УДК 338.22; 332.15
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА В РЕГИОНАХ КАК ВЕКТОР ПОЛИТИКИ ИМПОРТЗАМЕЩЕНИЯ: СЕГМЕНТ ОДНОРАЗОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ
© 2018
Гриванов Роман Игоревич, кандидат политических наук, доцент кафедры экономики Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, е-mail: [email protected]) Мартыненко Олег Евгеньевич, директор ООО «Аптамил Дальний Восток Рус» (692481, Россия, Вольно-Надеждинское, ТОР «Надеждинская», e-mail: [email protected])
Аннотация. На данный момент одной из ключевых задач экономики Российской Федерации является преодоление зависимости от импорта, который в условиях санкций и нестабильности курса национальной валюты становится серьезным ограничением не только экономического, но и социального развития государства. Определенно приоритетными по развитию с точки зрения не только прямой экономической выгоды являются те отрасли производства, которые напрямую связаны с обеспечением достойного уровня жизни населения, и среди них производство одноразовых медицинских изделий. Развитие подобных отраслей в регионах, логистически отдаленных от центра России позволит не только внести вклад в развитие региональной экономики, но и положительно повлиять на ситуацию в социальной сфере. Появление конкурентоспособных отечественных товаров по сравнительно низким ценам позволяет удовлетворять потребности населения более эффективно и наряду с появлением новых рабочих мест дает синергетический эффект. Для обеспечения эффективности производства наиболее разумным представляется максимально возможное использование преимуществ, которые даются резидентам территорий опережающего развития в дальневосточном регионе. Для объективной оценки рассматривается опыт реального предприятия, расположенного в ТОР «Надеждинская» Приморского края. Целью проведенной работы является анализ возможностей преодоления импортзависимости в социально-значимой отрасли производства медицинских изделий. Результаты: было оценено значение отрасли для развития региональной экономики и социальной сферы. Научная новизна: в статье собрана актуальная информация об инвестиционных проектах, в том числе реализуемых на территории Приморского края. Практическая значимость: на основе анализа развития отрасли и планов деятельности предприятия возможно получить данные для оптимизации бизнес-процессов в данной сфере деятельности.
Ключевые слова: медицинская промышленность, региональная экономика, импортозамещение, национальное производство, территории опережающего социально экономического развития, Дальний Восток России, инвестиции, социальная направленность бизнеса.
DEVELOPMENT OF PRODUCTION IN REGIONS AS THE IMPORT SUBSTITUTION POLICY VECTOR: SEGMENT OF DISPOSABLE MEDICAL PRODUCTS
© 2018
Grivanov Roman Igorevich, candidate of political sciences, associate professor of economy department Vladivostok State University of Economy and Service (6900140, Russia, Vladivostok, Gogol Street, 41, e-mail: [email protected]) Martynenko Oleg Evgenyevich, director LLC Aptamil Dalny Vostok Rus (692481, Russia, Volno-Nadezhdinskoye, TOR "Nadezhdinskaya", e-mail: [email protected])
Abstract. This time one of key problems of economy of the Russian Federation is overcoming dependence on import, which in the conditions of sanctions and instability of rate of national currency, becomes serious restriction not only economic, but also social development of the state. On development from the point of view of not only a sure economic benefit those branches of production which are directly connected with ensuring the worthy standard of living of the population are definitely priority, and among them there is production of disposable medical products. Development of similar branches in regions logistically remote from the center of Russia will allow not only to make a contribution to development of regional economy, but also to influence positively a situation in the social sphere. Emergence of competitive domestic goods at rather low prices allows to satisfy needs of the population more effectively and along with emergence of new jobs gives synergetic effect. For ensuring production efficiency the greatest possible use of advantages which are given to residents of territories of the advancing development in the Far East region most is reasonable. For objective assessment experience of the real enterprise located in TORAHS Nadezhdinskaya of Primorsky Krai is considered. The purpose of the carried-out work is the analysis of opportunities of overcoming an import dependence in socially important branch of production of medical products. Results: the value of branch for development of regional economy and the social sphere has been estimated. Scientific novelty: in article relevant information on the investment projects including realized in the territory of Primorsky Krai is collected. Practical importance: on the basis of the analysis of development of branch and plans of activity of the enterprise it is possible to obtain data for optimization of business processes in this field of activity.
Keywords: the medical industry, regional economy, import substitution, national production, territories of the advancing socially economic development, the Far East of Russia, investment, social orientation of business.
В современных условиях одной из основных проблем национальной экономики является высокая степень зависимости от импорта некоторых групп товаров и именно повсеместное развитие национального производства и ставится главной задачей политики импорто-замещения. Одной из проблем, которые обуславливают зависимость от импорта, является невозможность отказаться от закупок за границей некоторых видов товаров или сырья т.к. потребность в нем обусловлена не только нуждами населения или промышленности, но и обязательное использование и наличие крупномасштабных запасов закреплены на уровне действующего законодательства. Одним из ярких примеров является сфера
медицины, что явно указывает на жизненную необходимость стимулирования производства товаров данной сфере на территории Российской Федерации.
Как пример можно взять такой обязательный для каждого транспортного средства в нашей стране аксессуар как аптечка первой помощи. Основной упор при составлении нового списка, регламентирующего содержание аптечки автомобильной, был сделан на кровоостанавливающие средства, ведь именно сильная потеря крови до приезда скорой помощи - это основная причина смерти пострадавших в результате ДТП. Поэтому в аптечке присутствует довольно большой перечень различного размера стерильных и нестерильных бинтов,
Grivanov Roman Igorevich, Martynenko Oleg Evgenyevich economic
DEVELOPMENT OF PRODUCTION IN REGIONS ... sceinces
лейкопластырей, жгут и прочие средства. Приведём полный перечень того, что должно быть в новой автомобильной аптечке:
- кровоостанавливающий жгут - 1 шт.;
- нестерильный марлевый бинт 5 см*5м - 2шт.;
- нестерильный марлевый бинт 10 см*5м - 2 шт.;
- нестерильный марлевый бинт 14 см*7м - 1 шт.;
- стерильный марлевый бинт 7 см*5м - 1 шт.;
- стерильный марлевый бинт 10 см*5м - 2 шт.;
- стерильный марлевый бинт 14 см*7 м - 1 шт.;
- перевязочный стерильный пакет - 1 шт.;
- упаковка марлевых стерильных медицинских салфеток - 1 шт.;
- бактерицидный лейкопластырь 4*10 см - 2 шт.;
- бактерицидный лейкопластырь 1,9*7,2 см - 10 шт.;
- рулонный лейкопластырь 1*250 см - 1 шт.;
- «Рот-Устройство-Рот» средство для сердечно-лёгочной реанимации - 1 шт.;
- пара медицинских перчаток - 1 шт.
Как видим только для комплектации автомобильных аптечек требуется достаточно большие количество одноразовых медицинских изделий. Согласно законодательству Российской Федерации, аптечкой должен быть укомплектован каждый автомобиль в стране и периодически аптечка подлежит обязательной замене [1].
Номенклатура и объёмы производства в России одноразовых медицинских изделий и расходных материалов ежегодно увеличиваются и в настоящее время занимают более 30% российского рынка всех медицинских изделий (исключая имплантаты), объём которого в 2014 году составил 269 млрд рублей.
В 2014 году доля отечественного производства в общем объеме российского рынка одноразовых медицинских изделий составила около 15 %. В том числе:
- медицинские изделия для хирургии - 17 %;
- медицинские изделия для инфузий - 18 %;
- средства ухода за ранами - 15 %;
- пластиковые изделия для in vitro диагностики - 6 %;
- реагенты, тест-системы для in vitro диагностики -20 %;
- медицинские изделия для реанимации - 5 %;
- медицинские изделия для службы крови - 2 %.
Объем рынка одноразовых медицинских изделий и
расходных материалов в 2014 г. оказался на уровне 78,2 млрд руб. При этом доля государственных закупок этой продукции составила 70 %. Наибольшая доля в структуре рынка (в стоимостном выражении) пришлась на реагенты и тест-системы для in vitro диагностики - 40,4 %. Вторым по значимости сегментом стали одноразовые медицинские изделия для хирургии (одноразовая медицинская одежда, инструменты, шовный материал) -19,7 %. Третье место по доле рынка занял сегмент одноразовых медицинских изделий для инъекций и инфузий (шприцы, иглы, устройства для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов) - 9 % [2].
Российский розничный рынок насчитывает более 2,3 тыс. наименований перевязочных средств, выпускаемых более чем 310 производителями. Некоторые компании часто концентрируют свои маркетинговые усилия на продвижении определенной категории перевязочных средств, таких как пластыри, средства ухода за детьми. В период с 2009 по 2013 гг. спрос на перевязочные материалы вырос почти в два раза и в 2013 г. достиг почти 640 млн [3].
При этом доля перевязочных материалов и средств для ухода за ранами в общей структуре потребления оказалась на уровне 7,9 %. На одноразовые медицинские изделия для службы крови (устройства для взятия, переливания и транспортировки крови, фильтры и материалы для диализа, плазмафереза, расходные материалы) пришлось 6,8 % от объема рынка. Доля отечественной продукции на рынке одноразовых медицинских изделий составляет порядка 15 %, что соответствует аналогичному показателю по рынку в целом. К числу сегментов 134
в которых доля отечественных производителей максимальна, относятся одноразовые медицинские изделия для хирургии (20 % от всего объема потребления) и одноразовые медицинские изделия для инфузий (18 %). Стоит отметить, что в отдельных подсегментах рынка российские производители сумели добиться лидирующих позиций. Так, 75 % потребляемых на рынке простых перевязочных средств (бинты, марля) - это продукция отечественного производства. Более 60 % закупаемой хирургической одежды и белья производится в России, а шприцев - более 25 %
Проводя анализ перспектив развития рынка, Ю. Калинин и А. Ванин сделали упор на те одноразовые медицинские изделия, которые занимают в системе оказания медицинской помощи ведущее место. Объём потребления перевязочных материалов и средств ухода за ранами в 2014 году составил 6,2 млрд рублей. В их число входит продукция с иммобилизованными ферментами и лекарственными препаратами, которые в 2-3 раза сокращают срок заживления ран, уменьшают число перевязок, снижают трудозатраты медицинского персонала.
«Предприятия, входящие в Ассоциацию добросовестных производителей и поставщиков перевязочных средств, успешно развиваются и имеют возможность на 80 % удовлетворить потребности России в медицинской марле и на 50 % - в перевязочных средствах», - отметил Ю. Калинин. - Он подчеркнул, что, благодаря разработкам российских ученых, удалось создать перевязочные материалы, содержащие иммобилизованные белковые соединения и лекарственные средства, обеспечивающие быстрое и качественное заживление ран. Большим спросом пользуются отечественные разработки в области создания современных медицинских и гигиенических изделий в индивидуальной упаковке.
Анализируя текущее состояние рынка и его перспективы, Ю. Калинин также подчеркнул, что производство одноразовой медицинской одежды, хирургического инструмента, инструмента для стоматологических целей, шовного материала и тест-систем для аналитических исследований растет высокими темпами. Восстанавливаются мощности для производства шприцев. Впервые за последние 5 лет в первом полугодии 2015 года отмечен рост их производства на 20% по отношению к аналогичному периоду 2014 года[4].
В настоящий момент конъюнктура рынка, несмотря на негативные тенденции в экономике в целом, складывается благоприятно для российских компаний, выпускающих одноразовые медицинские изделия и расходные материалы. Прежде всего, это обусловлено тем, что производители могут рассчитывать на государственную поддержку. Если ранее государственная программа развития фармацевтической и медицинской промышленности была направлена на поддержку производств, выпускающих высокотехнологичную медтехнику, то сейчас, в условиях экономического кризиса, ситуация изменилась. Приоритетными для оказания поддержки стали быстрореализуемые проекты, направленные на скорейшее удовлетворение потребностей здравоохранения. В их число вошли и одноразовые медицинские изделия, производители которых уже сейчас могут получить субсидии на организацию производств. Преимуществом развития производства одноразовых медицинских изделий и расходных материалов в России являются доступность технологий и сравнительно низкий порог входа на рынок. В среднем для открытия производства требуется порядка 20-30 млн руб. Процесс освоения технологии занимает около 1-2 лет, а возврат субсидий (через налоговые отчисления) происходит в течение 2-5 лет. Таким образом, вложения в организацию производства одноразовых медицинских изделий и расходных материалов быстро окупаются, что делает этот рынок привлекательным для производителей и инвесторов. Важно отметить и то, что драйвером развития производства одноразовых медицинских изделий и расходных материалов в России
является их потенциально высокая конкурентоспособность по отношению к импортной продукции, цены на которую существенно выросли из-за ослабления рубля.
Прирост цен на одноразовые медицинские изделия и расходные материалы в I квартале 2015 г. составил 10-15% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. На отдельные категории продукции цены выросли еще сильнее: наборы для эпидуральной анестезии - на 36 %, диализаторы - на 30 %, фильтры дыхательные - на 21 %, катетеры балонные - на 20 %. В сложившихся условиях российские производители, благодаря возможности сдерживать цены на свою продукцию, имеют все шансы для того, чтобы стать лидерами рынка по соотношению «цена- качество».
Тем не менее одним из сегментов рынка, который явно недостаточно наполнен продукцией является производство абсорбирующего белья - памперсов для взрослых. Впервые выпуск подгузников торговой марки Pampers на поток поставила компания «Procter&Gamble» в 1961 году. В России первыми подгузники именно этой марки попали на рынок в постсоветское время, поэтому до сих пор многие россияне говорят «памперсы», подразумевают именно подгузники, независимо от торговой марки, под которой они выпускаются. Можно сказать, что в русском языке данный бренд превратился из имени собственного в имя нарицательное.
Использование подгузников для взрослых больных является санитарной необходимостью и не имеет вменяемой альтернативы по комфорту для больного и для ухаживающих за ним. По данным министерства труда и социальный защиты, количество выданного абсорбирующего белья и памперсов составляет: в 2012 году - 357795935 шт., в 2013 в 378073893 шт., в 2014 - 308115440 шт. Итого, за 3 года было использовано 1043985268 шт. подгузников только в государственных реабилитационных центрах. [5] Для сравнения, открытое в 2016 году в Брянске Предприятие «Гигиена-Сервис МЕД» планирует годовое производство на уровне 180 миллионов штук. [6]
О нехватке подгузников и впитывающих простыней для пациентов больниц, домов престарелых и детских домов заявляют многие специалисты. Не лучше дела обстоят и у тех, кто лежит дома. По установленным нормативам, в сутки на одного человека полагается не более трех штук. Этого количества не хватает даже при бережливом расходе: в реальности нужно в полтора-два раза больше. На все просьбы к руководству лечебных и социальных учреждений увеличить норму выдачи администрация лишь бессильно разводит руками и ссылается на стандарты. Если одним выдавать больше, чем другим, вскоре средств гигиены не хватит никому.
Статья 10 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [7] гарантирует людям с ограниченными физическими возможностями обеспечение техническими средствами реабилитации (ТСР) за государственный счет. «Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов - гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета», - говорится в документе. В конце 2017 года правительство РФ утвердило ныне действующий перечень бесплатных реабилитационных мероприятий [8], тех. средств и услуг. Пунктом 22 в нем значится «абсорбирующее белье, подгузники».
Однако в каком количестве нуждающиеся могут получить от государства эти средства гигиены, в распоряжении кабинета министров не указывается. Очевидно, что социальные обязательства могут считаться выполненными только в том случае, если полученные инвалидами средства реабилитации полностью удовлетворяют их потребности. Если подгузников хватает вдоволь, если от колясок не отваливаются колеса, если протезы подходят по размеру. Ежедневную норму подгузни-
ков, выдаваемых лежачим больным, регулирует приказ Минздравсоцразвития №1666н «Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» от 27 декабря 2011 года [9]. И того количества государственных подгузников, которое фигурирует в этом документе, инвалидам не хватает категорически.
В соответствии с утвержденными министерством сроками пользования, подгузники всех размеров и разной впитываемости следует использовать не более восьми часов (при синдроме полиурии - не более пяти часов). Таким образом, в сутки на человека приходится три подгузника. Однако, как пишут на интернет-форумах родственники лежачих больных, в действительности менять приходится куда чаще - раз в пять-шесть часов, а то и через меньшие промежутки времени.
Что касается производителей подгузников, то они прямо не указывают, через какие промежутки времени следует их менять, однако советуют делать это по возможности чаще, чтобы избегать воспалений и пролежней. Человек, который почти все время проводит в лежачем положении, и так предрасположен к их появлению. Не вовремя переодетый подгузник может всерьез усугубить ситуацию.
Из затруднительного положения, связанного с нехваткой выделяемых государством подгузников, каждый выходит, как умеет. Кто-то вынужден реже их менять, кто-то пытается проводить какое-то время без подгузников, кому-то приходится доплачивать за недостающие подгузники из собственного кармана. Последний вариант не такой простой и не такой очевидный, каким кажется на первый взгляд. За свой счет обеспечить себя минимально необходимым набором средств реабилитации не под силу практически никому из инвалидов. Именно поэтому проекты создания производства подобной социально значимой медицинской продукции несут имеют не только чисто эконмическую важность.
В настоящее время из-за нестабильной ситуации с курсами валют и ростом стоимости импортной продукции, появляется возможность создать собственное производство подгузников на территории Приморского края, что позволит выполнить поручения президента РФ по импортозамещению. а те преимущества, которые предоставляет закон о территориях опережающего социально-экономического развития, делает такой проект конкурентоспособным [10]. Создаваемый бизнес является социально ориентированным, поскольку направлен на создание новых рабочих мест, формирование инфраструктуры, включающей места проживания для рабочих, увеличение поступлений доходов в бюджет, решение ряда социальных задач (производство товаров первой необходимости, вложение средств в развитие территорий, участие в краевых программах поддержки бизнес-проектов) [11].
Планируется наладить производство подгузников на территории Надеждинского района Приморского края. Бизнес, связанный с производством и продажей одноразовых подгузников, отличается высокой рентабельностью и приносит хорошую прибыль. Этот рынок развивается стремительными темпами. По примерным подсчетам темпы его роста составляют свыше 10 % в год [12].
Специфика рынка такова, что спрос на подгузники, как для детей, так и для взрослых будет неизменно высоким. Особенный рост можно отметить в секторе детских подгузников, что связано как с ростом рождаемости, так и с ростом культуры потребления такого рода товаров.
Согласно новому отчету Grand View Research, Inc., к 2022 году ожидается рост глобального рынка детских подгузников до $64,62 млрд. Ключевым движущим фактором роста продаж детских подгузников в мире, по мнению аналитиков компании, будет повышение уровня доходов населения в сочетании с увеличением уровня
Grivanov Roman Igorevich, Martynenko Oleg Evgenyevich DEVELOPMENT OF PRODUCTION IN REGIONS ...
рождаемости, особенно в регионах с развивающимися рынками [13].
Специалисты выделяют на рынке подгузников три основных сегмента: премиальный (в этом сегменте представлены дорогие брендовые подгузники), средне-ценовой (так называемые подгузники-трусики) и низкоценовой (дешевые подгузники). Категория подгузников-трусиков является наиболее перспективной для российского рынка, так как они доступны по цене, отличаются хорошим качеством и удобны в использовании.
Что касается детских подгузников, то активные покупатели этой продукции - это родители детей до года (75 %) и от года до трех лет (25 %). Средняя продолжительность использования этих гигиенических средств одним ребенком составляет 24 месяца (то есть около 4000 подгузников за два года, что составляет в сумме примерно $1,5 тыс.). Многие родители используют подгузники для детей старше года лишь во время прогулок и в ночное время. Доля брендированной продукции на рынке детских товаров, как правило, не превышает 40 %.
По оценкам аналитиков, сегмент одноразовых детских подгузников обладает большим потенциалом, так как отечественный рынок насыщен лишь на 17 %. Около 98 % подгузников, реализуемых в нашей стране, поступает из-за рубежа [14].
Подгузник состоит из нескольких слоев. Верхний слой, который напрямую соприкасается с кожей, производится из нежного нетканого материала (спанбонд S/ SS или термобонд). Внутренний слой состоит из целлюлозы и суперабсорбента и содержит абсорбирующий гелеобразующий материал (absorbent gelling material). В большинстве случаев, это - полиакрилат натрия (синтетический полимер, несущий множество полярных химических групп, которые прочно удерживают молекулы воды). Нижний слой представляет собой полиэтиленовую пленку или нетканый материал, ламинированный полиэтиленовой пленкой. Иногда может использоваться и композит - так называемый «спанбонд-мелтблаун-спанбонд» (SMS), ламинированный влагостойкой пленкой.
Сырье имеет специфику, производство на территории России не осуществляется, поэтому необходимо его импортировать. Наиболее выгодно закупать сырье в КНР и расположение производства в Надеждинском районе Приморского края позволяет получить логистическое преимущество[15]. Транспортно-логистическая составляющая во многом является ключевой для организации производства в данном районе. Как с точки зрения достаточно развитой инфраструктуры и системы поставок из КНР [16], так и в плане организации сбыта в наиболее населенные региона Приморского и Хабаровского края с возможностью отгрузки морем через Владивосток либо Находку в другие региона Дальнего Востока.
В нашей стране существует отдельный стандарт для детской одноразовой гигиенической продукции: ГОСТ Р 52557-2006 «Подгузники детские бумажные. Общие технические условия» [17]. Продукция, выпускаемая российским производителем, не будет уступать по уровню качества подгузникам зарубежных торговых марок. Это означает, что будет использоваться только качественное сырье, изначально разрабатывается широкая ассортиментная линейка, будет тщательно контролироваться качество на всех этапах производства. Будет внедрен строгий контроль качества на каждом этапе производства, который станет первоочередной задачей.
В то же время, высокая стоимость оборудования и расходы на доставку сырья не позволяют российским компаниям устанавливать низкие цены на свою продукцию. Однако, при успешной реализации проекта, планируется установить социально-ориентированные цены, ниже цен основных конкурентов, таких как Procter&Gamble (бренд Pampers), Kimberly-Clark (бренд Huggies) и SCA (бренд Libero), что позволит сделать особый налоговый режим ТОСЭР.
По данным исследовательских компаний, Procter&Gamble занимает первое место в Европе и в России по продажам своих подгузников, на втором месте идет Kimberly-Clark, а третье место достается SCA [18]. Однако с недавних пор «большой тройки» появился серьезный конкурент: все большую популярность среди покупателей завоевывают подгузники, которые производятся в Японии и Корее (Merries, Moony, Goon, Genki и др.). Пользуясь преимуществами, которые дает производителю режим территории опережающего социально-экономического развития, возможно создание продукции по соотношению цены и качества способной успешно конкурировать с иностранными товарами на рынке Приморского края и других регионов Дальнего Востока.
Дополнительными эффектами от реализации проекта, будут следующие:
1. Создание рабочих мест. Положительный эффект создания рабочих мест выражается, прежде всего, в расширении занятости, сокращении безработицы в регионе.
2. Строительство завода по производству подгузников, включающее в себя помимо производственных и складских помещений, общежития для рабочих и обслуживающего персонала, что позволит решить жилищный вопрос для сотрудников предприятия.
3. Извлечение прибыли. Эффект осуществления данного проекта получаемый в виде прибыли, реинвестируемой в экономику, порождает мультипликативный эффект. А строительство и эксплуатация планируемых объектов инициирует в долгосрочной перспективе создание новых и реконструкцию существующих рабочих мест в различных отраслях экономики.
4. Повышение уровня жизни населения. Рост доходов населения и расширение платежеспособного спроса являются результатом оплаты труда занятых на создаваемых рабочих местах и в процессе развития производства.
5. Налоговые поступления от реализации проекта, а в долгосрочной перспективе и налоговые поступления от развития производства (реинвестирования прибыли). Дополнительные налоговые поступления позволяют увеличить бюджетное финансирование образования, здравоохранения, культуры, социальной политики, включая государственные пособия и компенсационные выплаты населению на местном, региональном, федеральном уровнях. Таким образом, повышается заработная плата занятых в бюджетном секторе, создаются новые рабочие места в отраслях социальной сферы, что отражается на уровне и качестве жизни населения: улучшается ситуация на рынке труда и увеличиваются доходы от занятости и социальные трансферты населению, повышаются доступность и качество предоставляемых услуг социальной сферы [19].
6. Предоставление населению продукции (услуг), производимых непосредственно в рамках планируемого производства, в сопряженных отраслях, а также в результате дальнейшего развития производства.
7. Повышение образовательного и квалификационного уровня рабочей силы.
8. Снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение социальной стабильности и социальной поддержки институциональных преобразований[20].
Таким образом, реализация проекта позволит не только обеспечить реализацию программы импортзаме-щения в данной сфере, но и положительно скажется на социально-экономическом развитии региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Минздравмедпрома РФ от 20.08.1996 N 325 (ред. от 08.09.2009) «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.07.1997 N 1342) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2010) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12271/.
2. Ванин А. Текущее состояние и перспективы развития российского рынка одноразовых медицинских изделий / А. Ванин [Электронный ресурс] // Новости медицины портала Remedium.ru - Режим доступа: http://www. remedium.ru/state/detaü.php?view_result=Y&ro=70435.
3. Холодова Е.Э. Рынок готовых перевязочных средств / Е.Э. Холодова // Бюллетень медицинских интернет конференций. 2015. - №. 5. - С. 783.
4. Развитие производства одноразовых медицинских изделий в России имеет хорошие перспективы [Электронный ресурс] // Новости медицины портала Remedium.ru - Режим доступа: http://www.remedium.ru/ news/detail.php?ID=66446.
5. Количество выданных технических средств реабилитации [Электронный ресурс] // ЕМИСС государственная статистика - Режим доступа: https://fedstat.ru/ indicator/41634.
6. «Гигиена-Сервис» открыла производство подгузников для взрослых [Электронный ресурс] // Портал «Маркет Репорт - аналитика рынка полимеров» - Режим доступа: http://www.mrcplast.ru/news-news_open-315992. html.
7. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/6334328ab7 ebf929b55b982ddbb663f717f72c7a/.
8. Приказ Минтруда России от 28.12.2017 N 888н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2018 N 50276) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292959/.
9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1666н «Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.03.2012 N 23401) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_127027/.
10. Олиниченко К.В. Банкротство предприятий и система критериев их неплатежеспособности / К.В. Олиниченко, И.А. Кузьмичева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2015. - № 6-2. С. 318-322.
11. Ворожбит О.Ю. Структура предпринимательской среды: определяющие факторы / О.Ю. Ворожбит, Н.В. Зубова, А.В. Корень // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2010. - № 4. - С. 121-128.
12. Лапова Е.В. Загрязнение окружающей среды одноразовыми подгузниками и обзор мирового опыта их утилизации / Е.В. Лапова, П.Е. Нор // Молодой ученый. - 2016. - № 27 (131). - С. 194-197.
13. Мировой и российский рынки детских подгузников: ожидается рост // Сырье и Упаковка. 2017. - Сп.1 (187) - C. 13-18.
14. Гончарова Н.В. Исследование потребительских свойств санитарно-гигиенических средств разового пользования / Н.В. Гончарова, Н.С. Цыбикова // Кожа и мех в XXI веке: технология, качество, экология, образование. Материалы XII Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 05-09 сентября 2016 г. Издательство: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. Улан-Удэ. 2016. С.409-416.
15. Латкин А.П. Оценка динамики и качественных изменений российско-китайского экономического сотрудничества в приграничных северо-восточных регионах / А.П. Латкин, И. Сян // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. № 3. С. 11-18._
16. Гриванова О.В. Ключевые проблемы автомобильного транспорта в Приморском крае / О.В. Гриванова, С.В. Старков // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2016. - № 4. - С. 220-225.
17. ГОСТ Р 52557-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Подгузники детские бумажные. Общие технические условия (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 17.07.2006 № 132-ст) [Электронный ресурс] // Портал Docs.cntd.ru, все Кодексы РФ, СП, ГОСТ, Снип, Санпин, регламенты, указы, законы - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/gost-r-52557-2011.
18. Сысоева Л. Открытие производства одноразовых подгузников / Л. Сысоева [Электронный ресурс] // Портал «Малый бизнес: бизнес-планы, франшизы и руководства по открытию своего бизнеса» - Режим доступа: https://www.openbusiness.ru/html/dop9/odnorazovye-podguzniki.htm.
19. Кузьмичева И.А. Анализ поступлений налогов в региональные и местные бюджеты / И.А. Кузьмичева, Ю.С. Королева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-3. С. 561565.
20. Брутян М.М. Инновационный потенциал национальной экономики: приоритетные направления реализации / М.М. Брутян, Е.Э. Головчанская, Т.Е. Даниловских и др. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2015. -164 с.
Статья поступила в редакцию 28.04.2018
Статья принята к публикации 25.06.2018