Научная статья на тему 'Международные и отечественные тенденции регулирования ESG-факторов'

Международные и отечественные тенденции регулирования ESG-факторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ESG-факторы / устойчивое развитие / банковское дело / ответственное инвестирование / зеленые финансы / ESG-банкинг / ESG-трансформация / раскрытие информации / таксономия зеленых проектов / правовое регулирование ESG / импакт-инвестиции / ESG-factors / sustainable development / banking / responsible investment / green finance / ESG-banking / ESG-transformation / disclosure / taxonomy of green projects / ESG legal regulation / impact investments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марина Евгеньевна Лебедева, Инна Александровна Круглова, Денис Александрович Лисянский

Основным аспектом исследования в данной статье является анализ нормативно-правового регулирования ESG-факторов на международном и национальном уровнях. Авторами предпринята попытка систематизации наиболее значимых институциональных ESG-инициатив, а также инициатив участников экономического сообщества, носящих рекомендательный характер в области саморегулирования рынка, которые явились базисом для эволюции подходов и становления новой парадигмы осуществления деятельности и принятия управленческих решений субъектами экономических отношений по вопросам в области окружающей среды, социального развития и корпоративного управления, в том числе в статье представлен обзор последних тенденций в данном контексте. В процессе анализа выявлены усиливающие тенденции в глобальном масштабе и в России по правовому регулированию учета ESG-факторов в деятельности корпораций и кредитных организаций как посредников по распределению и размещению капиталов и в направлении регулирования количества и качества раскрываемой финансовой и нефинансовой отчетности в целях соблюдения требований по учету ESG-факторов в деятельности корпораций, оценки процесса трансформации субъектов экономической деятельности в направлении ESG и анализа возможных неблагоприятных последствий и рисков, связанных с процессом преобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International and Domestic Trends in the Regulation of ESG Factors

The main aspect of the research in this article is the analysis of legal framework regulation of ESG-factors at the international and national levels. The authors attempt to systematize the significant institutional ESG initiatives, as well as initiatives of parties of the economic community, which are of voluntary basis for the evolution of approaches and the formation of a new paradigm of activities and management decisions of economic relations subjects on environmental, social development and corporate governance issues, including an overview of recent tendencies in the field of environmental, social and corporate governance, the article presents a summary of the most important trends in this field. In the process of analysis the increasing trends in global and Russian legal regulation of ESG-factors accounting in the activity of corporations and credit institutions, as intermediaries for distribution and allocation of capital and in the direction of regulation of quantity and quality of financial and non-financial reporting, with the purpose of compliance with requirements for ESG-factors accounting in the activity of corporations, evaluation of process of transformation of subjects of economic relations towards to ESG and analysis of possible unfavorable consequences to be revealed.

Текст научной работы на тему «Международные и отечественные тенденции регулирования ESG-факторов»

Научная статья

УДК 336.7

JEL G18, G32, M14, Q16, Q35

DOI 10.25205/2542-0429-2023-23-2-37-51

Международные и отечественные тенденции регулирования

ESG-факторов

Марина Евгеньевна Лебедева1 Инна Александровна Круглова2 Денис Александрович Лисянский3

Международный банковский институт имени Анатолия Собчака Санкт-Петербург, Россия

1lebedevame@ibispb.ru 2kruglova@ibispb.ru, https://orcid.org/0000-0002-2064-428X 3denis.lisyansky@gmail.com

Аннотация

Основным аспектом исследования в данной статье является анализ нормативно-правового регулирования ESG-факторов на международном и национальном уровнях. Авторами предпринята попытка систематизации наиболее значимых институциональных ESG-инициатив, а также инициатив участников экономического сообщества, носящих рекомендательный характер в области саморегулирования рынка, которые явились базисом для эволюции подходов и становления новой парадигмы осуществления деятельности и принятия управленческих решений субъектами экономических отношений по вопросам в области окружающей среды, социального развития и корпоративного управления, в том числе в статье представлен обзор последних тенденций в данном контексте. В процессе анализа выявлены усиливающие тенденции в глобальном масштабе и в России по правовому регулированию учета ESG-факторов в деятельности корпораций и кредитных организаций как посредников по распределению и размещению капиталов и в направлении регулирования количества и качества раскрываемой финансовой и нефинансовой отчетности в целях соблюдения требований по учету ESG-факторов в деятельности корпораций, оценки процесса трансформации субъектов экономической деятельности в направлении ESG и анализа возможных неблагоприятных последствий и рисков, связанных с процессом преобразования.

Ключевые слова

ESG-факторы, устойчивое развитие, банковское дело, ответственное инвестирование, зеленые финансы, ESG-банкинг, ESG-трансформация, раскрытие информации, таксономия зеленых проектов, правовое регулирование ESG, импакт-инвестиции

Для цитирования

Лебедева М. Е., Круглова И. А., Лисянский Д. А. Международные и отечественные тенденции регулирования ЕЗО-факторов // Мир экономики и управления. 2023. Т. 23, № 2. С. 37-51. DOI 10.25205/2542-0429-2023-23-2-37-51

© Лебедева M. Е., Круглова И. А., Лисянский Д. А., 2023

International and Domestic Trends in the Regulation of ESG Factors

Marina E. Lebedeva1, Inna A. Kruglova2, Denis A. Lisyanskiy3

Anatoly Sobchak International Banking Institute St. Petersburg, Russian Federation

1lebedevame@ibispb.ru 2kruglova@ibispb.ru, https://orcid.org/0000-0002-2064-428X 3denis.lisyansky@gmail.com

Abstract

The main aspect of the research in this article is the analysis of legal framework regulation of ESG-factors at the international and national levels. The authors attempt to systematize the significant institutional ESG initiatives, as well as initiatives of parties of the economic community, which are of voluntary basis for the evolution of approaches and the formation of a new paradigm of activities and management decisions of economic relations subjects on environmental, social development and corporate governance issues, including an overview of recent tendencies in the field of environmental, social and corporate governance, the article presents a summary of the most important trends in this field. In the process of analysis the increasing trends in global and Russian legal regulation of ESG-factors accounting in the activity of corporations and credit institutions, as intermediaries for distribution and allocation of capital and in the direction of regulation of quantity and quality of financial and non-financial reporting, with the purpose of compliance with requirements for ESG-factors accounting in the activity of corporations, evaluation of process of transformation of subjects of economic relations towards to ESG and analysis of possible unfavorable consequences to be revealed. Keywords

ESG-factors, sustainable development, banking, responsible investment, green finance, ESG-banking, ESG-transformation, disclosure, taxonomy of green projects, ESG legal regulation, impact investments

For citation

Lebedeva M. E., Kruglova I. A., Lisyanskiy D. A. International and Domestic Trends in the Regulation of ESG Factors. World of Economics and Management, 2023, vol. 23, no. 1, pp. 37-51. (in Russ.) DOI 10.25205/2542-0429-2023-23-2-37-51

Введение

Продолжающаяся санкционная политика и усугубляющееся социальное напряжение в развитых странах и странах с формирующимися рынками повышают значимость ESG-повестки [1, 2]. С момента формирования концепции ESG и последующего имплементирования принципов ответственного инвестирования в деятельности на фондовых биржах, в экспертной литературе значительный объем исследований посвящен ответственному инвестированию в «облигации воздействия» (impact bonds), данная категория включает зеленые, социальные облигации и устойчивые облигации, направленные на финансирование проектов в области устойчивого развития (sustainable bonds) [3].

С 2018 г. объем выпусков облигаций воздействия приблизился к 2,7 трлн долларов США (рис. 1). По итогам 2022 г. объем выпусков облигаций сократился на 13 % к 2021 г. несмотря на общее падение выпусков всех типов более чем на 60 %. Длительное время регион EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка)

остается лидером по объему облигаций воздействия, однако растущий интерес со стороны Китая привел к лидирующим позициям в 2022 г. - 14 % общего объема выпусков [4].

2018 2019 2020 2021 2022

Объем выпуска, млрд.долл.США -Количество выпусков, шт.

Рис. 1. Динамика глобальной эмиссии «устойчивых облигаций» в привязке к количеству выпусков Источник: составлено авторами по материалам [4]. Fig. 1. Dynamics of the global issue of "sustainable bonds" in relation to the number of issues

В РФ на февраль 2023 г. объем долговых инструментов в обращении, включенных в Сектор устойчивого развития Московской биржи, составляет 275 млрд рублей РФ в количестве 27 выпусков. Сектор состоит из трех самостоятельных сегментов: зеленых и социальных облигаций, облигаций национальных и адаптационных проектов. В 2022 г. состоялось 7 выпусков (в 2021 г. - 10 шт.), общий объем упал на 36 % до 106,2 млрд рублей РФ (рис. 2)1.

Таксономия отнесения облигаций к сегментам в отечественной практике имеет свою специфику, помимо соответствия международным принципам, облигации должны соответствовать российским стандартам в сфере экологии, социального финансирования, стандартам эмиссии Московской биржи, а для включения в сегмент «Национальных и адаптационных проектов» облигации должны соответствовать законодательству в области нацпроектов. С учетом концептуальной схожести устойчивых облигаций в глобальном понимании и облигаций национальных и адаптационных проектов авторами предложено сравнить на рис. 3 объем выпусков облигаций по типам на глобальном и национальном уровнях.

В рамках таксономии государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на текущий момент выдан только один устойчивый кредит от 2020 г. на сумму 110 млрд рублей РФ2. При этом по данным исследования Агентства «Эксперт РА» за 12 ме-

1 Данные Московской биржи. Сектор устойчивого развития. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.moex.com/s3019. (дата обращения: 20.01.2023).

2 ВЭБ.РФ. Выпуски финансовых инструментов устойчивого развития. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/vypuski-finansovykh-instru-mentov/ (дата обращения: 20.01.2023).

Рис. 2. Динамика российской эмиссии «устойчивых облигаций» в привязке к количеству выпусков Источник: составлено авторами по материалам: Московская биржа. Сектор устойчивого развития. URL: https://www.moex.com/s3019 (дата обращения: 20.01.2023). Fig. 2. Dynamics of the Russian issue of "sustainable bonds" in relation to the number of issues

Глобальные выпуски облигаций Российские выпуски облигаций

□ Зеленые облигации И Социальные ■Устойчивые облигации / Национальные и адаптационные проекты

Рис. 3. Классификация выпусков по типам облигаций Источник: составлено авторами по материалам [4], Московская биржа. Сектор устойчивого развития. [Электронный ресурс]. URL: https://www.moex.com/s3019 (дата обращения: 20.01.2023). Fig. 3. Classification of issues by types of bonds

сяцев, предшествующих июлю 2022 г., объем Б80-кредитов в российском банковском секторе вырос в 4 раза до 1,2 трлн рублей РФ [5].

Необходимо отметить, что ESG-факторы ранее частично были имплементи-рованы в методологию оценки рисков, не выделяясь в отдельную категорию, поэтому динамика в области роста устойчивых кредитов в том числе обусловлена пересегментацией ранее выданных кредитов в ESG-портфели и это, по мнению авторов, будет являться одним из факторов замедления динамики роста устойчивых кредитов в будущем.

Государство и банковское сообщество находятся в начальной фазе разработки принципов учета ESG-факторов. Безусловно, есть отраслевые лидеры банковской отрасли, металлургии, добывающей отрасли и энергетики, выступающие примерами интеграции ESG-факторов в деятельность, однако основная проблема заключается в том, что не все стороны готовы развиваться и вкладывать денежные средства в процесс ESG-трансформации.

Процесс учета банками ESG-факторов в управлении в целом схож с иными отраслями, однако особое внимание следует уделить учету ESG-рисков в рамках управленческих решений при принятии риска. По данным опроса банков Ассоциации банков России, проводимом в 2022 г., единого подхода к анализу ESG-факторов нет3. Используются внешние таксономии проектов и ESG-рейтинги заемщиков или внутренние банковские методики.

В процессе исследования было выявлено значительное количество инициатив, участников процессов и правовой базы как на глобальном, так и национальном уровнях, требующих систематизации. В связи с этим авторами предложена классификация на группы, которая послужит основой для анализа проблематики адаптации национальной нормативно-правовой базы к общемировым трендам.

Формирование ESG-концепции на глобальном уровне

Сама по себе концептуальная основа термина ESG, связанная с отношениями между корпорациями и заинтересованным сторонами, окружающей средой и обществом в целом имеет длительную научную дискуссию. Переосмысление академической концепции корпоративной социальной ответственности в актуальном контексте - предмет многих современных исследований как отечественных, так и иностранных авторов.

Востребованность исследований в области ESG, разработки понятийного аппарата и теоретических подходов в определении ESG обусловлена широким охватом экологических, социальных и управленческих факторов, объединение которых в одну терминологию позволяет использовать концепцию для различных заинтересованных сторон. Более того, объемное содержание термина приводит к его эволюционированию с течением времени посредством внедрения инициатив и новаций в законодательство.

Проанализировав многочисленные иностранные и отечественные научные труды, раскрывающие суть ESG, авторами предлагается для целей настоящей статьи использовать следующую компоновку определения ESG.

Компонент «E - Environmental. Окружающая среда» раскрывает видение и понимание корпораций по взаимодействию с окружающей средой, соблюдению законодательства в данной области и влияние корпораций на изменение климата.

Компонент «S - Social. Социальная ответственность» раскрывает фокус на влияние корпораций на своих сотрудников, клиентов и общество. Компонент

3 Ассоциация Региональных Банков. Результаты опроса ESG - июль 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://asros.ru/upload/iblock/84b/17m2y2ai8s8utu7qjko2v1k28ngthd2r/Rezultaty-oprosa-ESG-_-iyul-2022.pdf (дата обращения: 10.01.2023).

включает не только наличие задекларированных материальных и нематериальных подходов к персоналу, но и наличие их практики применения.

Компонент «G - Government. Корпоративное управление» описывает, как корпорация контролируется и управляется. Компонент включает в себя все внутренние системы, которые организация имеет для того, чтобы осуществлять управление рисками, соблюдать корпоративную этику, прозрачность управления и пр. Это одна из самых значимых компонент ESG, оказывающая влияние на финансовые результаты корпорации.

Выявленные авторами в рамках исследования признанные международные инициативы в области устойчивого развития и ESG, которые послужили катализатором ESG-тематики, систематизированы в четыре группы и представлены на рис. 4, включая институциональные публикации, посвященные генезису и последующему раскрытию базовых компонент концепции ESG как новой модели рациональной деятельности экономических субъектов.

Данная система демонстрирует, что основные усилия мирового сообщества в области формирования ESG-повестки пришлись на начало XXI века и катализаторам выступил Доклад ООН «Неравнодушный побеждает» (Who Cares Wins) от в 2004 г., благодаря которому концепция ESG стала рассматриваться как система компонент. Более того, данная концепция стала активно внедряться путем инициатив ООН и институциональной поддержки, которые помогли распространить это понятие через глобальное инвестиционное сообщество среди заинтересованных сторон4.

Впоследствии начинают появляться добровольные обязательства и принципы, затрагивающие значительную сферу деятельности экономических субъектов. На основе доработок глобальных инициатив ООН возникают принципы в области инвестиционного анализа, портфельных инвестиций банковской деятельности, кредитования в области зеленых, социальных кредитов и кредитов, направленных на финансирование целей устойчивого развития. Основополагающей инициативой в данной области выступили Принципы ответственного инвестирования (PRI) от 2006 г., впоследствии появились Принципы зеленого кредитования (GLP), Принципы ответственного банкинга (PRB), Принципы социального кредитования (SLP), Принципы кредитования в области устойчивого развития (SLLP), разработанные различными институтами и обновляемые ежегодно.

Для оценки следования корпорациями задекларированным принципам, адаптации к исполнению целей устойчивого развития и учета ими ESG-факто-ров в своей деятельности заинтересованным сторонам необходимо иметь доступ к нефинансовой информации о деятельности корпораций. Данная задача решается путем регулирования стандартов полноты, достоверности и единообразия раскрытия нефинансовой информации в отчетности.

Модификация регулирования раскрытия отчетности носит перманентный характер и зависит от целей и задач, стоящих перед заинтересованными сторонами

4 United Nations Principles of Responsible Investments. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.unpri.org/signatories (дата обращения: 17.01.2023); United Nations Principles of Responsible Banking. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unepfi.org/banking/prbsignatories (дата обращения: 17.01.2023).

Наше общее

будущее

Повестка дня XXI век

Киотский протокол

1 лооальнал шшцщлива со отчетности

Глобальный договор

Проект ушеродной отчетности

Г~

Неравнодушный

побеждает

V_у

Пригпцпгы

стветствсппого

ИНВОСЧ И]К>КЯНИЯ

20Ю7

Совет по : стандартам раскрытия

Биржи за устойчивое развитие

Международный : совет по

интегрированное отчетности

Глобальный

альянс банковских цеодоетеЗ

Принципы в

области прав человека и бизнеса

::: :Совет:по:: стандартам учета::

Директива: 2014/95:

Цели устойчивого развития

Парижское соглашение

Груши ио

одмному

фа? [ансированню

Рабочая группа;: совета финансовой стабильности

¡¡¡; Группа лс

и регулированию:

зеленой

ЭКОНОМИКИ щ?

Зеленая сделка ЕС J | Сообщество

климатич^сйи

оезошшого

ответственного

«угтоичивых» кредитов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципы устойчивых облигаций

м Альянс банков с

1 полш 5КО£

нулевых

% выбросов

Международной j организация

КОМИССИЙ ПО:

церттм бумагам

Коттфлротщпя по климату в 1 лазго

РиНочяя группа по устойчивому

Рабочая I руина ш>| кнансов! рискам

Регламент по раскрытию информации

Директива НС раскрытию иаформащш

Принципы

< социальных крепил YR

Директива ЬС о

корпоративной

у{'10ЙЧШМ)С1И

Таксономия ЬС зеленых ¡проектов, fell

Глобальные инициативы

Раскрытие информации | ] ESG сообщества f ] Принципы методология

Рис. 4. Временной график основных глобальных этапов внедрения ESG-повестки Источник: составлено авторами Fig. 4. Timeline of the main global stages of the implementation of the ESG agenda

в конкретный момент времени. Раскрытие может носить как рекомендательный, так и обязательный характер, как в случае с директивами Еврокомиссии, требованиями Комиссии по ценным бумагам США (SEC) или требованиями бирж к эмитентам ценных бумаг (Singapore Exchange, Hong Kong Exchanges and Clearing, Московская Биржа и проч.).

Базисом для раскрытия информации послужила Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI), являющаяся международным добровольным стандартом подготовки отчетности по устойчивому развитию, которая на февраль 2023 г. содержала 38 стандартов5. Различные институциональные инициативы послужили основной для формирования иных требований по интеграции в отчетность климатической и социальной информации, информации в области устойчивого развития, сведений о том, какую ценность в будущем несет стратегия и деятельность корпорации. Причем данные требования относятся не только к корпорациям, но и иным участникам рынка - управляющими активами, консультантам и проч.

Начиная с 2021 г. в Европейском союзе наблюдается трансформация рекомендательного характера инициатив в область жесткого регулирования путем публикации нормативных документов по раскрытию информации в отношении ESG-факторов, рисках и возможностях, возникающих в области ESG для оценки эффективности деятельности в рамках «зеленой сделки» Европейского союза, вплоть до оценки корпорациями эффективности деятельности своих контрагентов.

Широкая повестка в области ESG и устойчивого развития стала катализатором для появления различных ассоциаций участников финансового рынка. На рис. 4 авторами приведены основные представители международных сообществ банковских и экономических субъектов.

Большую роль в продвижении концепции ESG играют национальные инициативы и законодательные требования по раскрытию информации и внедрению ESG-факторов на страновом уровне, которые явились следствием глобальных инициатив. Статья не содержит исчерпывающего перечня инициатив в области ESG, а ставит цель показать лишь основные тенденции.

Попытки систематизации инициатив в области ESG предпринимались ранее, подобное решение в 2019 г. предложили в рамках Международного экономического форума, представив инициативы по ESG в рамках экосистемы «ESG Ecosystem Map», однако решение осталось статичным.

Экосистема подвержена изменениям с учетом целей и задач, транслируемых международным сообществом. По итогам Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в 2022 г. было опубликовано несколько докладов о разрывах в адаптации к изменению климата и выбросу парниковых газов «Adaptation Gap Report 2022», «Emissions Gap Report 2022». Результаты исследований рисуют экономическому сообществу мрачные онтологические перспективы. Как следствие, законодательная база и требования к участникам финансового сектора будут уже-

5 Global Reporting Initiative. GRI Standards. [Электронный ресурс]. URL: https://www. globalreporting.org/how-to-use-the-gri-standards/gri-standards-english-language/ (дата обращения: 17.01.2023).

сточаться, что скажется на необходимости регулярной модификации экосистемы ESG и приведения ее в соответствие повестке дня.

Формирование ESG-концепции в России

Эксперименты по систематизации повестки в области ESG в России осуществлялись на уровне Аналитического центра при Правительстве РФ в целях инициирования запуска ESG-трансформации. Последняя версия была разработана в декабре 2021 г. под названием «Навигатор ESG 2.0».

Вклад в систематизацию отечественных ESG-инициатив и в реализацию актуальной национальной экосистемы вносит Национальный ESG Альянс. В декабре 2022 г. был опубликован первый раздел атласа национальной экосистемы ESG, посвященный нефинансовой отчетности. На 2023 г. запланирована разработка 4-х следующих разделов атласа: «Финансирование», «Оценка», «Общая инфраструктура» и «Инновации», что приведет к формированию единого информационного поля в области ESG.

В российском праве отсутствует законодательно закрепленная терминология ESG. Нормативными актами регулируются отдельные компоненты: экология, социальная повестка или же требования к юридическим лицам, выступающим эмитентами долговых инструментов, в ходе анализа более 1 500 нормативных актов, проведенного под эгидой Национального ESG Альянса выяснилось, что недавние изменения оказали наибольшее воздействие на экономический (89 %) и социальный (45 %) аспекты, в то время как на экологический - лишь 29 %, что свидетельствует об отсутствии комплексного подхода в изменении законодательства в области ESG.

На рис. 5 представлена национальная правовая основа концепции ESG и, по мнению авторов, отражающая значимые документы и инициативы, которые заложили основу отечественной парадигмы ESG и являющиеся следствием эволюции международных институциональных инноваций.

Необходимо отметить, что такие документы, как Концепция перехода РФ к устойчивому развитию от 1996 г., Климатическая доктрина от 2009 г. являющиеся следствием Рамочной конвенции ООН об изменении климата от 1992 г., ратификация Парижского соглашения по климату от 2019 г. показывают, что российская ESG-повестка следует с заметным временным опозданием в модернизации норм права в сравнении с глобальным трендом.

Несмотря на международный интерес к ESG c начала XXI века, в России формирование ESG повестки связывают со второй декадой столетия. В 2012 г. Правительством РФ был утвержден план действий в области экологического развития на период до 2030 г., предполагающий модернизацию законодательства в области окружающей среды и ратификацию Конвенции ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и Протокола к ней от 1991 г. и 2003 г. соответственно.

Последующие этапы затрагивают период с 2018 по 2022 г. и связаны с формулировкой национальных проектов развития, отвечающих целям устойчивого развития и учитывающих ESG-факторы; ратификацией Парижского соглашения

Концепция перехода к устойчивому развитию

Нздшошяшая

сеть Глобального

^^d^lpOOH

Климатическая доктрина

План действий в

области экологической политики до 203 0

ESG анд=екзсы РСПП

Х^чхКбДёКС;:;:;:;:;:; корпоративного управления

Концепции развития

• ПубЛИЧНОЙ; ;

отчетности

Проект закона о

ПублИЧНОЙ нефинансовой отчетности

Национальные

цели и стратегические задачи до 2024

2019

Парижское соглашение по климату

V___У

:х-:Концёпыия::;.;. методологическо

:::йсистемы::::::

развития : ; ЗёленЁК;: :; проектов"

Г

О сокращении парниковых газов

V_У

Раскрытие информации эмитентами

• Рекомендации по ::: ответственному::: инвестированию :

Национальные приоритеты до

2030

V_

Г~

Ограничение выбросов

парниковых газов

V_У

■хСтандарты-Х; эмиссии Ш'О:'-; облигаций

: Рекомендации по : раскрытию: нефинансовой: отчетности

Рекомендации о

информации в

годовом отчете

Таксономии ВЭБРФ

Рук-во Мосбиржи по принципам

УСТОЙЧИВОГО развгТТия

Pj^k-bo Мосбиржи : по подготовке к : : выпуск}1-ESG

инструментов

Рекомендации по •

факторов ■ : устойчивого ■

ч:::::':::развитня:::'::::::

Доклад ESG-

ЩЙеЙшш г

| |

Банков Росеаа

О регулировании озон-разрушающих веществ

Налишаяышй ESG Длине

Модельная методе лоГия ESG-рейтингов

| Нормативные акты I Раскрытие информации, принципы, методология | | ESG сообщества

Рис. 5. Временной график основных этапов внедрения ESG-повестки в России Источник: составлено авторами. Fig. 5. Timeline of the main stages of the implementation of the ESG agenda in Russia

по климату; внедрением концепции устойчивого развития и ESG-тематики путем появления стратегии социально-экономического развития, а также принятия закона об ограничении выбросов парниковых газов и изменения действующих норм законодательства.

Усилия исполнительных органов в области законотворческой деятельности свидетельствуют о том, что ESG-тематика является одним из приоритетных направлений развития государства. Группа «Раскрытие информации, принципы, методология», представленная на рис. 5, содержит национальные инициативы в области учета ESG-факторов в нефинансовой информации. Однако немаловажным остается тот факт, что в российском правовом поле до сих пор отсутствует закон по регулированию публичной нефинансовой отчетности, работа над которым велась с 2017 г., несмотря на наличие ряда рекомендаций со стороны Банка России в целях соблюдения Принципов ответственного инвестирования6.

Стоит отметить, что Московская Биржа, следуя глобальным трендам, опубликовала руководство по внедрению принципов устойчивого развития, повышению качества раскрываемой информации об устойчивом развитии и созданию условий для ответственного инвестирования. В январе 2023 г. руководство обновлено с учетом инструкции по подготовке к выпуску ESG-инструментов.

Широкое применение российскими корпорациями рекомендаций и стандартов по учету ESG-факторов в корпоративной отчетности остается под вопросом с учетом рекомендаций Правительства РФ от 2022 г. о предоставлении эмитентам права временно не раскрывать отчетность и аудиторские заключения на фоне антироссийских санкций и ухода иностранных инвесторов - основных потребителей данной информации. Однако мнение экспертов по данному вопросу неоднозначно, ESG - это глобальный тренд, поэтому приверженность ESG позволяет российским корпорациям быть эффективными на новых рынках.

Согласно исследованию, подготовленному Национальным ESG Альянсом, ESG-повестка значима для стран АТОР и Ближнего Востока7, страны в этих регионах имеют собственную национальную ESG-повестку, и внедряемые практики имеют более жесткое нормативное регулирование, чем на Западе, что является значимым фактором для идеи «переориентации» на Восток, которая активно внедряется с 2022 г. на фоне геополитического кризиса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как следствие, доля эмитентов, для которых значимость учета ESG-факторов сохранилась и даже возросла, составила 72 % от общего числа клиентов Агентства «Эксперт РА» в 2022 г. [6]. Для российского бизнеса необходимость получения ESG-рейтинга со стороны рейтинговых агентств является вынужденной мерой, связанной с применением трансграничного углеродного регулирования и отслеживанием применения ESG-практик в цепочке поставок.

6 Сбербанк. Перспективы ESG в России и экономические преимущества устойчивого бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.ru/ru/sberpress/esg/article?newsID=ba988514-7797-4564-9f3f-62c5889c56ef&blockID=ff036e8f-6beb-4d62-b4e7-4c3e0a22b553&regionID=78&lang=ru&typ e=NEWS (дата обращения: 20.01.2023 г.).

7 «Открывая новые горизонты: ESG-повестка в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке» (исследование Kept по заказу ESG Альянса). Июль 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://esg-a.ru/#library (дата обращения: 15.01.2023 г.).

Необходимо отметить, что публичность нефинансовой отчетности и полнота учета ESG-факторов являются важным не только для иностранных партнеров, но и для российских банков при формировании мнения о финансировании ESG, присвоения ESG-рейтинга и отнесения продукта к ESG-портфелю, который представляет собой совокупность инвестиционных и кредитных продуктов, в которых уполномоченный орган банка принял решение участвовать путем покупки соответствующих инвестиционных инструментов, выдачи кредитов, гарантий или других инструментов [7].

За два года публикации ESG-рейтингов агентством «Эксперт РА» количество банков с ESG-рейтингом увеличилось с 2-х до 19-ти8, что свидетельствует о наличии соответствующих стратегий внутри банков, направленных на интеграцию ESG-факторов в деятельность банков.

В группе «ESG-сообщества» на рис. 5 осуществлена попытка объединить сообщества заинтересованных сторон из разных отраслей, которые ставят своей целью интегрировать ESG-принципы в деятельность своих членов и сформировать правовые основы для законодательного регулирования ESG. Основой данных объединений служат представители крупного корпоративного бизнеса.

В рамках ESG-повестки на кредитные организации определенное давление оказывает регулятор, вовлекая банковское сообщество в адаптацию к новым видам рисков путем публикации докладов, информационных писем с рекомендациями по учету ESG-факторов, консультаций по климатическим рискам, методологиям расчета ESG-рейтингов и направлениями развития банковской системы РФ. Пока данные материалы носят рекомендательный характер, однако не исключается, что в перспективе данные рекомендации будут переформатированы в требования для кредитных организаций.

Игнорирование Б80-факторов при принятии инвестиционных и кредитных решений может привести к повышенным рискам в деятельности и как следствие влиять на стабильность банка, поэтому внедрение стресс-тестирования банковского сектора - это, скорее, вопрос времени.

Данную позицию подчеркивают действия Банка России, который в направлениях развития финансового рынка РФ, утвержденных в ноябре 2022 г., обозначает в среднесрочном горизонте проработку вопросов о возможности интеграции ESG-рисков в пруденциальное регулирование и надзор в банковском секторе и обеспечение интеграции ESG-факторов в бизнес-стратегии и риск-менеджмент финансовых и нефинансовых организаций.

Выводы

Исследование предлагает сделать ряд выводов: а) катализатором изменения поведений экономических субъектов в строну концепции служат в первую очередь глобальные институты; б) вопросы устойчивого развития и борьбы с климатическими изменениями в России становятся объектом внимания органов исполнительной власти, органов регулирования и участников финансового риска с замет-

8 Корпоративные рейтинги ESG. АО «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert. eu/esg_corporate_ranking (дата обращения: 20.01.2023).

ной временной задержкой по сравнению развитыми странами и даже странами БРИКС с учетом объема выпусков соответствующих долговых инструментов; в) анализ рисков и обстоятельств, обусловленных изменениями ESG-факторов, фактически стало глобальной тенденцией, определяющей перспективные направления экономической и финансовой повестки.

Причастность субъектов экономических отношений и финансовых посредников в ESG-повестку показывает положительную динамику, в стране формируются лидеры с разработанными стратегиями, процедурами принятия рисков, таксоно-миями отнесения заемщиков и продуктов к ESG-портфелям. Однако ангажированность банков в процесс не пропорциональна характеру потребностей рынка, в связи с ограничениями финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для реализации ESG-трансформации. В отечественной действительности характерным мотивирующим фактором для вовлечения кредитных организаций в процесс ESG-трансформации являются решения и рекомендации органов исполнительной власти и регуляторов.

Решения проблематики в области ESG-трансформации и вовлеченности экономических субъектов в ESG-повестку, по мнению авторов, включают: разработку понятийного аппарата ESG в рамках национального законодательства; кардинальный пересмотр подходов в области нефинансовой информации и ее публичности; разработку обязательных норм по учету ESG-факторов в деятельности корпораций (в том числе с государственным участием и в области государственных закупок); внедрения ESG-ориентированного риск-менеджмента при принятии управленческих решений; проработку программ субсидирования ESG-кредитов и государственных гарантий для заемщиков; внесение изменений в фискальную политику на предмет льгот для инвесторов и для корпораций в рамках ESG-транс формации.

Предлагаемые в настоящем исследовании решения являются стимулирующими для отечественных корпораций и банковского сообщества в области ESG-трансформации и создают основу для адаптации ESG-концепции к российской действительности.

Список литературы

1. Сигова М. В. «Зеленые» финансы: процесс развития и перспективы трансформации: Монография / Кабир Л. С., Яковлев И. А., Никулина С. И., Раков И. Д., Терентьев Н. Е., Сигова М. В., Ключников О. И., Гороховат-ский Л. Ю., Екимова К. В., Богомолов К. С., Аносова Л. А., Бокарев А. А. СПб.: Изд-во МБИ, 2020. 216 с.

2. Сигова М. В. ESG-трансформация финансового сектора в экономической реальности XXI века (коллективная монография) // Кабир Л. С., Сигова М. В., Васильев С. А., Затевахина А. В. и др. / Под ред. д.э.н., проф. РАН Л. С. Кабир, д.э.н. М. В. Сиговой. СПб.: Изд-во АНО ВО «МБИ имени Анатолия Собчака». 2021. С. 298.

3. Мидлер Е. А. Методология оценки инструментов зеленого банкинга на развивающихся рынках // Ученые записки Международного банковского института. 2021. № 3 (37). С. 58-68.

4. Belcher A., Wong M. Impact Bond Analysis 2022. Intercontinental Exchange, Inc. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ice.com/insights/impact-bond-report-2022 (дата обращения: 20.01.2023).

5. Советкина З., Коршунов Р., Сараев А. Обзор ESG-банкинга за 1-е полугодие 2022 г.: повестка остается, меняются акценты. АО «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru/researches/ banks/esg_1h2022/#part2 (дата обращения: 10.01.2023).

6. Жанахова Е., Митрофанов П. ESG-прозрачность: раскрыть нельзя закрыть. АО «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru/researches/ sus_dev/esg_2022/ (дата обращения: 10.01.2023).

7. Львова Н. А. Зеленые финансы как элемент новой парадигмы развития // Ученые записки Международного банковского института. 2021. № 3 (37). С. 44-57. EDN: BVFQDT

References

1. Sigova M.V. et al. "Green" finance: development process and transformation prospects. MBI Publishing House, St. Petersburg, 2020. 216 p.

2. Sigova M.V. et al. ESG-transformation of the financial sector in the economic reality of the XXI century. St. Petersburg: Publishing house of ANO VO "MBI named after Anatoly Sobchak". 2021. P. 298.

3. Midler E. A. Methodology for evaluating green banking tools in emerging markets // Scientific notes of the International Banking Institute. 2021. No. 3 (37). pp. 58-68.

4. Belcher A., Wong M. Impact Bond Analysis 2022 [Online]. Intercontinental Exchange, Inc. URL: https://www.ice.com/insights/impact-bond-report-2022 (accessed on: 20.01.2023).

5. Sovetkina Z., Korshunov R., Saraev A. Overview of ESG banking for the 1st half of 2022: the agenda remains, the accents change. JSC "Expert RA" [Online]. URL: https://raexpert.ru/researches/banks/esg_1h2022/#part2 (accessed on: 01.10.2023).

6. Zhanakhova E., Mitrofanov P. ESG-transparency: open cannot be closed. JSC "Expert RA" [Electronic resource]. URL: https://raexpert.ru/researches/sus_dev/ esg_2022/ (accessed on: 01.10.2023).

7. Lvova N. A. Green finance as an element of a new development paradigm // Uche-nye zapiski mezhdunarodnogo bankovogo instituta. 2021. No. 3 (37). pp. 44-57.

Информация об авторах

Лебедева Марина Евгеньевна, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра межвузовского сотрудничества Международного банковского института имени Анатолия Собчака SPIN: 4257-1007 AuthorID: 365881

Круглова Инна Александровна, кандидат экономических наук, кандидат юридических наук, доцент, проректор по научно-образовательной деятельности Международного банковского института имени Анатолия Собчака Scopus ID: 57190853632

Лисянский Денис Александрович аспирант Международного банковского института имени Анатолия Собчака

Information about the Authors

Marina E. Lebedeva, Doctor of Economics, Professor, Head of the Center for Interuniversity Cooperation, International Banking Institute named after Anatoly Sobchak, Russian Federation, St. Petersburg SPIN: 4257-1007 AuthorID: 365881

Inna A. Kruglova, PhD in Economics, PhD in Law, Associate Professor, Vice-Rector for Scientific and Educational Activities of Anatoliy Sobchak International Banking Institute

Scopus ID: 57190853632

Denis A. Lisyanskiy, postgraduate student, Russian Federation, Saint Petersburg, Anatoliy Sobchak International Banking Institute

Статья поступила в редакцию 25.04.2023; одобрена после рецензирования 25.05.2023; принята к публикации 25.05.2023

The article was submitted 25.04.2023; approved after reviewing 25.05.2023; accepted for publication 25.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.