студентов —
участников международных летних школ
Рассмотрим только один вариант проведения учебной и производственной практики в вузе — участие студента в работе международных летних школ, поскольку именно этот вариант в наибольшей степени способствует формированию и совершенствованию общекультурных и профессиональных компетенций выпускника-регионоведа.
Международные летние школы стали распространенной формой академической мобильности, признанной одним из приоритетов не только Болонского процесса, но и развития высшей школы России в целом. В СПбГПУ ежегодно проводится до 10 летних школ, охватывающих различные направления подготовки — от русского языка и других гуманитарных дисциплин до физики и информационных технологий. Обычно они организуются как совместные образовательные программы на базе партнерских отношений с зарубежными вузами и другими организациями сферы образования, что предполагает участие в их проведении как зарубежных студентов и преподавателей, так и преподавателей и студентов СПбГПУ. В по-
следние годы в работе летних школ участвуют студенты других вузов России [4, с. 30].
Международная летняя школа, по сути, представляет собой инновационный проект со всеми его признаками — уникальностью, ограниченностью по времени, наличием руководителя, заказчиков и т. п. Руководитель формирует команду проекта (управляющую команду), состоящую из 6—7 человек (в нее входят сотрудники международных служб, некоторые эксперты и/или преподаватели и российские студенты, исполняющие функции кураторов).
Роль студентов-регионоведов в качестве участников международного проекта двояка. Во-первых, собственно кураторство, т. е. помощь иностранным студентам в адаптации к иной культурной среде и иному менталитету окружения, иному укладу быта. Во-вторых, выполнение простейших менеджерских обязанностей при организации и реализации учебных визитов, культурных мероприятий в городе и за его пределами. Таким образом, студенты-регио-новеды, с одной стороны, являются полноправными участниками международной образовательной программы, а с другой — выступают в роли представителей управляющей команды принимающего вуза и, шире, носителей российской культуры.
Рассмотрим виды деятельности студентов-регионоведов, выполняемые ими при реализации международной летней школы, и свяжем их с формированием и совершенствованием общекультурных и профессиональных компетенций выпускников согласно ФГОС ВПО для направления подготовки бакалавров 032000 «Зарубежное регионоведение» [1].
1. Студенты слушают лекции на английском языке, посещают учебные визиты, участвуют в других учебных, официальных и культурных мероприятиях. При реализации этого вида деятельности формируются и совершенствуются общекультурные компетенции выпускника:
• уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным ценностям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
• владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2);
• свободно осуществлять устную и письменную коммуникацию на иностранном языке международного общения, отличном от языка региона специализации, на бытовом и деловом уровне (ОК-3).
2. Студенты организационно помогают преподавателям курсов на лекциях, в том числе осуществляя контроль за состоянием ТСО, являющихся обязательным элементом учебных занятий, поддерживающим современные педагогические технологии. При реализации этого вида деятельности формируются и совершенствуются общекультурные компетенции выпускника:
• ОК-2 (см. выше);
• уметь применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач (ОК-9);
• следовать учебной и трудовой дисциплине, нести персональную ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности (ОК-16).
3. Студенты совместно с преподавателями и членами управляющей команды программы участвуют в организации и организационном сопровождении учебных визитов — самостоятельно доставляют группу к месту проведения учебного визита, осуществляют деловое общение с представителями сторонних организаций — музеев, компаний и фирм, властных структур. При реализации этого вида деятельности формируются и совершенствуются общекультурные компетенции выпускника:
• ОК-3 (см. выше);
• творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководством (ОК-15);
• ОК-16 (см. выше);
• владеть основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-17).
4. Студенты являются своего рода референтами по проблемам, связанным с российскими аспектами читающихся курсов в основном для зарубежных лекторов. При реализации этого вида деятельности формируются и совершенствуются общекуль-
турные и профессиональные компетенции выпускника:
• ОК-1 (см. выше);
• ОК-2 (см. выше);
• учитывать характер исторически сложившихся социально-экономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов региона специализации (ПК-5).
5. Студенты-регионоведы осуществляют руководство группами иностранных студентов при реализации культурной программы и мероприятий по их жизнеобеспечению. На российских студентов ложится определенная мера ответственности за безопасность иностранцев, например при нахождении на людных улицах мегаполиса, в транспорте, ночном клубе и т. д.
При реализации этого вида деятельности формируются и совершенствуются общекультурные компетенции выпускника:
• ОК-1 (см. выше);
• ОК-3 (см. выше);
• ОК-15 (см. выше);
• ОК-16 (см. выше);
• ОК-17 (см. выше).
6. Студенты-регионоведы участвуют в научной работе кафедры, по заданию преподавателей в ходе летних школ изучают характеристики менталитета и поведения иностранных студентов. Лучшие исследования, согласованные с преподавателем и обсужденные на секционных заседаниях студенческих конференций и семинаров кафедры, представляются к публикации в сборниках «Неделя науки СПбГПУ» и «Россия в глобальном мире». При реализации
этого вида деятельности формируются профессиональные компетенции выпускника: владеть основами социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение), быть готовым принять участие в планировании и проведении полевого исследования в стране/регионе специализации (ПК-18).
Более того, поскольку летняя школа является международным инновационным проектом, у студентов формируются начала проектной компетенции, которая пока не отнесена к числу профессиональных компетенций выпускника-регионоведа, но высоко оценивается работодателями.
Выводы:
1. Проблемы организации и методического обеспечении практики студента-реги-оноведа довольно сложны ввиду различных подходов к трактовке профессиональной деятельности выпускника, осуществляемой различными вузами.
2. Существует возможность определенной унификации баз практики студентов-регионо-ведов на основании выполнения требований ФГОС ВПО для направления подготовки бакалавров 032000 «Зарубежное регионоведение».
3. Одной из перспективных баз как учебной, так и производственной практики являются международные летние школы, организованные в российских вузах. Показано, что возможно формирование не только общекультурных, но и некоторых профессиональных компетенций студентов-регионоведов, участвующих в проведении летних школ в качестве членов управляющей команды.
список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032000 «Зарубежное регионоведение», квалификация (степень) бакалавр [Текст]: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 794.
2. Федорова, Е.В. Регионоведение. Программа ознакомительной практики [Электронный ресурс] / Е.В. Федорова; Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса. — Владивосток, 2009. — Режим доступа: http://abc.wsu.ru/books/pp_regionoved_oznak_prakt/.
3. Каращук, Л.К. Регионоведение. Программа производственной практики [Электронный ресурс] / Л.К. Каращук; Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса. — Владивосток, 2009. — Режим доступа: http://abc.wsu.ru/books/pp_regionovedenie_ proizvod_prakt/.
4. Алексанков, А.М. Международные летние школы как инновационная форма учебного процесса [Текст] / А.М. Алексанков, В.В. Краснощеков // Высокие интеллект. технологии и инновации в образовании и науке. Т. 1. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010.