Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ'

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное воздушное преступление / воздушное преступление / преступление на воздушном транспорте / транспортное преступление / воздушное право / воздушная безопасность / international air crime / air crime / air transport crime / transport crime / air law / air safety / flight safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончарова Н. Н.

Автор анализирует понятие «международное воздушное преступление», актуализирует вопрос об острой необходимости формирования нормативного определения понятий «транспортные преступления», «преступления на воздушном транспорте», «воздушные преступления», «международные воздушные преступления» и некоторых других. В ходе работы были проанализированы научные представления о транспортных преступлениях, международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией и внутреннее право Российской Федерации, включая Воздушный кодекс и другие нормативно-правовые акты в целях формирования правового фундамента обеспечения воздушной безопасности с учетом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года. В целях постановки проблематики автором обозначены перспективные для научного исследования классификации международных воздушных преступлений, включая преступления, где воздушный транспорт рассматривается в качестве объекта, средства и места совершения преступления. Фактически представлены в историческом ракурсе тенденции развития научного анализа базовых понятий и признаков транспортных и воздушных преступлений. В итоге автор, подведя итоги о современном состоянии правового регулирования международных воздушных преступлений и перспективы развития системы норм, дает толчок конкретизации института воздушной безопасности, отрасли международного воздушного права и воздушного законодательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончарова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL AIR CRIME: ACTUALIZATION OF THE CONCEPT

The author analyzes the concept of “international air crime”, updates the issue of the urgent need to formulate a normative definition of the concepts of “transport crimes”, “crimes in air transport”, “air crimes”, “international air crimes” and some others. In the course of the work, scientific ideas about transport crimes, international treaties ratified by the Russian Federation and the internal law of the Russian Federation, including the Air Code and other regulations were analyzed in order to form the legal foundation for ensuring air security, taking into account the Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2024 of the year. In order to pose the problem, the author has identified classifications of international air crimes that are promising for scientific research, including crimes where air transport is considered as an object, means and place of commission of a crime. In fact, trends in the development of scientific analysis of basic concepts and characteristics of transport and air crimes are presented from a historical perspective. As a result, the author, summing up the current state of legal regulation of international air crimes and the prospects for the development of a system of norms, gives impetus to the specification of the institution of air safety, the branch of international air law and air legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Научная статья С. 141-147

УДК 341.1/8

DOI: 10.47475/2311-696Х-2024-41-2-141-147

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ

Наталья Николаевна Гончарова

Казанский инновационныйуниверситет им. В. Г. Тимирясова, Казань, Россия

goncharova-nnn@yandex.ru

0 https://orcid.org/0000-0001-7682-4442

Аннотация. Автор анализирует понятие «международное воздушное преступление», актуализирует вопрос об острой необходимости формирования нормативного определения понятий «транспортные преступления», «преступления на воздушном транспорте», «воздушные преступления», «международные воздушные преступления» и некоторых других. В ходе работы были проанализированы научные представления о транспортных преступлениях, международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией и внутреннее право Российской Федерации, включая Воздушный кодекс и другие нормативно-правовые акты в целях формирования правового фундамента обеспечения воздушной безопасности с учетом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года. В целях постановки проблематики автором обозначены перспективные для научного исследования классификации международных воздушных преступлений, включая преступления, где воздушный транспорт рассматривается в качестве объекта, средства и места совершения преступления. Фактически представлены в историческом ракурсе тенденции развития научного анализа базовых понятий и признаков транспортных и воздушных преступлений. В итоге автор, подведя итоги о современном состоянии правового регулирования международных воздушных преступлений и перспективы развития системы норм, дает толчок конкретизации института воздушной безопасности, отрасли международного воздушного права и воздушного законодательства Российской Федерации.

Ключевые слова: международное воздушное преступление, воздушное преступление, преступление на воздушном транспорте, транспортное преступление, воздушное право, воздушная безопасность, безопасность полетов

Для цитирования: Гончарова Н. Н. Международное воздушное преступление: актуализация понятия // Правопорядок: история, теория, практика. 2024. № 2 (41). С. 141-147. DOI: 10.47475/2311-696Х-2024-41-2-141-147

Research article

INTERNATIONAL AIR CRIME: ACTUALIZATION OF THE CONCEPT

Natalya N. Goncharova

Kazan Innovation Universitynamed after. V. G. Timiryasova, Kazan, Russia

goncharova-nnn@yandex.ru

© https://orcid.org/0000-0001-7682-4442

Abstract. The author analyzes the concept of "international air crime", updates the issue of the urgent need to formulate a normative definition of the concepts of "transport crimes", "crimes in airtransport", "air crimes", "international air crimes" and some others. In the course of the work, scientific ideas about transport crimes, international treaties ratified by the Russian Federation and the internal law of the Russian Federation, including the Air Code and other regulations were analyzed in order to form the legal foundation for ensuring air security, taking into account the Decree of the President of the Russian Federation of May 7,2024 of the year. In order to pose the problem, the author has identified classifications of international air crimes that are promising for scientific research, including crimes where air transport is considered as an object, means and place of commission of a crime. In fact, trends in the development of scientific analysis of basic concepts and characteristics of transport and air crimes are presented from a historical perspective. As a result, the author, summing up the current state of legal regulation of international air crimes and the prospects for the development of a system of norms, gives impetus to the specification of the institution of air safety, the branch of international air law and air legislation of the Russian Federation.

Keywords: international air crime, air crime, air transport crime, transport crime, air law, air safety, flight safety

For citation: Goncharova NN. International air crime: actualization of the concept. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice], 2024;(2):141-147. DOI: 10.47475/2311-696X-2024-41-2-141-147 (In Russ.)

Введение

Указом Президента Российской Федерации 7 мая 2024г. обозначены цели развития до 2036 г.1, одной из которой является создание безопасной среды для жизни. Институт преступлений, совершаемых на воздушном транспорте, является одним из основных в сфере воздушной безопасности. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта от февраля 2023 г. «уровень авиаперевозок в 2022 г. достиг 68,5 % от уровня, который бы зафиксирован до пандемии Covid-19»2, а общемировой спрос в течение всего 2024 г. по данным ИКАО на 27 февраля 2024 г. будет ниже на 2% уровня 2019 г. в силу сложной экономической ситуации3. Политические и экономические условия, развитие беспилотной авиа индустрии приводит к появлению риска увеличения совокупного количества преступлений, совершаемых на воздушном транспорте.

Преступления, оказывающие влияние на безопасность транспорта, в частности воздушного транспорта, являются одной из составных частей формирования неблагоприятной экономической и социальной среды государства. Отметим, что Генеральный план обеспечения безопасности полетов Международной организации гражданской авиации закрепил стремление к цели по достижению нулевой смертности в авиационных происшествиях к 2030 г.4

Материалы и методы

В статье использованы международные договоры, регулирующие вопросы международной воздушной безопасности, а также международных воздушных преступлений, нормативно-правовые акты, по вопросам использования, эксплуатации воздушного транспорта и уголовным преступлениям, связанным с воздушным транспортом, информация из общедоступных источников, результатов проведенных ранее исследований. В качестве методов были использованы: формально-юридический, анализа, систематизации.

Результаты и их обсуждение

Исследуя правовую доктрину и действующее право, становится понятно, что единого определения

1 0 национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2024 года №309 // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1717715/ (дата обращения: 08.05.2024).

2 IATA's Annual Review [Ежегодный обзор ИАТА] // IATA : [сайт]. URL: https://www.iata.org/en/publications/annual-review/ (дата обращения: 08.05.2024).

3 Объемы пассажирских авиаперевозок превысили допан-демийный уровень // ИКАО : [сайт]. URL: https://www.icao.int/ Newsroom/Pages/RU/Passenger-air-traffic-surpasses-pre-pandemic-levels.aspx (дата обращения: 08.05.2024).

4 Doc 10004. Глобальный план обеспечения безопасности полетов. 2023-2025. URL: https://www.icao.int/safety/GASP/ Documents/10004_ru.pdf (дата обращения: 08.05.2024).

понятию «транспортные преступления» на данный момент нет. Одной из первых попыток раскрытия и внедрения данного понятия является определение Н. С. Алексеева: «транспортное преступление — это деяние, которое ведет за собой общественную опасность и покушается на функционирование транспортного средства» [1, с. 24].

Указанное понятие не получило должного принятия и одобрительного отношения. По поводуданного предложения высказывались несколько оценочных мнений, которые заключались в следующем:

1) в определении не указано конкретных признаков, которые характерны для транспортного преступления;

2) в определении рассматривается только покушение на функционирование транспортного средства;

3) в определении не акцентируется внимание на возможных последствиях. Данное обстоятельство вызывает некоторые проблемы при отграничении транспортных преступлений от других преступных деяниях, которые реализуются на транспорте;

4) не указана угроза причинения ущерба.

Еще одно определение ранее было дано Б.А.Ку-риновым: «транспортные преступления характеризуются общественно опасными, противоправными, виновными и наказуемыми действиями, которые подрывают и наносят вред функционированию работы и безопасности движения» [7, с. 12].

Транспортные преступления являются предметом диссертационного исследования А. И.Чучаева, в котором была сделана попытка выявления сущности данного вида преступлений, и дано определение: «под транспортными преступлениями следует понимать виновное противоправное деяние, которое имеет своей целью посягнуть на безопасное движение или на эксплуатацию транспортного средства, а также может причинить или причиняет общественно опасные последствия, предусмотренное уголовным законом» [10, с. 224].

А. И. Чучаев пришел к выводу, что рассматриваемые преступления являются результатом взаимодействия человека с транспортом. Также им было предложено произвести объединение транспортных преступлений в одну систему и главу уголовного закона.

Проведя анализ сущности транспортных преступлений, А. В. Борисов сослался в своей работе на А. И. Ко-робеева, который излагал свое видение о данных преступлениях [6]. По его мнению, основной составляющей рассматриваемых преступлений следует считать ориентированность на посягательство на общественные отношения в контексте безопасности действия транспорта [2,с. 49]. Исходя из этого, была раскрыта и сформулирована сущность транспортных преступлений, которая звучит как виновные общественно опасные деяния, предусмотренные уголовной

нормой, посягающие на безопасное функционирование транспорта.

Если сравнивать предложенные понятия Н. С. Алексеева [1] и А. И. Коробеева [6], то последнее представление о сущности транспортных преступлениях нашло более положительную оценку:

1) содержит в себе важнейшие особенности (признаки);

2) включает термин «безопасное функционирование транспорта».

А. Ю. Пожарский также проанализировал признаки транспортных преступлений, по его мнению, «транспортные преступления характеризуются общественно опасным виновным деянием, которое совершается при взаимодействии человека с транспортом, например, если появляется риск угрозы безаварийной работе транспортного средства или иная ситуация, когда ответственное лицо не выполнило возложенные на него обязанности» [9, с. 14]. Принципиально выделение в качестве признака наличия последствий в виде появления вреда безопасности движения и использования транспортного средства в условиях несоблюдения безопасности.

В силу существующей проблемы функционирования определения понятию «транспортные преступления» хотим пойти дальше и актуализировать проблему необходимого закрепления определения понятия «преступления в сфере воздушного транспорта».

В своей работе «Преступления в области воздушного транспорта» [8] П. И. Люблинский в 1930 г. рассматривает эту группу преступлений, включая в их число повреждение летательных аппаратов, создание помех свободному передвижению, возведение строек на территории или близ места расположения аэродромов и другие, например, нарушение правил устройства аэродромов, эксплуатации, нарушение правил передвижения.

Как же мы квалифицируем «воздушный транспорт»? Анализ Чикагской конвенции 1944 г.1 и Пекинской конвенции 2010 г.2 позволяет говорить о том, что воздушный транспорт делится на гражданские воздушные суда и государственные, используемые на военной, таможенной и полицейской службах, а в ст. 8 Чикагской конвенции исключаются беспилотные полеты в районах, открытых для гражданских полетов, кроме как по специальному разрешению и вне угрозы гражданским судам.

Понятие «воздушное судно» раскрывается и в ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ): «летательный аппарат, поддерживаемый

1 Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 года) // СПС «Гарант». URL: https://base. garant.ru/2540490/ (дата обращения: 08.05.2024).

2 Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации (Пекин, 10 сентября 2010 года) // ООН : [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/beijing_convention.shtml (дата обращения: 08.05.2024).

в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли и воды»3, а воздушные суда классифицируются по весу — легкие и сверхлегкие, по методам управления — пилотируемые, управляемые пилотом на борту и беспилотные, управляемые вне борта судна. Воздушные суда имеют свою национальность. По общему правилу национальность определяется правом государства регистрации судна. Также в 1967 г. Совет ИКАО признал, что государства могут произвести совместную регистрацию воздушного судна, международную регистрацию.

28 июня 2022 г. в Монреале прошла 226-я сессия Совета ИКАО Совет отметил, что «двойная регистрация вызывает уних опасения, связанные с безопасностью полетов. Аргументируя свои опасения, ИКАО разъяснил, что появляются проблемы с международной действительностью сертификата летной годности и разрешения на радиостанцию, которое выдается каждому воздушному судну»4.

В ст. 20 Конвенции о международной гражданской авиации закреплено, что «каждое воздушное судно, занятое в международной воздушной навигации, должно нести на себе свои соответствующие национальный и регистрационный знаки»5. Национальность воздушного судна выступает гарантом того, что никакое воздушное судно не сможет уклониться от ответственности государственного характера.

По мнению А. С. Конюховой, «в международном воздушном праве существуют два направления определения национальности воздушного судна: в силу его регистрации и эксплуатации» [5, с. 93].

В п. 1.1. ст. 33 ВК РФ закреплено, что воздушное судно подлежит государственной регистрации, которую производят в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. Регистрация воздушного судна подтверждается свидетельством государственной регистрации. Также регистрация может быть осуществлена в Реестре гражданских воздушных судов иностранного государства, но в данном случае должно быть заключено соглашение о поддержании летной годности между РФ и государственной регистрации.

Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации» термин «летательный аппарат» определяет как «самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы

3 Воздушный кодекс Российской Федерации: от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102046246&rdk= (дата обращения: 08.05.2024).

4 Совет ИКАО рассмотрел вопрос о двойной регистрации коммерческих воздушных судов Российской Федерацией // ИКАО : [сайт]. URL: https://www.icao.int/Newsroom/Pages/RU/ ICAO-Council-reviews-dual-registration-of-commercial-aircraft-by-Russian-Federation.aspx (дата обращения: 08.05.2024).

5 Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 года).

и другие»1. При этом делит летательные аппараты на военные, специальные, гражданские и экспериментальные.

Воздушный транспорт следует рассматривать в разных правовых плоскостях в качестве средства, места и объекта преступления.

Регулирование таких категорий преступлений требует соблюдений как национальных, так и международных правовых норм и обязательств. Разработка эффективных механизмов пресечения и наказания таких преступлений является важным аспектом обеспечения безопасности воздушного транспорта и защиты прав пассажиров и работников авиакомпаний.

На данный момент не проводится фундаментальных исследований по общей видовой характеристике преступлений в сфере воздушного транспорта. В связи с этим будем отталкиваться от положений конвенций ИКАО:

1. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, заключенная в Токио в 1963 г.2, квалифицирует деяния, ставящие под угрозу безопасность воздушных судов и лиц, находящихся на его борту, а также имущество;

2. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, заключённая в Гааге в 1970 г.3, закрепляет такой состав преступления,как незаконный захват воздушного судна;

3. Протокол, дополняющий Гаагскую конвенцию о борьбе с захватом воздушных судов, вступивший в силу в 2018 г., дополнивший Конвенцию «захватом воздушного судна», находящегося в эксплуатации, или осуществляющим над ним контроль путем насилия, или угрозы применения насилия, или другой формы запугивания, или с помощью любых технических средств, а значит управляемых дистанционно;

4. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, заключенная в Монреале в 1971г., включает: насилие в отношении лица, находящегося на воздушном судне в полете; разрушение и причинение вреда воздушному судну, приведшему выход из строя судна; совершение действий, которые характеризуются помещением на воздушное судно устройства или вещества, приводящего к разрушению и повреждению судна; информирование заведомо ложных сведений, которые создают угрозу безопасности воздушного судна в полете и другие.

5. Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации,

1 О государственном регулировании развития авиации : Федеральный закон от 8 января 1998 года № 10-ФЗ // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/175962/ (дата обращения: 08.05.24).

2 Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 года) // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/10500007/ (дата обращения: 08.05.24).

3 Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 года) // СПС «Гарант». URL: https://

base.garant.ru/2540347/ (дата обращения: 08.05.24).

заключенная в Пекине в 2010 г., имеющая преимущественную силу перед Монреальскими договорами, включает следующие деяния сверх закрепленных в Конвенции 1971 г.: использование воздушного судна с целью причинить смерть, увечье, ущерб имуществу, окружающей среде; выброс с борта судна вещества, причиняющие или могущие причинить смерть, телесные повреждения, ущерб имуществу или окружающей среде; перевозка на судне оружия в перечисленных целях.

Перечисленные конвенции регулируют отношения, связанные с воздушными судами в полете с момента закрытия всех внешних дверей после погрузки и до момента открытия любой из дверей для выгрузки.

Международные договоры, такие как Чикагская конвенция 1944 г., Токийская конвенция 1963 г., Протокол Монреальской конвенции 1988 г. определяют основания ответственности государств за преступления, совершаемых на воздушном транспорте [6]. В ст. 4 Пекинской конвенции предусмотрена возможность привлечения государствами-участниками виновных в совершении преступлений, подпадающими под эту категорию согласно положениям договора к уголовной, гражданской или административной ответственности.

В Российской Федерации ответственность за преступления, совершаемые на воздушном транспорте, определяется Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ)4, а Воздушный кодекс РФ устанавливает правовые основы использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации. В указанную группу входят ст. 205 и 211 УК РФ.

Например, одним из наиболее опасных преступлений данной категории является террористический акт (ст. 205 УК РФ). Под ним понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, которые устрашают население и создают опасность гибели человека, причиняет значительный имущественный ущерб либо иных тяжких последствий. Главная цель данного деяния — дестабилизация деятельности органов власти или международных организаций, либо воздействие на принятие ими решений, либо угроза их совершения.

Политика терроризма на протяжении многих лет является актуальной проблемой современности. Терроризм распространен во многих государствах и во всем мире и продолжает наносить удар по безопасности гражданской авиации и общества в целом. У некоторых людей отсутствует четкое понимание того, что представляет собой терроризм. Одни считают, что это ли-цаучаствующие в борьбе за справедливость и свободу, другие думают, что это лица, участвующие в осуществлении террористической деятельности.

Наиболее опасным и устрашающим явлением является воздушный терроризм [3]. Терроризм характеризуется определенным актом, который подразумевает

4 Уголовный кодекс Российской Федерации : от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СПС «Гарант». URL: https://base.garant. ги/10108000/ (дата обращения: 08.05.2024).

под собой определенное противоправное деяние, цель которого — повлиять на политическую систему государства, надавить на государственные органы, которые санкционируют определенные государственно-властные функции, выражающие в виде принятия какого-либо решения или нормативно-правового акта [11]. По нашему мнению, террористическая деятельность отличается неким имморализмом, безнравственностью, в частности, потому что жертвы таких преступлений даже не рассматриваются в контексте главной цели террористической деятельности.

Как показывает статистика, воздушное судно является наиболее безопасным транспортом в сфере передвижения, но в то же время он является наиболее уязвимым в плане нападения.

Безопасность воздушного транспорта и недопущение воздушного терроризма в данное время приобрело мировое значение. Государства ориентированы на принятие специальных мер, направленных на предотвращение террористических актов. Данные меры заключаются в том, чтобы создать жесткий контроль за проникновением на территорию аэропорта подозрительных и посторонних лиц, а также транспортных средств.

Ст. 211 УК РФ предусматривает ответственность за угон воздушного судна или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона. Угон воздушного судна может быть опасен не только для пассажиров и экипажа на борту, но и для безопасности воздушного трафика в целом.

Еще одним примером преступления, совершаемого на борту воздушного судна, является незаконное вмешательство в работу системы управления воздушным судном. Это может быть сделано путем использования электронных устройств, таких как смартфоны или ноутбуки, для взлома бортовой системы управления, что может привести к аварии или катастрофе воздушного судна. Такие преступления подпадают под действие правил международного договора о борьбе с незаконными актами против безопасности гражданской авиации 1971 г., а также ст. 83 ВК РФ «авиационная безопасность».

В связи с этим акцентируем внимание на том, что Воздушный кодекс РФ не определяет перечень противоправных деяний, свидетельствующих о незаконном вмешательстве в деятельность гражданской авиации, что может способствовать качественному и единому регулированию исследуемой сферы.

Ряд статей Уголовного кодекса направлены на привлечение к ответственности за нарушение правил полетов, а именно ст. 271 «Нарушение правил полетов» и 271.1 УК РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства».

Ст. 271 УК РФ предусматривает ответственность за несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета, или иное нарушение правил международных полетов.

Воздушный кодекс в ст. 79 ВК РФ «Международные полеты воздушных судов» закрепляет правила, которыми должны руководствоваться лица, совершающие международные полеты на воздушных судах: «Международные полеты воздушных судов выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Таже статья отсылает нас к п. 120 постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ»1.

Ч. 1 ст. 271.1 УК РФ квалифицирует «нарушение правил использования воздушного пространства» как использование воздушного пространства РФ без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Под законодательством РФ подразумеваются ст. 11-19 ВК РФ, в которых содержатся положения, связанные с государственным регулированием использования воздушного пространства.

Некоторые преступления, совершаемые на воздушном транспорте, могут рассматриваться как транснациональные преступления, требующие сотрудничества нескольких государств. Такие преступления могут включать в себя торговлю наркотиками, контрабанду оружия, незаконную миграцию и другие. В таких случаях международное право также может быть применено для пресечения и наказания таких преступлений.

Само же сотрудничество реализуется в рамках ИКАО, которая разработала многочисленные стандарты и рекомендации по обеспечению безопасности на борту воздушных судов и пресечению преступлений, проводит обучение и оказывает техническую помощь странам-членам, осуществляет иную деятельность на других площадках, и зависит это от задач, стоящих перед государствами в ответ на вызовы транснациональной преступности. В частности, в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на воздушном транспорте осуществляется сотрудничество Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и Международного совета по контролю за наркотиками (INCB).

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) определила некоторые действия, которые подпадают под категорию деструктивного поведения во время полета. Так, под ними понимаются курение, потребление запрещенных наркотиков, несоблюдение процедур безопасности, употребление алкоголя сверх установленного лимита, сексуальное домогательство к кому-либо на борту рейса, кража, угроза экипажу или

1 Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации: постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102136936 (дата обращения: 08.05.2024).

другим пассажирам, противостояние членов экипажа или пассажиров — словесное, физическое и т. п.

Преступления, совершаемые с использованием воздушного транспорта, носят в большей степени международный характер и подпадают под регулирование международных договоров ИКАО.

Среди первой группы преступлений необходимо назвать акты ненадлежащего использования гражданской авиации [4]. Так, ИКАО выделила следующие составные элементы актов ненадлежащего использования гражданской авиации: неправомерный характер захвата воздушных судов в процессе полетов, на земле; захват заложников на борту воздушного судна или на аэродромах; насильственный характер проникновения на борт воздушного судна или на объекты транспортной инфраструктуры; распределение на борту воздушного судна или на территории аэропорта оружия, опасныхустройств, которые предназначены для преступных замыслов; ложное уведомление (дезинформация), которое ставит под угрозу безопасность воздушного судна как в полете, так и на земле, а также пассажиров, экипаж и транспортную инфраструктуру в целом.

Преступления в сфере безопасности полетов могут включать в себя различные действия, которые нарушают нормы безопасности воздушного движения и создают риск для жизни и здоровья людей. Одним из таких преступлений является нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК РФ), которое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

может привести к аварии или катастрофе воздушного судна. Например, это может быть связано с неправомерным планированием маршрута полета, нарушением правил высоты полета, неправильной координацией с другими воздушными судами и т. п.

Также в указанную группу входят преступления, предусмотренные в статьях УК РФ 263 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта и метрополитена», 263.1 «Нарушение требований в области транспортной безопасности», 266 «Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с неисправностями», 267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщений», 267.1 «Действия угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств», 268 «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта» и некоторые другие.

Заключение

В заключении отметим, что в настоящее время в отечественном законодательстве отсутствует официальное толкование воздушных преступлений. Для полного понимания данного института преступлений мы обращаемся к международным договорам и национальному праву государств. В рамках рассматриваемого института воздушных преступлений в виду назревшей необходимости планируется провести классификацию воздушных преступлений.

Список источников

1. Алексеев Н. С. Транспортные преступления. Ответственность за преступления, посягающие на правильную работу советского транспорта. Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1957.144 с.

2. Борисов А. В. Понятие и структура транспортной преступности // Вестник Московского университета МВД России, 2023. № 1. С. 46-55. D0I: 10.24412/2073-0454-2023-1-46-55

3. Ворожейкин В. А. Правовой аспект воздушного терроризма в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2013. № 9. С. 281-282.

4. Князева Е.А., Князева H.A. Воздушное судно как предмет и средство совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право, 2018. № 1-2. С. 107-115.

5. КонюховаА. С. К вопросу о понятии «национальность воздушного судна» // Московский журнал международного права, 2018. № 1. С. 89-101. D01:10.24833/0869-0049-2018-1-89-101

6. Коробеев А. И. Транспортные преступления и транспортная преступность. Москва : Юрлитинформ, 2015.488 с.

7. Куринов Б. А. Уголовная ответственность за нарушение правил движения на автотранспорте. Москва : Гос-юриздат, 1957.140 с.

8. Люблинский П. И. Преступления в области воздушного транспорта // Вопросы воздушного права : сборник трудов секции воздушного права Союза Осоавиахим СССР и Осоавиахим РСФСР. Вып. 2 / под ред. П. И. Баранова [и др.]. Москва; Ленинград : Госиздат, 1930. С. 165-189.

9. Пожарский А. Ю. Система норм о транспортных преступлениях в уголовном праве России (становление и развитие) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва : Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА), 2016. 35 с.

10. ЧучаевА.И. Транспортные преступления: проблемы механизма, квалификации и наказания : дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 1990. 511 с.

11. Шахова Д. А. Проблема воздушного терроризма в современном мире // Вестник Пензенского государственного университета, 2019. № 4 (28). С. 25-27.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов отсутствует.

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 13.05.2024. Дата рецензирования статьи / Revised: 31.05.2024. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 03.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.