Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
торговая марка / ритейл / розничная торговля / история брендов / коммуникации / реклама / потребители / trademark / retail / retail / brand history / communications / advertising / consumers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.А. Харитонов, М.В. Кравченко

Сотовый ритейл один из самых быстрорастущих сегментов во многих странах, где есть достаточный доступ к мобильной связи, потому что сегодня смартфон – это не просто товар, а средство социализации, банк, рабочий кабинет, который всегда под рукой и управляется одним касанием руки. Такая популярность товара вынуждает производителей бороться за свой сегмент продаж, которые иногда демонстрируют трагедию брендов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ASPECTS OF MOBILE COMMUNICATION CONSUMPTION

The article of Cellular retail is one of the fastest growing segments in many countries where there is sufficient access to mobile communications, because today a smartphone is not just a product, but a means of socialization, a bank, a study that is always at hand and controlled with one touch of the hand. Such popularity of the product forces manufacturers to fight for their sales segment, which sometimes demonstrate the tragedy of brands.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ»

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международного бизнеса ...»

УДК 338.46

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

И. А. Харитонов Научный руководитель - М.В. Кравченко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kraftmarina@yandex.ru

Сотовый ритейл один из самых быстрорастущих сегментов во многих странах, где есть достаточный доступ к мобильной связи, потому что сегодня смартфон - это не просто товар, а средство социализации, банк, рабочий кабинет, который всегда под рукой и управляется одним касанием руки. Такая популярность товара вынуждает производителей бороться за свой сегмент продаж, которые иногда демонстрируют трагедию брендов.

Ключевыеслова: торговая марка, ритейл, розничная торговля, история брендов, коммуникации, реклама, потребители

INTERNATIONAL ASPECTS OF MOBILE COMMUNICATION CONSUMPTION

I.A. Kharitonov Scientific supervisor - M.V. Kravchenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kraftmarina@yandex.ru

The article of Cellular retail is one of the fastest growing segments in many countries where there is sufficient access to mobile communications, because today a smartphone is not just a product, but a means of socialization, a bank, a study that is always at hand and controlled with one touch of the hand. Such popularity of the product forces manufacturers to fight for their sales segment, which sometimes demonstrate the tragedy of brands.

Keywords: trademark, retail, retail, brand history, communications, advertising, consumers

Цель работы - сформировать аналитическую записку об опытепродвижения производителей смартфонов с 2018 по 2022 годы на российском рынке. Мобильная розничная торговля - это термин, используемый для описания покупок или покупок с помощью смартфонов или планшетов. В настоящее время это самый быстрорастущий сегмент розничной торговли в Великобритании, США и Западной Европе, Китае, Японии. В Западной Европе розничная торговля мобильной связью, которая составляла всего 6,7% от общего объема онлайн-продаж в 2013 году, выросла до 33,9% к 2020 году. Смартфон сегодня не только аксессуар с помощью которого совершают звонки, но и бесконтактные платежи, которые набрали особенную популярность в России среди сегменты 20-35 лет, но и онлайн-банк, место для доступа на биржу акций, интернет-магазин, карта отслеживания веса, кладезь приложений и многое другое [3].

В Великобритании в 2019 году было выявлено, что 69% людей использовали бесконтактные карты хотя бы один раз в предыдущем году, в том числе более 60% людей старше 65 лет. Наличные деньги использовались только в 28% транзакций в

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

Великобритании. Банкноты и монеты используются только для 2% транзакций в Швеции: половина розничных торговцев ожидает, что они перестанут принимать банкноты к 2025 году. Подавляющее большинство транзакций совершается с использованием дебетовой карты или Swish на базе смартфона [1].

Чтобы вывести на рынок телефонов первое коммерческое мобильное устройство DynaTAC 8000X, компании Motorola потребовалось еще десять лет и дополнительные 100 миллионов долларов на исследования и разработки. К тому времени Nippon Telegraph and Telephone уже покрыла Японию общенациональной сотовой сетью. Вскоре последовала сеть мобильной связи Nordic. В 1981 году она была запущена одновременно в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции, став первой сетью мобильной связи с международным роумингом.

Первая сеть 1G в Америке была запущена компанией Ameritech в 1983 году. Она поддерживала Motorola DynaTAC 8000X, который стоил 3995 долларов, работала от батареи 35 минут и требовала 10 часов для подзарядки, потребительский спрос был высоким - у Motorola была очередь из тысяч клиентов. Рынок мобильной связи развивался волнообразно - сначала её предлагали самым богатым, затем юридическим лицам в высокоценовом сегменте, далее подключались сотрудники из сегмента «белых воротничков» для личного пользования, затем среднеценовой сегмент. Потребовалось еще несколько лет, чтобы мобильные устройства оказались в руках обычных потребителей.

Среди наиболее заметных новичков была Nokia, финская компания, которая вышла на рынок с цифровым телефоном на базе GSM. Огромный успех Nokia 1011 побудил компанию продать другие подразделения и сосредоточиться исключительно на мобильных телефонах. Согласно внутренним прогнозам Nokia, будет продано около 400 000 единиц последующих телефонов серии 2100. Компания продала 20 миллионов долларов. Годовые продажи Nokia выросли с комфортных базовых 6,5 долларов до 31 миллиарда долларов в 1988 году, когда она была явным лидером на рынке мобильных телефонов. Компания вошла в 21 век как доминирующий производитель мобильных устройств, занимая 30,6% рынка по сравнению с 13,3% у Motorola. Эрикссон занял третье место с 9,7% [1].

Популярность мобильных устройств перевела рекламные потоки в средства мобильной связи, первая мобильная реклама распространяется по SMS до 2000 года, в Финляндии первое личное сообщение было отправлено в конце 1994 года, Финляндия оказалась в авангарде инноваций, когда на рубеже 21 века финский поставщик новостей решил предлагать бесплатные заголовки новостей через SMS, спонсируемые рекламой. После этого маркетологи начали экспериментировать с другими формами мобильного маркетинга. Вскоре крупные и мелкие компании рассылали своим клиентам по SMS всевозможные предложения. Это была хорошая стратегия, потому что поставщики SMS гарантировали клиентам надежную доставку. К тому времени, когда Apple выпустила свой первый iPad, размер рынка мобильной рекламы в США вырос до ошеломляющих 1,45 миллиарда долларов. В 2014 году разработчики встраивали рекламу в мобильные приложенияЭто был переломный момент, когда мобильная реклама набирала популярность, а большую часть времени пользователи проводили играя в CandyCrush или в приложениях социальных сетей.

В 2017 году мобильный интернет был более востребован, чем выход в сеть с других устройств. Так на цифровую рекламу к 2020 году были увеличены расходы до 276 млрд. долл., в 19% это социальные сети и онлайн-видео, на ТВ приходилось 31,5% от мирового рынка мобильной рекламы. По итогам 2020 году объем мировой рекламы сократился на 9,5% к предыдущему году достиг 10,6 трлн.рублей, а российский рынок интернет-рекламы вырос на 5% [2].

Сегодня рынок мобильного ритейла переживает необычайный взлет цены на смартфоныиз-за санкций против страны, поэтому производители зарубежных устройств должны быть готовы к потере рынка в России. Первым и очевидным кандидатом на потерю доли рынка становится компания Apple. В конце 2021 года она занимала 16% российского

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международно го бизнеса ...»

рынка в штучном выражении и около 45% в деньгах. Теперь можно ждать сокращения продаж до 3-4%, в деньгах же это будет около 15% рынка. Исходя из того, что рынок 2022 года будет примерно 16-20 млн штук, в прошлом году это было 32.5 млн смартфонов. Основными долгожителями будут скорее всего Нопоги Xiaomi из-за ценовой доступности и Samsung из-за стратегии дифференциации и хорошо известного качества, судя по данным рисунка 1 такие прогнозы совпадают с мнением потребителей. Уход производителей некоторых марок с рынка скорее всего не изменит позиций по объёму мобильной рекламы.

3% Apple

26% Samsung О -

71% Huawei

О ■

48% Honor

Ф

51% Xiaomi

38% reaime в-

18% OPPO

15% Vivo

4% Другие mobile ^^

— review

3 4S9 votes

Выберите производителей смартфонов, которые получат преимущество на российском рынке в 2022 году

87% Apple

О

47% Samsung

4% Huawei

3% Honor

7% Xiaomi

О —

2% realme *

5% OPPO

6% Vivo

8% Другие mobile

_ review

3 228 votes

Выберите производителей смартфонов, которые потеряют рынок России в 2022 году

Рис. 1. Мнение потребителей о производителях смартфонов

Таким образом, появление мобильного телефона дало возможность развивать рынок мобильной связи, мобильная связь диффузировала, стремительно захватывая территории, меняла рынок рекламы и формы коммуникаций, как между пользователями, так и между компаниями. Привела к появлению разных удаленных возможностей - подбирать имидж, диетическое питание, получать рекомендации доктора, печатать выкройки и ремонтировать станки и оборудование и многое другое.

Библиографические ссылки

1. Михайленко С., История развития сотовой связи. [Электронный ресурс]. URL:https://Ыoha.ru/news/istoriya-razvitiya-sotovoy-svyazi/

3. Российский рынок рекламы обогнал мировой. Отчет компании 2ешШза 2021 год.[Электронный ресурс]. URL:https://www.comnews.ru/content/217800/2021-12-07/2021-w49/rossiyskiy-rynok-reklamy-obognal-mirovoy

© Харитонов И. А., 2022

6ll

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.