Научная статья на тему 'Исследование предпочтений потребителей на рынке мобильных телефонов Приморского края'

Исследование предпочтений потребителей на рынке мобильных телефонов Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3152
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК / LOCAL MARKET / РЫНОК МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ / MARKET OF MOBILE DEVICES / МОЛОДЕЖНЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА / YOUTH SEGMENT OF THE MARKET / ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / PREFERENCES OF CONSUMERS / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартышенко Наталья Степановна

Рынок мобильных телефонов, при всем его огромном масштабе, подвержен резким колебаниям. В работе представлены результаты исследования предпочтений потребителей на локальном рынке мобильных телефонов Приморского края. Оценки предпочтений производились по данным опроса, проведенного автором в октябре 2015 года. Анализ предпочтений производился для двух сегментов потребителей: «студенты», «прочие потребители». В работе представлены предпочтения по маркам мобильных телефонов, по ценам мобильных телефонов и другие. Наши исследования подтвердили гипотезу о том, что молодежный сегмент потребителей мобильных устройств наиболее восприимчив к появлению новых марок, обладающих расширенными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of Consumers Preferences in the Mobile Phones Market of Primorski Krai

The market of mobile phones, at all its huge scale, is subject to sharp fluctuations. In work the results of research of consumers preferences in the local market of mobile phones of Primorski Krai are presented. Estimates of preferences were made according to survey conducted by the author in October, 2015.The analysis of preferences was made for two segments of consumers: «students», «other consumers». In work the preferences on brands of mobile phones, at the prices of mobile phones are presented. Our researches have confirmed a hypothesis that the youth segment of consumers of mobile devices is most susceptible to occurrence of the new marks possessing expanded possibilities.

Текст научной работы на тему «Исследование предпочтений потребителей на рынке мобильных телефонов Приморского края»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Мартышенко Наталья Степановна,

к. э. н., профессор кафедры международного маркетинга и торговли, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Владивосток, ул. Гоголя 41) Natalya.martyshenko@vvsu.ru

Рынок мобильных телефонов, при всем его огромном масштабе, подвержен резким колебаниям. В работе представлены результаты исследования предпочтений потребителей на локальном рынке мобильных телефонов Приморского края. Оценки предпочтений производились по данным опроса, проведенного автором в октябре 2015 года. Анализ предпочтений производился для двух сегментов потребителей: «студенты», «прочие потребители». В работе представлены предпочтения по маркам мобильных телефонов, по ценам мобильных телефонов и другие. Наши исследования подтвердили гипотезу о том, что молодежный сегмент потребителей мобильных устройств наиболее восприимчив к появлению новых марок, обладающих расширенными возможностями.

Ключевые слова: локальный рынок; рынок мобильных устройств; молодежный сегмент рынка; предпочтения потребителей; анкетный опрос.

Современный человек не мыслит свою жизнь без мобильного телефона. Рынок мобильных телефонов и смартфонов является крупнейшим рынком среди потребительских товаров в мире. Это один из наиболее быстро изменяющихся рынков [1, 2]. Производители средств мобильной связи своими разработками подстегивают потребителя к покупке новых и новых моделей. Поэтому мобильные устройства наиболее подвержены моральному старению. Среди потребителей мобильных устройств наиболее активным сегментом являются молодые люди. Именно они наиболее подвержены влиянию рекламы на модные устройства. Молодежи свойственно стремление осваивать новые технологии [3]. Они не только не боятся всего нового, а наоборот, стремятся к нему. Поэтому политика большинства производителей мобильных устройств в первую очередь нацелена на молодое поколение, которое является передовым отрядом потребителей их продукции и мотивирует всех остальных потреби-

телей. Поэтому при исследовании рынка мобильных телефонов мы разделили потребителей на два сегмента: «молодежь» и «прочие потребители».

Прежде чем перейти к анализу молодежного сегмента рынка мобильных телефонов Приморского края, рассмотрим общие оценки рынка, представленные известными компаниями.

По оценкам J'son & Partners Consulting, суммарные продажи мобильных телефонов и смартфонов в России в 1-м квартале 2015 года снизились на 10%, по сравнению с результатами 1-го квартала 2014 года, в то время как мировой рынок показывал рост на 8%

[4] (рис. 1). Однако продажи смартфонов в России в этот период количественно выросли на 5%.

По результатам исследований рынка продаж мобильных телефонов и смартфонов за первое полугодие 2015 года российская компания «Евросеть» представила свою оценку структуры рынка (рис. 2, 3) [5].

По данным компании «Евро-сеть», рынок смартфонов в денежном выражении в первом полугодии 2015 года вырос на 3% относительно аналогичного периода 2014 года. Средняя цена смартфона выросла на 13% и составляет 9 600 рублей.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

8,7 9,3 8,3

5,3 5,6

3,2

2013

2014

2015

□ мобильные телефоны+смартфоны □ смартфоны

Рис. 1. Продажи мобильных телефонов и смартфонов в России, млн штук

В натуральном выражении в первом полугодии 2015 года первое место на российском рынке занимают смартфоны стоимостью от 5 до 10 тыс. рублей с долей 35%. Второе - смартфоны стоимостью от 3 до 5 тыс. рублей с долей 22%, и третье - смартфоны стоимостью до 3 тыс. рублей с долей 13%. В первом полугодии 2015 года в денежном выражении первое место разделяют смартфоны стоимостью от 5 до 10 тыс. рублей и впервые свыше 30 тыс. рублей с долей 25%, поднявшись с последнего места в прошлом году. Второе - смартфоны стоимостью от 10 до 15 тыс. рублей с долей 17%, и третье-смартфоны стоимостью от 15 до 20 тыс. рублей с долей 11 % 6.

В своих исследованиях мы опирались на теоретические разработки и практический опыт отечественных исследователей рынка мобильных устройств [б, 7, 8].

Исследование предпочтений потребителей мобильных телефонов мы производили по данным опросов жителей Владивостока в октябре 2015 года. В опросе участвовало более 500 респондентов. Среди опрошенных была выделена отдельная группа потребителей — студенты Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС). Всего было опрошено 206 студентов. Этот сегмент потребителей мы назвали «студенты». Опрошенные студенты являются представителями молодого поколения возрастной категории от 18 до 22 лет. Все остальные респонденты составили группу «прочих потребителей». В эту группу вошли респонденты в возрасте свыше 22 лет, обладающие финансовой самостоятельностью. В своем опросе, кроме мобильных телефонов, мы инте-

ресовались предпочтениями и в использовании других мобильных устройств.

Мобильные устройства - ряд устройств, который включает в себя смартфоны, планшеты, электронные книги, телефоны и ноутбуки, главной отличительной особенностью которых является размер, а также количество выполняемых ими функций. Смартфоны - устройства, характеризующиеся малым размером, а также большим количеством функциональных возможностей. Отметим, что студенты не различают понятия «мобильный телефон» и «смартфон». Интернет-планшеты оснащены большим

экраном и позволяют пользоваться Интернетом, книгами, офисными пакетами, а также играми. Электронные книги по характеру напоминают планшеты, однако они узко специализированы и предназначены для чтения книг и электронных документов.

У подавляющего большинства респондентов сегодняшний мобильный телефон не первый. Поэтому в своем опросе мы интересовались и маркой предыдущего телефона.

Если мобильный телефон имеют 100% студентов, то планшетами обладают немногим более 44% студентов. Количество планшетов

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

5% 25%

23%

□ свыше ЗОт.р. □от20 до ЗОт.р. □ от 15 до 20т.р. □от 10 до 15т.р. □ от5до Ют.р. □отЗдо 5т.р. □до 3 т.р.

10%

10%

23% 11%

17%

23% 25%

11%

9%

5%

2014 год

2015 год

Рис. 2. Структура рынка смартфонов в России по ценовым сегментам по количеству продаж

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

1%

8% 6%

4%

5% 6%

15% 13%

27% 35%

22%

22%

22%

14%

□свыше ЗОт.р. □ от20 до ЗОт.р. ■ от 15 до 20т.р. □от 10 до 15т.р. □от 5 до Ют.р. □отЗдо 5 т р. □до Зт.р.

2014 год

2015 год

Рис. 3. Структура рынка смартфонов в России по ценовым сегментам по выручке с продаж

у «прочих потребителей» практически такое же — 46% указали, что владеют планшетом.

Компьютеры, как и мобильные телефоны, имеют все студенты ВГУЭС. Это является необходимым требованием для студентов вуза. Большинство студентов ВГУЭС получают ноутбуки при поступлении в вуз бесплатно. Из числа прочих потребителей имеют компьютер более 80%.

По ответам опрошенных респондентов была определена группа компаний-производителей, которые лидируют по объемам продаж среди жителей Приморского края. В группу лидеров вошли шесть компаний-производителей мобильных телефонов: Apple, Samsung, Nokia, Sony, LG, Lenovo [9]. В настоящее время 78% студентов и 79% прочих потребителей владеют телефонами этих компаний. Предыдущие телефоны студентов на 91% принадлежали выделенной группе лидирующих компаний, а предыдущие телефоны прочих потребителей — на 80%. То есть, по общим показателям потребления различных марок мобильных телефонов обе группы практически не отличаются. Однако по структуре потребления различных марок телефонов лидирующей группы производителей наблюдаются заметные расхождения. Распределение предпочтений студентов и прочих потребителей по маркам мобильных телефонов приведено на рисунках 4, 5.

В настоящее время молодые люди предпочитают смартфоны марки Apple (47%). Ранее молодые люди больше предпочитали мобильные телефоны Samsung (43%). При покупке нового телефона 24% молодых людей приобретали телефоны той же марки,

что и предыдущий телефон. Поменяли свои телефоны на Apple 38% респондентов. Отказались от телефонов Apple всего 4 % респондентов. Отсюда можно сделать вывод, что студенты очень сильно подвержены влиянию моды на мобильные устройства.

Доля прочих потребителей, владеющих в настоящее время телефонами Apple, составляет всего 24%. Большинство и сейчас и ранее предпочитали телефоны фирмы Samsung (38% — сейчас и 43% — ранее). При покупке нового телефона 40% прочих потребителей приобретали телефоны той же марки, что и предыдущий телефон. Поменяли свои телефоны на Apple 18% респондентов. Отказались от телефонов Apple всего 2% респондентов. Прочие потребители чаще предпочитают проверенные и ранее используемые марки телефонов.

Средняя стоимость мобильных телефонов (включая смартфоны), которыми владеют опрошенные студенты, составляет около 21 тыс., планшетов — около 22 тыс., а компьютеров — немногим более 31 тыс. рублей. Для прочих потребителей средняя стоимость этих электронных устройств составила соответственно 18, 25 и 36 тыс. рублей. Молодые люди используют более дорогие мобильные телефоны, но более дешевые модели планшетов и компьютеров.

Структура потребителей рынка по ценам мобильных телефонов, приобретаемых различными сегментами, представлена на рисунке 6. Более высокие частоты диапазонов с высокой ценой говорят о том, что студенты стараются использовать самые современные и более дорогие модели мобильных телефонов.

0,50 0,45 0,40 0,35 0,30 0,25 0,20 0,15 0,10 0,05 0,00

0,43

0,21

0,22

0,03 0,03 0,03 0,02

I—Г~1 ■—h-,

0,09

Apple Samsung

Nokia

Sony

LG

Ьэпоуо Прочие

-марки

□ Марка телефона в 2015 г. □ Марка предыдущего телефона

Рис. 4. Предпочтения студентов по маркам мобильных телефонов

0,50 0,45 0,40 0,35 0,30 0,25 0,20 0,15 0,10 0,05 0,00

0,43

0,38

0,24

0,07

°,°7 0,06 0,04 0,04 003

m г^п

0,21 0,20

Apple

Samsung

Sony

Lenovo Прочие марки

0,18

0,13

0,07

0,05

0,03

□ Марка телефона в 2015 г. □ Марка предыдущего телефона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Предпочтения прочих потребителей по маркам мобильных телефонов

Чтобы успеть за техническим прогрессом в области мобильной связи студенты вынуждены часто менять свои телефоны. Средний срок использования имеющихся сегодня на руках мобильных телефонов у студентов 17 месяцев, а у прочих потребителей — 19 месяцев. Многие студенты (42%) приобрели свой мобильный телефон менее года назад (рис. 7). От года до двух лет назад приобрели телефоны 30% респондентов. Эксплуатируют свои телефоны свыше 3 лет всего 6% студентов.

Средняя длительность эксплуатации планшетов несколько больше, чем мобильных телефонов. Большинство студентов (38%) пользуются своими планшетами от года до двух лет. Свыше двух лет эксплуатируют планшеты 40% студентов (против 28% для мобильных телефонов). В последнее время бум на приобретение планшетов прошел. Компьютер студенты используют в среднем дольше, чем другие устройства.

В своем опросе мы интересовались и сроком использования предыдущего телефона. Около 70% молодых людей и 58% прочих потребителей указали, что использовали свой предыдущий телефон до двух лет (рис. 8). Это соответствует срокам эксплуатации имеющихся телефонов. До двух лет эксплуатируют свой имеющийся сегодня телефон 77% студентов и 73% остальных потребителей.

Рассмотрим причины, побуждающие студентов к замене своего мобильного телефона. Во-первых, мы оценили степень удовлетворенности потребителей своим имеющимся телефоном (рис. 9).

Только 30% студентов полностью удовлетворены своим мобильным телефоном. Большинство

0,45 0,40 0,35 0,30 0,25 0,20 0,15 0,10 0,05 0,00

0,41

0,12

0,08

0,18

0,31

0,21

0,13 0,13

0,09 0,09

0,05

до 5 от 5 до 10 от 11 до 20 от 21 до 30 от 31 до 40 свыше 40

0,19

□ Студенты □ Прочие потребители

Рис. 6. Структура рынка по ценам мобильных телефонов, приобретаемых различными сегментами, тыс. руб.

более пяти лет от четы рех до пяти лет от трех до четы рех лет от двух до трех лет от года до двух лет от полугода до года до полугода

[°,00>. ]0,0:

02 ,01

Т005"

0,22 0,21

00,

0,30 30

0,1

0,21

~1 0,16

0,00

0,05

0,10

0,15

0,20

Ц0,24

0,25

0,30

0,35

□ Студенты

□ Прочие потребители

Рис. 7. Распределение различных сегментов потребителей по срокам эксплуатации мобильных устройств

6 лет 5 лет 4 года 3 года около 2-х лет около года менее полугода

03

1-002-

Ц0

_|0,05

08

0,10

0,21 "" 0,22

0,21

1 0,07 1 0,0 8

0,29

0,00 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 0,35 0,40 0,45

□ Студенты

□ Прочие потребители

Рис. 8. Распределение различных сегментов потребителей по срокам использования предыдущего телефона

Морально устарел, надо бы поменять Надоел уже, пора менять

Нравится им пользоваться, но не отказался бы поменять на более новую модель

Очень люблю, ни на что не променяю

~| 0,44

_

Г030

Ц 0,59

0,00 0,10 0,20 0,30 0,40 0,50 0,60 0,70

□ Студенты

□ Прочие потребители

Рис. 9. Распределение различных сегментов потребителей по ооценке отношения к своему мобильному телефону

0,08

0,31

0,34

из них является владельцами последних марок телефона. Эта группа владеет своим сегодняшним телефоном в среднем не более 10 месяцев. Большинство студентов (70%) уже сейчас готовы приобрести новую модель. Среди прочих потребителей готовы обновить модель телефона около 60% респондентов.

Опрошенные потребители (обоих категорий) выделили семь основных причин смены своего последнего телефона (рис. 10). Для выявления причин замены телефона был использован открытый вопрос. Для обработки открытых вопросов мы использовали специальную технологию обработки качественных данных [10,11]. К вынужденным причинам можно отнести следующие: предыдущий сломался, предыдущий потерял, предыдущий украли, подарили новый. Эти причины обусловили появление нового телефона у 60% студентов и у 55% прочих потребителей. Студенты просто чаще ломают свои телефоны. Из тех, кто отметил в качестве причины поломку, 21% уточнили, что просто разбили свой телефон. Высокий процент поломки телефонов говорит о невысокой надежности современных мобильных телефонов. При высокой сменяемости телефонов надежность телефона не особенно волнует ни производителей, ни потребителей молодежного сегмента.

Большинство респондентов (обе группы) приобретало свои мобильные телефоны в салонах связи (45%). В магазинах электроники и бытовой техники приобретали свои телефоны 38% респондентов и 9% приобретали телефон через интернет-магазины. Некоторые респонденты покупали

телефон с рук или телефон был им подарен и поэтому место приобретения они указать не могли (7%).

Для оценки критериев выбора телефона мы предложили респондентам указать, чем они интересуются при выборе мобильного телефона в первую очередь. На выбор было представлено восемь альтернатив (рис. 11). Большинство студентов указало, что их в первую очередь интересуют характеристики телефона. Они чаще всего действуют по принципу, чем более «навороченный» телефон, тем «круче». Ценой в первую очередь интересуются всего 4% студентов. Прочие респонденты обращают больше внимания на цену

(7%). Дизайн телефона вообще никто из опрошенных студентов не указал.

Среди дополнительных функций телефона, какими пользуются молодые люди, наибольшей популярностью пользуется Интернет (85%). Второй по популярности была указана функция фотоаппарата (8%). Прочие потребители несколько реже пользуются Интернетом, но больше используют функции фотоаппарата и электронной почты.Функция «Интернет» вообще очень популярна у пользователей мобильных телефонов [12].

При приобретении нового телефона пользователи мобильных телефонов стоят перед выбором,

□ Студенты ППрочие потребители

Рис. 10. Анализ причин покупки нового мобильного телефона

□ Студенты ППрочие потребители

Рис. 11. Анализ критериев выбора мобильного телефона

что делать со старым телефоном (рис. 12). Большинство студентов (54%) стараются передать свой работающий телефон кому-нибудь из родственников или знакомых, постараются продать 25% респондентов, выбрасывают свой старый телефон только 2% опрошенных (заметим, что процент поломанных телефонов гораздо выше). Прочие потребители чаще не знают, как они поступят с телефоном (ответ «никуда ...»).

Уже сейчас многие потребители строят планы по замене своих мобильных устройств (рис. 13). Заменить свои мобильные телефоны до конца следующего года планируют около 50% всех потребителей.

В эти же сроки планируют приобрести новый планшет 31% потребителей и приобрести новый компьютер 34%. Пять и более лет собираются эксплуатировать свой телефон 2% студентов и 7% прочих потребителей. Эксплуатировать свой планшет до 2020 года собираются 24% потребителей. Сменить компьютер после 2019 года намерены 25% респондентов.

Однако эти планы могут быть скорректированы. Поломка и выход на рынок устройств с принципиально новыми характеристиками может существенно повлиять на планы по замене устаревших. Сегодня на планы по замене влияет экономическая ситуация в стране. Изменение ситуации к лучшему тоже может ускорить процесс замены мобильных устройств.

Мы произвели оцеку влияния курса доллара США на планы по приобретению новых мобильных устройств (рис. 14).

Большинство студентов (48%) отмечают, что повышение курса

существенно влияет на их планы, 34% ответили, что курс доллара влияет на их планы несущественно, и 18% утверждают, что курс доллара не сказывается на их планах. У прочих потребителей изменение курса доллара меньше влияет на планы по покупке нового телефона.

Выкину ГГода

Никуда (положу в ящик стола и т.п.)

Продам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок мобильных телефонов, при всем его огромном масштабе, подвержен резким колебаниям. Локальный рынок мобильных телефонов, являющийся предметом настоящего исследования, служит индикатором покупательной способности жителей региона и на

0,19 17

Отдам кому-нибудь

] 0,2

1 0,33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

~| 0,44

0,54

[-

0,00 0,10 0,20 0,30 0,40 0,50 0,60

□ Студенты

□ Прочие потребители

Рис. 12. Распределение ответов респондентов относительно дальнейшей судьбы

старых телефонов

в 2021 году в 2020 году в 2019 году в 2018 году в 2017 году в следующем году в этом году

] 0,01 0,00

_| 0,02'

| 0,03 0,00

0,06

~ I 0,14 0,12

0,2

0,0

0,00

0,10

0,13

0,43 0,42

0,20

0,30

0,40

□ Студенты ППрочие потребители

Рис. 13. Анализ планов по замене мобильных телефонов

влияет существенно

влияет незначительно

не влияет

1037_

0,48

| 0,36 Уа34

0,00

0,10

30,18" 0,20

1 0,27

0,30

0,40

0,50

□ Студенты

□ Прочие потребители

Рис. 14. Анализ влияния курса доллара США на планы по приобретению новых электронных устройств:

0,32

0,50

других локальных рынках. Изменение экономической ситуации в России незначительно отразилось на рынке мобильных телефонов Приморского края. В период резкого повышения курса доллара США в конце 2014 года рынок продаж даже показывал рост по сравнению с предыдущими периодами.

По результатам исследований, представленным в данной работе, можно утверждать, что подтвердилась гипотеза о том, что молодежный сегмент потребителей мобильных устройств наиболее восприимчив к появлению новых марок, обладающих расширенными возможностями. Молодое поколение является локомотивом рынка мобильных телефонов. К мнению молодых людей прислушиваются и более старшие возрастные категории потребителей. При покупке нового телефона многие родители прислушиваются

в этом вопросе к мнению своих детей. В настоящее время молодежь Приморского края больше всего ориентирована на телефоны компании Apple.

Резкий разворот потребителей в сторону мобильных телефонов компании Apple наблюдается не только на рынке России, но и на крупнейших рынках Китая и США. Успешность марки объясняется агрессивной рекламой. Мифы про телефоны Apple ежедневно транслируют по телевизионным каналам, демонстрируют в различных шоу и многочисленных сериалах. Многие эксперты считают, что прошлый лидер продаж — компания Samsung — утратила свои позиции из-за недооценки дизайна. С другой стороны, эксперты считают, что успех компании Apple временный. Очень скоро многие потребители поймут, что они платят почти половину цены за бренд. Потребители, которые раньше

других приобрели телефоны Apple, сегодня начинают понимать, что они не отличаются высокой надежностью.

Отдельные эксперты считают, что в настоящее время ключевой проблемой рынка мобильных устройств является отсутствие инноваций.

В ближайшие годы будет оставаться актуальной проблема «мобильной безопасности». Если раньше большинство владельцев смартфонов не уделяли должного внимания защите конфиденциальной информации, то сейчас многие осознали, что они могут потерять деньги с мобильного или даже банковского счета, что их фотографии, контакты, телефонные разговоры и прочая конфиденциальная информация могут оказаться в руках злоумышленников. Эта тема активно подогревается средствами массовой информации.

ИСТОЧНИКИ

1 АнтасюкВ.И. Факторы спроса на рынке смартфонов, стратегии создания ценностей, анализ на примере конкуренции компаний Apple и Samsung // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1—2 (45). С. 264—271.

2 Вдовина АА, Дайнеко Я.В. Российский рынок сотовых телефонов и смартфонов в 2012—2013 гг. // Научный сибирский альманах. 2014. № 1. С. 41—44.

3 Никулина Т.А, Романова И.М., Шмидт Ю.Д. Методика оценки синергетического эффекта функционирования корпоративных розничных торговых сетей // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (56). С. 939—945.

4 Рынок продаж мобильных телефонов, смартфонов и планшетных ПК. Итоги 1-го квартала 2015 года http://json.tv/ ¡ct_telecom_analytics_view/rynok-prodaj-mobilnyh-telefonov-smartfonov-i-planshetnyh-pk-itogi-1-go-kvartala-2015-goda-20150629112803.

5 Прогнозный отчет рынка мобильных телефонов, смартфонов и планшетов в России за первое полугодие 2015 года http://euroset.ru/corp/pr_information/press_release/8295532/.

6 Каримова АМ, Валишина Н.Р., Шарафутдинов АГ. Мобильные телефоны в современном мире // Экономика и социум. 2014. № 2-2 (11). С. 438—440.

7 КарповА.О. Особенности конкурентной борьбы на рынке услуг мобильной связи России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 (33). С. 14.

8 СухановП.С. Тенденции мирового рынка мобильной связи и их влияние на телекоммуникационную отрасль России // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 10. С. 99—109.

9 Носкова Е.В. Бренд как доминирующий нематериальный ресурс развития потенциала сферы розничной торговли / / Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 939—943.

10 Мартышенко Н.С., Мартышенко С.Н. Современные тенденции изменения структуры времяпрепровождения студентов // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 1. С. 112—116.

11 Мартышенко С.Н., МартышенкоН.С., КустовД.А Инструментальные средства обработки анкетных данных в EXCEL // Информационные технологии моделирования и управления. 2007. № 1. С. 112—120.

12 Кметь Е.Б. Выделение поведенческих категорий пользователей социальных сетей как основа разработки контент-ной стратегии // Практический маркетинг. 2015. № 7 (221). С. 9—15.

Research of Consumers Preferences in the Mobile Phones Market of Primorski Krai Martyshenko Natalya Stepanovna,

Professor of Chair International Marketing and Trade, Vladivostok State University of Economy and Service; 41, Gogol str., Vladivostok, 690014, Russia (Natalya.martyshenko@vvsu.ru)

The market of mobile phones, at all its huge scale, is subject to sharp fluctuations. In work the results of research of consumers preferences in the local market of mobile phones of Primorski Krai are presented. Estimates of preferences were made according to survey conducted by the author in October, 2015.The analysis of preferences was made for two segments of consumers: «students», «other consumers». In work the preferences on brands of mobile phones, at the prices of mobile phones are presented. Our researches have confirmed a hypothesis that the youth segment of consumers of mobile devices is most susceptible to occurrence of the new marks possessing expanded possibilities.

Keywords: local market; market of mobile devices; youth segment of the market; preferences of consumers; questionnaire.

1 Antasyuk, V.I. (2015) Faktori sprosa na rinke smartfonov, strategii sozdaniya tsennostey, analiz na primere konkurentsii kompaniy Apple i Samsung [Demand factors in the smartphone market, strategies for value creation. The analysis on the example of competition between Apple and Samsung]. Sovremennie nauchnie issledovaniya iinnovatsii [Modern scientific researches and innovations], 2015, no. 1-2 (45), pp. 264—271.

2 Vdovina, A.A.; Daineko, Ya.V. (2014) Rossiyskiy rinok sotovikh telefonov i smartfonov v 2012—2013 [Russian market of mobile phones and smartphones 2012—2013]. Nauchniy sibirskiy almanakh [Siberian Scientific Almanac], 2014, no. 1, pp. 41—44.

3 Nikulina, T.A.; Romanova, I.M.; Schmidt, Yu.D. (2015) Metodika otsenki sinergeticheskogo effekta funktsionirovaniya korporativnikh roznichnikh torgovikh setey [Methods of assessing the synergistic effect of functioning of corporate retail chains]. Ekonomika ipredprinimatelstvo [Economy and Entrepreneurship], 2015, no. 3 (56), pp. 939—945.

4 Rinok prodazh mobilnikh telefonov, smartfonov i planshetnikh PK. Itogi 1 kvartala 2015 goda [Mobile phones, smart phones and tablet PC sales. Results of the 1st quarter of 2015]. Available at: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/ rynok-prodaj-mobilnyh-telefonov-smartfonov-i-planshetnyh-pk-itogi-1-go-kvartala-2015-goda-20150629112803.

5 Prognozniy otchyot rinka mobilnikh telefonov. smartfonov i planshetov v Rossii za pervoe polugodie 2015 goda [Forecast report on the market of mobile phones, smartphones and tablets in Russia for the first half of the year 2015]. Available at: http://euroset.ru/corp/pr_information/press_release/8295532/.

6 Karimova, A.M.; Valishina, N.R.; Sharafutdinov, A.G. (2014) Mobilnie telefoni v sovremennom mire [Mobile phones in the world today]. Ekonomika isotsium [Economy and Society], 2014, no. 2-2 (11), pp. 438—440.

7 Karpov, A.O. (2014) Osobennosti konkurentnoy bor~bi na rinke uslug mobilnoy svyazi Rossii [Competitive Wars on Russian Mobile Market]. Sovremennie nauchnie issledovaniya iinnovatsii[Modern scientific researches and innovations], 2014, no. 1 (33), p. 14.

8 Sukhanov, P.S. (2013) Tendentsii mirovogo rinka mobilnoy svyazi i ikh vliyanie na telekommunikatsionnuyu otrasP Rossii [Global mobile market: trends and influence on Russia's telecommunications industry]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian foreign economic journal], 2013, no. 10, pp. 99—109.

9 Noskova, E.V. (2015) Brend kak dominiruyushchiy nematerialniy resurs razvitiya potentsiala sferi roznichnoy torgovli [Brand as the dominant immaterial resource of development retail]. Ekonomika i predprinimatelstvo [Economy and Entrepreneurship], 2015, no. 6-2 (59-2), pp. 939—943.

10 Martyshenko, N.S.; Martyshenko, S.N. (2013) Sovremennie tendentsii izmeneniya strukturi vremyapreprovozhdeniya studentov [Current trends of the students pastime structure change]. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya iprotsessi [Socio-economic phenomena and processes], 2013, no. 1, pp. 112—116.

11 Martyshenko, S.N.; Martyshenko, N.S.; Kustov, D.A. (2007) Instrumentalnie sredstva obrabotki anketnikh dannikh v EXCEL [Tools of processing of personal data in EXCEL]. Informatsionnie tekhnologiimodelirovaniya i upravleniya [Information technologies of modeling and management], 2007, no. 1, pp. 112—120.

12 Kmet, E.B. (2015) Videlenie povedencheskikh kategoriy polzovateley sotsialnikh setey kak osnova razrabotki kontentnoy strategii [Behavioral categories construction of the users of social networks as a basis for the development of the content strategy]. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2015, no. 7 (221), pp. 9—15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.