Научная статья на тему 'Международные краткосрочные образовательные программы как инструмент интернационализации вуза'

Международные краткосрочные образовательные программы как инструмент интернационализации вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAMS / ВЕДУЩИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / LEADING UNIVERSITIES / СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / STUDENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсеньев Дмитрий Германович, Краснощеков Виктор Владимирович, Коваленко Татьяна Игоревна

Рассматриваются конкурентные преимущества вузов, которые они получают от внедрения международных краткосрочных образовательных программ. Особое внимание уделяется всесторонней и внутренней интернационализации университета, а также способам привлечения в Россию студентов ведущих мировых университетов.The competitive advantages received by universities from the implementation of international short-term educational programs are considered in the article. We pay the particular attention to the comprehensive and internal internationalization of the university, as well as ways to attract students of the world’s leading universities to Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арсеньев Дмитрий Германович, Краснощеков Виктор Владимирович, Коваленко Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные краткосрочные образовательные программы как инструмент интернационализации вуза»

DOI: 10.25586/RNU.HET.17.10.P.42 УДК 378.11

Д. Г. Арсеньев, Т. И. Коваленко, В. В. Краснощекое,

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Международные краткосрочные

образовательные программы

как инструмент интернационализации вуза

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого -

Интернационализация на фоне усиления глобализации и динамично эволюционирующих политических, экономических, социокультурных и академических факторов является одним из основных трендов развития высшего образования [1]. Актуальные подходы к качеству высшего образования существенно завязаны на показателях интернационализации вуза. Совокупность этих факторов принимает различные формы в зависимости от региона, страны, вуза или даже образовательной программы, поэтому универсальной модели интернационализации не существует [3].

Понятие интернационализации университетов, введенное в научный оборот Джейн Найт в 1994 году, регулярно пересматривается и трансформируется исследователями высшего образования, в числе которых Минна Сёдерквист, Эл-спет Джонс, Ханс де Вит и другие.

В исследовании Х. де Вита и Ф. Хантер, выполненном в партнерстве с Международной ассоциацией университетов и Европейской ассоциацией международного образования, представлены следующие основные стратегии и тенденции в сфере интернационализации [3]:

повышение значимости интернационализации на всех уровнях;

появление новых стратегий и форматов интернационализации (интернационализация учебных планов и программ, создание транснациональных университетов, внедрение массовых открытых онлайн-курсов); рост числа интернационализированных университетов; конвергенция усилий разных стран и вузов в сфере интернационализации;

возрастание роли Европы как эталона интернационализации; сокращение финансирования высшего образования, в том числе средств на интернационали-зационные инициативы; развитие коммерциализации высшей школы и ее интернаци-онализационных составляющих;

- обострение конкуренции в мировом образовательном пространстве;

- размывание стандартов качества образования за счет увеличения числа сторон, заинтересованных в интернационализации;

- недостаток объективных данных по интернационализации вследствие обострения конкуренции. В последние годы наблюдается развитие идей внутренней интернационализации: смещение акцента с развития академической мобильности на введение международного измерения образовательных программ в усло-

© Арсеньев Д. Г., Коваленко Т. И., Краснощеков В. В., 2017

\ M àil

ДМИТРИИ

ГЕРМАНОВИЧ

АРСЕНЬЕВ

доктор технических наук, профессор, проректор по международной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Сфера научных интересов: математическое моделирование, адаптивные методы, международное образование. Автор около 300 публикаций

ВИКТОР

ВЛАДИМИРОВИЧ

КРАСНОЩЕКОВ

кандидат технических наук, доцент, директор Высшей школы международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Сфера научных интересов: международное образование, теория профессионального образования, качество высшего образования. Автор более 470 публикаций

ТАТЬЯНА ИГОРЕВНА КОВАЛЕНКО

руководитель сектора Высшей школы международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Сфера научных интересов: международное образование, маркетинг образовательных программ. Автор 14 публикаций

Рассматриваются конкурентные преимущества вузов, которые они получают от внедрения международных краткосрочных образовательных программ. Особое внимание уделяется всесторонней и внутренней интернационализации университета, а также способам привлечения в Россию студентов ведущих мировых университетов.

Ключевые слова: интернационализация, образовательные программы, ведущие университеты, студенческие проекты.

The competitive advantages received by universities from the implementation of international short-term educational programs are considered in the article. We pay the particular attention to the comprehensive and internal internationalization of the university, as well as ways to attract students of the world's leading universities to Russia.

Keywords: internationalization, educational programs, leading universities, student projects.

виях местной образовательной среды [2]. По мнению Й. Белена и Э. Джонс, главной проблемой является создание условий для интернационализации всех студентов, а не только участников программ мобильности. Под местной образовательной средой подразумевается как университет, так и международный и межкультурный контекст, обеспечиваемый местным обществом [2].

В исследованиях по интернационализации не уделено должного внимания такому эффективному ее инструменту, как международные краткосрочные образовательные программы. Международной краткосрочной образовательной программой называется совокупность организационно-методических мероприятий, ограниченных временными рамками от одной недели до одного семестра, направленных на достижение поставленных целей (развитие ценностных ориентаций

студентов и совершенствование их общекультурных и профессиональных компетенций) посредством решения ряда задач с привлечением отечественных и зарубежных преподавателей, а также отечественных и иностранных студентов (учащихся), являющихся субъектами специально проектируемых, реализуемых и корректируемых педагогических технологий, которые завершаются, как правило, выдачей свидетельств установленной вузом формы о получении дополнительного образования [7].

Потенциальный эффект от развития международной краткосрочной образовательной программы может выражаться прежде всего в увеличении количественных и качественных показателей академической мобильности. За увеличение числа иностранных студентов вузы борются уже давно, но запуск программы повышения конкурентоспособности российских высших

учебных заведений, участникам которой предоставляется существенная государственная поддержка, породил еще и проблему привлечения студентов из ведущих мировых университетов [5]. В России достичь требуемых показателей исключительно за счет набора на основные профессиональные образовательные программы не представляется возможным, тем более в сжатые сроки.

Решение этой задачи можно ускорить с помощью международной краткосрочной образовательной программы, принимая во внимание характеристики нынешнего студенчества. Сегмент молодых людей на стыке поколений Y и Z, на которых ориентированы нынешние высшие учебные заведения, обладает следующими характеристиками: открытость к экспериментам, независимость и самостоятельность в передвижениях по миру, высокая коммуникационная активность, в том числе межкультурная, нацеленность на быстрое достижение результатов, многозадачное использование виртуальной среды и информационных технологий, постоянная потребность в самовыражении, одобрении и конкуренции в рамках своего круга общения.

Международная краткосрочная образовательная программа во многом отвечает потребностям нашего поколения, поэтому является привлекательной для него. Причины этого, во-первых, гибкость международной краткосрочной образовательной программы, достигаемая за счет многообразия, адаптивности и временной «компактности», во-вторых, возможность «заработать» и подтвердить в домашнем вузе зачетные единицы трудоемкости (кредиты) [7]. Характеристики поколения У^ в силу наличия ресурсов особенно четко проявляются у представителей развитых стран, где сконцентрировано большинство ведущих мировых вузов. Следовательно, развитие международной краткосроч-

ной образовательной программы может способствовать росту числа студентов из высокорейтинговых университетов.

Это подтверждает и статистика набора иностранных студентов в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого за последние 4 года. С начала участия университета в программе повышения конкурентоспособности российских вузов показатели числа студентов из ведущих мировых вузов выросли более чем в 4 раза, и университет на 89 % обеспечен студентами международной краткосрочной образовательной программы.

Наблюдется и отложенный эффект от удовлетворенности студентов обучением в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, который выражается в следующем:

- ряд студентов ведущих вузов приняли участие в аналогичных программах нашего университета, приехав с друзьями или со студентами из своей группы;

- некоторые студенты решились приехать в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого на более длительную программу;

- освоение международной краткосрочной образовательной программы студентами ряда ведущих вузов способствовало установлению более тесных связей нашего университета с этими высшими учебными заведениями. Нельзя недооценивать влияние

этой категории студентов и на интернационализацию всех участников международной краткосрочной образовательной программы и качество подготовки в вузе (см. рис.).

Рассмотрим аспекты влияния участия в международной краткосрочной образовательной программе студентов ведущих вузов на интернационализацию университета более подробно.

Влияние на студентов. В многонациональной группе студен-

ты из ведущих вузов обычно задают более высокий темп прохождения материала, используют разнообразные подходы для решения проблем и творческие способы представления своих идей, что ведет к усилению конкуренции внутри группы и повышению образовательных результатов. Студенты ведущих вузов из неанглоговорящих стран лучше владеют английским языком, что способствует развитию языковых компетенций у других участников группы, в том числе у российских студентов, оказывая влияние на формирование языковой среды вуза. Это, в свою очередь, повышает степень интернационализации студентов, формирует глубокое понимание и принятие других культур. Таким образом, повышается качество выпускников международной краткосрочной образовательной программы.

Влияние на преподавателей. Отзывы о дисциплине, оставленные студентами из ведущих вузов, рассматриваются и анализируются в приоритетном порядке, поэтому наличие таких студентов в группе

является дополнительным мотива-ционным фактором для повышения качества подаваемого материала, оптимизации методов преподавания и актуализации содержания дисциплины. Ведь каждая международная краткосрочная образовательная программа как инновационный проект предполагает разный состав преподавателей [7]. Это явление распространено достаточно массово.

Влияние на координаторов и менеджеров программ. Студенты из ведущих вузов предъявляют повышенные требования к организации учебного и внеучебного блоков международной краткосрочной образовательной программы. Это подкрепляется взаимодействием с международными офисами ведущих вузов, работающих в условиях раннего планирования, жестко регламентированного документооборота и глубокой индивидуализации образовательных программ. Значит, требуются и огромные трудозатраты российских менеджеров, которые постепенно приводят к оптимизации процессов управления международными краткосрочны-

/ 4 V

Рис. Эффект от участия в международной краткосрочной образовательной программе студентов из ведущих вузов мира

Примечание. МКОП - международная краткосрочная образовательная программа.

ми образовательными программами, усилению международной компоненты программ и повышению их качества.

Очевидно, что углубление интернационализации всех участников международной краткосрочной образовательной программы приводит к повышению качества основных и вспомогательных процессов этих программ, а также к повышению качества подготовки в вузе в целом.

Одно из несомненных преимуществ международной краткосрочной образовательной программы - это возможность диверсифицировать состав студентов. Самая очевидная и многочисленная аудитория этой программы -это студенты вузов, организаций формального образования. Но программы могут быть ориентированы и на участников разных возрастных категорий (от школьников до людей пенсионного возраста) и на достижение различных целей. По уровню применения результатов обучения международной краткосрочной образовательной программе ее можно разделить на следующие виды: для академических (научно-образовательных), профессиональных целей и для саморазвития и других личных целей.

Таким образом, к участию в международной краткосрочной образовательной программе могут привлекаться представители как формального, так и неформального образования.

Примером программы, ориентированной на достижение профессиональных целей, является международная краткосрочная образовательная программа, разработанная в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого для администрации г. Коувола (Финляндия). Ежегодно с 2012 года участниками интенсивной очной недельной программы являются сотрудники администрации, цель которых - развитие языковых компетенций и изучение системы об-

разования России. В программе также принимают участие педагоги и обучающиеся Народного училища Коуволы.

Существенна и адаптационно-ознакомительная функция международной краткосрочной образовательной программы для различных групп иностранцев, не готовых сразу приехать в российский вуз на длительный срок. Среди факторов, вызывающих беспокойство у потенциальных иностранных студентов, выделяют: недоверие к качеству российского образования, отсутствие достоверной информации о вузе, об условиях обучения и проживания, страх перед нормативно-правовыми и коммуникационными барьерами, искаженная информация о России в зарубежных средствах массовой информации, порождающая опасения по поводу личной безопасности, о политических, экономических, климатических и социально-культурных особенностях страны, города.

Примером адаптационных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого является международная краткосрочная образовательная программа для школьников лучших школ Пекина и Харбина (Китайская Народная Республика). Программа позволяет ознакомить китайских школьников с культурой и образованием России, а также привлечь к участию российских школьников, у которых, благодаря тесному неформальному взаимодействию с иностранными учащимися, развиваются ценности мультикуль-турализма и патриотизма. Другим примером ознакомительной международной краткосрочной образовательной программы является программа для магистрантов и аспирантов Чжэцзянского университета (Китайская Народная Республика). Помимо занятий программа предполагает знакомство с университетом, коммуникацию со студентами Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, что вместе с языковой

практикой укрепляет и международную компоненту образовательного процесса.

Ежегодно ряд иностранных студентов перед поступлением на программы бакалавриата, магистратуры и даже довузовской подготовки участвуют в одном или нескольких модулях Международной политехнической летней школы с целью более комфортного погружения в языковую среду, изучения истории и культуры Санкт-Петербурга. Адаптационную составляющую усиливает привлечение к программам российских студентов-тьюторов, оказывающих коммуникационную, консультационную и психологическую помощь иностранным студентам. Таким образом, благодаря международной краткосрочной образовательной программе происходит сокращение сегмента «сомневающихся» и повышение их лояльности к обучению в вузе, к городу и стране в целом.

Международные краткосрочные образовательные программы являются программами дополнительного образования и не ограничены рамками федеральных государственных образовательных стандартов. Они обладают значительной гибкостью, что позволяет им быть площадкой для экспериментов с форматами, со сроками, с тематикой программ, наполнением их учебных и внеучебных блоков, методиками и подходами к организации обучения студентов. Большим преимуществом является длительность международных краткосрочных образовательных программ, позволяющих оценить результаты внедрения новшеств в сжатые сроки и оперативно реагировать на меняющиеся потребности международной образовательной среды.

Примером экспериментальной международной краткосрочной образовательной программы является очно-дистанционная программа, разработанная в рамках стратегического партнерства Санкт-Петербургского политехнического

университета Петра Великого с Ганноверским университетом им. Г. В. Лейбница (Германия). Немецкие студенты изучают русский язык как иностранный под руководством преподавателей Ганноверского университета им. Г. В. Лейбница при методическом содействии нашего университета. Одновременно происходит дистанционное общение с российскими студентами, изучающими немецкий язык по принципу тандема. В интенсивной фазе, длящейся 5 недель, преподаватель Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого проводит занятия в Ганновере (3 недели), затем в Санкт-Петербурге (1 неделя), где участники тандема общаются очно. Далее очное общение продолжается в Ганновере в течение одной недели. Основным средством дистанционного общения и обучения является виде-облог «Россия сегодня / Германия сегодня» [6]. Развитие проекта привело к его слиянию с другим совместным студенческим проектом «Наши университеты» [4]. К реализации обоих проектов были привлечены студенты и аспиранты, которые хотя и не изучают языки, но заинтересованы в общении и развитии видеоблога. Таким образом, проекты стали элементом сопряжения формального и неформального образования, что привело к появлению новых механизмов обеспечения качества образовательных программ [6].

С точки зрения интернационализации крайне важна роль международной краткосрочной образовательной программы как платформы для формирования и развития партнерских связей с другими вузами. Проблема большого числа договоров, не несущих реального сотрудничества, настолько актуальна, что ведущие вузы Европы и США практикуют политику отказа от заключения партнерских соглашений университетского уровня до появления стабильных показателей успешной совместной работы. Наблюдается тенденция

сокращения числа неэффективных договоров, а некоторые эксперты, например Ф. Хантер, рекомендуют рассматривать заключение договора с новым вузом как «брак», «создание семьи», что предполагает обязательное прохождение нескольких предварительных этапов развития межвузовских отношений [3].

Таким образом, международная краткосрочная образовательная программа может активно использоваться в качестве стартовой точки сотрудничества и служить своеобразным индикатором для выявления областей взаимного интереса и определения форм взаимодействия. В случае снижения активности сотрудничества именно международная краткосрочная образовательная программа может дать поддерживающий эффект и стимулировать новые совместные проекты. В качестве примера можно привести программы, реализованные в нашем университете в партнерстве с Университетом Штутгарта и Техническим университетом Мюнхена.

Каждая программа включала трехнедельную дистанционную часть (студенты немецкого вуза изучали подготовленные преподавателями Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого курсы по истории и культуре России) и очную недельную часть в Санкт-Петербурге. Студенты из Германии прослушали лекции, участвовали в совместных выступлениях с творческими коллективами Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого как в университете, так и в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. Культурные мероприятия привлекли внимание широкой аудитории: от руководителей вузов до представителей средств массовой информации. Результатом этих программ стало выведение партнерских связей на новый качественный уровень, формирование более тесных дружеских отношений между представителями университетов и появление допол-

нительных стимулов для развития сотрудничества.

В условиях борьбы вузов за привлечение студентов и позиции в мировых рейтингах огромные средства выделяются на маркетинг и рекламу. Часто эффект от таких мероприятий, как, например, некоторых региональных выставок, незначителен. В этой связи представляется перспективным рассматривать международную краткосрочную образовательную программу как альтернативный самостоятельный инструмент продвижения вуза на международном рынке образовательных услуг. Тогда студенты международной краткосрочной образовательной программы будут являться и участниками всесторонней презентации вуза «на месте» длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев, а также в режиме реального времени ознакомятся с образовательными возможностями вуза и его инфраструктурой. Существует ряд предпосылок, подтверждающих состоятельность этой идеи:

- краткосрочный характер программ, дающий большую сменяемость контингента студентов по сравнению с основными профессиональными образовательными программами;

- широкий доступ студентов к гад-жетам с высоким качеством изображений и видеозаписей, гарантирующим визуализацию отзывов;

- активное использование социальных сетей, позволяющих удаленно делиться информацией, повышая узнаваемость бренда вуза в мире.

При этом затраты на такой вид продвижения минимальны, так как многие международные краткосрочные образовательные программы, наоборот, имеют коммерческую составляющую.

Очень важен экономический эффект от развития международной краткосрочной образовательной программы: за счет гибкости про-

грамм и удовлетворения потребностей широкого спектра заказчиков появляются возможности для привлечения дополнительных средств в университет. Низкий курс рубля создает определенные «бонусы» участникам программ: студенты получают больше услуг без повышения цены на международную краткосрочную образовательную программу в валютном эквиваленте, а также возможность качественно питаться и участвовать в культурно-развлекательных мероприятиях.

Таким образом, эффект от развития международной краткосрочной образовательной программы в вузе нельзя недооценивать. Однако для того, чтобы она действительно работала как инструмент интернационализации, необходимо соблюдать следующие условия:

- наличие в вузе стратегии и политики интернационализации;

- реализация комплексного подхода к планированию программ, встраивание международной краткосрочной образователь-

ной программы в стратегию вуза, обязательный предварительный анализ внешней и внутренней среды университета; следование принципам всесторонней интернационализации; сохранение гибкости и модульности международной краткосрочной образовательной программы, устранение бюрократических барьеров, препятствующих их развитию; создание эффективной языковой среды, подразумевающее комплексную работу по двум направлениям. Во-первых, обязательное владение английским языком на уровне не ниже upper-intermediate для всех участников международной краткосрочной образовательной программы, вовлеченных в деятельность по ее подготовке, продвижению и реализации. Во-вторых, контроль языковых компетенций студентов «на входе», сокращение числа учащихся, не владеющих английским языком на уровне, достаточном для понимания учебно-

го материала и самостоятельного жизнеобеспечения в вузе и городе;

- примат внутренней интернационализации вуза, отказ от подходов «интернационализация = академическая мобильность» и «международная программа = программа, переведенная на английский язык»;

- применение современных технологий на этапах разработки, продвижения и реализации международной краткосрочной образовательной программы;

- управление международной краткосрочной образовательной программой на основе проектного и процессного подходов: сбалансированное применение индивидуализации и автоматизации, подбор команды проекта и запуск «на поток» однотипных стандартных процессов. Выполнение этих условий, несомненно, будет способствовать развитию международного высшего образования и повышению его качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсеньев Д. Г. Интернационализация как фактор повышения международной конкурентоспособности СПбПУ // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4 (254).

2. Бенен И., Джонс Э. Европа зовет: новый взгляд на внутреннюю интернационализацию // Международное высшее образование. 2016. № 3.

3. Де Вит Х., Хантер Ф. Будущее процесса интернационализации высшего образования в Европе // Международное высшее образование. 2016. № 3.

4. Захарова И.Б., Краснощекое В.В. Развитие международных механизмов повышения качества высшего образования на примере студенческого проекта «Наши университеты» // Человек и образование. 2015. № 3 (44).

5. Краснощекое В. В. Привлечение студентов лучших университетов мира как фактор интернационализации вуза // Науковедение: интернет-журн. 2014. № 5 (24).

6. Краснощекое В.В., Трапицын С. Ю. Международные студенческие проекты как механизм управления качеством образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3.

7. Краснощекое В.В. Основы проектирования и реализации международных краткосрочных образовательных программ. СПб., 2015.

LITERATURA

1. Arsen'evD.G. InternacionaLizacija kak faktor povyshenija mezhdunarodnoj konkurentosposobnosti SpbPU // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obshhestvennye nauki. 2016. № 4 (254).

2. Benen I., Dzhons Ye. Evropa zovet: novyj vzgLjad na vnutrennyuyu internacionaLizaciyu // Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. 2016. № 3.

3. De Vit H., Hanter F. Budushhee processa internacionaLizacii vysshego obrazovanija v Evrope // Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. 2016. № 3.

4. Zaharova I.B, Krasnoshhekov V. V. Razvitie mezhdunarodnyh mehanizmov povyshenija kachestva vysshego obrazovanija na primere studencheskogo proekta «Nashi universitety» // CheLovek i obrazovanie. 2015. № 3 (44).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Krasnoshhekov V. V. PrivLechenie studentov Luchshih universitetov mira kak factor internacionaLizacii vuza // Naukovedenie: internet-zhurn. 2014. № 5 (24). № 5 (24).

6. Krasnoshhekov V. V., Trapicyn S. Yu. Mezhdunarodnye studencheskie proekty kak mehanizm upravLenija kachestvom obrazovateL'nyh programm // Sovremennye probLemy nauki i obrazovanija. 2015. № 3.

7. Krasnoshhekov V. V. Osnovy proektirovanija i reaLizacii mezhdunarodnyh kratkosrochnyh obrazovateL'nyh programm. SPb., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.