Научная статья на тему 'Международные инфраструктурные проекты Китая'

Международные инфраструктурные проекты Китая Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1809
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные инфраструктурные проекты Китая»

И.Е. Бесстремянная'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ КИТАЯ

Китай — мировой лидер по численности населения и темпам экономического роста. Достичь таких результатов Китай смог, в том числе и благодаря инвестициям, поступающим из-за рубежа. К основным показателям уровня развития экономики можно отнести состояние инфраструктуры и объем вложений в эту область. Инфраструктурные инвестиции являются важнейшим фактором экономического развития и создания новых рабочих мест. Что касается Китая, то ежегодно его инфраструктурные инвестиции растут в среднем на 20 %х. В целях дальнейших привлечений инвестиций в транспортный сектор правительство КНР планирует осуществить реформу системы капиталовложений и финансирования транспорта, что означает открытие транспортного рынка, поэтапную отмену всех ограничений на иностранные инвестиции, совершенствование рынка инвестиционных проектов. Предполагается использование льготных долгосрочных кредитов иностранных правительств на строительство автомагистралей. Безусловно, для страны со столь значительной численностью населения проблема транспорта имеет огромное значение. Состояние транспортной инфра-

* Бесстремянная Ирина Евгеньевна, аспирант Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН.

структуры является одним из важнейших факторов успеха в деле обеспечения конкурентоспособности страны или региона, способствующим ускорению экономического роста и расширению возможностей по дальнейшему привлечению инвестиций.

В ближайшее десятилетие Китаю потребуется осуществить капиталовложения в транспортную инфраструктуру страны в размере 2,4 трлн долл., 90 % из которых пойдут на дорожное строительство2. За последние несколько лет объем государственных инвестиций только в транспортные проекты составил почти 8 трлн юаней. Наибольшая доля капиталовложений приходится на железнодорожный транспорт — 133,778 млрд юаней3, это связано с тем, что около половины всего грузо- и пассажирооборота приходится на железные дороги. К настоящему времени протяженность действующих в Китае скоростных железных дорог превысила 7055 км. По уровню технологии строительства железных дорог высокоскоростной категории Китай занимает лидирующее место в мире. В КНР реализуется программа «нового большого скачка», которая предусматривает комплексное развитие транспортной инфраструктуры за счет строительства железных дорог, автобанов, высокоскоростных магистралей и трубопроводов, комплексного развития аэропортов, морских и речных портов, повышения скорости перевозок, а также улучшение сервиса и обслуживания на всех видах транспорта. Цель программы — устранение препятствий для дальнейшего устойчивого экономического роста, создание эффективной транспортной системы, соответствующей мировым стандартам.

На данный момент в рамках программы уже реализовано несколько масштабных проектов.

В апреле 2008 г. Китай приступил к реализации грандиозного, даже по меркам этой страны, транспортного проекта — строительству скоростной железной дороги, которая соединит политическую и финансовую столицы Китая: Пекин и Шанхай. Протяженность полотна составит 1320 км, объем капиталовложений — 32 млрд долл., из которых более половины возьмет на себя государственная компания, являющаяся инвестиционным подразделением китайского Министерства железных дорог КНР. Оставшуюся часть средств вложат крупные китайские и

зарубежные институциональные инвесторы. О необходимости строительства скоростной трассы между Пекином и Шанхаем говорилось давно, но лишь в 1994 г. проект обрел реальную перспективу. Согласно проекту, строительство должно было завершиться к началу Олимпиады — 2008, однако из-за масштабности работ сроки сдачи перенесли на 2010 г. — ко дню открытия Всемирной выставки в Шанхае. Но из-за ряда сложностей, возникших при реализации проекта, стройку планируется завершить лишь к 2013 г. Существующих ныне путей сообщения между этими городами уже недостаточно для обслуживания нужд самого экономически развитого региона страны. После запуска скоростной магистрали время в пути сократится с 12 до 5 часов. Проект принесет огромный экономический эффект: значительно улучшится транспортное сообщение между городами и повысится его доступность, ускорится урбанизация восточных регионов, несколько крупных городов по пути следования маршрута получат мощный толчок для развития, будет повышена экономическая эффективность транспортной системы КНР в целом4. Для обслуживания трассы предполагается привлечь собственное высокотехнологичное оборудование и современный подвижной состав, что является несомненным плюсом в плане экономической привлекательности данного проекта.

В мае 2009 г. была введена в строй железнодорожная магистраль Датун—Баотоу (протяженностью 451,6 км), соединяющая г.Шаньси и Внутреннюю Монголию. Этот проект имеет огромное позитивное значение для дальнейшего экономического развития как Внутренней Монголии, так и сопредельных городов, через которые проходит магистраль.

В 2010 г. началось строительство рельсовой дороги на магнитной подушке Шанхай—Ханчжоу протяженностью 199,4 км. Общий объем капиталовложений составил 22 млрд юаней. Проект планируют завершить к 2014 г.

Китай ведет активную работу по выводу железных дорог в соседние государства. В настоящее время между правительствами КНР и Пакистана ведутся переговоры о прокладке автомобильной и железной дорог, которые соединят Синьцзян-Уйгур-ский автономный район (г. Кашгар) и пакистанский порт Гва-

дар. План предусматривает строительство железной дороги и параллельно с ней нефтепровода «Кашгар—Гвадар». В случае успешной реализации проекта, порт Гвадар станет базой для транспортировки сырой нефти с Ближнего Востока в Китай, и у КНР появится возможность экспортировать свои товары в арабские страны.

С 11 по 12 мая 2010 г. в Пекине прошел международный форум по строительству и инвестициям в инфраструктурные проекты. Более 550 делегатов из 30 стран мира приняли активное участие в его работе. В ходе форума обсуждались возможности дальнейшего сотрудничества по вопросам реализации проектов; участники делились опытом применения новых технологий, в частности при строительстве объектов высокоскоростных магистралей. Итогом форума стало подписание Плана совместных действий. Международный форум дал старт поиску возможностей реализации новых инфраструктурных проектов между Россией и Китаем. В их числе были названы газопровод из России в Китай, который пройдет либо по восточному (Алтай), либо по западному (Сахалин) пути, а также строительство 3-го и 4-го энергоблоков Тяньваньской АЭС. В настоящее время самым значимым двусторонним проектом является прокладка нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан) длинной в 1 тыс. км. С вводом объекта в эксплуатацию ежегодный объем поставляемой по нему в Китай российской нефти составит 15 млн тонн.

На сегодняшний день центральноазиатский вектор является ключевым для Китая: в этом направлении правительство КНР предпринимает весьма активные, инициативные и даже наступательные действия, используя весь набор экономических, политических и других инструментов. Все большие темпы набирает торговая «экспансия» Китая в Центральную Азию, благодаря успешной торговой политике, проводимой КНР, росту экономического потенциала СУАР и ряду других факторов. Поскольку Китай заинтересован в приходе на свои рынки сырья, а страны Центрально-Азиатского региона — в привлечении финансового капитала, высокотехнологичной продукции, включая современные виды вооружения, китайский фактор станет очень

важным для стран Центральной Азии. Увеличение объемов поставок готовой продукции и развитие трубопроводных проектов, системы нефте- и газопроводов из Центральной Азии в КНР несомненно приведут к усилению экономического присутствия Китая в ЦАР.

Китай становится одним из важнейших транспортных каналов, связывающих Центральноазиатские страны с внешним миром. В Центральной Азии последовательно растет интерес к совместной с Китаем реализации крупных инфраструктурных проектов, имеющих стратегическое значение для всех заинтересованных сторон.

В декабре 2009 г. был запущен проект по прокладке транзитного газопровода, соединяющего Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Китай. Пекин заявил о планах строительства железной дороги через территорию Кыргызстана, Узбекистана и Туркмении, которая свяжет КНР с железнодорожными сетями Ирана и Турции и даст ей выход на рынки Западной Европы. Иран и Турция в свою очередь выразили заинтересованность в новом перспективном проекте Китая. Такой маршрут железной дороги потребует участия Туркменистана, поскольку Узбекистан и Иран не имеют общей границы. Проект имеет большое международное значение:

а) он важен для развития экономик Китая, Кыргызстана и Узбекистана;

б) он будет способствовать интеграции транспортной инфраструктуры упомянутых стран в европейскую систему и

в) создаст дополнительный транспортный коридор из КНР на европейский континент.

Проект предполагается реализовать по линии ШОС, что свидетельствует о дальнейшем росте экономического влияния КНР в этой организации на фоне практически незаметной хозяйственной роли России.

Главной проблемой на сегодняшний день остается определение ширины железнодорожной колеи. Китай всячески лоббирует принятый в Европе, Турции, Иране и на его собственной территории вариант колеи шириной 1435 мм, который позволит избежать перегрузки товаров на границах и снизить стоимость

их доставки. При таком варианте прокладка нового транспортного коридора влечет за собой в будущем коренное изменение геополитической обстановки в Центрально-Азиатском регионе и предполагает реальную экономическую и политическую переориентацию вовлеченных в проект стран Центральной Азии с российского вектора развития на китайский.

В марте 2010 г. Китай объявил о планах строительства еще трех крупнейших железнодорожных коридоров, реализация которых может стать самым большим в мировой истории инфраструктурным проектом. Один из железнодорожных коридоров соединит Пекин и Лондон, второй свяжет такие страны Азии, как Малайзия, Бирма, Вьетнам, Таиланд и Китай, а третий пройдет через территории Китая, России и Германии. Китай и Бирма уже приступили к строительству железной дороги, однако пока данный проект сталкивается с большими трудностями в области финансирования.

Таким образом, Китай стремится планомерно задействовать хорошо интегрированную международную транспортную сеть с целью усиления связи западных районов КНР с его центральными и восточными провинциями, проникновения в глубь Центральной и Юго-Восточной Азии, в Россию и Европу и обеспечения выхода бурно развивающихся китайских корпораций на новые рынки. Все это будет способствовать укреплению китайских экономических и политических позиций в различных регионах мира.

Примечания

1 Данные Государственного Статистического управления КНР за 2009 г.

2 Данные Азиатского банка развития.

3 Данные Министерства железных дорог КНР за январь—июль 2008 г.

4 Мнение Чен Сидуна — аналитика пекинского подразделения банка BNP Paribas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.