Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЕ АЛЬЯНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МЕЖСТРАНОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АЛЬЯНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МЕЖСТРАНОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖСТРАНОВОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РИСКИ / ИЗДЕРЖКИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-АЛЬЯНСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / КАПИТАЛ / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / CROSS-COUNTRY ENTREPRENEURSHIP / RISKS / COSTS / STRATEGIC BUSINESS ALLIANCES / ECONOMIC SANCTIONS / CAPITAL / EXCHANGE RATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведев Роман Вадимович

Статья посвящена изучению деятельности международных стратегических бизнес-альянсов в контексте их влияния на развитие межстрановой системы предпринимательства, анализу деятельности и выявлению характерных особенностей построения этих предпринимательских структур. Автор исследует специфику инструментов развития межстранового предпринимательства, экономическую сущность данного феномена, его субъекты и формы. Также в статье рассматриваются основные причины возникновения межстранового предпринимательства с точки зрения ведущих отечественных и зарубежных ученых. Сделан вывод, что роль международных альянсов как инструмента построения межстранового предпринимательства в настоящее время недооценена, несмотря на значительные преимущества участникам в вопросе формирования конкурентоспособной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медведев Роман Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL ALLIANCES AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF INTERCOUNTRY ENTREPRENEURSHIP

The article is devoted to the study of the activities of international strategic business alliances in the context of their influence on the development of the intercountry system of entrepreneurship, analysis of activities and identification of the characteristic features of the construction of these entrepreneurial structures. The author examines the specifics of the tools for the development of cross-country entrepreneurship, the economic essence of this phenomenon, its subjects and forms. The article also examines the main reasons for the emergence of cross-country entrepreneurship from the point of view of leading domestic and foreign scientists. It is concluded that the role of international alliances as a tool for building cross-country entrepreneurship is currently underestimated, despite the significant advantages to participants in the formation of a competitive environment.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЕ АЛЬЯНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МЕЖСТРАНОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Исторически межстрановое предпринимательство возникло в связи с развитием и расширением разделения труда, которое вышло на международный уровень и способствовало формированию мирового рынка. 8 этом сегменте сотрудничество организаций различных форм собственности или подразделений компаний, которые находятся в разных государствах и имеют цель получить доход именно за счет проведения международных операций, получило название межстранового предпринимательства.

Как известно, А, Смит явился основоположником теории международного разделения труда и специализации стран в рамках теории абсолютных преимуществ. Смит отмечал, "если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом" [6, с. 333]. Последователь А. Смита Д. Ри-кардо уточнил, что теория абсолютных преимуществ является лишь частным случаем теории сравнительных преимуществ: "даже если страна не имеет абсолютных преимуществ ни по одному товару, международная торговля может оставаться выгодной, если в соотношениях внутреннихценмеждустранами сохраняются различия, так как у каждой страны найдется товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство других товаров" [5, с. 475]. Сформулированные основоположниками экономической науки постулаты по настоящее время являются базисом международной специализации и торговли, а также развивающегося на их основе межстранового предпринимательства. Между тем, современные тенденции оптимизации ресурсов и устойчивого развития обуславливают некоторую специфику инструментов развития межстранового предпринимательства. Стремление предпринимателей нивелировать риски и кризисные явления влекут трансформацию форм международного бизнеса, который в настоящее время уже не демонстрирует намерений захвата, поглощения или приобретения активов конкурентов, как это было в эпоху транснациональных корпораций (ТНК), а выстраивает с ними партнерские отношения.

Разнородность бизнес-структур, задейство-ванных в межстрановом предпринимательстве, не поддаётся типологии, либо классифи-

кации, поскольку каждый альянс уникален. Однако имеются определенные общие черты построения альянсов, продиктованные экономической целесообразностью, развитием цифровых и Интернет-технологий, современными тенденциями оптимизации всех видов ресурсов, а также мировой общеполитической ситуацией.

Во-первых, крупный бизнес, предпринима-тельскиеуниверситеть^высокотехнологичные стартапы предпочитают формировать малые и средние предприятия для выполнения конкретной бизнес-задачи. В этой связи международное сотрудничество в современных условиях представляет собой некую ключевую бизнес-структуру вокруг которой, как сателлиты формируются и функционируют мелкие компании, либо развиваясь и переходя на новый уровень, либо отмирая, не справляясь с поставленной задачей. г

Во-вторых, что касается отечественных альянсов, то они переориентируются с международного рынка на национальный, что определяется воздействием внешнеполитических факторов и экономическими санкциями со стороны зарубежных стран. Из международных они превращаются в межотраслевые, о чем свидетельствуют примеры создания партнёров российских и иностранных компаний, а также научных институтов и инновационных стартапов. Такие объединения создают задел для развития инноваций и высоких технологий на территории России, обеспечивая рост российской экономики в долгосрочном периоде.

Межстрановое предпринимательство представляет собой деятельность, которая связана с использованием капитала в разных формах, нивелирования рисков за счет разницы валютных курсов и кредитных ставок, с учётом передового опыта управления и администрирования. Это сложная конструкция, которую можно рассмотреть с нескольких сторон. Так, межстрановое предпринимательство с позиции международных отношений - это некое объединение субъектов межгосударственной экономической деятельности в общность, которая направлена на взаимовыгодное сотрудничество. С позиции предпринимательской деятельности -это функционирование бизнеса, переросшего границы одного государства и адаптировавшегося к особенностям ведения бизнеса иностранных государств. Межстрановое предпринимательство проявляется в особой форме взаимодействия между субъектами и обладает конкретной структурой, определенными технологиями взаимодействия, а также набо-

О

си о си

а*

ш <

Й

р

со

3-¡2

Ё

173

ром положений и норм сотрудничества, конкретными результатами, достигаемыми в ходе такого взаимодействия, В качестве субъектов меж ст рано в ого предпринимательства выступают как самостоятельные компании, так и альянсы компаний, которые имеют специфические внутренние мотивы, цели и компетенции, чтобы реализоеываться в какой-либо сфере деятельности на мировом рынке. Такие компании именуются как международные стратегические альянсы, что подчёркивает направленность такого сотрудничества.

Зарубежные и отечественные ученые довольно обширно исследовали тему межстра-нового сотрудничества в форме альянсов. Сторонники теории транзакционных издержек П. Бакли, А. Пархе, О, Уильямсон и другие объясняют предпосылки возникновения альянсов стремлением участников к снижению издержек на операционную деятельность. Объединяясь, компании налаживают внутри альянса конкурентно-кооперативное взаимодействие. Однако адепты теории транзакционных издержек не решили вопрос, связанный с разработкой метода снижения этих издержек в рамках альянса. Кроме того, в исследованиях указанных ученых не затронута тема перераспределения прибыли и любых других выигрышей между участниками от вступления в альянс.

Представители ресурсной теории Дж. Пфеф-фер, Дж, Саласник, Р, Холл и другие придерживаются той точки зрения, что объединение предприятий и организаций в альянсы с целью восполнения недостающих ресурсов и компетенций является экономически выгодным, Тем не менее, не указывая мотивацию партнеров и причины их вступления в альянс, не возможно выявить оптимальные способыв построения альянсадля получения максимального синергического эффекта.

Сторонники теории отраслевых рынков В. Гамильтон П. Диксон, Дж. Ордовер, Дж. Тироль, В. Шан и другие, указывая предпосылки интеграции организаций в альянс, не предлагают моделей построения альянса и его контрактной основы.

Представители школы стратегического управления Дж. Геринджер, М. Лайлес, Р. Регер, К. Харриган и другие акцентировали внимание на управленческом аспекте альянса, однако в работах учёных не представлено алгоритмов вхождения в альянс и не оценена эффективность деятельности альянса.

Термин "международный альянс" прочно закрепился в конце 70-х годов прошлого столетия и пришёл на смену понятиям междуна-

родного союза или объединения, А уже к концу 80-х годов Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ввела понятие "стратегический альянс" и назвала его перспективной формой международного сотрудничества в условиях обостряющейся конкуренции и нестабильной рыночной ситуации [9, С. 27-28]. Обратим внимание, что к факторам, влияющим на формирование альянсов, можно отнести "тенденцию укрупнения бизнеса, а также выход бизнеса за границы конкретных государств, слияние капиталов различных сфер деятельности, что также нашло отражение в формировании и транснациональных корпораций (ТНК). Однако альянсы стали противопоставлением бизнесу ТНК, поскольку их отличительными чертами являются сохранение независимости участников и стремление налаживания партнёрских отношений. В отличие от транснациональных корпораций создание международных альянсов свидетельствует о сближении интересов бизнеса из разных стран, стремлении налаживания партнёрских отношений, унификации юридических стандартов и процедур взаимодействия бизнеса. Международные альянсы предполагают такой формат ведения бизнеса, при котором важна совместимость интересов участников, обмен информацией, ресурсами и опытом, координированное совместное принятие решений при наличии нескольких центров управления, поддержание диалога и взаимовыгодное решение конфликтов" [2, С. 42].

В научных исследованиях международные альянсы именуют союзами, стратегическими альянсами, бизнес-альянсами и объединениями. Обширный научный задел в области изучения деятельности международных стратегических альянсов представлен различными школами и направлениями как в России, так и за рубежом. Нами предпринята попытка систематизировать имеющиеся в научной литературе определения стратегического альянса и подобныхемуформведения межстранового предпринимательства. Основываясь на данной систематизации, можно отметить сходство всех авторов определений по поводу того, что принцип добровольности создания международного альянса на основе партнерских отношений и независимости партнеров друг от друга является определяющим для альянса. Мы также разделяем данную точку зрения, относя к международным альянсам лишь добровольные равноправные партнерские объединения, структурно состоящие из предприятий

крупного, среднего и малого бизнеса, задействованных в смежных отраслях и выполняющих полный производственный цикл от разработки до реализации конечной продукции. Это принципиально отличает альянс от транснациональной корпорации и иных видов интеграционных объединений, действующих на основе концентрации активов и управления.

Отметим, что российская практика демонстрирует слабое участие в организации международных альянсов российских малых и средних предпринимателей. На это есть ряд причин, которые мы рассмотрим ниже, а пока отметим, что это является своего рода специфической чертой отечественного предпринимательства. По нашему мнению, сектор предпринимательства в России функционирует как альтернатива работы по найму, а не реализация таланта, опыта, знаний и умений предпринимателя. Следовательно, амбициозных целей и планов на вступление в альянсы предприниматели не строят, процент высокотехнологичных предпринимателей достаточно низок. Для сравнения, в европейских странах международные альянсы включают узкоспециализированные фирмы малого и среднего бизнеса, которые являются ключевым катализатором формирования и развития альянсов, особенно в отраслях высоких технологий.

"В зависимости от характеристик партнеров и целей сотрудничества взаимодействие может осуществляться как по всему спектру функций управления, так и по отдельно взятым областям, в результате чего формируются комплексные, маркетинговые, производственные, научно-технические альянсы. Именно крупные компании образуют ядро современных межотраслевых гигантов, вокруг которых выстраиваются сети малого и среднего бизнеса. В эти сети вовлекается подавляющая часть малых фирм, которые взаимодействуют с крупным бизнесом в многообразных формах, включая субподрядные, франчайзинговые, венчур-но-финансовые илизинговые. Следовательно, сочетание крупного, среднего и малого бизнеса составляет механизм воспроизведения структуры бизнеса в экономике, а современные формы их взаимодействия придают этой структуре динамическую устойчивость и способность к развитию, являются одним из факторов роста инновационного потенциала" [2, С. 43].

Вовлечение малого и среднего бизнеса в сети международных альянсов имеет ряд веских причин, продиктованных сужением отечественного рынка и возрастающими сложнос-

тями ведения бизнеса внутри страны. Так, в частности,ужесточение конкуренции на национальном рынке осложняет вход малых предпринимателей в рыночные ниши; изменения и нововведения национального и международного законодательства, а также цифровая адаптация всех процессов, связанных с ведением бизнеса, требует расширения штата сотрудников, что ведет к увеличению издержек на содержание персонала; повышение стоимости исследовательских проектов сокращает число фирм в высокотехнологичном секторе. Совокупность таких причин вынуждает малый бизнес пересматривать стратегии своего дальнейшего развития, переориентироваться на поиск более сильных партнёров. Как правило, более стабильные инновационно-ориентированные структуры находятся вне рамок национального рынка. Задействование отечественных малых и средних бизнес-структур в процессе форми-г рования международных альянсов позволит бизнесу "опереться" на более устойчивую бизнес-структуру в составе альянса, а для России расширит возможности внешнеэкономических связей, даст толчок развитию высоких технологий и инновационных производств. Ключевое преимущество международных альянсов в том, что они обеспечивают конвергенцию инноваций и межфирменное взаимодействие во всех сферах производственного цикла: от проектировки и научной разработки до внедрения и сервисного обслуживания конечной продукции либо услуги. Это весьма востребовано в отношении национальных производственных мощностей, требующих модернизации и замены. Таким образом, объединение производств в рамках международных альянсов с технологически развитыми компаниями позволяет производить инновационный обмен между участниками и усилить доминирование на товарных рынках. Поэтому данная форма сотрудничества представляется весьма перспективной для отечественных бизнес-альянсов с точки зрения потенциальной прибыли.

Как уже упоминалось выше, на настоящий момент нет единой классификации международных альянсов, деления альянсов на группы и категории, критериев отнесения тех или иных партнерств к категории альянсов. Международные альянсы различаются по степени интеграции, начиная с совместного использования нескольких видов производственных мощностей и заканчивая полной передачей прав управления активами партнёру. Не существует единства и во мнениях учёных, исследующих этот вопрос. Например, Д. Дубровский,

О

си о си

а*

ш <

Й

р

со

3-¡2

Ё

175

выделяет альянсы с передачей прав собственности и без таковых [7]. Несмотря на принципиальное различие объединения собственности участников, обе формы международных альянсов достаточно распространены на практике. Видный исследователь влияния интеграционных процессов на развитие предпринимательских структур И. Владимирова полагает, что наиболее важными признаками для классификации международных альянсов являются условия вхождения компаний в альянс. 6 зависимости от того, на каких условиях интеграции собственности объединяются компании, выделяет "альянсы на паритетных основаниях, на не паритетных основаниях, альянсы с образованием нового юридического лица, альянсы, основанные на слияниях и поглощениях" [1,С. 11]. Е. Паламаренко разделяет международные альянсы на стратегические и оперативные, поясняя, что "стратегические альянсы нацелены на долговременное партнерство в тех областях и сферах бизнеса, которые имеют стратегическое значение, а оперативные альянсы представляют собой коммерческие объединения, образованные на франчайзинговых и аутсорсинговых соглашениях" [4, С. 70).

Международные альянсы в части занимаемых ими объемов рынка многократно превосходят национальные альянсы, поэтому стратегическим преимуществом участников международных альянсов является доступ на международный рынок и формирование на нем устойчивых связей с компаниями других стран. Данное преимущество выгодно отличает альянс от других видов интеграционных объединений. 8 альянсе совместная деятельность участников направлена на повышение экономической эффективности компании на рынке, укрепление имиджа и репутации бизнеса, многостороннее сотрудничество и обмен технологиями.

Стоит подчеркнуть, что сотрудничество внутри альянса и конкуренция на рынке происходит от лица всего альянса, в то же время компании, составляющие альянс, конкурируют друг с другом. Важно отметить, что структура взаимодействия внутри международного альянса сохраняет законы рынка. Конкуренция внутри альянса может происходить как открыто, с согласия участников, так и с нарушением обязательств сторон,то есть недобросовестно. Распад международного альянса вследствие недобросовестной конкуренции является наиболее распространенным способом прекращения его деятельности. Более того, рассматривать слияние или поглощение

как положительный эффект сотрудничества в рамках международного альянса не корректно, это свидетельствует об экономической слабости одного из участников альянса, который с целью сохранения структуры был поглощен.

Исследователи формирования бизнес-аль-янсов Г. Харламова, В. Балан, П. Кухта считают, что "одной из главнейших целей создания международного альянса является резкое возрастание возможностей и умений участников противостоять кризисным проявлениям в экономике" [8, С. 104). Подчеркнём, что вступая в альянс, участники преследуют каждый свои цели. Только в случае совпадения целей участников, отсутствия принципиальных противоречий в стратегиях их развития возможно длительное и плодотворное сотрудничество. Поскольку партнёры укрепляют свои позиции и способны поддерживать друг друга в нестабильные периоды и периоды спада, важным преимуществом международного альянса является увеличение устойчивости его участников к кризисам и возможность противостоять им в случае их возникновения. Современный рынок изобилует факторами нестабильности, вызванными скорее не экономическими, а политическими и эндогенными воздействиями. Важным аргументом для компании в пользу вступления в альянс, в таких условиях, является возможность использовать ресурсы, знания и опыт своего партнера по альянсу. Для динамичного развития международного альянса наличие у участников НИОКР в выбранной сфере деятельности является преимуществом всего альянса. Несмотря на то, что при этом существенно возрастают расходы на научные исследования, возможности компании и её доходность также растут.

Отметим также, что в процессе взаимодействия компаний в альянсе изучаются опыт, сильные и слабые стороны партнера, возможные преимущества от дальнейшего длительного сотрудничества, компании совместно обучаются и передают знания. Консолидирующая роль альянса уходит на второй план, тогда как в качестве главной выступает инновационная функция. По мнению А. Зобова, "...альянсы в этом случае выполняют важнейшую функцию расширения интеллектуального капитала компаний, знакомства с другой научной, технологической и организационной культурой..." [3, С. 43]. Соединенные в процессе совместной деятельности знания, умения и возможности каждого участника альянса после объединения могут многократно возрасти, что именуется эффектом синергии. Экономика знаний гласит, что знания продуцируют новые знания. Меж-

дународные альянсы, в основе деятельности которых лежат высокие технологии и НИОКР, обладают существенным потенциалом развития в сравнении с другими видами альянсов.

Подытоживая, отметим, что международный бизнес в форме альянсов является инновационным видом глобального межстра-нового предпринимательства. В целом, роль международных альянсов как инструмента построения межстранового предпринимательства сильно недооценена. Такой способ взаимодействия обеспечивает значительные преимущества участникам в вопросе формирования конкурентоспособной среды на основе взаимного проникновения технологий и инноваций. Выстраивание стратегий развития компаний за счёт вступления в международный альянс может стать современной формой международного взаимодействия высокотехнологичного бизнеса.

Примечания:

1. Иванова Е.А„ Медведев Р.В. Проблемы управления международными альянсами (з России // Вестник Ростовского государственного эконо-мическогоуниаерситета (РИНХ). -2018. №4(64). - С. 40-45.

2. Еузович А.И. Трансформация международных стратегических альянсов в условиях глобализа-

ции // Экономима и управление народным хозяйством. Серия: Экономика и право. - 2019, -№6. - С. 10 13;

3. Владимирова И.Г. Интеграционные процессы как фактор развития предпринимательских структур в условиях глобализации экономики : авторе ф. ... дис.докт. экон. наук. - M., 2008,-28 с.

4. Dubrovski D. Strategic Partnership and Equity Alliances in the Function of Crisis Prevention and Elimination//Modern Economy. 2016. Vol. 7. No. 12. P. 1385-1395.

5. Зобов A.M. Стратегические альянсы: проблемы и тенденции // Вестник Московского университета. Сер. 24. Менеджмент. - 2009, - № 1. - С. 43-59.

6. Паламаренко Е.В. Особенности становления и развития международных стратегических альянсов // Торговая политика. Trade policy. - 2018. -№>3/15.-065-78.

7. РикардоД. Начала политической экономии и налогового обложения. - М. : ЭКСМО, 2016. -1040 с.

8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М, : ЭКСМО, 2016. - 1056 с, ,

9. Kharlamova G., Balan V., Kukhta P. 2016. "Partner-Choice Multi-Criteria Model At The Strategic Business Alliances Forming," Revista Economica, Ludan 8laga University of Sibiu, Faculty of Economic Sciences, vol. 68(1),103 124 p.

10.New Patterns of Industrial Globalisation. Cross-border Mergers and Acquisitions and Strategic Alliances / OECD-Organisation for Economic Cooperation and Development. - 2001. - 200 p.

О

cü о cu

cf

lq <

i: a

r? CO =r Z

i

177

PROBLEMS OF EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT Cf THE NATIONAL ECONOMY

Mitovanova Ekaterina Aleksandrovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Economics, Finance and Law, Russian University of Economic named after G. V, Plekhanov(branch), Pyatigorsk

The article considers the main trends in the development of innovative development institutions in the context of their compliance with the priorities of socio-economic development of industries and territories, as well as strategies for ensuring sustainable economic growth through diversification ofthe GDP structure. A methodology for evaluating the effectiveness of innovative development institutions is proposed based on the integration of traditional investment assessment methods with multi-factor and multi-criteria analysis tools.

Keywords: innovation; sustainable development; economic growth; public policy; efficiency assessment.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-37.38

УДК 330.341.2 ВАК РФ 08.00.05

Ф Мшпованова Е.А., 2020

МИЛОВАНОВА Екатерина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономики, финансов и права, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (филиал), Пятигорск

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

в статье рассмотрены основные тенденции развития инновационных институтов развития в контексте их соответствий приоритетам социально-экономического развития отраслей и территорий, а также стратегии обеспечения темпов устойчивого экономического роста за счет диверсификации структуры ВВП. Предложена методология оценки эффективности функционирования институтов инновационного развития на основе интеграции традиционных методик инвестиционной оценки с инструментами многофакторного и поликритериального анализа.

Ключевые слова: инновации; устойчивое развитие; экономический рост; го сударственная политика; оценка эффективности.

Инновации какнеобходимое условие обеспечения устойчивых темпов экономического роста часто трактуются как процесс интеграции усилий акторов в рамках трансформации институциональных структур. Однако на практике стратегические усилия в области стимулирования инноваций ограничены, с одной стороны, финансовыми возможностями бизнеса^ с другой - заинтересованностью государства в экономических изменениях. И чем более масштабными являются эти изменения, тем больше сопротивление может оказываться как со стороны государства, так и бизнеса.

Еще одной проблемой стимулирования инновационных процессов являются то, что их часто воспринимают как несвязанные или взаимозаменяемый набор терминов, который включает в себя цифровые технологии, научные исследования, государственную поддержку и ряд других,

В современной экономической науке можно выделить два диаметрально противоположных подхода в использовании инноваций:

- "Мы всегда были инновационными - это было частью нашего смысла существования на протяжении всей нашей истории" [3];

- "Что такое инновация на самом деле? Никто на самом деле не знает и не может объяснить этого" М-

Это очевидное противоречие отчасти объясняется состоянием инноваций в российской экономике. Несмотря на то, что инновационный менеджмент как самостоятельное научное направление существует уже более века,его использование в области стимулирования экономического роста и устойчивого развития является относительно новым.

В мировой практике имеются свидетельства того, что успешные инновации могут быть основой для трансформации целых секторов и последующих институциональных преобразований [10], Страны-участницы тематических исследований указывают на ряд "больших побед" в области инноваций - от поведенческих моделей поведения до создания вакцин и финансовых инноваций.

В этой связи особо актуален ответ на вопрос: является ли современная инновационная повестка соответствующей реалиям социально-экономического развития, не является ли она изолированной от последних политических тенденций и стратегических приоритетов развития.

Важный фактор, способствующий эффективному управлению инновационными процессами, есть склонность организации к рис-

ку. Очевидно, что у субъектов инновационной деятельности склонность к риску существенно различается как на уровне организации в целом, так и между ее подразделениями в частности. Как отмечает В.В. Радаев, нет единой инновационной культуры, так нет и единой "среды управления рисками" [7]. Вместо этого типы и уровни рисков, которые рассматриваются как управляемые, являются вопросом индивидуальной и коллективной интерпретации, возможности их выявления и нивелирования. Субъекты инновационной деятельности имеют разную культуру управления рисками, а также менталитет, который может, например, зависеть от форм собственности -государственной или частной.

Таким образом, то, что представляется возможным в одной сфере деятельности или на одном предприятии, например, как результат эффективного руководства, может не работать в другой сфере, что не позволяет тиражировать положительный опыт без соответствующей адаптации. В этой связи анализ взаимосвязей между инновациями и рисками с целью его минимизации в процессе реализации проектов должен учитывать следующее:

- уделять особое внимание системе управления, в которой задача минимизации рисков является одной из ключевых;

- проводить постоянную корректировку аппетитов к риску;

- включение в систему контура управления рисками на всех этапах инновационного цикла, как на проектном, так и на программном уровнях;

- развитие новых компетенций в области управления рисками;

- мониторинг эффективности управления рисками.

Исследования инноваций в отраслевом разрезе показывает, что существует специфика развития инновационных процессов. Тем не менее, можно выявить общие закономерности основываясь на том, как инновации развиваются по этапам жизненного цикла инновационных продуктов от первоначальной идеи до ее реализации и последующего воздействия на оперативную деятельность хозяйствующих субъектов и стратегические приоритеты развития, Это связано с тем, что успешными инновационными организациями являются те, которые могут определить конкретные вопросы, проблемы и возможности их решения на основе использования инновационных ресурсов и технологий, В некоторых ситуациях это основывается на осознании потребностей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.