экономические Гриванов Роман Игоревич, Ван Лу
науки МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ...
УДК 339.94; 332.14
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
© 2018
Гриванов Роман Игоревич, кандидат политических наук, доцент кафедры экономики Ван Лу, магистрант кафедры экономики Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, е-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена анализу потенциала социально-экономического развития Приморского края благодаря обретению Владивостоком статуса свободного порта. Актуальность данной темы объясняется не только существенным влиянием реализации программы развития свободного порта на социально-экономическое развитие Приморского края и страны в целом, но и влиянием на развитие внешнеэкономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также привлечением иностранных инвестиций, что является приоритетной задачей на сегодня. Целью проведенной работы является анализ возможностей развития региональной экономики через реализацию международных инвестиционных проектов, а также основных факторов способствующих или препятствующих данному процессу. Результаты: было оценено значение отрасли для развития региональной экономики и социальной сферы. Научная новизна: в статье собрана актуальная информация об инвестиционном климате на территории Приморского края, инфраструктурных проблемах и перспективах развития некоторых отраслей. Практическая значимость: на основе анализа развития территории и планов администрации возможно получить данные для оптимизации инвестиционного климата в регионе, возможном векторе развития в той или иной сфере и общем развитии региональной экономики с перспективой углубления интеграции в экономическую систему стран АТР.
Ключевые слова: Дальний Восток России, свободный порт Владивосток, Приморский край, региональная экономика, социально-экономическое развитие, международные инвестиции, занятость и доходы населения, промышленность, энергетика, инфраструктурные проблемы.
INTERNATIONAL INVESTMENT PROJECTS OF THE FREE PORT VLADIVOSTOK AS A FACTOR OF OF THE REGIONAL ECONOMY DEVELOPMENT
© 2018
Grivanov Roman Igorevich, candidate of political sciences, associate professor of economy department Wang Lu, master student of economy department Vladivostok State University of Economy and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the analysis of the potential of social and economic development of the Primorsky administrative division due to Vladivostok's acquisition of the status of a free port. The relevance of this topic is explained not only by the significant impact of the free port development program on the social and economic development of Primorye and the country as a whole, but also by the influence on the development of Russia's foreign economic relations with the countries of the Asia-Pacific region, and by attracting foreign investment, which is a priority for today. The goal of the work is to analyze the opportunities for developing the regional economy through the implementation of international investment projects, as well as the main factors that contribute or impede this process. Results: The importance of the industry for the development of the regional economy and social sphere was assessed. Scientific novelty: the article contains relevant information on the investment climate in the Primorsky Territory, infrastructure problems and the prospects for the development of some industries. Practical significance: based on the analysis of the territory development and the plans of the administration, it is possible to obtain data for optimizing the investment climate in the region, the possible vector of development in one or another sphere and the overall development of the regional economy, with the prospect of deepening integration into the economic system of the APR countries.
Keywords: Russian Far East, free port Vladivostok, Primorsky administrative devision, regional economy, social and economic development, international investments, employment and incomes of the population, industry, energy, infrastructure problems.
Одной из стратегических задач, стоящих перед Российской Федерацией на сегодня является форсированное развитие дальневосточного региона. Данный вопрос поднимался в последние годы регулярно на самым высоко уровне и один из инструментов способных интенсифицировать процесс - федеральный закон «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 года [1]. Успешность реализации принятых мер возможно отследить благодаря динамике статистических показателей. Для этого предлагается проанализировать некоторые социально-экономические проблемы Приморья и рассмотреть влияние на них статуса свободного порта для Владивостока.
Одним из ключевых показателей для анализа социально-экономической ситуации является демографическая ситуация [2]. Рассмотрим динамику численности населения Приморского края за период с 2007 по 2016 год, представлено на рисунке 1. Так в 2007 году численность населения составляла 2005917 человек, а в 2016 году 1929008 человек [3]. Таким образом, можно выделить одну из наиболее важных социальных проблем Приморского края - снижение численности населения.
Она обусловлена постоянным оттоком населения с территории края.
Рисунок 1 - Динамика численности населения в Приморском крае с 2007 года по 2016 год
Кроме численности населения представляется необ-
Grivanov Roman Igorevich, Wang Lu INTERNATIONAL INVESTMENT .
economic sceinces
ходимым рассмотреть его экономическую активность, процент занятости и уровень безработицы. Динамику данных показателей мы можем увидеть в таблице 1 [4].
Таблица 1 - Экономически активное население в Приморском крае в возрасте 15-72 лет с 2011 по 2016 год
Год Экономически активное насе- В том числе Уровень эко- активного населения, ® Уровень занятости, % Уровень С С1ИЦЫ
Занятые вг6°т- %
2011 1062,3 977,3 85 67,8 62,4 в
2012 1060,9 9SS 72,9 68,3 63,6 6fi
2013 1068,8 993 75,8 68,8 63,9 71
2014 1059.6 9S6.7 72,9 69 64.2 6.9
2015 1056,6 983,2 73,4 69,7 64,9 69
2016 10493 986,5 62,8 65,9 65,9 6
Из вышеприведенной таблицы явно прослеживается тенденция к сокращению доли экономически активного населения.
О социально-экономическом развитии региона многое говорит и среднедушевой доход, данные о котором представлены в таблице 2 [5].
Таблица 2 - Среднедушевые денежные доходы населения в Приморском крае с 2011 по 2016 год
Год Значение, руб. В % к предыдущему году
2011 19159,7
2012 21679 113,14
2013 24343 112,29
2014 28339,6 116,42
2015 33530 118,31
2016 32506 96,95
Среднедушевые денежные доходы с 2011 по 2015 год имели положительную динамику. В 2016 году показатель среднедушевых денежных доходов населения снизился до 32506 рублей, в процентах к предыдущему году показатель составил 96,95.
В таблице 3 приведены данные об инвестициях в основной капитал в Приморском крае с 2011 по 2016 год [6].
Таблица 3 - Инвестиции в основной капитал в Приморском крае с 2011 по 2016 год
Год Значение, млн. руб. В % к предыдущему году
2011 307618
2012 203189 66,05
2013 123061 60,56
2014 134301 109,13
2015 139208 103,65
2016 123500 88,72
В настоящий момент динамика инвестиций как в Приморский край, так и во Владивостокский городской округ имеет довольно нестабильна.
Также следует выделить проблему предпринимательской активности во Владивостоке. В условиях нарастающего экономического кризиса и дефицита рабочих мест население сталкивается с проблемой безработицы. Одним из способов решения данной проблемы является открытие собственного бизнеса. Однако активность в открытии своего дела существенно сдерживают трудности, с которыми предпринимателям приходится столкнуться на начальных этапах [7].
Успешная реализация проектов по созданию территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток подразумевает развитие инфраструктуры Приморского края [8]. Для достижения данной цели необходимо выделить и проанализировать основные инфраструктурные проблемы Приморского края.
Энергетика является одной из самых проблемных областей. Степень износа основных фондов в данной
области достигает 67 % [9]. Данная ситуация создает высокую аварийность и препятствует созданию новых производств, для которых физически отсутствуют необходимые энергетические мощности.
Важной инфраструктурной проблемой Приморского края является низкое развитие морского комплекса, включающего порты и транспортно-логистические операции. Так главной проблемой местных портов остается низкая логистическая эффективность, связанная с чрезмерно долгим таможенным оформлением товаров, ввозимых из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В некоторых случаях простои составляют до 14 дней что ведет к крайне неэффективному использованию мощностей порта [10].
При обсуждении законопроекта многие эксперты утверждали, что Владивосток не готов приобрести статус свободного порта из-за низкого развития морского комплекса, логических операций. Были предположения, что Владивосток не сможет справиться с увеличенным грузооборотом [11].
На настоящий момент данная проблема является не только экономической проблемой города Владивостока, но и препятствием для успешной реализации закона «О свободном порте Владивосток», так как развитие морского комплекса сможет привлечь еще больше зарубежных компаний, заинтересованных в осуществлении предпринимательской деятельности на территории свободного порта, что обусловит большой приток иностранных инвестиций.
Также следует отметить, что в крае недостаточно железнодорожных путей (крайне низка и их пропускная способность), а существующая инфраструктура перевозок автомобильным транспортом так же не развита в необходимой степени [12]. Кроме этого нарекания вызывает и оперативность таможенного оформления, хотя в данной области наблюдаются значительные позитивные сдвиги.
Таким образом, были выделены следующие инфраструктурные отрасли, требующие внимания к решению имеющихся проблем: энергетическая отрасль и транс-портно-логистический комплекс. Основные проблемы энергетики Приморского края:
- недостаточность генерирующего комплекса. Отсутствие конкуренции среди источников генерации;
- неразвитость сетевой инфраструктуры. Низкая пропускная способность действующих линий;
- изношенность подавляющей доли существующего электросетевого хозяйства;
- высокие тарифы на электроэнергию;
- отсутствие планомерного подхода к подаче заявок на техприсоединение.
Как часть комплексной проблемы энергетики следует отметить её неэкологичность ввиду использования устаревших технологий. Предприятия энергетики являются самыми мощными загрязнителями атмосферы в Приморском крае (более 60 % выбросов) [13].
Также необходимо выделить основные проблемы транспортно-логистического комплекса Приморского края:
- Зависимость портов от высоких тарифов на железнодорожные перевозки;
- Недостаточная мощность портов;
- Нехватка пропускной способности улично-дорож-ной сети;
- Загруженность крупных логистических центров Приморского края.
Отдельной проблемой негативно влияющей на качество жизни населения Приморского края следует назвать очень высокий уровень загрязнения воздуха выбросами автомобильного транспорта, который является одной из главных составляющих транспортных мощностей в крае, но в массе своей представлен устаревшей неэкологичной техникой [14].
Оценив проблематику развития Приморского края,
экономические науки
Гриванов Роман Игоревич, Ван Лу
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ...
мы можем приступить к анализу как присуждение городу Владивосток статуса свободного порта сможет повлиять на вышеперечисленные проблемы.
Мы проследили отрицательную демографическую динамику, что говорит о тенденции постоянного оттока населения. Для решения данной проблемы необходимо предложить специалистам рабочие места с соответствующей заработной плате и возможностями карьерного роста во Владивостоке, что может стать стимулом для населения заниматься профессиональной деятельности именно здесь. Свободный порт сможет в определенной мере решить данную проблему [15].
В Минвостокразвития дают прогноз прироста валового регионального продукта ДФО составляет 1,97 трлн рублей к 2025 году. К 2025 году благодаря режиму «свободного порта» будет создано 108 тыс. новых рабочих мест, к 2034-му - 468,5 тыс. [16].
Посредством увеличения количества рабочих мест и количество работающего населения, все больше рабочих смогут иметь постоянную оплату труда. За счет увеличения рабочих мест, НДФЛ вырастет в разы, увеличатся поступления и в региональный бюджет. Таким образом, станет возможным выделить больше средств на осуществление инвестиционных проектов.
Следующей проблемой, которую следует рассмотреть в рамках свободного порта является морской комплекс, включающий в себя как порты, так и транс-портно-логистические операции [17]. Выгодное географическое положение Владивостока обуславливает большие возможности для развития экономических отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако для достижения данной цели необходимо развитие морского комплекса: увеличение технических характеристик портов, повышение логистической эффективности, уменьшение времени простоя судов.
Повышение предпринимательской активности является одной из главных целей закона «О свободном порте Владивосток». Предпринимательство выступает как сектор, требующий в особенности серьезного внимания со стороны государственных и местных органов. При условии правильного построения и целенаправленной поддержки развития малого предпринимательства в регионе обеспечивается экономический рост и повышение инвестиционной привлекательности.
На заседании круглого стола на тему «Социально-экономическое положение и развитие Владивостокского городского округа: проблемы и перспективы» в Думе Владивостока директор Центра развития предпринимательства Новгородова Е.В. акцентировала внимание на поддержке малого и среднего предпринимательства. «Создание условий и поддержка малого и среднего предпринимательства позволяют решать не только экономические, но и социальные вопросы жизнеобеспечения населения», - отметила она. «Безусловно, важно увеличивать доходы, сокращать издержки, развивать предпринимательство», - поддержал докладчиков депутат Законодательного Собрания Приморского края Лазарев Г.И. [18].
Решение значительного числа проблем, возможно благодаря содействию улучшения инвестиционного климата, созданию новых рабочих мест, увеличения оборота товаров и услуг, росту среднемесячной заработной платы работников малых предприятий. Данных результатов возможно добиться благодаря статусу свободного порта.
Для представления объективной картины развития региона сформирован и ежегодно обновляется план создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе. План представляет собой свод ключевых инвестиционных проектов, объектов инфраструктуры, строительство и реконструкция которых запланированы на территории Приморья. Он разрабатывается в соответствии с установленным Регламентом. Ежемесячно осуществляется мониторинг его реализа-
ции.
Создан механизм профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим заявленным потребностям. Разработан Прогноз потребности регионального рынка труда, основанного на изучении потребностей инвесторов, на срок не менее 7 лет. Помимо этого, подобрать кадры по различным уровням образования и направлениям подготовки в соответствие со своими потребностями инвесторы могут, используя контактные данные образовательных учреждений на инвестиционном портале Приморского края и базу кадров по уровням профессионального образования в Приморском крае. Реализация крупных инвестиционных проектов стала основанием для включения края в перечень субъектов России, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным. Для повышения эффективности деятельности государственных гражданских служащих и сотрудников специализированных организаций по работе с инвесторами разрабатываются модели их компетенций. В Приморском крае внедрена система комплексной оценки компетентности и повышения уровня квалификации государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Приморского края [19].
Благодаря 18 статьи Федерального закона «О свободном порте Владивосток» устанавливается что на территории свободного порта Владивосток создаются перспективы для повышения качества образования во Владивостоке, а также возможности для специалистов получить более высокую профессиональную квалификацию [20]. Данные положения также благоприятно повлияют на повышение уровня жизни населения.
Следует отметить также ожидаемый рост сферы услуг и туристической отрасли во Владивостоке. С каждым годом туристический поток во Владивосток увеличивается, а благодаря безвизовому режиму на восемь дней, действующим в рамках свободного порта Владивосток, ожидается еще большее его увеличение. Происходит рост и делового туризма: проведение различных форумов, выставок, конференций является стимулом его развития. Рост туризма и сферы услуг обусловит создание большого количества рабочих мест для населения Приморского края и развитие инфраструктуры края, что также является фактором, благоприятно влияющим на уровень жизни.
Статус свободного порта важный фактор способный придать мощный импульс для экономического и социального развития региона. Однако следует уделять большое внимание исследованию социально-экономических проблем. Только благодаря оперативной фиксации и анализу их сущности возможно добиться движения в верном направлении и уменьшения негативного воздействия с последующим разрешением проблемной ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Корнева Е.В. Оценка реализации стратегии социально-экономического развития Дальневосточного региона [Электронный ресурс] / Е.В. Корнева, А.В. Корень, В.С. Авраменко // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1 (часть 1). - Режим доступа: https:// www.stience-educatюn.m/m/aI•tide/view?id=19380.
2. Ворожбит О.Ю. Методические аспекты анализа социально-экономического развития регионов Российской Федерации / О. Ю. Ворожбит, Н. П. Приступ // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-3 (53-3). - С. 208-213.
3. Примстат: численность постоянного населения Приморского края [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю: официал. сайт. - Режим доступа: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/population/.
4. Рынок труда и занятость населения: Приморскстат [Электронный ресурс] // Территориальный орган
Grivanov Roman Igorevich, Wang Lu
INTERNATIONAL INVESTMENT .
economic sceinces
Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю: официал. сайт. - Режим доступа: http://primstat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ ru/statistics/employment/.
5. Уровень жизни: Приморскстат [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю: официал. сайт. - Режим доступа: http://primstat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ ru/statistics/ standards_of_life/.
6. Итоги социально-экономического развития Приморского края [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края. -Режим доступа: http://primorsky.ru/ authorities/executive-agencies/departments/economics/development/results/.
7. Московко М.Н. Проблемы развития молодежного предпринимательства во Владивостоке / М.Н. Московко, З.А. Фардзинова // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - №1 (1). - С. 347-349.
8. Корнева Е.В. Факторы, влияющие на предпринимательскую активность региона / Е.В. Корнева, А.В. Корень // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 622.
9. Пашина А.А. Регулирование тарифов на электроэнергию в Приморском крае / А.А. Пашина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №8-4. - С. 727-732.
10. Алексеева Л.Ф. Перспективы создания свободного порта Владивосток / Л.Ф. Алексеева, В.Д. Голубев // Стратегия устойчивого развития регионов России. -2015. - № 26. - С. 85-89.
11. Мокрушина Е.С. Некоторые перспективы влияния реализации инвестиционных проектов на социально-экономическое развитие города Владивостока в связи с присвоением статуса свободного порта / Е.С. Мокрушина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 12-1. - С. 99-103.
12. Гриванова О.В. Ключевые проблемы автомобильного транспорта в Приморском крае / О.В. Гриванова, С.В. Старков // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2016. - №4. - С. 220-225.
13. Якименко Л.В. Загрязнение атмосферы предприятиями энергетической отрасли Приморского края / Л.В. Якименко, И.Ю. Гриванов // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2012. - № 3. - С. 214-224.
14. Гриванов И.Ю. Автомобилизация в Приморском крае и ее воздействие на окружающую среду / И.Ю. Гриванов, О.В. Гриванова // Автомобильный транспорт Дальнего Востока. - 2016. - №1. - С. 109-113.
15. Шатина Ю. Резидент свободного порта приступил к реализации проекта / Ю. Штана [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края. - Режим доступа: http://primorsky.ru/news/ common/108834/.
16. Красова Е.В. Свободный порт Владивосток: условия развития, перспективы, риски / Е.В. Красова, Инсинь Ма // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - №6 (42). - С. 108-122.
17. Слесарева В.Ю. Проблема развития транспор-тно-логистической системы Приморского края: применения опыта Республики Корея / В.Ю. Слесарева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 3-2. - С. 258-263.
18. Ситникова Т. Социально-экономическое положение, проблемы и перспективы развития Владивостока / Т. Ситникова [Электронный ресурс] // Дума города Владивостока: официал. сайт. - Режим доступа: http:// dumavlad.ru/news/press-releases/2015-02-27-sotsialno-ekonomicheskoe-polozhenie-problemy-i-perspektivy-
razvitiya-vladivostoka.htm.
19. Мокрушина Е.С. Реализация закона о свободном порте Владивосток как фактор социально-экономического развития Приморского края / Е.С. Мокрушина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 5-2. - С. 296-299.
20. Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 N 212-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_182596/b8f792653fc01eb760b676eb0432 5eff7f9d8d7b/.
Статья поступила в редакцию 04.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018