Научная статья на тему 'Международные гарантии обеспечения прав человека и основных свобод в деятельности полиции'

Международные гарантии обеспечения прав человека и основных свобод в деятельности полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2111
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ / ЗАКОННОСТЬ / INTERNATIONAL GUARANTEES / ENSURING THE RIGHTS OF CITIZENS / POLICE ACTIVITIES / LAWFULNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бучакова Марина Александровна, Дизер Олег Александрович

Анализируются международные акты, регламентирующие деятельность полиции по обеспечению прав человека и основных свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International guarantees of human rights and fundamental freedoms in the police sector

Analyzed international acts regulating the activities of the police to ensure the human rights and fundamental freedoms.

Текст научной работы на тему «Международные гарантии обеспечения прав человека и основных свобод в деятельности полиции»

МЕЖДУНАРОДНОЕ, ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 1 (42). С. 93-97. УДК 342

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

INTERNATIONAL GUARANTEES OF HUMAN RIGHTS AND FUNDAMENTAL FREEDOMS IN THE POLICE SECTOR

М. А. БУЧАКОВА, О. А. ДИЗЕР (М. А. BUCHAKOVA, O. A. DIZER)

Анализируются международные акты, регламентирующие деятельность полиции по обеспечению прав человека и основных свобод.

Ключевые слова: международные гарантии; обеспечение прав граждан; деятельность полиции; законность.

Analyzed international acts regulating the activities of the police to ensure the human rights and fundamental freedoms.

Key words: international guarantees; ensuring the rights of citizens; police activities; lawfulness.

Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания - свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Права человека - достижение современного цивилизованного общества, объединяющего усилия государств в целях установления единых международных стандартов по их обеспечению, дальнейшего развития и защиты; их регулирование осуществляется как внутренним, так и международным правом.

В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманистических и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе. При этом возрастающая роль меж-

дународного права выражается во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, а также в создании международных органов по контролю за выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

На протяжении последних десятилетий мировое сообщество разработало и приняло целый ряд документов, направленных на установление гарантий соблюдения прав личности. Анализ нормативной базы в сфере международного права свидетельствует об ярко выраженной её направленности по обеспечению законности и соблюдению прав человека и гражданина.

В Уставе ООН закреплена решимость государств-членов «... утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие

© Бучакова М. А., Дизер О. А., 2015

93

М. А. Бучакова, О. А. Дизер

мужчин и женщин», и одной из главных целей ООН провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека, и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии» [1]. Данным документом была заложена основа для развития принципа защиты прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из общепризнанных принципов международного права.

Важнейшими международными документами в области защиты прав человека являются: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Парижская хартия для новой Европы (1990 г.) и др. [2].

Одним из фундаментальных соглашений в области регионального межгосударственного сотрудничества является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы в 1950 г. и вступившая в силу в 1953 г. после ратификации десятью государствами - членами Совета Европы [3]. Данный международный договор относится к числу наиболее эффективных механизмов защиты прав человека, поскольку обеспечивается правосудием на уровне Совета Европы - посредством специально учрежденного для рассмотрения дел о нарушении государством прав, гарантированных Конвенцией, Европейского суда по правам человека.

Став членом Совета Европы в 1996 г., Российская Федерация в 1998 г. ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод, тем самым закрепив обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации на уровне международных стандартов.

В обеспечение прав и свобод человека и гражданина (личных (гражданских), политических, экономических, социальных и культурных прав) значительный вклад вносят полиция и другие правоохранительные органы. Формирование международных стандартов деятельности правоохранительных органов представляет собой сложный объективный процесс, вобравший в себя общечеловече-

ский опыт образования норм международного права.

Положения основополагающих международных документов, закрепляющие права и свободы человека и гражданина, нашли отражение и в международных актах, регламентирующих деятельность полиции. Их принятие обусловлено осознанием полицейскими разных стран идентичности их профессиональных проблем и необходимости выработки единых принципов и основных правил полицейской деятельности.

В числе наиболее важных с точки зрения правового регулирования деятельности полиции по обеспечению прав человека следует назвать Декларацию о полиции, утвержденную Резолюцией 690 Парламентской ассамблеи Совета Европы от 8 мая 1979 г., Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах (2002 г.), Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, принятый 12 декабря 1996 г. Резолюцией 51/59 на 82-м пленарном заседании 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН), Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией 1989/61 Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые резолюцией VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа - 7 сентября 1990 г.), и др. [4].

В соответствии с данными международными актами, регламентирующими полицейскую деятельность, сложилось в определенную систему и находится в постоянном развитии международное сотрудничество правоохранительных органов, в рамках которого решаются в первую очередь вопросы соблюдения полицией прав человека, проблемы предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями. Это со-

94

Международные гарантии обеспечения прав человека и основных свобод в деятельности полиции

трудничество осуществляется как на межправительственной, так и на неправительственной основе, часто путем прямых контактов полицейских ассоциаций и служб. Такими организациями являются: Международная полицейская ассоциация; Международная конференция полицейских ассоциаций; Международная федерация старших офицеров полиции; Международная ассоциация жен-щин-полицейских; Международная ассоциация начальников полиции.

Во многих странах за основу поведения полицейских, их взаимоотношений с гражданами по обеспечению прав и свобод взят принятый Организацией Объединенных Наций Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), а также принятые ООН в развитие этого документа Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1989 г.).

В резолюции ООН о принятии данного Кодекса говорится о «защите общественного порядка» как «функции по поддержанию правопорядка». Требования к поведению и деятельности работников полиции, изложенные в Кодексе, подчеркивают взаимосвязь моральных и правовых норм в системе социальных норм такой профессиональной группы, как полиция. Указанный Кодекс устанавливает, что «те, кто обладает полицейскими полномочиями, обязуются уважать и защищать права человека по отношению ко всем лицам». Должностным лицам, обладающим полицейскими полномочиями, особенно на задержание правонарушителей, Кодекс запрещает применение пыток, также подчеркивается, что сила может быть применена только в случае крайней необходимости. В нем определены требования по сохранению в тайне сведений конфиденциального характера, если исполнение обязанностей или цели правосудия не требуют иного. Кроме того, приведен ряд норм по обеспечению полной охраны здоровья задержанных лиц и оказанию медицинской помощи жертвам правонарушений (пострадавшим) или несчастных случаев, происходящих в ходе правонарушений. Установлено, что указанные должностные лица не только должны не совершать каких-либо актов коррупции, но и обязаны все-

мерно препятствовать таким актам и бороться с ними.

Целью Кодекса является обеспечение «эффективного поддержания этических норм среди должностных лиц», ориентация на приоритет общечеловеческих моральных ценностей (гуманизм, милосердие, справедливость, терпимость и др.). В нем содержится обращение к таким моральным категориям, как достоинство, репутация, жестокость, бесчеловечность, сострадание, стимулы, тайна, уважение, моральная поддержка, нравственное поведение, моральная ответственность.

Как видим, предъявление высоких требований к должности лица, поддерживающего правопорядок, обусловлено прежде всего стремлением защитить права человека и основные свободы, не допустить произвола со стороны должностных лиц в их взаимоотношениях с гражданами и нарушений закона.

Важным документом, устанавливающим основные правила деятельности полицейских по обеспечению прав человека и основных свобод является Декларация о полиции, принятая Парламентской ассамблеей Совета Европы 8 мая 1979 г.

В преамбуле декларации не только обозначена цель её принятия - для полного осуществления прав человека и основных свобод, гарантированных Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод, другими национальными и международными документами, - но и названы основные условия мирного общества, обладающего преимуществами порядка и общественной безопасности. В Декларации отмечается жизненно важная роль полиции, которая вынуждена действовать в условиях, связанных с риском для сотрудников, и что выполнение ими своих обязанностей ещё более осложнено, когда нет четко определенных правил поведения.

В данном документе также содержатся этические нормы, которым должен следовать полицейский; определен правовой статус полиции, полицейского, а также алгоритм их действий в период войны и при других чрезвычайных обстоятельствах. В частности, отмечается, что полицейский должен выполнять возложенные на него законом обязанности по защите своих сограждан и общества от насилия, грабежа и дру-

95

М. А. Бучакова, О. А. Дизер

гих общественно опасных действий, как это установлено законом.

Положения Декларации перекликаются и с другими международными актами, регламентирующими деятельность полиции. В ней также содержатся этические нормы, которым должен следовать сотрудник полиции, а именно: полицейский должен действовать честно, беспристрастно и с чувством собственного достоинства. Он должен воздерживаться от всех проявлений коррупции и решительно противодействовать им; дисциплинарные взыскания, пытки и другие формы негуманного или унижающего обращения или наказания запрещаются при любых обстоятельствах. Сотрудник полиции не должен повиноваться или исполнять любой приказ или инструкцию, предписывающие подобные меры (ст. 3), т. е. согласно данному положению применение силы должностными лицами по поддержанию правопорядка должно носить исключительный характер. Согласно ст. 5 ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания. Данное положение основывается на принятой Генеральной Ассамблеей Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Важный аспект в этом документе сделан на невозможности коррумпированности должностных лиц; императивно подчеркивается, что должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают какие-либо акты коррупции. Кроме того, они всемерно препятствуют любым таким актам и борются с ними (ст. 7).

Нормативные предписания международных актов закрепляют как права и свободы граждан, так и средства, механизмы их реализации. Соответственно для полного обеспечения прав и свобод должны быть выполнены установленные процессуальные действия в рамках полномочий конкретного должностного лица. Поэтому в Кодексе закреплено, что должностные лица по поддержанию правопорядка уважают закон и настоящий

Кодекс. Используя все свои возможности, они также предотвращают и всемерно препятствуют всем нарушениям таковых (ст. 8).

Конституция Российской Федерации как основной закон государства устанавливает важнейшие «правила поведения» в том числе и правоохранительных органов. Среди них важнейшим является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, и именно реализация этого правила является сутью полицейской деятельности.

Здесь следует упомянуть о таких закрепленных Конституцией правах и свободах человека и гражданина, как право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию, частной собственности, свободы совести, вероисповедания, мысли и слова, поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, право проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования и т. д.

Закрепив на конституционном уровне принципы построения демократического правового государства, Россия продолжила демократизацию правоохранительной деятельности, что получило развитие в Федеральном законе «О полиции», устанавливающем цели, основные направления и принципы деятельности полиции, её права и обязанности.

В данном Законе принципы деятельности полиции выделены в отдельную главу, включающую в себя семь самостоятельных статей. Это свидетельствует не только об использовании более совершенной юридической техники, но и о признании важнейшей роли принципов деятельности полиции как основных концептуально значимых руководящих идей, на которых она должна строиться.

Основные положения Закона соответствуют Конституции Российской Федерации, а

96

Международные гарантии обеспечения прав человека и основных свобод в деятельности полиции

также международно-правовым стандартам, регламентирующим обеспечение прав и свобод в деятельности правоохранительных органов.

Необходимо выделить следующие положения Закона: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина являются принципами деятельности полиции (ч. 1 ст. 5); деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 5); сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, он обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (ч. 3 ст. 5); полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ч. 6 ст. 5); сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (ч. 3 ст. 6); полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 1 ст. 7); деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает права граждан, общественных объединений и организаций (ч. 1 ст. 8); полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку со стороны граждан (ч. 1 ст. 9); действия сотрудников полиции долж-

ны быть обоснованными и понятными для граждан (ч. 2 ст. 9); в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры к восстановлению нарушенных прав и свобод, принести извинения гражданину, чьи права и свободы были нарушены, по месту нахождения, работы, учебы или по месту жительства гражданина в соответствии с его пожеланиями (ч. 3 ст. 9).

В первую очередь указанные нормативные предписания направлены на обеспечение охраны и защиты прав и свобод граждан. Они заложили основные начала формирования партнерской модели взаимоотношений полиции и общества, согласно которой полиция не стоит над обществом, а служит ему, ориентируясь на сотрудничество с институтами гражданского общества и гражданами в процессе защиты их прав и свобод, противодействия преступности, охраны общественного порядка. При этой модели население выступает активным субъектом обеспечения правопорядка, не только непосредственно участвуя в его охране, но и своевременно информируя полицию о всех ситуациях, которые могут угрожать безопасности граждан.

Исходя из изложенного, осуществление полицейской деятельности в соответствии с Конституций РФ, международными стандартами призвано обеспечить возможность реализации гражданами своих конституционных прав и свобод. Именно с этой целью создана и действует система правоохранительных органов, важным звеном которой являются органы внутренних дел, призванные защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и го -сударства от преступных и иных противоправных посягательств.

1. Международное право в документах. - М., 2002. - С. 12.

2. Кудинов О. А. Права человека. - М., 2006. -С. 13.

3. Международные акты о правах человека : сб. документов. - М., 1998. - С. 537.

4. Международная защита прав и свобод человека : сб. документов. - М., 1990. - С. 319325.

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.