Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
международное право / международная информационная безопасность / информационная безопасность / правовые отношения / региональное развитие / интеграционное объединение. / international law / international information security / information security / legal relations / regional development / integration association.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубень Андрей Кириллович

В статье проанализирована политика России в ООН по вопросам международной информационной безопасности в условиях новых вызовов и угроз. Рассмотрены основные нормативные правовые акты и доктринальные позиции по отдельным правовым аспектам международной информационной безопасности. Автор делает вывод о том, что особое внимание уделено интеграционному объединению, в этой связи рассматривается отдельный опыт международных объединений, на примере ШОС, БРИКС, СНГ. По результатам исследования выработаны предложения по совершенствованию информационного законодательства, методических рекомендаций для международных и общественных организаций и органов государственной власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY

The article analyzes Russia’s policy in the UN on international information security in the context of new challenges and threats. The main normative legal acts and doctrinal positions on certain legal aspects of international information security are considered. The author concludes that special attention is paid to the integration association, in this regard, a separate experience of international associations is considered, on the example of the SCO, BRICS, CIS. Based on the results of the study, proposals were developed to improve information legislation, methodological recommendations for international and public organizations and public authorities.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

ПОЛИТИКА И ПРАВО f?o

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-75-79 NIION: 2018-0076-11/23-859 MOSURED: 77/27-023-2023-11-859

ДУБЕНЬ Андрей Кириллович,

научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, e-mail: k.duben@mail.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье проанализирована политика России в ООН по вопросам международной информационной безопасности в условиях новых вызовов и угроз. Рассмотрены основные нормативные правовые акты и доктринальные позиции по отдельным правовым аспектам международной информационной безопасности. Автор делает вывод о том, что особое внимание уделено интеграционному объединению, в этой связи рассматривается отдельный опыт международных объединений, на примере ШОС, БРИКС, СНГ. По результатам исследования выработаны предложения по совершенствованию информационного законодательства, методических рекомендаций для международных и общественных организаций и органов государственной власти.

Ключевые слова: международное право, международная информационная безопасность, информационная безопасность, правовые отношения, региональное развитие, интеграционное объединение.

DUBEN Andrei Kirillovich,

researcher at the Institute of State and Law Russian Academy of Sciences

FUNDAMENTALS OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY

Annotation. The article analyzes Russia's policy in the UN on international information security in the context of new challenges and threats. The main normative legal acts and doctrinal positions on certain legal aspects of international information security are considered. The author concludes that special attention is paid to the integration association, in this regard, a separate experience of international associations is considered, on the example of the SCO, BRICS, CIS. Based on the results of the study, proposals were developed to improve information legislation, methodological recommendations for international and public organizations and public authorities.

Key words: international law, international information security, information security, legal relations, regional development, integration association.

Международная информационная безопасность представляет собой состояние глобального информационного пространства, при котором на основе общепризнанных принципов и норм международного права и на условиях равноправного партнерства обеспечивается поддержание международного мира, безопасности и стабильности. В условиях новых вызовов и угроз международная информационная безопасность занимает одно из центральных мест во внутренней и внешней политике государства.

При этом процесс формирования и развития международных норм в информационной сфере возникает на основе межгосударственного сотруд-

ничества и взаимодействия в рамках международных организаций - таких как ООН, Совет Европы, Европейский Союз, ШОС, БРИКС, ЕврАзЭС, СНГ, ОДКБ, Союзное государство Республики Беларусь и России, а также иных.

Вместе с тем на межрегиональном уровне сотрудничество в области обеспечения международной информационной безопасности активизируется и ключевое значение приобретает деятельность межгосударственных организаций. В рамках работы ОДКБ государства-члены этой организации подчеркивают, что информационная безопасность каждого государства формирует общую безопасность и непосредственно влияет

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

на состояние коллективной безопасности. В совместном заявлении министров иностранных дел государств-членов ОДКБ в 2022 г. отмечено, что государства-члены ОДКБ исходят из необходимости активизации политического взаимодействия в рамках вступившего в силу Соглашения о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности 2017 г. [1]. Соглашение направлено на формирование практических механизмов совместного реагирования на вызовы, угрозы и риски информационной безопасности.

Признавая важность эффективного использования информационных технологий для усиления противодействия новым вызовам и угрозам информационной безопасности, нельзя не отметить, что в 2013 г. участниками Содружества Независимых Государств подписано Соглашение в области обеспечения информационной безопасности, по результатам которого современные международные программы в сфере кибербезо-пасности содержат базовые положения, выработанные и закрепленные в соглашениях СНГ [2]. Кроме того, на постоянной основе проводятся межведомственные консультации государств-участников СНГ по проблематике обеспечения международной информационной безопасности, к примеру, в декабре 2022 г. обсуждалась выработка совместных позиций государств СНГ и их продвижение на международных площадках, а также определены правовые подходы к регулированию международной информационной безопасности с учетом трансграничного обмена данными в рамках реагирования на угрозы и инциденты в условиях новых вызовов и рисков [3]. В 2023 г. в рамках межмидовских консультациях государств-участников СНГ по международной информационной безопасности участники обозначали направления дальнейшей активизации диалога государств-участников СНГ по международной информационной безопасности на региональных площадках. Обращает внимание, что вопросам международной информационной безопасности особое внимание уделено в ШОС. В рамках исполнения Плана взаимодействия государств-членов ШОС по вопросам обеспечения международной информационной безопасности на 2022-2023 гг. группы экспертов ШОС осуществляют работу по рассмотрению и принятию совместных решений в сфере обеспечения информационной безопасности, включая взаимодействие на профильных многосторонних площадках международных организаций [4].

В свою очередь, Союзное государство в целях снижения уязвимости информационной безопасности от политических и экономических санкций оперативно принимает меры по регулированию информационной безопасности, в в 2023

г. утверждена Концепция информационной безопасности Союзного государства, предусматривающий защиту цифрового и информационного пространства Беларуси и России [5]. Концепция определяет основы для формирования согласованной государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также выработки мер по совершенствованию систем обеспечения информационной безопасности Белоруссии и России.

В целях обеспечения кибербезопасности и защиты информации от внешних угроз в настоящее время подписано более 20 двусторонних соглашений о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. В совокупности данные соглашения направлены на выработку совместных мер по развитию норм права, обеспечивающих информационную безопасность, защиту критически важных информационных объектов и предотвращение угрозы кибербезопасности. В свою очередь, стороны принимают участие в выработке стандартов кибербезопасности на основе внутреннего законодательства, при этом двусторонние соглашения определяют не только правовое обеспечение информационной безопасности, но и унификацию норм права при создании, эксплуатации и развитии интегрированной информационной системы, т.е. устанавливают техническое взаимодействие по порядку обеспечения кибербезопасности [6]. Из этого следует, что международное сотрудничество в рамках исследуемого вопроса основано на принципе социальной ответственности и взаимодействие осуществляется в целях восполнения выявляемых пробелов в нормативном регулировании киберсреды.

Анализ базовых положений межгосударственных соглашений позволил определить, что общая цель состоит в формулировании единых правил поведения в информационном пространстве в целях обеспечения информационной безопасности в условиях новых вызовов и угроз посредством международного сотрудничества между всеми соответствующими заинтересованными сторонами.

Рассматривая правовое обеспечение информационной безопасности стоит обратить на законодательство отдельных стран. К примеру, в Социалистические Республики Вьетнам, которая осуществляет всевозможные меры по обеспечению кибербезопасности критически важных объектов и предпринимает действия по борьбе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных действиях. Важно отметить, что Республика Вьетнам до 2019 г. не имела комплексного нормативного правового акта в сфере

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

безопасности. В свою очередь, действующий Закон о кибербезопасности предусматривает правовое регулирование вопросов использования информационных технологий, электронных средств по обеспечению национальной безопасности и социального порядка внутри государства [7]. Данный Закон имел серьезную критику со стороны некоторых государств. Так, США и Канада требовали отмены в принятии данного Закона, в частности, в посольстве США отмечали, что данный нормативный акт может привести к большим проблемам для будущего обеспечения кибербезопасности и техническим инновациям [8].

Следует согласиться с А.В. Минбалеевым относительного того, что система обеспечения информационной безопасности в Республике Вьетнам используется уже в ряде государств при формировании национальной системы кибербез-опасности, тем самым данные меры определяют эффективный способ обеспечения критически важных информационных ресурсов от кибератак [9, с. 67].

В качестве приоритетной задачи трансформации правовой системы в целях обеспечения информационной безопасности особо уделяет Республика Казахстан. Согласно Концепции кибербезопасности Республики Казахстан деятельность публичных органов власти первостепенно должна быть направлена на автоматизацию и цифровизацию государственных услуг и совершенствованию производственных процессов с использованием информационных технологий [10]. В рамках основных направлений развития информационной безопасности, предусмотрены задачи, так, высшему органу исполнительной власти необходимо развивать цифровую экономику и расширять сферы оказания информационно-коммуникационных услуг. Вместе с тем безопасность в информационной сфере гарантируется благодаря принципам обеспечения безопасности на основе единых стандартов (правил), обеспечивающих надежность и безопасность информационных технологий. При этом Республика Казахстан является одной из немногих стран, которая предусматривает структурное подразделение по контролю и порядку обеспечения информационной безопасности внутри государства - Центр мониторинга безопасности. Согласно вышеуказанной Концепции Центр мониторинга безопасности выявляет кибератаки и уязвимость на внутренние критические важные информационные объекты государства.

В 2023 г. утверждена Информационная доктрина Республики Казахстан, в котором определено, что развитие и обеспечение устойчивого функционирования и безопасности единого информационного пространства страны является

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

одним из базовых приоритетов государственной политики, при этом ключевым направлением реализации доктрины является обеспечение информационной безопасности страны и ее граждан, своевременное реагирование на информационные вызовы и риски [11].

Ввиду повышенной значимости обеспечения безопасности и защиты национальных интересов Республика Беларусь утвердила Концепцию информационной безопасности [12]. Согласно данной Концепции государство выступает в качестве гаранта по защите информационных прав граждан посредством гарантии прав человека и гражданина на хранение и распространение информации. Между тем, государством разрабатываются стандарты информационной безопасности и на их основе будет регулярно осуществляться аудит государственных систем. При этом особо развиваются смарт-проектирования решений по порядку обеспечения безопасности различных объектов компьютерной инфраструктуры.

Данная концепция предусматривает правовые режимы безопасности информации и информационных ресурсов, реализацию обеспечения информационной безопасности на различных ресурсах киберпространства. При этом данным актом предусмотрена ответственность за противоправные действия с использованием информационно-телекоммуникационных средств, посягающих на безопасность в информационной среде. Юридическим сообществом отмечено, что правовая регламентация информационных отношений способствует установлению контроля со стороны государства на деятельность критически важных объектов [13, с. 325].

Одной из актуальных задач в Республике Беларусь и Российской Федерации является правовое регулирование информационной безопасности в Союзном государстве, являющееся формированием единого информационно-правового пространства, не только взаимную согласованность нормативных правовых актов, но и создание системы, обеспечивающей правовую информированность всех субъектов общества. В 2023 г. утверждена Концепция информационной безопасности Союзного государства, в этой связи можно выделить основные направления развития государственной политики Союзного государства в сфере обеспечения информационной безопасности: формирование союзной программы по созданию белорусско-российской научной экспер-тно-аналитической инфраструктуры (например, экспертного либо научного совета на основе современных научных исследований) в целях реализации системного механизма оперативного принятия решений органов Союзного государства по приоритетам обеспечения безопасности; реа-

лизация комплекса неотложных мер по гармонизации законодательства государств в целях формирования единой правовой основы Союзного государства по обеспечению безопасности в информационной сфере (в том числе интеграции информационных систем, технологий распределенных реестров, цифровой идентификации, в том числе биометрической, и др.), обеспечивающей не только формирование единого информационно-правового пространства, но и создание единой информационной системы, обеспечивающей правовую информированность всех субъектов белорусско-российского общества, ее достоверность и эффективное противодействие любой дезинформации; формирование мер по законодательному оформлению независимой информационной инфраструктуры Союзного государства на основе суверенных информационных платформ, критических объектов информационной безопасности, обеспечивающих национальные интересы Союзного государства, в том числе в области таможенных, налоговых, финансовых и иных институтов, обеспечивающих жизнедеятельность населения [14, с. 308].

Исследовав зарубежный опыт обеспечения безопасности в информационной сфере, стоит отметить, что подавляющее большинство государств для обеспечения информационной безопасности разрабатывает стратегические документы в сфере защиты информационного пространства, а также создает специализированные органы, при этом обеспечение информационной безопасности рассматривается как стратегическое направление обеспечения национальной безопасности.

Список литературы:

[1] Соглашение о сотрудничестве государств

- членов Организации Договора о коллективной безопасности в области обеспечения информационной безопасности от 30 ноября 2017 г. (вступило в силу для Российской Федерации 17 апреля 2019 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201904260001 (дата обращения: 07.09.2023).

[2] Соглашение о сотрудничестве государств

- участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности // Бюллетень международных договоров. 2015. № 10. С. 7-13.

[3] Страны СНГ активизируют сотрудничество в области информационной безопасности // Официальный сайт Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. URL: https://belrus.ru/ info/strany-sng-aktiviziruyut-sotrudnichestvo-v-

oblasti-informacionnoj-bezopasnosti/ (дата обращения: 07.09.2023).

[4] Сообщение для СМИ об итогах заседания Группы экспертов ШОС по международной информационной безопасности (Ташкент, 13 июля 2022 г.) // Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://rus.sectsco.org/ news/20220719/855125.html (дата обращения: 07.09.2023).

[5] Об утверждении Концепции информационной безопасности Союзного государства // Официальный сайт МИД России. URL: https://www.mid. ru/ru/foreign_policy/news/1856195/ (дата обращения: 07.09.2023).

[6] Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 февраля 2015 г. № 2 «О перечне стандартов и рекомендаций в области информационно-телекоммуникационных технологий и информационной безопасности, применяемых при создании, эксплуатации и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли» // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www. eaeunion.org/, 04.02.2015.

[7] Вьетнам принял закон о кибербезопасно-сти // Рамблер. URL: https://news.rambler.ru/ internet/40079990/?utm_content=news_ media&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink (дата обращения: 07.09.2023).

[8] Заявление посольства США во Вьетнаме // Официальный сайт Посольства и Генерального консульства США во Вьетнаме. URL: https://vn. usembassy.gov/vi/pr08062018/ (дата обращения: 21.09.2023).

[9] Минбалеев А.В. Правовое обеспечение кибербезопасности во Вьетнаме // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2019. № 1 (31). С. 64-68.

[10] Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 г. № 407 «Об утверждении Концепции кибербезопасности («Киберщит Казахстана»)» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http://adilet.zan. kz/rus/docs/P1700000407 (дата обращения: 24.09.2023).

[11] Об утверждении Информационной доктрины Республики Казахстан // Официальный сайт Президента Республики Казахстан URL: https://www.akorda.kz/ru/ob-utverzhdenii-informacionnoy-doktriny-respubliki-kazahstan-2025248 (дата обращения: 07.09.2023).

[12] Постановление Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 1 «О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

https://domachevo.roobrest.gov.by/files/00200/ obj/110/236753/doc/концепция.pdf (дата обращения: 07.09.2023).

[13] Декола И.В., Магомедова А.Д., Петрашко Б.Э. Проблема обеспечения кибербезопасности в Белоруссии, России и Украине // Постсоветские исследования. 2020. № 4 (з). С. 323-335.

[14] Полякова Т.А. Стратегические задачи правового обеспечения информационной безопасности Союзного государства Республики Беларусь и России // Информационные технологии и право: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.Ф. Мательского. Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2021. С. 308-312.

Spisok literatury:

[1] Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv -chlenov Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezo-pasnosti v oblasti obespecheniya informacionnoj bezopasnosti ot 30 noyabrya 2017 g. (vstupilo v silu dlya Rossijskoj Federacii 17 aprelya 2019 g.) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201904260001 (data obrashcheniya: 07.09.2023).

[2] Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv - uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv v oblasti obespecheniya informacionnoj bezopasnosti // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2015. № 10. S. 7-13.

[3] Strany SNG aktiviziruyut sotrudnichestvo v oblasti informacionnoj bezopasnosti // Oficial'nyj sajt Parlamentskogo Sobraniya Soyuza Belarusi i Rossii. URL: https://belrus.ru/info/strany-sng-aktiviziruyut-sotrudnichestvo-v-oblasti-informacionnoj-bezopas-nosti/ (data obrashcheniya: 07.09.2023).

[4] Soobshchenie dlya SMI ob itogah zase-daniya Gruppy ekspertov SHOS po mezhdunarodnoj informacionnoj bezopasnosti (Tashkent, 13 iyulya 2022 g.) // Oficial'nyj sajt SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva. URL: http://rus.sectsco.org/ news/20220719/855125.html (data obrashcheniya: 07.09.2023).

[5] Ob utverzhdenii Koncepcii informacionnoj bezopasnosti Soyuznogo gosudarstva // Oficial'nyj sajt MID Rossii. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_ policy/news/1856195/ (data obrashcheniya: 07.09.2023).

[6] Rekomendaciya Kollegii Evrazijskoj eko-nomicheskoj komissii ot 3 fevralya 2015 g. № 2 «O perechne standartov i rekomendacij v oblasti infor-

macionno-telekommunikacionnyh tekhnologij i informacionnoj bezopasnosti, primenyaemyh pri sozdanii, ekspluatacii i razvitii integrirovannoj informacionnoj sistemy vneshnej i vzaimnoj torgovli» // Oficial'nyj sajt Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza. URL: http:// www.eaeunion.org/, 04.02.2015.

[7] V'etnam prinyal zakon o kiberbezopasnosti // Rambler. URL: https://news.rambler.ru/ internet/40079990/?utm_content=news_ media&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink (data obrashcheniya: 07.09.2023).

[8] Zayavlenie posol'stva SSHA vo V'etname // Oficial'nyj sajt Posol'stva i General'nogo konsul'stva SSHA vo V'etname. URL: https://vn.usembassy.gov/ vi/pr08062018/ (data obrashcheniya: 21.09.2023).

[9] Minbaleev A.V. Pravovoe obespechenie kiberbezopasnosti vo V'etname // Vestnik UrFO. Bezopasnost' v informacionnoj sfere. 2019. № 1 (31). S. 64-68.

[10] Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 30 iyunya 2017 g. № 407 «Ob utverzhdenii Koncepcii kiberbezopasnosti («Kibershchit Kazahstana»)» // Informacionno-pravovaya sistema normativnyh pravovyh aktov Respubliki Kazahstan. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000407 (data obrashcheniya: 24.09.2023).

[11] Ob utverzhdenii Informacionnoj doktriny Respubliki Kazahstan // Oficial'nyj sajt Prezidenta Respubliki Kazahstan URL: https://www.akorda.kz/ ru/ob-utverzhdenii-informacionnoy-doktriny-respub-liki-kazahstan-2025248 (data obrashcheniya: 07.09.2023).

[12] Postanovlenie Soveta Bezopasnosti Respubliki Belarus' ot 18 marta 2019 g. № 1 «O Koncepcii informacionnoj bezopasnosti Respubliki Belarus'» // Nacional'nyj pravovoj internet-portal Respubliki Belarus'. URL: https://domachevo.roo-brest.gov.by/files/00200/obj/110/236753/doc/koncep-ciya.pdf (data obrashcheniya: 07.09.2023).

[13] Dekola I.V., Magomedova A.D., Petrashko B.E. Problema obespecheniya kiberbezopasnosti v Belorussii, Rossii i Ukraine // Postsovetskie issledo-vaniya. 2020. № 4 (3). S. 323-335.

[14] Polyakova T.A. Strategicheskie zadachi pravovogo obespecheniya informacionnoj bezopasnosti Soyuznogo gosudarstva Respubliki Belarus' i Rossii // Informacionnye tekhnologii i pravo: sb. mate-rialov VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. A.F. Matel'skogo. Minsk: Nacional'nyj centr pravovoj informacii Respubliki Belarus', 2021. S. 308-312.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.